Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Ил-1 – проект бронированного истребителя, предназначенного для ведения воздушного боя на малых и средних высотах.

Отличался повышенной маневренностью и усиленной броней, которые должны были закрепить господство СССР в воздухе во время Второй мировой войны. Ил модели 1 представили в 1944 году.

Несмотря на успешное прохождение испытаний и перспективы, от его реализации решили отказаться.

История создания

В 1943 году был подготовлен модифицированный самолет Ил-2И. Он представлял собой одноместный вариант штурмовика Ил-2, ставшего крайне популярной машиной на фронте. Предполагалось, что с помощью него удастся решить ряд проблем и получить преимущество над вражеской авиацией.

Несмотря на большие надежды и уверенность в разработке, самолет оказался недостаточно удачным – он не мог противостоять немецким истребителям и бомбардировщикам.

Конструкторы не сдавались и рассчитывали создать новую модель, которая превзойдет Ил-2 по уровню брони и будет летать быстрее всех аналогов.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Самолет ИЛ-2И

В том же году был разработан двигатель АМ-42, обладающий мощностью 2000 л. с., с системой жидкостного охлаждения и улучшенными характеристиками. Его созданием занималась группа инженеров-авиастроителей под руководством Александра Микулина. Окончательный вариант двигателя в мае был отправлен на доводку, для чего был монтирован на тестовый тяжелый штурмовой бомбардировщик модели Ил-АМ-42.

Оборонный комитет видел в этой установке большой потенциал, но подходящего самолета для нее не было. Поэтому вскоре было выпущено официальное постановление, предписывающее конструкторскому бюро имени Ильюшина незамедлительно приступить к разработке истребителя под этот двигатель.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Двигатель АМ-42

Новый самолет проектировался именно под АМ-42, но в его конструкции применялись также некоторые старые решения от Ил-2И.

Главное сходство заключалось в бронированных материалах, которые должны были защищать силовую установку, пилота, охлаждающую систему, баки с топливом и другие важные элементы, отвечающие за выполнение основных функций.

Уровень брони был достаточным, чтобы исключить серьезный урон от оборонительных вражеских орудий.

С такой концепцией не был согласен сам Ильюшин. Ему казалось, что не стоит зацикливаться на бронированных элементах. По его мнению, нужно было не просто добиться требуемых технических показателей, но и сделать возможным выпуск на базе этой машины быстрого маневренного штурмовика.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Разрабатываемый истребитель получил название Ил-1. Группа конструкторов, занимающаяся его созданием, сконцентрировалась на попытках реализовать в самолете невероятно высокие аэродинамические свойства.

Для этого они установили на машине новое переработанное металлическое крыло с повышенной удельной нагрузкой и уменьшенной площадью. Оно состояло из нескольких профилей с улучшенной аэродинамикой, имеющих варьирующуюся толщину. В области центроплана она была наибольшей, на отъемной зоне – наименьшей.

В Ил версии 1 немалое внимание уделяли конструкции корпуса. Бронированные элементы и общая форма не должны были стать намного сложнее, чем их вариант в Ил-2И. После проведенных исследования конструкторы решили применить новую компоновку радиаторов системы охлаждения, переместив их за передний лонжерон.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Воздух к ним поступал через два крыльевых воздухозаборника, расположенных на стыке центроплана и фюзеляжа.

После охлаждения радиаторов воздух выходил в атмосферу через специальное отверстие в нижней части корпуса, степень раскрытия которого регулировалась исходя из активности работы двигателя.

Благодаря такому решению общие черты самолета стали более плавными, чем у Ил-2И. Также конструкторам удалось добиться уменьшения размеров радиаторов и других внутренних элементов.

Отдельные изменения сделали истребитель более удобным. Фонарь кабины давал пилоту хороший обзор, а другие компоненты стали обеспечивать повышенный уровень аэродинамики. Шасси убирались по кинематической схеме, которая стала серьезным нововведением.

После взлета основные опоры складывались назад внутрь центроплана, поворачиваясь при этом на 86°, что помогло снизить мидель и степень сопротивления обтекателей. Эта система была разработана специально для Ил-1 и применялась на советской авиации впервые, но после стала использоваться на других самолетах, выпускавшихся позднее. Хвостовое колесо также могло складываться, повышая аэродинамику.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Заводские испытания на аэродинамических трубах были проведены сразу после изготовления первого образца самолета. Результат тестов приятно удивил всех конструкторов – лобовое сопротивление при полете на предельной скорости оказалось почти на 40% меньше, чем у Ил-2И при таких же условиях.

В мае 1944 года истребитель был впервые выведен на взлетно-посадочную полосу для выполнения тестового полета. Испытателем выбрали опытного летчика Коккинаки. Все прошло успешно, поэтому после было назначено еще несколько тестов. Лучшим сочетанием высоты и скорости стал полет при 580 км/ч на 3260 м, взлетная масса на тот момент составляла 5320 кг.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Схема самолета ИЛ-1

По летно-техническим характеристикам Ил-1 ощутимо превосходил немецкие аналоги. Результаты испытаний показали, что на истребителе получается легко и быстро выполнять сложные маневры. По словам испытателя, высший пилотаж на этом самолете стал максимально доступным для всех пилотов.

Проведенные тесты показали, что машина готова к государственным испытаниям и последующей отправке на фронт. Но к тому моменту сила ударных авиагрупп советской армии возросла настолько, что необходимость в новом истребителе полностью пропала. Поэтому проект был закрыт, так и не отправившись в серию.

Летно-технические характеристики Ил-1

По внешним габаритам Ил модели 1 был схож с Ил-2И. Его длина составляла 11,12 м при высоте 4,08 м. Крыло имело площадь 30 м², его размах был равен 13,4 м. Масса самолета без нагрузки составляла 4285 кг, при этом предельный взлетный вес ограничивался 5320 кг. Экипаж состоял из одного человека.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Основные характеристики достигались за счет двигателя АМ-42 мощностью 2000 л. с. Ил-1 мог разгоняться до 580 км/ч при полете на высоте. Его скороподъемность была равна 625 м в минуту. Пролететь на самолете получалось до 1000 км, чего для истребителя было достаточно. Практический потолок ограничивался 8600 м.

Вы когда-нибудь видели истребитель ИЛ-1 вживую?

Вооружение

Вооружение Ил-1 включало две специальных пушки ВЯ калибра 23 мм, монтированных в крыльевой плоскости на особых стальных элементах. Они применялись для обстрела вражеской авиации и наземных формирований. Каждая пушка имела коробку с запасом, состоящим из 150 снарядов.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Хвостовая часть самолета была деревянной и уязвимой, но в ней устанавливали специальную кассету, внутри которой хранились авиационные гранаты АГ-2 в количестве 10 штук.

При преследовании другим истребителем пилот мог произвести их сброс, после чего они раскрывали парашют, замедлялись и гарантированно поражали вражеский самолет. Бомбового вооружения на борту не было.

Если имелась необходимость, допускалось размещение снарядов общим весом не более 200 кг на внешней подвеске.

Ил-1 – перспективный истребитель, который разработали за один год. Он должен был дать советской армии преимущество и подавить немецкие войска в небе.

Согласно испытаниям, истребитель был способен продемонстрировать хорошие качества и стать одним из лучших самолетов в своем классе.

К моменту государственных испытаний имеющиеся Ил-2 в разных модификациях уже смогли набрать такую мощь, при которой дополнительная авиация перестала требоваться. Поэтому проект Ил-1 был закрыт.

Ил-1, 2И Тяжелый истребитель Ильюшина

Тяжелый истребитель

ОКБ Ильюшина

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

В соответствии с концепцией успешного применения Ил-2 в качестве истребителя транспортных и бомбардировочных самолетов люфтваффе, в мае 1943 г. принимается решение о постройке истребительного варианта штурмовика Ил-2. В Постановлении ГОКО No. 3336 от 17 мая 1943 г. указывалось, что: «Для борьбы с бомбардировщиками и истребителями противника считать необходимым часть самолетов Ил-2 превратить в истребители с ограниченной скоростью пикирования, для чего уменьшить полетный вес самолета Ил-2, сняв с него бомбовую нагрузку, PC, пулеметы ШКАС, превратить его из двухместного в одноместный и улучшить его аэродинамические свойства…»

Выполняя решение ГКО С. В. Ильюшин уже в июле 1943 г. представляет на государственные испытания модифицированный самолет Ил-2И в варианте истребителя бомбардировщиков.

Это был одноместный самолет Ил-2 с двигателем АМ-38Ф, переделанный из обычного серийного двухместного самолета-штурмовика. Его крыло усилили, изменив раскрой листов деревянной обшивки, увеличив площадь их склейки и приклепав обшивку к верхним полкам лонжеронов.

С самолета Ил-2И сняли пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение внутренних бомбоотсеков и узлы крепления к крылу пусковых балок ракетных снарядов. Люки подхода к пулеметам и вырезы под бомбоотсеки были заделаны.

На вооружении самолета Ил-2И осталось только две пушки В Я с боезапасом по 150 снарядов. На наружные бомбовые замки самолета могли быть подвешены две бомбы массой по 250 кг.

При испытаниях самолет Ил-2И с нормальной полетной массой 5383 кг достиг максимальной горизонтальной скорости 415 км/ч на высоте 1300 м, т. е. при практически одинаковой полетной массе, но с более мощным двигателем он не смог превысить скорость опытного одноместного самолета Ил-2.

Сказалась, по-видимому, недостаточная тщательность отделки внешней поверхности серийных самолетов Ил-2. Тем не менее, на высоте до 4000 м скорость самолета Ил-2И значительно превышала максимальную скорость широко применявшихся в войне вражеских бомбардировщиков Юнкерс Ju-87 и Хейнкель Не-111.

Испытания на воздушный бой показали, что на высоте до 4000 м Ил-2И свободно атакует бомбардировщики Ju-87 и Не-111, а также транспортные самолеты противника со всех направлений сзади при полете последних по ломаному маршруту с доворотами, обеспечивающими возможность ведения бомбардировщиками прицельного оборонительного огня.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

В акте о государственных испытаниях от 28.09.1943 г. указывалось, что:

«…2) Летные данные Ил-2И в сравнении с двухместным Ил-2 улучшены: максимальная скорость у земли на 6 км/ ч больше (401 км/ч вместо 395 км/ч), на границе высотности на 10 км/ч; потолок на 1200 м (6500 м вместо 5300 м); разбег на 115м (275 м вместо 390 м).

3) Улучшение летных данных произошло за счет снижения веса на 760 кг.

4) По технике пилотирования самолет Ил-2И аналогичен самолетам выпуска 1941-42 г. г.

5) Снятие PC, ШKAC и внутренних бомбодержателей для подвески мелких авиабомб и химампул снизило боевую ценность самолета как штурмовика и исключило возможность его использования для уничтожения живой силы противника…

6) Самолеты Ил-2И могут быть использованы для борьбы только с некоторыми типами бомбардировочных и транспортных самолетов противника, имеющих сравнительно небольшие скорости (Не-111, Fw-200, Ju-87, Ju-52) на высотах ниже 4000 м, однако самолеты Fw-200 могут уходить от атак Ил-2И набором высоты за счет лучшей скороподъемности. Ил-2И может атаковать более скоростные бомбардировщики Ju-88 и Do-215 только случайно, так как последние, за счет большей скорости, всегда имеют возможность уйти от Ил-2И.

7) Вести активную борьбу с истребителями противника самолет Ил-2И не может…»

То есть Ил-2И как истребитель бомбардировщиков и транспортных самолетов явно не состоялся, а все главные качества чистого штурмовика — потерял.

В этой связи, в акте утверждения отчета по государственным испытаниям Ил-2И Главнокомандующий ВВС КА А.А. Новиков наложил резолюцию: «…считать, что дальнейшая постройка Ил-2И в варианте истребителя и установка мотора АМ-42 (Постановление ГКО No. 3336 от 17.05.43 г.) на истребительный вариант Ил-2 нецелесообразна».

Читайте также:  Почему самолет оставляет белый след и как он называется: реактивный, спутный, конденсационный и инверсионный

Тяжелый истребитель

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Появление нового, более мощного двигателя АМ-42 позволило вернуться к разработке тяжелого истребителя для борьбы с новейшими скоростными бомбардировщиками и истребителями противника. Одноместный бронированный истребитель малых и средних высот Ил-1 с расчетной максимальной скоростью полета около 600 км/ч позволял вести активный наступательный воздушный бой с новейшими вражескими истребителями Bf-109 G-2 и FW-190A-4.

В соответствии с постановлением ГКО истребитель Ил-1 был спроектирован под новый двигатель жидкостного охлаждения АМ-42 с взлетной мощностью 1471 кВт (2000 л. с.), разработанный в ОКБ А. А. Микулина и с мая 1943 г.

, доводившийся на опытном тяжелом штурмовике-бомбардировщике Ил — АМ-42.

Как и на Ил-2И, летчик, двигатель, системы охлаждения и смазки двигателя, топливные баки должны были быть защищены в броне, надежно предохраняющей их от поражения оборонительным оружием бомбардировщиков.

С.В. Ильюшин не разделял концепций бронированного истребителя, проектирование Ил-1 велось с позиций обеспечения не только заданных летно-технических данных истребителя, но и возможности использования этого самолета в дальнейшем в качестве скоростного и маневренного штурмовика.

При проектировании истребителя Ил-1 главной задачей являлось обеспечение максимально высокого аэродинамического совершенства самолета. Оно достигалось применением на Ил-1 нового крыла с увеличенной по сравнению с Ил-2И удельной нагрузкой и соответственно меньшей, чем у него, площадью.

Крыло компоновалось из скоростных аэродинамических профилей с различной относительной толщиной по размаху — максимальной в центроплане, куда убирались колеса основных опор шасси, и минимальной на отъемной части крыла. Главное внимание уделялось улучшению формы бронекорпуса, естественно, без излишнего усложнения технологии его изготовления.

Это достигалось новой компоновкой водо- и маслорадиаторов систем охлаждения и смазки двигателя, которые полностью размещались в бронекорпусе за передним лонжероном центроплана).

Радиаторы охлаждались наружным воздухом, поступавшим через два воздухозаборника в местах стыка носка центроплана с фюзеляжем с правой и с левой сторон бронекорпуса по каналам, огибавшим двигатель.

Охладив радиаторы, воздух выходил наружу через щель на нижней поверхности бронекорпуса, величина которой регулировалась в зависимости от режима работы двигателя специальным бронесовком.

Благодаря такому компоновочному решению обводы бронекорпуса удалось сделать более плавными, чем на Ил-2, а более выгодная в аэродинамическом отношении схема продува радиаторов позволила уменьшить их размеры и сопротивление. Были улучшены также формы фонаря кабины летчика и других частей самолета.

Для Ил-1 разработали оригинальную кинематическую схему уборки основных опор самолета назад по полету в центроплан с поворотом колес в процессе уборки на 86°, которая позволила резко уменьшить мидель и лобовое сопротивление обтекателей шасси по сравнению с Ил-2И.

Простая и надежная кинематическая схема поворота колес с помощью одной тяги, разработанная для Ил-1, неоднократно применялась потом на самолетах ОКБ, в том числе и на таких, как Ил-28 и Ил-76. Убирающимся было сделано и хвостовое колесо. Продувки моделей Ил-1 в аэродинамических трубах ЦАГИ подтвердили высокое аэродинамическое совершенство нового самолета: его лобовое сопротивление на режиме максимальной скорости оказалось примерно в 1,3 раза меньшим, чем у Ил-2И. Истребитель Ил-1 имел металлическое крыло и оперение и деревянную хвостовую часть фюзеляжа. Его вооружение состояло из двух пушек ВЯ калибра 23 мм, установленных в консолях крыла вне зоны, ометаемой винтом, на специальных стальных креплениях. Каждая пушка имела боезапас из 150 снарядов.

Для защиты хвоста самолета от атак вражеских истребителей в хвостовой части фюзеляжа устанавливалась кассета, в которой размещались 10 авиационных гранат АГ-2.

После сбрасывания эти гранаты сначала парашютировали, а затем взрывались, поражая атакующий самолет противника.

Бомбового вооружения истребитель Ил-1 не имел, но в случае необходимости при перегрузочной полетной массе он мог нести 200 кг бомб на наружной подвеске.

19 мая 1944 г. летчик-испытатель В. К. Коккинаки совершил на истребителе Ил-1 первый полет. В процессе проведения заводских летных испытаний на самолете Ил-1 с нормальной полетной массой 5320 кг была достигнута максимальная скорость горизонтального полета 580 км/ч на высоте 3260 м.

По своим скоростным характеристикам в диапазоне высот от земли и до 4000 м бронированный истребитель Ил-1 значительно превосходил широко применявшийся в Люфтваффе истребитель FW-190A-4 и практически не уступал массовому истребителю врага легкому Bf-109G-2. По оценке В. К. Коккинаки, истребитель Ил-1 выполнял все фигуры высшего пилотажа мягко и легко.

Полный вираж в горизонтальной плоскости на высоте 1000 м самолет завершал за 20 с, а истребитель Bf-109G-2 — за 22 … 23 с. Боевым разворотом за 13 … 14 с истребитель Ил-1 набирал высоту 900 м. Однако благодаря возросшей мощи советской истребительной авиации, завоевавшей стратегическое господство в воздухе, к середине 1944 г.

необходимость в боевом самолете такого типа уже отпала, поэтому на государственные испытания Ил-1 передан не был.

Ил-2И Ил-1 РазмерыСиловая установка Массы и нагрузки, кг Летные данныеВооружение
Год выпуска 1943 1944
Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 14,60 13,40
Длина самолета, м 11,60 11,12
Высота самолета, м 4,08
Площадь крыла, м² 38,50 30,00
1 × ПД жидкостного охлаждения АМ-38Ф АМ-42
Мощность, л.с. 1×1750 1×2000
Пустого 4397 4285
Максимальная взлетная 5383 5320
Максимальная скорость, км/ч у земли 401 525
на высоте 415 580
Скороподъемность, м/мин 500 625
Практическая дальность, км 650 1000
Практический потолок, м 6500 8600
Пушки, (300 снар.) ВЯ 23 мм 2 2
ФАБ-250 2
Бомбовая нагрузка, кг норм. 400
max 600
Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя Схема Ил-1
Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя Ил-1 на испытаниях

Источники

.

  • «Самолеты ОКБ имени Ильюшина» /Под редакцией Г.В. Новожилова/
  • «История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг.» /В.Б. Шавров/

2020 02 01 Ил-10, с бортовым стрелком, имевший тоже крыло, что и Ил-1, имел на 365 кг больший вес пустого самолета.

(Нечетные номера самолетов были заняты истребителями и впоследствие самолету Ил-1 присвоили индекс 10). При этом скорость у земли штурмовика оказалась меньше на 18 км/ч, на высоте на 29 км/ч. Онако это чисто при испытаниях, где как известно конструктора идут на то, чтобы максимально облегчить самолет.

Наличие самого стрелка, его оружие, боезапас и бронезащита существенно уменьшает летные данные самолета, при этом вероятность поражения самого стрелка гораздо больше, чем прогнозируемая возможность поражения им цели.

(Вероятность поражения стрелка огнем немецких истребителей в одной атаке была примерно в 2 — 2,5 раза выше, чем возможность сбить в этих же условиях защищаемый им штурмовик, и в 3 — 4,5 раза больше, чем вероятность уничтожения немецкого истребителя ответным огнем воздушного стрелка.)

2020 02 01 Процент встреч штурмовиков Ил-2 с истребителями Люфтваффе при выполнении боевых задач в период 1944 — 1945 гг. в среднем составлял не более 10 — 15 % общего числа боевых вылетов групп.

Вероятность поражения стрелка огнем немецких истребителей в одной атаке была примерно в 2 — 2,5 раза выше, чем возможность сбить в этих же условиях защищаемый им штурмовик, и в 3 — 4,5 раза больше, чем вероятность уничтожения немецкого истребителя ответным огнем воздушного стрелка.

И хотя к концу войны целесообразность наличия бортстрелка вызывала большие сомнения, (штурмовики надежно прикрывались истребителями от атак противника и сама вероятность встреч с истребителями противника была минимальной), второй член экипажа был оставлен и на Ил-10 и на уже современном прототипе Ил-102 (где правда стрелок-оператор решал уже более широкие задачи).

Штурмовик Ил-10 (СССР)

«Краткая справка: Советский штурмовик Ил-10 — дальнейшее развитие «летающего танка» времен Второй Мировой войны Ил-2. Боевое и послевоенное применение штурмовиков, особенности конструкции»

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Штурмовик Ил-10. Хорошо виден «гладкий», по сравнению с Ил-2, силуэт

История создания штурмовика Ил-10

В начале 1943 года в ОКБ С.В.

Ильюшина, на основе знаменитого штурмовика Ил-2, был разработан одноместный бронированный истребитель малых и средних высот Ил-1, предназначавшийся для противоборства с истребителями и уничтожения бомбардировщиков противника.

Одновременно велось проектирование второго варианта штурмовика Ил-10 – бронированного двухместного, при этом скоростного и высокоманевренного, сохранявшего полный набор вооружения прототипа.

Особое внимание уделялось аэродинамическим характеристикам самолета. Опираясь на опыт боевого применения Ил-2, конструкторы без снижения живучести усовершенствовали форму и толщину листов бронекоробки и улучшили защиту экипажа.

При этом общий вес брони стал даже меньше, чем у прототипа.

Новое компоновочное решение позволило также отказаться от воздухозаборников и туннелей воздуховода в носовой части штурмовика, значительно снизив аэродинамическое сопротивление.

Кроме того, улучшенная герметизация и уменьшенные размеры планера, позволили вдвое снизить лобовое сопротивление, а за счет нового двигателя АМ-42 на 2000 л.с., значительно повысились маневренность и скорость самолета.

В апреле 1944 года Ил-10 поступил на испытания и уже в апреле прошел их показав существенно преимущество перед Ил-2 и Су-6, практически по всем показателям.

Маневренность и скорость нового штурмовика вполне позволяла ему вести бой даже с истребителями противника, на малых высотах.

В августе 1944 Ил-10 приняли на вооружение и запланировали выпустить до конца года пробную партию штурмовиков в количестве 100 штук.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Чертеж Штурмовика Ил-10

Вооружение штурмовика Ил-10

Вооружение Ил-10 по составу было аналогично Ил-2., в центроплане оборудованы два бомбоотсека, рассчитанные на бомбовый груз до 400 кг. В перегрузку штурмовик мог поднять 600 кг бомб в различных комбинациях на внутренней и внешней подвесках.

В комплект ударного вооружения входили малогабаритные противотанковые кумулятивные бомбы ПТАВ-2,5-1,5 и специальные ракетные бронебойные снаряды РБС-132 с мощным двигателем.

В хвостовой части фюзеляжа, за бронеперегородкой кабины стрелка-радиста, размещалась кассета с десятью авиационными гранатами, предназначавшимися для защиты хвоста самолета.

Сброшенная граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась, поражая атакующий снизу истребитель противника.

Стрелок на Ил-10 был защищен бронестенкой и отражал атаки из крупнокалиберного пулемета, установленного в полностью закрытой кабине.

В 1945 году, уже после окончания войны, вооружение самолета Ил-10 было значительно усилено: в крыльях установили 4 23-мм пушки НС, а в кабине стрелка вместо пулемета установили 20-мм пушку БТ.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя
Страна: СССР
Тип: Штурмовик
Год выпуска: 1943 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х АМ-42 на 2000 л.с.
Максимальная скорость: 551 км/ч
Практический потолок: 7250 м
Дальность полета: 800 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: Нет сведений
Размах крыльев: 13,4 м
Длина: 11,12 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 2х 23-мм пушка ВЯ, 1х 12,7-мм пулемет УБТ, 2х 7,62-мм пулемет ШКАС, 10х парашютные гранаты АГ-2. Бомбовая нагрузка: 600 кг или 400 кг и 4 РС-132.
Читайте также:  Ту-154: фото салона и кабины самолета, скорость и другие технические характеристики, история создания, интересные факты

Боевое и послевоенное применение штурмовиков Ил-10

После войны все штурмовые авиачасти советских ВВС были переведены с Ил-2 на Ил-10, производство которого прекратилось только в 1947 году (в 1953-1954 самолет также производился в ограниченном количестве). Сами штурмовики состояли на вооружении СССР до 60-х годов 20 века (модификация Ил-10М). Всего было построено 4966 экземпляров в различных вариантах.

В 1949 году начались поставки самолетов Ил-10 в страны Варшавского договора. С 1951 года, под обозначением В-33, лицензионное производство штурмовиков начало чехословацкое предприятие «Avia». До 1955 года было выпущено 1200 экземпляров, около 600 из них в 1953-54 годах было передано Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии.

Модификации штурмовика Ил-10

Ил-10 – базовая модель, двухместный бронированный штурмовик. При сохранении общей концепции Ил-2, существенно отличался новыми конструктивными решениями.

Самолет был создан в конце 1943 года как вариант одноместного бронированного истребителя Ил-1. При запуске в серию получил новое обозначение Ил-10. Конструкция цельнометаллическая, кабина экипажа полностью бронирована.

 В августе 1944 года принято решение о запуске Ил-10 в серию на двух заводах. В октябре самолеты начали поступать на вооружение.

Ил-10 пушечный (1945 год) – модификация Ил-10 с усиленным артиллерийским вооружением. На самолете установили четыре новые крыльевые пушки НС-23 (по 150 снарядов). Они были почти в два раза легче стандартных пушек ВЯ и имели в 1,6 раза меньшую отдачу.

При одновременной автоматической стрельбе четырех пушек сила отдачи не оказывала влияния на устойчивость самолета и прицельность стрельбы. Пулемет УБК заменили на пушечную установку БТ-20 (150 снарядов).

В комплект ударного вооружения включили кумулятивные бомбы ПТАБ и ракетные бронебойные снаряды РБС-132. Строился серийно до 1947 года.

С 1951 года серийно выпускался усовершенствованный вариант Ил-10М, который отличали: крыло большей площади с прямоугольными законцовками, новые пушки НР-23, электрифицированная турель, большая дальность и лучшая управляемость.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

Штурмовик Ил-10 в разных проекциях

УИл-10 (Ил-10УТ) – учебно-тренировочный вариант. Кабина стрелка увеличена и переоборудована в кабину инструктора со вторым управлением. Пулеметы сняты. Для отработки штурмовых действий оставлены две пушки НС-23, направляющие для двух снарядов РС и два бомбодержателя. Летные качества остались такими же, как у серийного Ил-10. В 1945 году выпущена небольшая серия.

Ил-16 – штурмовик облегченного типа. Разработка началась летом 1944 года после завершения испытаний Ил-10. Целью проекта было существенное улучшение скоростных и маневренных характеристик для ведения наступательного воздушного боя. По схеме бронирования и конструктивной компоновке аналогичен Ил-10.

Уменьшение геометрических размеров, а также толщины и площади бронирования позволили снизить полетный вес машины на 1300 кг. В сочетании с более мощным двигателем жидкостного охлаждения АМ-4ЗНВ (2300 л.с.) с четырехлопастным винтом по расчетам это должно было обеспечить максимальную скорость 625 км/ч.

Вооружение: две пушки НС-23 (по 140 снарядов), два пулемета ШКАС (по 700 патронов), пушка Б-20 (150 снарядов), десять авиационных гранат АГ-2, 400-500 кг бомб.

Несмотря на то, что Ил-16 превосходил Ил-10 по многим показателям, из-за несовершенства двигателя, а также в связи с окончанием войны, испытания не были завершены и работы над самолетом прекратились.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

История создания Ил-10

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя В начальный период Великой Оте­чественной войны советские ис­требители, атаковавшие немецкие бомбардировщики, нередко несли поте­ри от огня воздушных стрелков, а их соб­ственной огневой мощи не всегда хватало, чтобы сбить крупный и хорошо защищен­ный двухмоторный самолет.

В связи с этим у авиационного коман­дования возникло желание получить истребитель-перехватчик с усиленным во­оружением и тяжелым бронированием, способный расстреливать вражеские бомбовозы, не опасаясь ответного огня. За основу решили взять одноместный ва­риант ильюшинского штурмовика Ил-2 с его бронекорпусом и крыльевыми пуш­ками. Так появился прототип тяжелого истребителя Ил-2И, почти ничем не от­личавшийся от исходного штурмового варианта машины. Но его летные харак­теристики оказались слишком низкими, чтобы догонять бомбардировщики.

Ил-2И на вооружение не приняли, а С.В. Ильюшину поручили коренным об­разом переделать проект, уменьшив ге­ометрические размеры машины, улуч­шив аэродинамику, а главное — оснастив ее новым мотором повышенной мощно­сти АМ-42.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя
Прототип одноместного бронированного истребителя Ил-1. Как видно на снимке, этот самолет внешне очень похож на Ил-10, отличаясь только формой фонаря кабины.

Надо сказать, что Ильюшин изначаль­но скептически относился к идее истре­бителя с бронекорпусом, понимая, что тонна стальной брони — слишком тяже­лый груз для воздушного боя. Поэтому помимо истребительной он начал разра­батывать двухместную штурмовую мо­дификацию машины с кабиной стрелка и бомбовыми отсеками. По инициати­ве Ильюшина ее также включили в план опытного самолетостроения.

Обе машины — одноместный истре­битель, получивший обозначение Ил-1, и двухместный штурмовик, которому присвоили индекс Ил-10,- предписыва­лось выставить на испытания к 15 ноября 1943 года.

Однако из-за затянувшейся до­водки моторов АМ-42 самолеты удалось сдать лишь к началу марта 1944 года. Еще полтора месяца ушло на наземные испыта­ния, и лишь 20 апреля Ил-10 под управле­нием шеф-пилота КБ Ильюшина В.К.

Кок- кинаки совершил свой первый полет.

11 мая программа заводских испыта­ний успешно завершилась. Самолет про­демонстрировал значительное превос­ходство над Ил-2 по всем параметрам. Столь же быстро и гладко прошли госу­дарственные испытания в НИИ ВВС. Акт об их завершении был подписан 9 июня. Комиссия дала самолету высокую оцен­ку, рекомендовав как можно скорее вне­дрить его в серию.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя
Первый опытный экземпляр Ил-10 на государственных испытаниях в НИИ ВВС, проходившихся в мае- июне 1944 года. Самолет установлен на специальные опоры для отработки механизмов выпуска/уборки стоек шасси. Рядом лежит баллон со сжатым воздухом, соединенный армированным шлангом с разъемом пневмосистемы самолета.

Возвращаясь к Ил-1, заметим, что Ильюшин оказался прав в своих сомне­ниях относительно перспектив этой ма­шины. Ее испытания формально были признаны успешными, однако к момен­ту их завершения в июне 1944 года от­пала необходимость в специализиро­ванном тяжелом перехватчике. Немцы к тому времени полностью прекратили налеты двухмоторных бомбардировщи­ков на наши тыловые объекты, а в при­фронтовой зоне они стали использовать одномоторные истребители-бомбарди­ровщики Фокке-Вульф FW-190F со ско­ростью порядка 600 км/ч. Ил-1 разви­вал не более 580 км/ч, так что догнать Фокке-Вульф на нем было проблематич­но. Для боев с Мессершмиттами он тоже не годился, проигрывая им в скорости, маневренности и скороподъемности.

В результате программу бронированного истребителя закрыли. А судьба Ил-10 еще только начина­лась. В августе 1944 года сразу два авиа­завода — № 1 и № 18 начали подготовку к массовому производству штурмови­ка нового поколения, идущего на смену знаменитому «летающему танку» Ил-2.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя

                   
                                   
По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Штурмовик Ил-2 — русский «летающий танк»: ни один самолет в мире не строили в таких больших количествах. И он помог сокрушить Гитлера

Если вы ищете самолет, сыгравший определяющую роль в советских ВВС в годы Второй мировой войны, то это, несомненно, «летающий танк» Ил-2.

Этот бронированный самолет штурмовой авиации уничтожал танки и живую силу нацистского вермахта с первых дней операции «Барбаросса» и до падения Берлина.

Несмотря на то, что парк Ил-2 нес ужасающие потери от истребителей и зенитной артиллерии противника, советская промышленность за годы войны поставила на фронт десятки тысяч этих прочных боевых машин, благодаря чему Ил-2 стал самым массовым военным самолетом за всю историю.

Советские ВВС были в основном ориентированы на оказание поддержки сухопутным войскам, ведшим бой на земле, как и немецкие люфтваффе. Последние совершили революцию в механизированной войне, применяя пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87 «Штука», которые оказывали довольно точную авиационную поддержку высокоскоростным механизированным колоннам.

Но после начального потрясения, вызванного атаками «Штуки» в начале войны, выяснилось, что этот медленный и слабо вооруженный пикирующий бомбардировщик чрезвычайно уязвим для истребителей и зенитных средств противника.

Советский авиационный инженер Сергей Ильюшин предложил самолет, похожий на «Штуку», но с одной особенностью: он намеревался установить броню на своем штурмовике.

Если к самолету просто прикрутить бронированные плиты, он полетит как кирпич. Ильюшин предложил другое решение. Стальная броня должна была стать силовым элементом конструкции штурмовика, заменив собой каркас и обшивку всей носовой и средней части монококового фюзеляжа, хотя задняя его часть и крылья как и раньше изготавливались из дерева.

Было сделано несколько прототипов, и в конечном итоге в массовое производство пошел одноместный Ил-2, весивший почти 4,5 тонны, в то время как вес «Юнкерса» составлял 3,2 тонны. Максимальная бомбовая нагрузка у обеих машин была примерно одинакова, составляя около 500 килограммов. Но Ил-2 был немного быстрее, обладая скоростью 400 километров в час.

Он был лучше вооружен, имея две 20-миллиметровые пушки и два пулемета в крыльях. Броня толщиной от пяти до 12 миллиметров защищала кабину, топливные баки, двигатель АМ38 и радиаторы.

Даже фонарь кабины был из бронированного стекла толщиной шесть сантиметров! Шасси у штурмовика были чрезвычайно прочные, позволяя сажать его на неровные фронтовые аэродромы.

Когда вермахт в июне 1941 года начал свое сокрушительное вторжение в Советский Союз, в прифронтовых частях было очень мало Ил-2. В частности, ими был вооружен 4-й штурмовой авиационный полк.

В ходе отчаянных попыток сдержать наступление немецких механизированных колонн летчики Ил-2 обнаружили, что благодаря броне штурмовика он практически неуязвим для лобового пулеметного огня, и даже имеет шанс пережить попадание 20-миллиметрового пушечного снаряда.

Но Ил-2 несли огромные потери, так как более скоростные немецкие истребители налетали на них стаями и поражали огнем в незащищенную заднюю часть. Немецкие летчики назвали Ил-2 «бетонным бомбардировщиком».

Пожалуй, такое прозвище он получил из-за своей прочности и громоздкости. В периоды интенсивных боевых действий на десять боевых вылетов приходился один сбитый штурмовик.

В 1943 году этот показатель был улучшен до одного самолета на 26 вылетов.

В катастрофический первый месяц боевых действий советские ВВС потеряли более четырех тысяч самолетов всех типов. Так, в 4-м полку из 65 штурмовиков осталось лишь 10.

Кроме того, предприятия по производству Ил-2 пришлось эвакуировать на восток за Уральские горы, из-за чего поставки были прерваны на два месяца.

Но когда осенью 1941 года немецкие танки начали приближаться к Москве, Сталин нашел время и лично написал свою знаменитую телеграмму директорам заводов по производству Ил-2:

Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной, две штуки.

Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны МиГ-3, Ил-2. Если 1В завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается, понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпенья.

Читайте также:  Перелет в самолете с ребенком: правила проезда с детьми, с грудничками и несовершеннолентими

Предупреждаю последний раз.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителяThe National Interest31.05.2016Die Welt30.11.2014Air & Space19.08.2014Эта телеграмма, написанная человеком, никоим образом не предупредившим сотни тысяч офицеров Красной Армии, которые были расстреляны по подозрению в предательстве, стала мощным стимулом. В ходе войны было построено более 36 тысяч штурмовиков Ил-2, и он занял почетное второе место в мире по количеству произведенных самолетов за всю историю. (Первое место занимает широко распространенный в свое время гражданский самолет Cessna 172.) Сталин повлиял на строительство Ил-2 и с другой стороны. Получив письмо от советского летчика, умолявшего включить в состав экипажа заднего бортстрелка для защиты от немецких истребителей, он приказал Ильюшину делать двухместные Ил-2.

У принятого на вооружение Ил-2М была удлиненная кабина для размещения в ней стрелка с тяжелым 12,7-миллиметровым пулеметом УБТ для защиты задней полусферы. Пушки в консолях крыла были также модернизированы, и в основной версии стали применяться 23-миллиметровые ВЯ. (Найти подходящую пушку для штурмовика было сложно.

Конструктора одного из неудачных опытных образцов Якова Таубина расстреляли за «конструирование недоработанных образцов вооружения».) Задний стрелок оказался весьма полезен, ибо он сбивал надоедливые немецкие истребители. Но стрелки не были защищены броней и гибли в четыре раза чаще, чем пилоты.

Кроме того, дополнительный член экипажа и оружие снижали скорость и нарушали равновесие самолета, смещая назад центр тяжести.

Однако ситуация в небе на Восточном фронте была настолько отчаянной, что Ил-2 часто выполнял задачи истребителей. Штурмовик не мог догнать немецкие самолеты истребительной авиации, однако он оказался смертоносным средством уничтожения более медленных немецких бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и транспортников. В штурмовой авиации появилось несколько асов, летавших на Ил-2.

На самом деле, многие пилоты Ил-2 стали легендой. Подполковник из Армении Нельсон Степанян лично потопил 13 вражеских судов, сбил 27 самолетов противника, подорвал пять мостов и уничтожил на земле почти 700 машин. Подбитый в декабре 1944 года в небе над Латвией, он направил свой горящий самолет на вражеское судно.

Крестьянская дочь Анна Тимофеева-Егорова стала командиром эскадрильи 805-го штурмового авиационного полка и совершила на своем штурмовике 243 боевых вылета.

В августе 1944 года ее самолет был подбит вражеским зенитным огнем, женщину выбросило из кабины, но она выжила, сев с частично раскрывшимся парашютом.

Пережила Анна и немецкий плен, и тяжелые ранения при отсутствии медицинского ухода, и допросы советской контрразведки, которая подозревала ее в сотрудничестве с нацистами.

Удары штурмовой авиации сыграли важнейшую роль зимой 1942-43 годов, лишив снабжения запертую в Сталинграде 6-ю немецкую армию. На аэродроме в Сальске Ил-2 уничтожили 72 немецких самолета, а в воздухе сбили множество транспортников. Но величайшим моментом славы для штурмовиков стало эпическое Курское сражение, которое в народе вспоминают как величайшую танковую битву в истории.

Ил-2 оснащался разнообразным противотанковым оружием. Он мог нести на борту реактивные снаряды РС-82 или РС-132 (соответствующего калибра). Но несмотря на великолепные бронебойные характеристики, они оказались неточными, и пользы от них было мало. Размещавшиеся в контейнерах под крыльями противотанковые кумулятивные авиабомбы ПТАБ были лучше, так как им не требовалась большая точность.

Примерно 200 таких бомб весом 1,4 килограмма можно было использовать для коврового бомбометания, поскольку они накрывали площадь порядка 70×15 метров. Некоторые Ил-2 оснащались двумя мощными 37-миллиметровыми противотанковыми автоматическими пушками с боезапасом 50 снарядов. Но они не обладали большой точностью из-за сильной отдачи, и их производство прекратили, выпустив всего 3 500 пушек.

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителяGlobal Conflict25.11.2016Битва на Курской дуге началась с одного из величайших воздушных сражений Второй мировой войны, когда поднятые по тревоге немецкие истребители с трудом успели ослабить колоссальный по своей мощи упреждающий авиационный удар советских истребителей и бомбардировщиков. В это воздушной мясорубке приняли участие 500 самолетов. Немцы потеряли несколько десятков, а Советы около сотни машин. Но первоначальная неудача не остановила советское командование, которое ввело в бой дополнительные силы штурмовой авиации. В сражении под Курском летчики Ил-2 начали совершать над полем боя «карусель смерти», прикрывая хвосты друг друга от вражеских истребителей. Периодически штурмовики по одному выходили из общего строя, чтобы нанести удар по наземным целям, а затем возвращались в круг.

На протяжении нескольких недель ожесточенных боев Ил-2 и «Штуки» лихорадочно истребляли вражеские танки. Предположительно, немецкая авиация в составе новых «Штук» Ju-87G и штурмовиков Hs.

129 с противотанковыми пушками 8 июля самостоятельно остановили наступление 2-го гвардейского танкового корпуса, подбив 50 танков.

За день до этого советские штурмовики уничтожили 70 танков из состава 9-й танковой дивизии вермахта, остановив ее продвижение.

Потом зазвучали более экстраординарные заявления. Летчики советских штурмовиков сообщили об уничтожении 270 танков 3-й танковой дивизии и 240 танков 17-й танковой дивизии. Что любопытно, в начале сражения в составе этих соединений было всего 90 и 68 боеспособных танков, соответственно.

В действительности многочисленные свидетельства указывают на то, что в годы Второй мировой войны летчики всех стран серьезно преувеличивали количество подбитых авиацией танков.

Оперативный анализ, проводившийся специальными группами на земле, обычно указывал на то, что на долю авиации приходится менее 10% танковых потерь.

Реактивные снаряды, бомбы и тяжелые пушки, имевшиеся на борту штурмовиков, были слишком неточными, а большинство из них пробивали только верхнюю броню танка, что требовало крутого угла атаки.

Тем не менее, штурмовики типа Ил-2 все равно срывали танковые наступления, уничтожали живую силу и артиллерию в окопах и на позициях, и утюжили с бреющего полета незащищенные грузовики и легкобронированную технику.

По некоторым оценкам, на каждый подбитый немецкий танк приходилось от пяти до 10 уничтоженных Ил-2 (а самолеты в целом гораздо дороже танков!), однако штурмовики продемонстрировали свою высокую эффективность в борьбе с небронированными целями, которые на поле боя имелись в изобилии.

К 1943 году ВВС начали принимать на вооружение вариант Ил-2М3, в котором были устранены многие недостатки самолетов-предшественников. Задний стрелок наконец получил броневую защиту толщиной 13 миллиметров, а концы консолей крыла были поданы назад на 15 градусов для изменения центра тяжести. Это существенно улучшило управление штурмовиком.

Форсированный двигатель АМ-38ф повысил скорость штурмовика, компенсировав увеличение веса. По общему признанию, максимальная бомбовая нагрузка Ил-2 осталась незначительной по сравнению с истребителями-бомбардировщиками, которые в то время начали поступать на вооружение.

Но штурмовики все равно пользовались всеобщей любовью, так как они могли летать «низко и медленно», принимая на себя гораздо более сильные удары, чем хрупкие истребители.

Тысячи штурмовиков оказывали авиационную поддержку Красной армии до конца войны. Они бомбили последних защитников Берлина во время тяжелого четырехдневного сражения на Зееловских высотах. К тому времени к Ил-2 присоединился их более совершенный родственник, цельнометаллический Ил-10.

Внешне два самолета были похожи, но Ил-10 обладал лучшими аэродинамическими характеристиками, был более управляемым, и имел мощные двигатели АМ-42, увеличившие его скорость до 550 километров в час.

Всего до 1954 года было построено шесть тысяч Ил-10, но до капитуляции Германии в боях приняли участие лишь 150 машин.

Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше.

Как бы то ни было, штурмовики продолжали службу в составе ВВС в 1950-х годах, а многие из них были переданы таким странам как Монголия, Югославия и Польша.

В НАТО им даже присвоили кодовые названия Bark и Вeast («Лай» и «Зверь»), соответственно.

Ил-2 свою войну закончил, а вот Ил-10 продолжал воевать. Северная Корея получила 93 Ил-10, которые вошли в состав ее 57-го штурмового авиационного полка.

Они сыграли важную роль в уничтожении южнокорейских войск в первые недели Корейской войны в 1950 году; но потом в войну вступила американская авиация, которая сбила или уничтожила на земле более 70 Ил-10, после чего они уже не участвовали в боях на переднем крае. Ил-10 до 1972 года находился и в составе китайских ВВС.

В январе 1955 года в битве за остров Изцяншань эти самолеты потопили тайваньское десантное судно, позднее нанесли удар по гарнизону на острове Цзиньмэнь, а в 1958 году бомбили деревни в Тибете.

После Второй мировой войны советские авиаконструкторы сосредоточили свое внимание и усилия на создании легких и высокоскоростных истребителей-бомбардировщиков для поддержки наземных сил.

Настоящий преемник легендарного штурмовика появился лишь в конце 1970-х годов, и им стал бронированный фронтовой штурмовик Су-25, который и сегодня принимает участие в боевых действиях в разных странах мира.

Даже летчики американских A-10 Warthog отдают должное принципам проектирования этого штурмовика.

Задача штурмовика — на малой высоте и небольшой скорости наносить удары по наземным войскам.

По этой причине их экипажи подвергаются большой опасности, и никакое количество брони не может защитить их в полной мере.

Но несмотря на ужасающие потери, русские летчики штурмовой авиации оказывали остро необходимую авиационную поддержку Красной армии и помогли ей выстоять, а затем и повернуть вспять фашистское наступление.

Себастьян Роблин имеет степень магистра в области разрешения конфликтов Джорджтаунского университета Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ил-1

Ил-1: характеристики и история создания бронированного истребителя
  • Ильюшин
    Ил-1
  • Бронированный истребитель

Несмотря на то, что истребительный вариант одноместного штурмовика
(Ил-2И) оказался далеко не таким удачным, как на это
рассчитывали военные, КБ Ильюшина не оставляло надежд на постройку более
современного самолёта, по бронированию не уступающего Ил-2, а по скорости –

лучшим советским истребителям того времени.

Предварительные работы по новому бронированному истребителю
Ил-1 начались в конце 1943 года. Самолёт изначально проектировался под

двигатель АМ-42 (2000 л.с.), достаточно мощном, но ещё неотлаженном.

Фюзеляж, крыло и оперение спроектировали заново.
Истребитель обрёл более обтекаемые формы, практически лишенные всяких
выступающих частей. Исходя из опыта боевого применения штурмовиков Ил-2, на

  1. этом самолёте полностью перекомпоновали расположение
  2. центроплана. Воздух к ним поступал через два воздухозаборника
  3. вооружить только двумя пушками ВЯ (20 мм) с боезапасом по 150

радиаторов. Теперь они размещались в бронекорпусе за передним лонжероном
в местах стыка фюзеляжа с крылом, после чего воздушный поток выходил наружу
через щель на нижней поверхности бронекорпуса. Для Ил-1 разработали специальную
кинематическую схему выпуска-уборки основных опор, что позволило уменьшить
лобовое сопротивление обтекателей шасси. Изначально истребитель планировали
снарядов на каждую и кассетой с десятью гранатами АГ-2,
размещавшейся в хвостовой части фюзеляжа. В перегрузку Ил-1 мог нести на

внешней подвеске 200 кг

бомб.
Первый полёт Ил-1 был совершен 19 мая 1944
года. При нормальной взлётной массе 5320 кг истребитель развивал скорость 580 кмч на высоте 3260 метров, что тогда считалось явно
недостаточным показателем. По маневренности Ил-1 лишь немного превосходил
основные немецкие истребители, существенно уступая им в скоростных и разгонных
характеристиках. Несмотря на то, что в советской литературе устоялось мнение о

том, что ильюшинский истребитель мог вести с

Bf-109G-2
и FW-190A-4 бой на равных (до
высоты 3500 метров),
это далеко не так. Пожалуй, чуть ли не единственным преимуществом Ил-1 перед

ними было мощное бронирование. В итоге из истребителя получился неплохой штурмовик.

  • Тактико-технические данные бронированного
    истребителя Ильюшин Ил-1:
  • Вес пустого взлётный – 4650 6300 кг
  • Скороподъёмность (время набора высоты) – 1000 метров за 1,6
    минуты

Двигатель – один АМ-42, водяного
охлаждения, мощностью 2000 л.с.

Вооружение – два крыльевых 12,7-мм
пулемета УБК, две крыльевые пушки НС-23, 10 авиагранат АГ-2, до 200 кг бомб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *