Изобретение летательных аппаратов, позволяющих людям путешествовать в атмосфере Земли, входит в список величайших инноваций человечества. Авиация бросает вызов пределам, и в этой сфере все время возникают новые идеи, однако самолеты, перечисленные ниже, даже отдаленно не подходят под понятие «норма».
Convair V2 Sea Dart
В дополнение к самолетам стандартным, пилотам подчас бывают доступны очень интересные экземпляры летательных аппаратов. Истребитель, о котором сейчас пойдет речь, мог совершить посадку прямо на поверхность океана. И он сильно расширял должностные обязанности пилотов, на время превращая их из обычных летчиков в операторов лыжного шасси.
Convair V2 Sea Dart был экспериментальным американским истребителем, его построили в 1951 году в качестве прототипа сверхзвукового гидросамолета, укомплектованного водонепроницаемым корпусом и парой подводных крыльев.
От производства этого истребителя решено было отказаться после катастрофы, закончившейся смертью пилота. Но тем не менее он стал первым (и на данный момент — единственным) гидросамолетом, преодолевшим звуковой барьер.
Goodyear Inflatoplane
Когда компания, производящая автомобильные шины, выходит на рынок самолетов, следует ожидать очень необычных результатов. В 1959 году компания Goodyear Tire попробовала удовлетворить запросы рынка о небольшом удобном самолете, и ее ответ на эти запросы был очень причудлив. Открытая кабина Goodyear Inflatoplane была полностью изготовлена из резины.
Фактически там все было из резины, кроме двигателя и проводов. Самолет можно было уложить в коробку длиной 1 метр, и его можно было полностью накачать с помощью обычного велосипедного насоса всего за 15 минут.
С аэродинамической точки зрения машина была превосходна, так как поднималась в воздух с невероятной легкостью. Тем не менее компания Goodyear Tire столкнулась с серьезными проблемами.
Они никак не смогли убедить военных купить свое детище после того, как военные узнали, что самолет можно будет сбить всего одной пулей или даже выстрелом из рогатки.
NASA A1 Pivot-Wing
NASA A1 Pivot-Wing смог поднять понятие «странный самолет» на совершенно новый уровень. Его разработали в начале 80-х годов для того, чтобы проверить концепцию поворотного крыла.
Длинное тонкое крыло этого реактивного самолета могло поворачиваться на такой невероятный угол, что оказывалось практически параллельно кабине пилота.
Идея этого неортодоксального и исключительного новаторского подхода была в том, чтобы таким способом компенсировать вихревые возмущения воздушного потока.
Странный самолет даже совершил несколько полетов, и летал он на удивление хорошо, однако результаты все-таки не были признаны достаточно убедительными для того, чтобы оправдать затраты на его производство. Тем не менее современные беспилотники, в основе которых лежит конструкция этого самолета, в настоящее время находятся в стадии разработки.
Vought V-173
Vought V-173 был разработан в 1942 году в качестве прототипа самолета с вертикальным взлетом и посадкой, способного перехватывать вражеские истребители, взлетая с палубы авианосца. За странную конструкцию летчики-испытатели прозвали этот самолет «летающий блин».
Его фюзеляж имел округлую форму. Пара двигателей приводила в движение пропеллеры огромных размеров, которые не задевали землю при взлете только благодаря удлиненным стойкам шасси. Невысокий спрос и одна авария решили судьбу этого проекта, однако с него началось развитие в этом направлении, которое в конце привело к появлению знаменитого Harrier Jump Jet.
Bell P-39 Aircobra
Все-таки иногда лучше экспертам придерживаться только того, с чем они знакомы действительно хорошо. Во время Второй мировой войны компания Bell Helicopters выпустила мощный и невероятно маневренный истребитель с превосходными боевыми характеристиками.
У большинства самолетов двигатели расположены спереди, однако Bell, будучи вертолетной компанией, создала истребитель с двигателем, центр которого находился позади кабины пилота.
Длинный вал, идущий от этого двигателя, вращал пропеллер спереди, однако такая конструкция привела к необычному расположению центра тяжести машины. Эта «небесная змея» в годы войны сбила гораздо больше самолетов противника, чем любой другой истребитель американских ВВС.
Однако некоторые «кобры» гибли не потому, что были сбиты противником, а потому что падали сами, легко срываясь в «штопор» даже из-за самых незначительных ошибок пилотов.
SR 71 Blackbird
SR 71 Blackbird был создан еще до эпохи универсальных спутниковых технологий. Это был первый в своем роде самолет-разведчик, с беспрецедентной скоростью и дальностью полета. Он был способен подниматься на невероятную высоту, а выглядел он как страшный, почти инопланетный космический корабль.
Однако в конструкции SR 71 Blackbird были серьезные недостатки. Стоило самолету подняться на высоту в 7 км и разогнаться до скорости в 3300 км/ч, как его внешняя обшивка нагревалась до 400 градусов и начинала светиться красным.
Эта адская картина за пределами кабины не слишком радовала пилотов. И хотя кабина была изолирована асбестом, пилотам все равно приходилось сидеть в ней по полчаса после приземления, для того чтобы не опалить себе ноги при выходе.
Даже прозрачный фонарь кабины раскалялся до 300 градусов.
Convair Pogo
The Grumman X23, он же Pogo, представлял собой радикальный уход от всех норм самолетостроения. Это даже не было чем-то эксцентричным, это был полномасштабный абсурд.
По внешнему виду Pogo слегка напоминал обычный самолет, если не обращать внимания на реактивный двигатель, вмонтированный в носовой обтекатель аппарата. Этот двигатель позволял Pogo взлетать вертикально.
Вот только в отличие от большинства самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, нос Pogo перед взлетом задирался вверх под прямым углом, так что пилот в кабине почти лежал, как космонавт в ракете.Только после такой предварительной подготовки Pogo мог взлетать.
Было совершено несколько успешных испытательных полетов, но, как и многие другие воздушные неудачники, этот проект так и не смог улететь далеко от земли.
McDonnell Douglas X-15
X-15 является очень старым проектом, однако это был такой значительный и аномальный скачок вперед, что он по сей день остается непревзойденным в истории авиации. Впервые испытанный в 1959 году, экспериментальный ракетоплан Х-15 был 2 м в длину, с двумя крошечными метровыми огрызками крыльев с каждой стороны.
Серия испытаний показала, что ракетоплан способен достигнуть высоты в 107 км, так что две выполненных миссии были квалифицированы как космические полеты.
Когда этот небольшой самолет проходил сквозь плотные слои атмосферы, его скорость в шесть раз превышала скорость звука. Обшивка Х-15 была покрыта особым сплавом на основе никеля, который был похож на тот, что встречается в составе метеоритов.
Этот сплав не позволял самому быстрому летательному аппарату на планете сгореть в атмосфере.
Blohm und Voss BV 141
В обычном мире симметрия является правилом, которое прослеживается практически во всем, от глаз до крыльев и плавников. Инженеры при создании своих изобретений тоже вдохновляются этим принципом, это правило справедливо и для авиадвигателей.
Однако в годы Второй мировой войны немецкие инженеры из компании Dornier заметно отклонились от этой нормы и создали самолет-разведчик, у которого хвостовой стабилизатор располагался только с одной стороны, а кабина пилота располагалась асимметрично, с противоположной стороны.
На первый взгляд такая конструкция выглядит несбалансированной.
Однако благодаря тому, что кабина расположена на правой стороне, а несущий пропеллер находится левее, во время полета возникает момент силы, который помогает самолету лететь ровно.
В результате этот причудливый аппарат не только успешно отрывался от земли, но и впоследствии вдохновил многих создателей современных спортивных самолетов на создание аппаратов со схожей конструкцией.
Caproni Ca.60 Noviplano
Рассмотрим дом на воде, скрещенный с самолетом. Именно эта идея лежала в основе Caproni Ca.60 Noviplano.
Эта машина установила «планку странности» для самолетов настолько высоко, что даже «Красный Фоккер» Рихтгофена по сравнению с ней выглядит очень бледно. Длина этого летательного аппарата составляла 23 м.
Вес — колоссальные 26 т. Этот плавающий и летающий аппарат был построен, чтобы стать первым трансатлантическим лайнером в истории авиации.
Исходя из теории, что с помощью достаточного количества крыльев можно поднять в воздух что угодно, инженеры создали стек из трех крыльев спереди и трех в середине. Вместо хвоста использовался еще один, третий набор крыльев. Эта чудовищная машина, наверное, может быть классифицирована как тройной триплан, и ничего подобного ни до, ни после нее построено не было.
Оторваться от земли не было проблемой, но сразу после взлета, на высоте в 18 метров, аппарат начал разваливаться, а потом упал в воду. Оба летчика погибли. После этого самолет удалось отремонтировать, однако позднее он сгорел. Это произошло ночью, и подробности этого происшествия до сих пор до конца не выяснены.
Самые необычные летательные аппараты (PIPL)
Просто история: (много фоток)
В мире есть довольно много летающих аппаратов, чей внешний вид просто поражает. Большинство из них это экспериментальные модели, которые так и никогда не оторвались от земли. В сегодняшней подборке Вы найдете обзор самых нестандартных летающих конструкций, созданных в разное время авиаразработчиками разных стран.
Летающий кран XH-17. Построен компанией Говарда Хьюза Hughes Aircraft вертолет, имевший титанический ротор диаметром 40 метров (12-этажный дом) и умевший поднимать почти 7 тонн.
Основные характеристики Hughes XH-17 «Flying Crane»: Экипаж: 3 человека Длина: 16,25 м Диаметр главного ротора: 39,62 м Высота: 9,17 м Максимальная взлётная масса: 19731 кг Двигатель: два турбореактивных General Electric/Allison J35 Максимальная скорость: 145 км/ч Крейсерская скорость: 137 км/ч Практическая дальность: 64 км Практический потолок: 3995 м.
Leduc 0.20 — экспериментальный истребитель-перехватчик, разработанный французским конструктором Рене Ледюком. Leduc 0,22 был прототипом истребителя Mach 2, построенного во Франции в 1956 году.
Разработка НАСА «М2-F1» получила прозвище «Летающая ванна». Предполагалось ее использование в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый испытательный полет прошел 16 августа 1963 года. А в 1966 году – последний.
Аппарат M2-F1 стоит назвать просто планером странной конструкции: у него не было не только крыльев, но и двигателя. Был создан в начале 1960-х для тестирования технологий, связанных с аэродинамикой компоновки «несущий корпус». Аппарат просто цеплялся тросом за полноценный самолет и несся вслед за ним.
Прототип самолета McDonell Douglas X-36 авиаконструкторы придумали только для того, чтобы удостовериться в летательных способностях бесхвостых самолетов. Был разработан в 1977 году. Дистанционное управление.
Ames AD-1 (Эймес АД-1) – первый в мире самолёт с косым крылом. Экспериментальная модель 1979 года. Его испытания проводились около трех лет. После этого самолет поместили в музей города Сан-Карлос.
Boeing Vertol VZ-2 имеет поворотное крыло. Отличительной особенностью от другой подобной авиатехники, является его способность взлетать вертикально и зависать в воздухе. Разработан был 1957 году. После серии успешных испытаний, длившихся целых три года, был передан в исследовательский центр NASA.
В-12 (МИ-12) Самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире, разработан советскими учеными – сотрудниками конструкторского бюро им. М. Л. Миля в 1969 году. Он способен поднимать груз весом 40 тонн на высоту 2250 метров. Побить этот рекорд еще никому не удалось.
АВВП VZ-9V «Аврокар» – летательный аппарат, разработанный в 1952 году в Канаде. Над его созданием ученые трудились семь лет, но проект оказался провальным. Максимальная высота, на которую смогла подняться «тарелка» не превысила полутора метров.
Northrop XP-79B имел два реактивных двигателя и весьма странный вид. Согласно задумке американских разработчиков истребитель должен был пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. Но первый же вылет в 1945 году закончился катастрофой. Произошла она на пятнадцатой минуте полета.
В 2007 году лучшим изобретением согласно опросу Times был признан боинг X-48 (Boeing X-48). Это результат совместного сотрудничества американской компании Boeing и агентства NASA. Первый вылет состоялся летом 2007 года. Беспилотный аппарат поднялся на высоту 2300 метров и благополучно приземлился через 31 минуту.
- Еще одна нестандартная разработка НАСА – летательный аппарат NASA Hyper III.
Vought V-173, созданный инженером из Америки Чарльзом Циммерманом, часто называли «Летающим блинчиком» за необычный внешний вид. Но, несмотря на это, он обладал отличными летными свойствами. Именно Vought V-173 стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки.
HL-10 использовался для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса. Разработка НАСА.
Су-47 «Беркут» – палубный истребитель, спроектированный в 1997 году в ОКБ им. Сухого (Россия). Для его создания применялись композитные материалы. Отличительной чертой являются крылья обратной стреловидности. На данный момент относится к экспериментальным моделям.
Grumman X-29 – основной проект 1984 года корпорации Grumman Aerospace. Его можно назвать предшественником российского Су-47 «Беркут». Всего было собрано два таких истребителя (спецзаказ агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США).
- XFV-12A представляет собой сверхзвуковой высокоплан, построенный по схеме «утка», со стреловидным крылом и трапециевидными горизонтальным оперением, расположенным в носовой нижней части фюзеляжа
«Стипа-Капрони» — «туннельный» самолет. Первый полет самолета Stipa, оборудованного двигателем DeHavilland Gipsy III мощностью 120 л.с., состоялся 7 октября 1932 года. Самолет успешно летал, после чего авторские права на него были проданы во Францию. Трудности последовавшего затем военного времени не позволили продолжить столь необычный эксперимент
LTV XC-142 имеет поворотное крыло и способен взлетать вертикально. Первый его вылет состоялся 29 сентября 1964 года. В 1970 году проект заморозили. Из пяти построенных самолетов на данный момент сохранился только один. Он стал частью экспозиции Музея ВВС США.
Экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева, официально носил название «Корабль – макет» или сокращенно «КМ», но его частенько называли просто «Каспийским монстром».
Размах его крыла составлял 37,6 м, длина- 92 м, максимальная взлётная масса -544 тонны. В течение 15 лет проводились многочисленные экспериментальные полеты, но в 1980 из-за ошибки пилота гигант потерпел крушение. К счастью, обошлось без жертв.
Но попыток восстановить КМ не последовало.
Прототип палубного бомбардировщика M.39B Libellula, названный в честь рода стрекоз. По замыслу британских инженеров, конструкция могла позволить уменьшить размах крыльев, увеличив их число. Однако прототип должных способностей не продемонстрировал и от этой идеи пришлось отказаться.
«Super Guppy» носит прозвище «Воздушный кит» и используется NASA для доставки крупногабаритных изделий для МКС. Разработка принадлежит Aero Spacelines.
Этот модуль, созданный в 1963 году, был частью грандиозного проекта «Аполлон». Планировалось его использование для высадки на Луну. Имел всего один реактивный двигатель.
- McDonnell XF-85 «Goblin» — американский прототип реактивного истребителя, который предполагалось запускать из бомболюка самолёта Convair B-36 (1948 год)
Сикорский S-72 впервые поднялся в небо 12 октября 1976 года. В 1987 свет увидел уже модернизированный S-72. Но вскоре проект закрыли из-за недостаточного финансирования.
Ryan X-13A-RY Vertijet сконструирован в 1950 году в Америке. Это реактивный самолет вертикального взлета и посадки, выполненный по заказу ВВС США.
Еще один модуль для высадки на Луну. Также был частью проекта «Аполлон». Разработан в 1964 году. Способен выполнять вертикальную посадку и взлет.
- Экспериментальный французский Snecma Coleoptere C-450 еще один представитель насекомых: название его означает просто «жук»
ВВА-14 советско-итальянского конструктора Роберта Бартини с вертикальным взлетом и посадкой, амфибия, экранолет, а также весьма внушительной грузоподъемностью. Жаль, но проект оказался чересчур амбициозным: лишь один из двух произведенных экземпляров сохранился до сих пор и доживает свой век в авиационном музее в подмосковном Монино.
МиГ-8 «Утка» — советский экспериментальный самолёт, разработанный в «ОКБ Микояна и Гуревича» в 1945 году. Самолёт «МиГ-8» разрабатывался в инициативном порядке. Проект предназначался для испытания самолётов с большой стреловидностью крыла. Основной особенностью было использование аэродинамической схемы «Утка».
АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. 17 июня 1933 года лётчик-испытатель М. М. Громов выполнил на АНТ-20 первый полёт продолжительностью 35 минут.
- Edgley EA-7 Optica британский лёгкий самолёт
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Является первым сверхзвуковым авиалайнером.
Самые необычные самолёты в истории авиации (28 фото)
- McDonnell Douglas X-36, бесхвостый истребитель
- Монстр Каспийского моря, «Каспийский монстр» — Экспериментальный экраноплан, который был разработан Ростиславом Алексеевым в 1966 году.
«Каспийский монстр»
De Lackner HZ-1 – Устройство, позволяющее проводить разведывательные операции.
De Lackner HZ-1
Stipa-Caproni — Фюзеляж экспериментального итальянского самолёта выполнен в виде бочки (1932 год).
Stipa-Caproni
Blohm & Voss BV 141 – Самолёт, который должен был использоваться немецкими разведчиками во время II мировой войны. Отличается асимметричным дизайном.
Blohm & Voss BV 141
«Libellula»— Благодаря двойным крыльям и двум двигателям, у пилота был хороший обзор, что позволяло совершать успешные посадки на авианосцы. 1945 год.
«Libellula»
North American XF-82 – Самолёт сопровождения, состоит из двух соединённых P-51 «Mustang». 1946 год.
North American XF-82
Northrop XB-35 — Военная разработка бомбардировщика предназначалась Военно-воздушным силам США.
Northrop XB-35
Martin XB-51 – Штурмовой самолёт США, оборудованный 3 двигателями. Отличается нетрадиционным дизайном: оба двигателя расположены под носом самолёта, третий – в хвостовой части.
Martin XB-51
Lockheed XFV «The Salmon» — Экспериментальная разработка, возможен взлёт «с хвоста».
Lockheed XFV «The Salmon»
Avro Canada VZ-9 «Avrocar» — Самолёт выполнен в форме диска, может совершать вертикальный взлёт. Засекреченный проект США.
- Avro Canada VZ-9 «Avrocar»
- HL-10 – Строительство было завершено благодаря проекту «Lifting Body Research Program» под руководством NASA.
- HL-10
Douglas XB-42 «Mixmaster» —Проект бомбардировщика создан в 1944 году. Самолёт способен летать на очень больших скоростях.
- Douglas XB-42 «Mixmaster»
- Dornier Do 31 – Экспериментальный транспортник, возможен вертикальный взлёт.
- Dornier Do 31
«Aerodyne» Александра Липпиша – На самолёте распложены два соосных внутренних пропеллера. Отсутствуют крылья.
«Aerodyne»
McDonnell XF-85 «Goblin» — Один из прототипов военного самолёта. Согласно замыслу инженеров, запуск должен был происходить из люка Convair B-36.
- McDonnell XF-85 «Goblin»
- Vought V-173 — Военный самолёт, предназначавшийся для ВМС Америки.
- Vought V-173
Hyper III – Самолёт с возможностью дистанционного управления. Разработан NASA.
- Hyper III
- VVA-14 – Самолёт-амфибия.
- VVA-14
Snecma C-450 – Проект французских инженеров. Отличительная особенность – возможность вертикального взлёта и приземления. 1958 год.
- Snecma C-450
- Ames-Dryden (AD)-1 – На основе этого самолёта происходило изучение принципов изменяемого крыла.
- Ames-Dryden (AD)-1
- B377PG – воздушное средство для транспортировки грузов.
- B377PG
- X-29 – Применяется крыло обратной стреловидности.
- X-29
Douglas X-3 «Stiletto» — Использовался для испытания новой конструкции, чтобы преодолевать скорость звука. 1953-1956.
- Douglas X-3 «Stiletto»
- Be-200 – Самолёт с большим функционалом.
- Be-200
Proteus – Есть двойное крыло и два двигателя. Спроектирован в Scaled Composites.
Proteus
Caproni Ca.60 Noviplano – Девятикрылая летающая лодка. Прототип лайнера, который должен был совершать перелёты через Атлантику со 100 пассажирами на борту. Оборудован 8 двигателями. Понтоны по краям придавали устойчивость. Первый полёт завершился неудачно, самолёт взлетел, но всего через 18 метров после этого потерпел крушение.
Caproni Ca.60 Noviplano
A300-600ST («Белуга») — Авиалайнер, отличающийся широким фюзеляжем. Предназначен для транспортировки больших грузов.
«Белуга»
Самые необычные конструкции самолётов в истории авиастроения
McDonnell Douglas X-36 – истребитель лишенный хвостового оперения «Каспийский монстр» или «Монстр Каспийского моря» – созданный в 1966 году Ростиславом Алексеевым экспериментальный экраноплан.
De Lackner HZ-1 – летательная конструкция, позволяющая осуществлять разведку.
Экспериментальный итальянский самолёт Stipa-Caproni выполнен с фюзеляжем в виде трубы (1932 год).
Самолёт Blohm & Voss BV 141 в период второй мировой войны использовался немцами для разведки в тылу врага. Летательный аппарат отличается асимметричной конструкцией.
Самолет «Libellula» (1945 год), оснащенный двумя двигателями и двойными крыльями обеспечивал пилоту хороший обзор при приземлении на авианосцы.
North American XF-82 (1946 год) – Самолёт сопровождения, состоящий из двух соединённых вместе истребителей «Mustang» P-51.
Northrop XB-35 — Бомбардировщик, созданный для ВВС США.
Martin XB-51 – Штурмовик ВВС США, оснащенный тремя двигателями. Отличается нетрадиционной конструкцией: два двигателя расположены снизу носовой части самолёта, а в хвостовой части – третий.
Lockheed XFV «The Salmon» – опытный образец, отличительной особенностью кторого является способность к вертикальному взлёту.
«Avrocar» (полное название – Avro Canada VZ-9) — засекреченная американская разработка, уникальной особенностью которой является форма. Выполненный в форме диска самолёт, способный взлетать вертикально.
HL-10 – Самолет класса «летающее тело». Сборка была завершена в рамках проекта NASA (США) «Lifting Body Research Program».
Douglas XB-42 «Mixmaster» — Этот бомбардировщик спроектирован в 1944 году. Отличительная особенность – возможность сверхскоростных полетов.
Dornier Do 31 – Опытный образец транспортного самолета, способный к вертикальному взлёту.
«Aerodyne» – конструкция Александра Липпиша. Внутри фюзеляжа расположены два соосных пропеллера. Крылья отсутствуют.
McDonnell XF-85 «Goblin» — Прототип боевого самолёта. По замыслу инженеров, стартовать он должен был из люка бомбардировщика Convair B-36.
Vought V-173 — Боевой самолёт, созданный для ВМС США.
Hyper III – Самолёт, предусматривающий возможность дистанционного управления. Спроектирован организацией NASA.
VVA-14 – Одна из разновидностей самолёта-амфибии.
Snecma C-450 – Конструкция французских авиастроителей. 1958 год. Предусмотрена возможность вертикальной посадки и вертикального взлёта.
- Ames-Dryden (AD)-1 – Изучение принципов крыла изменяемой геометрии происходило на основе полетов этого самолёта.
- B377PG –Транспортный самолет для негабаритных грузов.
- X-29 – Отличительная особенность – крыло обратной стреловидности.
- Douglas X-3 «Stiletto» (1953-1956) – Создан для испытания конструкции, способной преодолеть звуковой барьер.
- Be-200 – Многофункциональный гидросамолет.
Proteus – Самолет оснащен двумя двигателями и двойным крылом. Разработан в Scaled Composites.
Caproni Ca.60 Noviplano – Летающая лодка с девятью (три по три) крыльями. Прототип трансатлантического лайнера, способного нести на борту до 100 пассажиров. Судно оборудовано восемью двигателями, а для устойчивости оснащено боковыми понтонами. Первый полёт закончился неудачно, конструкция взлетела, но, пролетев 18 метров, потерпела крушение.
A300-600ST («Белуга») — Широкофюзеляжный авиалайнер, предназначенный для транспортировки негабаритных грузов.
Самые необычные самолеты в истории авиации
В истории авиации было много странного. Иногда даже жаль, что большинство этих «странностей» остались лишь в виде концептов и тестовых моделей. Что поделаешь: в самолетах главное — надежность. В этой подборке — 15 странных самолетов, которые когда-либо поднимались в воздух.
1
Grumman X-29, 1984 год
Экспериментальный самолет с обратным крылом. Всего было построено, по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA), два экземпляра.
Данный экспериментальный самолёт был создан в попытке поиска новых путей развития военной авиации и в связи с открывшимися технологическими возможностями в области электроники и композитных материалов.
2
3
4
Aero Spacelines B-377, 1962 год
«Беременный Гуппи», самолет НАСА для перевозки негабаритных грузов.
Первый самолет Super Guppy, или «SG», был построен с использованием фюзеляжа военно-транспортного самолёта Boeing C-97 (военный вариант Boeing 377). Фюзеляж был удлинен до 43 метров, а его диаметр увеличен до 7,6 м (максимальный внутренний диаметр); длина внутреннего грузового отсека составила 28,8 м. Фюзеляж сужался книзу, и ширина пола составила 2.7 м.
5
6
7
Nemeth Parasol, 1934 год
Моноплан с идеально круглым крылом. Этот самолет представлял собой традиционный подкосный моноплан (крыло располагалось над фюзеляжем на подкосах, аналогично тому, как это делается в традиционных бипланах), если не считать формы крыла. Круглое крыло самолета имело на законцовках элероны.
По мнению разработчиков, главным достоинством этого двухместного самолета, оснащенного радиальным двигателем Warner Scarab мощностью 120 л. с. являлось то, что малое удлинение крыла позволяло выполнять полет при больших. чем обычные, углах атаки, что, в свою очередь, гарантировало медленное и не опасное снижение, аналогичное снижению на парашюте.
8
9
Martin XB-51, 1945 год
Трехдвигательный бомбардировщик нестандартной компоновки.
В послевоенный период было разработано большое количество разнообразных машин и среди них было немало имеющих оригинальную конструкцию. Среди них особенно выделяется бомбардировщик ХВ-51 разработанный американской компанией Glenn L. Martin Company. Наиболее примечательной конструктивной особенностью данной машины является количество и расположение двигателей: два двигателя размещались под носовой частью и один в хвосте.
10
Самолет — свободнонесущий среднеплан, имеющий стреловидное крыло и хвостовое оперение. Первые расчеты показали, что взлетный вес бомбардировщика приближается к 36 тоннам.
11
12
Douglas XB-42 Mixmaster, 1944 год
Экспериментальный бомбардировщик с поршневыми двигателями. Имел два поршневых двигателя, вращавших соосные винты в хвосте фюзеляжа.
По утверждению американского историка авиации Бауэрса является самым скоростным поршневым бомбардировщиком в истории. Первый полёт прототипа состоялся 6 мая 1944 года.
Всего было построено 2 экземпляра, один из которых разбился 16 декабря 1945 года, а второй (ХВ-42А) был переделан в летающую лабораторию для испытания реактивных двигателей Westinghouse 19XB-2A.
13
Rockwell XFV-12, 1977 год
Палубный самолет укороченного взлета. В течение длительного времени американская авиационная промышленность изучала проблематику летательных аппаратов вертикального / укороченного взлета. Работы по новому проекту стартовали в начале семидесятых годов и были прямо связаны с текущими планами по перевооружению военно-морских сил.
Разработка и строительство опытного самолета не уложились в график, затем возникли проблемы на испытаниях. Длительная доводка тоже не дала желаемых результатов. После закрытия проекта единственный построенный опытный образец был отправлен на хранение. Впоследствии его разукомплектовали, а затем и разобрали.
14
Leduc 0.20, 1953 год
Экспериментальный истребитель-перехватчик. Опытный самолет, у которого вместо дополнительных двигателей на концах крыла были топливные баки, получил обозначение 0.20. Он подвергался исследованиям до января 1954 г., после чего был передан в музей.
Работы над этим самолетом были начаты в 1952 г, а к созданию опытного образца приступили в 1953 г. Ввиду того что строительство этого самолета затянулось, его летное испытание было проведено лишь 26 октябре 1956 г. Leduc 0.22 представляет собой построенный по классической схеме среднеплан со стреловидным крылом.
15
16
Ames-Dryden-1, 1979 год
Исследовательский самолет НАСА для изучения изменяемой геометрии крыла. Первый в мире самолёт с «косым крылом». По сравнению с крылом симметрично изменяемой стреловидности данная схема имеет на 11-20% меньшее лобовое сопротивление, на 14% меньшую массу и на 26% меньшее волновое сопротивление.
Самолёт был построен в 1979 году и совершил первый полёт 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 лётчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор.
17
18
Snecma C-450, 1958 год
Боевой самолет вертикального взлета с кольцевым крылом. Исследования реактивных СВВП во Франции начались в 1954 году. Во время одного из таких полетов 25 июля 1958 г. самолет потерял управление на высоте 75 м, разбился и сгорел, летчик успел катапультироваться на высоте 18 — 22 м, но в результате неудачного приземления повредил позвоночник.
19
Edgley Optica, 1983 год
Легкий разведывательно-наблюдательный самолет. Разрабатывался как альтернатива легким вертолётам. Первый полёт состоялся в 1979 году; серийный выпуск продолжался с перерывами с 1983 по 1990 год, в общей сложности построен 21 самолёт.
Некоторое количество самолётов было приобретено полицейскими подразделениями Великобритании. Однако после катастрофы полицейского самолёта в Хэмпшире, повлёкшей гибель двух членов экипажа, финансовое положение компании ухудшилось, что позже привело к её банкротству.
20
21
Aviation Traders ATL.98 Carvair, 1961 год
Экспериментальный грузопассажирский самолет. Проектирование летательного аппарата модели Aviation Traders ATL.
98 Carvair началось британскими инженерами-авиаконструкторами в конце 50-х годов прошлого века.
В качестве основы для нового самолёта, инициаторами создания которого выступали компании, нуждающиеся в грузовых воздушных судах, использовалась модель авиалайнера Douglas DC-4.
Помимо перевозки различного рода грузов, самолёты Aviation Traders ATL.98 Carvair предполагалось также применять и для перевозки людей. В конце 1961 года этот транспортный летательный аппарат поступил в серийное производство. За весь период выпуска, британскими авиастроителями было построено 28 воздушных судов модели Aviation Traders ATL.98 Carvair, при этом, на сегодняшний день эксплуатация самолётов полностью прекращена, а сохранившихся несколько экземпляров составляют экспозицию нескольких музеев.
22
23
Vought XF-5U, 1943 год
«Летающий блин», палубный истребитель вертикального взлета и посадки. Точнее, экспериментальный палубный истребитель, исследовавшийся флотом США во время Второй мировой войны.
Также истребитель имел два четырёхлопастных винта большого размаха, снабжённых собственными автоматами перекоса.Лопасти винтов изготовлялись из красного дерева (Mahogany) имели сложную профильную форму и крепились к винтам стальными проушинами. Это должно было помочь избежать срыва потока на больших углах атаки -40-50°. Винты вращались в противоположные стороны синхронизировано между собой.
24
25
McDonnell X-85 Goblin, 1948 год
Прототип истребителя сопровождения, который мог бы базироваться на бомбардировщиках.
В марте 1947 года от ВВС США поступил заказ на разработку двух опытных образцов, а 23 августа 1948 года состоялся первый самостоятельный полёт. Самолёт был запущен с бомбардировщика Boeing ЕВ-29В. В результате лётных испытаний было установлено, что турбулентность вокруг бомбардировщика создаёт серьёзные проблемы с управлением.
26
27
Blohm & Voss BV 141, 1938 год
Разведывательный самолет с ассиметричным хвостовым оперением и компоновкой. Казалось, что асимметричная конструкция опасно дисбалансирует самолёт. Тем не менее, лётные испытания подтвердили отличную устойчивость и манёвренность машины. Кроме того, увеличенный вес правой стороны самолёта компенсировал реактивный момент двигателя.
В 1945 году, наступающими войсками союзников были обнаружены несколько разбитых BV 141. Один из них был захвачен британцами и отправлен конструкторам в Великобританию, тем не менее нет ни одного свидетельства, что с ним проводились летные испытания. До наших дней не дошёл ни один экземпляр этого необычного самолёта.
28
29
Stipa-Caproni, 1932 год
Экспериментальный самолет для изучения воздушных потоков. Является экспериментальным итальянским самолетом, разработанным в 1932 году Луиджи Стипа (Luigi Stipa) и построенный фирмой Капрони (Caproni). В качестве основного материала для конструкции использовалась древесина.
Фюзеляж имел бочкообразную форму.
Источник: http://loveopium.ru/news/samye-strannye-samolety-v-istorii-aviacii.html
Самые необычные летательные аппараты
За последние сто лет человечество придумало массу самых разнообразных летательных аппаратов. Мы увидели и самолёты и вертолёты, летательные аппараты и с пропеллером, и с реактивной тягой, способные взлетать с суши и с моря, взлетать и садиться с разбегом и вертикально.
Мы увидели летательные аппараты разной формы — без фюзеляжа, без хвоста и крыльев, с изменяемой геометрией, в форме диска, цилиндра или конуса. Мы увидели необычные гибриды — летающие автомобили и мотоциклы, летающие лодки и даже подлодки, летающие ранцы и гибрид самолёта с космическим кораблём.
К сожалению, дать обзор всех необычных летательных аппаратов просто невозможно, поэтому постараемся рассказать про самые необычные и по-настоящему уникальные.
Самолёты на солнечных батареях
Может ли самолёт летать без топлива и почти бесконечно? Может, и современные технологии позволяют построить подобные самолёты.
На фото самолёт «Solar Impulsе» («Солнечный импульс»), построенный в 2014 г. в Швейцарии. Для облегчения массы самолёт сделан из композитных материалов, при этом его масса 2300 кг при размахе крыльев 72 метра.
Самолёт оснащён солнечными батареями, расположенными на крыльях, и мощными аккумуляторами, способными запасать энергию днём и поддерживать полёт ночью.
В 2015-2016 годах самолёт совершил кругосветный перелёт, при этом полёт на самом длинном участке от Японии до Гавайских островов занял больше четырёх суток.
«Solar Impulsе» — пилотируемый самолёт, поэтому он всё-таки не может летать слишком долго. Беспилотные же самолёты аналогичной конструкции не имеют подобных ограничений. Ещё в 2010 беспилотный самолёт на солнечных батареях Zephyr смог провести в воздухе 2 недели, летая на высоте больше 20 километров.
Этот успех привёл к разработке ещё более амбициозных проектов в разных странах, в т. ч. и в России.
Подобные самолёты, потенциально способные проводить в воздухе месяцы и даже годы, смогут выполнять многие задачи, сейчас возложенные на спутники — наблюдать за погодой, проводить исследования, обеспечивать связь и беспроводный интернет в удалённых районах.
Испытания российского беспилотника на солнечных батареях «Сова»
Мускулолёты
С древних времён человек думал о том, чтобы летать подобно птицам. Возникали мифы, в которых люди, прицепив крылья, поднимались в воздух. Правда на практике все подобные попытки оканчивались неудачно или просто трагически.
Но уже после того, как человек освоил полёты при помощи самолётов с мощными двигателями, люди продолжали задаваться вопросом — а всё же, может ли человек летать лишь при помощи своей мышечной силы, используя летательные аппараты без двигателей? На этот счёт существовали сомнения, ведь самые крупные летающие птицы имеют вес всего 15-20 кг.
Но энтузиасты взялись за решение этой задачи и всё-таки добились успеха. Применив максимально лёгкие материалы, удалось создать мускулолёт массой всего 30 кг. Впервые достаточно продолжительный успешный полёт на подобном летательном аппарате в 1979 г. совершил велосипедист Брайан Аллен, перелетев на нём через Ла-Манш. Расстояние в 35 км он преодолел за 2 ч 49 мин.
Перелёт через Ла-Манш
В 1988 г. энтузиасты решили пойти ещё дальше и воспроизвести в реальности древнегреческий миф о Дедале и Икаре. Согласно мифу, талантливый изобретатель Дедал сбежал с Крита, от злобного правителя Миноса, сделав себе крылья и перелетев по воздуху с острова в Грецию.
В Массачусетском технологическом институте был построен мускулолёт, а греческий велосипедист, чемпион Греции по велогонкам Канеллос Канеллопулос выполнял полёт. Несмотря на сомнения скептиков, полёт прошёл успешно, 116 км Канеллос преодолел менее, чем за 4 часа, развив скорость около 30 км/ч.
Правда при заходе на посадку порыв ветра сломал крыло и мускулолёт упал в воду рядом с берегом. Этот полёт до сих пор является рекордным.
- Мускулолёт «Дедал»
- Видео — полёт «Дедала»:
- Самолёт с паровым двигателем
А вот и ещё один пример, показывающий, что если у множества людей после множества попыток ничего не получается, это ещё не значит, что это невозможно. Паровой двигатель промышленность стала использовать ещё в 18 веке и тогда же были предприняты первые попытки приспособить его для транспортных средств.
Появились первые паровые автомобили, а в начале 19 века — паровозы. С самого начала 19 века в разных странах предпринимались и попытки построить летательный аппарат с паровым двигателем. Но ничего не получалось, паровые самолёты едва отрывались от земли и падали, пролетев не более пятидесяти метров.
Первый самолёт, который действительно мог летать, братья Райт сконструировали, применив лёгкий двигатель внутреннего сгорания, работавший на керосине. После этого сложилось убеждение, что самолёт с паровым двигателем построить вообще невозможно, т. к. он слишком тяжёлый. Ведь помимо самого двигателя нужен был котёл, топка, запасы топлива, а также вода.
Но в 1933 г. братья Бесслеры из США опровергли это убеждение, построив самолёт с паровым двигателем, который вполне успешно летал.
Airspeed 2000 — самолёт с паровым двигателем
Более, того, этот самолёт даже имел определённые преимущества перед обычными, например, мощность двигателя не падала с высотой, самолёт был более надёжен и прост в обслуживании, двигатель был очень малошумным. Но более низкий КПД и дальность полёта привели к тому, что паровой самолёт так и остался построенным в единственном экземпляре.
- Видео — паровой самолёт Бесслеров:
- Гибрид самолёта, вертолёта и дирижабля
Airlander 10 — уникальный летательный аппарат, построенный в 2012 г. в Великобритании, в котором соединили черты сразу трёх основных типов воздушных судов — самолёта, вертолёта и дирижабля.
Огромный гибридный дирижабль имеет длину 92 м (самый большой летательный аппарат в мире) и грузоподъёмность 10 тонн. Заполненный гелием корпус создаёт подъёмную силу и позволяет экономить топливо на удержание аппарата в воздухе. 4 двигателя позволяют развивать скорость до 150 км/ч. А в воздухе этот летательный аппарат может находиться до трёх недель непрерывно.
- Видео — Airlander 10:
- Орнитоптеры
Воздушные шары, самолёты, вертолёты, ракеты — практически все летательные аппараты, построенные человеком, не имеют аналогов в природе.
Все же летающие живые существа, от насекомых до птиц и летучих мышей летают потому, что машут крыльями.
Не удивительно, что люди хотя бы просто из интереса стали пробовать воспроизвести принцип полёта, доминирующий в природе. Летательные аппараты подобного типа стали называть махолётами или орнитоптерами.
Как ни странно, создать орнитоптеры оказалось куда сложнее, чем самолёты и вертолёты. На сегодняшний момент все орнитоптеры беспилотные и имеют сравнительно небольшие размеры.
- Вот видео некоторых орнитоптеров.
- Орнитоптеры, похожие на птиц:
- Тяжёлый орнитоптер весом около 30 кг, созданный российскими изобретателями: