Заядлые курильщики очень тяжело переносят длительные авиаперелеты, поэтому многих интересует – возможен ли штраф за курение в самолете, его размеры и прочие нюансы.
В России с февраля 2013 года вступил в действие федеральный закон, регламентирующий курение в общественных местах. Обновления закона вышли 14 октября 2015. Если быть более точными, то статьи закона запрещают курение практически везде. Разрешается пока курение у себя дома (но не в подъезде или лестничной площадке), в специально отведенных местах и парковых зонах. Что касается самолетов, то на борту также категорически запрещено курить табачные изделия. Самолет – включен в список неположенных мест для курения.
С момента принятия закона на протяжении 2014, 2015, 2016 годов ведутся споры относительно курения (парения) электронной сигареты, которая, по сути, представляет собой электронный кальян. На сегодняшний день официальные изменения не приняты и парение в общественных местах не запрещено.
Однако большинство авиакомпаний мира, в том числе и целый ряд российских авиаперевозчиков, ввели строгий запрет на курение электронных сигарет на борту. В противном случае, нужно быть готовым понести ответственность.
Ограничения коснулись и их перевозки. Электронные сигареты рассматривается, как электронный прибор и к ним применяются соответствующие количественные ограничения. Приказ запрещает провозить их в багажном отделении, ЭС могут перевозиться только в ручной клади.
Перевозка приборов литиевыми батарейками, что характерно для некоторых моделей ЭС, также строго запрещены. Не следует забывать и о допустимом количестве перевозимой жидкости – общий объём до 1 л, в прозрачных пластиковых ёмкостях с замком Zip.
Это относится и к курительным смесям для ЭС.
Размер штрафа
Поскольку на данный момент никаких официальных уточнений нет, будем отталкиваться от предполагаемого приравнивания электронных сигарет к табачным изделиям.
В таком случае согласно КОАП штраф за курение на борту самолетов российских авиакомпаний может составить от 500 до 1500 рублей. Штраф для несовершеннолетних, скорей всего, ляжет на плечи родителей.
При этом на рассмотрение предложены изменения, увеличивающие штраф до суммы в 20 тыс.- 50 тыс. рублей. Наступающий 2017 год может стать годом принятия этих изменений.
Как оплатить штраф?
Факт нарушения протоколируется, срок оплаты штрафа составляет 30 дней. Погасить долг можно в отделении любого банка, а также доступна возможность его оплатить через интернет.
Кто может штрафовать?
Контроль за соблюдением норм закона возложен на полицию. Поэтому именно полицейские уполномочены выявлять, фиксировать нарушение и применять наказание в виде оформления штрафа. Эта норма действует в первую очередь относительно физических лиц.
Кому и как пожаловаться?
Поскольку мы рассматриваем ситуацию с незаконным курением на борту самолета, то пассажирам, выявившим нарушителя, будет проблематично обратиться в полицию.
В данном случае необходимо обратиться к стюардессе, ею будут предприняты меры, предусмотренные служебной инструкцией.
И у нарушителя есть все шансы не только понести наказание в виде штрафа, но и попасть в «черный список» нежелательных клиентов авиакомпании.
Опыт других стран
Строгость в подходе к курению на борту отмечается практически в авиакомпаниях всего мира.
Так, за курение при перелете в Киев на борту украинских авиалиний пассажиру грозит штраф, эквивалент которого составляет 100 долларов.
В Сингапуре или ОАЭ за подобное нарушение могу привлечь к уголовной ответственности и заключить в тюрьму. Минск – город, в котором курение в общественном месте может обернуться суммой от 18 000 до 720 000 рублей.
Наглядным примером может служить случай, произошедший в сентябре 2016 года с российским туристом, который был задержан в Катаре в самолете за курение электронной сигареты и помещен в камеру предварительного следствия. Кроме того, он был внесен в ЧС авиакомпании Qatar Airways, на борту самолета которой следовал в Доху, и любые свои дальнейшие передвижения должен будет выполнять на самолетах других авиаперевозчиков.
Если вы все еще не расстались с вредной привычкой, настоятельно рекомендуем вам курить и парить на специально отведенной для этих целей территории или помещении.
ХОТИТЕ БРОСИТЬ КУРИТЬ?
Тогда проходите план отказа от курения. С его помощью бросить будет гораздо проще.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
2007
Можно ли курить в самолете: причины, история, штрафы
Часто курильщики спрашивают: «Можно ли курить в самолете?» И это не случайно, ведь курить в общественных местах запрещено, что создает серьезные проблемы для людей, страдающих от никотиновой зависимости. Кто-то пытается даже бросить курить, так как часто испытывает трудности, а кто-то продолжает курить, испытывая неудобства.
Особенно трудно воспринимается запрет курения в самолете. Почему существует такой запрет? — недоуменно спрашивают курильщики. На самом деле на это есть причины, и они достаточно серьезные.
Почему нельзя курить в самолете?
Авиакомпании официально называют две причины:
- Во-первых, это пожаробезопасность. Не секрет, что непотушенные сигареты часто становятся причиной возгорания квартир, промышленных помещений, лесов. В опасном производстве, оплошности могут приводить к настоящим катастрофам. А теперь только представьте, как кто-то покурит в салоне самолета во время перелета и не затушит сигарету. Если заглянуть в прошлое, то можно заметить, что самолеты разбивались при пожарах и крушениях. В некоторых случаях виной были непотушенные сигареты. Уже только, поэтому вопрос: «Можно ли курить в самолете?» должен отпасть самим собой.
- Второй причиной запрета курения в самолете является нарушение комфорта окружающих. Уже есть прямые доказательства, что пассивное курение еще более вредно, чем активное. Не секрет, что есть такие люди, которые вообще не могут переносить аромат табака. Даже при оборудованной курилке в самолете, запах никотина еще долго будет сохраняться и впитываться в салоне.
История запрета курения в самолете
Первым, кто ввел запрет на курение в самолете, был Рональд Рейган, американский президент. Произошло это событие в 1988 году. Был подписан акт, запрещающий курение на всех внутренних авиарейсах.
Тогда же американскими авиакомпаниями был введен запрет на курение на бортах самолетов и рейсах международного уровня. Недовольных было немало, но большинство пассажиров одобрило эту идею.
Позднее примеру американцев последовали и европейские авиакомпании.
Россия приняла аналогичный запрет в 2002 году. Как всё же покурить в самолете? Некоторым не страшны запреты, они ухитряются идти в туалет и нейтрализовать датчики, срабатывающие на задымленность.
Чтобы наказывать таких людей, авиакомпании ввели большие штрафы за курение в самолете.
Некоторые страны еще более сурово борются с курением в самолетах, для этого действуют правила привлечения к административной ответственности.
Можно ли курить в самолете электронные сигареты?
Бытует мнение, что электронные сигареты не наносят вреда окружающим и являются пожаробезопасными. Но авиакомпании по разному реагируют на этот вопрос. В каких самолетах можно курить электронные сигареты? Этим вопросом лучше всего задаваться перед вылетом.
К примеру, в «Аэрофлоте» курить электронные сигареты запрещено, в то время как в «Трансаэро» подобного запрета нет. Часто эти вопросы решает командир корабля или экипаж. Устройства в туалете никак не реагируют на электронные сигареты.
Однако, при нарушении правил, курильщику может быть выписан штраф.
Можно ли курить в самолете бизнесс-класса?
Запрет на курение в самолетах абсолютно одинаковый, как для эконом, так и для бизнесс-класса. Об этом говорится в предусмотренном ФЗ №15. Июнь 2013 года порадовал курильщиков тем, что в международной компании «Emirates» была введена новая услуга, согласно которой пассажиры бизнесс-класса и первого класса могли насладиться кальяном.
Размеры штрафа
Штрафы за курение в самолете определяет политика конкретной авиакомпании. Согласно действующему законодательству и предусмотренному ФЗ №15 выплаты могут составлять 50000 рублей.
Кто может штрафовать?
Такими полномочиями наделены полицейские. Если курящим пассажиром был нанесен к тому же ущерб авиакомпании, то денежно возмещение состоится в судебном порядке, при этом привлекаются представители прокуратуры.
Кому и куда жаловаться?
Некурящие пассажиры могут доложить о нарушениях требований ФЗ №15 в полицию или прокуратуру, при этом желательно подтвердить факт видеозаписями или показаниями других участников перелета. Обслуживающим персоналом дается сигнал о нарушениях на борту в Роспотребнадзор или Ространснадзор.
Что думают психологи и общественность?
Длительный отказ от пагубной привычки вызывает у курильщика агрессию, стресс, раздражительность. Для того, чтобы облегчить страдания таких людей, некоторые компании имеют у себя на борту препараты — «субституты». Они помогают справляться с никотиновой зависимостью, ведь курить в самолете нельзя даже при длительном перелете.
Штраф за курение на борту самолета
Обычно курильщики и не думают отказываться от своей привычки. Они «дымят» в туалете, комнате отдыха матери и ребенка, других помещениях.
После принятия закона, запрещающего курение в общественных местах, для многих граждан не утратил своей актуальности животрепещущий вопрос, можно ли курить в здании аэропорта и около него.
Люди настолько привыкли к комфортным и уютным комнатам для курения, что не могут свыкнуться с мыслью, что их лишают этого.
Путешественники, ожидающие своего вылета, не желают довольствоваться малым. Они никак не хотят заменять привычные им сигареты никотиновыми ингаляторами, жевательными резинками и таблетками. Такие люди убеждены, что можно курить в туалете любого аэропорта, пока там никого нет. Просто нужно соблюдать осторожность и не попасться.
Для выявления случаев курения и нарушения федерального закона в помещениях аэропортов, аэровокзалов в достаточном количестве имеются специальные датчики дыма. Такие устройства обеспечивают высокую противопожарную безопасность и незамедлительно срабатывают, если в помещении есть задымление.
Выявление курильщиков, нарушающих установленный закон, выполняется сотрудниками линейного управления внутренних дел. Они круглосуточно дежурят в аэропорту. Их задача состоит в своевременном обнаружении курильщиков. В туалетных комнатах зданий аэровокзалов находятся информационные таблички о запрете курения, поэтому если Вас там поймают, отговориться незнанием о запрете не удастся.
Закон трактуется неоднозначно. Иногда у курильщиков возникает вопрос, где в аэропорту разрешается курить и как обходить установленные ограничения.
Сотрудники транспортного предприятия организуют специальные места для курения. Они расположены на небольшом удалении от входа в здание аэропорта и оснащаются всеми необходимыми атрибутами.
А вы знаете, куда нужно обращаться, если вы стали очевидцем того, как люди курят в неположенном месте и нарушают установленный в России антитабачный закон? Кому именно пожаловаться, если вы не желаете мириться с этим? В таком случае просто обратитесь к представителям Роспотребнадзора с соответствующим заявлением. Но существуют и альтернативные варианты. Можно пожаловаться и в другие уполномоченные организации:
- Ространснадзор;
- правоохранительные органы;
- прокуратуру своего города.
Важный запрет начал действовать в отношении электронных сигарет и сопутствующих аксессуаров, которые пассажиры перевозят в своем багаже. К примеру, гражданину не удастся перевезти более 1 литра ароматической жидкости для заправки электронных сигарет. Допускается фасовка по флаконам, объем которых не превышает 100 мл.
Разрешено ли курить электронные сигареты
В России с февраля 2013 года вступил в действие федеральный закон, регламентирующий курение в общественных местах. Обновления закона вышли 14 октября 2015. Если быть более точными, то статьи закона запрещают курение практически везде. Разрешается пока курение у себя дома (но не в подъезде или лестничной площадке), в специально отведенных местах и парковых зонах.
С момента принятия закона на протяжении 2014, 2015, 2016 годов ведутся споры относительно курения (парения) электронной сигареты, которая, по сути, представляет собой электронный кальян. На сегодняшний день официальные изменения не приняты и парение в общественных местах не запрещено.
Однако большинство авиакомпаний мира, в том числе и целый ряд российских авиаперевозчиков, ввели строгий запрет на курение электронных сигарет на борту. В противном случае, нужно быть готовым понести ответственность.
Ограничения коснулись и их перевозки. Электронные сигареты рассматривается, как электронный прибор и к ним применяются соответствующие количественные ограничения. Приказ запрещает провозить их в багажном отделении, ЭС могут перевозиться только в ручной клади. Перевозка приборов литиевыми батарейками, что характерно для некоторых моделей ЭС, также строго запрещены.
Еще один немаловажный вопрос для курильщиков, который вызывает интерес, можно ли курить электронные сигареты в самолете. Большой спрос на такие гаджеты обозначается большим количеством положительных характеристик, к ним относятся:
- содержание никотина в низких пропорциях;
- использование парообразных жидкостей, которые не имеют никотина;
- содержание никотина в низких пропорциях;
- неприятный запах в таких устройствах отсутствует.
В отличии от табачного дыма, пар от iqos (система нагревания табака) не содержит большое количество токсинов, хотя стоит помнить, что большая часть жидкостей для парения содержат никотин, который не очень хорошим образом влияет на организм.
Практически во всех продуктах растительного происхождения присутствуют алкалоиды, которые являются токсинами.
Поэтому айкос в воздушном транспорте также вредно, как и в общественном месте, только в этом случае вред в несколько раз меньше, чем от обычной табачной папиросы.
Большая часть авиакомпаний запрещает курение в самолете обычных и электронных сигарет во избежание недоразумений и ситуаций, которые приводят к конфликту. Лучшим вариантом решения этого вопроса – заранее уточнить при покупке билета.
Пассажиры, которые часто летают, знают, что чаще всего стюардессы не обращают внимания на использование электросигарет, когда это делается не явно и демонстративно. Разрешается подозвать к себе стюардессу, чтобы уточнить у нее, можно ли воспользоваться таким устройством, выйдя к туалету. Уточнение важно, потому что не все компании применяют лояльный подход во время авиаперелета.
На свой страх и риск, можно закрыться в туалете и покурить в нем. Датчик не реагирует на пар, который выделяется, поэтому это можно считать выходом из ситуации.
Таким образом, курильщикам придется привыкнуть к тому, что данный род занятий в транспорте запрещен по России и всему миру.
Размер штрафа
Поскольку на данный момент никаких официальных уточнений нет, будем отталкиваться от предполагаемого приравнивания электронных сигарет к табачным изделиям. В таком случае согласно КОАП штраф за курение на борту самолетов российских авиакомпаний может составить от 500 до 1500 рублей. Штраф для несовершеннолетних, скорей всего, ляжет на плечи родителей.
Почему запрещается курить в самолёте?
Существует три основных причины, из-за которых введён запрет на курение в салоне авиалайнера. Правда, вплоть до 70-х годов минувшего века на них никто не обращал внимания, хоть они и представляли определённую угрозу жизни людей.
Почему нельзя пассажирам курить в самолёте:
- Может стать причиной пожара. В салоне любого летательного аппарата есть материалы, которые быстро воспламеняются от любой искры. Непотушенный окурок, выброшенный, например, в набитый бумагой туалетный мусорный ящик, может привести к пожару. Пассажирам, находящимся в объятом пламенем салоне лайнера, не удастся покинуть загоревшийся объект. Это приведёт к гибели людей и авиакатастрофе.
- Нарушает права некурящих пассажиров. Раньше в салонах многих воздушных суден были отдельные зоны для курящих и некурящих авиапассажиров. Однако системы кондиционирования не всегда справлялись с отведением дыма. Смог проникал в зону для некурящих. От этого страдали больные аллергией, астмой и беременные женщины. Стоящий в салоне авиалайнера смог попадал и в кабину пилотов, что сказывалось на их самочувствии и скорости реакции.
- Увеличивает расходы авиаперевозчика, в том числе и на очистку воздушных фильтров. Табачный дым сильно загрязняет установленные в самолёте воздушные фильтры, на очистку или замену которых авиаперевозчикам приходится выделять дополнительные средства. Кроме того, от него желтеют панели салона. Сами пассажиры порой по неосторожности прожигают сигаретой дырку в обивке кресел.
История запрета курения в самолётах
Курение в самолётах опасно, так как табачный дым заглушает запах гари, возникающий во время пожара. Если на борту авиалайнера произойдёт возгорание, то экипаж и пассажиры его попросту не заметят. Ведь датчики, реагирующие на дым, будут отключены, чтобы не мешать курильщикам. Да и сами пассажиры не почувствуют запах горения.
Курение на борту пассажирского самолёта запретили не сразу. Раньше оно было разрешено. Правда, при взлёте, посадке или в момент входа в зону турбулентности пассажирам предлагали потушить свои сигареты. Однако в силу часто повторяющихся инцидентов, связанных с курильщиками, курение решили запретить.
Ссср и россия
так когда же запретили курить в россии на борту авиалайнера? история запрета начинается ещё с советских времён. в 1986 году курильщикам нельзя было поджигать свои сигареты, если они летели трёхчасовыми непродолжительными рейсами. по прилёте в аэропорт все желающие могли покурить.
в 2002 аэрофлот запретил пользоваться сигаретами на всех своих рейсах. компания во время полёта выдавала курильщикам специальные содержащие никотин субституты, например, жевательные резинки. другие российские авиаперевозчики в начале 2000-х запретили курение на непродолжительных перелётах.
в 2013 году в россии вышел закон, строго запрещающий курение на борту любого авиалайнера, совершающего любой по времени полёт. за невыполнение этого требования на пассажиров могут наложить штраф, равный 50 000 рублям.
америка
в 70-х годах прошлого века многие американские авиаперевозчики на борту своих авиалайнеров отграничили зоны курильщиков от некурящих граждан. американцы впервые в 1979 году ввели запрет на использование сигар и трубок в салоне. в 1988 году вышел запрет на курение на всех внутренних непродолжительных рейсах.
европа
в европе также действует запрет на курение во всех без исключения лайнерах. такой закон действует с конца 80-х. правда, в германии есть авиакомпания smintair, разрешающая курильщикам покурить во время полёта. правда, билеты на рейсы этого авиаперевозчика можно купить только по тарифам бизнес-класса.
в азии запреты на курение самые строгие. в оаэ за подобный проступок наступает уголовная ответственность. некоторые азиатские авиаперевозчики ограничиваются только штрафами. правда, их размер может быть очень большим, особенно если лайнеру пришлось совершить по вине закурившего авиапассажира незапланированную посадку.
в турции начиная с 2008 года нельзя курить не только в самолёте, но в каком-либо помещении, в том числе внутри аэропорта. в самой сирии штраф за курение составляет приблизительно 50 долларов. в оаэ размер штрафной санкции намного выше — порядком 270 тысяч долларов или тюремное заключение сроком на 2 года.
что делать, если курят другие люди?
Строгость в подходе к курению на борту отмечается практически в авиакомпаниях всего мира.
Так, за курение при перелете в Киев на борту украинских авиалиний пассажиру грозит штраф, эквивалент которого составляет 100 долларов.
В Сингапуре или ОАЭ за подобное нарушение могу привлечь к уголовной ответственности и заключить в тюрьму. Минск – город, в котором курение в общественном месте может обернуться суммой от 18 000 до 720 000 рублей.
Наглядным примером может служить случай, произошедший в сентябре 2016 года с российским туристом, который был задержан в Катаре в самолете за курение электронной сигареты и помещен в камеру предварительного следствия. Кроме того, он был внесен в ЧС авиакомпании Qatar Airways, на борту самолета которой следовал в Доху, и любые свои дальнейшие передвижения должен будет выполнять на самолетах других авиаперевозчиков.
Если вы все еще не расстались с вредной привычкой, настоятельно рекомендуем вам курить и парить на специально отведенной для этих целей территории или помещении.
Если пассажир видит, что в салоне авиалайнера курят, он должен сказать об этом членам лётного экипажа или стюардессе. Можно снять на видео или сфотографировать сам факт курения.
С имеющейся доказательной базой желательно обратиться не только к экипажу лайнера, но и в полицию. Правда, сделать это можно будет лишь по прилёте в аэропорт. Самому делать замечание курящему человеку не рекомендуется.
Он может слишком эмоционально отреагировать на такое обращение.
Я курящий человек
Можно ли провозить через границу табачные изделия
Через границу России законодательство разрешает провозить любые сигареты, но следует заранее узнать о действующих на таможне правилах, в частности, поинтересоваться разрешенным количеством определенных видов табачных изделий. Сколько блоков сигарет можно провозить в самолете, определяется в каждой стране отдельно.
В Российской Федерации на данный момент количество табачных продуктов, которые может провезти один пассажир на территорию страны, установлено следующее:
- Ÿ200 сигарет;
- Ÿ50 сигар;
- Ÿ100 сигарилл;
- Ÿ250 гр табака.
Все продукты, количество которых превысит установленное в правилах, относятся к контрабанде, подлежащей наложению штрафа и изъятию.
Штраф за контрабанду может составить половину стоимости продукции, но может достигнуть и этой же суммы, увеличенной втрое, таможенники устанавливают меру наказания для каждого случая индивидуально, в зависимости от сопутствующих обстоятельств и некоторых других факторов.
Нельзя забывать и о том, что в каждом государстве на таможне действуют собственные правила: к примеру, в Китай можно провезти 600 сигарет, тогда как в Австралии установлен лимит в 50. Отличия в правилах касаются и возраста пассажиров: в Израиль сигареты могут провозить 17-летние граждане, в Японию — только те, кому исполнилось полных 20 лет, а в Америке это разрешается только с 21 года.
Количество пачек сигарет в багаже для транспортировки у каждой страны ограничено
Также следует учитывать, что в таких странах, как Гонконг, Таиланд, Уругвай и Израиль «бездымные» сигареты законодательно запрещены, поэтому провезти их через границу невозможно ни в каком виде.
Даже если вы собираетесь использовать их в качестве сувениров, объяснить это на таможне будет сложно, поэтому лучше запастись более полезными для здоровья подарками, к которым не будет иметь претензий ни один аэропорт.
Почему на борту все-таки есть пепельницы?
Пассажиры видят на борту многих авиалайнеров на своих местах пепельницы. Отчего им кажется, будто в самолётах можно курить. Хотя на самом деле запрет действует, а эти приспособления лишь напоминают о тех временах, когда в салонах разрешалось покурить.
Даже сейчас обязательно в туалете каждого лайнера должна находиться пепельница, которую невозможно не увидеть.
Такое правило придумано авиационным европейским агентством на тот случай, если вдруг какой-то пассажир «сорвётся» и не станет выполнять запрещающее курение требование.
Покурив сигарету, он выбросит тлеющий пепел и окурок не в мусорный ящик с бумагой, где тот наверняка разгорится, а в пепельницу. Правда, незаконного курильщика могут заметить дымовые датчики, которые сразу же сработают.
Уловки заядлых курильщиков-нарушителей
О запрете курения на борту любого лайнера свидетельствуют наклеенные на панелях стикеры, индикаторы, зажигающиеся в момент взлёта или посадки, на которых появляется зачёркнутая сигарета. На спинках кресел имеется надпись о том, что курение в авиалайнере запрещено. На входе и в самом туалете также висит напоминание о действующем запрете.
Если человек не может без курения, он ищет способы обойти запреты. Одним из таких является использование в самолете электронных сигарет.
Перед тем как воспользоваться этим прибором, нужно спросить разрешение у стюардессы.
Не смотря на то, что такие крупные авиаперевозчики, как Аэрофлот и S7 официально запрещают использовать на борту своих лайнеров даже электронные сигареты, зачастую стюардессы идут на встречу и разрешают «парить» вейп.
Устройство датчика дыма
Если же стюардессы принципиально запрещают курить даже электронные сигареты, Вы можете воспользоваться никотиновыми пластырями или пастилками.
Возможные решения
Некоторые пассажиры решают пойти на риск и нарушить правила. Делать это не рекомендуется, поскольку санкции могут быть достаточно жесткими.
Они зависят от конкретного перевозчика и варьируются от внушительного штрафа до аннулирования обратного билета и занесения в «черный список» с дальнейшим отказом в обслуживании.
Как видите, быть законопослушным гражданином куда практичнее.
Впрочем, из любой ситуации есть выход. В данном случае это электронные сигареты. Конечно, есть шанс, что перевозчик в нем откажет, но в большинстве случаев эти устройства можно без проблем использовать на борту. Дело в том, что вместо дыма выделяется только безвредный водяной пар, который не создает ни запаха, ни угрозы пожара.
Сколько туристу придется заплатить за курение?
Выкуренная в самолете сигарета может обойтись в полмиллиона рублей или даже привести к тюремному заключению, а за курение в неположенном месте за границей придется заплатить не одну сотню евро. Поэтому, отправляясь на отдых или в командировку, узнайте, как к курению относится ваша авиакомпания и какие ограничения установлены антитабачным законодательством в зарубежной стране
В самолетах курить запрещено (ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Этот запрет распространяется и на поезда дальнего следования.
Нарушителя могут привлечь к ответственности в виде штрафа от 500 до 1500 руб. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ.
Правда, формулировки этой статьи и упомянутого выше Закона № 15-ФЗ, а также разъяснения Минздрава1 не позволяют применять нормы об административной ответственности к гражданам, использующим электронные сигареты, поскольку в процессе их курения табак не тлеет и процесса горения не происходит. Штраф предусмотрен только для потребителей традиционных сигарет.
Тем не менее для путешествующих самолетом административный штраф – не худшее наказание. Многие авиакомпании в своих правилах установили запрет на использование пассажирами любых сигарет, в том числе электронных. Последствия нарушения этих правил могут лечь тяжелым финансовым бременем на туриста-курильщика.
Перевозчик вправе обратиться в суд с иском к путешественнику, требуя возместить убытки в виде стоимости санобработки воздушного судна для ликвидации последствий курения. В среднем размер взысканий для потребителей как обычных, так и электронных сигарет составляет около 60 тыс. руб.
2 Необходимость проведения санобработки туалетной комнаты и системы вентиляции авиакомпании доказывают, ссылаясь на инструкции производителей самолетов.
При этом есть и судебные решения в пользу курильщиков3. Против доводов авиакомпании в таких случаях высказывались следующие аргументы:
- плановый характер санитарной обработки салона самолета при отсутствии доказательств необходимости ее проведения именно в связи с курением на борту;
- проведение санитарной обработки спустя несколько дней после курения на борту;
- отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности за курение на борту воздушного судна.
Однако такие судебные акты являются редким исключением. Чаще суды принимают решение в пользу авиаперевозчиков.
Курение на борту самолета может стать основанием для взыскания и более крупных денежных сумм. Это произойдет, если командир воздушного судна примет решение прервать полет и совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме из-за срабатывания детекторов дыма.
В данном случае авиакомпания будет иметь право заявить внушительный перечень расходов, понесенных в связи с отклонением от маршрута и вынужденной посадкой самолета.
Нарушителю придется компенсировать перевозчику убытки – начиная с расходов на топливо, аэронавигацию в районе запасного аэродрома и наземное обслуживание самолета и заканчивая расходами на выплату зарплаты экипажу воздушного судна.
Так, например, одна выкуренная сигарета обошлась пассажиру авиакомпании почти в полмиллиона рублей4. При этом в место назначения незадачливый пассажир не попал: авиакомпания отказалась от его дальнейшей перевозки и передала гражданина правоохранительным органам на запасном аэродроме.
Наконец, нарушение правил авиакомпаний о запрете курения может стать основанием для привлечения к административной ответственности за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб. или ареста на срок до 15 суток (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ).
И хотя за курение на борту самолета ответственность скорее будет минимальной5, факт привлечения к ней может создать проблемы с покупкой билета данной авиакомпании в дальнейшем. Связано это с введением в прошлом году ст. 107.1 в Воздушный кодекс.
Эта статья дает авиакомпании право отказать в перевозке пассажиру, который был внесен в ее «черный список» – реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Практика внесения пассажиров в «черные списки» после привлечения их к ответственности за нарушение запрета авиакомпаний курить на борту самолета пока недостаточно наработана.
Но не исключено, что вскоре авиаперевозчики начнут использовать этот правовой механизм для предотвращения нарушений законодательства и своих внутренних правил.
Наказание за курение во время перелета в другую страну может быть более жестким и будет зависеть от правил, установленных в государстве, на территории которого произошел инцидент.
Иностранные суды неоднократно выносили решения о привлечении к ответственности пассажиров, куривших на борту, в том числе к уголовной. Так, в 2017 г.
королевский суд Бирмингема приговорил к 4,5 года тюремного заключения Джона Кокса, курение которого на международном рейсе из Великобритании в Египет привело к пожару. При этом в апелляции срок заключения увеличили до 9,5 года6.
Еще пример: в 2016 г. гражданин России был задержан в Катаре за курение электронной сигареты на борту самолета авиакомпании Qatar Airways, следовавшего из Москвы в Доху. Согласно местному законодательству на него был наложен штраф в размере 300 катарских риалов (около 80 долл.), до уплаты которого он оставался под стражей. Кроме того, россиянин был внесен в «черный список» перевозчика7.
Если вы собираетесь за границу, крайне важно получить хотя бы общее представление о правилах, установленных антитабачным законодательством иностранного государства8.
Турция
Курение запрещено в закрытых общественных местах и общественном транспорте. Кроме того, нельзя курить в местах, где проводятся культурные, спортивные и развлекательные мероприятия9.
Штраф за курение в неположенном месте составит 69 лир (около 45 долл.)10.
Кипр
Законодательство Кипра запрещает курение в закрытых общественных местах и на детских площадках.
Запрещено курить в общественном транспорте, а также в личном автомобиле, если в салоне с вами находится ребенок младше 16 лет.
Курение разрешено на открытой территории, прилегающей к закрытому помещению, отделенному от нее капитальной стеной, и в специально отведенных зонах в общественных местах.
За курение в неположенном месте придется заплатить штраф до 2 тыс. евро. За другие нарушения антитабачного законодательства могут назначить штраф до 1700 фунтов стерлингов или наказание в виде заключения в тюрьму до 6 месяцев.
Франция
В общественных местах курение запрещено, за исключением специальных проветриваемых комнат. Площадь этих помещений не должна превышать 35 кв. м, и в них запрещено продавать любые напитки, даже воду. В общественном транспорте, кроме морских судов, также установлен запрет на сигареты.
Наказанием за курение в неположенном месте может стать штраф в размере 68 евро.
Германия
В ФРГ запрет на курение регулируется законодательством отдельных федеральных земель. Разрешается курить в специально оборудованных комнатах в закрытых общественных местах, в том числе в отелях. Полный запрет на курение в отелях действует в Сааре, Северном Рейне-Вестфалии и Баварии. Также нельзя курить в такси и поездах.
Штрафы для курильщиков составляют от 25 до 250 евро.
Греция
В Греции разрешается курить только на открытом воздухе, в домах и специально отведенных для этого местах. Штрафы за курение в неположенных местах составляют от 50 до 500 евро. Отметим, что обзор антитабачного законодательства ЕС свидетельствует о низком уровне контроля за его соблюдением.
Италия
В закрытых общественных местах допускается курение только в специальных проветриваемых помещениях. Площадь таких помещений в барах и ресторанах не должна превышать половины обслуживаемой площади заведения. Также курить нельзя в некоторых парках (в зависимости от конкретного муниципалитета).
Штраф за курение в неположенном месте – до 275 евро.
Испания
Как и во многих других государствах, здесь запрещено курить в закрытых общественных местах. Исключение – закрытые клубы для курильщиков и специально оборудованные для этого места. Также не допускается курение рядом со школами и больницами.
Штрафы за курение – от 30 до 600 евро.
Ирландия
В стране действует полный запрет на курение в закрытых общественных местах, а также в отелях и гостиницах вне специально отведенных для этого комнат. Несоблюдение запрета влечет наложение самого высокого штрафа в Европе – до 4 тыс. евро.
Великобритания
Здесь также действует запрет на курение в закрытых общественных местах, за исключением специально отведенных для этого зон. Штраф за перекур в нарушение правил составит до 200 фунтов стерлингов.
США
В большинстве штатов США приняты законы, вводящие запрет на курение в общественных местах вне специально отведенных для этого зон. Наказания за нарушение запрета зависят от штата и варьируются от 250 до 1 тыс. долл.11
1 Письмо Минздрава России от 29 апреля 2013 г. № 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах».
Курение во время полета на самолете: обычные и электронные сигареты
Правила полетов
12 Сентябрь, 2019
Все российские и зарубежные авиаперевозчики запрещают пассажирам курить на борту самолета. За нарушение этого правила предусмотрен большой штраф.
В статье мы рассмотрим, по каким причинам курение на борту самолета было запрещено, когда это произошло, можно ли курить электронные сигареты, какие санкции ждут за курение в салоне авиалайнера.
Почему нельзя курить в самолетах
Запрет на курение в пассажирских самолетах был введен по трем основным причинам. Рассмотрим их.
Причины запрета:
- Пожароопасность. Выброшенный и до конца не потушенный окурок может стать причиной пожара на борту, что приведет к авиакатастрофе и гибели людей.
- Неудобства для некурящих пассажиров. В самолете могут лететь беременные женщины, дети, аллергики и т. д. Дым от сигарет проникает в пассажирский салон и ни одна система кондиционирования не сможет устранить этот неприятный и токсичный запах.
- Дым от сигарет сильно загрязняет воздушные фильтры, установленные в самолете. Если курить на борту, перевозчику придется регулярно выполнять очистку и замену оборудования. К тому же со временем от табачного дыма желтеют панели в салоне. Все это влечет дополнительные расходы для авиакомпании.
Конечно, самой главной причиной запрета курения в самолете являются высокие риски возгорания на борту. Если вы желаете безопасно добраться до места назначения, откажитесь на время полета от вредной привычки. Предлагаем также ознакомиться – правила поведения пассажиров в самолете для безопасного полета.
10 очень полезных товаров для авиапутешествий
Когда запретили курить во время полета
Еще несколько десятков лет назад пассажирам не запрещалось курить на борту пассажирского лайнера. Авиакомпании только ограничивали режим курения при взлете, посадке, а также при входе в зону турбулентности. Но так как во время полета неоднократно случались различные инциденты по вине курильщиков, перевозчики изменили свои правила и ввели запрет на курение при перелете.
Россия
Первый запрет на курение в самолете ввела авиакомпания Аэрофлот в 2000 году. Пассажирам на борту предлагались специальные жвачки и другие субституты, заменяемые никотин.
В этот же период стали вводить запрет на курение в самолете и другие перевозчики, правда, изначально это правило распространялось только на коротких рейсах продолжительностью до 3-х часов.
С 2013 года в России был введен официальный закон, запрещающий курение в пассажирском самолете независимо от продолжительности рейса. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в приличном денежном эквиваленте.
Европа
В самолетах европейских перевозчиков запрет на курение был введен еще в 80-е годы прошлого века. На сегодняшний день покурить во время перелета можно только на специальных рейсах германской авиакомпании Smintair. Билеты на такие рейсы распродаются по тарифу бизнес и первого класса.
Америка
Авиакомпании США запретили пассажирам курить на борту авиалайнеров еще в 1988 году. До сих пор в самолетах американских перевозчиков висят таблички, напоминающие о запрете курения во время перелета.
Азия
Самые строгие запреты на курение в самолете введены в странах Азии. Нарушителя могут наказать не только штрафными санкциями. В некоторых азиатских странах за такой поступок предусмотрена уголовная ответственность.
Курили ли в самолете в СССР
До 1986 года на борту советских пассажирских самолетов курение было разрешено. В лайнерах создавались специальные места для курильщиков, включалась система кондиционирования, но даже такие меры не позволили исключить проникновение табачного дыма в салон. Из-за частых жалоб пассажиров с детьми и других некурящих путешественников авиакомпании решили ввести запрет на курение в самолете.
В 90-е годы после развала СССР запрет на курение во время перелета был отменен вплоть до 2002 года, когда многие компании стали запрещать пассажирам курить во время авиапутешествия.
На сегодняшний день все российские перевозчики придерживаются этого правила и карают нарушителей крупными штрафами. Курильщик в самолете быстро распознается, так как во всех авиалайнерах установлены специальные системы, реагирующие на табачный дым.
Можно ли курить в бизнес-классе самолета
Закон о запрете курения на борту пассажирского воздушного судна распространяется на все классы обслуживания, в том числе по тарифу бизнес. С вариантами классов обслуживания и бронирования билетов можно ознакомиться тут.
Можно ли во время перелета курить электронные сигареты
В самолете во время перелета пассажирам запрещено курить сигареты, в том числе электронные. Запрет на употребление данных аксессуаров был введен в 2014 году.
Можно ли курить IQOS (айкос) в самолете
Во время полета также нельзя курить айкос. За нарушение закона пассажиру придется заплатить штраф.
Штрафы за курение во время полета
В соответствии с действующими законами РФ за курение в самолете предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого может достигать 50 000 рублей.
Чтобы во время перелета курильщики не проявляли типичную раздражительность, что является характерным симптомом при длительном воздержании от сигарет, авиаперевозчики предлагают альтернативное решение – во время полета использовать субституты: жевательные резинки с содержанием никотина, мятные конфеты, таблетки, пластыри и ингаляторы, рекомендованные для тех, кто хочет бросить курить. Некоторые авиакомпании даже предлагают данные заменители на борту для всех курящих пассажиров.
Всем активным курильщикам мы все же рекомендуем не надеяться на бесплатную раздачу субститутов в самолете. Заранее купите для себя подходящие заменители никотина и возьмите их в ручную кладь. Это позволит провести перелет без стресса и раздражительности.
Почему раньше можно было курить в самолёте, а сейчас штрафуют?
Представьте, что вы летите в самолёте, а ваш сосед по креслу всё время курит. И ведь так было. Правда, предварительно покупая билет, вы могли выбрать зону для некурящих. Но это не спасало, как, помните, в кафе до запрета: сидишь вроде бы там, где не дымят, но всё равно весь пропитываешься запахом.
Впервые полный запрет на курение на борту был введён в США в 1988 году. Примеру Штатов последовали и многие другие страны. В советско-российской истории это был длительный и постепенный процесс. Сначала в 1986 году запретили курить на коротких рейсах, а полный запрет был введён только в начале 2000-х.
Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин:
— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого.
Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное.
На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.
— Как показывают проведённые исследования, в поддержку данной меры выступает даже 38% курящих пассажиров. Это неудивительно, так как 27% курящих и до введения запрета на зажжённую сигарету в салоне предпочитали места для некурящих, — заявили тогда в авиакомпании.
— Проблема запрета на курение во время полёта носит для приверженцев этой вредной привычки скорее психологический, нежели практический характер.
Специалисты утверждают, что 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов (полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский длится 9 часов 30 минут).
Интересно, что тогда «Аэрофлот» обещал заядлым курильщикам выдавать на борту субституты в виде специальной жевательной резинки, чтобы помочь пережить время без сигарет. Но опрошенные нами стюардессы сказали, что впервые слышат об этом.
Работает ли сейчас запрет?
Бортпроводник авиакомпании «ЮТэйр»:
— Количество курильщиков сильно зависит от рейса. Так, курят почти каждый рейс на направлениях в Среднюю Азию: Баку, Худжанд, Ташкент, Душанбе, Самарканд. КАЖДЫЙ РЕЙС!!! И это несмотря на то что несколько раз озвучивается информация о запрете курения и стикеры везде наклеены.
Пассажиры ссылаются на то, что «у меня голова болит, если не курить» и «а чё будет-то, я чуть-чуть». На региональных и чартерных рейсах по России курят деловые дяденьки — раз в две недели примерно встречаются такие. Часто предлагают деньги за сокрытие — обычно 5—10 тысяч рублей.
Тут главное — почуять вовремя и поймать за руку. Сразу спрашиваешь, куда дел окурок, потому что если он кинул в мусорку с бумагой, то будет пожар. А самолёт сгорает в воздухе за 2 минуты.
Проблема в том, что у нас нельзя сразу сдать полиции такого человека — сначала нужно сделать устное, потом письменное предупреждение (оформляется акт, который подписывает вся бригада бортпроводников, командир воздушного суда).
Ещё у пассажира нужно взять паспорт, а с ним сначала ещё препираешься минут 10, так как «это не он». На снижении командир сообщает о необходимости присутствия полиции на посадке.
Но это занимает ещё минут 15 после рейса, а пилотам лишь бы освободиться пораньше, поэтому они часто «прощают» и говорят нам, чтобы мы просто устно пригрозили полицией пассажиру.
А если и сдаем полиции, то там копеечный штраф — около 1,5 тысячи рублей, а они готовы и 10 тысяч отдать, чтобы покурить. В общем, это никого не останавливает.
Почему в самолетах вдруг запретили курить?
Сегодня все мы знаем, что в самолетах не курят. Пусть даже рейс продолжается 12 часов – за всё это время курящий пассажир не может выкурить ни одну сигарету.
Но многие люди старшего поколения помнят, что во времена СССР и даже после перестройки курить можно было, даже не вставая со своего кресла. Да, вот так вот – сидишь у иллюминатора, достаешь сигарету и куришь. А бычок потом запихиваешь в пепельницу, которая есть в подлокотнике. Красота и свобода!
Почему же курение нынче запрещено?
Впервые полный запрет на курения в воздушных судах был введен в США в 1988 году. В СССР частичный запрет был введен в 1986 году (на коротких рейсах, до трех часов), а полный – в 2002 году. 30 марта 2002 года рейс «Москва-Шанхай» под номером SU527 стал последним для любителей покурить на высоте.
Многие полагают, что данная мера связана с пожарной безопасностью на самолете. Это действительно очень серьезный вопрос, так как пожар в салоне самолета смертельно опасен, и с большой долей вероятности приведет к гибели воздушного судна. Но… за всю историю авиации не было зафиксировано ни одного случая, когда пожар в самолете произошел бы по причине курения или не потушенной сигареты.
Тем не менее, запрет курения на борту, без сомнения, повышает пожарную безопасность, и с этой точки зрения необходим – ведь риск возгорания всё равно остаётся.
Что касается основной причины запрета курения, то в 1986 году ее озвучил Иван Федотович Васин, заместитель министра гражданской авиации СССР и опытнейший пилот, сумевший посадить под Хабаровском Ту-104 при отказе обоих двигателей:
— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.
Самое интересное, что после полного запрета на курение в самолетах, всегда находятся пассажиры, для которых правила не существует. С такими пассажирами авиакомпании борются как могут – ставят датчики дыма, выписывают штрафы и вносят в черные списки.
Бортпроводник одной из российских авиакомпаний рассказывает, что практически каждый рейс в среднеазиатские страны находится хотя бы один курильщик, которого ловят за руку с поличным. На региональных рейсах, а также на чартерах также время от времени попадаются нарушители.
Часто нарушают правила и бизнесмены, которым проще расстаться с 5-10 тысячами рублей, чем терпеть весь полет. Но со штрафами, как правило, авиакомпания не заморачивается, так как для этого необходимо провести множество бюрократических процедур, а прибыли с этого никакой нет. Так и летают.