Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике проектирования аэродромов при определении потребной длины ВПП и ЛП в качестве расчетного принят случай отказа одного из двига­телей (критического) самолета при взлете.

Критическим называют двигатель, отказ в работе которого вызы­вает наиболее неблагоприятные изменения в поведении самолета и его управляемости.

Отказ в работе одного из двигателей самолета может произойти при любой скорости движения самолета на разбеге, т. е.,

где V1 — скорость движения самолета, соответствующая скорости отказа двигателя.

Все современные пассажирские самолеты способны продолжать взлет в случае отказа одного из двигателей. Из этого следует, что и аэродромы должны обеспечивать полную безопасность продолже­ния взлета при одном отказавшем двигателе (продолженный взлет) или гашение скорости самолета после отказа двигателя вплоть до полной остановки самолета в пределах летной полосы (прерванный взлет).

  • На рисунке изображена схема продолженного взлета самолета, на рисунке ниже — схема прерванного взлета.
  • Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона
  • Схема продолженного взлета

Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона

Схема прерванного взлета

В случае отказа двигателя пилот должен принять решение: либо продолжать взлет, либо прервать его. Наилучшим вариантом являет­ прекращение взлета, но из условий обеспечения безопасности это не всегда возможно. Возникает необходимость продол­жить взлет при одном отказавшем двигателе.

При расчетах дистанций продолженного и прерванного взлета но принимается, что разница во времени между моментом отказа двигателя­ и моментом принятия решения (время реакции пилота) составляет 3 с.

В случае принятия решения о продолжении взлета пилот применяет средства для увеличения тяги работающих двигателей, вы­держивания направления движения и завершения взлета. В случае принятия решения о прекращении взлета пилот при меняет все имею­ в его распоряжении средства для гашения скорости.

Введем некоторые понятия.

Потребная длина разбега — это условная величина, рав­ная сумме фактической длины разбега до скорости отрыва в случае отказа двигателя и 1/3 длины воздушного участка взлетной дистанции до набора высоты 10 м:

Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона

  1. где— длина участка разбега самолета со всеми работающими двигателями от линии старта до точки, соответствующей моменту отказа одного двигателя;
  2. — длина участка разбега самолета с одним отказавшим двигателем от точки, соответствующей моменту отказа двигателя, до точки отрыва. Участок разбега вклю­чает в себя и расстояние, проходимое самолетом за время реакции пилота;
  3. — длина воздушного участка взлетной дистанции до набора высоты 10 м.

Отказ одного двигателя существенно увеличивает фактическую длину разбега самолета. Например, фактическая длина разбега само­лета Ту-154 в стандартных условиях при взлетной массе самолета 90 т и при всех работающих двигателях составляет 1 240 м, а при отказе одного двигателя — 1 660 м.

Понятие потребной длины разбега установлено на основе опыта летной работы и направлено на обеспечение безопасности полетов. Потребная длина разбега учитывает возможные отклонения от уста­новленной техники пилотирования при массовой эксплуатации само­летов (возможное притормаживание на разбеге для выдерживания направления движения; неправильная установка режима работы двигателя и др.).

Располагаемая длина разбега (располагаемая длина ВПП) равна потребной длине ВПП, уменьшенной на длину участка выруливания.

Разбег самолета происходит в пределах ВПП. Тогда из условия обеспечения безопасности взлета потребная длина разбега должна быть равна располагаемой длине ВПП:

Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона

— потребная длина ВПП.

Исполнительный старт самолета размещают на некотором рас­стоянии от ближайшего торца ВПП. Величина определяется радиусом поворота самолета при выруливании на ВПП.

Дистанция продолженного взлета — взлетная дистан­ция самолета, осуществляющего взлет при одном отказавшем двига­теле:

Располагаемая дистанция продолженного взлета равна сумме длин ВПП, КПБ и участка свободной зоны (СЗ), уменьшенной на длину участка выруливания. Из условий обеспечения безопасности взлета располагаемая дистанция продолженного взлета должна быть, как минимум, равна дистанции продолженного взлета, т.е.

  • где — располагаемая дистанция продолженного взлета;
  • — суммарная длина ВПП, одной КПБ и участка свободной зоны.
  • Дистанция прерванного взлета — расстояние, проходимое самолетом с момента страгивания на линии ис­полнительного старта до момента его полной остановки в пределах летной полосы при прекращении взлета в случае отказа одного двигателя:
  • Располагаемая дистанция прерванного взлета равна сумме длин ВПП и КПБ, уменьшенной на длину участка выруливания.

Из условия обеспечения безопасности полетов располагаемая дистанция прерванного взлета должна быть, как минимум, равна дистанции прерванного взлета, т.е.:

  1. где — располагаемая дистанция прерванного взлета;
  2. — суммарная длина ВПП и одной КПБ;
  3. — длина участка торможения при прерванном взлете до полной остановки самолета.

Самолет ТУ-134. Фото, схема салона, отзывы, характеристики

Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона

ТУ-134 – советский ближнемагистральный лайнер, разработанный в 1960-х в ОКБ Туполева.

ТУ-134 появился на свет благодаря первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву. Во время поездки во Францию его заинтересовал самолет Caravelle, который, по сравнению с советскими лайнерами, обладал малым уровнем шума в салоне. Вернувшись на родину, Хрущёв встретился с Туполевым и поделился своими наблюдениями.

Разработка ТУ-134 началась в 1961 году. За основу был взят советский ближнемагистральный самолет ТУ-124, для снижения шума двигатели были размещены в хвостовой части лайнера (как у Caravelle).

Первый полёт ТУ-134 совершил в июле 1963 года, а его серийное производство началось в 1966 году.

Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салонаСтоит отметить, что в 1960-х, салон ТУ-134 действительно был одним из самых тихих среди отечественных самолетов. Сегодня, советские стандарты уже не актуальны.

Салон оборудован большими круглыми иллюминаторами и 3 туалетами. Кресла расположены по схеме 2+2.

ТУ-134 может взять на борт от 80 до 96 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2,100 км.

Существует множество модификаций ТУ-134, большинство из которых, как ни странно, военные. Однако, среди пассажирских версий самые популярные: ТУ-134А (базовый), ТУ-134Б (модернизированный), ТУ-134М (специальный). Все они отличаются друг от друга вместимостью и дальностью полета.

  • Поскольку ТУ-134 не может конкурировать с современными самолётами, в начале 2000-х ему на замену был разработан Sukhoi Superjet 100.
  • Схема салона ТУ-134:
  • Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона
  • Технические характеристики:
  • Код ICAO: T134
    Экипаж: 3-4 человека
    Длина: 37,1 м
    Размах крыла: 29 м
    Максимальная вместимость: 96 пассажиров
    Максимальный взлётный вес: 47,000 – 49,000 кг
    Крейсерская скорость: 880 км/ч
    Дальность полёта: 2,100 км
  • Самолеты авиакомпаний

Определение потребной длины и ширины ВПП

При отсутствии соответствующего руководства по лётной эксплуатации длина ВПП должна определяться с помощью применения общих поправочных коэффициентов.

На первом этапе исходную длину ВПП следует выбирать такой, чтобы она отвечала эксплуатационным требованиям самолётов, для которых предназначена данная ВВП.

Исходной длиной ВПП называется выбранная для целей планирования аэродрома длина ВПП, необходимая для взлёта и посадки при стандартных условиях, нулевом превышении, отсутствии ветра и нулевом уклоне ВПП.

Исходную длину ВПП следует увеличивать на 7% на каждые 300м превышения.

Длину ВПП следует увеличивать на 1% на каждый ТС того количества градусов, на которое расчётная температура воздуха в районе аэродрома превосходит температуру стандартной атмосферы для данного превышения (см. таблицу 9). Однако, если общая поправка на превышение и температуру воздуха составляет больше 35%, необходимые поправки следует получать путём специального исследования.

Эксплуатационные характеристики некоторых типов самолётов можёт свидетельствовать о том, что эти постоянные значения поправок на превышение и температуру воздуха являются неприемлемыми и что их, возможно, придётся изменить, используя результаты аэронавигационного исследования, базирующегося на условиях, существующих в определённом месте, и эксплуатационных требованиях, связанных с подобными самолётами.

  • В тех случаях, когда её исходная длина, определённая предъявляемыми к ней взлётными требованиями, составляет 900 м или более, эту длину ВПП следует увеличивать на 10% на каждый 1% уклона ВПП.
  • На аэродромах с высокой температурой и влажностью может потребоваться некоторое увеличение длины ВПП, даже если не представляется возможным дать точные цифры для увеличения потребных длин.
  •                                                                                      Таблица 9. Таблица значений стандартной атмосферы
Абсолютная высота (м) Температура (градус Цельсия) Давление (кг/м^2) Абсолютная высота (м) Температура (градус Цельсия) Давление (кг/м^2)
0 15,00 1,23 3500 — 7,75 0,86
500 11,75 1,17 4000 — 10,98 0,82
1000 8,50 1,11 4500 — 14,23 0,78
1500 5,25 1,06 5000 — 17,47 0,74
2000 2,00 1,01 5500 — 20,72 0,70
2500 — 1,25 0,96 6000 — 23,96 0,66
3000 — 4,50 0,91
  1. Исходные данные для расчёта длины ВПП:
  2. Длина ИВПП в стандартных условиях – 1870 м
  3. Превышение аэродрома – 174 м
  4. Температура в 1300 – 36 град. Цельсия
  5. Температура в стандартной атмосфере – 13,87 град. Цельсия
  6. Уклон – i = 0.7
  7. Поправка 1:
  8. [1870 * 0.07 * (174 / 300)] + 1870 = 1946  м
  9. Поправка 2:
  10. [1946 * (36 – 13,87) * 0,01] + 1946 = 2377 м
  11. Поправка 3:
  12. [2377 * 0,7 * 0,1 ] + 2377= 2545 м
  13. Принимаем длину ВПП 2545м.
  14. Потребную ширину ИВПП для конкретного самолета определяют по формуле:
  15. Вивпп = 2 × Во + Вш + 2С1,
  16. где Вивпп – ширина ИВПП, Вш – колея шасси,
Читайте также:  Самолет штурмовик ил-10: технические характеристики и история создания

 Во – отклонение от оси ИВПП до центра колеи шасси на этапе пробега  самолета (табл. 9).

Таблица 9

Индекс самолета Во, м С1, м С2, м
6,7 15 1,7 2,5
4,5 13,3 1,2 2,0
3 11,2 0,5 1,5
2,1 8,0 0,5 1,0

Для конкретного класса ВПП и аэродрома ширина ВПП должна быть не менее приведенной в табл. 10.

Таблица 10

Показатель Класс ВПП
А Б В Г Д Е
Минимальная длина ИВПП в стандартных условиях, м 3200 2600 1800 1300 1000 500
Минимальная длина ГВПП в стандартных условиях, м 3520 2860 1980 1430 1100 550
Ширина ИВПП, м 60 45 42 35 28 21
Ширина ГВПП, м 100 100 85 75 75 60
Ширина ИВПП с уширением, м 75 75 75 45 45 45
Ширина летной полосы, м : — оборудованной — необорудованной   300 160   300 160   300 140   150 130   150 110   150 80  
Длина укрепленного участка за торцом ИВПП, м 75 50 50 30 30 15
  • Определим потребную ширину ИВПП:
  • Вивпп = 2 × Во + Вш + 2С1 = 2*13,3 + 10,25+ 2*1,2= 39,25 м=40м         
  • С учётом перспективы примем ширину ВПП по рекомендациям ICAO:
  • Таблица 11
Класс Аэродрома Размах крыла ВС Ширина ИВПП Укреплённая Обочина РД РД + Укр. Об.
От 24 до 36 м 30 38
4D От 36 до 52 45 7,5 18 и 23 38
E От 52 до 65 м 45 7,5 23 44
F От 65 до 80 м 60 7,5 25 60

Согласно размаху крыла не входящего в расчёт Воздушного Судна Боинг 737-600 – 34.3м – принимаем класс Аэродрома 4С с шириной ВПП 45м.

КОНЦЕВЫЕ ПОЛОСЫ ТОРМОЖЕНИЯ (КПТ)

Концевые полосы торможения — это специально подготовленные прямоугольные в плане участки поверхности, примыкающие к обеим торцам ИВПП (в конце располагаемой дистанции разбега), предназначенные для остановки на них ВС в случае прерванного взлета и возможного выкатывания за пределы ИВПП.

КПТ должна иметь ту же ширину, что и ИВПП, к которой она примыкает. Длина КПТ должна назначаться, исходя из принципа обеспечения баланса дистанции продолженного взлета и дистанции прерванного взлета для экстремального случая возникновения отказа критического двигателя расчетного самолета на этапе разбега.

Длина КПТ зависит от количества двигателей на сертифицированном расчетном воздушном судне (табл. 12). КПТ должна иметь искусственное покрытие, способное выдержать однократное воздействие нагрузки выкатившегося ВС.

                                                                                                   Таблица 12

Количество двигателей ВС Длина КПТ (С3),м
2 250
3 225
4 200

Т.к. у Боинг 737-600  2 двигателя длину КПТ(СЗ) принимаю 250м

  1. СВОБОДНАЯ ЗОНА (СЗ)
  2. Свободная зона аэродрома — это прямоугольный в плане участок поверхности, примыкающий к торцу ИВПП, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора самолетом высоты 10,7м.
  3. Ширина СЗ в каждую сторону от осевой линии ИВПП должна быть не менее:
  4. — 75м для ВПП классов А, Б, В и Г; 40м для ВПП классов Д и Е.

Минимальная длина СЗ зависит от количества двигателей на сертифицированном расчетном воздушном судне (табл. 12), а максимальная длина СЗ не должна превышать половины длины ИВПП.

В моем случае аэропорт класса Б, поэтому принимаем ширину СЗ 75м.

СИСТЕМА РУЛЕЖНЫХ ДОРОЖЕК

Рулежные дорожки (РД) — специально подготовленные пути для руления и буксировки воздушных судов, соединяющие между собой отдельные элементы аэродрома. Рулежные дорожки подразделяют на магистральные, соединительные и вспомогательные.

Магистральную РД (МРД) проектируют параллельной ИВПП с минимальным расстоянием между осевыми линиями ВПП и МРД, приведенном в табл. 13. МРД обеспечивает соединение обеих концов ИВПП между собой.

                                                     Таблица 13

Класс ВПП
А Б В Г Д Е
Расстояние между осевыми линиями ВПП и МРД, м 190 190 180 180 95 90
  • Для аэродромов классов А и Б совмещение МРД и МС, перронами и площадками спецназначения не рекомендуется.
  • Для увеличения пропускной способности ВПП и сокращения путей руления ВС следует предусматривать соединительные РД (СРД), которые бывают двух видов:
  • -обычные, примыкающие под прямым углом к оси ИВПП;
  • -скоростные, примыкающие к оси ИВПП под острым углом 30°-45°. Соединительные РД (обычные и скоростные) располагают, как правило,
  • симметрично по отношению к середине ИВПП, их количество определяют соответственно числу групп эксплуатируемых самолетов.
  • Расстояние от торца ИВПП до точки пересечения осей ИВПП и соединительной РД (рис. 7) определяют по формулам:
  • для скоростной РД-
  • LПрим=Lприз+Ki* * +

Где g=9,81 мс2, а= 1.5 мс2,Ki = 1,036,  =1.032, =0.18

  1.  + Rэкс
  2. Расчет скоростной РД
  3. Для самолетов 2 группы (Боинг 737-600  индекс 5):

Rэкс=26м ,  Vcx=26 мс,, угол a=30,g=9.81 мс2  Vnoc=68 мс, a=1.5 мс2 , Lприз=600, Lприм=600+1,036* 1,032*((682-262)/2*1.5)+((262)/0.18*9.81)*tg45/2=1860,93

  •  Расчет обычной РД: Для самолетов 3 группы (Ан-24):
  • Rэкс=26m , Vnoc=49 мс, а=1,5 мс2, Lприз=400, Ki = 1,036, А =1,032 Lприм=400+1,036* 1,032*(492/2* 1,5)+26=1281,68м
  •  Для самолетов 4 группы (Ан2)
  • Rэкс =9m , Vпоc=25 мс, а=1,5 мс2, Lприз =400, Ki = 1,036, А =1,032 Lприм=400+1,036* 1,032*(252/2* 1,5)+9=631,7

Где Lприм — расстояние от торца ИВПП до точки пересечения осей ИВПП и СРД; остальные обозначения см. в табл. 14 и на рис. 7.

  1. Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона
  2. Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона
  3. Таблица 14
Расчетные параметры Индекс самолетов
6,7 4,5 3
Расстояние от торца ИВПП до точки приземления самолета 1приз, м 800 600 400
Угол а примыкания скоростной РД к ИВПП, ° 30 30 45
Скорость схода Vcx / Vnoc самолета, м/с 26/72 26/67 18/49
Замедление а при торможении самолета на ИВПП, м/с 1,5 1,5 1,5
Ускорение силы тяжести g, м/с2 9,81 9,81 9,81
Коэффициент поперечной силы ц 0,18 0,18 0,18
Радиус сопряжения кромок покрытий скоростной РД и ИВПП Rconp, м 440 440 280
Тангенс круговой кривой сопряжения кромок покрытий скоростной РД и ИВПП Ткр, м 118 118 116

Принимаем схему РД:

Ту-134: технические характеристики, время разбега, минимальная длина взлетной полосы, схема салона

Где 1- ИВПП, 2-МРД, 3-скоростная РД, 4-обычная РД.

Для определения минимальных параметров — ширины РД, ширины укрепленных обочин РД, радиусов закруглений РД, удаления РД от препятствий и других РД должны быть установлены индексы воздушных судов, предусматриваемых к эксплуатации на данных РД аэродрома.

Индекс воздушного судна должен устанавливаться по размаху крыла и колее шасси по внешним авиашинам в соответствии с табл. 15.

Таблица 15

Индекс ВС Размах крыла, м Колея шасси по внешним авиашинам, м
1 До 24 До 4
2 От 24 до 32 От 4 до 6
3 От 24 до 32 От 6 до 9
4 От 32 до 42 От 9 до 10,5
5 От 32 до 42 От 10,5 до 12,5
6 От 42 до 65 От 10,5 до 14
7 От 65 до 80 От 14 до 16
  • Ширину РД, предназначенной для руления и буксировки самолета, следует определять по формуле:
  • Врд = Вш + 2 • (C1 +С2),
  • где Врд — ширина РД;
  • Вш — колея шасси по внешним габаритам авиашин;

С1 и С2- параметры безопасности (табл. 9).

  1. Для Боинг 737-600 (5й индекс):
  2. Вш=10,25м, С 1=1,2м, С2=2,0м.
  3. Врд=10,25+2(1,2+2,0)=16,65м принимаем 19м
  4. Для Ан-24 (Зий индекс):
  5. Вш=7,8м, С 1=0,5м, С2=1,5м.
  6. Врд=7,8+2(0,5+1,5)—11,8м принимаем 14м
  7. Для Ан2 (2ой индекс):
  8. Вш=4м, С1=0,5м, С2=1м.
  9. Врд=4+2(0,5+1)=7м принимаем 10
  10. Ширина РД должна быть не менее приведенной в табл. 16
Индекс ВС Ширина РД, м
1 7,0
2 10,0
3 13,0
4 17,0
5 19,0
6 22,5
7 25,0

С двух сторон РД с искусственным покрытием, предназначенных для руления ВС с индексом 4, 5, 6 и 7, должны быть предусмотрены укрепленные обочины. Общая ширина РД и укрепленных обочин должна быть не менее приведенной в табл. 17

                                                                               таблица 17

Индекс ВС Общая ширина РД и двух
укрепленных обочин, м
4 27,0
5 29,0
6 40,5
7 44,0
  • Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах их примыкания к ВПП, перронам, МС и другим РД должен быть не менее приведенного в табл. 18
  • В случае, если поворот воздушных судов с РД будет производиться только в одну сторону, то закругление с другой стороны РД может не предусматриваться
  •                                                                                                                  таблица 18
Читайте также:  Boeing 747-8: схема салона, модификации intercontinental и freighter, характеристики самолета, история создания
Индекс ВС Радиус закругления РД, м
Примыкание к ВПП или перрону Пересечения или повороты РД
1 10 10
2 20 20
3 30 25
4,5 50 40
6,7 60 50

Расстояния между осевыми линиями параллельных РД, а также осевой линией РД и неподвижным препятствием должно быть не менее приведенного в табл. 19

                                                                                                              таблица 19

Индекс ВС Расстояние между осевой линией РД, м

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 907;

ВЗЛЁТНО-ПОСА́ДОЧНАЯ ПОЛОСА́

Авторы: М. Ю. Куприков

ВЗЛЁТНО-ПОСА́ДОЧНАЯ ПОЛОСА́ (ВПП), часть аэродрома, входящая в состав лётного поля, специально подготовленная и оборудованная для взлёта и посадки воздушных судов. Она может быть с искусственным покрытием (гравийное, асфальтовое, железобетонные, металлические листовые полосы и палубы авианесущих кораблей) и грунтовой.

В пределах ВПП расположены воздушные участки взлётной дистанции (расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от линии старта до точки набора высоты) и посадочной дистанции (расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от момента пересечения входной кромки ВПП и до полной остановки после пробега) с некоторым запасом по длине.

Длина ВПП определяется взлётно-посадочными характеристиками самолёта, при этом учитываются возможные отклонения в технике пилотирования при эксплуатации самолёта на конкретном аэродроме. ВПП аэродромов, находящихся в высокогорных регионах или в регионах с высокой температурой воздуха, имеют увеличенную длину, т. к.

атмосферное давление и температура наружного воздуха являются факторами, влияющими на работу двигателей (тягу) и длину разбега. Для обеспечения безопасности при выкатывании самолёта за пределы ВПП при прерванном взлёте или аварийной посадке существуют примыкающие к ВПП концевые полосы безопасности.

ВПП может быть оборудована радиотехническими средствами, которые в сочетании с бортовым оборудованием летательного аппарата (ЛА) обеспечивают успешное выполнение посадки в автоматическом режиме или при частичном участии пилотов.

Потребная для базирования длина ВПП определяется как максимальная из суммы длин разбега и лётной дистанции и длин посадочной дистанции и пробега исходя из условия отказа одного двигателя. При отказе возможны два случая, связанных с решением пилота: продолжать взлёт или прервать его.

В первом случае пилот применяет все средства для увеличения (форсирования) тяги работающих двигателей, чтобы выполнить продолженный взлёт. Во втором случае при решении о прекращении взлёта пилот использует все средства – аэродинамическое торможение, реверс тяги, тормозной парашют и т. д.

для гашения скорости и реализует прерванный взлёт. Главным критерием выбора является скорость принятия решения, то есть скорость разбега, при которой в случае отказа одного двигателя возможно как безопасное прекращение, так и безопасное продолжение взлёта.

Размер ВПП зависит от лётно-технических характеристик (ЛТХ) воздушного судна, продольного уклона и сцепных качеств поверхности, состояния атмосферы (температура, плотность и давление воздуха) в районе аэродрома. Ширина ВПП определяется колеёй шасси и радиусами исходя из условий разворота на 180о воздушного судна на ВПП.

В технических описаниях воздушных судов параметры взлётно-посадочных дистанций даются применительно к международной стандартной атмосфере. ВПП имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение градусов округляют до десятков.

Если угол ориентации 42о, а плюс 180о будет 220о, то обозначение полосы ВПП 04/22.

Освещение ВПП. Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы – обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости. Освещение ВПП (огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета.

Светосигнальное оборудование аэродрома состоит из различных групп огней, располагающихся в определённой последовательности и легко различимых при установлении визуального контакта пилота с землёй.

В состав группы сигнальных огней входят: огни приближения постоянного и импульсного излучения, огни световых горизонтов, входные огни, огни знака приземления, ограничительные огни (красный свет), огни зоны приземления, боковые огни, глиссадные огни, посадочные огни (жёлтый), огни концевой полосы безопасности (осевые и центральные огни излучают белый свет, а боковые огни – красный), осевые огни ВПП, огни быстрого схода, боковые и осевые рулёжные огни (синий свет, а осевые – зелёный), стоп-огни (красный), предупредительные (жёлтый), заградительные огни (красный), аэродромные световые указатели.

Длина ВПП является определяющим элементом при установлении класса аэродрома. В соответствии с руководящими документами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) классификация аэродромов осуществляется по кодовому обозначению.

Кодовое обозначение состоит из двух элементов.

Элемент 1 является номером, основанным на длине лётной полосы, а элемент 2 является буквой, соответствующей размаху крыла самолёта и расстоянию между внешними колёсами основного шасси в соответствии с таблицами 1, 2:

Таблица 1. Кодовый элемент 1

Кодовый номерДлина ВПП
1 < 800 м
2 800–1200 м
3 1200–1800 м
4 > 1800 м

Таблица 2. Кодовый элемент 2

Кодовая букваРазмах крылаКолея основного шасси
A < 15 м < 4,5 м
B 15 – 24 м 4,6 – 6 м
C 24 – 36 м 6 – 9 м
D 36 – 52 м 9 – 14 м
E 52 – 60 м 9 – 14 м
  • Например, самолёт Ил-96-300 с расчётной длиной взлёта при стандартных атмосферных условиях 2380 м, размахом крыла 57,66 м и расстоянием между внешними колёсами основного шасси 10,0 м соответствует по классификации аэродрому 4Е.
  • Классификация аэродромов в России отличается от международной.
  • По длине ВПП и несущей способности покрытия аэродромы разделяются на 6 классов: А – 3200 × 60; Б – 2600 × 45; В – 1800 × 42; Г – 1300 × 35; Д – 1000 × 28; Е – 500 × 21.

По взлётной массе принимаемых самолётов: вне класса (без ограничения массы) – Ан-124, Ан-225, А380 и т. п.; 1-го класса (75 т и более) – Ту-154, Ил-62, Ил-76 и т. п.; 2-го класса (от 30 до 75 т) – Ан-12, Як-42, Ту-134 и т. п.

; 3-го класса (от 10 до 30 т) – Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.; 4-го класса (до 10 т) – Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т. п.

У аэродромов вне класса длина ВПП составляет обычно 3500 – 4000 м, 1-го класса – 3000–3200 м, 2-го класса – 2000–2700 м, 3-го класса – 1500–1800 м, 4-го класса – 600–1200 м. Гражданские аэродромы 3-го и 4-го класса относятся к аэродромам местных воздушных линий (МВЛ).

Таким образом, 1-й класс примерно соответствует классу А; 2-й класс – Б; 3-й класс – В и Г; 4-й класс – Д. К классу Е относятся полевые и временные аэродромы, посадочные площадки.

Самые длинные ВПП в мире: грунтовая ВПП 17/35 на авиабазе Эдвардс (США), расположенная на поверхности высохшего озера Роджерс – 11 917×297 м; ВПП в аэропорту города Чамдо (КНР) – 5500 м; ВПП на аэродроме Раменское (ЛИИ им. М. М. Громова, Россия) – 5403×120 м; на аэродроме Ульяновск-Восточный (Россия) – 5000×105 м, т. е. в лётно-исследовательских комплексах.

Самые короткие используются для самолётов вертикального взлёта и посадки; по размерам площадь такой ВПП соизмерима с плановой проекцией самолёта.

В одном аэропорту может быть одна (Благовещенск, Байконур–Крайний), две (Шереметьево, Домодедово, Внуково, Сочи), три (Цюрих), четыре (Владивосток, Франкфурт-на-Майне, Париж–Шарль-де-Голь), шесть (Чикаго–О'Хара) ВПП. Полосы располагают так, чтобы взлёт и посадка осуществлялись максимально против ветра и имели свободные подходы.

Независимыми являются ВПП, обеспечивающие безопасность одновременного использования полос в режиме чередующихся взлётов и посадок. Как правило, это две параллельные ВПП на расстоянии не менее 1300 м, с расположенным между ними аэровокзальным комплексом. Максимальной пропускной способностью обладает компоновка четырёх попарно параллельных полос.

Зависимыми считаются ВПП, одновременная лётная работа на которых допускается лишь с учётом увязки взлётов и посадок на обоих ВПП по времени.

Специализированными считаются ВПП, предназначенные для выполнения однотипных лётных операций, т. е. только взлётов или только посадок.

Минимальный интервал времени между последовательными взлётами или посадками называется временем занятости ВПП (например? менее 45 с).

Активная полоса (рабочая полоса) – это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени (рис.)

Разметка ВПП необходима для точной и безопасной посадки самолёта на полосу и включает: концевую полосу безопасности (предназначена для защиты поверхности земли от обдувания мощными струями выхлопов реактивных двигателей,  а также для случаев выкатывания за ВПП; летательным аппаратам запрещено находиться на КПБ, потому что её поверхность не рассчитана на их вес); перемещённый порог, либо смещённый торец (зона ВПП, где разрешено руление, разбег и пробег летательных аппаратов, но не посадка); порог, либо торец (начало ВПП, обозначает начало места, где можно приземляться; порог сделан таким образом, чтобы быть заметным издалека, количество линий зависит от ширины ВПП), маркированный номером (если необходимо, буква Л/L – левая, П/R – правая, Ц/С – центральная); зона приземления (начинается в 300 м от порога ВПП); отметки фиксированного расстояния (располагаются через 150 м, при идеальной посадке пилот глазами «удерживает» зону приземления, и касание происходит непосредственно в зоне посадки.), осевая и иногда боковые линии.

Несущая способность искусственного покрытия, предназначенного для воздушных судов с массой на перроне (стоянке) более 5700 кг, определяется по методу классификационное число воздушного судна – классификационное число покрытия (АСN-РСN) с представлением всех следующих данных:  классификационное число покрытия (РСN); тип покрытия для определения АСN-РСN; категория прочности грунтового основания; категория максимально допустимого давления в пневматике или величина максимально допустимого давления в пневматике; метод оценки АСN воздушного судна определяется в соответствии со стандартными процедурами, связанными с методом АСN-РСN. Представленное классификационное число покрытия (РСN) показывает, что воздушные суда с классификационным числом воздушного судна (АСN), равным представленному РСN или менее, могут использовать это покрытие с учётом любых ограничений на давление в пневматике или полную полётную массу указанного типа воздушного судна (указанных типов воздушных судов).

Читайте также:  Топ лучших истребителей: самые новейшие и мощные современные боевые самолеты россии и мира

Технические характеристики

  • Официальное название: акционерное общество «Аэропорт Внуково» Аэропорт расположен в 28 км от центра Москвы.
  • Старшим авиационным начальником аэродрома является Генеральный директор АО «Международный аэропорт «Внуково».
  • Режим работы аэропорта — круглосуточно. Координация расписания
  • Имеет две пересекающиеся взлетно-посадочных полосы:
    • ИВПП-1 / МК пос. 238-58 / 3500 м × 60 м. Укрепленные обочины по 10 м. с каждой стороны, общая ширина летной полосы 180м., свободные зоны по 400 м. с каждой стороны, PCN 72/R/B/W/T. Верхний слой покрытия — цементобетон.
    • ИВПП-2 / МК пос. 194-14 / 3060 м × 45 м. Общая ширина летной полосы 180 м, свободная зона примыкающая к МК-196 — 150 м., к МК-16 — 200 м. PCN 60/F/D/X/T. Верхний слой покрытия — асфальтобетон.
  • Пропускная способность:
    • при работе с одной из ВПП (1 или 2) – 42 ВПО/час;
    • при работе одновременно с 2-х ВПП – 56 ВПО/час (в перспективе – 85 ВПО/час).
  • Общая площадь перрона — 55га. Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более 100 воздушных судов различных типов — от самолетов деловой авиации до лайнеров типа Boeing — 747 и Ан −124 — 100 «Руслан».
  • Аэровокзальный комплекс Внуково-2, обслуживающий Президента и Правительство РФ, использует взлетно-посадочные полосы аэропорта Внуково.

  • Установленное радиотехническое и светосигнальное оборудование, средства УВД, обеспечивают производство посадки самолетов в условиях метеоминимума по 2-ой категории ИКАО.
  • Заведение самолетов на стоянку осуществляется машиной сопровождения.
  • Спасательные мероприятия осуществляются службой аэропорта.

  • Уровень требований к пожарной безопасности соответствует 9 категории Положения о пожарной защите аэропортов.
  • Ограничений на взлет /посадку по уровню шума в ночное время нет.

  • Язык, используемый диспетчерским пультом — русский и английский

Заправка самолетов осуществляется ЗАО «Топливо-заправочная компания Внуково», тип топлива ТС-(РС), емкость цистерн — 17 тыс.тонн, заправка осуществляется топливозаправщиками. Топливо с Н.П.З. поставляется железнодорожным и трубопроводным транспортом. Цена на топливо — на уровне цен московских аэропортов.

В аэропорту работают несколько операторов по обеспечению авиакомпаний бортовым питанием. Ведущим из них является ЗАО «Ресторан-Внуково» .

Коммерческое обслуживание грузов осуществляется ЗАО «Внуково-Терминал». Квалификация персонала подтверждена сертификатом по перевозке опасных грузов на воздушном транспорте.

Аэропорт обеспечивает медицинское обслуживание авиакомпаний.

В находящейся на территории аэропорта гостинице «Экипаж», летному составу авиакомпаний предоставляется возможность полноценного отдыха.

Технические характеристики аэродрома

Класс аэродрома

Аэродром Москва (Внуково) является гражданским аэродромом, совместного базирования. Относится к Федеральной собственности государства, находится в хозяйственном ведении ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».

Часы работы — круглосуточно.

Аэродром годен к эксплуатации воздушных судов, согласно Свидетельству о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 25.01.1995 г. № 10 (продлено до 07.07.2016 г.), днем и ночью, круглый год.

На основании Сертификата от 14.11.2012 г. № 015А-М (срок действия до 15.01.2015 г.) аэродром соответствует сертификационным требованиям Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА).

  1. ВПП 06/24 оборудована:
  2. с МКПОС = 058° для точного захода на посадку I, II, IIIА категории;
  3. с МКПОС = 238° для точного захода на посадку I, II, IIIА категории.
  4. ВПП 01/19 оборудована:
  5. с МКПОС = 013° для точного захода на посадку I категории;
  6. с МКПОС = 193° для точного захода на посадку I, II категории.
  7. Аэродром пригоден для международных полетов.

Указатель (индекс) местоположения аэродрома

Москва (Внуково) — УУВВ/UUWW (в Российской Федерации/в ИКАО), код ИАТА — ВНК/VKO.

Типы обслуживаемых (эксплуатируемых) воздушных судов:

  • Airbus: А-300, А-310, А-318, А-319, А-320, А-321, А-330, А-340, A-350, A-380 и их модификации;
  • ATR-42, ATR-72 и их модификации;
  • Boeing: B-707, B-727, B-737, B-747, B-747-8, B-757, B-767, B-777 и их модификации;
  • Bombardier: Challenger-300, Challenger-601, Challenger-604, Challenger-605, Challenger-850 и их модификации;
  • Bombardier: CRJ-100, CRJ-200 и их модификации;
  • Bombardier: BD-700 Global Express, Global-5000 и его модификации;
  • Bombardier: DHC-8 Q200, DHC-8 Q300, DHC-8 Q400;
  • Bombardier: Learjet-31, Learjet-35, Learjet-40, Learjet-45, Learjet-55, Learjet-60 и их модификации;
  • Cessna-421, Cessna −525, Cessna −550, Cessna −560, Cessna −650, Cessna −680, Cessna −750;
  • Embraer: EMB-120, Embraer ERJ-135, Embraer ERJ −145, Embraer-195 и их модификации;
  • Falcon: Falcon-10, Falcon-20, Falcon-50, Falcon-900, Falcon-2000, Falcon-7Х и их модификации;
  • Fokker: Fokker-70, Fokker-100 и их модификации;
  • Gulfstream: Gulfstream-IV, Gulfstream-V, Gulfstream G100, Gulfstream G200, Gulfstream G350, Gulfstream G450, Gulfstream G500, Gulfstream G550;
  • Hawker: Hawker HS125 (BAe125), Hawker 400 (HS-125-400), Hawker 700 (HS-125-700), Hawker 750, Hawker 800ХР (BAe-125-800), Hawker 1000, Hawker Premier I и их модификации;
  • McDonnell Douglas: DC-9, МD-11, MD-82, MD-83, MD-88 и их модификации;
  • SAAB: SAAB-340, SAAB-2000, и их модификации;
  • Ан: Ан-12, Ан-24, Ан-28 и его модификации, Ан-72, Ан-74, Ан-124-100 «Руслан», Ан-140, Ан-148;
  • Ил: Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-114;
  • Су: Сухой «Супер Джет-100» (RRJ-95) и его модификации;
  • Ту: Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214;
  • Як: Як-42.
  • А также другие типы воздушных судов III и IV класса, вертолеты всех типов и модификаций.

Ограничения по приему:

ВПП 01/19:

Суммарная интенсивность полетов воздушных судов типа Ан-124-100, Airbus А330, Airbus А340, Boeing 777-200, Boeing 777-300, Boeing 747-8, McDonnell Douglas МD-11 с максимальной массой до 20 самолетовылетов в сутки.

Старший авиационный начальник аэродрома

Решением руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 24.04.2012 г. № АН 1.04-1269 старшим авиационным начальником аэродрома совместного базирования Москва (Внуково) назначен Генеральный директор АО «Международный аэропорт «Внуково»..

Почтовый адрес: 119027, Россия, г. Москва, ул. 1-я Рейсовая, д. 12.

  1. Электронный адрес: E-mail: dir@vnukovo.ru
  2. Адрес авиационной наземной сети передачи данных и телефонных сообщений (АФТН): УУВВКОЬЬ (UUWWKOXX),
  3. УУВВДУЬЬ (UUWWDUXX).
  4. Контактный телефон: +7 (495) 436-71-96,
  5. факс: +7 (495) 436-78-48.

Используемая система координат

ПЗ-90.02.

Описание аэродрома

Общие сведения

  • Аэродром Москва (Внуково) расположен в 27,8 км юго-западнее центра города Москва и в 5,6 км южнее железнодорожной станции Внуково.
  • Класс аэродрома «Б» (4Е по ИКАО).
  • Географические координаты контрольной точки аэродрома (КТА):
  • 55° 35’ 56,7″с 037° 16’ 22,7«в
  • Превышение (абсолютная высота) КТА: +205,69 м.
  • Превышение (абсолютная высота) аэродрома: +208,75 м.

Магнитное склонение (?М): +10° 14’.

Номер часового пояса — 2 (ТМ = UTC+4 часа).

Характеристика летного поля

Летное поле треугольной формы размерами 4800×2700 м. Поверхность летного поля ровная, грунт мягкий, почва суглинистая с травяным покровом, для взлета и посадки не пригодна.

Характеристика площади маневрирования

На аэродроме имеются две пересекающиеся ВПП с искусственным покрытием (ИВПП):

2.3.1. ИВПП-1 (ВПП 06/24) — класса «Б» (4Е по ИКАО), длиной 3500 м c используемой шириной 60 м, постоянной по всей длине. Тип покрытия — жесткое цементобетонное.

  1. Истинный путевой угол ВПП 06/24 — 068°19’48″/248°22’21«.
  2. Пороги ВПП 06/24 совпадают с началом ВПП.
  3. Магнитные путевые углы взлета и посадки, номера, геодезические координаты и абсолютные высоты порогов ВПП 06/24 приведены в Таблице 2.1:
  4. Таблица 2.1
№ порога МПУ взлета и посадки Координаты порога Абсолютная высота порога (НПОР), м
06 058° 553511,23с 0371419,19в 191,56
24 238° 553552,98с 0371724,93в 208,75

Несущая способность (классификационное число покрытия) ВПП 06/24: PCN 72/R/B/W/T.

Летная полоса № 1 (3800×300 м) простирается в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП на всем протяжении на 150 м в каждую сторону. Спланированная часть летной полосы простирается от оси ВПП на 80 м в каждую сторону.

  • Летная полоса простирается за концом ВПП:
  • с МКПОС = 238° — 150 м, с МКПОС = 058° — 150 м.
  • Укрепленная часть летной полосы, составляет:
  • у ВПП 24: внутренняя ширина — 60 м, внешняя ширина — 60 м, длина — 75 м;
  • у ВПП 06: внутренняя ширина — 60 м, внешняя ширина — 60 м, длина — 75 м.

2.3.2. ИВПП-2 (ВПП 01/19) — класса «Б» (4Е по ИКАО), длиной 3060 м c используемой шириной 45 м, постоянной по всей длине. Тип покрытия — асфальтобетон.

  1. Истинный путевой угол ВПП 01/19 — 023° 23’ 04″/203° 24’ 02″.
  2. Пороги ВПП 01/19 совпадают с началом ВПП.
  3. Магнитные путевые углы взлета и посадки, номера, геодезические координаты и абсолютные высоты порогов ВПП 01/19 приведены в Таблице 2.2:
  4. Таблица 2.2
№ порога МПУ взлета и посадки Координаты порога Абсолютная высота порога (НПОР), м
01 013° 553511,63с 0371527,39в 192,94
19 193° 553642,44с 0371636,78в 193,17

Несущая способность (классификационное число покрытия) ВПП 01/19: PCN 105/F/D/X/T.

Летная полоса № 2 (3360×300 м) простирается в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП на всем протяжении на 150 м в каждую сторону. Спланированная часть летной полосы простирается от оси ВПП 80 м.

Летная полоса простирается за концом ВПП:

с МКПОС = 013° — 150 м, с МКПОС = 193° — 150 м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *