Ил-20 – это советский самолет РЭБ и радиоэлектронной разведки, созданный в ОКБ Ильюшина в середине 60-х годов. Основой для него послужил пассажирский самолет Ил-18.
Первый полет Ил-20 состоялся в марте 1968 года, в 1969 году началась его эксплуатация. Продолжается она и поныне: по состоянию на 2016 год в составе ВКС и авиации ВМФ РФ находится несколько десятков различных модификаций самолета Ил-20.
История разработки и эксплуатации Ил-20
В середине 60-х годов XX века в Советском Союзе было принято решение о начале разработки самолёта, который бы смог вести радиоэлектронную разведку вдоль государственной границы СССР, а также, в случае необходимости, и радиоэлектронную борьбу. Работы по созданию такого самолёта были поручены опытно-конструкторскому бюро Ильюшина.
После тщательных расчётов и проведённого анализа выбор основы для разработки нового самолёта пал на пассажирский самолёт Ил-18, который в то время был одним из наиболее популярных советских лайнеров. Надёжность Ил-18 также позволяла использовать его в различных климатических условиях.
При изготовлении нового самолёта, получившего название Ил-20, было решено отказаться от двигателей АИ-20, использовавшихся на Ил-18, в пользу более мощных и экономичных АИ-20М.
Ещё одной особенностью стала серьёзно уменьшенная взлётная масса самолёта, а также увеличенная вместимость топливных баков, благодаря чему дальность полёта Ил-20 была увеличена до 5400 километров.
Из внешних отличий от Ил-18 можно назвать: установленные по бокам от кабины фотоаппараты, предназначенные для ведения перспективной аэрофотосъёмки, а также антенну радиолокационной станции бокового обзора, расположенную в гондоле под фюзеляжем.
Ил-20 стал первым самолётом подобного типа, разработанным в Советском Союзе. Разработка его шла достаточно быстрыми темпами, и уже к весне 1968 года первый опытный образец самолёта был полностью изготовлен. В марте произошёл и первый полёт Ил-20, в котором машина показала хорошую устойчивость в воздухе и надёжность.
После этого начался период испытаний самолёта, которые Ил-20 прошёл хорошо и в 1969 году был принят на вооружение. Однако стоит отметить, что самолёты не поступали в состав авиационных подразделений. Ввиду уникальности Ил-20, его особенной «специальности», самолёты находились в прямом подчинении у штабов военных округов или флотов Советского Союза.
Боевая служба самолётов заключалась в участии в различных учениях, несении боевого дежурства, а также выполнении разведывательных полётов. Тем не менее, с началом устаревания Ил-20 и радиоэлектронной аппаратуры, установленной на них, самолёты переоснащались в транспортно-грузовые.
В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолёта Ил-18Д был создан Ил-20РТ. Ил-20РТ использовался в качестве самолёта телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура.
Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе всё того же Ил-18Д, получивший название Ил-22.
Интересной деталью является то, что практически все самолёты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета «Аэрофлота», а также имели на бортах надпись «Ил-18».
Уже в 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолёт-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. Уже через два года начались испытания готовой машины, а в 2019 году три самолёта Ил-22ПП были переданы заказчику.
Специальные модификации Ил-18
На базе Ил-18 создан ряд других машин для армии и гражданских применений со специальным радиотехническим оснащением.
Самолет ракетно-космической телеметрии Ил-20РТ
В 1980 году поступили на вооружение созданные на базе «Ил-18Д» самолёты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ, с базированием на аэродроме «Крайний» (Байконур). В экипаж входили шесть человек, дополненные инженером-электриком, а также пять человек, эксплуатировавших бортовой измерительный комплекс — начальник СИПа, оператор СЕВ, оператор АФУ, инженер по системе «БРС-4С» и инженер по «МА-9 МКТС». Все самолёты числились за ВКС, тем не менее регулярно выполняли задачи в интересах РВСН или ВМФ при испытаниях баллистических и крылатых ракет. В дальнейшем самолёты переданы в авиацию ВМФ, где использовались по усмотрению командования, самолёт «75840» продан и в 2001 году потерпел катастрофу. Только один самолёт модернизирован и применяется по прямому назначению.
Воздушный командный пункт Ил-22
В конце 1970-х на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащённые аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В состав экипажей этих самолётов входят операторы аппаратуры ЗАС и офицеры боевого управления. На правом борту самолёта погрузочный люк багажного отсека «Ил-18» соединён с салоном шахтой и служит для аварийного покидания самолёта. Все рабочие места экипажа оснащены креслами с чашкой под парашют. Установлена другая кислородная система.
В постсоветские годы работы по сервисному обслуживанию и модернизации машин выполняет ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Часть машин были переоборудованы в Ил-22ПП или модернизированы в самолет управления ретрансляцией по теме «Сокол-СРТ».
Обозначение Ил-22 носил также опытный фронтовой средний реактивный бомбардировщик ОКБ Ильюшина. Не следует путать эти машины.
Самолет РЭБ Ил-22ПП
В 2009 году заключён контракт на переоборудование «Ил-22» в самолёт-постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП (ОКР «Порубщик»). Разработку аппаратуры осуществлял концерн «Радиоэлектронные технологии». Переоборудование самолетов выполнялось ЭМЗ им. В. М. Мясищева. В 2011 году начаты испытания Ил-22ПП, в 2016 году первые три машины переданы заказчику.
Таблица модификаций
Название моделиГод
Краткие характеристики, отличия.
Ил-18Д «Игла» («изделие 20») | 1968 | Опытный самолёт радиотехнической разведки, прототип Ил-20. Переоборудована одна машина.Дополнительные баки позволяли увеличить дальность полета 6 400 км.Выпускался до 1969 года, всего было изготовлено 122 самолета. |
Ил-20 Ил-20М («изделие 17»)Ил-20М1 | 1970 | Самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин. |
Ил-18РТЛ | 1971 | Опытный самолётный измерительный пункт для получения телеметрии ракетной техники. Прототип Ил-20РТ. Переоборудована одна машина. Списан в конце 1980-х. |
Ил-20РТ | 1980 | Самолётный измерительный пункт для получения телеметрии ракетной техники. Изготовлено 4 машины. Одна машина модернизирована в 90-х годах, остальные перепрофилированы или списаны. |
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») | 1971 | Воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Изготовлено 14 самолётов. |
Ил-22М-11 (изд. 40 «Зебра») | Начало 1980-х | Дальнейшая модификация ВзКП. Изготовлен 21 самолёт. В 2010-х годах несколько самолетов ВС РФ прошли модернизацию. |
Ил-22М-15 (изд. 41) | ? | Последняя модификация ВзКП. Изготовлен 1 самолёт, после распада СССР принадлежит Казахстану. |
Ил-22ПП «Порубщик» | 2016 | Самолет радиоэлектронной борьбы. Изготовлены 3 самолета, приняты на вооружение ВКС РФ в ноябре 2016 года. |
По состоянию на г. ОАО «Ил» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолётов специального назначения типа Ил-20 и Ил-22.
Оснащение
Основное вооружение Ил-20 — радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1», предназначенная для картографирования местности по обе стороны трассы. Антенна РЛС размещена в большой подфюзеляжной гондоле.
Разработку станции вело СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции был В. М. Глушков.
В передней части фюзеляжа размещалась фотоаппаратура А-87П. По бортам в передней части монтировались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиоизлучающих объектов.
В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции радиотехнической разведки «Квадрат», уточняющая сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах.
Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров «Вишня».
Модификации Ил-20
- · Ил-18Д «Игла» − самолет радиотехнической разведки, трансформирована одна машина.
- · Ил-20М – самолет радиотехнической разведки. Было произведено двадцать машин.
- · Ил-18РТЛ – самолетный измерительный пункт, предназначен для испытаний ракетной техники. Переоборудована одна машина.
- · Ил-20М1 – машина с усовершенствованным комплексом радиотехнической разведки.
- · Ил-22 – воздушный командный пункт, имеющий спецсвязь. Построено 14 самолетов. В ОКБ Мясищева проводилась модернизация.
- · Ил-20РТ представляет собой самолетный измерительный пункт, предназначенный для испытаний ракетной техники. Изготовлено четыре машины.
- · Ил-22М-11 – дальнейшая модификация ВзКП. Произвели 21 машину.
- · Ил-22М-15 – последняя модификация ВзКп. Выпустили один самолет, который достался Казахстану после развала СССР.
В наше время ОАО «Ил» выполняет модернизацию и опытно-конструктивных работы самолетов специального назначения Ил-22 и Ил-20.
Лётно-технические характеристики
Американский разведчик RC-135, в ответ на который создавался Ил-20, и является его аналогом.
RC-135 также создавался на базе пассажирского лайнера (реактивного «Боинг-707»).
Ил-20
RC-135W
Размах крыла, м | 37,4 | 39,8 |
Длина, м | 35,9 | 39,2 |
Максимальная взлётная масса, т | 64 | 124 |
Максимальная скорость, км/ч | 675 | 991 |
Потолок, км | 10 | 12 |
Дальность, км | 6200 | 9100 |
RC-135 превосходит отечественный аналог по скоростным качествам, но это является следствием использования более скоростного базового самолёта. А круг выполняемых им задач несколько отличается – RC-135 несёт больше радиоэлектронного оборудования, предназначенного в первую очередь, за контролем над воздушной обстановкой.
Долгая служба Ил-20 – во многом следствие удачно выбранного прототипа – Ил-18 «отстранили» от полётов в России только в 2004 году.
К сожалению, сложно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы в 90-е годы удалось построить больше современных разведчиков Ту-22МР. Однако то, что именно Ил-20 оказался самым подходящим самолётом для эксплуатации в тяжёлое время – тоже говорит в его пользу.
Это интересно: Антонов Ан-218: изучаем вместе
Сильные и слабые стороны Ил-20
Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».
Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе.
Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях.
А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.
Однако неутешительным является тот факт, что Ил-20 уже морально устаревает, и это может стать причиной скорого его снятия с вооружения, причём сразу после появления нового самолёта радиоэлектронной борьбы и разведки.
Окраска
Самолёты «Ил-20» и «Ил-22» очень часто окрашивались под принятый тогда стандарт советского «Аэрофлота» и наносился гражданский регистрационный номер. Более того, на борту в районе кабины, как и на пассажирском самолёте, была надпись «Ил-18». Только некоторые самолёты получили шаровый (серый) цвет, как на Ил-38.
Заключение
Ил-20 является самолётом, по количеству своих модификаций и спектру выполняемых функций, весьма уникальным. Тем не менее, следует отметить, что период основного рассвета самолёта уже позади, и больших перспектив он в будущем не имеет ввиду своего морального устаревания.
Видео
Происшествия
года, при заходе на посадку на аэродром Домна (Читинская обл.), потерпел катастрофу Ил-22 рег.номер СССР-75907, принадлежащий 105-й отдельной смешанной авиационной эскадриье авиации РВСН, г. Омск. Выполнялся транспортный рейс по маршруту: Новосибирск (Толмачево) — Домна, перевозка руксостава.
Из-за неправильно выставленного давления аэродрома посадки на высотомерах ошибка составила порядка 500 метров. Самолет столкнулся с Титовской сопкой, разрушился и сгорел.
На борту находились офицеры ВКП армии и комиссия для приемки в состав соединения в/ч 08312. Погибли 31 человек (из 32-х что были на борту): заместитель командующего армии генерал-майор Корсун, заместитель командира дивизии полковник Серебрянский А.Л.
, начальник отдела кадров дивизии подполковник Голубенко Г.В., старший помощник начальника ОМУиК майор Дмитренко В.П., капитан Щербинин Ю.Б., начальник неврологического отделения госпиталя подполковник м/с Караваев А.В., подполковник Корухов В.И.
и весь экипаж самолета 5 человек.
Выжил один из старших офицеров: в процессе столкновения борта с землей, оторвавшийся хвостовой отсек самолета накрыл его сверху (достоверная информация от офицеров штаба бывшей 53-й ракетной армии, г. Чита)
года был сбит Ил-20, заходивший на посадку на базу Хмеймим в Сирии. Связь с бортом пропала в 23:00 по Москве, когда самолёт находился в 35 километрах от морского побережья. Министерство обороны России сообщило, что самолёт был сбит по ошибке сирийским комплексом С-200 при отражении израильского авианалёта в провинции Латакия. Все находившиеся на борту 15 российских военнослужащих погибли.
Поделитесь в соц.сетях: |
Ил-6
Дальний бомбардировщик
ОКБ Ильюшина
Работы по создание бомбардировщика, призванного заменить в войсках Ил-4, начались в ОКБ Ильюшина в середине 1942 г. В целом по тактико-техническим характеристикам новый самолет был близок Ил-4, за исключением максимальной скорости, которая устанавливалась на 100 км/ч большей.
Самолет Ил-6 был создан по схеме двухдвигательного низкоплана с обычным однокилевым вертикальным оперением, и его основные размеры были выбраны такие, как у ДБ-4.
В ОКБ внимательно изучали опыт боевого применения Ил-4 и делали соответствующие выводы. В новой машине следовало устранить основные недостатки предшественницы. Объективно следовало ввести в экипаж второго пилота, усилить бронирование и оборонительное вооружение.
На самолет планировалось поставить два 18-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения АШ-71 (М-71) мощностью по 2000 л.с. Моторы были разработаны в 1941 г. под руководством А.Д. Швецова путем сращивания двух 9-цилиндровых одинарных звезд М-63. Двигатель М-71 оснащался системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры.
Концепция нового бомбардировщика была одобрена ВВС, после чего ОКБ получило заказ на постройку одного прототипа под обозначением Ил-6.
Однако без замечаний не обошлось: военные рекомендовали вместо моторов М-71 поставить два авиационных 12-цилиндровых дизеля жидкостного охлаждения с рядном расположением цилиндров АЧ-ЗОБ мощностью по 1500 л.с. Дизель был разработан под руководством А.Д.
Чаромского, масса двигателя составляла 1150 кг. С турбокомпрессором дизель АЧ-30Б развивал на высоте 6000 м мощность 1200 л.с. Менее конструктивно сложный и более технологичный дизель был экономичнее двигателя М-71, на 40 %.
менее пожароопасен и не нуждался в дефицитном бензине с октановым числом 92. Расчеты показывали, что оснащенный дизелями бомбардировщик способен перевозить по маршруту Москва-Берлин вдвое больший бомбовый груз, чем самолет с поршневыми двигателями внутреннего сгорания.
Ил-6 отличался также крылом новой конструкции с увеличенной стреловидностью по передней кромке и почти прямой задней кромкой. Воздухозаборник радиатора были сделаны в носке крыла справа и слева от мотогондолы, радиатор устанавливался в толще крыла. Управляемая выхлопная створка радиатора располагалась на нижней поверхности плоскости крыла.
Усиливающих полос-накладок, установленных в хвостовой части фюзеляжа Ил-4, на Ил-6 не было. Вместо двух небольших окон в кормовой части фюзеляжа сделали один иллюминатор овальной формы.
Форма ниш основных опор шасси изменена, блистеров на створках нет. Устранен поручень на левом борту фюзеляжа.
Изменена форма руля направления, в верхней части сделан скос, который позволил отказаться от весового балансира.
Размах крыла Ил-6 — 26,07 м, на 4,63 м больше, чем у Ил-4, длина 17,38 м, на 2,6 м больше, чем у Ил-4. Масса пустого Ил-6 составляла 11 690 кг, максимальная взлетная масса — 18 650 кг.
Экипаж Ил-6 состоял из шести человек: штурмана, первого и второго пилотов, радиста и двух воздушных стрелков. Летчики размещались в кабине плечом к плечу. Общая масса бронезащиты составляла 400 кг.
Оборонительное вооружение включало пять пушек ШВАК калибра 20 мм, все на одинарных установках.
Одна пушка стояла в носу у штурмана, две — по бортам, одна в верхней башенной установке и одна — в нижней люковой. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 2000 кг.
четыре пятисотки самолет мог нести внутри бомбоотсека. На внешних пилонах предусматривалась подвеска двух торпед или двух 1000-кг бомб.
Прототип Ил-6 был изготовлен опытным производством иркутского завода № 39. Самолет подготовили к испытаниям летом 1943 г. Первый полет выполнил 7 августа 1943 г. Владимир Коккинаки.
Испытания показали, что мощность двигателей АЧ-30Б для такой машины недостаточна. Пришлось облегчать самолет путем снятия вооружения и бронезащиты. сокращения экипаж до пяти человек.
Верх прототипа был окрашен в средне-зеленый цвет, низ — в черный.
Заводские испытания прототипа затянулись на восемь месяцев, в ходе испытаний было выявлено много дефектов. Основные проблемы доставляла ненадежная работа дизелей АЧ-30Б.
Кроме того, летчики отмечали плохую управляемость самолета, особенно на посадке. В апреле — мае 1944 г. самолет проходил испытания в ЛИИ на аэродроме Кратово.
Специалисты ЛИИ рекомендовали для улучшения управляемости сместить центр тяжести, изменить форму и увеличить площадь элеронов.
Летом 1944 г. прототип был переоснащен дизелями АЧ-30БФ, развивавшими на высоте 6000 м мощность 1900 л.с. Надежность дизеля АЧ-30БФ была повышена за счет установки двухстепенной системы зажигания, на первой стадии использовался авиационный бензин, на второй — керосин. Установка более мощных двигателей позволила вернуть на самолет вооружение и броню.
С новыми двигателями прототип Ил-6 в ходе заводских испытаний летом 1944 г. показал максимальную скорость 464 км/ч.
Дальность полета на крейсерской скорости 340 км/ч с бомбовой нагрузкой в 1000 кг составила 5450 км. Практический потолок составлял 6200 м.
Высокая удельная нагрузка на крыло затрудняла выполнение посадки, а из-за высокой посадочной скорости для Ил-6 требовались аэродромы с длинными ВПП.
Самолет с новыми дизелями вновь направили для проведения испытаний в ЛИИ. Здесь специалисты отметили очень низкую приемистость дизеля АЧ-30БФ и сложность его обслуживания в полевых условиях.
К этому времени все стала ясно крайняя затянутость программы Ил-6 — к окончанию войны с Германией самолет не успевал. Ил-6 стал последним бомбардировщиком с поршневыми двигателями, спроектированным в ОКБ С.
В. Ильюшина.
РазмерыСиловая установкаМассы и нагрузки, кг: Летные данные. ВооружениеЭкипаж | 6 чел. |
Размах крыла, м | 26,07 |
Длина самолета, м | 17,38 |
Высота, м | 4,20 |
Площадь крыла, м² | 84,80 |
2 × ДД АЧ-30БФ | 2 × 1900 л.с. |
Пустого самолета | 11930 |
Нормальная взлетная | 1610 |
Максимальная скорость у земли км/ч | 400 |
На высоте км/ч | 464 |
Скороподъхемность м/мин | 174 |
Практический потолок, м | 7000 |
Максимальная дальность, км | 5450 |
ШВАК 20мм , шт | 5 |
Бомбовая нагрузка, или две торпеды на внешней подвеске, кг | 4500 |
Источники
- «История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг.» /В.Б. Шавров/
- «Самолеты ОКБ имени Ильюшина» /Под редакцией Г.В. Новожилова/
- «Война в воздухе № 112. Ил-4»
Тяжелый бомбардировщик H-6K
На вооружение военно-воздушных сил Китая принят новый тяжелый бомбардировщик H-6K.
Данная новость, возможно, станет сенсацией для россиян, которые увлеченно следят за развитием нынешней военной авиации, поскольку им прекрасно ведомо происхождение данного самолета.
H-6K — это последняя на сегодня модель серийной модификации бомбардировщика H-6 – копии знаменитого некогда советского Ту-16, созданного КБ А. Н. Туполева в 40-50-х годах и который Китай производил по лицензии.
Вечный самолет
Что же это такое, H-6K, что он представляет собой и что в нем осталось от советских разработок, кроме своеобразной внешности?
XianHong-6K (по-китайски «Сянь Хун-6K») представляет собой дозвуковой самолет, который несет на борту крылатые ракеты большой дальности.
За счет применения главным образом советских технологий периода 70–80-х годов было достигнуто улучшение характеристик машины, которые позволили существенно расширить возможности старого Ту-16.
Запад присвоил новому китайскому бомбардировщику то же наименование, что и его предшественникам, – «Барсук» (по-английски Badger).
Самым большим изменениям подверглась силовая установка бомбардировщика, его вооружение и радиоэлектронное оборудование. Самолет оснастили двигателями Д-30КП, подобными тем, которые еще недавно ставились на авиалайнеры Ту-154, Ил-76 и ряд других. Применение новых двигателей вместо использовавшихся на прошлых модификациях WP-8 (скопированный двигатель АМ-3) с одновременным увеличением объемов топливной нагрузки позволило существенно увеличить радиус полета машины – с 2000 до 3000 тысяч километров, несмотря на то, что под крылом размещены крылатые ракеты (КРВБ). Машина получила более мощную РЛС – обтекатель радара занял почти весь нос фюзеляжа, в результате этого H-6K лишился специфического для предшествующих модификаций Ту-16 «стеклянного носа». H-6K несет 6 КРВБ CJ-10А по три с каждой стороны, на индивидуальных точках подвески.
Теперь на самолете отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденных объемах корпуса размещена аппаратура РЭБ и часть запаса топлива.
H-6K в отличие от части предыдущих модификаций не перестраивался из старых самолетов, а изготавливался с нуля. Учитывая срок службы нынешних тяжелых бомбардировщиков, H-6K имеет все шансы остаться в строю до 2052 года. Именно тогда исполняется ровно 100 лет с момента первого полета советского Ту-16.
Причины в такой степени завидного долгожительства очевидны. И в США, и в СССР в начале 50-х годов были созданы весьма удачные и долговечные системы, которые усовершенствовались только благодаря развитию электроники и появлению более передовых систем вооружения. Уже следующие модели, которые были созданы на рубежах 50–60-х годов, а именно сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 или B-58, сняты с вооружения намного раньше своих старших дозвуковых «братьев», которых они, по идее, должны были заменить. Причиной тому стали куда более высокая стоимость эксплуатации и не очень высокая надежность первых сверхзвуковых бомбардировщиков, а также их «узкая специализация» – летно-технические характеристики этих машин сильно ограничивали возможность создания разноплановых модификаций. Из дозвуковых машин — особенно Ту-95 и Ту-16 — былы созданы десятки вариантов, превратив их в «мастеров на все руки».
Ракетная интрига
Ту-16 морской авиации и ВВС СССР оснащались различным бомбовым и ракетным вооружением, однако они никогда не применялись в качестве носителей стратегических крылатых ракет. Это была прерогатива исключительно Ту-95 и Ту-160.
Но H-6K получил как раз такие КРВБ: CJ-10A, которые скопированы с советских-российских Х-55. Но данный выбор никого не удивит, ведь другого тяжелого самолета в Китае просто нет.
Вопрос вызывает назначение получившейся системы «самолет-ракета» и её возможностей.
CJ-10А (ChangJian 10А, «Чан Цзян 10А») являет собой дозвуковую крылатую ракету большой дальности, до 2200 км. И это практически все, что можно сказать о ней сегодня.
Неизвестно, может ли она лететь на малой высоте, огибая рельеф местности, и также неизвестна ее реальная точность – круговое вероятное отклонение.
Непонятен пока и генезис самой ракеты.
Не вызывает сомнения ее родство с Х-55, но до настоящего времени никто не знает, произошло ли создание КРВБ в результате успеха спецслужб КНР, которые сумели украсть какую-то часть документов по Х-55 и воссоздать советское изделие, или же это произошло в результате копирования готового образца, который был куплен у Украины. Напомним, что основным изготовителем Х-55 до распада СССР было харьковское авиационно-производственное объединение.
Независимо от реального потенциала CJ-10 в плане полетов на малых высотах и точности ее попадания можно с уверенностью говорить, что с созданием H-6K КНР обрела полноценную «длинную руку», которая способна атаковать значимые объекты без входа в зону противовоздушной обороны.
Дальность полета H-6K не дает возможности этим самолетам наносить удары по объектам, которые расположены, например, на территории Америки, но они вполне могут использоваться против боевых надводных кораблей ВМС США, включая авианосные группы, а также их целями могут стать некоторые зарубежные базы Пентагона.
Итак, создание стратегических крылатых ракетоносцев свидетельствует о претензиях Поднебесной на превалирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, значимость которых только растет с появлением иных элементов современной китайской армии, включая перспективные атомные подводные лодки и собственный авианосец.
О технологических преградах в промышленности говорилось неоднократно, и разработка новой модели бомбардировщика H-6 является одним из лучших примеров происходящего.
В настоящее время создание принципиально нового самолета, особенно в таком секторе, как стратегическая авиация, стоит настолько дорого, что модернизация машины почти шестидесятилетнего возраста является, пожалуй, оптимальным выходом с точки зрения критерия «стоимость-эффективность».
В этом случае реализация данного проекта облегчена еще и тем, что для носителя крылатых ракет большой дальности летные характеристики самолета не столь критичны, как для истребительной авиации, и наличие готовой надежной машины позволило китайцам обойтись небольшой кровью.
Тунис обнаружил «черные флаги» террористов и компоненты СВУ после прорыва ПНС к границе 0
Вооруженные силы Туниса заявили, что после прорыва группировок так называемого Правительства национального согласия местные разведчики обнаружили на границе с Ливией террористическую символику, а также компоненты самодельных взрывных устройств (СВУ).
Санкции США против Китая являются агонией «разорванной в клочья» экономики США 0
Разговоры о новых санкциях США против Китая начались по причине американских президентских выборов, считает политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
Основой нефтяной политики Трампа является его предвыборная стратегия 0
Последние решения Трампа связаны с коллапсом нефтяного рынка, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Коронаглушилка 0
Несколько лет назад начальник ушел на суперсекретное совещание. Шанс насладиться летним послеобеденным днем был реализован ― придумал сам себе важное задание и ушел на оперативный простор.
На следующее утро, во время старта рабочего дня под кофе, мной были высказаны некоторые соображения по рабочим вопросам. Удивление на лице руководителя невозможно было не заметить.
Причину он мне объяснил. Дело
Прошедший обмен подтвердил – на Украине идет гражданская война 0
Состоялся новый обмен удерживаемых лиц между ЛДНР и Украиной. Для украинской власти это просто пиар, чтобы поддержать видимость рейтинга, для Республик – возвращение своих людей. О разнице подходов к обмену, о следующих обменах, об отношении украинской власти к своим гражданам – в материале Сергея Лебедева на ПИКiNFORM
Ил-476 — военно-транспортный самолет
Разработчик | ОКБ Ильюшина |
Первый полет | 2012 |
Единиц произведено (на 2016 год) | 6 |
Ил-476 (Изделие-476 или Ил-76МД-90А) — глубокая модернизация самолёта Ил-76. Разработан совместно конструкторскими бюро им. Ильюшина и авиационного завода «Авиастар-СП» в конце 2000-х. Строится Ульяновским авиационным заводом «Авиастар-СП», входящим в состав ОАК.
Самолёт широко известен под наименованием Ил-476, но официально выпускается под индексом Ил-76МД-90А.
История Ил-476
Изначальной задачей ОАК по программе Ил-76 был перенос производства самолетов с Ташкентского завода им. Чкалова на Ульяновский завод «Авиастар», однако, со-временем стало очевидно, что базовый самолет устарел. Было принято решение начать производство глубоко модернизированного самолета.
Разработка самолета была завершена в 2009 году. Первый летный прототип совершил испытательный 40-минутный полет в 2012 году.
Видео Ил-476 : Демонстрационный полет на авиасалоне МАКС-2013
Особенности Ил-476
Самолёт имеет новую конструкцию крыла, новую авионику и новые двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 т каждый. Министерство обороны России планирует в рамках государственной программы вооружения на период до 2020 года приобрести несколько десятков самолётов в вариантах топливозаправщика и военно-транспортного самолёта.
- А-100 Премьер — Самолёт ДРЛО.
- Ил-78М-90А — Самолёт топливозаправщик.
Эксплуатация Ил-476
В 2012 году ОАК-Транспортные самолеты и Министерство обороны РФ подписали контракт на поставку 39 самолетов. Самолеты должны быть переданы до 2020 года. В 2014 году совершил испытательный полет первый серийный самолет.
Схема Ил-476
Тип | Тяжелый военно-транспортный самолет |
Силовая установка | четыре двухконтурных турбореактивных двигателя 4 ПС-90А-76 по 14 500 кгс каждый |
Максимальная полезная нагрузка | 60 тонн груза, 126 парашютистов |
Практический потолок | 12 000 м |
Дальность полета | 6500 км (40 т груза), 4000 км (60 т груза) |
Максимальная взлетная масса | 210 т |
Крейсерская скорость | 850 км/ч |
Размах крыла | 50,5 м |
Площадь крыла | 300 кв. м |
Длина | 46,6 м |
Высота | 14,76 м |
Российский военно-транспортный самолет Ил-76. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 45 лет назад, 25 марта 1971 г., с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве (закрыт в 2003 г.) впервые поднялся в воздух военно-транспортный самолет Ил-76.
Ил-76 — советский, позднее — российский тяжелый турбореактивный транспортный самолет военной и гражданской авиации, один из основных транспортных самолетов Военно-воздушных сил СССР и Воздушно-космических сил (ВКС) РФ.
Разработан в конце 1960-х гг. в опытно-конструкторском бюро Московского машиностроительного завода «Стрела» (ныне — ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина», Москва) под руководством конструктора Генриха Новожилова.
'Телеканал «Звезда»/YouTube'
Предназначен для перевозки разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники (в т.ч. танков) с расчетами; доставки войскам срочных грузов; для высадки воздушных десантов, а также для транспортировки раненых. В первом полете 25 марта 1971 г. машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов.
Самолет принят на вооружение в 1974 г., эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 г.
В 1971-2012 гг. самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), в 2012 г. производство перенесено на российское предприятие «Авиастар-СП» (Ульяновск).
Согласно открытым источникам, всего в 1971-2015 гг. выпущены 948 единиц Ил-76 разных модификаций.
Конструкция
Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне — НПО «Сатурн», Рыбинск, Ярославская обл.; или ПС-90А-76 производства АО «ОДК-Пермские моторы»). Кормовой грузовой люк — трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.
Летно-технические характеристики (для базовой модификации)
- Взлетная масса: 104 т (снаряженного самолета), 170 т (максимальная);
- размах крыльев — 50 м;
- длина — 46,6 м;
- высота — 14,7 м;
- экипаж — 6-7 человек;
- грузоподъемность — до 47 т. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;
- объем грузовой кабины — от 321 кв м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;
- практическая дальность — 4 тыс. 200 км (с грузом 40 т);
- крейсерская скорость — 770-800 км/ч;
- вооружение (некоторые модификации) — две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.
Модификации
На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:
- А-50 (первый полет в 1978 г.), самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);
- А-60 (1981), летающая лаборатория — носитель лазерного оружия;
- Ил-76МД (1981), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;
- Ил-76ЛЛ (1991), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
- Ил-76КТ (1981), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;
- Ил-78 (1983), топливозаправщик для Дальней авиации;
- Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;
- Ил-76ТД-90А (2012), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;
- Ил-76МД-90А (2012), глубокая модернизация, самолеты новой постройки;
- Ил-76МД-М (2016), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А. По данным СМИ, Минобороны РФ планирует таким образом модернизировать 41 строевой Ил-76МД;
- Ил-78М-90А, модернизированный самолет-заправщик.
Эксплуатанты
Эксплуатантами Ил-76 в разное время выступали военно-воздушные силы и десятки транспортных авиакомпаний более чем 40 стран, а также Организация Объединенных Наций.
В настоящее время крупнейший эксплуатант самолетов этого типа — Минобороны РФ, Ил-76 — основной самолет военно-транспортной авиации ВКС России. Наряду с «безымянными» машинами ВКС эксплуатируют четыре именных Ил-76МД («Оренбург», «Тверь», «Таганрог» и «Георгий Пакилев») и один именной Ил-76МД-90А («Виктор Ливанов»).
Катастрофы
Согласно данным открытых источников, за время эксплуатации Ил-76 было потеряно порядка 75 самолетов этого типа (из них свыше 20 экземпляров — в результате боевых действий). В мирное время в 37 катастрофах Ил-76 погиб по меньшей мере 721 человек на борту и еще 29 человек на земле.
История советского самолётостроения. Часть 2
- История советского самолётостроения. Часть 1.
Долгое время в Советском Союзе делалась ставка на нанесение мощного удара по территории агрессора при помощи бомбардировочной авиации. В 1937 году бомбардировщик был самым распространённым типом самолёта в ВВС РККА. Из 8139 находившихся на вооружении самолётов истребители составляли всего 2225, бомбардировщики — 2443. Однако с началом Второй мировой войны советское руководство бросило все силы на усиление истребительной авиации. К сожалению, советские самолётостроители по прежнему отставали от Англии, Германии и США в разработке и производстве авиадвигателей. Качественное моторостроение требует специальной стали и сплавов, а также высокоточных металлообрабатывающих станков и культуры производства, которыми промышленность СССР на тот момент в полной мере ещё не располагала. Проблема создания нового истребителя стояла так остро, что в разработке новых образцов истребителей приняло участие 12 конструкторских коллективов.
Третьим и самым массовым типом нового советского истребителя стал МиГ-3. Самолёт проектировался как высотный истребитель-перехватчик, на котором устанавливался двигатель АМ-35, снабжённый нагнетателем.
В предвоенные годы существовала теория о том, что воздушные бои будут вестись на больших высотах. Реальность оказалась несколько иной, и основные воздушные схватки Великой Отечественной войны проходили на высотах до 4500 метров.
По этой причине МиГ-3, демонстрировавший рекордную скорость в 640 км/ч на высоте более 7000 метров, оказывался весьма посредственной машиной у земли.
Начиная с 1942 года на смену советским истребителям, принятым на вооружение в 1940 году, начинают приходить их улучшенные модификации, с которыми советские пилоты позже сумеют завоевать превосходство в воздухе и выиграть войну.
ЛаГГ-3 породил семейство Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, основным отличием которых от первоначальной модели стали более мощные двухрядные двигатели воздушного охлаждения М-82, М-82Ф и М-82ФН. Все они вели свою родословную от лицензионного американского двигателя Wright R-1820-F3. За Як-1 последовали более совершенные Як-7, Як-3 и Як-9.
Модификация Як-3 с двигателем ВК-108 (один опытный образец) стала самым быстрым советским поршневым истребителем, показав на испытаниях скорость 745 км/ч.
Хотя до 1950 года всего была построено 2331 единица Ту-2, до конца войны на фронт поступило всего 764 самолёта. Бомбардировщик прекрасно проявил себя в боевых условиях. Но основными классами самолётов в советских ВВС стали истребители и штурмовики.
Первые завоёвывали превосходство в воздухе, вторые осуществляли поддержку войск на земле, где решался исход войны.
В 1930-е годы в Советском Союзе предусматривалось использование двух типов штурмовиков: лёгкого — для уничтожения колонн, штабов и артиллерийских батарей — и тяжёлого двухмоторного — для борьбы с танками противника.
В реальности единственным советским массовым специализированным самолётом-штурмовиком в 1941–1945 годах стал Ил-2 — самый многочисленный боевой самолёт в истории. Промышленность СССР выпустила более 36 тысяч этих машин. Разработка самолёта началась ещё до войны по личной инициативе авиаконструктора Сергея Ильюшина.
Чтобы минимизировать вес конструкции, Ильюшин решил отказаться от навесной брони самолёта, которую использовали его предшественники. Бронекоробка, защищавшая экипаж и важные агрегаты, параллельно воспринимала нагрузки от двигателя и подъёмной силы крыла.
В результате бронированная передняя часть фюзеляжа длиной около 5,5 метров заменила собой обычную конструкцию.
Штампованные бронелисты двойной кривизны толщиной от 4 до 8 мм, придавали фюзеляжу обтекаемую форму, что, во-первых, улучшало аэродинамику, а во-вторых, вызывало рикошетирование попадавших в него пуль и осколков снарядов, что повышало защиту самолёта. Общий вес брони составлял около 700 килограмм.
Обсудить материал можно здесь.
Перейти к третьей части материала.
«Небесный грузовик»… или советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил — 76
Фотография из открытых источников
Самолет разработан в конструкторском бюро Ильюшина по проекту и под руководством академика Г. В. Новожилова.
Информационная справка:
Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина — одно из ведущих предприятий по разработке авиационной техники. Полное наименование — Публичное акционерное общество «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина».Генрих Васильевич Новожилов — советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР. Фотография из открытых источниковСоздатель проекта тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76. Генеральный конструктор ОКБ им. С. В. Ильюшина в 1970 — 2005 годах.
Серийно производство Ил-76 было налажено на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова. Производство в последствии было перенесено в город Ульяновск.
Лирическое отступление:
В отличие от Ан-12 на 76-ом меня «катали» чаще. Первый раз «прокатили», когда отправляли в командировку в теплые страны. В тот раз летели из дождливой Прибалтики в жаркий Узбекистан. Как сейчас помню… 6 часов без туалета. Тем, кто коротал время «под пиво», пришлось не сладко. Мда! Рассказывать лучше не буду. История не для слабонервных…Чуть позже «катался» из жаркого и довольно агрессивного города «К» в не менее жаркий, но хлебный город «Т». Туда и обратно… пару раз точно…А еще, лет через восемь, когда по военно-туристической путевке отправляли в другую командировку, разок слетал из Энгельса в Моздок. Ну и через три месяца обратно, разумеется.Но, это так… к делу не относится, просто в памяти освежил…
Летом 66-го года Министерство авиационной промышленности Советского Союза поручило КБ С.В. Ильюшина провести работы по созданию военно-транспортного самолета, предназначенного для выполнения задач по посадочному и парашютному десантированию войск, техники и грузов.
В начале 67-го года С.В. Ильюшин утвердил техническое предложение по созданию самолета. А осенью того же года было принято решение о начале работ по созданию самолета Ил-76.
Общее руководство по созданию Ил-76 возглавил заместитель генерального конструктора КБ Г.В. Новожилов.
Что интересно, в то время (1969 год) при разработке летательного аппарата изготавливался макет в натуральную величину самолета, и проверялось размещение военной техники в грузовой кабине.
Макетная комиссия работала под руководством командующего Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенанта Г. Н. Пакилева. Акт выполненных работ макетной комиссии утверждался Главкомом ВВС Советского Союза П.
С. Кутаховым.
25 марта 1971 года впервые поднялся в воздух прототип самолета Ил-76.
Фотография из открытых источников
В мае того же года самолёт был впервые представлен на авиасалоне в Ле Бурже.
5 мая 1973 года экипаж летчика-испытателя А.М. Тюрина совершил первый полет первого серийного самолета Ил-76.
Летчик-испытатель А.М. Тюрин. Фотография из открытых источников
За годы производства Ил-76 было построено около 1000 самолётов, из них более 100 отправлено на экспорт.
Самолет очень хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в период войны в Афганистане.
В конце 1980-х годов началась разработка новой модификации самолёта Ил-76МФ/ТФ.
В конце марта 2012 года завершилась сборка первого серийного экземпляра.
Ил-76 является первым в истории Советского Союза военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт способен доставлять грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч.
Фотография из открытых источников
Все кабины машины полностью герметизированы, что даёт возможность перевозить 145 (в двухпалубном варианте — 225) вооруженных солдат или обеспечить десантирование 126 человек.
Лирическое отступление:
В конце апреля 1987 года возвращаться на Родину довелось на самолете оборудованного именно двумя палубами. Сколько было людей, не считал, но зрелище впечатлило. Если бы не видел своими глазами, ни за что не поверил бы, что можно поднять в воздух и перевезти столько людей с вещами…
Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных дивизий. Также может перевозить большую часть техники мотострелковых дивизий.
- Ил-76 может брать на борт до 109 000 л топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час, перегоночная дальность самолета при этом доходит до 10 500 км.
- Самолёту под силу доставить грузы в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие станции, используя различные способы парашютного десантирования.
- Штатный экипаж военно-транспортного самолёта Ил-76 состоит из 7 человек:
— командир корабля;- помощник командира корабля;- штурман корабля;- старший бортовой техник;- техник по авиационно-десантному оборудованию;- старший воздушный радист — оператор радиоэлектронной борьбы;- старший воздушный стрелок
Некоторые характеристики самолета Ил-76МД-90А:
Фотография из открытых источников
Скорость:
— Крейсерская скорость: 780 -850 км/ч;- Минимальная скорость: 220 км/ч;
Дальность полёта:
— с нагрузкой 60 т: 4000 км;- с нагрузкой 48 т: 5500 км;- с нагрузкой 40 т: 6500 км;- с нагрузкой 20 т: 8500 км
Информационная справка:
Глубокая модернизация Ил-76. Самолет предназначен для перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирование личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом.
Самолет Ил-76 различных модификаций является основным самолётом военно-транспортной авиации России, Украины, Казахстана, Узбекистана. Состоит на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.
Самолёты Ил-76 показали высокую эффективность в войне в Афганистане. За всё время боевых действий было потеряно только две машины.
П. С. При чтении материала следует учитывать, что данная заметка является обзорной и ни в коем случае не претендует на точность инструкции экипажу самолета, наставлению по инженерно-авиационной службе и других документов регламентирующих летную работу…
Спасибо за то, что Вы рядом!