Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

На днях Италия закупила у США несколько новых истребителей Ф-35. Стоило ли им это делать, и какие более выгодные альтернативы есть у данного вида авиации? Для примера рассмотрим российские многоцелевые истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Большинство оружия во всём мире имеет альтернативу в том или ином виде. Разные страны часто подражают друг другу и пытаются сделать не хуже, чем у соседей. Россия сегодня старается изменить подобный подход к вооружению и создаёт уникальные военные модели.

А та техника, у которой появляются аналоги за рубежом, зачастую превосходит их по большинству параметров.

Для примера можно рассмотреть российские многоцелевые сверхманёвренные истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Сразу же стоит отметить, что обозначение «Поколение 4++» в моделях Су-35 является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. Более того, при сравнении определённых моделей можно увидеть, что класс 4++ по некоторым параметрам лучше своих «старших братьев».

О плюсах говорить можно много и долго, поэтому начнём сразу с минусов моделей и их сравнения. Су-35 уступает своему аналогу в комплексе способов снижения заметности.

Стелс-технология данной модели российского истребителя приблизительно имеет коэффициент отражённой поверхности в пределах 12 квадратных метров.

В то время как для Ф-35 была разработана специальная геометрия планера самолёта и целый набор поглощающих сигналы средств.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Также некоторые критики утверждают, что Су-35 имеет менее продуктивную технологию АФАР (Активная фазированная антенная решётка). Однако на этом фактические минусы, если их можно таковыми назвать, у многоцелевого истребителя Су-35 заканчиваются. Равно как и плюсы истребителя-бомбардировщика Ф-35.

Скептики могут сказать, что, наоборот, российская модель является прототипом, так как его разработка началась позже: выбор конструкции F-35 был сделан ещё в 2001 году, в то время как сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года. Хотя тут есть важный нюанс. Американское конструкторское бюро Lockheed Martin разрабатывало и проектировало будущий истребитель-бомбардировщик при поддержке ОКБ имени Яковлева.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Именно знания и опыт российских инженеров повлияли на будущее строение Ф-35. К тому же начало боевой эксплуатации Lockheed Martin F-35 Lightning II стартовало почти на год позже, чем Су-35. С 31 июля 2015 года и с 12 февраля 2014 года, соответственно.

Проект «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II» собирал отрицательные отзывы критиков с самого своего создания. Несмотря на то, что разрабатываемый истребитель был заявлен в пятом поколении, считаться таковым он смог только в Штатах. В американских самолётах делают упор на «обвесах» и количестве вооружения, задвигая скорость и манёвренность на второй или даже третий план.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Именно поэтому австралийский аналитический центр Air Power Australia неоднократно заявлял, что F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, ведь из-за своего веса у него нет невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. После некоторых учебных и боевых задач Ф-35 также была присвоена малая степень «живучести». Всё это при условии огромных денежных затрат на производство. 

Даже будущий президент США Дональд Трамп раскритиковал вторую молнию, заявив, что если модель не улучшат и не удешевят, он найдёт истребители получше. 108,1 миллионов долларов за модель, которая не имеет возможности увернуться от ракет и падает, не разогнавшись до сверхзвуковой – сомнительное вложение бюджета страны.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Итого: два минуса ввиду отсутствия модернизации против одного большого летающего минуса, пусть и невидимого для воздушных радаров. По-моему, выбор очевиден. Два американских Ф-35 могут идти против одного Су-35 и не выйти победителями.

Су-35 против F-35

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Обычное дело. Помните как все мечтали узнать кто кого победит, Брюс Ли или Чак Норрис , Сильвестр или Арнольд. Так же и обсуждая любые системы вооружения интересно узнать кто выйдет победителем из боя. Конечно самый объективный судья — это такой процесс как «война». Но, слава Богу, это еще не повсеместное явление. Поэтому существует много рассуждений чей танк лучше, чей самолет быстрее собьет другой вертолет. Давайте почитаем рассуждения разных специалистов на счет Су-35 и F-35.

В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей — F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок».

Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии.

Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

«Черный пиар» появился совсем не вовремя с точки зрения концерна Lockheed Martin – производителя самолета.

В целом ряде стран уже принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок.

В поддержке черной пиар-компании Lockheed Martin подозревает и концерн Boeing, который настойчиво предлагает иностранным покупателям свои истребители F/A-18E/F Super Hornet.

В итоге за честь F-35 вступился Пентагон. Начальник программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис заявил, что в ходе учений решались задачи совершенно другой направленности неприминув, впрочем подметить подавляющее превосходство F-35 перед всеми существующими в мире моделями истребителей, а значит и перед русским Су-35.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

У российских ученых на данный счет имеется диаметрально противоположное суждение.

Согласно данным полученным в итоге математического моделирования воздушных боев с использованием разных модификаций F-35 ВВС США и Су-35 в комплектации моторами «117С» при условии идентичного вооружения противников русский пример имеет подавляющее превосходство перед всякий из модификаций истребителя из Америки. Вероятность удачного исхода боя F-35 вопреки Су-35 не превышает 0,21-0,28.

Компания «Сухой» представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью.

Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и беспрецедентный «блин» .

Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность.

Стелс это параметр, который остается с истребителем «в любое время в любой день».

Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.

Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что «стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается.

«В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность.

Это как нож в кармане солдата», заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ «Сухой» Сергей Богдан.

Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. «Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки.

Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета», говорит эксперт.

F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой («поножовщину» — knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного оружия, повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил «кобру»: «Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении».

Самолет, оснащенный трехосным вектором тяги и полностью интегрированной системой управления полетом и силовой установкой, может выполнять маневры, с которыми не сравнится ни один состоящий на вооружении истребитель, в том числе такие как «колокол», «кобра» и, конечно, разворот на 360 град практически на месте, а также полет на очень низких скоростях на угле атаки почти 90 град.

«Большинство истребителей, которые оснащены управлением вектором тяги, такие как Су-30МКИ и МКМ, способны выполнять эти маневры, но Су-35С отличается тем, что обладает большей тягой двигателей, когда выполняет маневр «колокол», и потому может спокойно дольше «стоять» в вертикальном положении, и может выполнять устойчивый полет со скоростью всего 120-140 км/ч», говорит Богдан.

Акцент на «сверхманевренность» противоречит многим западным тактикам ведения воздушного боя, в которой главное внимание уделяется сохранению высокой скорости во избежание потери энергетики самолета. Богдан, однако, говорит, что фактор сверхманевренности в воздушном бою может быть существенным.

«Классический воздушный бой начинается на высокой скорости, но если вы пропустили момент, когда первым могли пустить ракету, бой переходит на близкие дистанции, и нужна высокая маневренность, чтобы избежать поражения истребителем противника, и эта фаза боя может быть более длительным. Выполнив маневр, самолет будет лететь на меньшей скорости, но оба противоборствующих истребителя должны как можно быстрее занять позицию для стрельбы. Сверхманевренность позволяет это сделать в течение трех секунд и вновь ударить по противнику», говорит шеф-пилот.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Тем не менее, Богдан подчеркнул, что «вы должны быть осторожны при использовании этой тактики. Это сродни тому, что снайпер не может стрелять много раз с того же места, на котором находится, чтобы не раскрыть свою позицию».

Что касается доктрины, ставящей во главу угла сохранение высокой скорости, Богдан отметил: «Теория воздушного боя находится в непрерывном развитии.

В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота полета, потом скорость, далее маневренность и огневая мощь.

Начиная с истребителей третьего и четвертого поколения приоритетами стали скорость, потом высота, затем маневренность. Сверхманевренность стала новым фактором. Это нож в кармане солдата».

Богдан напомнил суть маневра «кобра» на Су-27: быстрый сброс скорости, который может сорвать захват и сопровождение самолета допплеровской РЛС противника. Этот маневр еще более развит на Су-35С, когда после его выполнения истребитель может лететь в любом направлении

Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй».

«Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его», говорит эксперт.

Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.

Читайте также:  Штурмовик ил-44: история проекта и описание самолета

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании «Вымпел», что является мировым рекордом – какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет – прим. «ВП»).

Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена.

F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга.

«В этом случае преимущество стелс значительно снижается», считает Свитман.

В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника.

Максимальная скорость самолета составляет 2,5М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности «Вымпел» (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций ).

Истребитель F-35 может нести лишь «горстку» ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6М, кажется, говорит лишь о желании «поскорее погибнуть».

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Заместитель главного инженера китайской авиастроительной корпорации AVIC Тан Янши в интервью газете Global Times высказал свое нескрываемое удовольствие от маневров, которые совершал в парижском небе российский истребитель Су-35С.

Инженер заявил, что он получил «наслаждение, наблюдая за полетом Су-35С».

Истребитель показал устойчивый полет на углах атаки 70 градусов и практически на месте совершал горизонтальный разворот на 360 градусов, используя управляемый вектор тяги двигателей ((по сообщениям некоторых СМИ, минимальный радиус горизонтального разворота F-22A на 360 градусов на малой высоте составляет 750 футов, или 229 метров).

Способность Су-35С практически на месте совершать разворот на 360 градусов имеет весьма важное значение при ведении ближнего воздушного боя, говорит инженер, упразднив такой традиционный параметр для определения маневренности истребителей как радиус разворота. Этот фактор дает истребителю быстрее других занять выгодную позицию для пуска ракет с инфракрасным наведением в «хвост противнику».

Важность ближнего боя понимают и американцы, оснастив свои F-22 и F-35 пушками, так как в некоторых случаях только пушки могут быть использованы для поражения воздушного противника. Тан Янши заявил, что в настоящее время стелс и сверхманевренность являются важнейшими требованиями для истребителей.

В самом деле, F-35 не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения.

Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители «Сухого» ПАК ФА.

Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.

Напомню вам еще какие нибудь авиационные темы: вот вспомним например «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского или например кто был Первый генерал от авиации Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=35142

F-35 или МиГ-35. Американцы сравнили свой и российский «тридцать пятые» истребители

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Lockheed Martin F-35A Lightning II / farm2.staticflickr.com

За современными самолетами ведущих военно-промышленных держав традиционно выстраиваются в очередь десятки стран. Недавно США отказали Турции в продаже истребителей пятого поколения F-35.

Теперь на них претендует одно из богатейших развивающихся государств — Индия. В перспективе эта страна может стать обладательницей и F-35 и российских МиГ-35.

Издание Military Watch сравнило два этих самолета на предмет достоинств и «экспортных» перспектив.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

theaviationist.com

МиГ-35 поступил на вооружение российских ВВС всего месяц назад, в июне.

На этом самолете реализован ряд технологий нового поколения, включая новые системы радиоэлектронной борьбы, усовершенствованные двигатели с EDN (управляемым вектором тяги, что обеспечивает дополнительную маневренность), и радар AESA — на российском истребителе такой ставится впервые. Самолет стал «сухопутным» усовершенствованием палубного МиГ-29К и должен быть более легким и дешевым дополнением к тяжелому Су-57.

В отличие от Су-57, который нужен, чтобы очищать небо от самых совершенных самолетов потенциальных противников (F-22 Raptor, Chengdu J-20), МиГ-35 менее «заточен» под воздушный бой и имеет хорошие возможности для работы по земле. Впрочем, как дополняет издание, он способен активно бороться против всех истребителей, кроме, разумеется, наиболее продвинутых. Так, четвертое поколение (F-15C Eagle и J-11B) ему не страшно.

Для боя с противниками в небе самолет может брать на борт восемь ракет класса «воздух-воздух». Это вдвое больше, чем способен противопоставить ему F-35, и столько же, сколько несут более тяжелые F-22 и F-15C.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

nationalinterest.org

В МиГ-35 попытались преодолеть традиционные слабости легких и средних истребителей в плане возможности обнаружения противника, практического потолка, дальности полета и полезной нагрузки.

Радар AESA, установленный на самолете, хотя и легче, чем у Су-57, обеспечивает высокую ситуационную осведомленность (самолет может заметить противника на дальнем расстоянии).

Максимальная высота полета у МиГа меньше, чем у американских F-15 и F-22 (разница составляет около 5%), а дальность в полтора раза превышает таковую у оригинального МиГ-29, что позволяет летать в глубокий тыл противника.

Преимущество МиГ-35, пишет Military Watch, заключается в сочетании удачных характеристик с традиционными плюсами средних и легких истребителей — низкими затратами на покупку и обслуживание, небольшим временем подготовки к вылету и возможностью развертывания на коротких взлетно-посадочных полосах около передовой. Именно экономичность в обслуживании Military Watch и полагает одним из важных плюсов российского истребителя. Впрочем, это утверждение можно признать несколько спорным — для высокотехнологичных вооружений низкая цена актуальна только тогда, когда идет не в ущерб ТТХ.

Что касается американского самолета F-35A Lightning II, то он сделан совершенно иначе. Гораздо более мощный, чем на МиГ-35, двигатель Pratt & Whitney F135 (его тяговооруженность почти в полтора раза выше) позволяет истребителю летать на сверхзвуке.

Впрочем, попытка сделать F-35 универсальным самолетом, одна из версий которого имела бы вертикальный взлет, сделало его не самой быстрой машиной.

Маневренность F-35 также посредственная и уступает многим американским самолетам четвертого поколения, и в этом МиГ-35 однозначно его превосходит, в особенности за счет двигателей с УВТ.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

F-35As ВВС США / wikipedia.org

С точки зрения вооружения оба истребителя пока находятся на стадии, когда для них еще не вполне адаптированы сверхмощные ракеты, созданные для их более тяжелых собратьев. Так, сегодня МиГ-35 может пускать R-27ER и R-77 с дальностями 130 км и 110 км соответственно, а F-35 способен противопоставить ему AIM-120C с дальностью 105 км.

По мнению экспертов Military Watch, это соотношение сохранится и при адаптации более тяжелых боеприпасов, которая ожидается примерно к 2025 году. Так, российская ракета К-77 может летать на 177 км и имеет антенну с активной фазированной решеткой (использование которой делает уклонение очень трудным).

Американская AIM-120D с дальностью 180 км таким похвастаться не может.

Впрочем, есть категория, в которой F-35 имеет полное и безоговорочное преимущество. Это, конечно, технологии незаметности. Планер МиГ-35 спроектирован так, чтобы быть несколько менее заметным для радаров, но в целом его конструкция не была построена вокруг идеи невидимости.

А у F-35 на этом завязано все.

Несмотря на то, что теоретически американский истребитель обнаруживается радарами, на дальних дистанциях его трудно «увидеть» — это дает самолету преимущества за пределами дальности видимости противника, в том числе при проникновении в воздушное пространство врага.

Именно технологии скрытности компенсируют низкую скорость, недостаточную маневренность и потолок (впрочем, последний отличается от показателя МиГ-35 всего на 800 метров — 18,2 против 19 км).

Электронная начинка и компьютерные технологии F-35 также являются самыми продвинутыми в западном мире. А радар тяжелее, чем у российского соперника, что явно сделает ситуационную осведомленность «американца» значительно выше.

Поэтому при прочих равных самолет вполне может обладать возможностью первого удара, несмотря на меньшую дальность ракет.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики.

wikipedia.org

Стоит учитывать, что F-35 пока далек от идеала, и многие «детские болезни» самолета еще могут быть исправлены в будущем.

Тем не менее, на сегодняшний день истребитель пятого поколения пока имеет достаточно недостатков, чтобы не быть желанной покупкой для стран вне НАТО и «Five Eyes» (англоязычные страны, включающие США, Великобританию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию).

Помимо этого, F-35 тесно завязан на ПО, производимое в США, и теоретически может быть отключен от него, если страна-эксплуатант будет проводить политику, противоречащую интересам Штатов.

Правда, Military Watch, обращая внимание на «детские болезни» F-35, не указывает на аналогичные неприятности с российским истребителем. Так, в 2011 году та же самая Индия, проводившая тендер на новый истребитель, исключила из него тогдашний перспективный вариант МиГ-35, потому что его радар не смог увидеть цели.

Правда, плюсом российского истребителя является то, что Москва может согласиться на производство 35-го по лицензии, в то время как Трамп недавно показал, как легко можно нарушить договоры о поставках F-35. Кроме того, МиГ-35 будет совместим с инфраструктурой по ремонту и обслуживанию самолетов, уже существующей в Индии.

Так что Military Watch отдает пальму первенство российскому истребителю поколения 4++, а не американскому самолету пятого поколения. По мнению авторов издания, MiG-35 будет закупаться в больших масштабах — возможно, до 300 штук.

МОСКВА, материалы издания 42.TUT.BY

12

Оригинал

Кто сильнее — Су-57 с «Кинжалом» или F-35 без оружия

Сравнение кажется некорректным, на что и упирают американцы в публикациях о будущей судьбе двух истребителей одного класса. Ведь изделий Т-50, получивших наименование Су-57, произведено меньше двух десятков. Практически все — экспериментальные, точнее, опытовые. Даже на 2019 год Министерство обороны России планирует приобрести всего дюжину этих новейших истребителей 5-го поколения.

В то же время F-35 строятся уже сотнями (более 350 машин), их закупают уже в нескольких странах, они уже вполне освоены, они даже испытаны боем, если так можно назвать пролеты израильских машин над Сирией. Наблюдается даже коммерческий успех — за этими истребителями выстроилось даже что-то наподобие очереди из военных сразу нескольких стран. Что тут сравнивать?

Оказывается, есть что

Пусть это сравнение действительно не полностью корректно, зато оно очень звучно с, так сказать, сатирической точки зрения.

Ибо это не у нас, а в известном американском журнале The National Interest сошлись две замечательные информации. В одной из них издание объявило со ссылкой на письмо директора Пентагона по тестированию, что F-35 Lighting II не может пройти финальные боевые испытания.

Финальные. Боевые. Несмотря на все коммерческие успехи.

В другой — что F-35 скоро будет «смертоноснее, чем когда-либо», потому что на нем к 2021 году будет введено в эксплуатацию новое аппаратное и программное обеспечение из 1500 модульных компонентов, «включая новые антенны и системы выпуска оружия».

А сатира в том, что обе новости исходят из одного факта: нынешнее программное обеспечение истребителя никуда не годится. Потому что из-за него проявляются такие проблемы с системой управления оружием, что боевая машина не может пользоваться стандартными ракетами «воздух-воздух», а снаряды при выстреле уходят мимо цели.

При этом в опубликованном в январе этого года докладе главы отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберта Белера сообщалось, что доля готовых к бою F-35 не превышает 50%, и этот показатель не удается существенно повысить с октября 2014 года. Оставшаяся половина самолетов имеет «тысячи дефектов».

Читайте также:  Боинг 747-300: схема салона, технические характеристики, история создания и модификации

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Второй сатирический момент в том, что с заявлениями о скорой замене программного обеспечения, после чего F-35 станет «смертоноснее, чем когда-либо», его разработчики выступали и несколько лет назад.

Основная проблема, оказывается, заключается в автономной информационно-логистической системе ALI, которая настолько автономна, что попросту… не работает без усилий экипажа и наземного персонала. Но есть и другие.

Так, из-за технических дефектов не всегда корректно производится запуск ракет AIM-120, а также сброс боеприпасов «воздух-земля». Самолеты F-35B нельзя заправлять в воздухе. Дисплей в шлеме пилота отображает настолько неправильные данные о полете и о целях, что проще было бы летать без шлема.

Царьград в свое время подробно писал об этих проблемах. С тех пор, а было это года два назад, похоже, мало что изменилось.

И вот небезызвестный «сатирик» The National Interest Крис Осборн с восторгом пишет, что Пентагон и Lockheed прилагают усилия по «обновлению технологий» F-35, предназначенных для улучшения целевой атаки истребителя-невидимки, управления оружием, а также для бортовых вычислений. И все это, оказывается, «является частью усилий по поддержанию боевой эффективности F-35 впереди соперничающих с ним великих держав». Читай: России и Китая. Индия пока торгуется с Москвой.

Обновления, которые будут установлены на самолеты, улучшат память их компьютеров, хранение и скорость обработки данных, отображение видео для создания изображений с более высоким разрешением, чтобы помочь пилотам с навигационной и целевой информацией. Улучшенная технология радиолокационного оповещения позволит быстрее идентифицировать вражеские самолеты, а ускоренные процессоры — быстрее навести оружие на цель и выстрелить.

При этом, подчеркивают разработчики, увеличение скорости обработки данных будет проходить «экспоненциально», так как речь при измерениях будет идти о терабайтах, а не о мегабитах или мегабайтах.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Что касается оружия, то новое обеспечение в конечном итоге позволит F-35 оперировать с ультрасовременными системами оружия, такими как бомба малого диаметра II и GBU-54, исходя из использования инфракрасных, миллиметровых волн и лазерного наведения. Сочетание этих датчиков позволяет оружию отслеживать и устранять движущиеся цели при любых погодных условиях.

  • В общем, восторг и ужас!
  • Но завтра
  • В общем, таков ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи в американском издании, по-английски звучащий совсем роскошно: «Why the F-35 Will Soon Be Deadlier Than Ever».

Правда, до сего дня никакой особой смертоносности от F-35 никто не видел. Зато три аварии произошли только в этом году, причем одна — с катапультированием пилота и, соответственно, с крушением самолета. Одну машину, якобы поврежденную птицей во время боевого вылета в Сирии, сумели спасти и посадить израильтяне.

Но не в этом главная проблема. Аварии с самолетами, к сожалению, случаются у всех. Это, как говорится, честному молодцу не упрек.

Проблема в том, что пока разработчики самолетов кормят военных и общественность «завтраками», на данный момент F-35…

вообще не допущены к боевому применению! Они, оказывается, до сих пор производятся и летают «с учебными целями»! И вот под этим углом зрения и можно сравнивать два испытываемых самолета 5-го поколения — американский и русский.

Прежде всего, оказывается, что F-35 формально не может рассматриваться как самолет 5-го поколения. У него нет соответствующей скорости, у него не все оружие прячется в фюзеляж, а висит на пилонах. Су-57 — чистая машина 5-го поколения, особенно с новым мотором.

Вооруженная же гиперзвуковой ракетой наподобие используемой в комплексе «Кинжал» русская машина может быть уверенно отнесена к поколению 5+. За счет того, что будет обладать оружием, на поколение более совершенным, нежели нынешнее американское.

И к тому же — внутрифюзеляжным. И это будет, это уже включено в текущую госпрограмму вооружений на 2018-2027 годы. Появление таких ракет на вооружении Су-57 глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов отнес к 2020-м годам.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Таким образом, как раз в следующем десятилетии F-35 с ужасно обновленным программным обеспечением просто и тупо не сможет выйти на дистанцию эффективного огня против Су-57.

При дальности применения ракеты в более чем две тысячи километров, когда к бесфорсажной скорости самолета в 2 Маха добавляется 10 скоростей звука самой ракеты, да еще с маневрированием по курсу, — нет, нулевые шансы.

Ведь нельзя же рассчитывать в реальности на то, что если русские сделали (раз включили в план вооружений) компактную внутрифюзеляжную ракету на гиперзвуке, они не смогут сделать аналогичную для класса «воздух-воздух».

Остается добавить к этому, что сам многофункциональный истребитель Су-57 в состоянии отслеживать одновременно до 30 целей, включая крылатые ракеты. И никаких проблем с прицеливанием благодаря распределению антенн по всему корпусу аппарата.

Скорость и маневр? Да, F-35 по своим разгонным и маневренным характеристикам тоже уступает Су-57. Тот, например, способен асинхронно отклонять вектор тяги каждого двигателя, то есть при направлении одного сопла вверх, а другого вниз машина может вращаться еще и вокруг продольной оси. Это дает серьезные преимущества при любом боестолкновении с американским самолетом.

Невидимость? Сами американцы признают: стелс-технологии, которые используются на F-35, безнадежно проигрывают российскому вооружению. Радар дециметрового диапазона, против которого бесполезны все ухищрения американца, вкупе с инфракрасным радаром делают американский самолет видным, словно на блюдечке.

Что ж, остается добавить только одно: эти преимущества будут сохраняться у российского самолета в ближайшие 30-40 лет. На этот срок, ожидают специалисты, растянется эксплуатация Су-57 в войсках. Да и F-35 где-то столько же.

Значит, на столько лет запланировано и превосходство российской авиации перед американской. 

Американский F-35 против российского Су-35

Военный эксперт фонда «Народная дипломатия», представитель экспертно-аналитического клуба «Будущее сегодня» Сергей Простаков в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей сравнил тактико-технические и боевые характеристики передовых истребителей России и США.

По словам эксперта, с формальной точки зрения Су-35 и F-35 — самолеты разного поколения. Американский истребитель-бомбардировщик считается первым в мире в своем классе, принадлежащим к пятому поколению, а российский является хоть и усовершенствованным, но самолетом предыдущего поколения.

«Истребитель-бомбардировщик США разработан в полном соответствии с американской тактикой ведения боевых действий, предусматривающей минимизацию собственных потерь и использование технического превосходства.

F-35 выполнен по «стелс»-технологии, имеет малую заметность и обладает РЛС с конструкцией активной фазированной антенной решетки, которую западные обозреватели считают более эффективной, чем у российских боевых самолетов», — пояснил Сергей Простаков.

Сравнение cу-35 и f-35: кто лучше по мнению экспертов, сравнительные характеристики

Тем не менее, отметил эксперт, в сравнении с Су-35 американский не может ощущать никакого превосходства.

Дальность действия РЛС американского истребителя-бомбардировщика меньше, а возможности «стелс»-технологий, в нем использованных, преувеличены пропагандой и не дают преимущества более раннего обнаружения.

В более близком бою очевидное преимущество Су-35 в сверхманевренности может дать гораздо большие шансы на успех. Кроме того, российский самолет обладает большей скоростью, что делает его еще более опасным для американского.

«Еще более проблемным представляется применение F-35 в условиях сильной ПВО и эффективной РЭБ противника, затрудняющей использование всех радиолокационных и коммуникационных возможностей самолета.

Поэтому можно утверждать, что Су-35 в реальных боевых условиях, несмотря на формальную принадлежность к прошлому поколению, ни в чем уступает американскому истребителю и превосходит его практически по всем параметрам, кроме боевых возможностей в отношении наземных целей.

При этом в условиях проблем с производством F-22 именно на F-35 США будут вынуждены делать ставку, несмотря на то, что по своим характеристикам этот истребитель-бомбардировщик для завоевания господства в воздухе совершенно не подходит, в отличие от Су-35», — резюмировал Сергей Простаков.

Сша и китай опровергают путина: русский су-57 не идет в сравнение с f-35 и j-20

Стоило «главному российскому авиаэксперту» Владимиру Путину провозгласить Су-57 «лучшим самолетом не только для России, но и для всего мира» (эти слова были мгновенно растиражированы информационными агентствами), как основные конкуренты — США и Китай бросились их опровергать.

И, естественно, хвастать своими достижениями в развитии истребителей пятого поколения. Американцы противопоставляют новейшей «сушке» сразу два самолета — F-22 Raptor и F-35 Lightning, китайцы заявляют, что равному их J-20 «Черный орел» нет во всем мире.

Российские пилоты посмеиваются: «Порвем как тузик грелку и тех и других».

Который из названных самолетов в реальности круче неизвестно — полноценное сравнение может показать только реальный воздушный бой между истребителями. Тем более, что ТТХ российского и китайского истребителя до сих пор доподлинно неизвестны, а заявленным показателям не всегда можно верить.

В КНР вообще «уровень открытости» занижен и технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Известно, что у него пониженная радиолокационная заметность, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, современная информационная система. Слабое место — двигатель, сейчас используется вариант российского АЛ-31, который планируется заменить на АЛ-41.

Назвать J-20 «китайской подделкой» конечно нельзя, но в нем имеются конструктивные заимствования и от американского истребителя F-22, и от российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который в серию так и не пошел. Предположительно этот «китаец» имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 м.

При максимальной взлетной массе в 36,3 тонны он способен развивать скорость до 2,1 тысячи км/ч.

Резюмируем: по сравнению с Су-57 — слабак! И медлительнее, и заметнее. При этом китайские эксперты J-20 всячески превозносят. Понятно, что каждый кулик свое болото хвалит.

Об американских истребителях F-35 и F-22, конечно, известно гораздо больше. Тот же Lightning выпущен в количестве 370 воздушных машин, которые стоят на вооружении 7 стран, помимо самих США.

Самолет уже отметился в боевом применении по наземным целям Израилем в Палестине и ВВС США в Афганистане — оба случая были в 2018 году.

Известно, что уже в 2026 году начнут снимать с эксплуатации «Молнии» первых выпусков, после налета регламентных 2,1 тысяч часов, которые после модернизации планируют довести до 8 тысяч часов налета.

Raptor еще более «древний» истребитель, который находится в эксплуатации ВВС США с 2005 года (первый его полет состоялся в 1990 году), а производство F-22 было прекращено в 2011 году. Всего за это время было построено 187 таких серийных самолетов, они никогда не экспортировались. Известны и случаи боевого применения — в Сирии к 2025 году эти «хищные птицы» совершили 112 боевых вылетов для нанесения ракетно-бомбовых ударов.

Понятно, что на этом конкурентном поле Су-57 выглядит более предпочтительно, что, кстати, отмечают те же американские эксперты, отдавая должное российскому истребителю. Но и в нем еще много загадок и не раскрытых возможностей. Так лучше наша «сушка» или Путин тоже просто свое болото хвалил?

— Сравнивать боевые возможности самолета по одним лишь техническим характеристикам невозможно, — считает военный авиационный эксперт Юрий Гаврилов.

— Вот мы считаем, что лучшими самолетами Великой Отечественной войны были наши истребители Як-9 и Ла-7, американцы пальму первенства в небе во Второй мировой войне отдают «Мустангу», англичане своему «Спитфайеру», даже побежденные немцы расхваливают достоинства Мессершмитта Bf 109.

Все они, бесспорно, имели высокие боевые качества и сражались практически на равных, при этом у каждого истребителя были свои особенности как положительные, так и отрицательные. Неслучайно многие советские пилоты предпочитали «лендлизовский» американский «Мустанг» из-за мощного вооружения, но любили отечественные машины за большую маневренность.

Или взять период Корейской войны, когда в воздухе состязались новые американские F-86 и советские МиГ-15, машины практически равные в своем классе по многим характеристикам, но двукратное превосходство «мигарей» над «сейбрами» проявилось в количестве сбитых истребителей противника. Важно ведь еще и кто управляет самолетом.

Читайте также:  Боинг 777-300: схема салона, расположение лучших мест, характеристики, история создания самолета

Нынешние сравнения Су-57 с тем же F-35 некорректны по той причине, что это совершенно разные по своему предназначению истребители.

«Сушка» — боевая платформа, предназначенная для уничтожения противника на высоких скоростях, «Молния» — это такой летающий информационный центр, обеспечивающий данными воздушной обстановки самолеты своей группы.

Если оставить в стороне вооружение и средства радиолокации этих двух истребителей, то можно отметить, что ставки сделаны у F-35 на малозаметность, а у Су-57 на скорость и маневренность. Кто кого одолеет в воздушном бою, зависит еще и от мастерства пилотов.

Интересно, конечно, посмотреть на российский Су-57, в том числе в сравнении с F-35, глазами самих американцев.

Подобные данные выдали недавно эксперты портала National Interest (аналитическое издание по военно-политической тематике), которые отметили, что новейший российский многофункциональный истребитель по большинству характеристик оказался предпочтительнее аналогичного самолета американского производства.

Сравнивая характеристики Су57 и F-35, специалисты пришли к выводу, что «сушка» отличается в лучшую сторону по таким показателям, как дальность полета, скорость и маневренности.

При этом, как и российские эксперты, американцы отмечают лучную скрытность «Молнии» и возможность этого истребителя в полной мере использовать концепцию «обобщения информации» и создавать интегрированную динамическую картину поля боя и передавать ее другим подразделениям в режиме реального времени. F-35 также способен координировать действия других самолетов в воздушном пространстве.

Говоря о Су-57, американцы отмечают, что его основная задача — завоевание превосходства в воздухе, угрожая важным воздушным целям противника. Поэтому российский истребитель не нуждается в повышенной скрытности и некоторых функциях, которые имеются у F-35.

«Поскольку российская доктрина воздушного боя больше заинтересована в противодействии чужим самолетам-„невидимкам“, чем в развертывании собственных, Су-57 обладает техническим потенциалом для наилучшего решения стратегических потребностей России», — отмечает National Interest.

Создание истребителей пятого поколения — процесс, как показывает мировая практика, технически сложный и достаточно долгий.

Тот же американский F-22, который можно считать первым самолетом нового класса, доводили до ума более 15 лет, пока он «стал на крыло», не проще было и с F-35.

Российский Су-57, совершивший первый полет в 2010 году, все эти годы проходил доработки — как по совершенствованию вооружения, так и по двигателю, который у него принципиально сейчас отличается от тех, что участвовали на первом этапе испытаний.

Китайский J-20 впервые поднялся в небо в 2011 году и его поспешили поставить на вооружение ВВС КНР уже в 2017 году, при этом, как известно, продолжают проходить доработки истребители в период эксплуатации. Сам этот факт дал основание Китаю утверждать, что обогнали Россию в развитии истребителя 5-го поколения.

Су-57, бесспорно, будет модифицироваться в ходе службы — это обычная практика в любой авиации, как военной, так и гражданской. Тут важен изначальный потенциал истребителя, а он, как признается всеми, достаточно надежен и перспективен. Есть в нем и разные «изюминки», влияющие на общие качества самолета.

Например, на Су-57 установлена безлимитная система подачи кислорода в маску пилота. На всех существующих строевых российских самолетах кислород подается из баллонов, которые рано или поздно заканчивается.

На «пятьдесят седьмом» его вырабатывает специальная система, разработанная научно-производственным предприятием «Звезда». Кислород продуцируется из воздуха, система отбирает его из компрессора двигателя и подает в дыхательную маску пилота.

Су-57 с такой системой может находиться в воздухе неограниченное время, заботясь лишь о дозаправках топливом в воздухе. При этом установка весит около 30 кг, тогда как кислородные баллоны на два часа полета — 90 кг.

Надо полагать, что у Су-57 присутствуют и другие «скрытые резервы», которые обеспечат ему дальнейшее превосходство в воздухе над своими конкурентами. Тут, наверно, более важен тот факт, что новейшие «сушки» наконец-то пойдут в серийное производство и поступят на вооружение строевых полков ВКС России.

Новости Украины: Украинский депутат рассказал, что помешает мирно вернуть Донбасс

Российский Су-57 и американский F-35: что лучше

Американские СМИ назвали преимущества Су-57 перед F-35

Американский военно-исторический журнал Military Watch проанализировал возможности российского Су-57 и F-35 американского производства и сравнил боевые характеристики самолетов. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок рассказывает, стоит ли доверять подобной аналитике.

Российский истребитель Су-57 обладает большими преимуществами в сравнении с американским F-35, полагают обозреватели военно-исторического журнала Military Watch. Однако сравнивать эти два самолета при отсутствии их действительных характеристик по меньшей мере некорректно.

Military Watch указывает, что истребители существенно отличаются друг от друга. Разработка Lockheed Martin F-35 — легкий истребитель с довольно низкой маневренностью. Американский самолет спроектирован как более легкое и менее дорогостоящее дополнение к элитарному истребителю высшего класса F-22 Raptor, который больше не выпускается.

В то же время российский Су-57 представляет собой тяжелый истребитель, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. При этом Су-57 намного более приспособлен к ведению воздушного боя, полагает Military Watch.

В статье утверждается, что тяжелый российский истребитель обладает превосходством перед F-35 в скорости, высоте полета, датчиках, оснащении ракетами, дальности поражения и маневренности.

Также авторы материала напоминают читателям, что ранее сенат США принял вариант проекта бюджета Пентагона на 2019 финансовый год, предусматривающий прекращение участия Турции в программе JSF. В документе, помимо прочего, содержится запрет на передачу Турции прав на истребители F-35.

Причиной подобных действий называется угроза передачи России сведений о F-35 Lightning II после покупки Турцией российской зенитной ракетной системы большой дальности С-400 «Триумф». Турция вслед за этим заявила о возможности закупки у Москвы Су-57 вместо американских истребителей.

Как утверждает Military Watch, если Анкара закупит партию Су-57, это приобретение сделает ВВС Турции «значительно более опасными», нежели в случае покупки американских F-35.

Тексты подобного рода — о сравнении истребителей 5-го поколения разных стран — периодически появляются на страницах тех или иных зарубежных газет и журналов. Отечественные авторы немногих российских изданий тоже иногда увлекаются подобными сравнениями, но это явление в нашей стране не приняло столь массового характера, как в США.

Какие ваши доказательства?

По сути дела, мы сегодня детально не знаем не то что характеристик отечественного истребителя 5-го поколения Су-57, мы даже толком не знаем тактико-технических характеристик F-35, хотя уровень открытости, связанный с зарубежными образцами военной техники, традиционно существенно выше, чем у нас.

К примеру, в современных и перспективных самолетах нет никакого смысла сравнивать скорость. Она, по большому счету, никого не интересует, как и высота полета.

Сегодня самолеты-истребители уже не гоняются друг за другом, как в воздушных боях Первой и Второй мировых войнах.

Что касается маневренности, то она, безусловно, вещь более сложная для анализа и сравнения. В определенных обстоятельствах маневренность истребителя имеет значение, хотя уже и далеко не такое решающее, как в прежние времена. В настоящее время маневренность не является критически важной характеристикой современного самолета пятого поколения.

Кроме того, очень трудно сравнивать боевую нагрузку. Сейчас она тоже не имеет так важна, как раньше. Понятно, что на самолете класса 25 тонн можно разместить от 5 до 8 тонн боевой нагрузки. Но и это не является ключевым параметром — 8 тонн можно подвесить и на французский «Рафаль». Вопрос не в этом, главное — на какую дальность можно работать с этой нагрузкой.

То есть ключевым параметром для современного самолета является сочетание боевой нагрузки и дальности полета. В конечном счете это выливается в радиус боевого применения, в пределах которого можно вести эффективный воздушный бой.

И именно этого сочетания — боевой нагрузки и дальности полета для самолетов 5-го поколения — нигде в открытых источниках нет.

Отдельно дальность полета и отдельно боевая нагрузка, безусловно, интересны, но далеко не так, как их сочетание.

Одним из ключевых параметров, определяющих боевую эффективность истребителей 5-го поколения, являются тактико-технические характеристики бортового радиолокатора. К примеру, важна не просто его предельная дальность работы, а дальность обнаружения тех или иных целей с вполне конкретными эффективными отражающими поверхностями.

Этих характеристик большинство так называемых военных экспертов не знает, да и не может знать. Никто из специалистов, владеющих этой информацией, нигде и ни при каких обстоятельствах не обмолвится о подлинных характеристиках бортового радиоэлектронного оборудования истребителя 5-го поколения.

Что касается еще одной характеристики бортового радиолокатора современного истребителя, причем характеристики из разряда важнейших, — его помехозащищенности в сложных условиях радиоэлектронной обстановки — то и она в настоящий момент времени вообще никак и нигде не описана.

И это понятно — подобный параметр является одним из главных секретов бортового радиоэлектронного оборудования самолета 5-го поколения.

Разве что теоретически ясно, что у локаторов с активной фазированной решеткой помехозащищенность будет существенно выше, чем у локаторов без нее. Но никаких реальных цифр нет.

Как и нет данных, какие материалы и в каком сочетании используются при создании антенного полотна.

Даже специалисты, эксплуатирующие самолеты 5-го поколения, могут этого не знать. Частоты они себе еще могут представлять, некоторые особенности работы программного обеспечения — тоже, а вот что там реально происходит в аппаратуре — этой информацией они могут и не владеть.

Что касается радиолокационной заметности истребителей 5-го поколения — еще одного ключевого параметра самолетов этого типа, — то и ее толком никто не знает.

Сегодня в мире не то два, не то три стенда, на которых реально можно проверить радиолокационную заметность летательного аппарата.

Это производится на весьма сложной аппаратуре и в условиях очень непростого с математической точки зрения моделирования.

Важнейшим даже из основных ключевых параметров истребителя 5-го поколения является интеграция датчиков, то есть объединение информации от самых разных источников — своего радиолокатора, средств радиотехнической разведки, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, космических аппаратов, воздушных и наземных командных пунктов.

Совершенно непонятно, кто, когда и где может поделиться хотя бы словом об этих возможностях самолета 5-го поколения.

К примеру, в настоящее время американцы меняют свою систему, которая обеспечивает круговой обзор для истребителя F-35. По-видимому, она у них «не пошла», но это лишь только косвенные данные. Реальных и заслуживающих доверия сведений по этому вопросу нет.

И, наконец, несколько слов о возможностях оружия для боевых машин 5-го поколения. И по этим параметрам, надо заметить, сегодня нет никаких точных сведений.

Никто толком не знает реальных возможностей перспективных ракет класса «воздух-воздух» дальнего действия.

По ракетам с инфракрасной головкой самонаведения какие-то тактико-технические характеристики предположить еще можно, но вот с радиолокационными системами наведения обстановка гораздо сложнее.

Таким образом, большинство тактико-технических характеристик боевых машин 5-го поколения носит закрытый характер, представляет собой на этом этапе разработки и эксплуатации государственную и военную тайну, и заниматься их сравнением в открытой печати по меньшей мере некорректно.

Все данные и сравнения, приводимые в открытых СМИ, должны в настоящее восприниматься не более как fake news. Механизмы получения каких-либо независимых оценок представляют собой как минимум согласованные усилия разведсообщества целой страны. Вполне возможно, что некоторые данные подобным путем добываются, но представить себе их слив в открытые источники абсолютно невозможно.

Михаил Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *