Истребитель як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

СССР занимал одну из лидирующих позиций по количеству выпущенной авиации во время Второй мировой войны. Истребители Як-9 были основной силой в то время. Ежедневно на советских заводах выпускалось 20 самолетов этой модели. Они имели большое преимущество перед вражеской авиацией и сумели принести много побед отечественным летчикам.

История создания Як-9

Главной проблемой истребителей Як, которые применялись в первые месяцы войны, был недостаток энерговооруженности. Поэтому аналогичная немецкая авиация имела большое преимущество.

Вражеские Bf-109 были гораздо маневреннее и могли быстрее подниматься.

Исправлять это взялись уменьшением массы советских истребителей или установкой новых двигателей, но в обоих случаях также требовалось повышение аэродинамики.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Первый вариант использовали для производства Як-3, который в результате имел проблемы с дальностью полета. Еще добиться преимущества можно было с помощью замены всех деревянных частей конструкции на металлические, но дефицит материалов не позволял этого сделать. Ситуация изменилась только к 1942 году. Тогда конструкторы приступили к разработке нового советского истребителя.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

За основу взяли Як-7 на двигателе М-105ПФ.

После внимательного изучения всех составляющих самолета было решено заменить деревянные лонжероны на металлические, но особого эффекта это не дало – вес уменьшился лишь на 150 кг.

После конструкторы сняли с аппарата один пулемет, понизили гаргрот и поставили улучшенный фонарь. Результатом стал опытный образец нового самолета, который тогда назвали Як-7ДИ.

Впервые он взлетел в воздух он в июне 1942 года. После полутора месяцев тестов конструкторы пришли к выводу, что новая машина стала маневреннее, может летать на большие расстояния и способна подниматься в небо намного быстрее основной модели. Поэтому было решено запускать ее серийное производство. Сам самолет получил название Як-9.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Первые единицы начали поступать на фронт к концу 1942 года. Их количество было совсем небольшим, а полноценные поставки были организованы только к весне 1943 года. Первым боевым опытом для массового количества этого истребителя стала Курская битва. Тогда удалось выявить у него ряд недостатков.



Главный касался качества изготовления, из-за которого у самолета отрывалась обшивка крыла. Для устранения проблем пришлось отправлять на фронт ремонтные бригады. Также Як-9 уступал немецким аналогам по скоростным показателям. Это было связано с менее мощным двигателем. Некоторые летчики отмечали и нехватку вооружения.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Летом 1943 года конструкторы разработали для самолета улучшения, которые должны были решить часть проблем. Новые модификации Як получили названия 9Д и 9Т. Особое внимание уделялось последнему из них.

Он имел на борту мощную авиационную пушку, которая позволяла легко сбивать немецкую авиацию несколькими выстрелами.

Модель 9Т также активно применялась для уничтожения бронированной техники и военно-морского флота.

К концу войны Як-9 стал основным истребителем ВВС СССР. Его производством занимались сразу три завода: Московский 82, Новосибирский 153 и Омский 166. За время войны на них было создано почти 15  тысяч 000 самолетов этой модели. Выпускался он до 1948 года, а к началу 1950-х был снят с вооружения.

Конструкция самолета

Як-9 отличался особой живучестью. Она достигалась за счет практичной конструкции, имеющей большой технологический ресурс. Поэтому самолет использовался максимально эффективно. В основе его фюзеляжа был каркас из стали, который собирали и сваривали из множества элементов.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

На первых моделях поверх устанавливали деревянную опалубку, а на более поздних начали использовать алюминий. Основная обшивка была полотняной, но вскоре тоже сменилась на алюминиевую. Двигатель и переходы от кабины до крыла были защищены металлом. На верхней части устанавливали обшивку из фанеры малой толщины, которая также потом была заменена на алюминий.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Крыло самолета состояло из двух лонжеронов с поперечным набором. Оно легко снималось для ремонта или полной замены. Внутри были расположены 2 или 4 четыре топливных бака с одной горловиной.

Определение остатка топлива производилось с помощью простых механических приборов. Сами баки были сварными, а их поверхность покрывалась резиновым протектором.

Элероны имели компенсаторы аэродинамики и веса, а на нижней части крыла были установлены щитки.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Кабина летчика покрывалась прозрачным фонарем, через который открывался круговой обзор. Вход был установлен в кормовой секции. Сзади кресла пилота устанавливали бронепластину, а переднее и заднее стекло было бронированными. Перед фонарем был установлен стоял прицел для наведения на цели при стрельбе.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Шасси имело три стойки с хвостовой опорой. Их управление их выпуском или убиранием было пневматическим, но в случае возникновения аварийной ситуации его допускалось переводили перевести в ручной режим. Заднее колесо имело небольшой диаметр, а его основание было – подвижным, что помогало в рулении машиной на по взлетно-посадочной полосе.

Самолет управлялся с помощью тяги и тросов. Его основой был 12-цилиндровый двигатель ВК-105ПФ. На некоторых моделях использовался вариант ВК-107А. Он имел принудительное жидкостное охлаждение и трехлопастный винт. Охлаждающий радиатор располагали под центропланом, а масляный находился под двигателем.

Вооружение Як-9

По вооружению Як-9 первых модификаций был слабее своих конкурентов. Потом в него внесли изменения, которые дали ему преимущества.

Изначально в развале цилиндров двигателя устанавливали пушку МП-20 с патронной коробкой на 120 снарядов. Она дополнительно закреплялась на втулке винта.

Перезаряжалась пушка с помощью пневматической системы. При стрельбе звенья и гильзы отводились в специальный короб.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Над мотором располагался пулемет УБС с калибром 12,7 мм. С ним находилась коробка на 200 патронов. Во время пристрелки его линию огня можно было корректировать. Все пустые гильзы шли в тот же короб, который был что установлен к пушке МП-20.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

На модификации 9Т вместо пушки МП-20 калибра 20 мм использовалась НС-37 на 37 мм. Позднее на модели 9К установили еще более мощную НС-45 с калибром снарядов 45 мм. В первом случае их количество сократилось до 30 единиц, во втором – до 29. Такого количества патронов было достаточно, чтобы быстро и легко за один вылет уничтожить несколько вражеских самолетов.

На модели 9У вместо одного пулемета использовались два, что тоже повышало эффективность ведения боя.

Характеристики истребителя

По словам летчиков, Як-9 был очень устойчивым, маневренным и простым в управлении. Стандартная версия имела двигатель мощностью 1180 л. с. Версия 9У на моторе М-107А была мощнее – 1500 л. с. Максимальная скорость самолета составляла 577 км/ч, а в улучшенной версии он мог разгоняться до 672 км/ч. Крейсерская скорость была ограничена 512 км/ч и 575 км/ч.

Практическая дальность составляла 848 км у базовой версии, 675 км – у версии 9У. Вариант 9ДД мог пролететь до 2285 км. Потолок стандартной версии и 9У был практически одинаковым и составлял 10750 и 10650 м.

Выше всех поднималась модель 9ПД – 13100 м. Меньше времени на набор высоты требовалось варианту 9У. и он мог подниматься до 5 км за 5 минут. Базовая версия отставала только на 0,1 минуты.

Медленнее всех был 9ДД, которому требовалось 6,8 минуты.

Вы знакомы с историей истребителя ЯК-9?

Модификации

Як-9 был универсальным самолетом и легко модифицировался. Это позволяло расширить круг его использования, делая при производстве акцент на конкретные задачи, которые ему предстояло выполнять.

Отличительные черты модификаций:

  • Як-9 с М-106СК. – вариант базовой модели с двигателем М-106СК, после испытаний был признан неудовлетворительным.;
  • Як-9 с М-107А.  – опытный образец самолета на двигателе М-107А, от его производства отказались, так как во время одного из тестов мотор отказал.;
  • Як-9Д. – улучшенная модель с повышенным запасом топлива на 50%, могла летать на большие расстояния, была поставлена на серийный конвейер.;
  • Як-9С. Т – тестовый вариант машины с двумя 20 мм пушкам и 23 мм мотор-пушкой., был признан недостаточно мощным.;
  • Як-9Т. М – модель с пушкой НС-37 и базовым пулеметом, могла пробивать толстую броню вражеской авиации с полукилометрового расстояния. С, стояла на серийном производстве.;
  • Як-9ТД – имел повышенный запас топлива. , был поставлен на серийное производство, но количество выпущенных моделей не стало большим.;
  • Як-9К – оснащенный пушкой НС-45 вариант базового истребителя., стрельба давала большую отдачу, из-за чего допускались только короткие очереди, серийно выпущено всего 45 машин.;
  • Як-9ТК – усиленная модель с возможностью установки любой доступной для подобных самолетов пушки, использовалась мало.;
  • Як-9М – улучшенная версия модели 9Д., имела новый двигатель ВК-105ПФ-2., одна из самых массовых модификаций.;
  • Як-9ДД – специальная модель истребителя для сопровождения бомбардировщиков., имела Имела 8 топливных баков и летала на большие расстояния., выпущено несколько штук.;
  • Як-9В – учебный самолет с убирающимся шасси на двигателе ВК-105ПФ-2., выпущено почти 800 единиц.;
  • Як-9УВ – улучшенный тренировочный самолет на двигателе М-107А., Вв серийное производство не пошел.;
  • Як-9Р – разведывательная модель истребителя., отличалась наличием фотооборудования, выпускалась небольшими партиями.;
  • Як-9Б – бомбардировочная модификация., вмещала до 4 четырех стокилограммовых бомб., серийно создано чуть больше 100 ста единиц.;
  • Як-9Л – опытный образец бомбардировочной модели Як-9,, которая после испытаний получила название 9Б.;
  • Як-9П – модификация базового самолета с пушкой ШВАК вместо стандартного пулемета., было выпущено несколько образцов.;
  • Як-9ПД – высотный перехватчик., использовался для борьбы с разведчиками над Москвой., выпустили 35 штук.;
  • Як-9У – модель на моторе М-105ПФ-2 или М-107А., имела улучшенную конструкцию и два пулемета 12,7 м, создавалась серийно небольшими партиями.;
  • Як-9УТ – улучшенная версия модели 9У с основной пушкой НС-37., позволяла получить больше преимущества в воздухе., выпущено 282 единицы.;
  • Як-9 «Курьерский» – транспортная вариация самолета., использовалась для перевозки одного пассажира в условиях войны.

Такое количество модификаций позволяло использовать Як-9 с максимальной эффективностью. Для выполнения каждой задачи можно было выбрать ту версию, которая больше всего для этого подходила.

Боевое применение

Несколько истребителей этой модели участвовали в сражении под Сталинградом в 1942 году, но в официальных отчетах это не упоминалась. Позднее самолет стал выпускаться намного активнее и начал массово поступать в военные формирования.

Наиболее примечательным считается его участие в Курской битве в 1943 году. Тогда он стал одним из важнейших факторов, принесших победу СССР. К тому моменту с конвейеров сходили многие модификации, что тоже сыграло существенную роль в получении преимущества.

Параллельно с боевыми действиями на земле восточного фронта машины использовались для сопровождения морской торпедоносной и бомбардировочной авиации. Также они участвовали в войне против Японии.

После Второй мировой войны Як-9 применялся для защиты государственных границ. Несколько истребителей использовались в ходе Корейской войны. Некоторые участвовали в боях против американских самолетов.

Страны-эксплуатанты

Истребитель эксплуатировался не только СССР. Он активно поставлялся другим государствам, которые также его использовали для выполнения различных задач и ведения боевых действий в разных конфликтах.

Читайте также:  Самолет aero l-39 albatros: характеристики, история создания и особенности конструкции

В список эксплуатантов входят:

  • Великобритания;
  • Франция;
  • Польша;
  • Болгария;
  • Венгрия;
  • СФРЮ;
  • Албания;
  • Монголия;
  • КНДР.

Известно, что Як-9 применялся истребительным полком «Нормандия-Неман», который прославился множеством успешных боев против немцев. Дольше всех эти самолеты использовались поляками – до 1954 года.

Як-9 имел большое количество модификаций, которые делали его универсальным самолетом. Преимущества перед вражескими аналогами позволили ему стать одним из лучших истребителей Второй мировой войны.

Он сыграл важную роль в достижении победы над фашизмом.

После войны Як-9 использовался уже не так активно и вскоре был снят с вооружения, но до сих пор признается главным советским самолетом того времени.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Самолету Як-9 было суждено стать наиболее распространенным советским истребителем периода войны с фашистами. Машина базировалась на предыдущих разработках КБ Яковлева, но в конструкцию были введены дюралюминиевые элементы, позволившие улучшить характеристики самолета.

Машины первых выпусков не отличались надежностью, но со временем истребитель Як-9 стал одной из любимых машин советских летчиков. На базе самолета было построено множество модификаций, включая уникальные одномоторные истребители, вооруженные 45 мм пушкой.

История создания

В середине 1942 года в КБ Новосибирского авиационного завода был создан новый истребитель Як-7Б, который отличался упрощенным вооружением и металлическими элементами конструкции крыла. Позднее в конструкцию ввели четыре бака для бензина, установленные попарно в крыльях и соединенные в единую сеть для обеспечения равномерности расхода.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Для проведения заводских испытаний были построены три прототипа под общим обозначением Як-7ДИ, отличавшихся друг от друга элементами конструкции. Наилучшие результаты показала третья машина, оснащенная фюзеляжем с герметизированными швами, измененными каналами радиаторов и новыми выхлопными патрубками с увеличенным сечением.

Для дальнейших испытаний самолет, дополнительно облегчили, сняв два топливных бака. Машина весом 2825 кг разогналась в горизонтальном полете до 593 км/ч, на 4% превысив скорость исходного Як-7Б.

После ускоренного цикла государственных испытаний самолет рекомендовали к серийному производству под обозначением Як-9.

Главным внешним отличием стала кабина пилота, лишившаяся гаргрота и с нижней плоскости крыла держатели для бомб демонтировали. Поставки машин начались уже в сентябре 1942 года, но шли они крайне вяло – до конца года собрали лишь 59 машин.

Для наращивания темпов выпуска были подключены авиационные заводы, расположенные в Омске и Нижнем Тагиле. Позднее производство Як-9 вели и в Москве. Заводы строили самолеты сериями, которые отличались одна от другой.

Конструкция

В основе фюзеляжа самолета Як-9 лежит ферменный стальной каркас, соединенный сваркой. На каркасе установлена деревянная опалубка или алюминиевые поперечные элементы (на поздних машинах). Внешняя обшивка выполнена из фанеры и полотна. Впоследствии стал использоваться алюминиевый лист. Капоты силовой установки и переходы от фюзеляжа к крылу – металлические.

В конструкции крыла Як-9 имеются два лонжерона и поперечный набор (из дерева или металла).

Сверху установлена работающая обшивка из тонкой фанеры. Впоследствии стала применяться алюминиевая обшивка, увеличившая прочность и долговечность конструкции. Крыло могло сниматься с самолета для ремонта или замены.

Внутри крыла размещены 2, в некоторых сериях 4 топливных бака, оснащенных общей заливной горловиной. Замер количества топлива осуществляется механическими датчиками.

Корпус бака сварной или фибровый, поверхность покрыта слоем резинового протектора.

Механизация включает в себя элероны, оснащенные компенсаторами аэродинамического (в виде прутка) и весового типа (пластинка на задней части). На нижней поверхности крыла Як-9 имеются щитки.

На истребителе Як-9 использовано трехстоечное шасси с хвостовой опорой (костылем). Хотя костылем его назвать сложно, он имел колесо и убирался внутрь корпуса при полете.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Управление выпуском и уборкой передних шасси и костыля пневматическое, в аварийной ситуации – ручное. Запас сжатого воздуха размещен в баллоне, подкачка производится на аэродроме. Хвостовое (костыльное) колесо малого диаметра имеет подвижное основание, позволяющее выполнять рулежку на земле. На основных стойках установлен амортизатор и тормозные механизмы.

В состав силовой установки Як-9 входит 12-цилиндровый бензиновый двигатель ВК-105ПФ или ВК-107А, оснащенный системой принудительного жидкостного охлаждения. Для привода трехлопастного винта изменяемого шага используется редуктор. Мотор работает на постоянных оборотах, поддерживаемых центробежным регулятором.

Радиатор системы охлаждения установлен под центропланом, сверху закрыт аэродинамическим колпаком. Масляный радиатор располагается под двигателем, за двигателем установлена емкость для хранения запаса масла. В состав электроситемы Як-9 входит генератор, установленный на двигателе, и аккумулятор.

В развале цилиндров установлена 20 мм пушка МП-20 (на базе ШВАК), жестко закрепленная на картере.

Второй точкой опоры является втулка винта. Над пушкой размещена патронная коробка, рассчитанная на 120 снарядов. Пустые звенья собираются в специальный контейнер, гильзы отводятся в общий с пулеметом короб. Перезарядка пушки пневматическая, привод спуска электромеханический.

Пулемет УБС калибра 12,7 мм (боезапас 200 патронов) располагается над мотором на специальной ферме. Точки крепления позволяют корректировать линию огня при пристрелке вооружения Як-9. Сборник пустых гильз и звеньев ленты размещен в полости за передним лонжероном крыла. Привод спуска электропневматический, перезарядка выполняется сжатым воздухом.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Кабина пилота самолета Як-9 закрыта прозрачным фонарем, обеспечивающим круговой обзор. Для доступа в кабину требовалось сдвинуть назад кормовую секцию. Управление выполняется тягами и тросами.

Защита пилота включает в себя бронеспинку кресла и два бронестекла, установленных спереди и сзади (прозрачный заголовник) фонаря кабины.

Прицеливание выполнялось при помощи прицела, установленного перед лобовым бронестеклом.

Модификации

На основе базового истребителя Як-9 было создано более 20 версий, большинство из которых производилось серийно. Всего заводы на территории СССР построили почти 16800 самолетов Як-9.

Была попытка установки на самолет двигателя М-106ск, который оборудован нагнетателем воздуха.

Опытный образец летал осенью 1942 года, но в серию не попал из-за проблем с надежностью силовой установки. Аналогичная судьба постигла единичный экземпляр самолета с перспективным двигателем М-107, который испытывался в конце 1942 года.

Ранней попыткой усилить вооружение стал Як-9П, получивший 20 мм пушку ШВАК вместо синхронизированного пулемета УБС. Дальнейшим развитием стал опытный самолет Як-9ТК, имевший унифицированную платформу для монтажа мотор-пушки. Предусматривалась возможность перевооружения в полевых условиях пушками калибром 20, 23, 37 или 45 мм.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

В конце лета 1945 года на испытания поступил Як-9С, оснащенный 23 мм мотор-пушкой и двумя синхронизированными 20 мм пушками. Машина показала характеристики, не удовлетворившие заказчиков. Еще одним опытным вариантом стал курьерский самолет, созданный на базе учебной машины. Самолет испытывался на заводе, но далее проект развития не получил.

Модификация самолета Як-9Д, обладавшая увеличенным радиусом действия за счет дополнительного запаса топлива. Дополнительные баки установлены в крыльях, запас бензина вырос до 650-670 л, что позволяло нарастить дальность полета до 1400 км. Машина строилась в 1943-44 гг., всего собрали более 3000 экземпляров.

Существовал вариант Як-9ДД, оснащенный еще четырьмя топливными баками в крыльях, что позволило увеличить боевой радиус до 1800 км.

Истребитель Як-9Т, вооруженный 37 мм пушкой НС-37 (с боекомплектом 28-30 снарядов), расположенной между рядов цилиндров двигателя.

Из-за увеличения казенной части орудия кабина пилота смещена на 400 мм назад, убрав отсек, расположенный за спинкой кресла. Из-за изменения места пилота изменились механизмы управления самолетом и форма рукоятки.

Резко выросла огневая мощь, но из-за отдачи орудия затруднялась стрельба очередями.

Самолет находился в производстве до лета 1945 года, построено почти 2750 машин. Выпускались партии машин с крылом, аналогичным Як-9Д. Подобные истребители обозначались как Як-9ТД.

Дальнейшей попыткой усилить огневую мощность стала установка 45 мм пушки НС-45 (боекомплект до 29 патронов), созданной на основе НС-37. Была выпущена ограниченная партия машин под обозначением Як-9К, которая проходила армейские испытания. Характерным внешней приметой самолетов является дульный тормоз на стволе пушки, выступающий перед коком винта.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Модернизированный Як-9М, представлявший собой гибрид Як-9Д с учетом изменений фюзеляжа, внедренных на самолете Як-9Т. Самый массовый вариант, построено более 4200 экземпляров. Все машины оснащены форсированным мотором ВК-105ПФ-2 с пониженной высотностью.

Вариант Як-9Б (раннее название Як-9Л), оснащенный импровизированным отсеком для четырех фугасных бомб ФАБ-100. Строился в малой серии. Высотный перехватчик Як-9ПД, оснащенный специальным мотором с системой подачи водно-метаноловой смеси. Самолет использовался исключительно в ПВО Москвы и области, построено 35 машин.

Истребитель Як-9У, оснащенный улучшенным мотором ВК-107А. Выпущен небольшой партией в конце войны для прохождения летных испытаний. Версия с пушкой НС-37 обозначалась как Як-9УТ.

Для обучения пилотов серийно выпускался тренировочный самолет Як-9В, причем часть машин построена на основе планеров боевых истребителей.

Была попытка создать версию с мотором ВК-107А, закончившаяся безрезультатно.

После окончания войны производился вариант Як-9П (или изделие «П», не путать с ранней опытной машиной), который имел цельнометаллическую конструкцию (кроме самых ранних машин), доработанное бортовое оборудование и винтомоторную группу, включающую в себя мотор ВК-107А. Самолеты собирались вплоть до окончания 1948 года, общий тираж составил 801 машину.

Боевое применение

В бой истребители Як-9 пошли в конце 1942 года в ходе сражения под Сталинградом, но официальных данных не сохранилось. Впоследствии, по мере наращивания производства, самолеты стали использоваться на всем протяжении фронта. Увеличение объемов выпуска не могла не сказаться на качестве продукции – весной и летом 1943 года отмечались случаи срыва фанерной обшивки при выполнении виражей.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Для устранения дефектов были созданы специальные группы, работавшие в частях. Заводы справились с проблемой только год спустя. Первой крупной битвой для Як-9 стало сражение под Курском.

К этому времени в части стали поступать различные модификации самолета. Параллельно шли поставки машин в морскую авиацию, где истребители использовались для сопровождения торпедоносцев и бомбардировщиков.

Ограниченное участие Як-9 приняли в войне против Японии, вновь эскортируя штурмовики и бомбардировщики.

Сравнение технических характеристик отечественного истребителя Як-9 с основными немецкими машинами показывает преимущество в весе огневого залпа над Bf-109G-2, который применялся на Восточном фронте значительно чаще, чем самолет FW-190A-8. Немецкие машины имели большую скорость на высотах 6000 м и выше, но такие условия боев были характерны для Европейского театра военных действий, но никак не над СССР.

 Як-9МBf-109G-2FW-190A-8
Вес на взлете, кг 3095 3023 3986
Скорость у земли, км/час 518 524 582
Скорость на высоте, км/час 573 на высоте 3750 м 562 на высоте 3000 м 666 на высоте 7000 м 642 на высоте 6500 м
Потолок, м 9500 11900 11410
Дальность полета, км 950 600 800
Вес секундного залпа, кг 2,08 1,67 3,0
Читайте также:  Ил-276: характеристики мтс, описание самолета свтс

Истребитель FW-190A-8, благодаря мощному вооружению, имеет больший вес залпа. Но маневренность немецкой машины ниже, чем у Як-9. Советские летчики всегда признавали «мессершмитт» более трудным и опасным противником, чем машину «фокке-вульф».

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

После войны истребители использовались для обороны границ СССР, а также во время конфликта в Корее. Отмечены случаи боев с американскими самолетами, в том числе и стратегическими бомбардировщиками Б-29.

Машина Як-9, наряду с Як-3, считается одним из лучших истребителей, созданных в КБ Яковлева.

Сильной стороной истребителя стало сочетание скороподъемности, скорости в горизонтальном полете и вертикальной маневренности. Комплекс характеристик позволял советскому самолету успешно противостоять немецким машинам вплоть до конца войны.

После войны производство продолжилось, несмотря на развитие реактивной авиации. Причинами стала необходимость загрузки авиационных заводов и замена изношенной техники, прошедшей через войну. С появлением новых истребителей началось активное списание поршневых машин.

Последние самолеты Як-9 вывели из активной эксплуатации в СССР к началу 50-х годов.

Видео

Истребитель Як-9 ОКБ Яковлева

«Краткая справка: Советский истребитель Як-9 — дальний истребитель, развитие модели Як-7, первым из «Яков» получившим полностью дюралевую обшивку. Чертежи, характеристики, история создания и боевого применения самолета»

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Истребитель Як-9У

Як-7ДИ получился легче, маневреннее оригинального Як-7, к тому же мог дольше находится в воздухе. Уже в октябре 1942 года, после проведения испытаний, истребитель был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство на заводе №166 в Омске, в 1945 году — на заводе №82 в Москве.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Чертеж истребителя Як-9

Конструкция истребителя Як-9

Истребитель Як-9 это свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Крыло с дюралевыми лонжеронами и нервюрами, покрыто фанерной обшивкой. Фюзеляж имел каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. Однако уже в 1944 году был освоен выпуск Як-9 с полностью дюралевой обшивкой.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом, кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В отсеке за кабиной может устанавливаться фотоаппаратура, дополнительный топливный бак или подвешиваться бомбы.

Топливо размещалось в 2-4 крыльевых протектированных баках. На самолёте могли устанавливаться 20-мм пушки ШВАК и Б-20С, 23-мм пушка ВЯ, 37-мм пушка НС-37, 45-мм пушка НС-45, 12,7-мм пулемёты УБС.

Як-9Б мог брать на борт 4 бомбы по 100 кг.

Модификации истребителя Як-9

  • Як-7ДИ — прототип. Изготовлен в феврале 1942 года.
  • Як-9 — серийный истребитель, отличавшийся отсутствием крайних крыльевых баков. Изготовлено 459 самолётов.
  • Як-9 М-106 — опытный истребитель с двигателем М-106-1ск мощностью 1350 л.с. Изготовлен в 1942 году.
  • Як-9Б (Як-9Л) — истребитель-бомбардировщик с бомбоотсеком за кабиной пилота. В 1944 году изготовлено 109 самолётов.
  • Як-9В — вывозной учебно-тренировочный истребитель на базе Як-9Т с двойной кабиной. С августа 1945 по август 1947 года изготовлено 456 самолётов. Ещё 337 переоборудовано из Як-9М.
  • Як-9Д — дальний истребитель с дополнительными топливными баками. В 1943-1946 годах изготовлено 3058 самолётов.
  • Як-9ДД — истребитель дальнего действия с увеличенным до 845 л запасом топлива (9 баков, в том числе в фюзеляже). Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. С мая 1944 по сентябрь 1945 года изготовлено 399 самолётов. В августе 1944 года группа из 12 самолётов осуществила перелёт Бельцы — Бари (Италия), протяжённостью 1300 км.
  • Як-9К — истребитель с 45-мм пушкой НС-45. В апреле-июне 1944 года на заводе №153 изготовлено 53 самолёта. На его же базе выпускался курьерский вариант с двухместной кабиной и отсутствующим вооружением. В июле 1944 года изготовлен на заводе №153 в единственном экземпляре.
  • Як-9М — модернизированный истребитель Як-9 со смещённой назад кабиной. С мая 1944 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 4239 самолётов.
Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1942 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: М-105ПФ, 1180 л.с.
Максимальная скорость: 599 км/ч
Практический потолок: 11,1 км
Дальность полета: 875 км
Масса пустого: 2277 кг
Максимальная взлетная масса: 2873 кг (нормальная масса)
Размах крыльев: 9,74 м
Длина: 8,5 м
Высота: 2,9 м
Площадь крыла: 17,15 кв. м.
Вооружение: 1× 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 1× 12,7-мм пулемет УБС (200 патронов)

Характеристики приведены для Як-9

  • Як-9М ПВО — истребитель для авиации ПВО. От Як-9М отличался наличием посадочной фары в левом крыле, радиополукомпасом РПК-10, уменьшеным запасом топлива и масла. В 1944 году изготовлено 160 самолётов. Кроме того, часть самолётов переоборудованы в строевых частях.
  • Як-9П — цельнометаллический истребитель с двигателем ВК-107А и трапецевидными законцовками крыла. С августа 1946 по декабрь 1948 года изготовлен 801 самолёт. Поставлялся в Албанию, Венгрию, Китай, КНДР, Польшу и Югославию.
  • Як-9ПД — опытный истребитель  с двигателем М-105ПД. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. В 1943 году изготовлено 5 самолётов.
  • Як-9Р — разведчик с фотооборудованием, созданный на базе Як-9Д. В строевых частях в разведчик переоборудовались серийные Як-9.
  • Як-9С — вариант Як-9У с 2-я пушками Б-20С и 1 пушкой ВЯ-23. В мае 1945 года изготовлено 2 самолёта.
  • Як-9Т — танковый, с мотор-пушкой НС-37, усиленной передней частью фюзеляжа, смещённой назад кабиной. С марта 1943 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 2748 самолётов.
  • Як-9ТК — опытный. Изготовлен в 1943 году в 1 экземпляре.
  • Як-9У — улучшенный, с двигателем ВК-107А, винтом ВИШ-105В-1, измененной конструкцией центроплана, сдвинутой назад кабиной, удлинённой задней частью фонаря кабины, установкой маслорадиатора по типу Як-3, фанерной обшивкой фюзеляжа. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов УБС. Выпускался с апреля 1944 года. Изготовлен 3921 самолёт.
  • Як-9УТ — пушечный вариант Як-9У с 1 пушкой Н-37 и 2-я пушками Б-20. В феврале-мае 1945 года изготовлено 282 самолёта.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Истребитель Як-9П

Эксплуатация истребителя Як-9

Истребитель Як-9 самый массовый отечественный и самый многочисленный фронтовой истребитель стран антигитлеровской коалиции.

Впервые применён под Сталинградом в 1942 году и с тех пор участвовал во всех сражениях Великой Отечественной войны.

 На Як-9 воевали французские лётчики из полка «Нормандия», уже после войны состоял на вооружении армий Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии.

Один из югославских Як-9Т впоследствии был приобретён Великобританией, на нём в 1945-1947 годах летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д. Сторрер. Истребители Як-9П ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской войны до конца 1950 года, а окончательно служба самолетов Як-9 поздних модификаций, в отдельных странах завершилась только к 1960-м годам 20-го века.

Як-9 серийно выпускался с августа 1942 по декабрь 1948 года, за это время было изготовлено 16769 самолетов всех модификаций.

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.

Самолет Як-9. Характеристики. Фото. Видео. История

Як-9 – самолет, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1942 году, принят на вооружение ВВС Красной армии в конце того же года. Самолет представляет собой одноместный истребитель – моноплан с двигателем жидкостного охлаждения. Первой операцией, в которой самолет принял участие, была Сталинградская битва, важность которой для истории переоценить невозможно.

Як-9 самый массовый советский истребитель времен Великой Отечественной войны, был произведен в количестве порядка 17000 единиц разных модификаций.

Основными причинами тому стали высокая эффективность самолета как боевой единицы, высокие летно-технические данные и простота конструкции, что позволило наладить массовое производство в военное время в кратчайшие сроки. Однако чего же такого особенного было в Як-9?

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Начнем из предыстории. Летом 1941 года ВВС РККА впервые встретили в бою немецкие Люфтваффе, которые уступая численно, превосходили по материальной части, подготовке и опыту личного состава ВВС Советского Союза.

Будет неверным сказать, что только это определило поражение ВВС, ведь немалую долю воздушного разгрома внесли стремительно наступающие наземные части Вермахта. Однако, тем не менее, факт технической отсталости на момент начала войны безусловно сыграл свою роль.

Потихоньку поступавшие в части Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 – самые современные истребители СССР на тот момент изначально уступали немецким Bf-109F, это стало понятным спустя совсем короткий промежуток времени.

Практически сразу же были предприняты попытки устранить это отставание путем внесения изменений в вышеперечисленные образцы техники.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Но это не произвело необходимого эффекта и вскоре стало понятно, что необходим абсолютно новый истребитель. КБ Яковлева параллельно с доводкой Як-1 и Як-7 (разработанного в инициативном порядке на базе учебно-тренировочного самолета) занималось и проектированием нового истребителя, получившего в итоге имя Як-9.

Появившийся в конце 1942 года, Як-9 был спроектирован на базе Як-7 и Як-1, впитал в себя лучшие черты обоих машин и опыт почти полутора лет войны, что и обусловило его успех.

К тому же несколько улучшилась культура сборки машин, была облегчена конструкция за счет использования дюралюминия и установлен форсированный двигатель М-105ПФ, что значительно улучшило летно-технические характеристики самолета.

К моменту выхода Як-9, на вооружении Люфтваффе основным истребителем стал Bf-109G, с более мощным, по сравнению с предшественником, мотором.

Однако даже он уже не предоставлял подавляющего технического преимущества своему пилоту, перед пилотом Як-9, лишь немного превосходя второго в скорости на высотах более 5000м и скороподъемности на всех высотах, однако уступая в горизонтальном вираже.

Основным недостатком  Як-9 пилоты считали малую мощность вооружения (одна 20мм пушка ШВАК и один 12.7мм пулемет УБ). Огневая мощь была уменьшена умышленно, для уменьшения веса самолета и улучшения его характеристик, по той же самой причине самолет имел достаточно малый запас горючего – всего 320кг, что несколько ограничивало область его применения. Однако, работы над усовершенствованием Як-9 велись на протяжении всей войны и даже после ее завершения. Як-9 имел 22 модификации, 15 из которых строились серийно.

Первыми модификациями и стали Як-9Д, с увеличенным запасом топлива до 480кг, и Як-9Т, оснащенного 37мм автоматической пушкой НС-37. Выпуск их начался летом 1943 года.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Несколько слово стоит сказать относительно варианта «Т». Установка столь мощного орудия на истребитель была воспринята пилотами неоднозначно.

С одной стороны, одного попадания с такой пушки было достаточно для уничтожения любого вражеского истребителя (для бомбардировщиков обычно было достаточно 2-3 попадания), но с другой — скорострельность пушки составляла 240 выстрелов в минуту (4 выстрела в секунду), и хотя это высокий показатель как для 37 мм орудия, но это низкий показатель для авиационного орудия.

Кроме того, пушка имела сильную отдачу, и лишь первый снаряд при стрельбе очередью летел точно в цель и еще 2-3 снаряда недалеко от нее. Поэтому для эффективного использования самолета с подобным орудием нужно было иметь высокую точность стрельбы, которой обладали далеко не все пилоты.

Читайте также:  Как не бояться летать на самолете: как побороть страх полета первый раз, советы психолога и пилота

Но те кто обладал, просто таки сеяли смерть и разрушение. Кроме того, что НС-37 справлялась с любым самолетом, имея бронебойные снаряды в ленте, она еще справлялась 50-60мм брони, т.е.

могла поразить практически любой танк противника (верхняя броня танков никогда не отличалась особой толщиной), и даже пустить на дно малоразмерное судно.

После этого КБ Яковлева зашло еще дальше, установив 45мм орудие НС-45 на свой самолет. Он получил имя Як-9К. Однако понятно, что если даже 37мм пушкой пользоваться могли далеко не все, то 45мм и подавно. Поэтому, а еще из-за неудовлетворительной работы самой пушки самолеты данной модификации массово не выпускались.

Следующим массовым вариантом стал Як-9М, который имел ёмкость баков как у Як-9Д и возможность установки НС-37 как у варианта «Т».

Кроме того, он оснащался более мощным двигателем М-105ПФ-2 и в целом имел модифицированную конструкцию, а значит и более высокие летно-технические характеристики. Выпуск его начался в 1944 году.

Он стал заменять в частях все предыдущие варианты, ведь вобрал преимущества каждого из них.

Истребитель Як-9: вооружение самолета, характеристики, история создания и модификации

Также в 1944 году появился Як-9ДД, имевший запас горючего в 630 кг и Як-9Р, оснащенный фотоаппаратом для разведки.

Далее появилась примечательная машина – Як-9Б, имевшая за кабиной пилота бомболюки, в которые могли быть помещены четыре 100кг бомбы, либо четыре кассеты по 32 кумулятивных противотанковых бомбы массой в 1.5 либо 2.5 кг.

Таких самолетов было произведено 109 единиц, и они в целом себя хорошо зарекомендовали как легкие бомбардировщики.

Но имели один существенный недостаток: бомболюки были расположены таким образом, что при их загрузке центр тяжести сильно смещался назад, что очень негативно влияло на летные качества машины, кроме того, при сбросе бомб самолет резко «кивал» носом, что было совсем небезопасно.

 
Як-9
Як-9Д
Як-9ДД
Як-9Т
Як-9К
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Характристики истребителей Як-9
Экипаж 1
Длина, м 8,5 8,6 8,66
Размах крыла, м 9,74
Площадь крыла, м² 17,15
Масса пустого, кг 2200 2350 2346 2298 2291
Масса нормальная взлётная, кг 2873 3174 3276 3025 3028
Масса топлива, кг 322 486 630 330 475
Двигатель 1×М-105ПФ 1×ВК-105ПФ 1×М-105ПФ 1×ВК-105ПФ
Мощность, л.с. (кВт) 1× 1180 (868)
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) 512 (0) 552 (1800)577 (3900) 535 (0) 567 (1659)591 (3650) 522 (0) 564 (1000)584 (3900) 533 (0) 574 (2100)597 (3930) 518 (0) 573 (3750)
Посадочная скорость, км/ч 130 143 145 144 142
Практическая дальность, км 848 1360 2285 735 598
Практический потолок, м 10750 9800 9400 10000 10000
Время набора высоты 5000 м, мин 5,1 6,1 6,8 5,5 6,5
Время виража на 1000 м, с 16-17 26 26 18-19 21-24
Нагрузка на крыло, кг/м² 167 192 191 176 176
Тяговооружённость, Вт/кг 306 272 263 283 283
Разбег, м 320 370 400 380 345
Пробег, м 485 550 500 500 455
Пушечное 1× 20 мм ШВАК 120 патр. 1× 37 мм НС-37 30 патр. 1× 45 мм НС-45 29 патр.
Пулемётное 1× 12,7 мм УБС 200 патр.

Последним, из большой семьи «девяток», кого следует упомянуть является Як-9У, появившийся в конце 1943 года. Он имел значительно улучшенную аэродинамику, новый, более мощный двигатель М-107А и дополнительный пулемет УБ.

Все это вкупе сильно улучшило летно-технические характеристики самолета.

Но недоведенность, низкий ресурс двигателя и проблемы с его охлаждением сильно «притормозили» развертывание массового производства, поэтому самолет начал поступать в части лишь к концу войны.

В целом же, Як-9 – это частичка отечественной истории. Именно его появление над полем боя ознаменовало конец безраздельного господства в воздухе немецкой авиации.

  • Як-9 видео
  • Военная авиация
  • Avia.pro

Як-9. Самый массовый советский истребитель..

Главной особенностью этого самолета была универсальность. Благодаря заложенным в конструкцию самолета резервам, он использовался как фронтовой истребитель с различным набором вооружения, дальний истребитель, истребитель сопровождения, истребитель-бомбардировщик и разведчик с большим набором разведывательной и фото-аппаратуры. Три девятки истребителей сопровождения Як-9 сопровождали самолет Сталина во время полета на конференцию в Тегеран.

История создания истребителя Як-9 проста. С 1942 года начались военные поставки союзников по ленд-лизу и авиационная промышленность СССР меньше страдала от недостатка алюминиевых сплавов.

Поставки алюминия позволили облегчить некоторые типы советских истребителей за счет замены деревянных силовых элементов конструкции на металлические. Первым был переделан истребитель Як-7.

Установка металлических лонжеронов крыла вместо деревянных значительно снизила вес и позволила разместить в крыльях четыре дополнительных протектированных топливных бака емкостью 680 литров. Фонарь кабины и гаргрот фюзеляжа переделали по типу Як-1б.

В результате улучшилась маневренность и скороподъемность истребителя, а также значительно увеличился радиус действия. После проведения государственных испытаний этот истребитель под обозначением Як-9 был запущен в серийное производство.

Истребитель Як-9 конструкции Александра Сергеевича Яковлева.

Серийный Як-9 предназначался для использования в качестве фронтового истребителя, на нем не устанавливались бомбовые подвески под крылья и два крайних крыльевых топливных бака. Боевое крещение Як-9 состоялось в начале 1943 года в контр-наступлении Красной Армии под Сталинградом.

Особенно удачно воевал 434-й истребительный авиационный полк под командованием майора Василия Сталина. Як-9 обладал очень хорошей скоростью и маневренностью на высотах до 3500 метров и превосходил Мессершмитт Ме-109 последних модификаций.

На высотах более 3500 метров Як-9 уже уступал Ме-109.

В марте 1943 года начался выпуск нового варианта самолета, вооруженный авиационной пушкой НС-37 конструкции Александра Эммануиловича Нудельмана и Александра Степановича Суранова калибра 37 мм.

, установленной в развале блока цилиндров двигателя и стреляющей через полый вал воздушного винта. Пришлось усилить конструкцию самолета из-за сильной отдачи пушки при стрельбе и изменить центровку.

Самолет назвали Як-9Т, у него несколько ухудшились характеристики маневра по вертикали и скороподъемность, зато улучшились результаты борьбы с вражескими бомбардировщиками. А для уничтожения вражеского истребителя было достаточно попадания одного снаряда 37 мм пушки.

Кроме того, 37 мм снаряды были весьма эффективны при штурмовке наземных целей, так как поражали легкие танки и бронетранспортеры, не говоря уже о паровозах и железнодорожных вагонах.

Истребитель Як-9Т с пушкой НС-37 конструкции Нудельмана — Суранова калибра 37 мм.

На истребителях Як-9Т успешно сражались летчики французского истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман».

Истребитель Як-9Т из состава полка «Нормандия-Неман».

Во время войсковых испытаний летчики 18-го истребительного авиационного полка за месяц на 12-ти самолетах Як-9Т выполнили 172 боевых вылета, провели 47 воздушных боев, в которых сбили 11 вражеских самолетов при потере 3-х своих. В боях на Курской дуге Дважды Герой Советского Союза Иван Степаненко на истребителе Як-9Т за месяц сбил 4 ФВ-190, Ме-109 и ФВ-189. До конца войны всего было выпущено 2748 самолетов Як-9Т.

Истребитель Як-9Т на котором воевал Дважды Герой Советского Союза Иван Степаненко.

Успехи в применении на фронте истребителя Як-9Т послужили причиной дальнейшего усиления вооружения истребителя. Была создана модификация Як-9К с авиационной пушкой НС-45 калибра 45 мм. Но это орудие оказалось слишком мощным для маленького самолета.

Для установки этого орудия пришлось усилить раму и фюзеляж самолета, и во избежании поломок самолета летчикам было рекомендовано вести огонь только короткими очередями не более 2..3 выстрелов, а еще лучше одиночными.

Но следует отметить, что несмотря на некоторое уменьшение маневренности и скороподъемности самолета, попадание даже одного снаряда гарантированно уничтожало любой вражеский самолет, включая бомбардировщик Хейнкель Хе-111 и транспортный самолет Юнкерс Ю-52.

Истребитель Як-9К.

Истребители Як-9К были выпущены в количестве 53 штук и успешно воевали в составе 274-го и 812-го истребительных авиационных полков.

Увеличением дальности полета Як-9 коллективу ОКБ пришлось заняться весной 1943 года, когда готовились наступательные операции Красной Армии.

Отсутствие подходящих аэродромов вблизи линии фронта оставляло наземные войска без воздушного прикрытия, так как истребители не могли достаточное время находиться в воздухе, тратя большую часть топлива на полет от аэродрома и обратно.

Был создан истребитель Як-9Д (дальний), на котором устанавливались дополнительные бензобаки, благо такая техническая возможность была. Его дальность полета составляла 1360 км при экономичном режиме работы двигателя.

Летные данные были почти такие же, как и у Як-9, но ощущался недостаток навигационного оборудования при полетах в сложных метеоусловиях. Серийно Як-9Д выпускался с 1943 года по 1946 год, всего было выпущено 8530 дальних истребителей.

Еще большую дальность имел истребитель Як-9ДД (дальнего действия), разработанный в 1944 году. Во время контрольных испытаний была достигнута дальность полета 2300 км без применения подвесных топливных баков. Як-9ДД имел дополнительные внутренние баки и специальное навигационное оборудование для слепых полетов в сложных метеоусловиях.

В августе 1944 года советские летчики на истребителях Як-9ДД совершили перелет над вражеской территорией в Италию в освобожденный союзниками город Бари.

Там разместилась целая эскадрилья Як-9ДД, которая прикрывала американские тяжелые бомбардировщики во время бомбардировок Румынских нефтепромыслов и осуществляла поддержку югославских партизан.

В марте 1944 года была выпущена небольшая серия истребителей-бомбардировщиков Як-9Б, которые за кабиной пилота имели отсек для размещения четырех 100-кг авиабомб.

Там же могли размещаться кассеты с мелкими противотанковыми кумулятивными бомбами ПТАБ-2,5.

Кроме того, серийно выпускался самолет-разведчик Як-9Р с аэрофотокамерами для маршрутной съемки, установленными в отсеке за кабиной пилота.

В 1944 году удалось значительно повысить летные характеристики самолета Як-9 путем установки нового форсированного двигателя М-107А взлетной мощностью 1650 л.с. и винта изменяемого шага новой конструкции. Была усовершенствована конструкция маслорадиатора и улучшена герметизация фюзеляжа.

На испытаниях истребитель Як-9У улучшенный достиг максимальной скорости 600 км/час у земли и 700 км/час на высоте 5600 метров. Существенно улучшилась маневренность и скороподъемность. В качестве вооружения устанавливалась авиационная пушка калибра 20 мм и два крупнокалиберных пулемета УБС калибра 12,7 мм.

Были модификации Як-9У и с чисто пушечным вооружением — Як-9УТ.

Истребитель Як-9УТ с пушкой НС-37 калибра 37 мм и двумя синхронными пушками калибра 20 мм. На этом самолете Герой Советского Союза Гарри Мерквиладзе сбил в бою немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262.

Истребитель Як-9У пользовался особой популярностью среди летного состава многих строевых частей. Отметили самолет и наши враги. Заблудившийся и севший на нашей территории немецкий летчик заявил: «Hаше командование отдало приказ: с самолетами типа «Як», не имеющими мачты антенны, в бой не вступать»

Самолет Як-9 различных модификаций серийно выпускался до декабря 1948 года, всего было выпущено 16769 самолетов разных модификаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *