Впервые пассажирский самолет с таким названием был построен летом 1946 г. Его силовая установка состояла из четырех поршневых двигателей АШ-73. Летные испытания самолета, рассчитанного на 60 мест, проводил летчик-испытатель В.К. Коккинаки. Опыт создания и испытания самолета Ил-18 с поршневыми двигателями оказал значительное влияние на проектирование турбовинтового самолета Ил-18, который сохранил название своего предшественника, но, по существу, является совершенно новым самолетом.
Самолет Ил-18 — видео
Первоначально разрабатывался вариант пассажирского самолета Ил-16 со стреловидным крылом и оперением и оснащенного четырьмя ТРД АМ-11, установленными в корне крыла.
В ОКБ уже начали разработку рабочих чертежей, провели обширный комплекс аэродинамических исследований, но затем все работы были свернуты и тема закрыта.
Причиной стал пассажирский самолет Ту-104, который в 1955 г. начал летные испытания.
Вопрос о создании гражданских самолетов для авиалиний Аэрофлота обсуждался на заседаниях правительства с участием главных конструкторов, вначале было принято решение создать многоцелевой самолет, используемый как пассажирский и как*.транспортный. С.В.
Ильюшин отстаивал идею специализированного пассажирского самолета с присущей ему классической схемой, позволяющей создать высокоэффективную машину, полагая, что летные характеристики многоцелевого самолета будут хуже. Эта идея была признана правильной, и ОКБ С.В.
Ильюшина приступило к созданию такого самолета на основании постановления Правительства СССР от 25 мая 1956 г.
Самолет Ил-18 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-4. Тягу двигателей выбирали, исходя из условия полета при отказе одного или двух двигателей.
Совершенная для того времени аэродинамическая компоновка самолета обеспечила ему высокие летно-технические характеристики.
Ил-18 был рассчитан на 75 пассажирских мест или 12 т коммерческого груза, имел два салона, на 10 и 65 мест соответственно, разделенных буфетом.
Постройка первого опытного самолета началась в сентябре 1956 г. и менее чем за год была завершена. В июне 1957 г. самолет продемонстрировали Н.С. Хрущеву, и по предложению Е.А. Фурцевой машина получила название «Москва».
Первый полет самолет совершил 4 июля 1957 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем В.К. Коккинаки. После окончания государственных испытаний начались заводские испытания серийного самолета с двигателями АИ-20.
Серийное производство было начато в ноябре 1957 г. (выпустили 567 машин). За создание самолета Ил-18 в 1960 г. семь человек были удостоены Ленинской премии, в том числе С.В. Ильюшин и В.К. Коккинаки.
В разные годы на этом самолете было установлено множество мировых рекордов по скорости и дальности полета.
Модификации
Ил-18 «Салон» — Самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717) 14 апреля 1961 г. доставил в Москву Ю. А.
Гагарина после его исторического полета в космос. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956—1969 гг.
в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
Ил-18 «Полоса» — Опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. В 1965 году переоборудован 1 самолёт.
Ил-18А — Первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Всего серийно построено в 1958—59 гг. 42 экземпляра Ил-18А. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б.
Ил-18Б — Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г. В 1958—1959 гг. построено 64 машины.
Ил-18В — Самолёт улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами.
Ил-18В-26А (Ил-18Д) — Самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта. Применялся для полётов в Антарктиду.
Ил-18Гр — Грузовой. Отличается отсутствием пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. Первый полёт 4 марта 1978 года. С 1978 года на авиаремонтных заводах переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс.
Ил-18ГрМ — Грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компоновки «41» и «42А»). Разработан в 1978 году. В 1990—1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д.
Ил-18Д — Модель с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В 1965—1969 гг. было построено 122 Ил-18Д.
Ил-18Д «Помор» — Самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д.
Ил-18ДЦ «Циклон» — Самолёт для метеорологических исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года.
Ил-18ДОРР — Самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.
Ил-18Е — Машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965—1966 годах было выпущено 23 машины.
Ил-18ЛЛ — Летающая лаборатория. В ЛИИ им. М. М. Громова переоборудовано несколько самолётов.
Ил-18РТ (Ил-18СИП) — Самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В.
Ил-18РТЛ — Прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М. М. Громова.
Ил-18Т (Ил-18АТ, БТ, ВТ) — Транспортный и санитарный. Отличался отсутствием кресел, туалетов и гардеробов. Первый полёт 29 февраля 1960 года. Переоборудовался из пассажирских самолётов.
Ил-18ТД — Транспортно-десантный. Изготовлен в 1 экземпляре в 1968 году.
Ил-18УШ — Учебный штурманский. Отличался 20 рабочими местами штурманов в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудовано несколько самолётов.
Тактико-технические характеристики Ил-18
- — Начало эксплуатации: 20 апреля 1959 года- Всего построено: более 800
- Экипаж Ил-18
- — 4—5 человек
- Вместимость Ил-18
- — 80–122 пассажиров
- Грузоподъёмность Ил-18
- — до 15 т (в грузовом варианте)
- Скорость Ил-18
- — Крейсерская скорость: 570—630 (истинная) км/ч- Максимальная скорость: 610 (приборная, при экстренном снижении) км/ч- Длина разбега: 1000 м
- — Длина пробега: 800 м
- Дальность полёта Ил-18
- — 6500 (с остатком топлива на 1 час полёта) км
- Практический потолок Ил-18
- — более 12 000 м, 10 000 м (для полётов с пассажирами) м
- Габаритные размеры Ил-18
- — Длина: 35,90 м- Высота: 10,17 м- Максимальный диаметр фюзеляжа: 3,5 м- Размах крыла: 37,4 м- Площадь крыла: 140 м²
- — Шасси: убирающееся, трёхопорное
- Вес Ил-18
- — Пустой: 32,245–33,76 т- Максимальная взлётная масса: 59–67 т
- — Максимальная посадочная масса: 48–53 т
- Двигатели Ил-18
— 4 × АИ-20М — Тяга (мощность): 4 × 4252 л. с.
- — Запас топлива: 30 (для варианта «Д») т
- Расход топлива Ил-18
- — первый час – 2600, далее от 2200 до 1500 кг/ч
Фото Ил-18
Кабина Ил-18
Салон Ил-18
You have no rights to post comments
Ил 18, технические характеристики и описание, взлет самолета, как правильно сажать, кабина, мотор и двигатель, история создания
Ил-18 – советский дальнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Ильюшина в середине 50-х годов прошлого века. Его первый полет состоялся 4 июля 1957 года, эксплуатация началась в 1959 году, продолжается она и поныне.
Долгие годы Ил-18 был основным советским средне- и дальнемагистральным пассажирским самолетом, в СССР его главными эксплуатантами были «Аэрофлот» и Военно-воздушные силы.
Кроме того, самолет Ил-18 активно отправлялся на экспорт: в Польшу, Венгрию, ГДР, Румынию, на Кубу.
В настоящее время один Ил-18 находится в эксплуатации авиации ВМФ РФ, еще девять машин используются российскими Военно-воздушными силами.
Серийный выпуск Ил-18 был налажен на московском заводе №30, он продолжался до 1978 года. За это время было изготовлено более 800 самолетов этого типа.
Ил-18 стал первым турбовинтовым пассажирским самолетом, разработанным в ОКБ Ильюшина и одной из первых машин с подобным двигателем в Советском Союзе. На основе базовой модели были созданы многочисленные модификации самолета, а также целый ряд машин для выполнения специальных заданий.
У летчиков Ил-18 всегда считался надежной и неприхотливой машиной с отличными летно-техническими характеристиками. Взлет и посадка Ил-18 была возможна даже на короткие и не слишком подготовленные ВПП.
Однако, несмотря на подобное отношение, аварийность этого самолета можно назвать очень высокой.
За годы его эксплуатации по разным причинам было потеряно около ста самолетов, в катастрофах погибло более двух тысяч человек.
История создания Ил-18
Уже в 50-е годы стало понятно, что эра поршневой авиации подходит к своему завершению.
Если говорить о пассажирской авиации, то самолеты с поршневыми двигателями уже не могли удовлетворить стремительный рост пассажиропотока, который наблюдался в Европе, Америке и Советском Союзе.
Именно по этой причине уже в начале 50-х годов сразу в нескольких странах мира началась разработка пассажирских самолетов нового послевоенного поколения.
Причем техническое решение для данной проблемы уже существовало. В это время турбореактивные и турбовинтовые моторы активно применялись в военной авиации, и ничто не мешало устанавливать их на пассажирские лайнеры. При этом использование турбовинтовых двигателей выглядело предпочтительней, так как они отличались большей экономичностью.
В СССР созданием нового пассажирского лайнера занимались сразу два конструкторских бюро: Ильюшина и Туполева. Туполевцы работали над созданием самолета с турбореактивным двигателем на основе бомбардировщика Ту-16. Этот самолет был принят в эксплуатацию в 1956 году и получил обозначение Ту-104. Конструкторы КБ Ильюшина пошли другим путем и решили создать авиалайнер на основе ТВД.
Облик и характеристики нового самолета обсуждали на самом высоком, правительственном уровне. Существовали две точки зрения. Изначально было принято решение о разработке многоцелевого самолета, который можно было использовать и для перевозки пассажиров, и для транспортировки грузов. Ильюшин был против такой концепции.
Он считал, что строить нужно именно специализированный пассажирский самолет, только так можно создать эффективную экономичную машину с высокими характеристиками. Конструктор сумел отстоять свою точку зрения, которая – как показало время – была абсолютно правильной.
Именно поэтому Ил-18 стал самым массовым самолетом первого поколения пассажирских машин с газотурбинным двигателем.
25 мая 1956 года было принято правительственное постановление относительно начала работ над новым пассажирским самолетом, а уже в августе Ильюшин утвердил проект нового авиалайнера. В сентябре 1956 года началось строительство опытного образца Ил-18, летом следующего года он был продемонстрирован руководству страны во главе с Хрущевым.
Первый полет Ил-18 состоялся в июле 1956 года. Во время заводских испытаний были опробованы два типа ТВД: АИ-20 и НК-4. Результаты испытаний показали, что двигатель АИ-20 отличается большей надежностью, поэтому именно он был выбран для серийного самолета. В 1959 году дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-18 был принят в эксплуатацию.
Еще до этого момента было создано ряд модификаций машины, которые отличались взлетной массой, пассажировместимостью, компоновкой салона и др. Следует отметить, что КБ Ильюшина не переставало совершенствовать самолет и после начала его использования, регулярно создавая новые варианты машины.
Возможно, что именно это обеспечило ему такую долгую жизнь.
За создание Ил-18 семь человек были удостоены Ленинской премии.
Первым серийным самолетом стал Ил-18А, но из-за ненадёжности двигателей НК-4 он был снят с эксплуатации. В 1958 году появилась модификация Ил-18Б, которая имела увеличенную взлетную массу (до 61,5 т) и усиленное шасси.
Серьезной проблемой, вставшей перед конструкторами, стал высокий уровень шума и вибрации. Было принято решение об изменении компоновки салона, при которой в самых шумных зонах должны были размещаться буфет и гардероб. При этом общее количество пассажирских мест было увеличено до 89.
В 1960 году появилась модификация Ил-18В с новой компоновкой салона и улучшенным комплексом пилотажно-навигационного оборудования.
В 1965 году появился Ил-18Е, вместимость салона которого была увеличена до 120 мест. Кроме того, был повышен уровень комфорта пассажиров: появились новые туалеты, был обновлен буфет и гардероб.
В том же году была разработана модификация Ил-18Д с увеличенной до 6,5 тыс. км дальностью полета. Этого удалось достичь за счет установки в центроплане дополнительных топливных баков.
Кроме того, теперь посадка Ил-18 осуществлялась с помощью специальной бортовой системы, что повысило уровень безопасности самолета.
Кроме пассажирских, были созданы две грузовые модификации самолета – Ил-18Гр и Ил-18ГрМ. У этих машин был усилен пол, а на потолок салона установлен тельфер. Ил-18Гр совершил первый полет в 1978 году. Обычно в грузовые самолеты переделывались авиалайнеры, выработавшие свой летный ресурс.
Эксплуатация Ил-18
Коммерческие полеты Ил-18 начались в 1959 году. Первыми для этого самолета стали маршруты Москва – Алма-Ата и Москва – Адлер. Последний самолет модификации Ил-18Д был передан «Аэрофлоту» в 1969 году.
Ил-18 активно экспортировался за рубеж. Более того, по заказу иностранных клиентов в ОКБ Ильюшина были разработаны 10 специализированных модификаций самолета.
Для гражданской авиации Ил-18 на долгие годы стал эталоном экономической эффективности и надежности. Можно привести лишь один факт: в 1981 году на этом самолете был совершен сверхдальний перелет по маршруту Москва – Антарктида общей протяженностью почти 16 тыс. км. При этом лайнеру потребовалось только две промежуточные посадки для дозаправки.
Для посадки и взлета Ил-18 было достаточно полосы длиной 1800-2000 метров, что можно назвать несомненным преимуществом этой машины.
Однако, несмотря на все достоинства машины, уже в 70-е годы началось ее массовое списание – советская гражданская авиация взяла курс на использование более скоростных турбореактивных самолетов. Этот процесс затянулся почти на два десятилетия: еще в 90-е годы оставшиеся Ил-18 продавались или сдавались в лизинг коммерческим авиакомпаниям.
В 2006 году в реестре числилось еще 11 самолетов Ил-18, причем три из них довольно активно эксплуатировались, выполняя полеты в страны Азии и Африки. Коммерческое использование этих машин в самой России было запрещено в 2002 году после катастрофы под Калязином, которая унесла жизни 27 человек.
В завершение можно сказать, что Ил-18, который поднялся в небо в конце 50-х годов, прожил долгую и насыщенную жизнь. Он оставался востребованным куда дольше своих ровесников – Ту-104 и Ан-10, что уже много говорит о характеристиках и эксплуатационных качествах этой машины.
Описание конструкции
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя двигателями. Хвостовое оперение самолета – однокилевое, шасси – трехопорное убирающееся с передней стойкой.
Фюзеляж самолета имеет полумонококовую конструкцию и круглое сечение. Плоскостью он разделен на две части: верхнюю и нижнюю.
В верхней части расположен пассажирский салон, кабина экипажа и другие вспомогательные помещения. Нижняя часть практически полностью занята багажно-грузовыми отсеками.
Еще одно багажное отделение находится в хвостовой части самолета. Одной из основных особенностей фюзеляжа Ил-18 является его герметичность.
Крыло Ил-12 выполнено по кессонной схеме с тремя лонжеронами в центроплане и двумя – в консольной части. В кессонах консолей расположены топливные баки.
Силовая установка машины состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20 мощностью 4252 л. с. каждый.
Трехопорное шасси состоит из двух основных четырехколесных стоек и передней стойки с двумя колесами.
Салон Ил-72 в зависимости от модификации имеет вместимость от 80 до 122 пассажиров.
Он снабжен системой кондиционирования воздуха, которая не только производит вентиляцию, но и поддерживает приемлемый уровень температуры (примерно 20 °C) и атмосферного давления. Полная замена воздуха в салоне происходит за две минуты.
Кроме того, каждое место оборудовано собственной системой вентиляции и освещения. Каждое пассажирское место оборудовано удобным креслом с отклоняющейся спинкой.
Описание ИЛ18
Ильюшин Ил-18 Назначение: пассажирский Первый полёт: 4 июля 1957 Начало эксплуатации: 1959 Всего построено: 719 Производитель: КБ Ильюшина Характеристики Экипаж: 5 чел Количество пассажиров: 120 чел Крейсерская скорость: 625 км/ч Максимальная скорость: 685 км/ч Дальность полёта: 7100 км Практический потолок: 10000 м Длина разбега: 1000 м Длина пробега: 800 м Размеры Длина: 35,90 м Высота: 10,17 м Максимальный диаметр фюзеляжа: 3,5 м Размах крыла: 37,42 м Площадь крыла: 140 м² Шасси: убирающееся, трёхопорное Масса Пустой: 35 т Макс. взлётная: 64 т Силовая установка Двигатели: 4 × АИ-20 Тяга (мощность): 4 × 4252 л.с.
Запас топлива: 22,7 т
Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяженности, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением.
История создания В середине 1950-х годов, когда стало ясно, что пассажирские самолёты с поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрому росту авиаперевозок, появилась потребность в более вместительных и скоростных самолётах, оснащённых газотурбинными двигателями. В ОКБ им.
Туполева пошли по пути создания на основе реактивного бомбардировщика Ту-16 пассажирского самолета Ту-104. В ОКБ Ильюшина решили проектировать пассажирский самолет с ТВД. Разработка самолёта Ил-18 началась в 1954 году. Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года.
В испытаниях участвовали самолёты, оснащённые двигателями НК-8 и АИ-20. Результаты испытаний показали, что АИ-20 более надёжен, и его выбрали для установки на серийные самолёты. Эксплуатация самолёта началась в 1959 году. Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест.
В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлетной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Несколько позднее появилась модификация Ил-18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлетной массой до 61,5 тонн.
В 1960 году был создан Ил-18В, который отличался от варианта Ил-18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования. В 1965 году в ОКБ был разработан самолёт Ил-18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший ещё более комфортабельный салон.
Последней пассажирской моделью стал самолет Ил-18Д, на котором вместо ТВД АИ-20К были использованы АИ-20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полета.
Кроме пассажирских самолётов в ОКБ были созданы различные варианты: служебные, грузовые, патрульные, а также варианты для Вооруженных сил — противолодочный Ил-38, самолёт РЭБ Ил-20, воздушный командный пункт Ил-22 и другие). Один из самолётов Ил-18В был переоборудован для полётов в Антарктиду: в пассажирской кабине были установлены дополнительные топливные баки, что позволило довести запас топлива до 31 000 литров.
В течение 1958—1959 гг. на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.
Самолёты Ил-18 по своей экономичности, уровню комфорта и безопасности привлекли интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты.
Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, получившим широкий спрос на мировом рынке: для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 самолётов.
Состояние
Выпускался серийно с 1959 по 1978 год. Всего было построено 719 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специализированные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38). На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 11 самолётов этого типа, из них 3 эксплуатируется, используемые преимущественно для грузовых перевозок в странах экваториальной Африки и в Афганистане.
Эксплуатация
Коммерческая эксплуатация лайнера начата в 1958 году и фактически прекратилась в середине 2000-х годов. Перевозки пассажиров на Ил-18 запрещены в РФ Распоряжением Минтранса от 14 октября 2002 года.
На 1 января 2007 года в гражданской авиации РФ эксплуатировалось 2 самолета типа Ил-18 (в правительственном авиаотряде ГТК «Россия»), еще около полутора десятков числятся в ВВС и авиации ВМФ.
Примерно столько же — за пределами России (КНДР, Казахстан, Индия, ряд стран Африки).
- Катастрофы
- По данным на 28 июня 2008 года было потеряно 98 самолетов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека.
Крупнейшая авиакатастрофа с участием Ил-18 произошла 16 ноября 1967 года в Кольцово. Вскоре после взлета начался пожар одного из двигателей, экипаж потерял управление, лайнер перевернулся через крыло и разбился. Погибли 130человек.
Другие катастрофы: Авиакатастрофа в Белграде 19 октября 1964 — погибло 33 человека 1 октября 1972 в 16:40 самолёт Ил-18, следовавший рейсом Адлер — Москва, потерпел крушение с 108 пассажирами на борту (выживших нет): самолёт разбился о воду на скорости около 300 км/ч и затонул на глубине 600 метров в расщелине, в устье реки Мзымты (расстояние от места крушения до береговой линии около 2 км). Вероятные причины катастрофы: выход из строя топливной системы, двигателей или сердечный приступ у пилота.
Интересные факты Из-за характерной формы обтекателя РЛС среди летчиков получил прозвище «Дельфин».
Самолёт ИЛ-18 снимался в фильме-катастрофе Геннадия Глаголева Размах крыльев (1986)
Также существовал самолет, специально переоборудованный из Ил-18В для полетов в Антарктиду. Для этого в салоне были установлены дополнительные топливные баки – теперь самолет мог вместить в себя 31000 литров топлива.
Самолет Ил-18: фото, ТТХ, история создания
Ил-18 – самолет с таким названием впервые поднялся в небо летом 1946 года. Это пассажирский лайнер, оснащенный поршневыми двигателями. Создан он был в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
В послевоенные годы гениальный конструктор поставил перед собой задачу создать систему пассажирского авиасообщения в стране. По его задумке она была разделена на два этапа.
На малых расстояниях эти услуги выполнял региональный Ил-12, а для длительных перелетов был создан новый самолет.
Технические характеристики Ил-18 по всем параметрам превосходили показатели серийных машин, строившихся тогда в СССР.
История создания
На авиационном празднике в Тушино новый самолет показали впервые. Традиционно на этом мероприятии присутствовал Иосиф Сталин, который спустя несколько дней вызвал Сергея Ильюшина и задал ему несколько вопросов.
Одним из них стал вопрос о вместимости.
Когда инженер озвучил цифру в 75 человек, Сталин отметил, что пассажирская авиация должна прежде всего отвечать за безопасность пассажиров и рекомендовал Сергею Владимировичу свернуть все работы над проектом Ил-18.
С этого момента единственный экземпляр, построенного в 1946 году самолета этого семейства, летал на парадах и принимал участие в различных испытаниях, пока не был списан в начале 50-х годов. Хотя своим решением советский кормчий и поставил тогда крест на судьбе самолета, но изменить мировые тенденции развития пассажирской авиации было не в его силах.
В середине прошлого столетия в СССР отмечался небывалый подъем экономики. С большим энтузиазмом в послевоенное время люди отстраивали страну, росли новые города, и необходимость в дальнемагистральной авиации зрела с каждым днем.
Хрущевская оттепель дала новый импульс к развитию советского авиапрома. Освоение целинных и сибирских земель увеличило в разы пассажиропоток специалистов в эти регионы Советского Союза. Здесь и пригодилась разработка КБ Ильюшина, которая неожиданно получила вторую жизнь, но уже с турбовинтовым двигателем.
Як-142: технические характеристики
В 1956 году началась работа по модернизации проекта десятилетней давности. Изменения коснулись не только двигателей – из старых наработок прежней осталась лишь гермокабина большого размера. Спустя год, новый лайнер был представлен правительству. Его тепло принял Никита Хрущев, с легкой руки которого машину окрестили «Москва».
В июле 1957 года на летное поле Хадынского аэродрома имени Фрунзе выкатили первую машину нового класса. С этого момента и началась большая летная жизнь всех 560-ти построенных лайнеров Ил-18.
В 1958 году экипаж летчика-испытателя Владимира Кокинаки совершил дальний перелет общей протяженностью свыше 18 тысяч километров, на который ушло 27 с половиной часов. Промежуточные посадки были сделаны в Иркутске, Петропавловске-Камчатском, бухте Тикси и полярной станции «Северный полюс-6».
В этом же году самолет запустили в серийное производство, и одновременно в КБ стали создавать его модификации. За два десятилетия были выпущены не только пассажирские модели этого семейства, но и грузовые, и даже военно-транспортные машины. Всего можно насчитать около 20 различных модификаций Ил-18.
Необходимо отметить: хотя машину сняли из эксплуатации еще в конце 70-х годов, когда на смену пришли Ил-56 и Ту-154, десяток самолетов продолжает работать в небе России и Украины, КНДР и Сомали.
Особенности конструкции
Кабина Ил-18 имела внушительную по размерам конструкцию и традиционно удобные для КБ Ильюшина места для пилотов. На фото салона одного из первых образцов новой машины заметна проработка деталей.
Конструкторы не только сделали его вместительным, но и позаботились о комфорте пассажиров. В отделке салона также использовались инновационные для того времени разработки.
Борта и потолок покрывали съемные панели, обтянутые легко моющимся синтетическим материалом – павинолом.
Нужно отметить, что впервые над дизайном и компоновкой оборудования работал особый отдел, в задачи которого входило только это направление. Так, самолет получил отличительный дизайн фюзеляжа. Синяя гребенка в передней части лайнера и полосы на бортах долгое время были визитной карточкой Ил-18.
В конструкции были применены турбовинтовые двигатели Николая Кузнецова НК-4, которые спустя некоторое время заменили на более современные АИ-20.
Основные характеристики
Самолет представлял собой низкоплан с однокилевым оперением. В нем применялись устойчивые трехстоечные шасси. При нормальной аэродинамике конструкция имела стреловидное крыло, расположенное перпендикулярно фюзеляжу. Точные расчеты позволили машине поддерживать высокую крейсерскую скорость в полете и при этом оставаться устойчивым и надежным пассажирским воздушным судном.
Истребитель МиГ-21: технические характеристики, история
В 1968 году на этом лайнере был установлен мировой рекорд. Сохранились самолета фото Ил-18, которым для установления рекорда по дальности перелета управлял чисто женский экипаж.
На самом массовом и популярном на то время самолете советской гражданской авиации девушки совершили перелет из Симферополя в Южно-Сахалинск.
Ниже мы рассмотрим ТТХ одной из модификаций самолета, завоевавшего пальму первенства в мировой авиации.
Информация в цифрах
Летно-технические характеристики пассажирского Ил-18Б:
- длина – 35.9 м;
- высота – 10.2 м;
- размах крыла – 37.4 м;
- максимальный взлетный вес – 61 т;
- силовая установка 4 двигателя АИ-20 по 4000 л. с. каждый;
- крейсерская скорость – 625 км/ч;
- дальность полета – 5.4 тыс. км;
- крейсерская высота полета – 8000 м.;
- количество пассажиров – 89 человек;
- экипаж – 5 человек.
Заключение
Ил-18 на долгие годы был основным среднемагистральным пассажирским лайнером в Советском Союзе. Это стало возможным благодаря его уникальности и таким особенностям, как:
- неприхотливость в обслуживании;
- надежность в эксплуатации;
- экономичность.
Он, безусловно, оставил неизгладимый след в отечественной истории самолетостроения и пассажирской авиации. А тот факт, что спустя полвека эти машины еще трудятся в небе, делает их настоящей легендой мировой авиации.
Обзор самолета Ил-18
Ил-18 — первый советский турбовинтовой авиалайнер. Он предназначен для выполнения пассажирских рейсов дальней протяженности. Его эскиз был утвержден в августе 1956 года. И уже в сентябре конструкторы приступили к сборке первой опытной модели. Ее вместительность — 75 посадочных мест.
Первый полет испытательный самолет произвел в 1957 году. Он перебазировался с аэродрома им. М.В. Фрунзе на летную базу в г. Жуковский. Самолет пролетел это расстояние за 1 ч. 57 мин.
Интересно! В дальнейших испытаниях участвовали авиасудна модели Ил-18, оснащенные двигателями АИ-20 и НК-4.
По итогам исследований было решено оборудовать авиасудно силовой установкой АИ-20. Она более надежная и экономичная.
Особенности и преимущества Ил-18
Как и на всех моделях самолетов им. Ильюшина, в разработке интерьера салона за основу брали такие характеристики:
- простоту;
- практичность;
- уровень комфортабельности.
Самолет Ил-18 — представитель первого поколения пассажирских воздушных суден. Он оснащен четырьмя газотурбинными двигателями. Они обеспечивают достаточную мощность во время полета. Тягу моторов выбирали по определенным показателям. При отказе одной из силовых установок другие должны были обеспечивать безопасность взлета и посадки, а также осуществление полета.
Важно! При поломке одного двигателя авиасудно может совершать полет на более низкой высоте.
Особенности Ил-18:
- в герметичный фюзеляж встроены системы кондиционирования;
- наличие устройств наддува воздушных масс в салоне;
- самолет собран из металла и прочных композитных материалов.
Такие характеристики повысили комфортные условия для пассажиров и членов экипажа при полете на любые расстояния.
К преимуществам воздушного судна относят экономичность и безопасность. Модель Ил-18 приобрели международные авиакомпании. На его основе сконструировали различные современные самолеты.
Конструктивные характеристики
Длина авиалайнера достигает 35,90 м. Высота — 10,17 м. Вместительность зависит от модификации, и составляет 88-122 пассажирских места. Воздушное судно развивает скорость до 630 км/ч. Крейсерская скорость (во время полета с максимальной загруженностью) составляет 610 км/ч.
Другие технические характеристики:
- Диаметр фюзеляжа — до 3,5 м.
- Размах крыльев — 37,4 м.
- Площадь крыла — 140 кв.м.
- Запас топлива — 30 т.
- Экипаж — 5 чел.
Масса авиалайнера при нулевой загрузке — 32,245-33,76 т. Максимальный вес при взлете достигает 67 т. При максимальной загрузке этот показатель составляет 48-53 т.
Оснащение Ил-18
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан. У него низко расположены крылья. На них монтированы турбовинтовые двигатели и схема оперения.
Примечание. Внутренний двигатель каждого крыла отвечает за поднятие шасси, которые имеют три опоры.
Благодаря изменению стандартной формы крыла, удалось повысить такие летные характеристики, как скорость, путевая устойчивость и безопасность.
Над внутренним оснащением работали дизайнеры. Салон оформлен в классическом стиле. Впервые конструкторы предложили уменьшить вес пассажирских кресел, применив в них поролон и прочный обивочный материал. Расстановку сидений планировали согласно установленным стандартам. Фото салона можно посмотреть на официальных сайтах авиакомпаний.
Схема пассажирского салона Ил-18
Самолеты этой модели предназначены для транспортировки пассажиров в «экономклассе». Согласно эскизам, салон фюзеляжа разделен на несколько отсеков.
Полная компоновка воздушного судна:
Сиденья располагаются по схеме 3+2. Между рядами имеется один проход. Такое положение сидений позволяет создать комфортные условия для времяпрепровождения в салоне.
Первый отсек находится непосредственно возле кабины пилотов. В нем размещено до 14 пассажирских кресел. Лучшими местами в этом отделении считаются сиденья первого и последних рядов.
Во втором отсеке расположено до 44 пассажирских кресел. Здесь лучше выбирать места в последнем ряду. После этого отделения идет кухня и гардероб. За этими помещениями расположен третий отсек салона. В нем размещено до 8-ми кресел.
Примечание! Это отделение находиться вблизи сантехнических помещений. В нем лучше не выбирать пассажирские места.
Версии Ил-18
Перед конструкторами бюро им. Ильюшина была поставлена задача в короткие сроки обеспечить советский авиапром современными воздушными суднами. В ходе работ было сконструировано большое количество моделей. Первой из них стал Ил-18. Он был предназначен для перевозки 75 пассажиров.
Следующая версия Ил-18 «Салон» предназначалась для транспортировки высокопоставленных особ. Авиасуднами пользовались Л.Брежнев и Н.Хрущев. «Салон» был оснащен улучшенными авиационными системами.
Интересный факт! На этом самолете в Москву после легендарного космического полета был доставлен Ю.Гагарин.
Следующей модификацией стал Ил-18 «Полоса». Несмотря на то, что в его оснащении использовали проверенные авиационные системы, авиалайнер был переоборудован в 1965 году.
Ил-18А — первый самолет серийного производства. Он оснащался двигателями НК-4. В 1959 году эксплуатация всех экземпляров этой модели была прекращена. Это обусловлено ненадежной работой силовой установки.
С 1959 года в авиапарк Аэрофлота стали поступать модели Ил-18Б. Они были оснащены двигателями АИ-20. За год было выпущено 64 экземпляра самолетов этой модификации.
Ил-18В — воздушное судно улучшенной комплектации с тремя пассажирскими отсеками. Несмотря на проведенную модернизацию, самолет еще не раз переоборудовали.
Ил-18Д (Ил-18В-26А) создан для осуществления перелетов на дальние расстояния. В его салоне расположено 20 пассажирских мет. В 1962 году было выпущено 3 экземпляра этой модификации.
Полезно знать! Воздушное судно Ил-18Д использовали для полетов в Антарктику.
Другие модели:
- Ил-18ДОРР — предназначен для рыболовецких промыслов.
- Ил-18И — эта модель оснащена двигателями АИ-20М. В его салоне расположено 122 пассажирских кресла.
- Ил-18Е — серийный вариант предыдущей модификации. В нем не предусмотрен увеличенный запас горючего.
- Ил-18Т — грузовая модель, предназначенная для коммерческих рейсов.
Были разработаны и другие модификации самолетов им. Ильюшина 18-ой серии. Многие из них так и не дошли до сборочного цеха по причине нерентабельности и низких летных показателей.
Безопасность самолета Ил-18
Этот показатель обеспечен рядом конструктивных решений. Рабочие части силовых установок изолированы от основной конструкции противопожарными титановыми стенками. Самолет оснащен улучшенной системой пожаротушения.
В носовой части фюзеляжа установлен радиолокатор. Он своевременно предупреждает о встречных препятствиях. Также с его помощью решаются навигационные задачи.
Самолет оборудован модернизированной авиационной системой. Она позволяет совершать полеты, взлеты и посадки при плохой видимости или неблагоприятных погодных условиях.
Где производился самолет?
Воздушное судно выпускали с 1958 по 1978 г.г. Его производителем являлся завод «Знамя труда», который находится в г. Москва. За все время было выпущено 719 моделей. Из них было 514 пассажирских самолетов. Все остальные — специального назначения.
Стоимость разных моделей
Авиалайнер Ил-18 уже не выпускается. Современные конструкторы проводят модернизацию его моделей. Стоимость воздушного судна зависит от внесенных в его комплектацию изменений. Она достигает 5 млрд.руб.
История эксплуатации
Воздушный лайнер поступил на службу в Советский авиапром в 1969 г. До середины 90-х годов Ил-18 был основным судном, которое использовали для выполнения рейсов средней и дальней протяженности. Ему на смену пришли более новые модификации: Ил-62 и Ту-154.
Ил-18 выработали свой ресурс в середине 70-х годов. Массовое списание машин началось в первой половине 80-х годов. Эта процедура продолжалась одно десятилетие. После этого в компании «Аэрофлот» были в эксплуатации всего несколько авиасуден этой модели.
Ил-18 эффективно эксплуатировали в Польше, Румынии, Нигерии, ГДР и на Кубе. Несмотря на его популярность, советский Авиапром начал разработку новых моделей воздушных суден.
Ил-18, технические характеристики и история пассажирского дальнемагистрального самолета, обзор кабины и салона, видео взлета и посадки
29.04.2019
Ил-18 является турбовинтовым средне- и дальнемагистральным пассажирским самолётом. Был разработан опытно-конструкторским бюро Ильюшина в 1957 году.
История разработки и эксплуатации Ил-18
В 1950-х годах не только в советской, но и мировой гражданской авиации наступил период, когда возникла реальная угроза того, что эра поршневых самолётов подойдёт к концу. Так, имевшиеся в СССР пассажирские самолёты с поршневыми двигателями (например, Ли-2) уже не удовлетворяли всё возрастающий спрос на авиаперевозки.
В первую очередь это касалось объёма рейсов, который был ничтожно мал, особенно на фоне недавно окончившейся Второй мировой войны, благодаря которой количество военных самолётов в несколько раз превышало количество пассажирских.
Именно в этой связи уже в начале 50-х в наиболее экономически сильных странах началось создание пассажирских самолётов нового, послевоенного поколения.
В СССР созданием нового лайнера параллельно занимались ОКБ Туполева и Ильюшина.
При этом мнение о будущем самолёте у них несколько отличалось: так, в опытно-конструкторском бюро Туполева приступили к созданию реактивного пассажирского лайнера (первого в стране) на основе бомбардировщика Ту-16, в то время как в бюро Ильюшина было принято решение о создании турбовинтового самолёта. Советское же руководство благосклонно отнеслось к обеим разработкам.
Весной 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании турбовинтового самолёта Ил-18 – именно такое название получил проект ОКБ Ильюшина.
Разработка самолёта и постройка первого его опытного образца шли весьма быстро, так что уже летом следующего, 1957 года самолёт был представлен партийной элите и членам правительства Советского Союза.
Машины была достаточно тепло принята Н. С. Хрущёвым и получила имя собственное: «Москва».
Уже в июле того же года Ил-18 совершил и первый полёт. Также в это время продолжались испытания самолёта с целью определить лучшие двигатели для него. В их процессе окончательный выбор пал на турбовинтовые АИ-20, которые были наиболее надёжными, мощными и экономичными для самолёта. После этого началось серийное производство самолёта.
Уже в 1959 году, пройдя все необходимые наземные и лётные испытания, Ил-18 начал активно эксплуатироваться на внутренних авиалиниях средней и дальней протяжённости в Советском Союзе.
Самолёт был неприхотлив в использовании, достаточно надёжен и в то же время не требовал длинных взлётно-посадочных полос, что позволяло ему оставаться основным среднемагистральных пассажирским лайнером в СССР вплоть до 1970-х годов.
Также Ил-18 активно поставлялся для стран социалистического лагеря, а также для стран дружественного к СССР курса. При этом лайнер также был положительно встречен тамошними пассажирами и специалистами.
В то же время продолжались активные работы по усовершенствованию Ил-18 и созданию его новых модификаций с улучшенными характеристиками. Так, в 1958 году был разработан Ил-18А, и запущенный в серийное производство. Двумя годами позже был разработан Ил-18В с усовершенствованной системой бортовой электроники. Также создавались грузовые модификации самолёта и даже военные варианты.
К середине 1970-х годов объёмы серийного производства Ил-18 начали серьёзно снижаться. Будучи основным среднемагистральным лайнером на внутренних авиалиниях, Ил-18 начал массово заменяться на более современные и мощные Ил-62 и Ту-154.
В основном это было связано с тем, что советская промышленность взяла курс в основном на производство реактивных самолётов вместо турбовинтовых.
Также сказывалось и моральное устаревание самолёта, а весь потенциал его модификаций был исчерпан.
Тем не менее, ряд самолётов Ил-18 всё-таки смог «пережить» их массовое списание, имевшее место в конце 70-х – начале 80-х годов. По состоянию на 2010 год в эксплуатации находилось десять Ил-18 в таких странах, как Россия, Украина, КНДР, Шри-Ланка и Сомали.
Обзор Ил-18 и его характеристики
Ил-18 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. Аэродинамическая схема самолёта – нормальная.
При этом крыло Ил-18 не стреловидное, а практически перпендикулярно фюзеляжу.
Тем не менее, конструкция лайнера, как форма крыла, были скрупулёзно рассчитаны, благодаря чему самолёт получил весьма неплохие скоростные характеристики, а также высокую надёжность и устойчивость в полёте.
Силовая установка Ил-18 представлена 4 турбовинтовыми двигателями АИ-20 (в первых моделях также применялись НК-4), которые установлены под крылом.
Лётно-технические характеристики пассажирского самолёта Ил-18:
- Длина: 35,9 м.
- Высота: 10,2 м.
- Вес пустого: 33 760 кг.
- Размах крыла: 37,4 м.
- Площадь крыла: 140 кв. м.
- Крейсерская скорость: 625 км/ч.
- Максимальная скорость: 685 км/ч.
- Потолок: 10 000 м.
- Дальность полета с максимальной загрузкой: 4 300 км.
- Двигатели: 4 х АИ-20.
- Тяга: 4 x 4250 л. с.
- Количество пассажирских мест: 120.
- Максимальный взлетный вес: 64 000 кг.
- Максимальная коммерческая загрузка: 13 500 кг.
- Емкость баков с топливом: 23 700 л.
- Максимальная дальность полета: 7 100 км.
- Длина разбега: 1000 м.
- Длина пробега: 800 м.
- Длина салона: 24 м.
- Ширина салона: 3,2 м.
- Высота салона: 2 м.
Модификации самолёта
Всего за 20 с лишним лет разработок и серийного производства Ил-18 создавались и были построены следующие его модификации:
- Ил-18А – первая серийная модификация Ил-18, оборудованная турбовинтовыми двигателями НК-4.
- Ил-18 «Салон» — модификация самолёта, предназначенная для первых лиц государства. При этом в данную модель переоборудовались варианты Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
- Ил-18 «Полоса» — опытный вариант, оборудованный комплексом для автоматизированного взлёта, полёта и посадки Ил-18.
- Ил-18Б – модификация Ил-18, оборудованная более мощными и экономичными двигателями АИ-20.
- Ил-18В – модификация самолёта с изменённой компоновкой (три пассажирских салона).
- Ил-18Д – модификация Ил-18, оборудованная топливными баками повышенного объёма и обладающая таким образом увеличенной дальностью полёта. Пассажирский салон имеет 20 пассажирских мест. В основном применялся для полётов на Северный полюс. Другой обозначение – Ил-18-26А.
- Ил-18Гр – грузовая модификация самолёта. С 1978 года в данную модель начали переоборудоваться пассажирские варианты Ил-18.
- Ил-18ГрМ – вторая грузовая модификация Ил-18. Имеет увеличенную грузоподъёмность, а также большую дверь в левом борту для более удобной загрузки.
- Ил-18Д – более усовершенствованный Ил-18, оборудованный более совершенными двигателями АИ-20М и имеющий увеличенную дальность полёта, а также большую грузоподъёмность.
- Ил-18Д «Помор» — самолёт, оборудованный для ведения рыбной разведки.
- Ил-18ДЦ «Циклон» — модификация Ил-18, предназначенная для ведения метеорологической разведки.
- Ил-18ДОРР – самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов.
- Ил-18Е – модификация Ил-18 с увеличенной пассажировместимостью (до 110 человек), а также более комфортным салоном.
- Ил-18ЛЛ – самолёт – летающая лаборатория.
- Ил-18РТ – самолёт, используемый в качестве измерительного пункта для регистрации телеметрической информации. Другое обозначение – Ил-18СИП.
- Ил-18РТЛ – самолёт, являвшийся прототипом Ил-18РТ.
- Ил-18Т – транспортно-санитарная модификация самолёта Ил-18. Другие названия: Ил-18АТ, Ил-18БТ, Ил-18ВТ.
- Ил-18ТД – транспортно-десантная модификация Ил-18. Оборудована рампой для выпуска десантного подразделения.
- Ил-18УШ – модификация самолёта Ил-18, предназначенная для подготовки штурманского состава для ВВС России.
Заключение
Благодаря своим уникальным характеристикам (неприхотливости в обслуживании, надёжности в эксплуатации и экономичности) Ил-18 на долгое время стал основным среднемагистральным пассажирским лайнером в Советском Союзе.
Однако ввиду того, что промышленность СССР уже в 1970-е годы взяла курс на производство в основном реактивных самолётов, его эпоха закончилась.
Тем не менее, большое количество модификаций Ил-18, а также тот факт, что и сегодня ещё ряд машин находится в эксплуатации, позволяет с уверенностью сказать, что данный самолёт оставил важный след в истории отечественной авиации.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них