Ил-20 (лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Прежде чем самолеты научились стрелять и сбрасывать бомбы, они вели воздушную разведку. Крылатые машины, неуязвимые для средств поражения того времени, парили над головами сражающихся и снимали на пленку их позиции. Необходимость борьбы с такими «гостями» и вынудила оснастить самолет пулеметом, превратив его в истребитель.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Е-2 «Хокай» — самолет-шпион

Собственно, съемка вражеских позиций непосредственно в зоне боевых действий остается одной из главных задач и современной разведывательной авиации, хотя средства для этого стали намного богаче и разнообразнее.

Такой род воздушной разведки получил название тактической.

Помимо нее существует и дальняя стратегическая разведка, которая интересуется объектами, находящимися далеко в глубине территории противника, причем, как правило, в мирное время.

Наконец, третий род воздушной разведки, возникший уже после Второй мировой войны, — это радиоразведка. Она обнаруживает противника по невидимым следам, оставляемым в эфире, и подразделяется на электронную, радиационную и телеметрическую. Радиоразведка предполагает и простое прослушивание вражеских разговоров по каналам связи.

Машины, применяемые для решения этих задач, почти так же разнообразны, как те, которые служат для прямого поражения противника огнем из пушек, бомбами и ракетами

ИЛ-20 — разведчик, пересекающий «взглядом» границы

Самолет радиоэлектронной разведки (СССР)

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Под фюзеляжем расположен обтекатель антенны РЛСБО «Нить»

После того как в мае 1960 года над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом, военное командование США решило собирать информацию о происходящем внутри советских границ с помощью радиоэлектронных средств.

Для этого в 1964 году на базе авиалайнера «Боинг 707-320» был построен специальный самолет, получивший название RC-135. Он надолго стал проблемой для советских средств ПВО, поскольку умел заглядывать за государственные границы, не пересекая их.

В 1965 году в СССР приняли решение о создании аналогичной машины.

Разведчик хотели сделать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д, представлявшего собой последнюю и самую совершенную модификацию пассажирской машины Ил-18. Этот самолет мог летать на большие расстояния и долго находиться в воздухе, имел вместительный фюзеляж, четыре мощных и достаточно экономичных турбовинтовых двигателя.

Разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20, или изделие 20. Главным средством ведения разведки была радиолокационная бортовая станция под названием «Игла». Отсюда появилось еще одно имя этой машины — Ил-20 «Игла».

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

В передней части бокового наплыва видна створка фотолюка, а задняя, отличающаяся по цвету, часть — антенна станции «Ромб-4»

На самолет устанавливались также средства радиотехнической и аэрофоторазведки, станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат» и система перехвата переговоров «Вишня». Весь этот арсенал должна была обслуживать команда из шести операторов. Помимо них в экипаж входили два пилота, штурман, бортинженер и бортрадист.

В задней части машины появилась комната для отдыха экипажа. Первый полет новая машина совершила 21 марта 1968 года.

Почти сразу появился модернизированный Ил-20М: число операторов, следящих за разведывательной аппаратурой, выросло до восьми.

В 1970-1980-х годах эти самолеты постоянно обследовали территорию США и других стран НАТО. Применялись они и во время боевых действий в Афганистане. НАТО сумел обнаружить и занести советский разведчик в свой «реестр» только в 1978 году, может быть, в отместку присвоив ему имя Coot, то есть «Простак». Самолет до сих пор находится на вооружении ВВС России.

А-50 «ШМЕЛЬ» — радиолокационный щит России

Самолет дальнего радиолокационного обнаружен и управления (СССР)

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Форма и расположение огромного «гриба» выбраны очень удачно, поэтому пилотировать А-50 не сложнее, чем Ил-76

В начале 1970-х годов новейшие ракетно-зенитные комплексы уже принуждали А истребители и бомбардировщики опускаться все ниже в попытках обмануть всевидящий глаз локатора.

В 1969 году на вооружении СССР состоял самолет радиолокационного дозора и наведения Ту-126, уступавший по характеристикам аналогичной американской машине Е-3А. Советская машина не могла выслеживать противника на небольших высотах.

Правительство приняло постановление о создании самолета, способного обнаруживать малозаметные цели буквально над самой землей. Проектированием такой машины занимался Московский научно-исследовательский институт приборостроения.

Первоначально за основу планировали взять пассажирский самолет, однако из соображений стоимости и удобства последующего обслуживания машины в летных частях остановились на военно-транспортном Ил-76, спроектированном в ОКБ С. В. Ильюшина.

В 1973 году работы по созданию новой машины были переданы в ОКБ имени А. К. Константинова. Самолет, пока без своей главной части — новейшего радиотехнического комплекса под названием «Шмель», поднялся в воздух 19 декабря 1978 года. Испытания самолета в это время проходили на земле.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

«Шмель» — «глаза и уши» российских средств ПВО

Комплекс умел обнаруживать в воздухе истребители и вычислять их координаты как на малых, так и на больших высотах, на максимальном расстоянии 600 км, отыскивать в море корабли и катера на расстоянии до 400 км, видеть и сопровождать до 60 целей одновременно и передавать сигналы о них 12 истребителям сразу. «Шмель» мог «ослепить» противника, завесив помехами его радиолокационную систему, и сбить его с толку ложными целями.

В 1984 году к строительству самолета приступили на Ташкентском авиационном заводе. Через год машины начали поступать в воинские части. В НАТО этому самолету дали прозвище Mainstay — «оплот».

Впервые потенциальные противники увидели его только в декабре 1987 года над нейтральными водами Баренцева моря, когда машина была замечена с норвежского противолодочного самолета «Локхид Р-3В».

В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» два А-50, летая над водами Черного моря, наблюдали за районом Персидского залива и отслеживали в нем перемещения натовской авиации.

В том же году самолетам пришлось спешно покинуть обжитую базу в ставшей суверенной Литве и переместиться на российский аэродром в городе Печоры.

В 1994 году эти машины постоянно «висели» над территорией Чечни и, накрыв ее сплошным радиолокационным полем, не позволяли боевикам установить связь с зарубежьем.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Обтекатель импульсно-доплеровской антенны радиолокационной станции кругового обзора имеет диаметр 10,8 м

В 1988 году А-50 впервые продемонстрировали открыто — на аэродроме в Кубинке индийским военным. В 1997 году один самолет был переоборудован для установки израильского радиоэлектронного комплекса.

В 2000 году один «Шмель» взяли в аренду ВВС Индии. Всего произведено около 20 штук А-50. Машины до сих пор находятся на вооружении ВВС России, оставаясь единственными представителями этого класса.

МИГ-25Р — разведка на высоте

Высотный разведчик (СССР)

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

На Западе самолет прозвали Foxbat («Летучая лиса»)

МиГ-25Р стал еще одним ответом американскому высотному разведчику «Локхид U-2». Если Ил-20 мог следить за потенциальным противником с безопасного расстояния, то МиГ-25Р должен был делать это с большой высоты, недоступной для средств ПВО и радиолокаторов.

Разработка машины началась после выхода постановления Совета министров СССР от 5 февраля 1962 года. В носовой части фюзеляжа истребителя МиГ-25 вместо бортовой радиолокационной станции установили разведывательное оборудование, которое состояло из аэрофотоаппаратов «АФА-70» и станции общей радиотехнической разведки «Ромб-4».

Чтобы увеличить дальность полета, в хвостовой части разместили дополнительные топливные баки. Для собственной защиты самолет оснастили встроенной станцией активных помех «Сирень-1Ф».

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

После снятия с вооружения SR-71 самым быстрым и высотным разведчиком в мире стал МиГ-25Р

Сборка первой машины завершилась в конце 1963 года, а 6 марта 1964 года под именем Е-155Р1 она совершила первый полет. Последующие испытания заняли еще четыре года. И только в 1968 году, уже под именем МиГ-25Р, самолет был запущен в серийное производство.

Сейчас на вооружении ВВС России находится модификация этой машины — разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ.

«ЛОКХИД U-2» — американский шпион

Высотный стратегический разведчик (США)

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Под крыльями U-2 — два съемных «суперконтейнера» для спецаппаратуры

Работы над самолетом-разведчиком, способным летать на высоте более 20 км и преодолевать расстояние свыше 9000 км, начались в США в 1954 году. Уже через год такая машина поднялась в воздух.

Самолет U-2 почти сразу был взят на вооружение ЦРУ.

Невидимый и неслышный, отделенный от наземных средств наблюдения многими километрами, он начал совершать разведывательные полеты над большинством стран мира.

Начиная с 1956 года, поднимаясь с натовского аэродрома в Инчирлике (Турция), «Локхиды» закружили и над территорией СССР. Один такой самолет, пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом, был сбит в районе Свердловска 1 мая 1960 года. Два года спустя еще один, принадлежавший правительству Тайваня, поразили над территорией Китая.

После этого U-2 подвергся значительным переработкам, самая серьезная из которых вылилась в появление модификации «R». Первый полет обновленного разведчика состоялся 28 августа 1968 года. Самолет увеличился в размерах и весе, но зато у него появились более мощные двигатели и большие топливные баки.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Над фюзеляжем U-2R установлен обтекатель системы Senior Span, предназначенной для передачи разведданных на сверхбольшие расстояния в режиме реального времени

Полеты на U-2 были довольно тяжелым испытанием для человеческого организма. Часто приходилось лететь с выключенным двигателем, в режиме планирования. Пилот, одетый в гермошлем и высотный костюм, не мог ни есть, ни пить, к тому же был лишен возможности переговариваться с землей.

Лейтенант Пауэрс прямо перед вылетом в СССР случайно узнал от механика еще одну особенность этой машины: оказывается, катапультируемое кресло было снабжено взрывчатым устройством, чтобы пилот, покинувший самолет, не достался врагу живым. Сам Пауэрс выбирался из самолета без помощи катапульты и, пребывая долгое время в свободном полете, лишь возле самой земли раскрыл парашют. Сейчас на вооружении ВВС США находятся 35 таких машин, носящих теперь имя TR-1.

Полет на U-2 может длиться 12 ч, поэтому в кабине установлено устройство для подогрева пищи, аналогичное разогреву космической еды в тубах

На U-2 применена необычная схема шасси: основная передняя опора, вспомогательная задняя и поддерживающие опоры на крыльях

«БОИНГ RC-135V/W РИВЕТ ДЖОЙНТ» — уникальный радиолокационный разведчик

Самолет электронной разведки (США)

В «щеках» (наплывах-обтекателях) RC-135V/W находятся электронные системы радиолокационного оборудования

В настоящее время в США RC-135V/W считается основным средством обнаружения различных источников радиоизлучения. Это один из членов семьи самолетов-разведчиков под общим названием RC-135.

Он создан в 1973 году из машины фото- и электронной разведки RC-135C.

От предшественника отличался особым удлиненным носом, начиненным разведывательной аппаратурой, а также множеством разных антенн на крыле и под днищем.

Разведчику присвоили имя «Ривет Джойнт» (Rivet Joint), что означает «заклепочное соединение».

Экипаж был самым большим за всю историю разведывательной авиации: 3 оператора средств радиоэлектронной борьбы; от 12 до 16 человек, ведущих наблюдение за противником; 7 технических операторов, выполняющих анализ радиоэлектронных излучений; специалист, составляющий карты радиоэлектронных излучений, с 2 помощниками; 2 оператора, ответственных за обнаружение нестандартных или неопознанных сигналов. Кроме того, был оператор для передачи данных другим самолетам и 2 человека, занимающихся техническим обслуживанием.

Гребешки на верхней части фюзеляжа — это антенны радионавигации и радиосвязи

Шесть «Ривет Джойнт» участвовали в операции «Буря в пустыне». Сейчас в составе ВВС США находятся 14 машин модификации «V/W»; 2 самолета модификации «U» с полностью секретным оборудованием; 2 модификации «S», собирающие сведения о проходящих испытаниях баллистических ракет. Все они оснащены по последнему слову американской разведывательной техники.

Пилоны со штангами, установленные на верхней части крыльев, — это антенны системы высокочастотной связи

В носовом обтекателе RC-135V/W расположен мощный радиолокатор

«НОРТРОП RF-5E ТАЙГЕР АЙ» — длинноносый разведчик

Тактический ударный разведчик (США)

RF-5E отличается от F-5E носовой частью — она на 20 см длиннее и имеет больший объем для установки разведоборудования

Самолет RF-5E «Тайгер Ай» разработан фирмой «Нортроп» на базе истребителя F-5, имевшего прозвище «Тайгер» (Tiger) — «тигр». Внешний вид разведчика отличается только вытянутым носом, начиненным разведывательной аппаратурой и имеющим продолжение в виде иглы, которая служит для дозаправки машины в воздухе.

Современные средства навигации и связи не требуют особенного внимания и позволяют пилоту целиком сосредоточиться на задачах разведки.

Мир увидел этот самолет в 1978 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Его первый полет состоялся 29 января 1979 года. Получивший в память о собрате-истребителе название «тигровый глаз», он разошелся главным образом по странам Востока: в Малайзию, Саудовскую Аравию, на Тайвань и в Южную Корею.

По вооружению RF-5E уступает истребителю немногим: есть пушки, управляемые ракеты, бомбы, напалмовые баки.

RF-5E как и F-5E прост в пилотировании и обладает отличной маневренностью

Поскольку RF-5E приходилось подолгу «висеть» в воздухе, выполняя разведку, то под фюзеляжем часто подвешивался дополнительный топливный бак емкостью 1041 л

«КАНБЕРРА PR МК-9» — английский «агент 007»

Самолет дальней высотной разведки (Великобритания)

Самолеты «Канберра PR» осуществляли аэроразведку во многих горячих точках земного шара

Британский реактивный бомбардировщик «Канберра», созданный инженером Э. Петтером для компании «Инглиш Электрик», состоял на вооружении различных стран мира на протяжении почти 40 лет. Он модернизировался, перевооружался, снимался с производства и снова возвращался в строй под новым обличьем.

В начале 1980-х годов 23 такие машины были оснащены новым бортовым радиолокационным оборудованием, системой электронного подавления чужих средств ПВО и большими топливными баками. Для этого пришлось увеличить размах крыла, длину фюзеляжа и поставить более мощные двигатели.

Бомбардировщик превратился в разведчика, который сумел пережить своего родителя. «Канберра PR Mk-9» унаследовал его трапециевидное крыло: консервативные британцы так и не смогли принять модное стреловидное.

Кабина штурмана находится в носовой части и имеет только два небольших окошка

Большая площадь крыла обеспечила машине высокую подъемную силу и значительную скорость подъема. Самолет способен летать на недостижимых ранее, например для американского истребителя F-4, высотах. В тех частях, где британским разведчикам приходилось служить вместе с «Фантомами», гонки между ними стали своеобразным спортом.

В составе ВВС Британии эти машины находились до середины 1980-х годов. После Фолклендского конфликта три из них были проданы Чили. В дальнейшем пять самолетов оснастили новейшим радиоэлектронным оборудованием для ведения высотной разведки, данные о котором до сих пор засекречены. «Канберры» остаются в строю и сегодня.

На киле видна символика 39-й эскадрильи последней, летающей на «Канберра PR Mk-9» в ВВС Великобритании

Для удобства компоновки кабина пилота «Канберра PR Mk-9» смещена относительно продольной оси фюзеляжа

Поделиться ссылкой

Ил-20, самолёт радиоэлектронной разведки

Компания участник: Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, ПАО

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания
Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания
Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания
Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания
Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания
Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Ил-20 (по кодификации НАТО: Coot — «Лысуха») — самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ на базе Ил-18, оборудованный РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками.

История.

Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 (обозначение НАТО — Coot-A) создан на базе пассажирского самолёта Ил-18 в 1968 году.

Он предназначался для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы и явился первым в СССР разведывательным самолётом такого типа.

В фюзеляже переднюю часть пассажирской кабины занимали установленные по бортам фотоаппараты перспективной аэрофотосъемки А-87П и станция общей радиотехнической разведки «Ромб-4».

В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора (РЛС БО) «Игла-1». Также на самолёте стояла станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратура радиоперехвата УКВ диапазона «Вишня».

В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для 6 (впоследствии 8) операторов радиотехнических систем. Операторский состав возглавлял начальник бортового разведывательного комплекса (БРК). Лётный экипаж состоит из 5 человек.

В хвосте самолёта оборудована комната отдыха с обычными сдвоенными пассажирскими креслами, буфет, гардероб и туалет.

Первый полёт состоялся 21 марта 1968 года, командир экипажа — С. Г. Близнюк. Цикл испытаний был завершён в 1969 году.

От исходного самолёта Ил-20 отличается более мощными двигателями АИ-20М, меньшим полётным весом и увеличенной до 5400 км дальностью полёта. Серийно Ил-20 и его модификации строился на московском авиазаводе «Знамя Труда» до 1976 г. Часть самолётов было переоборудована из пассажирских Ил-18Д.

Самолёты не поступали на вооружение каких-либо авиационных разведывательных или иных подразделений ВС СССР, а числились в частях центрального подчинения, то есть напрямую замыкались на штаб округа или флота.

Самолёты периодически выполняли разведывательные полёты, а также принимали активное участие в разнообразных учениях.

Впоследствии, из-за морального и физического старения разведаппаратуры, оставшиеся в строю самолёты переделаны в транспортно-пассажирские и используются для перевозок личного состава и грузов.

Окраска

Самолёты Ил-20 и Ил-22 очень часто окрашивались под принятый тогда стандарт советского «Аэрофлота» и наносился гражданский регистрационный номер. Более того, на борту в районе кабины, как и на пассажирском самолёте, была надпись «Ил-18». Только некоторые самолёты получили шаровый (серый) цвет, как на Ил-38. 

Модификации

Название модели  Краткие характеристики, отличия.
Ил-18Д «Игла»(«изделие 20») Опытный самолёт радиотехнической разведки, переоборудована одна машина.
Ил-18РТЛ Опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина.
Ил-20М («изделие 17») Самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
Ил-20М1 Самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки.
Ил-20РТ Самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины.
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Построено 14 самолётов.
Ил-22М-11 (изд. 40 «Зебра») Дальнейшая модификация ВзКП. Построен 21 самолёт.
Ил-22М-15 (изд. 41) Последняя модификация ВзКП. Построен 1 самолёт, после развала СССР достался Казахстану.

По состоянию на 08.07.2014 г. ОАО «Ил» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолётов специального назначения типа Ил-20 и Ил-22.

На вооружении

Состоит на вооружении

  • Россия — 20 Ил-20М, по состоянию на 2012 год.

Состоял на вооружении

  • СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году

Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.

Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.60
Масса, кг пустого самолета 33760
Масса, кг максимальная взлетная 64000
Тип двигателя 4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч 675
Крейсерская скорость, км/ч 620
Практическая дальность, км 6200
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 13

Видео

Самолёт-загадка Ил-20

Созданный на базе легендарного пассажирского самолёта Ил-18, первый самолёт-разведчик Ил-20 выполнял полёты вдоль всей протяжённости государственной границы и благодаря своей оснащённости фотоаппаратурой и оборудованию радиотехнической разведки и радиоперехвата, успешно справлялся с поставленными задачами.

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух.

Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч.

Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров.

Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная — 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту Ил-18, быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте.

Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов.

При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта.

Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик Ил-20. В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года Ил-20 был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

Особенности конструкции

У самолёта-разведчика остался планер Ил-18, вместо двигателей НК-4 установили, обладающие большей мощностью турбовинтовые Аи-20М, снизили общий полётный вес, дальность полёта Ил-20 возросла и составила 5400 км.

Сразу за кабиной экипажа в Ил-20 в переднем отсеке располагались по обоим бортам аэрофотоаппараты А-87П и станция, ведущая общую разведку в радиодиапазоне – «Ромб-4», между кабиной пилотов и передней кромкой крыла снаружи под фюзеляжем в обтекаемой гондоле размещалась антенна радиолокационной станции бокового обзора.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Самолёт Ил-20

Внутри фюзеляжа оставалось достаточно места для аппаратуры перехвата на ультракоротких радиоволнах и станции детальной разведки. В салоне возле фотоаппаратов, станций перехвата и радиоразведки располагались восемь операторов, обслуживающих эти радиотехнические системы во главе с начальником этого комплекса.

Кроме операторов, на борту находились ещё пять человек лётного состава. В длительных полётах все члены этого коллектива могли отдохнуть попеременно в отсеке для отдыха, расположенном в хвостовой части фюзеляжа. Там находились парные кресла и столики возле буфета, рядом был оборудован гардероб, а в самом конце отсека, за перегородкой размещался туалет.

Ил-20 практически визуально ничем не отличался от базовой модели, эти машины никогда не поступали в войсковые части, а напрямую подчинялись лишь штабам армии или флота.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Ил-20

Лётно-технические данные

  • Экипаж — 13 чел
  • Максимальная скорость — 675 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 620 км/ч
  • Дальность — 6200 км
  • Динамический потолок — 10 тыс. м
  • Длина самолёта — 35,9 м
  • Высота самолёта — 10,17 м
  • Площадь крыла — 140,6 м2
  • Вес неснаряженного самолёта — 33,76 т
  • Максимальный взлётный вес — 64 т
  • Двигатели — 4 х АИ-20М
  • Тяговооруженность — 4 х 4250 л.с.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Рабочие места операторов Ил-20

Интересные факты полётов Ил-20 в Сирии

Когда рядовому зрителю по телевидению показывают изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов наших штурмовиков по позициям боевиков ИГИЛ, не каждый догадывается, что такая картинка возможна не только с помощью спутников и беспилотников, но и в результате работы самолёта радиотехнической разведки Ил-20.

Как известно, более 200 ударов нанесли наши ВКС, уничтожив склады горючего, командные пункты террористов и живую силу. Высокую точность этих ударов обеспечили самолёты радиотехнической разведки Ил-20 с помощью РЛО и оптических сенсоров, размещённых на них.

  • Координация полёта ракет «Калибр» на подходе к цели, при пуске их из акватории Каспийского моря, не была бы такой точной, если бы не высококлассная работа операторов самолёта радиотехнической разведки Ил-20.
  • Ещё один интересный факт, штурмовики и бомбардировщики точно выходят на цель с помощью аппаратуры Ил-20, но локаторы противника их не видят в это время, ЗРК просто ничего не наблюдают на своих экранах, благодаря работе аппаратуры радиоэлетронного противодействия, установленной на самолёте-разведчике Ил-20.
  • Американцы прозвали эту машину самолётом-загадкой.

Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Ил-20МЭ

Видео Ил-20: разбег с поднятой стойкой шасси, взлёт

Самолёт Ил-20 является первым советским самолётом-разведчиком. Создание этой машины стало настоящим прорывом в области воздушной разведки. В наши дни Ил-20 стал платформой для радиоэлектронного разведывательного оборудования и считается главным разведчиком российских ВВС.

Самолет радиотехнической разведки ил-20

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР

Первый полет: 1968 г.Ил-20 (Лысуха): характеристики самолета разведчика, скорость, стоимость, история создания

Самолет-разведчик на базе Ил-18Д стал называться Ил-20 либо «изделие 20». Ил-18Д воображал собой последнюю и самая совершенную модификацию семейства самолётов Ил-18, пребывавших в производстве с 1957 года.

В отличие от прошлой серийной версии Ил-18В, он оснащался более замечательными и экономичными двигателями АИ-20М VI серии и дополнительными топливными баками, что снабжало ему увеличенную дальность полета.

С большим запасом горючего она достигала практически 6400 км (у Ил-18В — 4850 км). Летные опробования Ил-18Д начались 26 июля 1965 года, и в том же году он был запущен в серийное производство на столичном заводе «Знамя труда», поменяв в цехах Ил-18В. Всего до 1969 года было выстроено 122 самолета Ил-18Д, ставших последними серийными самолётами данного типа.

Как раз Ил-18Д послужил базой для разработки всех последующих «военных» вариантов пассажирской автомобили.

Главным средством ведения разведки на данной машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», исходя из этого самолет часто именовался Ил-18Д «Игла».

Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Государственного комитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного скоро во Всесоюзный НИИ радиоэлектронных совокупностей (ВНИ-ИРЭС), а после этого вошедшего в состав НПО (сейчас — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М.Глушков, его помощником — С.Е.Конторов.

Кроме фактически РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета.

Комплекс разрешал взять детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в произвольных метеоусловиях и помимо этого, вести аэрофотосъёмку и радиотехническую разведку.

Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (протяженность — около восьми метров) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №№ 8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем грузовом отсеке фюзеляжа.

Кроме перспективной радиолокационной разведки местности посредством аппаратуры «Игла» Ил-20 имел возможность вести и классическую аэрофотосъемку.

Для этого он оснащался набором аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов.

Объективы фотоаппаратов размешались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — второй характерной внешней особенности Ил-20.

В задней части этих обтекателей монтировались антенны совокупности неспециализированной радиотехнической разведки «Ромб», помогавшей для обнаружения радиолокационных средств соперника, определения направления на его частоты и источник излучения.

Но этими совокупностями не исчерпывался состав особого оборудования Ил-20.

В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», разрешавшей, в отличие от совокупности «Ромб», приобретать более подробные сведения об найденных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа размешались антенны совокупности перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня».

Особое разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в средней кабинах и передней самолета. Помимо этого, как и на всех других Ил-18, в состав экипажа Ил-20 входили два пилота (правый и командир летчик), навигатор, бортрадист и бортинженер.

Стандартное для Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине была организована помещение для отдыха экипажа с креслами и буфет, тут же были туалета и помещения гардероба. Для аварийного покидания самолета с парашютами предусматривался катастрофический люк в правом борту задней части фюзеляжа.

В первоначальный экземпляр Ил-20 решено было переоборудовать серийный Ил-18Д № 9403. Переоборудование его на столичном заводе «Знамя труда» началось 6 мая 1967 года и завершилось в начале следующего года. На летные опробования самолет поступил в марте.

Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Станиславом Близнюком, пришедшим на компанию по окончании окончания в 1965 году Школы летчиков-испытателей ЛИИ и ставшим позднее шеф-пилотом ОКБ им. С.В.Ильюшина. Ведущим инженером по опробованиям Ил-20 был назначен В.Володько.

Первый этап летных опробований (еще без аппаратуры «Игла»), завершенный в том же 1968 году, распознал, что по пилотированию Ил-20 отличается от серийного Ил-18Д незначительно. Управление им было легким и эргономичным, вместе с тем наличие подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью стало причиной снижения запаса путевой статической устойчивости.

Но проявлялось это по большей части лишь при полете с зафлюгированным крайним двигателем, в то время, когда отклонение самолета по крену и курсу происходило более интенсивно, чем на пассажирском Ил-18Д. Но и в этом случае значения крена не выходили за ограничения.

Второй этап летных опробований (с аппаратурой «Игла») начался в том же 1968 году и завершился летом следующего 1969 года с хорошей оценкой.

Полеты были зачтены в качестве этапа «А» совместных национальных опробований и самолет был рекомендован к серийному производству.

Разработка чертежей для серийного производства на заводе «Знамя труда» началась еще во второй половине 60-ых годов XX века и на рубеже нового десятилетия из цехов начали выходить уже первые серийные автомобили.

Этап «Б» совместных национальных опробований Ил-20 состоялся в 1970-1971 годах, по окончании чего начал поступать в армии.

За Ил-20 показался модернизированный Ил-20М. Экипаж Ил-20М складывается из тринадцати человек, восемь операторов разведаппаратуры дополняют простых пилотов, навигатора, радиста и бортинженера. В распоряжении операторов достаточно солидный комплект средств разведки — не только радиотехнической, но и оптической.

Передний салон дан оператору аэрофотоаппаратов А-87П, установленных по обоим бортам в месте размещения первой пары окон. Для их объективов в обшивке были сделаны фотоокна, закрытые оптическими стеклами. Но, заметить фотоокна не просто, потому, что они находятся под обтекателями, а применение фотоаппаратуры обеспечивается при открытии особых шторок.

Задняя часть этих же обтекателей помогает для размещения антенн станции РТР «Ромб-4», разрешающую осуществлять неспециализированную разведку радиолокационных средств (направление на источник, рабочая частота). Помимо этого, в передней части правого обтекателя расположен воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора совокупности охлаждения блоков станции «Игла».

Кроме «Ромба», самолет оснащен станцией РТР «Квадрат-2» (антенны в нижней части фюзеляжа за крылом) для детальной разведки (кроме частоты и направления, отслеживались такие параметры, как частота следования импульса, скважность, мощность излучения, и другие). Станция перехвата открытых переговоров «Вишня» (антенны над передней частью фюзеляжа) обслуживается особенным оператором, не только прекрасно опытным соответствующий зарубежный язык, но и ориентирующимся в тонкостях слэнга военного радиообмена.

  • Для увеличения достоверности информации разведка ведется в один момент по нескольким каналам, что разрешает уточнять эти, полученные от «Иглы» при помощи АФА, либо напротив, подтверждать результаты работы «Квадрата» радиолокационной картиной той же местности.
  • «Квадрат», «Ромб», «Игла» и другую разведаппаратуру обслуживают семь операторов, трудящихся по большей части салоне самолета.
  • В связи с установкой бессчётного оборудования, конструкция фюзеляжа была частично усилена, а уменьшение числа «жителей» привело к демонтажу большей части помещений и бытового оборудования (уборные, гардероб, буфет).

Вместе с тем специфика применения Ил-20М обусловила трансформации в кислородном и спасательном оборудовании. Все кресла экипажа приспособлены для размещения парашюта, а с правой стороны, на месте люка заднего грузового отсека, оборудован люк аварийного покидания самолета, соединенный с главным салоном шахтой. (Но, «огрызок» от бывшего люка грузового отсека остался).

Самолеты Ил-20, и последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более идеальным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков либо эскадрилий ВВС СССР, а подчинялись конкретно руководству армейских округов (в каждом округе имелось по паре таких самолетов). Всего до 1976 года завод «Знамя труда» выстроил около двух десятков самолетов Ил-20 и Ил-20М.
Самолеты данного типа много раз привлекались к разным учениям Армии. Так, во время с 4 по 10 февраля 1970 года Ил-20 участвовал в войсковых учениях «Двина» (самолет пилотировал экипаж летчика-испытателя С.Близнюка). В мае следующего года Ил-20 выступил в качестве самолета-фаворита на показе авиационной техники под условным заглавием «Кристалл», проводившемся для высшего управления страны на аэропорте ГНИКИ ВВС в г.Ахтубинске.

Появление строевых Ил-20 над нейтральными акваториями не прошло незамеченным для потенциального, как тогда говорили, соперника. Но идентифицирован зарубежной разведкой он был лишь во второй половине 70-ых годов двадцатого века, в то время, когда НАТО присвоило ему кодовое наименование «Coot-А».

Экипажи Ил-20 всегда выполняли разведывательные полеты над нейтральными акваториями мирового океана, где много раз их «перехватывали» самолеты возможного соперника. Так, весной 1985 года разведчик был встречен «Си Харриером» 801-й эскадрильи авиации ВМС Англии над Северной Атлантикой вблизи Норвегии.

31 августа 1993 года Ил-20М (начальник майор И.Антипов), делавший учебно-боевое задание, был условно перехвачен над нейтральными акваториями Японского моря сперва истребителями армии Южной Кореи, а после этого самолетами японских сил самообороны.

7 декабря 1995 года Ил-20М привлекался для поисков в Татарском проливе обломков разбившегося авиалайнера Ту-154Б № 85164 Хабаровского авиаотряда, куда он, взлетев с Сахалина, по первым версиям имел возможность упасть. Использовался самолет и на протяжении военных действий в Афганистане.

В девяностых из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, но должной замены им так и не последовало.

Частично заменить Ил-20М имели возможность самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22МР.

Но устаревшие Ту-22РДМ кроме этого в 90-е годы были сняты с оружия, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в очень ограниченном количестве.

В следствии сейчас главный количество задач комплексной воздушной разведки в ВВС России решают самолеты фронтовой авиации Су-24МР и МиГ-25РБ (с разными вариантами оснащения). В также время некое количество Ил-20М так же, как и прежде еще остается в строю. Правда с 90-х годов многие из них значительно чаще привлекаются только для транспортных перевозок.

  1. Кое-какие из этих автомобилей, располагающие громадным летным ресурсом, прошли соответствующее переоборудование и превратились в «простые» Ил-18Д.
  2. Ил-20 вошел в историю русском военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного применения средств воздушной разведки, основанных на различных правилах получения информации.
  3. ЛТХ:

Модификация: Ил-20
Размах крыла, м: 37,42
Протяженность самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,60
Масса, кг
-безлюдного самолета: 33760
-большая взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Большая скорость, км/ч: 675
Крейсерская скорость, км/ч: 620
Практическая дальность, км: 6200
Практический потолок, м: 10000

  • Экипаж, чел: 13.
  • Самолет РТР Ил-20.
  • Ил-20 заходит на посадку.
  • Ил-20 заходит на посадку.
  • Ил-20М заходит на посадку.
  • Ил-20М заходит на посадку.
  • Ил-20М на рулежке.
  • Ил-20М ВВС России на стоянке.
  • Рабочие места операторов РТР на Ил-20М.

Ил-20М. Рисунок.

Ил-20. Схема.

Ил-20М. Схема.

.

.

Перечень источников:
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Мир авиации. Сергей Цветков. Классик «золотой» эры.
Взлет. Михаил Сунцов. Армейские профессии известного самолета.
Крылья Отчизны. Сергей Цветков. Смена репертуара.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Феномен Ил-18.
Мир Авиации. Сергей Цветков. Ил-20 — первый армейский «восемнадцатый».

Фотоархив сайта russianplanes.net

ИЛ-20 Взлет!

Увлекательные записи:

Как боевиков ИГ сканируют с воздуха: самолет-загадка Ил-20 в Сирии

Когда в Национальном центре управления обороной РФ официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков рассказывает о ходе проведения воздушной операции российских ВКС в Сирии, для наглядности он оперирует интерактивной картой, на которой в режиме реального времени видно, где и как наносятся авиационные удары по боевикам ИГ. Все видно красиво и доходчиво.

А вот откуда появляется эта «картинка», мало кто задумывается.

Понятно, что используются данные с российских беспилотников и спутниковой разведки, но в этой визуальной цепочке не последнее место занимает и самолет радиолокационной разведки Ил-20, который способен выполнять немалое количество специальных задач. В том числе передавать данные непосредственно в Генштаб. Из-за секретной «начинки» его прозвали «самолетом-загадкой» (по натовской классификации – «Лысуха»).

Американцы, кстати, первыми заметили, что во время стремительной операции российских ВКС против ИГ в Сирии была оперативно создана разветвленная система радиоэлектронной разведки.

Возможность сканирования радиоэфира террористов, показ видеороликов с уничтожением скоплений техники боевиков позволили им предположить, что радиоперехват осуществляет российский самолет-разведчик Ил-20. И, похоже, заокеанские эксперты не ошиблись.

В российском Министерстве обороны этот факт не опровергают, но и численность подобных самолетов не уточняют – их столько, сколько нужно. Зачем уточнять, если американская спутниковая разведка до сих пор не обнаружила присутствия этих самолетов на авиабазе близ Латакии?

Согласно официальному заявлению Министерства обороны РФ, российская авиация с начала операции в Сирии нанесла более 200 ударов по позициям террористов – пунктам управления, наведения и связи, заводам по производству вооружений и взрывчатки, складам боеприпасов и горючего. Причем, все удары нанесены с высокой точностью, которая обеспечивается, в том числе новейшим оборудованием средств радиоэлектронного обнаружения и оптическими сенсорами самолета Ил-20. Этот самолет не наносит бомбовые и ракетные удары – он их направляет.

Вначале о самом самолете. Его планер, состоящий из фюзеляжа, крыла и хвостового оперения, оснащенный двигателями и шасси, практически аналогичен гражданскому авиалайнеру Ил-18.

«Не совсем тактично сравнивать самолет-разведчик Ил-20 и пассажирский Ил-18, хотя внешних сходств у них действительно предостаточно, – считает авиационный эксперт Валентин Дудин.

– В советские времена эти самолеты военного назначения даже имели в целях маскировки стандарт окраски «Аэрофлота» и гражданские регистрационные номера. Но это разные машины.

Ил-20 отличается от исходного самолета меньшим полетным весом, мощным двигателем АИ-20М и увеличенной до 5,4 тысячи километров дальностью полета.

Нельзя назвать точной копией Ил-18 и построенные на его базе противолодочные самолеты Ил-38 и воздушный командный пункт Ил-22. Но если машина до сих пор летает, причем весьма активно, значит запаса прочности на 40 лет ей хватило. И еще лет десять этот самолет может быть в строю, ресурса хватит».

Эксперт утверждает, что межремонтный ресурс Ил-20 составляет почти 10 лет, что тоже является большим плюсом машины. Главное – защитить планер от коррозии и усталости металла. Стоящие сейчас на вооружении российских ВКС самолеты имеют исправные планеры. Но вот с поставками новых двигателей, которые производит украинская «Мотор-Сич» по понятным причинам возникли проблемы.

Действительно, самолет радиоэлектронной и фоторазведки, радиоэлектронной борьбы Ил-20 был создан в 1968 году на базе пассажирского Ил-18 (последний из 20 был выпущен в 1976 году).

Самолет использовался для разведки вдоль пограничной полосы и государственной границы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. Впереди пассажирской кабины у него была установлена станция радиотехнической разведки и фотоаппараты аэрофотосъемки.

Антенна радиолокационной станции находилась в подфюзеляжной гондоле. Также на Ил-20 была установлена станция детальной радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата.

По тем временам это был настоящий прорыв в области воздушной разведки. Экипаж состоял из пяти летчиков и шести операторов радиотехнических систем. Для удобства во время длительных перелетов в салоне была оборудована комната отдыха, гардероб, буфет и туалет.

Сейчас от прежнего самолета-разведчика, помимо планера и буфета, ничего не осталось. Ил-20 стал платформой для радиоэлектронного разведывательного оборудования.

Он оснащен антенной решеткой, инфракрасным сканером и оптическими датчиками, радиолокационной станцией бокового обзора и системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени.

Этот летательный аппарат является главным разведывательным самолетом, стоящим на вооружении российских ВВС.

Несмотря на почтенный возраст, самолет по-прежнему пользуется уважением у авиаторов.

Про специалистов радиоэлектронной и радиотехнической разведки и говорить нечего – новейшая техника работает выше всех похвал, что подтвердило и ее последнее применение в Сирии.

К слову, американский аналог – Boeing RC-135, является ровесником Ил-20 (они даже внешне чем-то похожи), но по своим техническим возможностям российский самолет превосходит конкурента – это признают даже наши потенциальные противники.

Создавать новый самолет радиотехнической разведки – дело долгое и дорогое. Потребуется переделать всю систему радиоэлектронной разведки, которая спроектирована под Ил-20 с учетом его размеров и формы фюзеляжа и крыльев. Ранее на замену ему рассматривались современные Ту-204, Ту-214 и Ан-140.

Но ни один не удовлетворил всем требованиям для разведывательного самолета. У Ту-204 недостаточная дальность и продолжительность полета (6 часов против 12 у Ил-20). Ан-140 не достаточно вместителен для аппаратуры.

Единственный пока альтернативный вариант – модернизированный Ту-214, но он рассматривается в удаленной перспективе.

Поэтому Минобороны России модернизировало один из самых старых отечественных самолетов, наиболее пригодных для ведения воздушной разведки. Несколько из 20 базирующихся на аэродромах в Кубинке и Чкаловском самолетов Ил-20 прошли полную модернизацию и вернулись в строй.

Сейчас обновленные машины, оснащенные высокочувствительными станциями радиотехнической разведки, полностью владеют небом Сирии – в плане добываемой информации. Они обнаруживают излучение электронных систем террористов ИГ – радары, системы связи, наведения и многое другое.

Радиоэлектронная разведка с применением возможностей Ил-20 ведется двумя способами: активным и пассивным. Активный – это дальнее радиолокационное обнаружение (ДРЛО), предназначенное для наведения ударных средств на цель.

Пассивный – это радиотехническая разведка, которая только обнаруживает и классифицирует вражеское радиоизлучение. Самолет радиотехнической разведки, как и ДРЛО, подолгу барражирует над определенными районами, сканируя радиоэлектронную обстановку.

Он также способен к высотным полетам (потолок 10 километров) для ретрансляции сигналов.

Из «закрытых» возможностей Ил-20 можно без расшифровки упомянуть и такие способности, как корректировка не только авиационных ракетно-бомбовых ударов, но и координирования полета крылатых ракет на конечном этапе.

Никто не афишировал, но без участия этих самолетов ракеты «Калибр», запущенные из Каспийского моря по боевикам ИГ в Сирии, могли быть не такими точными. А еще аппаратура Ил-20 не только точно наводит штурмовики и бомбардировщики на цель, но и обеспечивает их безопасность во время боевого применения.

Российские самолеты просто становятся невидимыми для РЛС противника. Поразить их ЗРК не могут – визуально может и видят, но радары наведения просто слепнут.

Подобные системы – будущее российской армии. Не случайно Министр обороны России Сергей Шойгу на минувшем авиакосмическом салоне МАКС-2015 так интересовался, прежде всего, разработками в области радиоэлектроники и приборостроительного сектора.

Министр проявил большой интерес и к экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации, концерна «Радиоэлектронные технологии», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», других профильных компаний, разрабатывающих перспективный авиационный комплекс радиоэлектронного обнаружения.

…Если вы сегодня увидите в информационных новостях генерала Игоря Конашенкова у интерактивной карты – знайте, что в небе над Сирией сейчас работает наш Ил-20.

Виктор Сокирко

Минобороны России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *