Т-50 — не просто современный боевой самолет. Его появление говорит о двух очень важных событиях: это первая серийная боевая машина, полностью разработанная в постсоветский период; еще это первый российский истребитель пятого поколения.
Предыстория
В середине 70-х годов ВПК СССР и США вступили в очередную гонку — по разработке истребителя пятого поколения. Для непосвященных все это выглядело несколько странно, поскольку истребители четвертого поколения – Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 еще только-только становились на крыло. Тем не менее с обеих сторон в «бой» были брошены лучшие силы в лице ведущих ОКБ и научных центров.
Перед ними была поставлена непростая задача – в короткий срок создать новый истребитель с уникальными характеристиками: уменьшенной заметностью, боевой эффективностью нового уровня, наличием круговой информационной системы, возможностью достигать сверхзвука без форсажа, сверхманевренностью.
Истребитель пятого поколения должен уверенно себя чувствовать в ближнем и дальнем бою, располагать бортовыми АСУ и системами помех, обладать повышенной автономностью, улучшенной аэродинамикой, которая обеспечит ему более высокую маневренность. Он также должен уметь при необходимости исправлять допущенные пилотом ошибки пилотирования и решать некоторые тактические задачи.
Промежуточный финиш
То, что «финишную черту» первыми пересекли американцы, было вполне предсказуемо. Их серийный истребитель 5-го поколения F-22 Raptor поступил на вооружение ВВС в 2005 году. Россия тогда ничем подобным похвастаться не могла, поскольку ее порушенный в лихие 90-е ВПК только начал приходить в себя.
По сути, непосредственно в ОКБ Сухого к работе над новой машиной приступили только в 1998 году. Через три года, концепция была окончательно сформулирована и получила условное название ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Другое его название Т-50.
Пак фа т-50
Т-50 вобрал в себя практически весь набор вышеназванных характеристик. Машина многофункциональна и «всеядна». Ей по «зубам» как воздушные, так и наземные цели.
Т-50 малозаметен в любых спектрах – визуальном, тепловом и электромагнитном.
Благодаря управляемому вектору тяги, он показывает чудеса маневренности, обладает расширенным диапазоном полетных режимов и сверхзвуковой скоростью, которую он достигает, ни прибегая к форсажу.
Первые три российских истребителя 5-го поколения были собраны в Комсомольске–на-Амуре на предприятии КнААЗ им. Ю. А. Гагарина в 2009 году, после чего практически сразу же начались их испытания. Первый полет состоялся 29 января 2010 года. Пилотировал Т-50 заслуженный летчик-испытатель, Герой России С. Л. Богдан.
Некоторые особенности ПАК ФА
Малозаметность
Примерно четверть всех используемых в конструкции материалов приходится на композиты на базе углепластиков. Больше всего они задействованы на внешних поверхностях, что позволило значительно снизить радиолокационную заметность.
С этой же целью вооружение истребителя размещено во внутренних закрытых отсеках; воздухозаборники имеют специфическую конфигурацию, а планер частично изготовлен из радиопоглощающих покрытий.
Двигатели
Что касается двигателей, то пока Т-50 летает с двумя усовершенствованными АЛ-41Ф1, доставшимися ему в «наследство» от Су-35. В дальнейшем он получит свои персональные двигатели с управляемым вектором тяги, которые обеспечат ему скорость от 2100 до 2600 км/ч без форсажа.
Бортовая электроника
«Глаза» первого отечественного истребителя 5-го поколения – локатор с фазированной антенной решеткой (ФАР) с дальностью обнаружения до 400 км. При этом она «видит» практически все, что летает и передвигается по земле, выполняет функции навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и РЭБ.
Вооружение
В ракетном арсенале (в двух внутренних отсеках) Т-50 размещается 10 ракет, из них 2 — ближнего боя и 8 – средней дальности. Его дополняет сдвоенная модернизированная 30-мм пушка с боекомплектом на 100 выстрелов. При необходимости дополнительно на внешних подвесках размещаются еще 14 ракет.
Кабина
Кабина нового истребителя многое «позаимствовала» от кабины Су-35. Все полетные характеристики сосредоточены на двух 15-дюймовых дисплеях. При этом у пилота есть возможность компоновать информацию в наиболее удобном для себя формате. Пилотажная информация и прицеливание отображаются на широкоформатном индикаторе лобового стекла.
Т-50 против F-22 «Raptor»
С началом испытаний Т-50 в интернет-сообществе кипят нешуточные споры о том, кто все же одержит победу в возможном воздушном поединке истребителей пятого поколения – он или его главный визави F-22 «Raptor». При этом каждая из сторон выдвигает свои «более весомые» аргументы, ценность которых без реального поединка весьма сомнительна.
Не стоит умалять достоинств американской машины, созданной в компании Lockheed Martin и которая стоит на вооружении ВВС США уже 12 лет. Однако по мнению многих экспертов, самолет получился чрезвычайно дорогим — свыше 150 млн. долл. каждый. Всего было выпущено 187 самолетов, из которых 5 потеряно в результате аварий.
В связи с этим представляет интерес мнение летчика-испытателя Сергея Богдана, первого, кто поднял в небо Т-50.
По его мнению, проиграв в сроках, российский разработчики получили преимущество в реализации более современных технологий и наработок.
Неоднократные переносы в принятии самолета на вооружение свидетельствуют лишь о том, что заказчик в лице ВКС России заинтересован в полностью готовой машине.
Оценивая увиденный пилотаж «Раптора» в Фарнборо, Сергей Богдан откровенно признался, что российский Су-30 показывал более продвинутую программу еще 10 лет назад. По его глубокому убеждению, что и в возможном воздушном бою наш Т-50 ни в чем не уступит.
В семействе «пятых» ожидается прибавление
Американский F-35
Уже смело можно констатировать, что на F-22 и Т-50 процесс создания истребителей пятого поколения не остановится. Так у американцев на очереди более легкий одномоторный F-35 (производство Lockheed Martin), ориентированный на экспорт.
Китайский J-20
В Китае проходит испытания J-20 «Черный орел». Российские и индийские конструкторы готовы приступить к созданию истребителя FGFA на базе Т-50. Не хотят отставать и японцы. Их перспективный самолет возможно будет называться ATD-X Shinshin.
Каким будет шестое поколение
Однако конструкторская мысль уже «бороздит просторы» будущего, формируя облик самолетов следующего, шестого поколения. По версии компании Northrop Grumman, машину оснастят лазерной пушкой и «добавят» новых стелс-технологий. Концерн Boeing предлагает схему «смешанного крыла» — разновидность «летающего крыла».
Разработка российского истребителя 6-го поколения идет уже как минимум 5 лет. Известно о двух участниках проекта – «Концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
По словам представителя КРЭТ Владимира Михеева, будут создаваться две версии самолета – беспилотная и пилотируемая, летающих со скоростью от 2 до 5М и вооруженных электромагнитными пушками.
Первый полет ожидается не ранее 2023-25 годов, в серию новая машина должна поступить к 2030 году.
Режим сверхманёвренности: какие задачи может выполнять российский истребитель пятого поколения Су-57
Военнослужащие ВКС России полностью освоили истребители пятого поколения Су-57 на всех режимах полёта, сообщает Минобороны РФ.
Экипажи самолётов отработали одиночный и групповой пилотаж, действия в составе звена, полёты на предельно малых высотах, применение средств поражения и элементы ближнего воздушного боя. Су-57 считается сверхманёвренной и скоростной машиной.
Также к достоинствам истребителя относят малую заметность, всенаправленное применение оружия, высокую помехозащищённость. Как полагают эксперты, разработка Су-57 позволила вывести Россию по отдельным направлениям на передовые позиции в мировом авиастроении.
Лётчики Воздушно-космических сил России полностью освоили истребители пятого поколения Су-57 на всех режимах полёта, включая предельные уровни высот, скоростей и перегрузок. Об этом сообщает Минобороны РФ.
«В ходе выполнения полётных заданий лётчики ВКС отработали одиночный и групповой пилотаж, групповую слётанность в составе звена, полёты на малых и предельно малых высотах, а также боевое применение авиационных средств поражения», — говорится в сообщении Минобороны.
Как отмечает оборонное ведомство, на заключительном этапе полётов экипажи Су-57 выполнили элементы ближнего воздушного боя, «в том числе с применением сверхманёвренных режимов авиационного комплекса».
В сентябре прошлого года лётчик-испытатель Сергей Богдан в интервью телеканалу «Звезда» похвалил отечественный самолёт пятого поколения за «высочайшие характеристики» управляемости и сравнил его по скорости и манёвренности с «гоночным болидом». По его словам, Су-57 «очень хорошо делает управляемый штопор, очень быстро вращается, очень быстро останавливается».
Также по теме
«Нет ни у кого в мире»: как новейшая радиолокационная станция усилит возможности российских роботов и БПЛА
Для нужд российской армии создаётся малогабаритная многофункциональная программная радиолокационная станция (РЛС), сообщил начальник…
«По своим характеристикам (манёвренность, управляемость) он (Су-57) очень близок к самолёту Су-35, но удивляет своими характеристиками на сверхзвуковых скоростях. Как он великолепно разгоняется, как идёт на стратосферных высотах и больших скоростях. Динамика разгона у земли до сверхзвуковой скорости тоже потрясает», — сказал Богдан.
В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что в перспективе манёвренность и скоростные качества Су-57 улучшатся за счёт установки двигателя второго этапа («изделие 30»), который сейчас проходит испытания.
Опытные и первые серийные образцы российского самолёта пятого поколения оснащаются турбореактивной двухконтурной силовой установкой АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Однако, как заявил ранее Интерфаксу вице-премьер Юрий Борисов, после доработки двигателя второго этапа поступившие в войска Су-57 будут ремоторизированы.
По мнению Мураховского, создание новой силовой установки позволит в полном объёме раскрыть лётные возможности российского истребителя пятого поколения. По манёвренности Су-57 с двигателем второго этапа превзойдёт лучшие зарубежные образцы, уверен эксперт.
«Большое количество средств поражения»
Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.
Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.
- Су-57 в сборочном цеху
- РИА Новости
- По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.
- Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).
- Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).
Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой».
Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».
Также по теме
Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки
Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…
Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».
Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность.
Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.
В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).
Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.
В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».
В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
- Истребитель Су-57 поднимается в небо
- © sukhoi.org
«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.
В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.
Технологическая платформа
Серийное производство Су-57 развёрнуто на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, где ранее собирались опытные образцы. Самолёты собираются из крупногабаритных панелей, что позволило расширить область применения полимерных композиционных материалов в конструкции машины до 24%.
Также по теме
Виртуальный двойник: как техобслуживание боевых самолётов ВКС России переводят в цифру
Российские учёные создают для ВКС интерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР). Появление этой системы должно значительно…
В рамках госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2027 года, Воздушно-космические силы РФ должны получить 76 единиц Су-57. В мае прошлого года на совещании с руководством Минобороны и ОПК президент России Владимир Путин заявил, что к 2028 году три полка ВКС будут перевооружены на истребители Су-57.
В разговоре с RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов подчеркнул, что Су-57 полностью соответствует требованиям самолёта пятого поколения по малозаметности, вооружению, максимальной скорости и высоте полёта. В то же время, как считает Попов, Россия не стремится создавать большую группировку данных истребителей.
«Безусловно, наши инженеры разработали потрясающий по возможностям самолёт. Однако ранее появились машины поколения 4++, способные эффективно выполнять боевые задачи на ближайшую перспективу. Поэтому заказ на Су-57 достаточно скромный. В этом нет ничего удивительного. Су-57 — технологическая платформа для дальнейшего развития нашей оперативно-тактической авиации», — подчеркнул Попов.
В свою очередь, Виктор Мураховский отметил, что создание Су-57 дало мощный импульс к развитию всей авиационной промышленности России, включая гражданские отрасли в сфере аэродинамики, материаловедения, двигателестроения и радиоэлектроники, говорит эксперт.
«Именно благодаря работам по проекту истребителя Су-57 Россия по некоторым направлениям находится на передовых позициях в мировом авиастроении. Был проведён обширный спектр научных исследований. Да, в проект самолёта пятого поколения были вложены немалые деньги, но отдача будет мощной, причём не только в авиационной отрасли», — резюмировал Мураховский.
Истребитель Су-57: пятое поколение на взлет!
На авиасалоне МАКС-2019 широкая публика впервые смогла увидеть отечественный истребитель пятого поколения Су-57. Группа самолетов поразила зрителей сложнейшим пилотированием, а на статической экспозиции у гостей была возможность рассмотреть новейший истребитель вблизи. В рамках салона была представлена экспортная версия Су-57Э, которой заинтересовались зарубежные делегаты.
В 2019 году началось серийное производство Су-57. Это, без сомнения, новая эпоха в развитии российской военной авиации. С началом поставок Су-57 для ВКС Россия вступает в элитное сообщество стран – обладательниц боевых самолетов пятого поколения. Об истории создания и особенностях Су-57 – в нашем материале.
Смена поколений
Основные требования, предъявляемые к истребителям пятого поколения – это применение стелс-технологий, крейсерский сверхзвуковой полет и более совершенная по сравнению с предыдущими поколениями авионика, обеспечивающая высокую автоматизацию и интеллектуализацию комплекса.
Частично этим требованиям соответствовали самолеты четвертого поколения, поэтому были введены дополнительные градации, такие как поколения 4+ и 4++.
Например, предшественник Су-57 истребитель Су-35 может развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа и обладает продвинутой авионикой.
Таким образом, основы для создания пятого поколения были заложены еще советскими конструкторами при создании предыдущих моделей истребителей. На рубеже 1980-1990-х гг. были закреплены технические требования к перспективному самолету фронтовой авиации, и два КБ – Микояна и Сухого − приступили к работе.
В 1994 году был готов проект МиГ 1.44, который пришлось закрыть из-за недостатка финансирования. КБ Сухого предложило истребитель Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он также не стал основной для пятого поколения, но на опытной модели Су-47 были отработаны многие использованные позже технологии.
Сборка первого серийного Су-57. Видео: телеканал «Звезда»
В 2002 году работы по перспективному авиакомплексу фронтовой авиации (ПАК ФА) были возобновлены. Исполнителем программы был выбран комплекс Сухого. Первый проект и макет будущего самолета были готовы в 2004 году. Первый летный экземпляр Т-50-1 (название опытного образца Су-57) поднялся в воздух в 2010 году.
Сборка самолета проходила в Комсомольске-на-Амуре. На опытном истребителе были установлены двигатели АЛ-41Ф1. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги стал результатом 14-летней работы Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК).
В августе 2017-го стало известно официальное название самолета – Су-57.
«Начинка» Су-57: невидим и невредим
В декабре 2017 года опытная модель Т-50-2 совершила первый полет на двигателях второго этапа под условным названием «изделие 30», которыми будут укомплектовываться серийные Су-57.
Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих.
Головным предприятием по его разработке стало ОКБ им. А.М. Люльки.
Двигатель АЛ-41Ф1
Разработчиком радиоэлектронной системы Су-57 является НИИП им. В.В. Тихомирова.
Многофункциональная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками (АФАР) дополняется оптико-электронной локационной системой, которая позволяет обнаруживать в передней полусфере воздушные цели с низкой эффективной площадью рассеяния. Таким образом, Су-57 может отслеживать и поражать цели по всем направлениям.
Система «электронного пилота» оказывает летчику всестороннюю информационную поддержку, в режиме реального времени производя большое количество вычислений на современных многопроцессорных системах. Полагаясь в критических ситуациях на гипотезный анализ системы, обрабатывающей всю входящую информацию, пилот может более качественно сосредоточиться на тактических задачах.
оргкомитет авиасалона МАКС
Су-57 отлично справляется с еще одной задачей истребителей пятого поколения – быть невидимым для противника. Самолет отличается низким уровнем заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.
Бортовое электронное оборудование и вооружение Су-57 надежно защищены от помех даже в режиме работы с автоматизированными системами управления войсками, когда идет непрерывный обмен информацией между всеми участниками процесса.
Встроенный бортовой комплекс обороны и система радиоэлектронной борьбы эффективно защищают Су-57 от атак зенитных ракет и управляемых ракет, выпущенных истребителями противника. При этом сам самолет оснащается самым современным вооружением: модернизированной 30-мм авиапушкой и новейшими образцами управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Самолет для будущего
До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.
Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения.
Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими.
Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.
оргкомитет авиасалона МАКС
В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире.
Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А.
Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.
Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Александр Уткин
Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса.
Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы.
Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.
Сухой Т-50 ПАК ФА. История, фото, видео, характеристики
Разработчик | ОКБ Сухого |
Первый полет | 2010 |
Единиц произведено (на 2016 год) | 9 прототипов (6 летных и 3 наземных) |
Стоимость единицы (2013 год) | планируется порядка $100 млн |
Су-57 (ПАК ФА Т-50) (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ Сухого. Обозначение проекта: Т-50.
История ПАК ФА
В 1980-хх годах, когда ВВС СССР и США уже активно насыщались истребителями четвертого поколения, в первую очередь, Су-27 и МиГ-29 у СССР против F-15 и F-16 у США, обе страны начали теоретические проработки по перспективным самолетам пятого поколения. Первыми должны были быть заменены тяжелые самолеты: американцы инициировали программы YF-22 и YF-23, а Советский Союз создал прототип МиГ-1.44.
Однако, с развалом СССР и последовавшим экономическим кризисом программы истребителей пятого поколения были свернуты, в то время, как в США к 2000 годам уже окончательно оформился облик нового истребителя на базе YF-22, известный сейчас, как F-22 Raptor.
Только к 2002 году работы по новой машине в России были возобновлены. Главным разработчиком назначили ОКБ Сухого. Работы проводились очень активно и быстро: с одной стороны, нужно было догонять главного конкурента — Lockheed Martin, уже серийно выпускавший свои машины, с другой — можно было использовать их же опыт и избежать многих проблем по собственной машине.
Уже к 2009 году было собрано 3 прототипа для наземных испытаний.
Стоит отметить, что вплоть до официального пресс-релиза ОКБ Сухого держало всю информацию о самолете втайне, что, с одной стороны показывало высочайшую степень обеспечения информационной безопасности, с другой, породило множество спекуляций: одни считали, что самолет будет просто модификацией Су-27, другие же представляли Т-50 совершенно фантастической машиной.
Лётные испытания
29 января 2010 года первый летный экземпляр ПАК ФА, пилотируемый летчиком-испытателем Героем России Сергеем Богданом, поднялся в воздух. Уже к 22 ноября 2010 года этот самолет совершил 40 полетов.
17 августа 2011 года ПАК ФА впервые продемонстрирован широкой публике на авиасалоне МАКС-2011. Самолёт совершил пятиминутный демонстрационный полёт.
17 января 2013 года Т-50 совершил первый самостоятельный длительный перелёт с Дальнего Востока до аэродрома в Жуковском с промежуточными посадками на аэродромах Домна, Канск и Шагол.
Экспортная модификация
В виду большой стоимости разработки и производства Т-50, ОКБ Сухого обратилось с предложением о сотрудничестве к своему давнему и важному партнеру — ВВС Индии, которой, в последнее десятилетие Сухой поставил более 200 истребителей Су-30.
Совместная программа получила обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).
Истребитель Т-50 в нескольких модификациях (одноместном и двухместном), вероятно, будет активно поставляться за рубеж и будет востребован: китайские истребители пятого поколения находятся на стадиях ранних прототипов, а поставки американских F-22 ввиду требований об запрете экспорта новейших технологий, будет поставляться ограниченно (на экспорт идет F-35, но он не способен заменить тяжелые истребители).
Конструкция ПАК ФА
Работы по ПАК ФА продолжаются и большая часть информации по самолету является секретной. Характеристики и техническая часть машины известны лишь приблизительно.
Видео Т-50 ПАК ФА : Видео демонстрационного полета ПАК ФА Т-50 на авиасалоне МАКС 2013
Планер
Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж.
Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью. Хвостовое оперение включает цельноповоротные стабилизаторы и кили.
Аэродинамический тормоз отсутствует — вместо него для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.
Шасси Т-50 трехстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полета.
Конструкция планера на четверть состоит из композиционных материалов. Так же, была оптимизирована компонентная база — в Т-50 вчетверо меньше деталей, чем в Су-27, что повышает надежность и снижает стоимость строительства.
Кабина
Кабина пилота одноместная. По составу оборудования значительно унифицирована с Су-35С. Интерфейс представлен на двух 15-дюймовых экранах, многофункциональными индикаторами и широкоугольной каллиматорной системой. Кроме того, для самолета создается специальный шлем, в который так же будет передаваться часть информации.
Двигатели
На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, которые должны поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — АЛ-41Ф1, созданный в НПО Сатурн.
Не смотря на то, что двигатель отвечает требованиям истребителей пятого поколения, Сатурн планирует провести дополнительные работы и создать на его базе двигатель второго этапа, превосходящий базовый на 15-25%.
Вооружение ПАК ФА
- Пушечное:30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
-
Боевая нагрузка:1310—10000 кг
- для воздушного боя, в отсеках вооружения:1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)
- против наземных целей, в отсеках вооружения:4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)
-
Точки подвески:
- внутренние:8 или 10
- внешние: 8 или 2
Авионика
Радио- и оптоэлектронное оборудование
Комплекс бортовой электроники для ПАК ФА создается, практически, с нуля и является принципиально новым. Так, помимо основной РЛС с АФАР на самолете будет вмонтировано несколько малых радаров, разбросав таким образом «глаза» по всему самолету. Кроме того, в одном из предкрылоков будет установлена еще одна РЛС L-диапазона, что позволит сканировать небо в более широком диапазоне частот.
На самолет так же будет установлена оптическая локационна система. В воздушном бою с другими «невидимками» радары могут оказаться слепы и оптическое обнаружение будет важным козырем.
Эксплуатация ПАК ФА
На 2014 год испытания проходят 5 прототипов ПАК ФА.
Планируется, что к 2016 году самолет получит официальный индекс Сухого (как Т-10 когда-то перерос в Су-27) и начнет серийно поступать в состав ВВС РФ.
Так же, в рамках программы FGFA спустя несколько лет будет создана двухместная модель для ВВС Индии. Стоимость самолета, вероятно, будет колебаться около 100 миллионов долларов за единицу.
Схема Т-50 ПАК ФА
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ ПАК ФА Т-50Тип | многоцелевой истребитель |
Силовая установка | два АЛ-41Ф1 тягой 15 тс каждый (18 тс на двигателе II этапа) |
Максимальная боевая нагрузка | 1,3 тонны на внутренней подвеске, 10 тонн полной загрузки |
Практический потолок | 20 000 м |
Дальность полета | 4 300 км |
Максимальная взлетная масса | 37 т |
Максимальная скорость | 2600 км/ч |
Размах крыла | 14 м |
Площадь крыла | 90 кв. м |
Длина | 19,7 м |
Высота | 4,8 |
Истребитель пятого поколения Су-57 (изделие 701, ПАК ФА, Т-50)
Восьмой летный опытный образец истребителя ПАК ФА — самолет Т-50-9 (бортовой номер «509»), Жуковский, июль 2017 года |
Источник: Артём Аникеев / Russianplanes.net |
- Истребитель пятого поколения Су-57 (изделие 701, ПАК ФА, Т-50)
- Разработчик: ПАО Сухой (Россия)
- Су-57 — двухмоторный истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе с большим радиусом действия.
Все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. ОКБ Сухого отвечает за интеграцию систем, что происходит впервые.
Прототипы:
- Т-50-1 — трещины в конструкции фюзеляжа + проблемы с двигателями
- Т-50-2 — помпаж в компрессоре двигателя в ходе взлета, пилот прекратил взлет
- Т-50-3 — первый полет 11 ноября 2011 г. + испытания с макетом БРЛС Н036 + продольный переплет фонаря + подкрыльевые пилоны для внешней подвеске
- Т-50-3 -4 — первый полет — август 2012 г. + испытания с БРЛС Н036 + радар с активной фазированной антенной решёткой + беспереплетный фонар + подкрыльевые пилоны для внешней подвеске
- Т-50-5 (бортовой номер «055») — первый полет — 27 октября 2013 года, размах крыла 14 м. + длина фюзеляжа 19,7 м. + загорелся на взлетной полосе 10 июня 2014 года после посадки + отсутствиует переплет фонаря кабины
- Т-50-5Р — Т-50-5 после ремонта, приступил к полетам 16 октября 2015 года.
- Т-50-6-2 (бортовой номер «056») — первый полет 27 апреля 2016 года, в проект были внесены существенные доработки
- Т-50-7 — не летает, используется для статических испытаний измененного фюзеляжа + внутреннее усиление фюзеляжа + панели, которые закрывают фюзеляж, частично заменены изделиями из композиционных материалов + удлинена задняя часть фюзеляжа (в которой находится комплекс РЭБ) + изменена форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия + размах крыла 14,1 м. + длина фюзеляжа 20,1 м.
- Т-50-8 (бортовой номер «058») — первый полет 17 ноября 2016 года
- Т-50-9 (бортовой номер «059») — первый полет 24 апреля 2017 года + комплект бортового оборудования под серийное производство (радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 + оптико-электронная интегрированная система 101КС)
Расположение элементов БРЭО истребителя Су-57 |
Источник: Piotr Butowski / Air&Cosmos |
Два года, были потрачены на доработку фюзеляжа самолета, испытания возможной конфигурация системы управления полетом. Производство серийных самолетов будет осуществляться в конфигурации Т-50-9, хотя работа по доработке машины, включая установку новых двигателей, продолжится.
Система Ш121 разработана АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 «Белка» включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета).
Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух-воздух» является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. По словам директора НИИП Юрия Белых, последняя РЛС Н036, выпущенная опытном производством института, установлена на самолете Т-50-9.
Будущие самолеты будут оснащаться РЛС производства АО «Государственный Рязанский приборный завод».
Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал» имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.
Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенную перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик — 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.
До вывода самолета в серию будет построено ещё 3 прототипа для испытаний в конфигурации второго варианта самолета — «второго этапа». Его принципиальным отличием станет установка двигателей «изделие 30», так как двигатели АЛ-41Ф («изделие 117») фактически являются модернизированными двигателями АЛ-31, установленными на истребителях Су-27 предыдущего поколения.
Российский авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (Изделие 117) Источник: http://www.brazd.ru/ |
«Изделие 30» создается исходя из концепции «чистого листа» и должно выдать тягу 16-17 тонн, по сравнению с 14,5 тоннами в настоящее время. При этом будет снижена масса, сокращено количество деталей и затраты на эксплуатацию.
Двигатель будет отличаться определенной малозаметностью. Холодная часть двигателя будет состоять из трехступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «изделии 117») и одноступенчатой турбины.
Горячая часть будет оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.
Характеристики:
- Размах — 14,1 метра
- Длина — 20,1 метра
- Высота — 4,6 метра
- Масса пустого самолета — 18 тонн
- Нормальная взлетная масса — 25 тонн
- Максимальная взлетная масса — 35 тонн
- Максимальная скорость — 2М
- Крейсерская скорость на сверхзвуковой скорости — 1,3М
- Дальность полета на сверхзвуке — 1500 км
- Дальность полета максимальная — 3500 км
Истребитель пятого поколения Су-57: летно-технические характеристики
Су-57 (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50) – российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработки ОКБ Сухого.
Предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей, поражения наземных, надводных целей противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, выведения из строя штабов, командных пунктов, системы управления действиями противника.Разработка самолета стартовала в начале 2000-х годов. Минобороны поставило перед ОКБ Сухого задачу создать многоцелевой боевой самолет нового поколения. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) и заводской шифр Т-50. В августе 2017 года командование ВКС присвоило машине обозначение Су-57.
Первый проект и макет будущего самолета были готовы в 2004 году.
Первый летный экземпляр Т-50-1 (название опытного образца Су-57) поднялся в воздух 29 января 2010 года с аэродрома в Комсомольске-на-Амуре. На опытном истребителе были установлены двигатели АЛ-41Ф1. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги стал результатом 14-летней работы Уфимского моторостроительного производственного объединения.
В декабре 2017 года опытная модель Т-50-2 совершила первый полет на двигателях второго этапа под условным названием «изделие 30», которыми будут укомплектовываться серийные Су-57.
Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих.
Головным предприятием по его разработке стало ОКБ им. А.М. Люльки.
Разработчиком радиоэлектронной системы Су-57 является Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова.
Многофункциональная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками (АФАР) дополняется оптико-электронной локационной системой, которая позволяет обнаруживать в передней полусфере воздушные цели с низкой эффективной площадью рассеяния. Таким образом, Су-57 может отслеживать и поражать цели по всем направлениям.
Система «электронного пилота» оказывает летчику всестороннюю информационную поддержку, в режиме реального времени производя большое количество вычислений на современных многопроцессорных системах.
Полагаясь в критических ситуациях на гипотезный анализ системы, обрабатывающей всю входящую информацию, пилот может более качественно сосредоточиться на тактических задачах.
Ключевая особенность Су-57 – сочетание функций ударного самолета и истребителя. Это отражено и в системах вооружений.
Истребитель может применять широкую номенклатуру как управляемых, так и неуправляемых средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59), корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг (последние – с внешних точек подвески). Максимальная боевая нагрузка самолета – 10 тонн.
Другой существенной особенностью истребителя Су-57 является его малозаметность. Снижение заметности в радиодиапазоне обеспечиваются как формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета, так и средствами РЭБ.
Кроме того, для снижения радиозаметности часть вооружения размещена во внутренних отсеках самолета. Благодаря этим мерам отражаемый сигнал значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате РЛС противника не получает информацию о пространственном положении и скорости самолета.
Снижение заметности в видимом диапазоне обеспечивается камуфляжной окраской планера. Маскировочная окраска может быть защитной (сливающейся с фоном) и деформирующей (искажающей зрительное восприятие формы самолета).
В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики.
В августе 2019 года на авиасалоне МАКС был представлен Су-57Э – экспортный вариант Су-57.В июне 2019 года было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Первый серийный самолет должен поступить в Вооруженные силы до конца 2019 года.
Летно-технические характеристики:
Длина самолета – 19,7 метров
Высота самолета – 4,8 метров
Площадь крыла – 82 квадратных метра
Масса пустого самолета – 18500 килограмм
Масса нормальная взлетная – 30610 килограмм
Масса максимальная взлетная – 3700 килограмм
Масса топлива – 11100 килограмм
Максимальная скорость – 2600 километр/час
Практическая дальность на дозвуковой скорости – 5500 километров
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Истребитель Су-57. История проекта, испытания, контракты
ТАСС-ДОСЬЕ. 24 декабря 2019 года в Хабаровском крае при заводских испытаниях упал в тайге истребитель Су-57. По данным «Объединенной авиастроительной корпорации», пилот успешно катапультировался и не пострадал. Согласно данным открытых источников, авария стала первым случаем потери Су-57.
Что известно об этом типе самолетов — в материале ТАСС.
Су-57 (наименования при разработке — ПАК ФА, Т-50; по кодификации НАТО — Felon, «фелон», с англ. «преступник») — российский многофункциональный истребитель пятого поколения.
Предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей.
Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования.
История проекта
Проектирование перспективного многофункционального истребителя для замены Су-27 и МиГ-31 началось в СССР в конце 1970-х годов. 5 июля 1981 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о целевой комплексной программе создания таких самолетов.
В конце 1990-х годов победу в конкурсе на создание перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации 5-го поколения (ПАК ФА) для Военно-воздушных сил (ВВС, ныне в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России одержало опытно-конструкторское бюро Сухого (ныне — филиал ПАО «Компания «Сухой»). Проект самолета, получившего индекс Т-50 (авиационный комплекс И-21), разрабатывается с 1999 года. Эскизный макет был готов к осени 2004 года.
Площадкой для строительства самолетов был определен Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, входящий в состав «Сухого». К 2009 году были изготовлены два прототипа для наземных испытаний.
Первый летный экземпляр Т-50 поднялся в воздух 29 января 2010 года, его пилотировал летчик-испытатель Сергей Богдан.
ПАК ФА создавался как одноместный ударный самолет, в его конструкции широко применяются композитные материалы.
Машина должна отвечать всем требованиям, предъявляемым ВКС России для истребителей 5-го поколения: сверхзвуковой полет без форсажа, малая заметность (для радиолокационных, оптических, акустических и иных систем обнаружения), сверхманевренность и способность совершать относительно короткие взлет и посадку.
Летно-технические характеристики самолета не раскрываются, максимальная взлетная масса оценивается экспертами в 35 т, крейсерская скорость — в 1,7-1,8 Маха, максимальная — в 2-2,5 Маха, дальность — 4 тыс. км. Вооружение — ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» или авиабомбы; авиапушка калибра 30 мм.
Для снижения радиолокационной заметности предполагается размещение вооружения во внутрифюзеляжных отсеках, однако на летных экземплярах также отрабатывалось использование подкрыльевых пилонов для внешней подвески.
Двигатели первого и второго этапов, испытания
Опытные и первые серийные образцы истребителя оснащены двигательной установкой «изделие 117» разработки НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская обл.; аналогичными двигателями оснащаются истребители Су-35).
Двигатель второго этапа — так называемое изделие 30 — с 2016 года проходил стендовые испытания. Предполагается, что «изделие 30» позволит истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
В 2010-2013 годы были проведены заводские испытания Т-50, начались государственные совместные испытания. Испытательные полеты проходили в Подмосковье (в Летно-исследовательском институте имени М. Громова) и в 929-м Государственном летно-испытательном центре ВВС РФ им. В. Чкалова в Ахтубинске (Астраханская обл.)
20 июля 2017 года главком ВКС России Виктор Бондарев заявил о завершении первого этапа государственных испытаний Т-50. 11 августа 2017 г. Бондарев в интервью сайту российского телеканала «Звезда» сообщил, что Т-50 (ПАК ФА) получил серийное название Су-57. Начало поставок самолета в войска ожидалось в 2018 г.
5 декабря 2017 года в Министерстве промышленности и торговли РФ сообщили, что в этот же день в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полет Т-50 с двигателем второго этапа. Истребителем управлял Сергей Богдан. Продолжительность полета составила 17 минут, он прошел штатно, в соответствии с условиями задания.
1 марта 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил журналистам, что два Су-57 выполнили двухдневную программу испытаний в Сирии. По словам министра, испытания, в т. ч. боевые, «прошли успешно». 18 декабря 2019 года начальник Генштаба Валерий Герасимов сообщил, что Су-57 прошли в Сирию повторную апробацию. В ходе нее все запланированные задачи также были выполнены.
Контракты на поставки в войска, серийное производство
22 августа 2018 года на форуме «Армия-2018» Минобороны РФ и ПАО «Сухой» подписали контракт на поставку двух серийных экземпляров Су-57 к 2020 году.
В тот же день заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко сообщил журналистам, что первый серийный самолет «придет в Вооруженные силы уже в следующем году».
Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил на форуме, что Су-57 станет основой для целого семейства самолетов.
6 декабря 2018 года источник ТАСС в авиастроительной отрасли сообщил, что Су-57 получит на вооружение гиперзвуковую ракету с характеристиками, подобными ракете авиакомплекса «Кинжал», соответствующие работы внесены в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. По данным источника, ракета будет с внутрифюзеляжным размещением и меньшими габаритами.
15 мая 2019 года президент РФ Владимир Путин сообщил на совещании по оборонной тематике, что до 2028 года будет закуплено 76 самолетов Су-57.
Он пояснил, что ранее программой вооружений до 2028 года планировалось закупить 16 таких самолетов, но производители смогли на 20% снизить стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, в результате чего появилась возможность закупить больше боевых машин этого класса.
О подписании соответствующего контракта стало известно 27 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019».
29 июля 2019 года в аппарате вице-премьера Юрия Борисова сообщили, что компания «Сухой» начала серийное производство Су-57.
12 августа 2019 года командующий ВВС — заместитель главнокомандующего ВКС Сергей Дронов сообщил газете «Красная звезда», что государственные испытания истребителя завершатся в 2019 году.
18 декабря начальник Генштаба Валерий Герасимов, выступая перед иностранными военными атташе, рассказал, что Су-57 повторно испытаны в Сирии.
По состоянию на декабрь 2019 года изготовлено не менее трех прототипов для наземных (статических) испытаний и по меньшей мере десять летных экземпляров. Один из них, Т-50-5, был поврежден 10 июня 2014 года в результате пожара в подмосковном Жуковском (возгорание оперативно потушили, впоследствии самолет был восстановлен).
Сотрудничество с Индией
На основе ПАК ФА «Сухим» совместно с индийской компанией Hindustan Aeronautics Ltd. («Хиндустан Аэронотикс лимитед») с 2010 года велась разработка совместного российско-индийского проекта истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, «истребитель пятого поколения»).
В апреле 2018 года издание Jane's Defence Weekly сообщало о выходе Индии из проекта FGFA, при этом утверждалось, что индийская сторона может пересмотреть это решение или приобрести экспортные Су-57 после поступления самолета на вооружение ВКС РФ.
Официальных комментариев российской стороны о состоянии проекта FGFA не публиковалось.