На днях в авторитетном американском издании The National Interest вышла статья под красноречивым названием «Пять самых опасных российских военных самолетов».
Американские патриоты подчеркнули свое якобы превосходство, но и признали, что и у России есть серьезные вещи, которых к тому же куда больше, чем пять.
Авторы «Национального интереса» выразили свое личное мнение относительно того, что еще со времен бомбардировок Германии в годы Второй мировой «Западный мир» лидирует в воздухе, да и сегодня ни у кого в строю, мол, нет ничего подобного американским F-22 и F-35. Но при этом Россия создает, по признанию американских экспертов, вполне приличные воздушные машины, которые к тому же пользуются популярностью в различных странах за пределами Европы и Северной Америки…
Воздушный паритет — тема особая. Когда-то мы о нем уже говорили, и при случае — вернемся к этой теме. По скромному мнению автора этих строк, воздушное преимущество США — во многом уже мнимое, а в случае реализации Министерством обороны России программы по перевооружению — весы и вовсе могут качнуться в другую сторону.
Сейчас предлагаю сказать пару слов о российских (и советских) самолетах — как отмеченных экспертами The National Interest, так и не вошедших в их подборку. Начнем с того, что поразило американцев.
СУ-27 — многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Имеет много модификаций. Хотя его разработка началась в конце 1960-х — начале 1970-х, а производство — в 1980-е, это по сей день неплохая машина. Основное вооружение — режима воздух-воздух. Вооружение режима воздух-земля есть только на отдельных модификациях.
СУ-27 с модификациями — один из основных самолетов ВВС России. Состоит на вооружении также на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Китае, Узбекистане, Анголе, Вьетнаме, Эфиопии, Эритрее, Индонезии. Два самолета были проданы Украиной в США (в частное пользование).
Экипаж — в большинстве модификаций 1 человек (СУ-27 УБ — 2). Максимальная скорость на высоте 11 км — 2500 км/ч. Максимальный потолок у различных модификаций — от 17250 до 22500 метров. Большинство модификаций вооружено пушками и ракетами «воздух-воздух», некоторые — дополнительно авиабомбами и ракетами «воздух-земля».
МиГ-29 — многоцелевой истребитель четвертого поколения. Разработка 1970-х, производство было начато в 1980-е.
По задумке военных теоретиков, самолёты МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям советской моторизированной армии, пока СУ-27 занимаются воздушным поиском и уничтожением передовой техники НАТО.
Состоит на вооружении примерно в 30 странах (в том числе и в некоторых странах НАТО).
По мнению экспертов, в отдельных модификациях МиГ-29 превосходил все аналогичные по классу западные истребители, но на сегодняшний день он уже морально устаревает.
Экипаж — 1 или 2 человека, скорость на высоте — 2450 км/ч, практический потолок 18 километров, вооружен пушкой, ракетами «воздух-воздух», авиабомбами.
СУ-35 — российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Объективно по своим характеристикам (за исключением СТЕЛС и АФАР) соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам 5 поколения. Машина — «свежая», по сути является глубокой переработкой СУ-27.
Первый полет СУ-35 совершил в 2008 году. Начало эксплуатации — 2014 год. В ВВС России сегодня в строю 34 серийных СУ-35С, в ближайшее время планируется поставка еще ряда машин. Экипаж — 1 человек, скорость на высотке — 2500 км/ч, вооружен пушкой, ракетами «воздух-воздух», боеприпасами «воздух-земля», в том числе — высокоточными.
Т-50 (ПАК ФА) — российский многоцелевой истребитель 5 поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. В 2013 году начато мелкосерийное производство, с 2016 планируется серийное. В перспективе заменит в российских ВВС СУ-27.
Совместно с Индией создается экспортная модификация. Работы по проекту были начаты в 2002, а первые испытания прошли в 2010. Большая часть информации по самолету пока что является секретной. Экипаж — 1 человек, предельная скорость на высоте — 2600 км/ч, практический потолок 20000 метров.
Вооружен авиационной пушкой и боеприпасами «воздух-воздух» и «воздух-земля». Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Крупнейший и самый мощный сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, самый скоростной бомбардировщик.
Разработка велась в 1970-е годы, первый полет прототипа состоялся в 1981.
10 июня 2010 года два Ту-160 установили рекорд полёта на дальность за сутки: 18 тысяч километров. На вооружении — только в ВВС России (16 самолетов), украинские машины были по большей части распилены. Экипаж — 4 человека, скорость на высоте — 2300 — 2500 км/ч. Практический потолок — 21000 метров. Но помимо названных американцами, у нас есть еще любопытные машины!
СУ-34 — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик). Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Поколение: 4+. Разработка — второй половины 1980-х. Первый полет — 1990.
СУ-34 — основной ударный самолет ВВС РФ (на сегодняшний день — 69 машин, поставки продолжаются). Экипаж — 2 человека, скорость на высоте — 1900 км/ч, практический потолок — 17000 метров, боевой радиус — 1100 километров.
Помимо ракетно-бомбового вооружения на нем установлена авиационная пушка и знаменитый комплекс РЭБ Хибины. МиГ-35 — перспективный российский истребитель поколения 4++. До 2020 года планируется выпуск 30 МиГ-35.
Максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч, практический потолок — 17500 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, противокорабельные, противорадиолокационные боеприпасы, бомбы.
СУ-30 — многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+, созданный на базе СУ-27. Разработка — 1980-х, начало эксплуатации — 1992. Помимо России используется в Индии, Китае, Алжире, Вьетнаме, Венесуэле, Индонезии, Малайзии, других странах.
Самолет вызывает большой интерес у иностранных заказчиков. Максимальная скорость на высоте — 2125 км/ч, практический потолок — 17300 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, бомбы, возможны различные комбинации боеприпасов.
МиГ-31 — первый отечественный истребитель 4 поколения. Двуместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый полет — 1975 год, начало эксплуатации — 1981.
Эксплуатируется в России, Казахстане, Китае. В России — ряд самолетов проходит модернизацию.
Скорость на большой высоте — 3000 км/ч, практический потолок — 20600 метров, вооружение — авиационная пушка, управляемые ракеты, возможен огонь боеприпасами «воздух-поверхность.
Перспективный стратегический бомбардировщик (ПАК ДА) — находится на стадии разработки и должен будет сменить в строю Ту-95 и упомянутые выше Ту-160.
Работы ведутся в условиях строжайшей секретности, известно только, что самолет, скорее всего, будет дозвуковым, но при этом — понесет больше вооружения, чем его предшественники. Изготовлен он будет по конструкции «летающее крыло».
Известно, что проект ПАК ДА включен в государственную программу вооружений на 2016-2025 годы.
Америка имеет некоторое преимущество, обогнав нас в постановке в строй самолетов 5 поколения, но в условиях обороны это полностью компенсируется наличием у нас самолетов 4++ и самой совершенной, по мнению ряда экспертов, системой ПВО, которая продолжает модернизироваться.
Тем не менее, расслабляться не стоит. Несмотря на дороговизну, американцы продолжают строить истребители 5 поколения, плюс проектируют новый стратегический бомбардировщик, который, по имеющейся информации, будет иметь просто огромный радиус действия.
В общем, все, как всегда: «Хочешь мира — готовься к войне»…
Политическая Россия
Позиции ВСУ возле поселка Золотое в ЛНР: тяжелую технику оккупанты и не думали отводить
10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel
10 лучших истребителей ХХ века по версии Military Channel. Наиболее важным критерием оценки является боевой опыт.
Все представленные истребители, кроме 10 места (но на то есть веская причина), участвовали в боевых действиях.
Во-вторых, все без исключения машины обладают каким-то своим явным преимуществом, большинство имеют выдающиеся ТТХ.
10 место – F-22 ”Raptor”
Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», оснащенная по последнему слову техники, стала объектом жарких споров о ее цене, возможностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем тратить 66 миллиардов долларов на программу F-22, если глубокая модернизация F-15 и F-16 может дать сравнимый эффект? Потому что технологии обязаны развиваться, прогресс нельзя остановить…»Отсутствие реального боевого опыта негативно сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает лишь 10-ое место.
9 место — Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»
Первый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Использовался в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и разведчика.
Комплекс бортового оружия включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбардировщик с одного захода.
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально чистая радиосвязь.До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотни смогли подняться в небо.
8 место – МиГ-25
Советский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 мировых рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet. Гораздо продуктивнее оказалась его служба в роли разведчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений линии Бар-Лева. Полеты проходили на максимальной скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного разведчика. В таком режиме двигатели сжирали каждую минуту полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», тепловой барьер становился проблемой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутами, что, впрочем, было достаточно, чтобы пересечь территорию Израиля.Еще одной замечательной особенностью МиГ-25Р была его потенциальная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это особенно щекотало нервы израильским военным: несбиваемый разведчик — еще терпимо, но несбиваемый бомбардировщик это действительно страшно.
7 место — British Aerospace Sea Harrier
Первый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в далеком 1967 году). Пройдя череду модернизаций, до сих пор остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именем McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неуклюжий с виду самолет очень фотогеничен в полете — вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого равнодушным.Главным секретом британских конструкторов был способ создания подъемной тяги. В отличии от их советских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независимыми реактивными двигателями, «Харриер» использует единый силовой агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило увеличить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).Во время Фолклендской войны «Харриеры» Королевских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и добились отличных результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой потери в воздушных боях. Весьма неплохо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях принимали участие 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По мнению всех экспертов, без поддержки палубной авиации, Королевский флот не смог бы отстоять Фолкленды.
6 место – Mitsubishi A6M
Легендарный палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Mitsubishi, в котором сочеталось несочетаемое. Великолепная маневренность, мощное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при снаряженной массе 2,5 тонны.«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей своей конструкцией демонстрируя презрение к смерти. Японский истребитель был полностью лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на топливо и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа господствовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное наступление Императорского флота. Под конец Второй Мировой «Зеро» сыграл мрачную роль, став одним из основных средств пилотов-камикадзе.
5 место – F-16 «Fighting Falcon»
Обзор F-16 написан в виде сравнения с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.Правило истребительной авиации гласит: кто первым обнаружит своего противника, тот имеет преимущество. Поэтому оптический обзор в воздушном бою имеет большое значение. Здесь «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 почти соответствует МиГ-21, о котором американские пилоты говорили, что на дистанции 3 километра почти невозможно визуально заметить. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 невыгодным является то обстоятельство, что двигатель РД-33 на некоторых режимах полета создает плотный шлейф дыма. В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной компоновке и наличию 2-х двигателей, МиГ имеет выдающиеся летные характеристики. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 достигает, согласно российским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 — 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 — 294 м/с. Разница не столь велика и хорошие пилоты могут ее нивелировать.Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию оружия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении самый большой набор вооружения, способен применять управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает возможным точечное применение оружия. МиГ-29, напротив, вынужден ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности чистый проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 — до 7,5 тонн. Столь огромная разница объясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» второй двигатель. Согласно мнению многих экспертов, у МиГа во-многом ошибочная компоновка, 2 двигателя для фронтового истребителя – это перебор. Лучше всего сказал по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: «Если бы у нас был такой надежный и тяговитый двигатель, как Pratt&Whitney , мы бы без сомнений спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превышает 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км. Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». Например, российская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как американская AIM-120 не раз подтверждала свои, достаточно скромные, характеристики в бою. Чистый паритет. Но МиГ-29 имеет большую дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 наоборот имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).Важнейшим элементом является авионика. Радары оценивать сложно, т.к производители скрывают точные характеристики. Но по некоторым заявлениям летчиков можно определить, что РЛС МиГ-29 имеет самый большой угол обзора — 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора не более 120 градусов. Значительное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее превосходство в ближнем воздушном бою. Но у F-16 опять же находится свое важное преимущество — система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления двигателем HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет исключительно удобным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что требует гораздо больше времени для вступления в бой.КБ МиГ и General Dynamics продемонстрировали абсолютно разные подходы решения для одной и той же задачи. В обоих самолетах реализованы интересные конструкторские решения и в целом вердикт таков: F-16 многофункциональный истребитель, тогда как МиГ – чистый воздушный боец, ориентированный в первую очередь на ближний маневренный бой. Здесь ему нет равных.
Почему же победил Falcon, а МиГ-29 вообще не вошел в рейтинг «10 лучших»? И снова ответом будут результаты боевого применения этих машин. F-16 воевал в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страницей истории Falcon'а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году.
Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно проникли в воздушное пространство Ирака, уничтожили реакторный комплекс и без потерь вернулись на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из стран НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов.
Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.
4 место – МиГ-15
Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех советских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Советского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну. Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мнение, что советские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Быстрый и маневренный истребитель с чистыми линиями и элегантной формой…» Его появление в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и головную боль для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по территории СССР, отныне стратегические бомбардировщики B-29 не имели ни единого шанса прорваться сквозь заслон реактивных МиГов.И еще один важный момент, — МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 стран мира.
3 место — Messerschmitt Bf.109
Любимый истребитель асов Люфтваффе. Четыре знаменитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Англию, F («Фридрих») – именно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая удачная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выжать из машины все оставшиеся резервы.104 немецких пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести свой счет до 100 и более сбитых машин. Зловещий, быстрый и мощный самолет. Настоящий Истребитель.
2 место — МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»
Два разных взгляда на облик реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.Два непримеримые противника. Жаркие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотни сбитых машин с обеих сторон. Яркая боевая история. До сих пор стоят на вооружении ВВС многих стран.Советские конструкторы сделали ставку на маневренность. Американцы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взгляда оказались ошибочными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» зря отказался от пушек. А создатели МиГа осознали, что 2 ракеты «воздух-воздух» — недопустимо мало.
1 место – F-15 «Eagle»
Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой потери. Таким показателем не может похвастаться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания превосходства в воздухе и 10 лет, до появления Су-27, был вообще вне конкуренции.
Первый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке).
Не менее впечатляющи были достижения «Иглов» в Азии, так, например, во время учений «Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней совершили 418 «боевых» вылетов, из них 233 — в течение трех суток. При этом степень боевой готовности всех самолетов почти непрерывно составляла 100%.
Высокие летные характеристики F-15, его возможность действовать автономно в условиях применения противником средств РЭБ, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших и малых высотах дали возможность создать на основе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин).
К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 — F-15SE «Silent Eagle».Боевое применение F-15 служит причиной многих споров. Особенно подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум десять F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией.
Но подтвердить их слова не представляется возможным, т.к. никто ни одна сторона не смогла продемонстрировать обломки. Несомненно одно, участие F-15 в боевых действиях во многом определяло ход многих военных операций (например Ливанская война 1982 года).F-15 «Игл» является самой грозной и эффективной боевой машиной, поэтому заслуженно занимает 1 место.
Заключение
К сожалению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших».
Герой всех авиасалонов Су-27 – лучший самолет мирного времени, летные качества которого позволяют выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал.
Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто хороший во всех отношениях самолет. Слишком много было создано удачных конструкций и было очень тяжело выбрать из них лучших.
Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Три российских самолета вошли в число лучших истребителей поколения 4+
Издание отмечает, что в список не были включены самолеты, не введенные в эксплуатацию, оставшиеся на уровне прототипа и устаревшие: F-15X, F-15QA, J-11D, Су-37 и F-14D.
National Interest назвал российский Су-35 реальной угрозой
Первым в рейтинге описывается МиГ-31БСМ, основной задачей которого является перехват самолетов противника на дальних расстояниях и экстремальных высотах.
Истребитель способен одновременно отслеживать до 24 целей и уничтожать их на расстоянии до 400 километров.
Ракета Р-37 имеет примерно в три раза больший заряд по сравнению со стандартными ракетами «воздух-воздух», такими как, например, AIM-120 и PL-12. Уклониться от нее практически невозможно.
— МиГ-31БСМ — самый быстрый из всех боевых реактивных самолетов в мире и очень мощный. Его огромная эффективность перекрывает высокие затраты на эксплуатацию. Этому истребителю не хватает маневренности и скрытности в сравнении, например, с F-22 Raptor, но этот недостаток компенсируется радаром большого радиуса и полезной нагрузкой, — пишет Military Watch.
На второй позиции в списке оказался Су-35 — первый новый истребитель, запущенный в массовое производство после распада СССР. В этот истребитель включили широкий спектр перспективных технологий, что позволяет ему быть на уровне новейших западных машин пятого поколения, отмечает издание.
В частности, РЛС «Ирбис-Э», способная обнаруживать обычные цели на расстоянии до 400 километров, а «невидимки» — до 80 км, инновационная система слежения, новое вооружение, включая гиперзвуковую ракету «воздух-воздух» Р-37М.
Особенностью самолета является сверхманевренность, обеспечиваемая двигателями с управляемым вектором тяги.
J-16. CCTV Video News Agency / youtube.com
Российские Ту-142 пролетели над военным лагерем США у берегов Аляски
За российскими машинами следует китайский J-16, созданный, как отмечается, на основе конструкции Су-27. Истребитель оснащен современным радаром с активной фазированной решеткой, который в сочетании со стелс-покрытием и ракетами PL-15 класса «воздух-воздух» делает J-16 высокоэффективным.
— Наряду с более тяжелым J-20 пятого поколения и легким J-10C он является одним из трех современных самолетов, которые сформировали новое поколение китайских истребителей. Он имеет ряд преимуществ перед американским F-15E и японским F-15J, включая новую ракету, способную уничтожать цели на дальности до 400 километров, — говорится в публикации.
F-15C. Saudi88hawk / wikimedia.org
Еще одним «самым опасным» называется построенный на основе американского F-15E Strike Eagle истребитель F-15SA, стоящий на вооружении военно-воздушных сил Саудовской Аравии.
Этот самолет обладает высокими летными характеристиками, унаследованными от оригинальной конструкции, включая максимальную скорость в 2,5 Маха, большую высоту полета и высокую маневренность при быстром полете.
Истребитель может нести до 12 ракет «воздух-воздух» AIM-120C, оснащается РЛС с активной фазированной решеткой и современными системами поиска и отслеживания целей. Как отмечает Military Watch, улучшенные характеристики F-15SA легли в основу других модификаций — F-15QA и F-15EX. Но ни один из более новых самолетов не поступил на вооружение.
«Талисман» превратил сирийский МиГ-29СМ в стелс-истребитель
Замыкает список российский Су-27СМ3, который является модернизированной версией истребителя поколения «4+». В этом самолете использованы многие технологии, разработанные для Су-35, включая РЛС «Ирбис-Э», а также передовые системы радиоэлектронной борьбы.
Самолет вооружен 12 ракетами класса «воздух-воздух». Системы управления полетом и оружием были полностью заменены на электронные.
По маневренности Су-27СМ3 несколько уступает Су-35, так как оснащается другими двигателями, но его боевые возможности во многом аналогичны.
В обозримом будущем истребители четвертого поколения продолжат играть ключевую роль в завоевании господства в воздухе, так как самолеты следующего уровня, в том числе и широко производимый F-35, еще очень далеки от боевой готовности. Россия в разработке машин поколения «4++» занимает ведущую позицию, резюмирует издание.
Железные птицы высокого полета: ТОП-5 лучших истребителей мира
ОХРАНА.ru предлагает обзор самых быстрых, опасных и грозных военных самолетов, состоящих сегодня на вооружении разных стран мира. «Истребительный потенциал» номинантов на места в ТОП-5 с доскональным знанием дела комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин.
Chengdu J-10 (Китай): без России не летит
Экономическое чудо Поднебесной последних десятилетий автоматически привело китайский авиапром к необходимости создания собственного военного самолета. То, что в итоге получилось, вряд ли можно назвать лучшим в мире образцом, но J-10 вполне котируется как машина на стыке четвертого и пятого поколений истребителей, а главное – имеет возможности для модификации. Кроме того, даже уникальный внешний облик китайского самолета указывает на то, что на этот раз бренд «Made in China» хотя бы частично соответствует значению выражения.
«Дельта-утка без хвоста» – так называют общую компоновочную схему J-10. Она в сочетании с перенесенным в переднюю часть крыла рулем позволяет машине увеличивать скорость реагирования и подъема. Если истребитель нужно направить вверх, такая компоновка поднимает нос, а не опускает хвост – отсюда и выигрыш в скорости.
Есть информация, что Китай создает истребитель пятого поколения – J-20, но о нем известно лишь, что он будет похож на космический корабль и конструируется с использованием стелс-технологий.
Дмитрий Литовкин:
«Что касается J-10, то тут сразу можно сказать, что он в какой-то мере копирует наш Миг-29. Известно, что в его разработке принимали участие российские специалисты. Кроме того, китайские самолеты оснащены турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-31Ф, производство Россия.
Одно время китайцы даже предлагали выкупить у нас технологию производства двигателей, но наши на это не пошли. Так что, если вдруг мы перестаем поставлять эти двигатели Китаю, об их самолете говорить не приходится. Что касается китайского самолета пятого поколения, то они уже показывали его фотографии и даже засветили его на каком-то салоне.
После этого, я говорил со специалистами «Сухого», они сказали, что по внешним наблюдениям, этот истребитель слишком утяжелен».
Rafale (Франция): хрупкий, как стекло
Rafale – «птичка» универсальная и многофункциональная, изначально задумывался как машина для воздушных и морских сил Франции одновременно. Этот истребитель умеет поражать противника на море и земле, обеспечивает превосходство в воздухе, служит исполнению задач ПВО, может наносить высокоточные удары. Он способен взлететь и сесть всего на 400 метров полосы. Пилот управляет огнем посредством шлема, который оборудован дисплеем и прицелом.
У этого самолета есть несколько разновидностей – B, C, F1 для флота, он пройдет модернизацию. Известно, что в начале 2000-х французские власти выделили более 3,1 млрд.
евро на создание модификации Rafale F3, который был сертифицирован в 2008 году. Шесть истребителей этого типа сегодня размещены в Таджикистане по требованию НАТО.
В 2012 году Франция выиграла тендер на поставку в Индию 127 самолетов.
Дмитрий Литовкин:
«Это один из самых совершенных самолетов в мире. На нем стоит новейшая фазированная антенна-решетка, позволяющая моментально производить сканирование пространства. Но, как и вся французская техника, этот самолет очень хрупкий.
Очень дорогой и очень хрупкий. Его техническое обслуживание стоит огромных денег, поэтому это мелкосерийная машина – выпускают их немного. То есть французы сделали совершенную модель, но главный ее недостаток – цена и ломкость».
Typhoon (Германия): …главное маневры!
Работы по созданию «Тайфуна» немцы начали еще в 1979 году. Сейчас это двухдвигательный истребитель четвертого поколения, но уже существуют его модификации 4+ 4++. Вступая в противоречие с поэтическим названием, самолет похож на утку и имеет треугольные крылья.
В чем сила Typhoon? Пожалуй, на сегодня это самая маневренная машина в небе, даже при заходе на атаку под предельным углом. Хотя не будем забывать о том, что может вытворять над облаками Су-35С.
Кроме того, не особо афишируя этот факт, немецкие конструкторы использовали стелс-технологии в создании этого образца: передняя кромка оперения на носу истребителя сделана из спецматериалов, поглощающих радиоволны.
До 70% использованных материалов составляют углеродные композиты, а так же титан и алюминиево-литийный сплав, рассеивающие радиоизлучение. То есть грозный «Тайфун» может вдруг превратиться в невидимку для вражеских радаров.
Дмитрий Литовкин:
«Мало, что можно сказать про этот образец – он представитель предыдущего, четвертого поколения машин. Вспоминается мне только информация, что каждый четвертый немецкий самолет не боеготов. Вот и все.
Что касается стелс-технологий – это ведь применение композитных материалов из углепластика и, в том числе, краски. То есть можно покрасить ей самолет 40-х годов и сказать, что вот — Стелс.
Если метафорично сравнивать, то F-22 и Т-50 на радарах выглядят, как теннисный мяч, а вся остальная техника – как баскетбольный».
Raptor F-22 (США): реклама — двигатель торговли
Американцы – сущие дети рекламы, это известно давно. Но такой дорогой «игрушки», выпущенной на деньги налогоплательщиков в истории Штатов еще не было – создание якобы самого лучшего истребителя в мире обошлось американцам в 70 млрд. долларов на 187 выпущенных машин! Один самолет буквально шел «на вес золота»: 19,7 тонн чистого драгметалла стоили 350 млн. долларов, как ровно 19,7 тонн пустого «Раптора».
При этом все хваленные характеристики «динозавра» – единственного военного самолета пятого поколения – пока лишь разрекламированный миф.
Достаточно вспомнить, как некрасиво и обыденно разбилась легенда о невидимом американском бомбардировщике Би-2 о старый советский радар, стоявший где-то в Югославии. «Невидимка» был моментально засечен списанной техникой времен СССР, как только попал в зону действия приборов.
Поэтому становится понятно, что пока F-22 не принимал участия в реальных боях, все приставки «самый», «супер», «лучший», «экстра» – лишь рекламные штампы.
Несколько лет назад «Раптор» был снят с производства по многим причинам, в том числе из-за его рекордной дороговизны.
Дмитрий Литовкин:
«Ну, это самый дорогой самолет. Но есть еще одна причина снятия его с производства (выпустили 187 штук из 750 запланированных) – отсутствие достойного противника в небе. Что у F-22, что у нашего Т-50 нет конкурентов.
Не смотря на все наши перемены в отношениях с США, мы остаемся партнерами. Крупномасштабного военного конфликта не рассматривается, поэтому накапливать такие самолеты в огромном количестве бессмысленно.
Они существуют как демонстраторы технологических возможностей».
Су-35С – «русское НЛО»
Это единственный в мире самолет, которому можно присвоить уровень 4+++, или определить его как истребитель 5-. По сути это «младший брат» перспективного образца пятого поколения Т-50, который «Сухой» обещает поставить на производство уже в следующем году. Многие системы и двигатели у них одинаковые.
Су-35С максимально маневренная машина, специалисты авиасалона в Ле Бурже прозвали его «русским НЛО» – то, что он вытворял в небе, никаким «Рапторам» не снилось: взять хотя бы разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без снижения скорости и направления.
«Сушка» не удовлетворяет лишь двум критериям для машин пятого поколения – малозаметности и эффективности РЛС. Но тот же «Раптор», например, обладающий отличной защитой от обнаружения и достаточно дальнобойными ракетами «воздух-воздух», практически «не умеет» работать по наземным целям.
В то время, как 35-й способен уходить в сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме на расстояния, вдвое превышающие возможности «Рапторов».
Дмитрий Литовкин:
«Су-35С до того момента, пока мы не показали Т-50, на Западе назывался «российским истребителем пятого поколения. Можно сказать, что все, что будет испытано на Су, потом пойдет на ПАКФА.
То есть Су-35С – это истребитель пятого поколения — «для бедных», потому что Т-50, вероятно, будет стоить сопоставимо с F-22.
А все, кто хочет иметь боевую машину пятого поколения уже сейчас, должны покупать 35С».
mil.ru, arms-expo.ru
ТОП-10 лучших истребителей в мире (+10 истребителей II мировой)
Еще в годы Первой Мировой войны стало понятно, что использование самолетов в боевых действиях намного увеличивает шансы на победу, а без развития военной авиации невозможно создать мощную, боеспособную армию.
Сегодня на боевом дежурстве ведущих стран мира состоят различные модификации самолетов. Но рассмотрим в статье наиболее распространенные типы самолетов — истребители, и узнаем, какой самый лучший истребитель в мире.
А для начала ненамного заглянем в историю.
Junkers D.I. Германия
Свой первый полет первый цельнометаллический истребитель в мире совершил 17 сентября 1917 года, а в 1918 поступил на вооружение германской армии.
Первый истребитель в мире мог развивать скорость до 176 км/час, а его потолком высоты была отметка в 6 000 м. Из вооружения на нем были установлены две фиксированные огневые установки Spandau.
До наших дней сохранился один экземпляр «Junkers D.I.», выставленный на выставке авиационной техники в Ле-Бурже.
Представим 10 лучших истребителей мира…
10
Chengdu J-10. Китай
На Западе китайский многоцелевой всепогодный истребитель уважительно называют «Стремительный дракон».
Военная техника 4-го поколения поступила на службу в 2005 году, а на сегодняшний день с конвейеров авиазаводов сошло 300 боевых машин. Кроме Китая используется также армией Пакистана.
Крейсерская скорость J-10 равна 1 100 км/час, а боевой радиус 800 км. В кабине самолета установлен бортовой компьютер, обеспечивающий устойчивость полета.
9
МиГ-35. Россия
В 2016 году ОКБ МиГ представило миру новый российский истребитель, тактико-технические характеристики которого наиболее приближены к моделям 5-го поколения.
На западе российскую новинку окрестили «Точка опоры». Минимальная скорость на полном форсаже чуть менее 200 км/час, так что самолет при современных возможностях может выполнять сложные боевые задачи, буквально зависая в воздухе.
Сейчас ведутся работы над созданием палубной модели МиГ-35. способного взлетать с палубы авианосца.
8
Eurofighter Typhoon. Германия
- Разработки совершенно новой модели самолета начались еще в конце 70-х годов ХХ века, а свой первый полет немецкий «Тайфун» совершил только в 1996 году.
- В конструкции использованы новейшие мировые разработки авиационной техники, из-за чего самолет разгоняется на высоте до 2 450 км/час.
- Кроме стандартного вооружения пулеметами «Маузер», на корпусе машины могут располагаться ракеты различных модификаций.
- 7
Saab JAS 39 Gripen. Швеция
Испытания шведского истребителя длились почти 10 лет, и в 1997 легкий истребитель «JAS 39 Gripen» поступил на вооружение ВВС Швеции.
Примечательно, что JAS 39 Gripen выпускается в двух модификациях: первая с одним летчиком, вторая — с двумя. На машинах установлен двигатель Volvo Aero RM12, что позволяет развивать скорость 2 200 км/час.
Боевая машина может с легкостью выполнять несколько боевых задач, от сопровождения боевых групп до проведения разведки. Успешно эксплуатируется и за рубежом. Несколько машин приобрела Венгрия, Чехия и ЮАР.
6
Dassault Rafale. Франция
- С французского языка наименование этого многофункционального истребителя переводится как «Шквал», а свой первый полет сверхзвукового самолета состоялся в 1986 году.
- После долгих лет испытаний Dassault Rafale заступил на боевое дежурство ВВС и ВМС Франции в 2004 году, и даже принимал участие в боевых действиях в Афганистане и на Ближнем Востоке.
- Конструкция выполнена в традиционном для компании «Dassault Aviation» стиле «утка», с применением дополнительного переднего оперения.
- 5
F/A-18. США
Топ 5 открывают американские истребители, способные взлетать с земли, а также с палуб авианосцев и дозаправляться в воздухе. Многофункциональная боевая машина поступила на вооружение ВМС США в 1983 году.
Эти виды истребителей участвовали в боевых действиях, доказав свою эффективность и высокие тактико-технические характеристики. Оснащен самолет кроме стрелкового оружия, управляемыми и неуправляемыми ракетами.
На самолете установлена цифровая система управления, а подвесные топливные баки намного расширили радиус действия американского аппарата.
4
Су-30. СССР-Россия
На представленном фото можно рассмотреть, как выглядит один из лучших истребителей РФ, который начали производить еще в советский период.
По классификации НАТО российский истребитель прозвали «Flanker-C». Может выполнять различные боевые задачи, а по сложности выполняемых фигур высшего пилотажа ему нет разных в мире.
По отзывам лётчиков Су-30 легко управляется, и мгновенно реагирует на действия лётчика. Поступил на вооружение в 1992 году, и сегодня экспортируется в страны Азии, особенно пользуясь популярностью в Индии.
3
Су-57. Россия
Последний из разработанных истребителей в славном ряду «Сухой» начал испытательные полеты в начале 2010 года, а сегодня первые машины уже поступают в ВКС Российской Федерации.
Конструкция выполнена как интегральный планер, что значительно повышает маневренность машины и его летные характеристики. На истребителе установлено сверхсовременное вооружение, способное поражать, как воздушные, так и наземные цели.
На новых Су-57 установлена новая радиоэлектроника, значительно отличающаяся от установленных на предыдущих моделях ОКБ «Сухого».
2
F-22 Raptor. США
Многоцелевой американский истребитель 5 поколения, название которого переводится как «Хищник», начал эксплуатироваться в 2005 году.
Боевая машина высокоманеврена, развивает скорость до 2 410 км/час, что делает F-22 одним из самых скоростных. Среди недостатков специалисты отмечают высокую стоимость, а также малый запас топлива.
В 2012 производство приостановили, и после внесения технических поправок начался серийный выпуск. В 2014 году F-22 прошел боевое крещение, впервые участвуя в боевых действиях против исламистов в Сирии.
1
Су-35. Россия
Сравнение истребителей дело неблагодарное, и хорошо, что представленные модификации не сталкивались в открытом противостоянии.
Но все специалисты сходятся во мнении, что разработка русских конструкторов лучший истребитель данного типа в мире на сегодняшний день. Су-35 начали эксплуатировать в 2014 году, и он уже великолепно зарекомендовал себя в Сирии в борьбе с боевиками Исламского государства.
Лучший в мире истребитель оснащен новейшим вооружением, и даже в снаряженном состоянии маневренен, а главное развивает скорость до 2 500 км/час.
Лучшие истребители Второй Мировой войны…
От современных аппаратов вернемся на несколько десятков лет назад, ко временам Второй мировой. Завоевание господства в небе стало основным залогом победы, и воюющие стороны старались создать эффективные воздушные боевые машины.
Як-9. СССР
До войны Конструкторское бюро Яковлева выпускало лишь небольшие спортивные самолеты, а осенью 1942 года в небо поднялся Як-9, который стал самым массовым советским истребителем в годы войны.
Лучше всего этот самолет выполнял функции сопровождения боевых соединений, а по тактико-техническим характеристикам не уступал немецким «мессерам».
Особенно неуязвим был Як-9 на малых высотах. По окончании войны остался на вооружении, и советская боевая машина принимала активное участие в войне на Корейском полуострове.
Messerschmitt Bf.109. Германия
С советских документах лучший и скоростной истребитель нацистской Германии именовался «Ме-109». На службу в Люфтваффе самолет поступил в 1937 году, а после войны недолгое время прослужил в армиях Испании, Финляндии и Югославии.
На момент нападения Германии на СССР это был лучший самолет, уже доказавший свое преимущество в небе над Европой. Мог развивать скорость до 610 км/час, а в воздушном бою на высоте намного превосходил аналоги других стран.
Первые большие потери «Messerschmitt Bf.109» понес в битве за Британию, а советские боевые истребители сражались с «мессерами» на равных.
Supermarine Spitfire. Великобритания
Преуспели в создании эффективного истребителя и британцы, и их «злюка», как переводится наименование боевой машины, доказал свою боеспособность и живучесть в небе над Европой.
Поступил на вооружение Королевских ВВС в 1938 году, и активно участвовал в Битве за Британию. Модифицированные модели «Supermarine Spitfire» стали активно использовать не только в боях, но и для проведения воздушной разведки.
Максимальная скорость, которую мог развить британский истребитель, равнялась 510 км/час, а поток высоты составлял чуть менее 11 тыс. м.
Mitsubishi A6M Reisen. Япония
А вот японской компании «Mitsubishi» удалось создать лучший палубный истребитель-перехватчик, известный всему миру по наименованию «Zero».
В японскую армию самолет поступил в 1940 году, и стал самым массовым истребителем на Тихоокеанском театре военных действий. Особенно проявил себя во время атаки на американскую базу Перл-Харбор, эффективно уничтожив боевые корабли, напугав тем самым американских моряков.
Развивал скорость до 565 км/час, и мог находиться в воздухе более 8 часов. Взлетный разбег всего 80 м, что позволяло эффективно использовать его в морских сражениях.
А в завершении несколько интересных фактов из мира истребителей…
День рождения
Прославленный французский летчик Ролан Гаррос 1 апреля 1915 года впервые в истории сбил вражеский самолет из установленного на свой самолет пулемета. Этот день по праву можно считать началом истребительной авиации.
Признание американцев
Авиация России переживает новый виток развития, создавая новые типы эффективных и маневренных истребителей. Так вот, вначале 2018 американский журнал «Military Watch» признал Су-34 лучшим ударным истребителем мира.
Самый популярный
МиГ-29 поступил на службу армии СССР в 1984 году, а на сегодня это самый массовый истребитель, который состоит на вооружении в 26 странах планеты.
Самый дорогой
На сегодня самый дорогой истребитель в мире это детище американских конструкторов F-35, стоимость которого превышает 100 млн. долларов.
Самый скоростной
Сверхреактивные и сверхзвуковые самолеты способны развивать огромную скорость, а советский МиГ-35 «Foxbat» за всю историю самый быстрый истребитель в мире. Максимальная скорость, которую развивал этот тип истребителя, равнялась 3 490 км/час.
В заключение
Вот мы и разобрались, чьи истребители лучшие в мире. Практически все представленные модели, как вы могли заметить, прошли боевое крещение в различных горячих точках планеты. Современные технологии авиастроения позволяют оснастить боевые машины инновационными функциями, а их тактико-технические характеристики поражают своими показателями и многофункциональностью.
Автор статьи: Валерий Скиба
ТОП-10: Самые лучшие военные самолёты мира
С тех пор, как человек только начал покорять небо, в армиях мира стали появляться военные истребители. В настоящее время лучшие военные самолеты не перестают удивлять своими летными возможностями и высокотехнологичными конструкционными решениями и боевой мощностью.
В любом локальном конфликте именно боевые воздушные машины решают сложнейшие задачи и обеспечивают безопасность. Что ж, первым делом самолеты, и в нашем рейтинге 10 лучших военных самолетов различных армий мира.
Дассо «Мираж» 2000
Французский многоцелевой истребитель был разработан еще в 70-е годы прошлого столетия, и относится к четвертому поколению боевых машин такого класса.
Конструктивные решения позволили добиться хорошей маневренности и увеличили скорость. Французская армия активно использует Миражи 2000 в военных конфликтах на Ближнем Востоке и на Балканах.
Разные модификации «Мираж» 2000 закупается многими странами мира, а французские конструкторы, по сути, реабилитировались за малоэффективные машины времен Второй мировой войны.
Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon
Легкий многофункциональный истребитель, который был принят на вооружение в ВВС США в 1979 году, и до сегодня производится и эксплуатируется.
Относительно небольшая цена и качественные летные и боевые показатели сделали эту модель одной из самых популярных в мире. Состоит на вооружении более тридцати стран.
Наиболее широко в борьбе с терроризмом и в боевых конфликтах 20 века их использовала и продолжает использовать армия Израиля.
МиГ 35
Среди лучших военных самолетов свое почетное место занимает и российский Миг 35. Хотя боевая машина еще не поступила на вооружение, но испытательные полеты показали ее отличные качественные показатели.
В этом проекте были использованы новейшие технологии электроуправления и системы наведения. Министерство обороны России планирует начать его эксплуатацию в 2018 году.
В отличие от предшественников, выпущенных за все время с конвейеров КБ «Микояна и Гуревича», машина более экономична, а для летчиков созданы комфортные условия в момент эксплуатации.
McDonnell Douglas F-15 Eagle
Разработка этого американского истребителя с красивым именем «Орел» началась еще в 1962 году, а через десять лет опытная модель уже поднялась в небо.
По заявлению американских военных, несмотря на уважительный возраст проекта, F-15 Eagle останется на вооружении как минимум до 20025 года.
Боевая машина доказала свою жизнеспособность, ведь поломки случаются очень редко, а боевые качества высоки и эффективны. Только поэтому около 30 армий планеты не собираются списывать «Орлов» в утиль.
Су 30
Разработанный конструкторским бюро имени П. Сухого, Су 30 не раз доказывал свое превосходство в учебных полетах и испытаниях. Ни один самолет в мире не делает то, что может Су-30.
В отечественной авиации еще не было самолета способного выполнять обширные боевые задачи по уничтожению целей, как в воздухе, так и на земле. Примечательно, что «Сухой» — 30 во всех учебных боях с британскими и американскими аналогами одержал победы.
Система жизнеобеспечения достаточно высока, что позволило сохранить жизни пилотов в 9-ти случаях падения машин после аварий.
Eurofighter Typhoon
Совместная разработка конструкторских бюро Германии, Италии, Испании и Англии Eurofighter Typhoon единственная модель Евросоюза доказавшая свою функциональность и эффективность в реальных боевых действиях.
Среди преимуществ специалисты отмечают высокую дальность стрельбы, а также умение создавать помехи на радарах противника. Эти характеристики практически исключают возможность поражения управляемыми ракетами.
В настоящее время около 500 машин этого класса стоят на вооружении стран Европы и Ближнего Востока.
Су 35
Еще один качественный и высокоэффективный отечественный истребитель Су 35 совершил свой боевой вылет в 2008 году.
По сути, по качественным показателям боевую машину уже можно отнести к 5 поколению. Американцы оценили эту модель, как самую опасную, когда-либо созданную советскими и российскими конструкторами.
Пока военные не спешат раскрывать общественности все возможности Су 35, поэтому данных об учебных боях и эксплуатационных полетах еще нет.
F-22 Raptor
Многоцелевой американский истребитель 5-го поколения был представлен мировой общественности в сентябре 1990 года.
На сегодня это лучший истребитель, произведенный военной промышленностью США. Очень легкий, экономичный и маневренный. За все время эксплуатации только 2 случая потери боевых машин.
Одно из преимуществ F-22 долгое время оставаться не замеченным радиолокационными станциями противника.
Сухой Т 50 (Су 57)
Первый российский истребитель пятого поколения однозначно признается специалистами и военными лучшей боевой машиной этого класса.
Т-50 благодаря использованным новым технологиям при производстве и конструировании может ввести одновременно бой с несколькими противниками, которые находятся не только в воздухе, но и на земле.
Предпринимаются и уверенные шаги по увеличению незаметности модели. Но пока это в засекреченном режиме, ведь пока совершаются испытательные полеты, а ввод в полную эксплуатацию планируется в 2018 году.
Су-27
Не удержались, и добавили в нашу десятку еще одну модель, состоящую на вооружении ВКС России, Су-27.
Несмотря на новые модификации, Сухой 27 и сегодня лучший военный самолет России подобного класса. Его аэродинамические характеристики позволяют выполнять маневры и фигуры высшего пилотажа, которые не под силу совершить ни одному мировому аналогу.
Эта модификация отлично зарекомендовала себя в боевой обстановке в Центральной Африке. А среди минусов специалисты отмечают большой расход топлива.
Заключение
В рейтинге самые лучшие самолеты нет бомбардировщиков, но это особая тема для отдельной статьи.
В мире все больше конфликтов, где боевое крещение проходят истребители. 21 век предъявляет к конструкторам все новые требования, и, как видим по представленным в топе машинам, они отлично справляются с поставленными задачами. Но пусть боевые машины стоят в ангарах, а вылеты совершают только в целях учебных и тренировочных полетов.