Человечество сумело поднять свои дороги над землей, самолеты сделали свое дело. Но уже полвека назад в небе стало тесно, не говоря уже об аэропортах. Интенсивность авиаперевозок стремительно возрастала. Машин одновременно в воздухе становилось все больше.
Такая перегруженность инфраструктур могла спровоцировать рост катастроф и доставляла существенные неудобства пассажирам.
Эту проблему мировое самолетостроение попыталось решить путем создания больших летательных аппаратов, которые были бы способны заменить несколько обычных авиалайнеров. Большое количество авиарейсов в российской авиации планировали сократить за счет широкого салона борта.
В СССР был создан первый аэробус нового типа – широкофюзеляжный и высокоэкономичный самолет Ил-86.
Создание
В 1970 году ведущему советскому предприятию по конструированию и разработке авиационной техники ОКБ имени Ильюшина С.В.
была обозначена задача на конструирование пассажирского лайнера средней дальности, вместительностью до 350 человек.
Для громоздкой широкофюзеляжной машины конструкторская мысль напряженно искала гармоничное сочетание надежности, рентабельности эксплуатации, экономичности и, конечно, безопасности.
Спустя два года началась разработка модели воздушного судна. Вместе с серьезными требованиями к техническим параметрами, присутствовал критерий – перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Перед конструкторами встал вопрос: «Каким будет корпус в диаметре?»
Эта задача решилась путем создания широкого фюзеляжа, позволяющего разместить до девяти кресел в одном ряду, между которыми были два широких прохода. Кроме того, крыло, состоящее из предкрылков и трехщелевых закрылков, обеспечивало использование относительно коротких ВПП.
Видео – история создания
Восход в небо:
- 1976 год – закончена работа над воздушным судном. Аэробус нового типа произвел свой первый полет;
- 1977 год – демонстрация борта в Париже;
- 1978 год – технический рейс Москва – Сочи, а также показательные полеты в другие города СССР;
- 1979 год – эксплуатационные испытания;
- 1980 год – выдан сертификат летной годности и осуществлен регулярный рейс Москва – Ташкент.
Краткий обзор и конструкция
У аэробуса на момент своего выпуска не было аналогов во всем мире. Этот авиалайнер достойно опередил все зарубежные машины. С пассажирской и грузовой нагрузкой ему удалось установить порядка 18 скоростных рекордов.
Выпускался Ил-86 до 1993 года в Воронеже, а летал на гражданских авиалиниях до 2010 года. Лайнер нового поколения значительно превосходил по удобству всех своих предшественников.
В конструкции воздушного суда нового поколения использовалось все самое современное, что было в приборостроении, радиотехники, в технологии на тот момент.
Он являлся классическим, широкофюзеляжной машиной с четырьмя двигателями, расположенными под крылом. В диаметре фюзеляж достигал 6,08 метров. В салоне располагалось девять посадочных мест в одном ряду с наличием двух проходов.
Достаточно сказать, что самолет состоял на 54% из сплавов алюминия, на 15% из стали и на 14% из сплавов титана. Остальное – полимерные материалы.
Специально был спроектирован современный двигатель НК-86. Спустя время, ввиду огромного расхода топлива и высокого шума, данный двигатель стал основным поводом вывода аэробуса из эксплуатации.
Кроме того, масштабы НК-86 привели в дальнейшем к невозможности замены его на модифицированные моторы. Как раз это и способствовало разработке нового самолета Ил-96. Немаловажно, что при большой температуре наружного воздуха снижалась работоспособность двигателя и иногда, даже приходилось останавливать взлет.
Самолет имеет хорошую управляемость: рулевые поверхности разделены на отдельные секции, а гидравлика продублирована.
Дублирование было и в других жизненно важных системах аэробуса. Конструкторами первого советского аэробуса разработана уникальная электроимпульсная защита от обледенения. Ее эффективность была в сотни раз выше обычной тепловой схемы.
Самолет был снабжен четырьмя мощными турбореактивными двигателями, тягой до 13 тс каждый. Механизация крыла, и новая схема шасси давали возможность эксплуатировать аэробус на аэродромах, где базировались Ил-18 и Ту-134. Для взлета и посадки Ил-86 нужна была полоса не более 2600 метров.
Большие люки позволяли использовать разные варианты загрузки грузовых отсеков. Наличие трех встроенных в аэробус трапа значительно упрощали работу наземных служб аэропорта и экономили время пассажиров.
Перешла на новый уровень и звукоизоляция. Ил-86 был уникален наличием системы навигации, которая была применена впервые. Эта система позволяла выполнять рейсы в любых метеоусловиях и в любое время суток. Все приборы летательной машины были инновационными.
Особенности и технические характеристики
НаименованиеЧислоЭкипаж (чел.) | 3 |
Размеры | |
Длина (м) | 59,5 |
Размах крыльев (м) | 48 |
Высота (м) | 15,8 |
Площадь крыла (кв.м) | 320 |
Вес | |
Макс. взлетный вес (кг) | 208 000 |
Макс. посадочный вес (кг) | 175 000 |
Вес пустого (кг) | 116 250 |
Макс. вес без топлива (кг) | 158 400 |
Макс. Коммерческая загрузка (кг) | 42 000 |
Емкость топливных баков (л) | 114 000 |
Летные данные | |
Дальность полета с макс. Загрузкой (км) | 3 600 |
Макс. Крейсерская скорость (км/ч) | 870 |
Длина разбега (м) | 2 800 |
Длина пробега (м) | 2 300 |
Двигатели | НК-86, 4*13 000 кгс |
Удельный расход топлива (г/пасс.км) | 34,5 |
Часовой расход топлива (кг) | 9 900 |
Пассажирский салон | |
Кол-во кресел (эконом) | 350 |
Кол-во кресел (эконом/бизнес) | 234 |
Ширина салона (м) | 5,7 |
Эксплуатация
Только «Аэрофлот» являлся пользователем Ил-86. Самолеты выполняли регулярные рейсы на загруженных линиях и чартерные перевозки на различные курорты.
С динамично развивающимся рынком авиации у нашей страны появилась возможность приобретения других воздушных аппаратов. Ил-86 постепенно терял свое преимущество и конкурентоспособность в связи с высокими затратами на эксплуатацию и шумности двигателей.
В 2000 году началось массовое списание воздушных гигантов и постепенный вывод из парков авиакомпаний.
В итоге, к 2011 году полеты по перевозке пассажиров завершились. В настоящее время Министерством Обороны России используется четыре самолета Ил-86.
Видео – методика взлета
Таким был процесс эксплуатации первого серийного советского пассажирского широкофюзеляжного авиалайнера. Позже на смену Ил-86 придет Ил-96.
Модификация
Всего у Ил-86 было четыре модификации, которые разрабатывались либо находились в производстве:
- Ил-86 – базовая версия;
- Ил-86В – вариант воздушного судна вместимостью до 450 мест и дальностью полета 3600-4000 км;
- Ил-86Д – проект крылатой машины, на базе которой создан Ил-96;
- Ил-80/87 – воздушный командный пункт. Был оснащен системой дозаправки в воздухе и дополнительным отсеком в носовой части. Не имел иллюминаторов. Всего было построено четыре аппарата.
Плюсы и минусы лайнера Ил-86
ДостоинстваНедостаткиПервый широкофюзеляжный отечественный воздушный гигант с огромной вместительностью | Не слишком высокая мощность двигателей |
Усовершенствованное приборное оборудование самолета Ил-86 | Огромная взлетная масса |
Инновационная компоновка салона | Требовал большей длины ВПП |
Высокая по советским меркам надежность | Высокий шум двигателей, что не соответствовало международным стандартам |
Большой расход топлива |
Даже несмотря на все недостатки и ранний закат Ил-86 оставил свой след в истории и знаменовал новый этап в развитии гражданской авиации. Он стал гордостью страны и был лучшим для своего времени.
Видеопрезентация
Самолет Ил-86: фото, технические характеристики
Ил-86 – это широкофюзеляжный гражданский авиалайнер, который был спроектирован в авиационном предприятии имени Ильюшина. Серийное производство данного летательного аппарата приходилось на 80-90-е года. Всего за этот период было создано 106 самолетов. Отметим, что это – первый в СССР пассажирский широкофюзеляжный лайнер.
Именно поэтому его конструкция и вместимость интересуют многих, кто хотя бы каким-то образом связан с авиацией. Выясним, что это за самолет Ил-86, куда и на какие расстояния он летает, а также подробную схему расположения мест в салоне.
История и технические характеристики Ил-86
Необходимость в появлении такого типа авиалайнера появилась в конце 60-х, когда компания «Аэрофлот» выставила требования к самолету, который должен обладать 250—350 местами. Именно тогда и было решено разрабатывать широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86. Чтобы в этой летательной машине помещалось 350 человек, необходимо было увеличить количество кресел в ряду.
Но при этом комфорт и просторность должны были быть на уровне. Первый полет этого самолета после долгих лет разработки случился в 1976-м году. На следующий год он был официально продемонстрирован.
А в 1980-м году данный авиалайнер выполнил первый регулярный рейс после долгих испытаний. Маршрут был Москва — Ташкент.
Позже эта крылатая машина установила более 18 мировых рекордов, связанных со скоростью и нагрузкой.
По своей конструкции данное воздушное судно представляет собой 4-х моторный турбореактивный низкоплан, оснащенный стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Специально для него был создан особый двигатель НК-86, тяга которого составляла более 13 тс. Но примечательно, что именно этот агрегат однажды привел к тому, что лайнер вышел из строя.
Все случилось из-за чрезмерного потребления горючего, а также слишком сильного шума. Также данный летательный аппарат обладает четырьмя гидросистемами.
Для каждой гидросистемы предусмотрен отдельный насос, который участвует при давлении двигателей. Отметим, что вскоре после создания Ил-86 появились новые дополнительные модификации, которые также хорошо показали себя на практике.
Рассмотрим конкретные спецификации данного самолета:
- длина летательной машины составляет 59.95 м;
- размах крыльев – 48 м;
- высота конструкции – 15 м;
- дальность полета Ил-86 – 3800 км;
- пассажировместимость – до 350 человек;
- самая высокая скорость составляет 950 км/ч;
- крейсерская скорость – 940 км;
- наибольшая взлетная масса – 215 т;
- грузоподъемность – 40 т;
- экипаж состоит из 3—4 человек.
В советские годы Ил-86 активно использовала авиакомпания «Аэрофлот» для гражданских перелетов. Данный самолет активно летал из столицы в Сочи, Симферополь, Ташкент, Душанбе и т. п. Увы, его летный век был недолгим.
После распада СССР он практически перестал использоваться. Последние рейсы на Ил-86 состоялись в 2007-м году. На сегодняшний день этот авиалайнер не используется.
Единственное, активно используется 4 Ил-86 для пассажирских перевозок.
Надо сказать, что за период активной эксплуатации данного самолета произошло немало неприятностей. Достаточно вспомнить, что случилось в Дели в 1994-м году. Тогда Boeing 737 зацепил этот летательный аппарат, в результате чего он загорелся.
А это, в свою очередь, привело к гибели нескольких работников, которые находились в тот момент внутри воздушного судна. Также история знает другие происшествия, связанные с Ил-86. Наверное, поэтому его постепенно перестали использовать для пассажирских рейсов. Но все желающие могут как увидеть его в реальности, так и на фотографиях.
К этой статье также прилагаются фото Ил-86, чтобы можно было зрительно оценить возможности этой советской крылатой машины.
Самолет Ан-72: ТТХ, фото
Схема салона Ил-86: особенности размещения кресел в салоне
Напомним, что вместимость пассажиров Ил-86 отличается от вида комплектации. 3-классный вариант предусматривает наличие 314 пассажиров, 2- классный – 234 человека, а эконом-вариант – 350. Отметим, что в салоне данного воздушного судна предусмотрен полный комфорт, удобство и надежность. Весьма верным является решение расположить пассажирские кресла в ряду 3+3+3.
Такая расстановка является удобной как для путешественников, так и для бортпроводников. Примечательно, в Ил-86 три салона отделены друг от друга блоками буфетных стоек и поперечными проходами к аварийным выходам. Размещение лестниц выходов связано с размещением аварийных выходов.
В целом особенностью расположения мест в салоне Ил-86 является то, что он имеет условное разделение. Данное разделение предусмотрено лестницами, буфетными стойками и проходами. Но при этом все пассажиры достаточно компактно расположены, поэтому бортпроводникам удобно их обслуживать. Разносить питание благодаря двум продольным проходам также весьма удобно.
Как пассажиры, так и обслуживающий персонал могут свободно передвигаться по салону, что крайне важно в случае непредвиденных происшествий. При входе в самолет пассажиры попадают сперва на нижнюю палубу к багажным ячейкам, а после, преодолев три лестницы, попадают в главный пассажирский салон. В багажных ячейках люди оставляют свой груз, а с собой берут только ручные клади и сумочки.
Фото салона Ил-86, прикрепленного к данной статье, поможет точнее разобраться в том, как расположены места в салоне. Как известно, если брать самолеты заблаговременно, то можно выбрать подходящие места. Особенно это актуально для тех, кто плохо переносит авиарейс. Таким образом, рассмотрим, какие лучшие кресла в самолете Ил-86.
Где лучше разместиться в Ил-86?
Начать надо с того, что салон данного авиалайнера сам по себе является довольно комфортным и удобным. Изобретатели приложили все усилия для того, чтобы пассажиры могли насладиться повышенным уровнем комфорта.
Благодаря удобным мягким креслам, выгодному расположению, широким проходам, декоративно-художественному оформлению интерьера и применению новейшего оборудования летать в самолете Ил-86 было очень комфортно.
Многие люди удивлялись, насколько незаметно проходил их рейс.
Самолет дьявола ТУ-134
Итак, если говорить о том, где лучше расположиться в салоне этого летательного аппарата, то нужно отметить главные ряды. Именно на них где всегда тихо и уютно:
- 1-й ряд;
- 15-й;
- 16-й;
- 33-й.
33-й ряд является одним из самых удобных, поскольку рядом нет кресел, но при этом есть откидная спинка, подлокотники и место для ног. В таком расположении можно спокойно отдыхать, наслаждаясь любимой музыкой, играющей в наушниках.
Преимущества и недостатки Ил-86
Ни для кого не секрет, что идеальных самолетов не бывает. В каком-то судне удобное расположение кресел и идеальная звукоизоляция, но зато низкий сервис и постоянные задержки. А у другого, наоборот, никогда нет задержек, но зато в салоне очень тесно и неудобно.
Что касается Ил-86, то многие очевидцы утверждают, что это – довольно комфортабельный и просторный самолет, на котором было очень удобно совершать перелеты.
Главные его преимущества – в следующем:
- Тихая посадка и незаметный подъем. Далеко не все воздушные судна обладают такой возможностью.
- Он мощный, просторный и очень вместительный.
- Отсутствие слышимости и ощущения турбулентности.
- Способность автоматически приземляться.
- Удобные и комфортабельные кресла.
- Практичное расположение пассажирских мест.
- Высокие технические характеристики.
Однако есть и несколько недостатков:
- периодические задержки, из-за которых у многих пассажиров срывались планы;
- ближе к 2000 годам данная модель устарела, ей на «пятки» начали наступать более оптимизированные и современные лайнеры.
Те, кто интересуются авиацией, подтвердят, что для самолета важно, чтобы технические возможности были в норме, а также чтобы в салоне было комфортно и безопасно. Все это имели машины из серии Ил-86. Однако из-за того, что за годы модификации не обновлялись, а те, которые были, попадали в аварии, было принято решение прекратить использовать их в гражданской авиации.
Хотя многие согласятся с тем, что данный самолет был одним из самых удобных и надежных. По сей день те, кто летали на нем, утверждают, что, заходя на борт, были уверены в том, что рейс пройдет благополучно. Но авиация с каждым годом совершенствуется, поэтому сегодня можно найти гораздо более мощные и надежные судна, нежели Ил-86.
Ил-86 — первый в СССР широкофюзеляжный лайнер
Ил-86 — первый в истории СССР широкофюзеляжный авиалайнер для пассажирских перевозок, оснащенный 4 моторами. Предназначался для проведения полетов средней протяженности.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Модификации
- 3 Катастрофы и аварии
- 4 Инциденты
История создания
В 1967 году советская авиакомпания “Аэрофлот” отдала приказ о проектировании широкофюзеляжного самолета, рассчитанного на 250-350 мест. Разработкой занялся Авиационный комплекс имени Сергея Владимировича Ильюшина (великий советский авиаинженер). Ил-2 также был спроектирован руками Ильюшина.
С.В.Илюшин
13 октября 1967 года решение о постройке было подписано Советом Министров Союза. Сперва Комплекс попытался создать новый самолет на основе Ил-62-250, удлинив фюзеляж.
Но попытка не увенчалась успехом, поэтому 9 марта 1972 года началась работа над проектом Ил-86. Сотрудники ОКБ столкнулись с многочисленными трудностями при проектировании салона самолета.
Необходимо было создать конструкцию, позволяющую значительно увеличить количество пассажирских мест — инженеры СССР не имели соответствующих знаний и опыта.
В конце концов было решено обеспечить круглое сечение фюзеляжа и размещение пассажирских кресел по схеме 3-3-3.
А вы летали на самолете Ил-86?
22 декабря 1976 года состоялся первый пробным полет Ил-86. Место летчика-исполнителя занял Эдуард Иванович Кузнецов (герой СССР и лауреат премии имени Ленина). Он также был задействован при тестировании Ил-18 и Ил-62.
В июне следующего года Ил-86 был продемонстрирован на Парижском международном авиационно-космическом салоне.
Благодаря удачному показу 24 декабря 1980 года Ил-86 получил сертификат, заверяющий надежность авиалайнера и разрешающий пассажирские перевозки.
Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный лайнер
Лишь за 1981 год Ил-86 установил 18 мировых рекордов полета по замкнутому маршруту. Максимальная скорость Ил-86 составила 975,3 км/ч. Рекорды оставались недосягаемы для других самолетов еще на протяжении 20 лет.
Специально для Ил-86 была изобретена усовершенствованная модель двигателя НК-8 — НК-86. Новый двигатель оказался неудачным вариантом для эксплуатации: быстрый расход топлива и высокий уровень шума. Из-за этого возникли проблемы с полетами в другие страны — характеристики Ил-86 не вписывались в международные рамки.
Вследствие множества названых причин, эксплуатация Ил-86 оказалась сравнительно недолгой. В 2001 году авиалайнер начали массово списывать.
Характеристики самолета Ил-86:
- количество членов экипажа — 3-4 человека;
- количество пассажирских мест — 250-350 (в зависимости от модификации);
- максимальный вес при взлете — 208000 килограмм;
- допустимый объем топлива — 114000 литров;
- 4 двигателя модели НК-86;
- дальность полета при максимальной нагрузке — 3600 километров.
Модификации
Ил-86В. Первая модификация Ил-86, рассчитанная на 450 пассажиров. Разработка началась в 80-е гг. Ил-86В отличался от базового варианта удлиненным фюзеляжем. Допустимое расстояние полета при максимальной загрузке — 3600-4000 километров.
Ил-86 в аэропорту
Ил-86Д. Работа над Ил-86Д началась одновременно с проектированием Ил-86В. Использовался новый английский тип двигателя ТРДД Rolls-Royce RB211-22В. По сравнению с первой модификацией, Ил-86Д имел меньшее количество мест для пассажиров (330), но предположительно большее расстояние полета (9000 километров). Использовался в качестве прототипа при создании Ил-96-300.
Ил-80/87 — воздушный командный пункт. 29 мая 1985 года состоялся первый пробный полет Ил-80. Модификация использовалась для регулировки войск при вооруженных конфликтам с применением ядерного оружия. К эксплуатации приступило всего 4 единицы.
Катастрофы и аварии
По подсчетам за 2017 год было установлено, что из 106 созданных Ил-86 всего 4 потерпели крушение, не считая отдельных инцидентов, не закончившихся катастрофой.
8 марта 1994 года в аэропорту Дели (Индия) произошла крупная авария, вследствие которой погибло 8 человек. На самолет Ил-86, который готовился к взлету, внезапно свалился Boeing 737-2R4C (индийский авиалайнер, совершавший пробный полет). Крушение произошло из-за оплошности экипажа “Боинга”.
Катастрофа ил-86 в Шереметьево
21 сентября 2001 года самолет Ил-86, держащий курс в аэропорт Дубай, совершил аварийную посадку без использования шасси. Произошло возгорание второго и третьего двигателей.
Благодаря оперативной работе местных спасательных служб всем пассажирам авиалайнера удалось выжить.
Авиакомпания“Аэрофлот” выплатила по 400 долларов каждому пассажиру и 10 млн долларов аэропорту в качестве компенсации за отмененные рейсы.
28 июля 2002 года в Москве самолет Ил-86 потерпел крушение сразу же после взлета. 14 человек погибло. Авария произошла по причине неполадок в работе хвостовых стабилизаторов. Экипажу не хватило времени разобраться в причине сбоя, так как в их распоряжении находились считанные секунды. Самолет упал на лес и загорелся.
Инциденты
В 1980 году случилось первое происшествие: при взлете у самолета Ил-86 загорелся четвертый двигатель. Несмотря на ошибку экипажа (они отключили первый двигатель раньше), авиалайнер удачно приземлился во Внуково. Этот инцидент указал на необходимость доработки двигателей.
Катастрофа самолета Ил-86 в Иркутской области:
В 1984 году, совершая посадку, хвостовая пята самолета зацепила взлетно-посадочную полосу. Это не повлекло за собой никаких последствий — экипаж заметил случившееся лишь после безопасной посадки.
В этом же году Ил-86 совершил экстремальную посадку в Актюбинске — не использовалась механизация крыла. Никто не пострадал.
После замены колес, поврежденных при посадке, самолет самостоятельно добрался до столицы.
17 марта 1991 года на самолет Ил-86 было совершено нападение. Террорист закинули в салон бутылки с горючим, вследствие чего начался пожар. Дым быстро распространился по всей конструкции. Экипажу удалось потушить огонь, но стекла кабины пилотов были покрыты сажей. Самолету пришлось совершить посадку в ненадлежащих условиях. После приземления террорист был задержан сотрудниками спецназа. За героическую посадку, спасение самолета и пассажиров в 1982 все члены экипажа были удостоены Орденом Мужества. Указ о награждении поступил от Н. Ельцина.
Списание самолетов Ил-86 достигло пика в 2008 году. Последний рейс состоялся в 2011 году. Причиной отказа от использования стал экономический кризис 2008 г., затронувший множество стран по всему миру (Китай, Япония, США, Россия, Украина, Беларусь, Греция и прочие).
Пассажирский самолет Ил-86, технические характеристики лайнера, видео взлета, полета и посадки, обзор двигателя и кабины
29.04.2019
Ил-86 является широкофюзеляжным среднемагистральным пассажирским самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро Ильюшина. В настоящее время практически не эксплуатируется.
Краткий обзор самолёта и его технические характеристики
Аэродинамически самолёт Ил-86 представляет собой низкоплан нормальной схемы со стреловидным крылом. Оперение лайнера – однокилевое. Основное шасси самолёта имеет трёхстоечную схему. При этом боковые стойки шасси крепятся к крылу, а средняя – к фюзеляжу.
Также стоит особо отметить конструкцию основных стоек шасси лайнера Ил-86. Они имеют четырёхколёсные тележки, оборудованные таким образом специально для равномерной нагрузки на взлётно-посадочную полосу.
Силовая установка самолёта представлена 4 турбореактивными двигателями НК-86, размещающимися под крылом.
Лётно-технические характеристики Ил-86:
- Экипаж: 3—4 чел.
- Пассажировместимость салона:
- Трёхклассовая компоновка: 314
- Двухклассовая компоновка: 234
- Одноклассовая компоновка: 350
- Грузоподъёмность: 42 т
- Длина: 59,94 м
- Размах крыла: 48,1 м
- Высота: 15,81 м
- Площадь крыла: 320 м2
- Масса снаряжённого: 111,5 т
- Максимальная взлётная масса: 215 т
- Масса топлива во внутренних баках: 113 950 кг
- Силовая установка: 4 × ТРДД НК-86
- Тяга: 4 × 13 000 кгс
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ВСУ-10
- Крейсерская скорость: 950 км/ч
- Практическая дальность: 3800 км (максимальная взлётная масса)
- Практический потолок: 12 000 м
История создания Ил-86 и его эксплуатация
В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный пассажирский самолёт средней дальности, который мог бы перевозить до 250 человек. Наиболее эта необходимость стала ощущаться в 1967 году, когда и вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта.
Первоначально в опытно-конструкторском бюро Ильюшина было принято решение модифицировать межконтинентальный пассажирский лайнер Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек.
Этот проект получил название Ил-62-250, однако вследствие возможных недостатков конструкции будущего лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменения центровки, вскоре был закрыт.
Таким образом, было решено разработать принципиально новый пассажирский самолёт.
При разработке лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и устройства пассажирского салона и кабины для экипажа. Так, прорабатывались двухпалубная конструкция фюзеляжа, а также однопалубная конструкция с овальным сечением фюзеляжа.
Однако данные варианты серьёзно бы повлияли на аэродинамические характеристики лайнера и привели к его худшей управляемости.
В итоге был разработан широкофюзеляжный самолёт, имевший в салоне эконом-класса девять мест, разделённых на три ряда и имевших два достаточно широких прохода.
Пассажировместимость Ил-86 при этом составляла 350 человек, что для отечественной авиации являлось невиданным доселе показателем.
К 1976 году разработка пассажирского самолёта Ил-86 была завершена, а уже в конце того же года машина совершила свой первый полёт. После этого начались сначала заводские, а затем уже и сертификационные испытания лайнера, однако его серийное производство началось именно в 76-м.
В декабре 1980 года начинается коммерческая эксплуатация Ил-86.
В 1980-е годы лайнер успешно совершал коммерческие рейсы, а также активно разрабатывались его новые модификации, в частности, предусматривавшие замену его двигателей. Однако в 90-е начался его упадок.
Это было связано в основном с большим уровнем шума двигателей, а также их неэкономичностью, так что далеко не все частные авиакомпании могли «потянуть» Ил-86.
Также причиной быстрого заката этого пассажирского лайнера стало то, что в это же время на российский рынок лавиной хлынули подержанные зарубежные самолёты компаний Boeing и Airbus, которые по цене и эксплуатации выходили значительно дешевле.
Не выдержав этой бешеной конкуренции, вначале 2000-х Ил-86 начал постепенно выводиться из коммерческой эксплуатации. Окончательно точка в истории этого лайнера была поставлена в 2010-2011 годах, когда последние пассажирские Ил-86 были сняты с полётов и порезаны.
В настоящее время в эксплуатации находятся 4 Ил-86ВКП (они же Ил-80).
Модификации Ил-86
Всего разрабатывались или находились в серийном производстве 4 модификации Ил-86.
- Ил-86 – базовая модификация лайнера, предназначенная для перевозки до 350 пассажиров.
- Ил-86В – модификация самолёта Ил-86 с увеличенной пассажировместимостью (до 450 человек) и дальностью полёта 3500-4000 километров. Находился в разработке, в серийное производство запущен не был.
- Ил-86Д – дальнейшая модификация Ил-86 с изменённой конструкцией фюзеляжа, ставшая основой для Ил-96. Не производился.
- Ил-80 (Ил-87) – самолёт, переоборудованный под воздушный командный пункт. Внешне отличается от Ил-86 отсутствием иллюминаторов, а также характерным «горбом» (аппаратным отсеком) в носовой части. Также встречается другое обозначение: Ил-86ВКП.
Достоинства и недостатки самолёта
Основным достоинством Ил-86 является то, что это был первый широкофюзеляжный пассажирский самолёт в СССР, обладавший к тому же небывалой по тем меркам пассажировместимостью. Именно благодаря этому была решена проблема пассажирских авиаперевозок на средние дистанции и создана основа их популяризации.
Также стоит отметить, что при проектировании Ил-86 был использован ряд инноваций, таких, например, как усовершенствованная система бортовой электроники, а также новая компоновка пассажирского салона. Всё это позже пригодилось как при проектировании младшего собрата Ил-86 – самолёта Ил-96, так и других самолётов.
Ещё одним важным достоинством пассажирского лайнера Ил-86 является его высокая надёжность. За 30 с лишним лет коммерческой эксплуатации самолёт перевёз десятки тысяч пассажиров, однако ни один из пассажиров не погиб при этом.
Да, из 106 выпущенных самолётов было к августу 2002 года потеряно всего четыре, однако при этом погибло 22 человека, являвшихся членами экипажа Ил-86. Так что потеряно лайнеров было менее четырёх процентов от общего числа.
Что касается недостатков Ил-86, то главным из них является сравнительно невысокая мощность его двигателей.
Благодаря этой особенности, а также высокой взлётной массе самолёта, среди пилотов гражданской авиации сложилось даже шуточное мнение, «что, мол, Ил-86 взлетает лишь благодаря округлости Земли».
Отчасти это утверждение верно, так как взлёт Ил-86 требует несколько большей длины взлётно-посадочной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования для некоторых аэропортов. При этом и реверс двигателей также достаточно слаб, поэтому посадка Ил-86 требует большего пробега.
Одним из серьёзных недостатков данного пассажирского лайнера является высокий уровень шума его двигателей.
Именно это и стало основной причиной быстрого «угасания» Ил-86 как пассажирского лайнера на постсоветском пространстве.
Всё дело в том, что уровень шума двигателей Ил-86 явно не соответствовал международным нормам. В этой связи уже к 2011 году встретить данный самолёт в эксплуатации стало практически невозможно.
Заключение
Несмотря на все свои недостатки, приведшие к сравнительно быстрому «завершению карьеры» в пассажирских авиаперевозках, Ил-86 оставил заметный след в истории гражданской авиации не только стран бывшего СССР, но и мировой авиации. Так, этот самолёт оставлял неизменно хорошее впечатление о себе, способствуя поднятию престижа Советского Союза, а также стал настоящим шагом вперёд в проектировании пассажирских самолётов.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Все о салоне Ил-86: схема расположения лучших мест в самолете
ИЛ 86 — авиалайнер для пассажирских перевозок, обслуживающий маршруты средней протяженности. Известен, как первый ширококорпусный самолет, спроектированный и выпущенный в серийное производство, на территории СССР.
Вмещает до 350 пассажиров. Всего было выпущено 106 экземпляров. В качестве пассажирского лайнера, модель эксплуатировалась более 30 лет. За этот период не было ни одного происшествия, связанного с гибелью пассажиров.
Общая информация
Проектирование самолета на такое количество пассажиров, началось после попыток модернизации предыдущей версии ИЛ 62. Вместо увеличения вместимости, путем удлинения фюзеляжа, было принято решение о создании принципиально новой модели.
ИЛ 86 характеристики:
- длина — 59, 95 м;
- высота судна— 15,8 м;
- размах крыльев — 48, 2 м;
- высота полетов — до 12 000 м;
- максимальное расстояние — 4350 км;
- предельная скорость — 960 км/час;
- масса — 117 500 кг.
Схема салона
Схема салона самолета Аэробус А330 200 Норд Винд
Самолет ИЛ 86 предусматривает такие типы комплектации:
- одноклассная (на 350 мест);
- двухклассная (на 234 места);
- трехклассная (на 214 мест).
Наиболее эксплуатируемый вариант — двухклассный, где один отсек используется, как бизнес-класс, а два — как эконом. В некоторых случаях, в первом отсеке могли располагаться места эконом-класса. В редких случаях, весь лайнер был задействован, для размещения мест второго класса.
Наиболее комфортные места
Схема салона самолета Боинг 787 800 Дримлайнер
Лучшие места в салоне ИЛ 86 относятся к бизнес-классу. Согласно проекту судна, количество таких мест может варьироваться от 10 до 50 и занимать 2 и 9 рядов, соответственно. В первом случае, места для эконом-класса начинаются от 3-го рядя первого отсека. Во втором — весь первый отсек салона занимает категория бизнес-класса.
В салоне первого класса, кресла расставлены по схеме 2+2+2, предусматривающей два прохода между рядами. Расстояния между креслами позволяют пассажирам откинуть спинки и вытянуть ноги. Ширина проходов удобна для передвижения пассажиров, перемещения сервировочной тележки и багажа.
Места в эконом-класса
Схема салона самолета Боинг 777 300
Согласно комплектации экономического класса, кресла размещаются по схеме 3+3+3. Расстояние между креслами здесь небольшое и имеет тенденцию уменьшения, к хвосту самолета.
Наименее удобными считаются места, начиная от 34 ряда. Возможность регулировать кресла здесь отсутствует. Расстояние между рядами постепенно сужается, достигая минимального, на уровне 44 ряда. Задние места в салоне, размещенные в третьем отсеке — наименее комфортные.
Регулировка кресел здесь ограничена или отсутствует.
Дополнительная информация! Наиболее комфортные места второго и третьего отсека — в середине 15 и 33 рядов. Эти ряды являются первыми в своем отсеке и перед ними отсутствуют сидения.
Дополнительные характеристики конфигурации салона
Согласно схеме салона, туалеты расположены в хвостовой и передней части самолета. В первом отсеке — 2 кабинки (за кабиной пилотов) и в третьем — 6 кабинок. Места для пассажиров первого класса отделены от санитарной зоны перегородкой.
В категории «эконом» такого разграничения зон не предусмотрено. Боковые сидения 45 ряда и средние 46-го, находятся непосредственно напротив санитарной зоны, возле выходов.
В большинстве случаев, пассажиры могут пользоваться только санитарными зонами, размещенными в хвосте самолета.
Одно из технических требований, на момент проектировки — возможность взять багажа и ручную кладь в салон.
По этой причине, airbus оснащен габаритными отсеками для ручной клади и дополнительной нижней палубы, для размещения основного багажа. Для увеличения салона, кухонное оборудование было перенесено на нижнюю палубу самолета.
Помимо этого, к воздушному судну ИЛ 86, были предъявлены такие требования:
- оптимальная вместимость;
- безопасность;
- высокие аэродинамические характеристики;
- возможность экстренной эвакуации пассажиров;
- комфортабельность всех отсеков.
Важно! удобные условия погрузки-выгрузки пассажиров и багажа, достигаются, благодаря наличию четырех входов. Посадка в каждый отсек выполняется в автономном режиме.
Посадка и высадка на борт, не требует использования дополнительного персонала или конструкций. Самолет оснащен тремя выдвижными трапами. Согласно процедуре посадки, пассажиры сначала заходили на нижний уровень, где оставляли свой багаж. После этого, перемещались в салон на свои места.
Какие авиакомпании используют
В советский период, лайнер типа ИЛ 86 использовался единственным гражданским оператором «Аэрофлот». Далее, в разные периоды, самолеты использовались такими компаниями:
- Белавиа (до 1996 года);
- Внуковские авиалинии (до 2001 года);
- Трансаэро (до 1997 года);
- Узбекские авиалинии (до 2006 года);
- Пулковские авиалинии (до 2008 года);
- Татарстан (до 2008 года);
- Донавиа (до 2011 года);
- и другими.
Единственный международный контракт, связанный с экспортом модели, был подписан с китайским оператором China Xinjiang Airlines. Всего, за время сотрудничества, было отправлено три лайнера. Самолеты успешно эксплуатировались с 1990 года до 2003 года. По причине окончания деятельности оператора, все борты были возвращены в Россию и использовались авиалиниями Татарстана.
На 2018 год, в эксплуатации находится две модернизированные модели аэробуса ИЛ-86ВКП. Оба борта, согласно реестру самолетов типа аэробус ИЛ 86, относятся к ведомственной авиакомпании ВВС и эксплуатируются в правительственных целях.
Массовая утилизация лайнеров началась в 2012 году, в связи с окончанием сроков службы и техническим особенностям модели. Причиной списания стали неэкономичность, высокая степень шума двигателя. Критерий шума не допускал борт к совершению полетов на территории ЕС.
В результате, на металлолом было отправлено 94 самолета, 8 экземпляров находятся на хранении, 2 — в музеях авиации (в Киеве и в Ульяновске). На территории новосибирского аэродрома Толмачево, один самолет используется, в качестве памятника. В Санкт-Петербурге базируется еще один ИЛ86, ранее принадлежавший к парку Аэрофлота. Владельцы частного вертодрома намереваются переделать его в музей.
Модификации самолета
Помимо базовой версии ИЛ86, существуют такие варианты:
- ИЛ 86В. Проект был «заморожен» на этапе разработки. Согласно описанию, самолет должен был вмещать до 450 пассажиров и преодолевать до 4000 км;
- ИЛ 86Д. Проект также остался не реализованным. При этом, измененная конструкция корпуса, предусмотренная для этой версии, стала базой для модели ИЛ 96;
- ИЛ 87. Единственная модернизация, применяемая в настоящее время. Модель известна под названием ИЛ 86ВКП и представляет собой воздушный командный пункт. В отличие от пассажирского лайнера, эта версия была выпущена без иллюминаторов, а также, имеет ряд внешних особенностей.
По мнению современных экспертов, схема салона ИЛ 86 соответствует нормам высокой безопасности и комфорта. Достоинство модели — высокая надежность, при возможности перемещаться со скоростью более 900км/час.
Лайнер не только соответствовал требованиям проекта, но и обеспечивал удобные перелеты для пассажиров. Эта модель поспособствовала престижу советской и российской авиации, а также стала прототипом и примером, для создания самолетов нового поколения.
На его базе был создан аэробус ИЛ-96. Модель успешно эксплуатируется и модернизируется.
Из истории советской авиации. Первый отечественный широкофюзеляжник Ил-86
Ильюшин Ил-86 –первый советский широкофюзеляжный самолёт для линий средней протяжённости, созданный в КБ Ильюшина в 70-х годах. Для того чтобы посмотреть, как создавался этот лайнер, надо знать когда он создавался. В шестидесятые годы стали активно расти пассажирские авиаперевозки, что в конечном счёте создало серьёзную проблему.
В воздушном пространстве находилось одновременно множество лайнеров, обеспечение безопасности их полётов, наземное обслуживание в аэропортах крайне усложнилось.
Нередкими были ситуации, когда в ожидании очереди на взлёт или на посадку самолёты проводили больше времени, чем в самом полёте.
Перегрузка инфраструктуры была огромной, что грозило большими неудобствами для пассажиров и увеличивало возможность лётных происшествий.
Перекрыть поток пассажиров было невозможно, да и никто бы этим заниматься не стал, так что оставалось уменьшить количество самолётов. Единственным способом этого добиться стало создание более вместительных машин.
Именно тогда американцы, первыми нарвавшись на проблему перегруза линий, создали первые широкофюзеляжники – Дуглас ДС-10, Локхид Л1011 Тристар и, конечно, Боинг 747. Вскоре проблема перегруза добралась и до Советского Союза. Было понятно, что выход из этого положения возможен, лишь построив первый для советского государства вместительный широкофюзеляжник.
При разработке общего вида конструкции самолёта было решено создать большой пассажирский салон с девятью креслами в ряд и двумя проходами.
Пассажирский салон Ил-86
Диаметр фюзеляжа при этом достиг 6 метров 08 см, что на 44 см шире, чем у Airbus A300 и на 42 уже, чем на Боинг 747 – этакая золотая середина. Дальше начинаются интересности, связанные в основном со спецификой работы и требованиями «Аэрофлота». Ил-86 должен был иметь возможность работать в плохо оснащённых аэропортах, которых было весьма много.
Кабина экипажа Ил-86
Ключевых проблем было несколько: первая проблема – не все аэродромы имели наземную технику, способную быстро разместить пассажиров в таком большом лайнере – на дворе 70-е, телескопических трапов не было, даже самоходных маловато. Эту задачку решили самым верным способом – Ил-86 возит их с собой, самолёт оснащён тремя выдвижными трапами, по которым было удобно как садиться в него, так и покидать.
Выдвижной трап Ил-86
Проблема вторая – аэровокзалы часто не имели достаточно развитой системы приёма и выдачи багажа, а каждый прилёт Ил-86 создавал такой же ажиотаж, как прилёт нескольких Ту-154. Эту задачу решили аналогичным образом, как и первую – Ил-86 возит эту систему с собой, но не совсем эту – ильюшинцы вместе с «Аэрофлотом» разработали концепцию «багаж при себе».
Смысл был в том, что багаж вовсе не обязательно было сдавать в аэропорту, в случае необходимости пассажиры могли забрать его в самолёт и разместить на нижней палубе на специальных больших полках, там же часто оставляли и ручную кладь. Именно поэтому было принято решение отказаться от центрального ряда полок для клади и сильно визуально увеличить простор салона, он больше похож на кинотеатр, чем на кабину самолёта.
Также пространство пассажирского салона увеличили, отправив часть кухонь в помещения на нижнюю палубу, наверху остались только лестницы, туалеты и минимальное количество оборудования.
Третья проблема – ВПП аэродрома. В СССР было большое количество посадочных полос, многие из них были не рассчитаны на постоянную приёмку и отправку больших лайнеров.
Максимальная масса местных путешественников Ту-154 была около 100 тонн, Ил-86 вдвое тяжелее.
Для того чтобы расположить массу самолёта равномерно по полосе, лайнер оснастили дополнительной стойкой шасси, что, в общем-то, решило проблему.
На фото хорошо видна третья стойка шасси
Все эти меры позволили вывести Ил-86 относительно легко на линии, тот же Боинг 747 был настоящей морокой для аэропортов, летающий дом обслуживать было очень трудно.В качестве силовой установки для Ил-86 использовали специально, созданную для него модификацию НК-86 – эволюцию от НК-8 от Ил-62.
Под крылом на пилонах подвесили четыре таких мотора мощностью по 13 тоннсил каждый. Силовая установка была довольно мощной и вкупе с аэродинамикой позволяла лайнеру иметь крейсерскую скорость 950 км/час, что для коммерческих самолётов это много даже по современным меркам.
Первый полёт Ил-86 совершил в 1976 году, год спустя его показали на авиасалоне в Париже, а к 80-му году аэробус вышел на регулярные рейсы. Всего было собрано 106 самолётов, в советское время их эксплуатировал только «Аэрофлот», но в 90-е годы эти самолёты оказались во множестве авиакомпаний – осколках бывшей монополии.
Ил-86ЗКП
Для Ил-86 разрабатывали много модификаций, но на деле взлетели только две версии – это Ил-86ЗКП (воздушный командный пункт), а также Ил-96.