Airbus A330 — широкофюзеляжный пассажирский самолёт производства Airbus S.A.S, предназначенный для авиалиний средней и дальней протяжённости. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями. Первый полёт A330 состоялся 1 ноября 1992 года в версии A330-300.
История создания A330
В 1972 г. Консорциум Airbus приступил к проектированию широкофюзеляжного самолёта А300 В9, представляющего из себя удлинённый вариант А300 В2 на 322 пассажирских места.
В 1973 г. Мировой рынок авиаперевозок испытывал потребность в более вместительном самолёте, и первоначально консорциум проработал проект А300 В11 с четырьмя двигателями. В 1980 г. Этот проект получил обозначение ТА9 ТА — twin aisle — («широкофюзеляжный»).
В сентябре 1982 г. в Airbus заявили, что у нового самолёта будет общая конструкция планера. В январе 1986 г проекту ТА9 было присвоено обозначение А330. Хотя официально программа самолёта началась в июне 1987 г.
Программа по разработке самолётов для авиалиний большой протяжённости A330/A340 была начата, чтобы потеснить Boeing в этом сегменте.
Первоначально планируемые версии 200 и 300 были практически идентичными: обе модели имели похожую конструкцию крыла, фюзеляжей, управления и только количество двигателей различало модели. Такое решение позволило, с одной стороны, уменьшить расходы на разработку самолёта, а с другой, упростило и уменьшило расходы для авиакомпаний при эксплуатации и техническом обслуживании самолётов.
В качестве основы для разработки был взят корпус Airbus A300 который был удлинён.
Кокпит (кабина) был разработан идентично кокпиту A320. Таким образом, получившийся самолёт был смесью из технических новшеств серии Airbus A320 с фюзеляжем от A300/A310.
Презентация самолёта состоялось 14 октября 1992 года.
2 ноября 1992, A330 в варианте «300» поднялся первый раз в воздух. Третий прототип был сделан уже с внутренней отделкой и покрашен в цвета первого заказчика — Air Inter — и был использован как образец для сдачи летных испытаний.
Испытания состоялись в августе 1993 года под руководством ETOPS, во время них A330 летал на протяжении 6 часов с одним выключенным двигателем над северной Атлантикой. Тестовые полёты были закончены в декабре 1994 года после успешного проведения всех тестов.
Постройка укороченного варианта 200 была принята в ноябре 1995 года. А 13 августа 1997 года этот вариант совершил свой первый полёт. Самолёт был 29 апреля 1998 года передан заказчику — ILFC и его партнёру по лизингу — Canada 3000.
После дальнейшей критики, особенно ILFC и Singapore Airlines, 17 июля 2006 года на выставке в Фарнборо, Airbus заявил, что дальнейшая эволюция этого самолёта прекращается и вместо него был представлен принципиально новый проект под именем A350 XWB. Этот тип самолёта будет обладать абсолютно новой конструкцией с большим диаметром корпуса, и в её основе не будет A330. Сокращение XWB обозначает eXtra-Wide Body — сверх широкий фюзеляж.
Принцип взаимозаменяемости
В различных частях самолёта Airbus A330 находит применение так называемый принцип взаимозаменяемости. Это означает, что системы и некоторые агрегаты различных типов самолётов Airbus одинаковы. Такое решение весьма выгодно и приносит значимую экономию для авиакомпаний эксплуатирующих воздушные суда одного производителя.
Например: A330 близкий родственник A340. Несущие поверхности у четырёхмоторного A340, который разрабатывался для дальних и сверхдальних полётов, в области внешних моторов не усилены. Остальные характеристики, за исключением незначительных деталей, у обеих моделей идентичны.
- Система управления A330 идентична A340 и A320.
- Кабина A330 унифицирована с кабинами других семейств самолётов Airbus – A320 и A340.
- A330-100
Первая модель, Airbus A330-100, оказалась неудачной. Она создавалась как замена Airbus A310 и Airbus A300. Эта версия должна была иметь более укороченный корпус.
Было запланировано, что корпус от A330 будет скомбинирован с крылом от A300-600. В конце-концов, позже было разработано новое крыло для A330. Это было сделано для того, чтобы получить взаимозаменяемость деталей с семейством A330. Предполагалось, что эта модель станет конкурентом для Boeing 767-300ER и Boeing 767-400ER.
A330-200
Модель A330-200 была разработана для того, чтобы заменить устаревший Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER.
Программа создания A330-200 официально стартовала в ноябре 1995 года, первый заказ из 13 самолётов сделала лизинговая компания ILFC в феврале 1996-го. Первый полёт состоялся 13 августа 1997 года, а допуск к эксплуатации — в апреле 1998-го.
A330-200 базируется на серии A310, с практически такими же крыльями и элементами фюзеляжа, который, впрочем, был укорочен на 10 отсеков (примерно 6 метров).
A330-200 может поднять на борт 253 пассажира в трёх классах. Из важных отличий от А300 следует отметить увеличенное хвостовое оперение и дополнительный топливный бак, который позволил увеличить дальность полёта до 13 400 км.
Airbus A330 стал продаваться настолько хорошо, что практически вытеснил с рынка своего конкурента Boeing 767.
В результате Boeing начал разработку нового самолета, который должен составить достойную конкуренцию A330. Изначально разработка называлась 7E7, а через некоторое время стала известна как Boeing 787.
Первый полёт этой модели был запланирован на 2007 год, однако Boeing 787 поднялся в воздух только 15 декабря 2009 года.
- A330-200 MRTT/FSTA и KC-30
- Расшифровка обозначений: MRTT означает Multi Role Tanker Transporter («многоцелевой заправщик»); FSTA означает Future Strategic Tanker Aircraft; на рынке США эта модель имеет обозначение KC-30).
- Так как Airbus A330 имеет такое же крыло, что и Airbus A340 (только у последнего на 2 двигателя больше), эту модель было относительно легко переоборудовать в заправщик.
Для этого на крыльях были сделаны крепления для устройств заправки в воздухе, которые позволили производить заправку до 2-х самолётов единовременно. При этом осталась возможность использовать A330 для перевозки пассажиров и грузов.
Эти свойства позволили Airbus победить своего конкурента Boeing на конкурсе английских Военно-воздушных сил. После этого австралийские ВВС заказали 5, а английские — 16 таких машин. Фирма EADS борется за большой заказ для ВВС США. Речь идёт о заказе до 100 таких заправщиков; EADS предлагает вариант A330-200 с кодовым обозначанием KC-30.
Без дополнительных баков A330-200 MRTT берет на борт 111 тонн керосина, что, к примеру, в два раза больше, чем использующийся в английских ВВС Vickers VC10.
A330-200F
Снижение спроса на A300-600F и A310F заставило Airbus предложить в 2000—2001 году грузовую версию A330-200. Однако её продажи в этот период начаты не были. A330-200F вновь появился лишь на авиасалоне в Фарнборо в 2006 году, а окончательное решение о запуске в производство было принято в январе 2007 г.
Первый A330-200F был изготовлен в Тулузе 20 октября 2009 г. Первый полёт состоялся 5 ноября 2009 г.
A330-200F является широкофюзеляжным дальнемагистральным грузовым самолётом, способным перевозить груз массой 65 тонн на расстояние 4000 морских миль (7400 км) или 70 тонн груза на расстояние до 3200 морских миль (5950км).
В самолёте применена новая универсальная система погрузки на верхнюю палубу, позволяющая размещать как палеты, так и контейнеры. Возможны несколько вариантов компоновки груза на верхней палубе, рассчитанных на различные рынки и грузопотоки.
Для компенсации наземного положения A330 с уклоном на нос передная стойка шасси была переработана.
Используется стандартная стойка A330-200, однако верхняя точка её крепления смещена вниз, что потребовало установки в нижней передней части фюзеляжа блистера, прикрывающего стойку в убранном положении. Такое решение позволило получить ровную поверхность верхней палубы.
Силовая установка предлагается на выбор в исполнении Pratt & Whitney PW4000 либо Rolls-Royce Trent 700. General Electric не планирует предлагать двигатели для модификации A330-200F.
Основными конкурентами A330-200F являются Boeing 767-300F и 777F, L-1011 Tristar (конверсионная модификация), а также DC-10F и MD-11F.
A330-300
A330-300 разрабатывался как замена для A300. Фюзеляж A330-300 построен на базе A300, но был заметно удлинён.
A330-300 позволяет перевозить 295 пассажиров в трёх классах, 335 при двух классах и до 440, если самолёт имеет только один класс, на расстояние до 10 800 км. Кроме этого, машина может взять на борт много груза — объём грузового отсека A330 сравним с Boeing 747.
Некоторые авиакомпании используют эти свойства для транспортировки грузов в ночное время.
Самолёт имеет два двигателя, на выбор предоставляются модели: General Electric CF6-80E, Pratt & Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700. Все двигатели сертифицированы по ETOPS-180.
Первая поставка состоялась в 1993 году.
Также Airbus предлагает улучшенный (в том числе с точки зрения дальности полёта) вариант A330-300 под обозначением A330-300X. Прямым конкурентом A330-300 является Boeing 777—200ER и Boeing 787-9.
Первоначально прорабатывался вариант А330-300Х с взлетной массой 223 т. В 1992 г. был предложен вариант A330-300HGW с взлетной массой 230 т и дальностью полета 9900 км.
- Airbus A330neo
- Семейство самолетов Airbus A330neo является продолжением линейки Airbus A330 в рамках новой технологии Neo (New Engine Option), подразумевающей обновление двигателей и внедрение максимальной экономии для эффективной эксплуатации самолета в авиакомпаниях.
- Airbus A330-800neo
Airbus A330-800neo должен заменить Airbus A330-200.
Согласно официальной концепции Airbus, A330-800neo получит новые двигатели Rolls-Royce Trent 7000 с тягой 320 kN (72,000 lbf), более вместительный салон (+8 мест), усовершенствованные аэродинамические характеристики, а также фирменные законцовки крыла как у модели A350. Самолет сможет перевозить от 257 до 406 пассажиров на расстояние до 13 900 км. Введение в эксплуатацию лайнера запланировано на 2018 год.
Airbus A330-900neo
Airbus A330-900neo заменит модель Airbus A330-300. Лайнер получит новые двигатели Rolls-Royce Trent 7000 с тягой 320 kN (72,000 lbf), более вместительный салон (+10 дополнительных мест), усовершенствованные аэродинамические характеристики, а также фирменные законцовки крыла как у модели A350.
Согласно прогнозу от Airbus, новая модификация будет экономичней, чем A330-300, а расход топлива ниже на 14%, что позволит авиакомпаниям существенно сэкономить на эксплуатации лайнера. Airbus A330-900neo сможет взять на борт от 287 до 440 пассажиров и перевезти их на расстояние до 12 130 км.
Введение в эксплуатацию самолета запланировано на конец 2017 года.
Airbus A330 MRTT
Airbus A330 MRTT (Multi Role Tanker Transport — Многоцелевой транспортный самолёт-заправщик) разработан совместно с компанией Northrop для ВВС США для замены самолёта-заправщика KC-135.
- Фотографии Airbus A330
- Самолеты авиакомпаний
- Технические характеристики:
- A300 A310 A318 A319 A320 A321 A330 A340 A350 A380 Самолёты
Airbus A330 — магистральный самолет. История, описание, медиа
Разработчик | Airbus |
Первый полет | 1992 |
Единиц произведено | 1 336 (2017) |
Стоимость единицы | $233.8 млн. (A330-200) $259 млн. (A330-300) $237 млн. (A330-200F) |
Airbus A330 — средне- и дальнемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер, разработанный концерном Airbus Industrie в начале 1990-хх. A330 является дальнейшим развитием широкофюзеляжных лайнеров Airbus A300 и A310, став наиболее совершенным представителем своего класса среди европейских самолетов. Так же, A330 стал базой для создания первого четырехдвигательного самолета A340.
История
Еще на этапе проектирования своего первого лайнера A300, концерн Airbus Industrie проводил активную работу по обеспечению максимальной широты рыночного охвата своими самолетами. Было создано множество модификаций базового A300, которые довольно серьезно друг от друга отличались.
Один из них, модель A300B10 позже переросла в самостоятельный самолет — Airbus A310. Доведя семейство до вполне конкурентоспособного состояния, европейцы переключились на создание среднемагистрального самолета, переросшего в сверхуспешное семейство Airbus A320.
Однако, к концу 1980-хх появление прямого конкурента — лайнера Boeing 767, а так же новых технологических новшеств, было решено создать новое поколение, названное A330.
Помимо выпускаемых серийно модификаций и версии A300B10, Airbus проводил изыскания по проектам, названным B9 и B11. Модель B9 должна была иметь удлиненный фюзеляж, а так же два новых, самых мощных двигателя, какие только были в то время.
Модель B11 была радикальным решением — дальность значительно возрастала за счет увеличения взлетной массы, а силовая установка включала уже 4 двигателя.
Со временем, эти проекты было решено реализовать и они получили наименования TA9 и TA11 (TA — Twin Aisle — два прохода в салоне).
Первые спецификации по этим моделям появились еще в 1982 году. Они должны были перевозить до 410 пассажиров, а так же иметь большие объемы грузовых отсеков (почти вдвое больше, чем у L-1011 Tristar и DC-10).
Фюзеляж при этом был почти на 8,5 метров длиннее, чем у A300. В 1985 году проектируемые самолеты получили кабины экипажа и электродистанционные системы управления от так же создававшихся в то время Airbus A320.
В процессе разработки рассматривались некоторые революционные концепции, в том числе возможности изменения аэродинамического профиля выпуклости крыла, а так же аэродинамическая схема нового ламинарного крыла.
Этими работами занимали в British Aerospace.
Потенциально, это могло снизить расход топлива и повысить скорость самолетов, но эти идеи были отклонены — стоимость изготовления таких конструкций оказалась слишком высокой.
Airbus в то время уже стал признанным авиастроителем и борьба за контракт на двигатели для новых самолетов развязалась серьезная. В тендерах участовали General Electric со своим CF6, Rolls Royce с двигателями Trent 700, а так же Pratt & Whitney с их PW4168. Тяга двигателей была почти одинаковой и варьировалась в районе 31-32 тс.
В 1986 году во время пресс-конференции, Airbus анонсировал проект новых самолетов. Впервые, они получил официальные названия A330 и A340. Концерн объявил о создании пула авиакомпаний, для совместной проработки детализированных требований к будущим лайнерам.
Испытания и производство
Новые самолеты потребовали серьезных инвестиций в модернизацию производства. В Великобритании British Aerospace потратил около £12 млн. (всего, в разработку крыльев было вложено около £450 млн.
) в модернизацию заводов по производству крыльев. Немецкая Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) вложила $255 млн. в обновление заводов в Бремене и Гамбурге. Больше всего потратились французы: $411 млн.
потратили на создание новой сборочной площадки Airbus в пригороде Тулузы.
В 1992 году А330, оснащенный двигателями GE CF6-80E1 прошел церемонию выкатки. В конце года он совершил первый полет. Вплоть до появления Boeing 777, A330 был самым большим двухдвигательным самолетом в мире. После года интенсивных испытаний, модель получила сертификат типа от авиационных властей ЕС и США.
В 1994 году произошла катастрофа. Во время испытательного полета с двигателями Pratt & Whitney самолет разбился неподалеку от Тулузы. Двое пилотов и 6 инженеров, находившихся на борту погибли.
При расследовании выяснилось, что катастрофа произошла из-за неправильной настройки автопилота и ошибочных действиях экипажа при попытке перехватить управление.
В итоге, ряд систем управления самолетом подверглись модификации во избежание подобных случаев в будущем.
В январе 1994 года A330 вышел на регулярные рейсы французской авиакомпании Air Inter. Вторым эксплуатантом самолетов стала Thai Airways.
Airbus A330 — первый флагман. История и описание самолета. Видео канала Skyships
Конструкция
Airbus A330 — широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер с низкорасположенным крылом малой стреловидности. Многие элементы конструкции, включая хвостовое оперение поверхности управления и топливные баки выполнены из композиционных материалов (порядка 10% сухой массы лайнера).
Шасси трехопорное: передняя двухколесная поворотная стойка и основная опора шасси — две четырехколесные опоры.
Фюзеляж A330, как и A340 создан на базе фюзеляжа A300-600, с большим количеством общих элементов конструкции и одним диаметром — 5,64 метра. Салон имеет два прохода с расположением сидений 2-2-2 в бизнес — классе и 2-4-2 в эконом — классе.
Кабина экипажа «стеклянная» и унифицирована с остальными лайнерами линейки.
Модификации
A330-200 был создан в 1998 году. Эта модель имеет укороченный фюзеляж и увеличенную дальность полета. Самолет способен перевезти 253 пассажира на расстояние до 13400 км. Длина фюзеляжа 58,82 метра. Высокая дальность была достигнута установкой дополнительного бака (от A340) и увеличения массы топлива до 139 тонн.
В 2008 году, с появлением лайнера Boeing 787, Airbus провела модернизацию модели -200, с увеличением массы на 5 тонн и дальности еще на 560 км. Самолеты стали поставляться в авиакомпанию Korean Air с 2009 года.
В 2012 году была проведена еще одна модернизация. Масса возросла еще на 2 тонны и достигла 240 тонн. Дальность так же возросла на 270 км. Благодаря новшествам в аэродинамике, удалось снизить расход топлива на 2%.
На 2017 год авиакомпании располагают более, чем 600 лайнеров модели A330-200 при средней стоимость в $230 млн. за борт. Главными конкурентами являются самолеты Boeing 767-400ER и Boeing 787. Самолет так же является базой для VIP-модификации ACJ330.
A330-300 — создан с применением элементов удлиненной версии A300. Имеет длину фюзеляжа в 63,69 метров. Самолет способен перевозить до 295 пассажиров в трехклассовой компоновке и до 440 в одноклассовой на расстояние до 10500 км. Самолет является первым в серии и начал летать в 1994 году.
В 2010 году в процессе модернизации масса самолета возросла до 240 тонн, а дальность на 640 км. Аэродинамика так же была улучшена.
На 2017 год порядка 687 лайнеров A330-300 действует в парках десятков авиакомпаний. Средняя стоимость лайнера — $260 млн. Главный конкурент — лайнер Boeing 777-200.
A330-200F — грузовая модификация модели -200. Способен перевозить до 65 тонн грузов на расстояние до 7400 км или до 70 тонн на 5900 км. У самолета есть еще одна особенность.
Передняя стойка шасси расположена на небольшом горбу под фюзеляжем, что приподнимает носовую часть.
Это сделано для обеспечения горизонтальности грузового отсека и упрощения погрузки (базовые самолеты имеют небольшой крен на нос).
В 2017 году Airbus поставил 36 самолетов этого типа по средней цене в $203 млн. Так же, часть пассажирских лайнеров были конвертированы в грузовые. Главными конкурентами самолета являются грузовые лайнеры серий 767-300F и 777F.
A330-800neo — заменит собой устаревающий A330-200. Оптимизация пассажирского салона позволит разместить 6 дополнительных мест. Самолеты будут оснащаться двигателями Rolls-Royce Trent 7000 тягой до 33 тс.
Аэродинамика и часть конструкции пройдут глубокую модернизацию с применением решений, использованных при создании новейшего Airbus A350, в том числе и шарклетов. Самолет должен будет доставлять 257 пассажиров на расстояние до 13900 км.
Начало поставок запланировано на 2018 год.
A330-900neo — заменит собой устаревающий1 A330-300. Салон вместит 10 дополнительных мест. Модификации систем и конструкции будут аналогичны с A330-800neo и позволят на 14% снизить расход топлива (на одного пассажира), чем модель -300. Самолет сможет доставлять до 287 пассажиров на расстояние до 12130 км.
Beluga XL — грузовая модификация для перевозки крупногабаритных деталей собираемых самолетов. Разрабатывается с 2014 года для замены созданного на базе A300 самолета Beluga.
Военные модификации
Airbus A330 MRTT — многоцелевой транспорт и танкер, созданный на базе A330-200. В роли танкера имеет возможность заправлять союзные самолеты в воздухе. 46 самолетов поставлены в состав ВВС Австралии, Франции, Саудовской Аравии, Сингапура, Великобритании и ОАЭ.
KC-45 — созданная совместно EADS и Northrop Grumman модификация A330 MRTT участвовала в военном тендере ВВС США на поставку воздушных танкеров. Тендер был выигран фирмой Boeing с их моделью KC-767.
Схема салона Airbus A330
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ семейства Airbus A330Тип | Магистральный пассажирский самолет | |
Модификация | A330-200 | A330-300 |
Силовая установка | General Electric CF6-80E1 (тягой 29,26 — 31,1 тс. кажый) Pratt & Whitney PW4000 PW4164/PW4168/PW4170 (тягой 29,26 — 31,7 тс. кажый) Rolls-Royce Trent 700 768/772 (тягой 30,59 — 32,22 тс. кажый) |
|
Максимальное число пассажиров | 406 человек | 440 человек |
Практический потолок | 12 500 м | |
Дальность полета | 13 450 км (247 пассажиров) | 11 750 км (277 пассажиров) |
Максимальная взлетная масса | 242 тонны | |
Крейсерская скорость | 871 км/ч | |
Размах крыла | 60,3 м | |
Площадь крыла | 361,6 м2 | |
Длина | 58,82 м | 63,67 м |
Высота | 17,39 м | 16,83 м |
Обзор самолета Аэробус A330: история, характеристики, схема салона
На сегодняшний день «Аэрофлот» — самый известный российский авиаперевозчик, в арсенале которого числится много воздушных судов, приобретших мировую славу. Одной из самых популярных моделей является Аэробус А330.
Основная информация об Airbus A330
Это реактивный широкофюзеляжный пассажирский самолет, представленный в 8 модификациях — 6 гражданских и 2 военных. Разработан компанией Airbus Industrie. Его первая версия была представлена в 1992-ом году.
Гражданские лайнеры:
- А330-100. Производился с целью замены самолетов А300 и А310. Но в виду допущенных недоработок и ошибок стал считаться неудачной версией;
- А330-200. Этот укороченный вариант А330-300 успешно применяется по сей день. Является прямым конкурентом Boeing-767;
- А330-200F. Грузовой вариант А330-200;
- A330-200HGW. Сделан по заказу Korean Air. Отличается повышенной взлетной массой;
- A330-300. Самый распространенный лайнер. Он отличается высокой пассажировместимостью и большим грузовым отсеком;
- A330-P2F. Конверсия пассажирского самолета в грузовой.
Военные лайнеры:
- А330-200 MRTT. У этой модели есть дополнительные баки для топлива, что позволяет загружать до 111 тонн. Самолет производился для военных целей, как транспортный заправщик;
- A330-200 FSTA . Вторая версия военного самолета, находящаяся в стадии разработки.
Различия между версиями самолетов
Версия А330-300 — самый большой двухдвигательный самолет компании Airbus. Он позволяет перевозить до 440 пассажиров в эконом-классе, 335 при двух классах и 295, если самолет разделен на три класса. Конструкция самолета позволяет также перевозить большие объемы груза.
А330-200 был произведен по образу А330-300. Он короче на 10 секций (6 м). Его длина — 58, 8 м. Может перевозить до 253 пассажиров в 3 классах. По сравнению с А330-300 увеличен киль для компенсации меньшего момента рыскания.
Пассажирский салон аэробуса А-330
В классическом варианте лайнера представлено два салона. Первые шесть рядов отводятся под бизнес-класс. В каждом ряду расположено 6 кресел — два справа, два в середине и два слева.
Расстояния между креслами достаточно большие, что позволяет пассажирам не мешать друг другу. Сидения здесь очень удобные, их можно откинуть на 180 градусов, благодаря чему можно полноценно поспать во время перелета. Особенно это важно во время ночных иили долгих перелетов.
Однако важно иметь в виду, что на 5 и 6 ряду шумно, так как они соседствуют с общим салоном.
Остальные ряды отводятся под эконом-класс. Он делится на два отсека. В каждом ряду первого отсека размещено по 8 кресел — два справа, четыре в середине и два слева. Места по середине немного смещены назад. Между отсеками расположены туалеты. Во втором отсеке места расположены также, только места по середине смещены вперед, а на последних рядах по середине — три кресла.
Лучшими местами считаются кресла в рядах, расположенными сразу за бизнес-классом и за аварийными люками. На местах справа и слева можно расположиться с комфортом.
Спереди нет соседей, поэтому никто не откинет на Вас спинку кресла. Наличие пространства позволяет вытянуть ноги и вставать, никому не мешая.
Более того, неподалеку от этих рядов находится кухня, и пассажиры, занимающие здесь места, получают еду первыми.
- При выборе мест учитывайте следующие важные нюансы:
- Для путешественников с маленькими детьми лучше выбирать 11-ый и 24-ый ряды, где отведено место для принадлежностей ребенка.
- Если Вы любите смотреть в иллюминатор, то не берите места в тех рядах, где окна не предусмотрены. Уточняйте эту информацию
- В последнем ряду особенно шумно, а сидения плотно прижаты друг к другу из-за сужения фюзеляжа.
Краткие характеристики
- Оперение лайнера — однокилевое;
- Форма крыла — стреловидная;
- Предназначен для средних и дальних расстояний;
- Является широкофюзеляжным, что предполагает два прохода между креслами;
- По состоянию на октябрь 2017-го года эксплуатируется 1373 единицы;
- Оснащены двигателями Rolls-Royce, General Electric и Pratt & Whitney.
Конструктивные особенности
Размеры | |
Длина (м) | От 58,8 до 63,7м |
Размах крыла | 60,3 м |
Площадь крыла | 361,6 м² |
Ширина салона | 5,3 м |
Высота киля | От 16,8 до 17,4м |
Вес | |
Макс. вес при взлете | От 233 до 242 кг |
Макс. вес при посадке | От 182 до 187 кг |
Вес пустого лайнера | 123100 кг |
Макс. загрузка | 51700 кг |
Объем топливных баков | 97530 кг |
Вместимость | |
Экипаж | 2 чел. |
Пассажировместимость | От 253 до 440 кресел |
Летные данные
Максимальная дальность полета при полной загрузке | От 7400 до 13400 км |
Крейсерская скорость | 870 кмч при высоте в 11 км |
Максимальная высота полета | 12,5 км |
Длина разбега | 2,5 км |
Длина пробега | 1, 75 км |
История создания Airbus A330
Официально программа самолета взяла свое начало в 1987-ом году. Ее первоначальной целью было составить конкуренцию самолетам Boeing. В 1992-м году были выпущены версии А330-200 и А330-300. Первоначально они отличались только длиной.
Самолеты были представлены в 1992-ом году. Затем А330-300 был использован для прохождения летных испытаний ETOPS. На их протяжении самолет летел с одним включенным двигателем над Атлантикой на протяжении 6 часов. После этого А330-300 стал популярен у множества авиалиний.
В 1997-м году свой первый полет произвела и версия А330-200.
Позже Airbus Industrie собиралась сконструировать модель А350, видоизменив крылья, двигатель и носовую часть. Но проект не удался, зато увидела свет совершенно другая версия А350XWB.
В 2014-м году Airbus Industrie начал разработку серии самолетов А330neo. Как объяснил разработчик, это будут усовершенствованные самолеты А330.
Где производится
Части самолетов Airbus A330 cобираются в четырех странах: Франция, Испания, Великобритания, Германия. Окончательно лайнеры собираются на основном заводе во французском городе Тулуза и в Германии — в Гамбурге.
Стоимость самых популярных моделей
- Цена на лайнер А330-200 составляет 221,7$ млн.;
- А330-300 стоит 245,6$ млн.;
Новости из мира Airbus
Летом 2017-го года Airbus представил обновленную версию лайнера — А380plus. У него обновлен дизайн крыла, а также оптимизировано пространство пассажирского салона, что позволяет добавить еще больше пассажирских кресел.
В текущем 2017-ом году известный производитель самолетов Airbus получила заказ на 430 самолетов из новой серии neo. Сумма заказов составляет около 49,5 $ млрд . Этот заказ считается самым большим и дорогим за всю историю существования авиаконцерна.
Эйрбас А330 —многофункциональная серия авиалайнеров, позволяющая не только перевозить пассажиров и груз, но и преследовать военные цели. Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам Airbus A330 успешно производится и используется по сегодняшний день.
Посмотрите видео о самолете Airbus A330.
Ту-330 / Многоцелевой транспортный самолет
Грузовой транспортный самолет Ту-330
МОДИФИКАЦИИ. Прорабатываются варианты самолета с двигателями на жидком водороде и природном газе (Ту-338).
РАЗМЕРЫ. Длина самолета 42,0 м; высота самолета 14,0 м; размах крыла 43,5 м; площадь крыла 177,8 м2.
РАЗМЕРЫ ГРУЗОВОГО ОТСЕКА. Длина 19,5 м; ширина 4,0 м; высота 3,55 (макс. 4,0) м.
РАЗМЕРЫ ГРУЗОВОГО ЛЮКА. Длина 4,0 м; ширина 4,0 м.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипажа — 3.
ДВИГАТЕЛИ. Два подвешенных на пилонах ТРДД ПС-90А ( 2х158,2 кН/2х16140 кгс на максимальном режиме и 2х171,6 кН/2х17500 кгс на чрезвычайном режиме).
МАССЫ И НАГРУЗКИ. Взлетная масса 103,5 т (при взлете с грунта 93 т); масса максимальной полезной нагрузки 35,0 т.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Дальность при коммерческой нагрузке 30 т — 3000 км, дальность при коммерческой нагрузке 20 т — 5600 км; максимальная крейсерская скорость 830 км/ч, крейсерская скорость 800 км/ч; высота полета 12000 м; потребная длина ВПП: при взлете 2000 м (с грунта 2100 м), при посадке 1600 м.
ОБОРУДОВАНИЕ. Кабина экипажа, крыло, значительная часть бортового оборудования и система управления (аналоговая ЭДСУ) унифицирована с пассажирским самолетом Ту-204.
КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Создается с учетом имеющегося в АНТК им. А. Н. Туполева научно-технического задела по крылу и силовой установке.
Первоначально планировалось создание гражданской машины, но в связи с потребностью подстраховать программу Ан-70 появилась необходимость и в военно-транспортном варианте — способного эксплуатироваться с грунтового аэродрома и имеющего другие элементы, присущие военным самолетам.
ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. На 1995-1998 гг. на Казанском авиационном заводе была намечена постройка опытной серии из 10 самолетов — но из-за финансовых трудностей не был построен ни один самолет. К концу 1997 года было в основном завершено проектирование самолета и начата подготовка к его производству на Казанском авиационном заводе.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В стадии разработки. Предпологается, что к 2000 году этот самолет удастся поднять в воздух.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по программе начаты в 1993 году. Сертификация и начало эксплуатации самолета были запланированы на 1997 год.; так же как и Ан-70 , Ту-330 предназначен для замены к 2000-2005 году Ан-12, вырабатывающих свой ресурс.
Самолет предназначен для использования в гражданской авиации и ВВС.
РАЗРАБОТЧИК. АНТК им. А. Н. Туполева.
Интерфакс-АВН: Военно-воздушные силы рассматривают создаваемый фирмой Туполева самолет Ту-330 в…
08.01.2003 КАПО им. Горбунова совместно с ОАО «Туполев» могут создать новый грузовой самолет Ту-330
Intertat: ОАО «Туполев» совместно с Казанским авиационным производственным объединением им…
Airbus A330 — пассажирский самолет, история разработки, особенности конструкции и компоновка салона, характеристики, гражданские и военные модификации
14.09.2019
Airbus A330 – широкофюзеляжный самолет, предназначенный в основном для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Самолет использует два турбовентиляторных двигателя.
История разработки пассажирского самолёта Airbus A330
Разработка борта А330 началась еще в далеком 1972 году. Европейскому консорциуму необходимо было бороться с доминированием Боинга на дальних международных линиях, в том числе на линиях Европа-Америка.
В 1980 году было принято обозначение twin aisle (c двумя проходами), а в 1986 году новому самолету было присвоено наименование А330. Изначально к запуску планировались две модели — А330-300 и А330-200, которые были практически идентичными, за исключением количества пассажиров. Это позволило снизить затраты на проектирование и испытание самолетов.
Также для ускорения проектирования за основу кабины был взят кокпит передового на тот момент Airbus A320. Фюзеляж новой модели был взят у А300, только его немного удлинили.
«Выкатка», то есть презентация нового самолета прошла 14 октября 1992 года, а первый полет борта состоялся 2 ноября 1992 года.
Третий борт новой модели был уже выкрашен в ливрею первого заказчика «Air Inter» и служил для проведения полноценных летных и статических испытаний.
В августе следующего года самолет сдал зачет по нормам ETOPS (англ. Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards / Extended Twin OPerationS — Правила выполнения полетов увеличенной дальности воздушными судами с двумя газотурбинными двигателями).
Согласно этим правилам, самолет должен пролететь до аэродрома при возникновении аварии в воздухе сначала 60, а потом, при пересмотре норм, 90, 120 или 180 минут.
Нельзя не отметить, что эта норма во многом способствовала проблемам при запуске в серию ИЛ-96 разработки СССР/России.
Как говорили наши конструкторы, что только мы сделали 4-х двигательный самолет, отвечающий нормам ИКАО, как эти нормы были пересмотрены с уменьшением количества моторов. А сделать двухдвигательный самолет дальнего радиуса действия страна уже не успела.
A330-300 Турецких авиалиний
После проведения летных испытаний программа А330-200 была пересмотрена в части уменьшения количества пассажиров, и увеличения дальности полета за счет облегчения самолета и установки дополнительных топливных баков.
Позже Airbus пытался создать новый тип воздушного судна А350 на базе 330-го, но из-за критики потребителей вынужден делать его с нуля.
В 2014 году Европейский консорциум запустил разработку обновленных самолетов, получивших индекс A330neo.
Также нельзя не упомянуть тип ВС А340, который фактически является четырехдвигательной модификацией А330.
Особенности данной модели
По компоновке воздушное судно представляет собой низкоплан с одним килем (рулем направления).
Схема самолета А330-300 и А330-200
В самолете использована кабина, аналогичная типу ВС А320, который на тот момент был передовым самолетом. Борт был оснащен так называемой стеклянной кабиной, то есть приборы выводились на экраны перед летчиками, а не представляли собой циферблаты со стрелками.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены характеристики самолетов типа А330:
A330-200 | A330-200F | A330-300 | |
Экипаж | Два человека | ||
Пассажировместимость, типовая |
253 (3-класса) 293 (2-класса) 375: (по выбору) 406 |
295 (3-класса) 335 (2-класса) 375: (по выбору) 440 |
|
Длина | 58,82 м | 63,69 м | |
Размах крыла | 60,3 м | ||
Площадь крыла | 361,6 м² | ||
Удлинение крыла | 10.06 | ||
Угол стреловидности | 30° | ||
Высота киля | 17,39 м | 16,90 м | 16,83 м |
Ширина салона | 5,28 м | ||
Ширина кресел | 18 ″ (457 мм) при 8 рядном стандартном экономеили 16,5 ″ (419 мм) при 9 рядном экономе высокой плотности | ||
Ширина фюзеляжа | 5,64 м | ||
Грузовой объём | 136 м³ | 475 м³ 70 т / до 12 сопровождающих |
162,8 м³ |
Максимальная взлётная масса (МВМ) |
242 000 кг (530 000 фунтов) | 233 000 кг (510 000 фунтов) | 242 000 кг (530 000 фунтов) |
Максимальная посадочная масса | 182 000 кг (400 000 фунтов) | 187 000 кг (410 000 фунтов) | |
Функциональная собственная масса (typical) |
119 600 кг (264 000 фунтов) | 109 000 кг (240 000 фунтов) | 124 500 кг (274 000 фунтов) |
Крейсерская скорость | 0.82 М (871 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта) | ||
Максимальная крейсерская скорость | 0.86 М (913 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта) | ||
Максимальная дальность при полной загрузке | 13 400 километров (8300 миль) | 7400 километров (4600 миль) 65т 5950 километров (3700 миль) 70т |
11 300 километров (7000 миль) |
Разбег при МВМ (уровень моря, МСА, Rolls Royce Trent 772B engines) |
2770 м (9090 футов) | 2580 м (8460 футов) | 2770 м (9090 футов) |
Максимальная топливная заправка | 139 090 л | 139 090 л | 139 090 л |
Высота полёта | 12 527 м (41 100 ф) | ||
Максимальная высота | 13 000 м (42 651 ф) | ||
Двигатели (×2) | General Electric CF6-80E1 Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 |
Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 |
General Electric CF6-80E1 Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 |
Тяга (×2) | PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN) GE: 72,000 lbf (320 kN) |
PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN) |
PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN) GE: 72,000 lbf (320 kN) |
Схема салона и расположение мест
A330 поддерживает как одноклассную, так и двухклассную компоновку. При одноклассной компоновке, в самолете может разместиться более 400 человек.
Размещение мест в одноклассной компоновке на примере борта авиакомпании Ifly
При двуклассной компоновке, в самолете находятся как бизнес-класс, так и эконом.
Салон класса бизнес на примере Аэрофлота
Ну и в бизнес-классе зачастую предлагаются улучшенные условия, самолетное питание, да и кресла просто удобнее. Это немаловажно при длинных перелетах, а такие борта рассчитаны именно на дальние рейсы.
Плюсы и минусы самолёта
Несомненным плюсом самолета можно назвать его надежность, подтвержденную многолетним использованием на самых протяженных, трансатлантических рейсах. Минусом же можно назвать, по мнению автора, несколько тесноватые, неудобные сиденья (правда, это в эконом-классе), в которых довольно тяжело высидеть многочасовой перелет.
Безопасность самолёта
Самолет А330 показал себя надежным транспортным средством, с которым произошло мало аварий. Больше машин было уничтожено и повреждено в результате военных действий и ошибок на земле. За время эксплуатации было всего две авиационные катастрофы с гибелью экипажа и пассажиров.
Модификации Airbus A330
А330 имеет несколько модификаций — гражданских и военных.
Airbus A330-100
А330-100 планировался как конкурент Boeing 767-300ER и Boeing 767-400ER и для замены устаревающих А300 и А310. Но конструктор из деталей нового 330 и старого 300 оказался неудачным и в серию не пошел.
Airbus A330-200
Сертификат типа ВС выдан на данную модификацию в 1998 году. Самолет построен на базе А330-300, с уменьшенным на 6 метров фюзеляжем и увеличенным килем для предотвращения рыскания по курсу из-за измененной аэродинамики самолета.
Airbus A330-200F
Спрос на грузовые самолеты бывает больше или меньше, но никогда не прекращается. Для того чтобы заполнить эту нишу, Airbus запустил версию А330-200F (Frightener — грузовой). Серийное производство началось в 2009 году. Данная модификация позволяет перевозить 65 тонн груза на расстояние 7400 км, чего хватит для перевозок Европа-Америка.
Airbus A330-300
Вариант 300 перевозит 295 пассажиров в трёхклассной компоновке, 335 в двух классах и до 440, если самолёт оснащен только салоном эконом-класса. Расстояние полета — до 10 800 км.
Самолет соответствует стандарту ETOPS-180, а это значит, что при возникновении аварийной ситуации он может еще лететь в течение 3-х часов до ближайшего аэродрома.
Airbus A330 P2F
В 2012 году была проведена презентация программы конверсии старых пассажирских самолетов в грузовые. Модификация получила обозначение P2F — passenger-to-freighter — «пассажирский в грузовой». A330-300P2F при загрузке 60 тонн имеет дальность 4 000 км. Модификация A330-200P2F сможет перевозить до 59 тонн груза на расстояние до 7 400 км.
Авиакомпании, использующие Airbus A330
Аэробусы А330 эксплуатируются практически всеми авиакомпаниями, совершающими дальние перелеты. Это и российский Аэрофлот, и европейские, и азиатские перевозчики. Можно упомянуть Air France/KLM, Iberia, Air China, Emirates, Etihad, Korean Air, Malaysia Airlines, Qantas, Swiss International Air Lines, TAP Portugal, Vietnam Airlines и многие другие.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них