Су-30см и су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

Су-35С – многофункциональный истребитель поколения 4++. Он представляет собой «начинку», в которой использованы разработки для российского самолёта 5-го поколения ПАК ФА Т-50, заключенную в «оболочку» Су-27, лучшего в мире истребителя 4-го поколения.

Су-35С – это компромисс между прошлым и будущим отечественной авиапромышленности.

Подобный подход позволил добиться главного: обладая всеми качествами истребителя 5-го поколения кроме «невидимости» для радаров, Су-35С сохранил стоимость на уровне машин 4-го поколения.

Всё это обещает немалый коммерческий успех проекту, доказательством чему служит контракт на продажу 24 машин Китаю на сумму около 2 млрд долларов.

Но дело не только в экономическом эффекте и экспортном потенциале нового самолёта.

Журналисты немецкого издания Stern назвали Су-35С самым опасным истребителем в мире.

Если это и преувеличение, то не сильное. По своим боевым возможностям Су-35С имеет мало соперников в мире. А точнее, только одного – американский истребитель завоевания превосходства в воздухе F-22 Raptor, гораздо более дорогой самолёт. Да и с ним сравнение не так уж безнадёжно, а для доказательства, предлагаем совершить небольшую экскурсию по Су-35С и познакомимся с его сильными сторонами.

Как отличить Су-35С от Су-27

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеВнешне отличить Су-35С от Су-27, на основе которого он сделан, просто лишь на земле.

У Су-35 нет выдвижного тормозного щитка за кабиной и чуть уменьшена площадь вертикального оперения, но «невооруженным» глазом этого не разглядишь. А вот два колеса на передней стойке шасси Су-35С вместо одного у Су-27 увидит каждый.

Это небольшое отличие говорит о том, что Су-35 имеет большую максимальную взлётную массу – 38 800 кг против 33 000 кг у Су-27. Усиленная конструкция позволила увеличить ресурс планера до 6000 ч, а главное — взять на борт большую нагрузку.

Многофункциональный

В баки Су-35С можно залить на 20% больше горючего, чем в Су-27: 11 500 кг против 9400 кг. При этом Су-35С может нести всё те же 8000 кг вооружения. Это больше, чем мог поднять тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны.

К примеру, максимальная боевая нагрузка «Летающей крепости» B-17 составляла 7900 кг, в реальности же он редко брал на борт больше 2300 кг бомб.

Причём Су-35С может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям, от «умных» бомб до противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт».

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеВооружение Су-35С

Двойная мощность

Не утратить манёвренность и скорость потяжелевшему истребителю позволили два модернизированных двигателя АЛ-41Ф1С. Благодаря применению технологий, разрабатываемых для двигателей истребителя 5-го поколения, их максимальная тяга увеличилась на 16% – до 14 500 кгс против 12 500 кгс у АЛ-31Ф для Су-27, а ресурс возрос в четыре раза – до 4000 ч против 1000 ч.

Благодаря этим двигателям тяговооруженность (отношение тяги к нормальной взлетной массе самолёта) Су-35 повысилась до 1,1. Для сравнения: у новейшего американского истребителя 5-го поколения F-35 этот параметр не превышает 0,81, а у F-22 он равен 1,09.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеСтремительный взлёт благодаря двум двигателям АЛ-41Ф1СФото (с) Марины Лысцевой

По максимальной скорости (2500 км/ч) Су-35С превосходит любой западный боевой самолёт. По этому показателю он уступает лишь «соотечественнику» МиГ-31. Кроме того, новый двигатель позволяет Су-35С без включения форсажа совершать крейсерский полёт на сверхзвуковой скорости, что является одним из важнейших качеств истребителя 5-го поколения.

И ещё один огромный плюс: двигатели Су-35С оснащены системой управления вектором тяги. До сих пор в мире стояли на вооружении только четыре таких самолёта: Миг-29К/КУБ, Су-30СМ, F-22 и F-35, а также перспективный МиГ-35, который только ещё будет поступать на вооружение в ВКС России.

Самое главное

Но все эти детали, при всей их эффектности, имеют второстепенное значение. Главное же отличие заключается в том, что Су-27 – это только истребитель, а Су-35С – многофункциональный боевой самолёт, способный не только воевать с воздушным противником, но и поражать цели на земле.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеФото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net

Су-35С может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям

Разумеется, подобная модификация в семействе самолётов Су-27 уже есть – это Су-30СМ. Но экипаж Су-30СМ состоит из двух человек, потому что до последнего времени один лётчик был не в состоянии одновременно пилотировать самолёт и управлять высокоточным вооружением. Система управления Су-35С позволяет это делать. А ведь одноместная кабина вместо двухместной – это экономия в 1,5 т.

Единое целое

Уменьшение экипажа Су-35С до одного человека в сравнении с Су-30СМ достигнуто благодаря высочайшей степени автоматизации этого самолёта.

Летчик Су-35С на самом деле не управляет самолётом, а с помощью органов управления в кабине информирует о своих намерениях систему управления, которая уже сама решает, как наиболее оптимальным образом реализовать приказ пилота с помощью перемещения аэродинамических управляющих поверхностей и поворотных сопел двигателей.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеКабина пилота — элементы управления и контроль систем самолёта

В принципе комплексная цифровая система управления Су-35С позволяет вести самолёт вообще без участия лётчика. Он лишь выбирает режим и принимает решение на применение оружия. Всё остальное система управления делает сама: ведёт самолёт по заданному маршруту, решает, какой манёвр надо применить в бою, и т.д.

Не отрывая глаз и рук

Значительно облегчает работу пилота и реализация принципа HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick – руки на секторе газа и ручке управления): возможность управления всеми системами не отрывая рук от органов управления.

РУС (ручка управления самолётом) и РУД (ручка управления двигателем) Су-35С оснащены таким количеством кнопок, гашеток, тумблеров и многопозиционных переключателей, какое не найдешь и на игровом джойстике.

Что, впрочем, не удивительно: самолёт – не игрушка.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеДжойстик (HOTAS) вместо традиционного штурвала

Восприятие информации облегчает реализация принципа так называемой стеклянной кабины, когда все необходимые параметры выводятся на два больших дисплея с диагональю 15 дюймов и разрешением 1400х1050 точек.

На Су-35 вообще нет стрелочных индикаторов. Даже резервные приборы цифровые и расположены на отдельном дисплее с независимым питанием.

А самая важная информация демонстрируется на прозрачный дисплей на фоне остекления кабины.

Всевидящее око

Если продолжить разговор об электронной начинке, то одно из самых эффективных новшеств Су-35С – радар с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э». Это самый мощный в мире радар для истребителя.

Его пиковая мощность достигает 20 000 Вт (у F-22 – около 16 500 Вт). Противника 4-го поколения он обнаруживает на беспрецедентной дальности в 400 км.

А «невидимку» 5-го поколения с ЭОП (эффективной отражающей поверхностью) 0,01 м2 разглядит на расстоянии 90 км.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеРЛС Су-35С «Ирбис-Э» с ФАР.Радар позволяет сопровождать одновременно 30 воздушных целей и обстреливать восемь из них.

Соперники

Умозрительные сравнения последствий боевого столкновения самолётов всегда носят спекулятивный характер, однако никто не может помешать порассуждать на эту тему.

В сравнении с аналогами поколения 4+ вроде французского Rafale или новейших модификаций американских F-15, F-16 и F-18 превосходство Су-35С по большинству «паспортных» данных неоспоримо.

Поэтому западные эксперты в первую очередь сравнивают возможности Су-35С с F-35 — новейшим истребителем 5-го поколения, разработанным США в качестве более дешёвой альтернативы F-22. Эксперты отмечают, в частности, что по дальности полёта Су-35С превосходит F-35 более чем на 1000 км (3600 против 2520 км).

Наконец, никто в мире не может сравниться с Су-35С по манёвренности. Разумеется, у F-35 есть такой козырь, как технология Stealth, однако мощный радар Cу-35С вполне может это преимущество нивелировать.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеСу-35С может нести 12 ракет воздушного боя против 10 у F-35.

Максимальная скорость Су-35С более чем в полтора раза больше (2500 против 1700 км/ч), а это значит, что F-35 не может при неблагоприятных условиях уклониться от боя с Cу-35С, а Су-35С может выйти из схватки в любой момент.

Впрочем, истина состоит в том, что исход современного воздушного боя зависит не столько от тактико-технических характеристик самолёта, сколько от умения этот бой организовать, и в этом умении подавляющее превосходство вооруженных сил западных стран неоспоримо.

И всё же некоторые специалисты делают вывод, что при прочих равных условиях появление Су-35С может превратить новейший F-35 в оружие, годное лишь для борьбы с ВВС стран третьего мира. Если, конечно, последние не закупят Су-35С.

Немаловажный фактор и стоимость: Су-35С оценивается в 45 млн долларов США, а цена F-35 – около 122 млн.

Сверхманёвренность

Сверхманёвренность – фирменный «конёк» истребителей семейства Су-27. На дебютном для этого самолёта показе на Западе, на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, лётчик-испытатель Виктор Пугачёв поразил публику и специалистов своей «коброй».

Су-35С в Ле-Бурже-2013 преподнес очередную сенсацию. Этот маневр журналисты прозвали «блинчиком»: самолёт, не теряя высоты и скорости, совершал разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов.

Один из иностранных специалистов заявил, что так летать может только НЛО.

И все же среди экспертов не утихают споры по поводу того, нужна ли сверхманёвренность, если её преимущества можно реализовать только в ближнем воздушном бою.

Лётчик-испытатель Сергей Богдан, впервые поднявший в небо Су-35С 19 февраля 2008 года, сравнивает сверхманёвренность с холодным оружием у спецназовца: боец берёт с собой автомат, пистолет, гранаты, но не забывает захватить и нож, поскольку в ходе выполнения задачи всегда может возникнуть ситуация, когда это оружие спасёт ему жизнь.

Ни по дальности действия радара, ни по дальнобойности своих ракет дальнего и среднего радиуса действия Су-35С не уступает ни одному истребителю в мире. Ну а если дело дойдет до «рукопашной» ближнего боя, то у его противника будет мало шансов уцелеть.

Су-35С — чакра Фролова на МАКС-2015

(10

Российские ВВС получат разносортные истребители

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

Су-35БМ. Источник: airliners.net.

Зачем военным летчикам покупать сразу несколько типов близких по боевым возможностям самолетов

К 2020 году российские ВВС ждет масштабное обновление парка боевых самолетов. Только одних истребителей марки «Су» военные летчики должны получить не менее 440 штук. Среди них новейшие комплексы 5-го поколения Т-50, созданные на базе российско-индийского истребителя Су-30МКИ – Су-30СМ, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и многофункциональные истребители Су-30М2.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше
Су-30СМ на МАКС-2013
Источник: Марина Лысцева / fotografersha.livejournal.com

С Т-50 все более или менее понятно. Эта машина – квинтэссенция всего современного, что есть в российской авиации. А вокруг Су-30СМ и Су-35 пока больше вопросов, чем ответов.

И главный из них: зачем российским ВВС покупать сразу несколько типов близких по боевым возможностям самолетов, когда можно, а скорее нужно концентрировать ресурсы на закупках одного истребителя? Планомерно заниматься его совершенствованием и модернизацией, как это делают большинство западных производителей.

Подобный путь развития сегодня предлагает созданный на базе российско-индийского Су-30МКИ истребитель Су-30СМ. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВВС планируют получить не менее 60 таких машин.

По своим боевым характеристикам Су-30СМ уже сейчас выводит российскую авиацию на новый уровень боевых возможностей.

Его радар обеспечивает обнаружение крупноразмерных морских целей на дальности до 400 км с разрешением 20 м, а малоразмерных целей – на дальности до 120 км.

«Для российских ВВС Су-30СМ хорош тем, что это фактически самолет с «полки», – говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, – отработанный, проверенный годами эксплуатации, а главное – серийно изготавливаемый (Иркутский авиазавод способен производить в год до 30 истребителей, что практически соответствует советским объемам производства предприятия). Но есть одно существенное «но». Технический облик Су-30МКИ и их почти полного аналога Су-30СМ был сформирован в середине – конце 90-х годов, что, собственно, ограничивает возможности наращивания их боевых возможностей и поддержания высокой конкурентоспособности России в сегменте тяжелых истребителей на внешнем рынке. Кроме того, никто до сих пор не знает спецификацию бортового оборудования этой машины, поставляемой ВВС России.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше
Истребитель Су-30МКИ. Источник: army-news.ru

Для успешного экспорта нам нужны новые решения, – уверен Макиенко. – Главное из них, конечно же, Т-50, а до его появления радикальное решение вопроса обновления парка российских ВВС может быть найдено только на пути закупок новых истребителей поколения «4++», таких как Су-35».

На Западе «за глаза» эту машину уже называют российским истребителем 5-го поколения. Тем не менее Су-35 все еще истребитель поколения «4++», в котором широко применены технологии истребителя 5-го поколения. Начавшиеся поставки Су-35 в ВВС обеспечат плавный переход к авиакомплексам нового поколения без ослабления обороноспособности страны.

Аэродинамическая схема компоновки фюзеляжа Су-35 – самая совершенная из всех предшественников. Су-30 стал самым лучшим истребителем мира. Индийские пилоты во время совместных учений с ВВС США и других стран в пух и прах разнесли американцев на F-15C/D Eagle. Как оказалось, российско-индийские машины и маневрировали, и видели американцев лучше и дальше, а значит – первыми поражали цель.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше
Многоцелевой истребитель Су-35С
Источник: mil.news.sina.com.cn.

За сверхманевренность у Су-35 кроме улучшенной аэродинамики и более совершенной системы управления отвечает и двигатель «НПО «Сатурн» – 117С. Он дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.

От 5-го поколения на Су-35 и кабина пилотов. В отличие от Су-27 и других нецифровых самолетов в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них – два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация, как в компьютерном авиасимуляторе.

Гидродинамические приводы управления силовой установки Су-35 заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль.

На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. Компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.

При этом часть сложных пилотажных режимов машина берет на себя.

На Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс – БИНС. Его задача – собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечить вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может и без них.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше
Совместный полет трех ПАК ФА во время генеральной репетиции МАКС-2013 26 августа 2013г.
Источник: Марина Лысцева/fotografersha.livejournal.com

Кроме того, на истребителе стоит перспективный, созданный специально под Т-50 радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это больше 1000 миниатюрных приемо-передающих модулей, объединенных в единое антенное поле.

Мощность каждого – 10 Вт. Подобный радар есть сегодня только на F-22. Благодаря ему Су-35 «видит» все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести до 30 целей, одновременно наводя вооружение на 10 из них.

Россия пока отстает в создании истребителя 5-го поколения от США. Американский F-22 Raptor давно в войсках. Тем не менее именно Су-35, истребитель предыдущего поколения «4++», показывает сегодня, насколько совершеннее него может оказаться российский Т-50.

Дмитрий Викторович Литовкин

Истребитель Су-30СМ унифицируют с Су-35

Модернизированный истребитель Су-30СМ будет унифицирован с истребителем Су-35 поколения 4++ по бортовому оборудованию и вооружению, что снизит его себестоимость и даст самолету «вторую жизнь». Об этом сообщил вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Конструкторы сосредоточили свое внимание в том числе и на модернизации двухместной версии самолета Су-27. Опыт использования одноместных истребителей в современных условиях показал, что на пилота ложится большая нагрузка, связанная с необходимостью маневрирования и управления комплексом вооружения.

«После завершения работ по модернизации Су-30СМ, изменения облика бортового радиоэлектронного оборудования, что сделало Су-35 и Су-30СМ более унифицированными между собой, что снижает себестоимость, унифицированы авиационные средства поражения, это может быть второй жизнью самолета», — сказал Борисов.

По его словам, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России в Индии.

«С учетом того, что в Индии их (Су-30МКИ, ставший базовой версией для Су-30СМ) находится около 200, наверняка открывается возможность по модернизации этого парка для того, чтобы продлить ему жизнь», — пояснил вице-премьер.

 Он отметил, что в рамках программы диверсификации и в условиях снижения гособоронзаказа работа российских оборонных предприятий должна смещаться в сторону обслуживания жизненного цикла и модернизации.

В ходе модернизации, истребители Су-30СМ получат также двигатели АЛ-41Ф-1С, устанавливаемые на Су-35. Турбореактивный двигатель АЛ-41Ф-1 выполняет функцию силовой установки первого этапа для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). В январе 2019 года сообщалось, что испытания модернизированных многоцелевых истребителей Су-30СМ планируется завершить до конца 2019 года.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

Модернизация Су-30СМ

Модернизация Су-30СМ проводится по заданию Минобороны РФ силами корпорации «Иркут» и «ОКБ Сухого» при участии ряда предприятий российского оборонно-промышленного комплекса.

Благодаря модернизации возрастают боевые возможности самолетов: увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения вводятся новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сотен км.

Су-30СМ — многоцелевой тяжелый истребитель, обладающий сверхманевренностью, оснащенный радиолокатором с фазированной антенной решеткой и передним горизонтальным оперением. Сейчас на самолетах этого типа стоит двигатель АЛ-31ФП, который является развитием базового двигателя АЛ-31Ф истребителя Су-27. Его главное отличие — управляемый вектор тяги и повышенный ресурс.

Су-30 создавался на базе Су-27УБ. Благодаря появлению РЛС с активной антенной решеткой стало возможно передать истребителю часть функций самолета дальнего радиолокационного обнаружения при управлении группой.

При этом наличие одного такого самолета давало колоссальное преимущество, а кроме того, позволяло исключить самолет ДРЛО из боевых порядков. Первый полет истребитель совершил в 1989 году, а в 1992 году начато его серийное производство.

Су-30СМ — модификация самолета для российских ВКС.

 

Интересные факты *

* Максимальная тяга двух двигателей Су-30 на форсаже — около 25 тонн.

* Боевая нагрузка самолета — около 10 тонн. Способен наносить удары по воздушным, надводным и наземным целям.

  • * Многочисленные учебные бои показали превосходство Су-30 над над истребителями F-16 и F-15 ВВС США.
  • * Несет модули РЭБ, которые могут подавлять радары как средств ПВО, так и самолетов.
  • * На самолетах Су-30 с 2016 выступает пилотажная группа «Русские витязи».
  • * Всего построено более 500 самолетов Су-30, которые стоят на вооружении 10 стран мира.
  • * Су-30 наносил удары по объектам в ходе операции российских ВКС в Сирии.

Характеристики

  1. Максимальная скорость:
  2. — у земли 1350 км/ч (М=1,13),
  3. — на высоте 2 350  км/ч (М=1,9603); 
  4. Дальность полета:
  5. — у земли 1270 км
  6. — на высоте 3000 км
  7. Практический потолок: 17300 м; 
  8. Тяговооруженность при нормальной взлетной массе: 1,00
  9. Вооружение:
  10. — 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
  11. — 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС
  12. — свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц)
  13. — контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц)

 

Российский многоцелевой истребитель Су-35 

Су-35 — российский многоцелевой истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой.

На истребителе устанавливается двигатель АЛ-41Ф-1С, позволяющий развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Является глубокой модернизацией самолета Су-27.

Модернизация коснулась как бортового оборудования, так и планера, который был усилен.

Кроме того, машина получила значительно более мощную радиолокационную станцию, расширенный арсенал управляемых средств поражения, включающий дальнобойные ракеты, наводимые на цель радиолокатором.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф на «изделие 117С».

Обладает продвинутой кабиной летчика с широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла, передовыми электрооптическими системами с повышенной дальностью обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей.

По внешним габаритам Су-35 и F-22A близки: длина 21,9 метра против 18,92 метра, размах крыла 15,3 метра (с контейнерами РЭБ) против 13,56 метра.

Вес конструкции 19 тонн против 19,7 тонны, максимальный взлетный – 34,5 тонны (предельный – 38,8 тонны) против 38 тонн. При этом Су-35 на несколько тонн превосходит американский по внутренним запасам топлива.

Между тем дальность полета и время патрулирования в воздухе – важнейшие показатели для государств, с протяженной линией сухопутных и морских границ. 

Более подробно читайте у нас на сайте Многоцелевой истребитель Сухой Су-35

Использованы материалы сайтов tass.ru, tvzvezda.ru

Су-35С сошлись в ближнем воздушном бою с Су-30СМ

В ходе масштабных учений «Восток-2018» участие приняли экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3. На одном их этапов выполнения поставленной задачи Ту-22М3 осуществили бомбовый удар по объектам условного противника на полигоне в Забайкалье.

Какие объекты имитировали мишени?

Осуществлено уничтожение стоянки авиатехники, условных самолётов на ВПП аэродрома, склады и КДП (командно-диспетчерский пункт) аэродрома противника.

При нанесении удара использовались авиационные бомбы массой до 500 кг. 

В маневрах над полигоном в Забайкалье были задействованы свыше 10 экипажей дальней бомбардировочной авиации. 

Лётная фаза учений продолжилась операцией по перехвату самолётов-нарушителей. В перехват включились экипажи МиГ-31 и Су-35С. 

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

Роль условного противника выполняли экипажи истребителей Су-30СМ ВКС России.

По сценарию учений, они осуществили приближение к зоне ответственности одного из подразделений ПВО и не отвечали на запросы служб «на земле».

В результате завязался воздушный бой, во время которого были осуществлены условные пуски ракет. Тем временем в штабе шло оценивание эффективности применения ракет класса «воздух-воздух». 

В одном из эпизодов бой стал ближним маневренным. В его ходе экипажи продемонстрировали свою выучку. В итоге, как сообщает пресс-служба ведомства, перехват воздушных целей не позволил самолётам условного противника осуществить прорыв системы ПВО ВВО (Восточного военного округа).

Вслед за американским журналом The National Interest, постоянно сравнивающего российское и американское вооружение, этим же занялся и новостной портал Business Insider. В материале, вышедшем на портале, военный обозреватель Business Insider сравнил истребитель пятого поколения F-22 Raptor и российский Су-35, предположив, что они могли встретиться в реальном бою.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

По мнению автора материала, при встрече в бою американского F-22 Raptor и российского Су-35, самолет пятого поколения проиграет, даже несмотря на то, что ведение воздушного боя является главной специализацией американского истребителя.

Американский самолет в бою сразу теряет свое основное преимущество — незаметность, а также ему просто не хватает вооружения. Российский Су-35 более маневренный по сравнению с F-22, что дает ему преимущество и в дальнем и ближнем воздушном бою.

Отставной пилот американских ВВС Дэвид Берк, в свое время летавший на F-22, рассказал изданию, что по сравнению с российским Су-35, американский истребитель сильно уступает в маневренности. При полетах на F-22, добавил он, нас всегда учили «избегать маневренных столкновений с противником», а использовать преимущество истребителя — незаметность. Также российский самолет несет гораздо больше ракет, чем американский истребитель, что также дает преимущество российскому Су-35. 

В итоге автор Business Insider резюмировал, что F-22 с его упором на незаметность не приспособлен для перехватов, а эту работу могут делать самолеты четвертого поколения, типа F-15.

Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. «Тридцатку» строят в Иркутске, «тридцать пятый» — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба.

Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. «Мессершмиты» заходили медленным «ильюшиным» в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек.

К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС.

Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта.

Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением «гибридов» — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

«Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня.

Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины.

Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор».

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучше

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен «работать» по земле, все-таки создан для воздушных боев.

При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности.

Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках.

В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

«Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель.

Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал.

Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, «сосать крыло» ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен.

Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке».

«Притирка» в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть «виртуальный пилот» — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет «Кинжал». Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный.

Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой.

Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда «тасует» экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.

Российский «самолет-невидимка» Су-57 против Су-35: какая машина лучше?

Похоже, русские прекрасно понимают, что первоначальная версия Су-57 не даст особых преимуществ по сравнению с Су-35. Москва намерена закупить всего 12 самолетов Су-57 с двигателями АЛ-41Ф1.

Самолет компании «Сухой» Су-35С, ставший усовершенствованным вариантом советского Су-27, является самым боеспособным истребителем из числа находящихся на вооружении в российской армии. Су-35 в основе своей создавался как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но он также обладает прекрасными характеристиками штурмовика.

Программа создания Су-35С берет свое начало с замысла советских ВВС по разработке модернизированного варианта Су-27 под названием Су-27М. Но когда в 1991 году распался Советский Союз, а в обретшей независимость новой России наступил период экономических трудностей и хаоса, финансирование программы Су-27М прекратили.

Но компания «Сухой» продолжала научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в надежде на получение экспортных заказов. В декабре 2003 года конструкторское бюро компании пришло к выводу, что ему нужно полностью переделать планер Су-27, чтобы повысить конкурентоспособность своей машины на мировом рынке истребителей.

Первый прототип нового самолета, получивший название Т-10БМ, совершил пробный полет 18 февраля 2008 года.

Боевой образец Т-10БМ вначале получил наименование Су-35БМ для экспортного рынка. Позже ВВС России стали принимать его на вооружение под названием Су-35С. Для российской авиации это промежуточное решение, позволяющее дождаться появления самолета Су-57 ПАК ФА.

Российское правительство решило поставить Су-35 в войска только после войны с Грузией в 2008 году, когда стало очевидно, что Москве надо срочно реформировать и модернизировать те быстро ветшающие остатки Советской Армии, которые ей удалось сохранить.

В результате Кремль в 2009 году разместил заказ на 48 новых истребителей Су-35С, и этот самолет занял важное место в Государственной программе вооружения на 2011-2020 годы.

Су-30СМ и Су-35 сравнение: различия и сходство, какой самолет лучшеThe National Interest08.08.2018The Drive24.07.2018

Если сравнивать Су-35С с Су-27, то следует отметить его новый и довольно легкий планер, усовершенствованные двигатели с трехмерным вектором тяги, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование, а также каналы передачи данных.

Внешне Су-35 очень похож на Су-27, но это по сути дела абсолютно новый самолет. Здесь уместно сравнение первоначальной модели F/A-18A «Хорнет» компании «Макдоннел Дуглас» с современным F/A-18E/F в версии «Блок II» или «Блок III».

На самом деле, Су-35 оказался настолько хорош, что многие российские военачальники задумались о том, стоит ли тратить время и деньги на Су-57.

Истребитель пятого поколения Су-57 является первой постсоветской попыткой России создать совершенно новый боевой самолет. Конструкторы отказались от старого планера «сушки», но использовали в новой модели те системы, что были разработаны для Су-35.

Надо сказать, что именно планер Су-57 стал самым серьезным усовершенствованием, потому что он обладает некоторыми характеристиками малозаметности. Но у нового Су-57 довольно мало усовершенствований в авионике.

Можно отметить новую активную фазированную антенную решетку и новую антенну диапазона сверхвысоких частот для РЛС «Белка», взятой с Су-35. А в остальном у Су-57 такие же приборы обнаружения и оружие, как и у его предшественников.

Даже мощные двигатели Су-57 АЛ-41Ф1 компании «Сатурн» с форсажной камерой, и те являются модификацией двигателей Су-35 АЛ-41Ф1С. Достаточно мощная силовая установка появится у Су-57 лишь тогда, когда будут созданы и испытаны турбины под названием «Изделие 30» с тягой 19 000 кгс.

Похоже, русские прекрасно понимают, что первоначальная версия Су-57 не даст особых преимуществ по сравнению с Су-35. Москва намерена закупить всего 12 самолетов Су-57 с двигателями АЛ-41Ф1. Когда же у Су-57 появится новый двигатель, Кремль может приобрести не менее 60 таких самолетов.

Но с учетом огромных затрат и незначительных улучшений в характеристиках по сравнению с Су-35 русские вряд ли сделают ПАК ФА главной машиной своих военно-воздушных сил.

Намного вероятнее, что Москва будет и дальше совершенствовать свои самолеты Су-30СМ и Су-35С, оснащая их бортовой радиоэлектроникой с Су-57.

Одним из преимуществ самолетов четвертого поколения, независимо от страны-производителя, является их адаптивность. Проводить модернизацию машин четвертого поколения намного проще, поскольку нет конструкторских ограничений по обводам корпуса самолета.

Далее, интегрировать новую авионику на борту самолета четвертого поколения в целом намного легче, чем у пятого поколения.

Более того, поскольку ВВС США считают, что к 2030-м годам системы противника будут все чаще бросать вызов самолетам-невидимкам, способным оказывать противодействие РЛС управления огнем (диапазоны X, Ku, Ka, C), Кремль может решить, что нет смысла тратить деньги на технологии, которые со временем будут давать все меньше отдачи. Как заявили недавно компания «Боинг» и ВМС США, версия «Блок III» самолета F/A-18E/F сможет обнаруживать самолеты-невидимки противника при помощи систем инфракрасного поиска и слежения. Поэтому можно предположить, что Су-57 ждет не особенно светлое будущее.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Турбореактивная унификация: получит ли Су-30 двигатели от Су-35

Российские военные и представители оборонки рассматривают возможность оснащения истребителей Су-30СМ двигателями АЛ-41Ф-1С, в настоящее время использующимися на истребителе Су-35С.

Информация о данной разработке содержится в конкурсной работе по выполнению гособоронзаказа, поданной уфимским моторостроительным производственным объединением на конкурс «Авиастроитель года». Портал iz.

ru разбирается в перспективах модернизации.

Разные «Сухие»

Когда-то машины иркутского и комсомольского авиазаводов представляли собой просто две модификации одного истребителя: в Комсомольске строились одноместные Су-27П и Су-27С, в Иркутске — учебно-боевые «спарки» Су-27УБ. Под занавес Советского Союза на основе Су-27УБ был создан первый Су-30, мыслившийся тогда в качестве перспективного командного самолета для истребительной авиации войск ПВО СССР. 

Поставки серийных Су-30 начались в 1992 году, но обвальное сокращение военных расходов не позволило развернуть масштабное производство, и в КБ началась разработка экспортных вариантов машины.

Дальнейшее развитие семейства Т-10 («внутрифирменное» обозначение Су-27 и его модификаций) само по себе заслуживает отдельных многотомных исследований, равно как и описание трансформации производственных структур, но так или иначе пути «иркутских» и «комсомольских» машин разошлись.

Основным самолетом Иркутского завода стал в итоге Су-30МКИ — версия, созданная в конце 1990-х годов для ВВС Индии, и модификации этой машины, включая поставляемую сегодня российским ВКС Су-30СМ. Комсомольск продолжал производство и модернизацию истребителей Су-27, поставлявшихся в Китай, Вьетнам, Индонезию и другие страны.

Кроме того, в Комсомольске строился Су-30МКК — упрощенная по сравнению с индийским вариантом версия машины, также предназначавшаяся для Китая. Модификации этой машины под индексом Су-30МК2 поставлялись во Вьетнам и Венесуэлу, кроме того, с некоторыми изменениями их закупали и российские военные под обозначением Су-30М2.

Одновременно в Комсомольске, оказавшемся в итоге в одном холдинге с головным КБ, шла работа на перспективу: создание «предельной» машины в геометрии Су-27, приведшее к появлению серийного Су-35С, и, наконец, подготовка к выпуску истребителя пятого поколения Т-50 (Су-57). В Иркутске же с середины 2000-х годов в качестве перспективного направления была выбрана разработка пассажирской машины — среднемагистрального авиалайнера МС-21, в настоящее время проходящего летные испытания.

Самостоятельное развитие Су-30МКИ и Су-35 увело их довольно далеко друг от друга. Машины отличаются и внешне — помимо разницы между одно- и двухместной кабинами, бросаются в глаза наличие на Су-30МКИ и его модификациях «крылышек» переднего горизонтального оперения и ряд других, менее заметных отличий.

Внутри обе машины отличаются еще сильнее. На них устанавливаются разные радиолокационные станции: Н011М «Барс» — на Су-30МКИ и его модификации и более современные Н035 «Ирбис» — на Су-35С. Отличается авионика, и, наконец, машины имеют разные двигатели.

Су-30МКИ использует двигатели АЛ-31ФП — модернизированный вариант исходных АЛ-31Ф для Су-27, получивший управляемый вектор тяги и ряд других усовершенствований. Су-35С — АЛ-41Ф-1С, он же «изделие 117С».

Эти двигатели, среди прочего, отличаются заметно большей тягой (плюс 1,5 т/с на каждой турбине) по сравнению с АЛ-31ФП, и их использование, в свою очередь, потребовало внести ряд изменений в конструкцию, в частности увеличить сечение воздухозаборников.

Остальные элементы конструкции также серьезно изменились: доля легких сплавов и композитов в Су-35 заметно выросла.

В целом Су-35С, внешне очень похожий на Су-27, сохранил от «предка», по сути, лишь общий облик. Фактически это переходная машина, сочетающая платформу четвертого поколения с системами и оборудованием, созданными в рамках разработки машины пятого поколения.

Госзаказ и «Супер-30»

В 2009 году Минобороны, решившее возобновить серийные закупки авиатехники, подписало первые контракты на поставку Су-35С и Су-30М2. Однако проблемы с освоением серийного производства Су-35С, которые удалось решить лишь к середине 2010-х годов, привели к заказу в 2012 году истребителей Су-30СМ — упомянутой выше доработки индийского Су-30МКИ для Минобороны России.

Су-30СМ в итоге стал основным истребителем: в общей сложности ВКС РФ и авиация ВМФ законтрактовали 116 машин этого типа, более 100 из которых уже поставлены. Су-35 для ВКС РФ поставлено более 80 единиц, кроме того, машины этого типа получает Китай, ожидается начало поставок для Индонезии.

Перспективы новых крупных контрактов на эти самолеты обсуждаются, и одновременно обсуждается изменение их облика. Корни обсуждения, в числе прочего, уходят в проект «Супер-30» — предполагаемый вариант модернизации уже поставленных Су-30МКИ ВВС Индии. Среди прочих изменений называется возможная установка на обновленной машине двигателей АЛ-41.

Экспортная проработка в итоге заинтересовала и российских военных, также нуждающихся в совершенствовании своих самолетов и, кроме того, в их унификации. «Сближение» Су-30СМ и Су-35С — в частности, за счет использования одинаковых двигателей — должно упростить обслуживание самолетов и удешевить производство АЛ-41 за счет роста его объемов.

Кроме того, помимо прямого роста летных характеристик, установка АЛ-41Ф-1С на истребитель Су-30СМ позволит усовершенствовать и радиоэлектронное оборудование этих истребителей — в частности, с использованием более современных РЛС Н035, отличающихся значительно большим энергопотреблением.

Как могут в дальнейшем развиваться события? Предположительно возможны следующие варианты.

1. Парк Су-30СМ проходит модернизацию, при этом ВКС РФ продолжают закупки Су-35С «комсомольского» производства, в то время как «Иркут» сворачивает производство истребителей и готовит серию пассажирских машин.

2. Парк Су-30СМ проходит модернизацию, и, кроме того, заключается контракт на новую партию этих машин в усовершенствованном виде в силу их меньшей стоимости по сравнению с Су-35С. Комсомольск-на-Амуре при этом продолжает производство Су-35 на экспорт и постепенно разворачивает серийное производство истребителей пятого поколения Су-57.

3. Модернизация Су-30СМ сопровождается серийными закупками истребителей на обоих заводах.

Третий вариант, скорее всего, маловероятен, учитывая сокращение военных расходов и, кроме того, наличие серийного производства бомбардировщика Су-34 в Новосибирске, который также претендует на долю в гособоронзаказе 2020-х годов. Какой из первых двух окажется воплощен в жизнь, мы, возможно, узнаем в ближайшие 1,5–2 года.

Баку выбирает между Су-35 и МиГ-35: ответ на закупленные Ереваном Су-30СМ?

9 апреля 202011:51

С целью модернизации и перевооружения своих Военно-воздушных сил Азербайджан внимательно изучает российские истребители, и в системе координат «боевая эффективность — цена — качество» этот выбор выглядит закономерным.

Особенно с учётом совместимости самолётов с гиперзвуковой ракетой Р-37М «воздух — воздух».

Об этом сегодня, 9 апреля, в своей публикации на портале информагентства «Sputnik Азербайджан» пишет военный обозреватель Александр Хроленко.

В рамках военно-технического сотрудничества Баку и Москвы группа специалистов ВВС Азербайджана посетила ранее в России предприятия оборонно-промышленного комплекса по производству самолётов Су-35 и МиГ-35.

Делегацию проинформировали о тактико-технических характеристиках, боеспособности, вооружении, производстве, эксплуатации и обслуживании боевых машин.

Азербайджанские пилоты выполнили практические полёты на Миг-35.

В ходе встреч с руководством военных заводов и представителями «Рособоронэкспорта» было заявлено, что Азербайджан заинтересован в приобретении самых современных истребителей российского производства. В свою очередь российская сторона выразила готовность поставлять самолёты в количестве, соответствующем потребностям азербайджанской авиации.

Сегодня ВВС крупнейшей закавказской республики имеют на вооружении более 40 ударных самолётов и вертолётов, которые сложно назвать современными, отмечает Хроленко. Ранее Баку закупил партию многоцелевых истребителей JF-17 Thunder пакистанского производства (по цене около 25 миллионов долларов за единицу).

Легкий JF-17 — результат модернизации китайского J-7, и продолжение советского МиГ-21.

Самолет способен поражать воздушные цели на дальности до 100 километров, но имеет недостаточную для современного боя тяговооруженность (всего один двигатель, развивающий форсажную тягу 8300 кгс), и может нести боевую нагрузку до 3,5 тонн.

Для сравнения, Су-35 способен поднять 8 тонн боезапаса (тяга — 14500 кгс). Возможно, пакистанские машины предназначены для обучения азербайджанских военных летчиков, как и приобретенные ранее учебно-боевые самолеты Leonardo M-346 Master итальянского производства.

Оборонный бюджет Азербайджана в 2020 году достиг 2,3 миллиарда долларов, и позволяет приобрести самые передовые системы вооружений. Остаётся сделать правильный выбор, заключает автор.

Отметим, что планы Азербайджана обновить свой авиапарк современными боевыми машинами российского производства можно считать определённым ответом на уже осуществлённую Арменией закупку многоцелевых истребителей Су-30СМ. Первые «тридцатки» прибыли в Ереван в конце прошлого года.

Также можно напомнить, что Армения, будучи государством-членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), не раз выражала недовольство в связи с внушительными продажами Азербайджану российских и белорусских ударных вооружений.

Как указывают в Ереване, снабжая Баку наступательными системами, Москва и Минск не всегда учитывают интересы их армянского союзника по ОДКБ, и избыточными оружейными поставками азербайджанской стороне могут нарушить баланс сил в зоне карабахского конфликта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *