Фаза взлета самолета является самым сложным и продолжительным по времени процессом среди всех летательных средств, которые существуют. Процесс взлета начинается непосредственно от момента движения самолета по взлетной полосе, после чего самолет разбегается и производит отрыв от полотна. Все это заканчивается высотой перехода к самому полету.
За счет огромного количества типов самолетов и их летных характеристик скорости самолетов при взлете значительно отличаются. Логично, что легкий прогулочный самолет с одним двигателем произведет взлет значительно быстрее и с меньшей скоростью, чем огромный пассажирский лайнер, кроме того, они требуют разную продолжительность разбега.
Виды взлета самолетов:
- Одним из наиболее распространенных видов взлета является взлет машины с тормозов. При этом виде самолет стоит на тормозах, затем разгоняют двигатели до нужного режима. Поле набора нужных оборотов двигателей отпускают тормоза, и начинается разбег.
- Так же производят взлет с кратковременной остановкой лайнера на ВПП, при этом тормоза не используются, и машина набирает нужные обороты двигателей непосредственно при разбеге. Используя этот метод взлета, необходима полоса для разбега с большей длиной.
- Применяют взлет при разгоне двигателей самолета еще в процессе выруливания на полосу. При этом самолет не производит остановку и начинает отрыв от ВПП сходу. Такой вариант разгона двигателей необходим на аэродромах с большой загруженностью, что значительно сокращает время на взлет и освобождение полосы.
- Существуют взлеты самолетов с применением специального оборудования. Этот метод, как правило, применяют для взлета военных самолетов с палуб авианосцев, которые имеют достаточно короткую взлетную полосу. При этом используют катапультные системы, трамплины или системы для удержания колес. Иногда для взлетов с авианосцев на ударные самолеты устанавливают дополнительные ракетные двигатели, которые работают на твердом топливе и придают дополнительную тягу.
- В последнее время военные самолеты могут иметь вертикальный взлет, что сводит к нулю скорость самолета при взлете. При этом их можно использовать даже на небольших взлетных площадках. Недостатком данной машины является то, что огромное количество
- топлива расходуется при самом взлете.
- За счет существования гидросамолетов возможен также взлет и с акваторий различных водных объектов.
Скорость самолета при взлете является очень важным фактором надежного и безопасного полета. Прежде всего, нужно отметить, что при взлете двигатели набирают огромные обороты, чтобы обеспечить необходимую тягу. Именно режим взлета наиболее сложный и тяжелый для силовой установки, и именно поэтому на данных режимах наиболее часто ломаются двигатели. Не странно, что самая большая авиакатастрофа за все время авиации произошла именно при взлете самолета.
За счет всего этого каждое воздушное судно имеет конкретно прописанные рекомендации и правила взлета аппарата. Такие руководства могут быть как общими для всех самолетов, так и более специализированные для каждого отдельного вида лайнера. В них прописана скорость отрыва, максимальная взлетная масса, уровень шума и много других факторов.
При взлете самолета необходимо просчитывать такой показатель, как (V1). Этот показатель показывает, на каком этапе разбега еще можно произвести остановку самолета в пределах ВПП.
Его рассчитывает второй пилот или штурман с учетом огромного количества факторов таких, как тип покрытия полосы, ее уклон, климатические условия, нагрузка самолета и т. д.
Иногда случается, что при взлете может отказать двигатель после прохождения точки (V1), в этом случае необходимо продолжить взлет на рабочих двигателях, после чего сделать круг и зайти на посадку.
Но все же как ответить на вопрос, какая скорость самолета при взлете, невозможно, поскольку каждая машина даже одного класса отличается скоростью, при которой она может произвести отрыв от взлетной полосы. Каждому понятно, что небольшой спортивный самолет будет производить взлет при значительно меньших показателях скорости, нежели огромный пассажирский авиалайнер.
Скорость взлета пассажирских самолетов:
- Як 40 – 180 км/ч.
- Ту 154М – 210 км/ч.
- Boeing 737 – 220 км/ч.
- Ил 96 – 250 км/ч.
- Airbus A380 – 268 км/ч.
- Boeing 747 – 270 км/ч.
Указанные показатели отрыва для этих лайнеров являются приблизительными, поскольку на скорость взлета может влиять огромное количество факторов.
Факторы, которые влияют на скорость самолета при взлете:
- Самым главным фактором является направление и сила ветра при взлете. Встречный ветер помогает самолетам произвести отрыв значительно быстрее, поскольку он придает дополнительную подъемную силу.
- Вторым немаловажным фактором можно назвать метеорологические условия, а именно влажность воздуха и наличие осадков, что осложняет разгон машины.
- Последним является человеческий фактор, а именно решение пилотов о том, при какой скорости самолета производить взлет.
Все вышесказанное и определяет, какая скорость самолета при взлете будет для разных моделей авиалайнеров.
Взлет самолета — необходимая скорость, взлетная масса, алгоритм действий пилота
Взлетающий самолёт способен подняться в воздух только при достижении определенной скорости. Она отличается от максимальной и крейсерской. Существуют модели летательных аппаратов, которые могут набирать разгон всего за несколько секунд.
Если говорить о пассажирских авиалайнерах, то ситуация немного иная. По нескольку самолетов в день взлетает в среднестатистическом небольшом аэропорту. Обычно это разные модели, с разными техническими характеристиками. Речь пойдет о типичных авиалайнерах для перевозки пассажиров и грузов, а не об экспериментальной авиации.
Почему самолет поднимается в воздух — суть принципа
Понятно, что самолету для взлета нужно приобрести скорость. Подъемная сила зависит от следующих основных факторов:
- формы крыльев летательного аппарата;
- мощности двигателя;
- угла атаки крыла;
- скорости набегающего потока;
- плотности воздуха (может меняться от температуры).
Классическое крыло снизу плоское, прямое, а сверху слегка выпуклое и объёмное. Это создает разницу давлений, из-за чего лайнер и поднимается в воздух. Чтобы взлететь, машине необходимо компенсировать силу тяжести за счёт подъемной, противопоставив ее сопротивлению воздуха. Достичь этого можно также благодаря увеличению скорости набегающего потока, т.е. разгону самолета.
Набегающий поток обтекает крыло сверху и снизу. Воздуху приходится преодолевать большее расстояние над крылом, чем под ним. Таким образом молекулы воздуха под крылом располагаются плотнее. Из-за этого образуется разница давлений и появляется подъемная сила. Чем сильнее набегающий поток – тем больше подъемная сила. Крыло расположено к фюзеляжу под углом, что так же облегчает взлет.
Виды взлета
Классификация в зависимости от взлета самолета:
- Классический набор скорости. Разгон подразумевает движение по взлетной полосе и постепенный набор скорости.
- С тормозов. Метод чаще всего применяется при недостаточной протяженности взлетной полосы. Самолет стоит на тормозах, пока работают двигатели, и выходит на необходимый режим тяги.
- Вертикальный взлет. Возможно осуществить только при наличии у судна специальных двигателей. Речь идет не о пассажирских самолетах, а о некоторых моделях военной авиации.
- С помощью дополнительных средств. Здесь подразумеваются взлетные трамплины и катапульты. Не используются в гражданской авиации. Трамплины и катапульты компенсируют недостаточную протяженность взлетной полосы, так как благодаря ему судно набирает тягу в считанные секунды.
Логично, что в любом аэропорту есть взлетная полоса, при помощи которой самолёт разгоняется и взлетает. Второй метод практикуется реже, а последние два — в гражданской авиации не используют. Вертикальный взлет и разгон при помощи трамплина или катапульты — это то, что актуально исключительно для военной авиации.
Скорость взлета и другие параметры
Максимальная взлетная масса либо максимальный взлетный вес — это масса самолета, при которой он способен взлететь с соблюдением всех правил безопасности. Требования безопасности подразумевают много различных факторов. Например, взлётно-посадочная полоса должна достигать определенной длины. В худшем случае самолет не успеет набрать необходимую скорость, что приведет к аварии.
Важно учесть, что в приземном слое воздуха давление выше из-за так называемого экранного эффекта — резкого увеличения подъемной силы крыльев вблизи поверхности. Соответственно, с удаленностью от земли она начинает падать. Вследствие этого должен быть обеспечен необходимый запас подъемной силы, с учётом ускорения самолета при взлёте.
Взлетная скорость в среднем равна 180–270 км/ час. Конкретная цифра зависит от модели самолёта, его массы, формы и размера крыльев.
Влияют и внешние факторы: погодные условия, протяженность и состояние взлётно-посадочной полосы. Наличие осадков создает большее сопротивление воздуха, к тому же они часто сопровождаются сильным ветром.
Средняя скорость взлёта для типичного гражданского авиалайнера около 250 км/час.
Вы видели как происходит взлет самолета?
Скорость взлета типовых самолетов
Типовые пассажирские самолёты, которые взлетают со средней скоростью, бывают разными. Их показатели варьируются, например:
- Airbus A380 – 269 км/ч;
- Ту 154М – 210 км/ч;
- Ил 96 – 250 км/ч;
- Як 40 – 180 км/ч;
- Boeing 747 – 270 км/ч.
Указанная в примере скорость не всегда соответствует показателям на практике. Иногда ее недостаточно, например, в случае выпадения сильных осадков, попутного ветра. А вот в случае встречного ветра и низких температур (чем ниже температура, тем выше плотность воздуха) достаточно меньшей скорости.
Современные сверхманевренные самолёты разгоняются за считанные секунды. Это стало возможным за счет усовершенствованного двигателя и продуманной конструкции корпуса. Но военная техника хоть и обладает таким же принципом действия, работает иначе. У истребителей другой вес, конструкция крыльев, длинна и величина фюзеляжа.
Важно понимать разницу между максимальной и крейсерской скоростью летательных аппаратов. Если с первой все ясно, то определение второй вызывает массу вопросов. Крейсерская скорость — та, что выгодна для судна в полёте при минимальном расходе топлива.
В среднем она составляет около 60–80% от максимальной. Говоря другими словами, в авиации – это скорость горизонтального полёта, при которой самолет совершает рейсы по маршрутам. При взлете разгон меньше, взлетая, аппарат подходит к необходимому для него максимуму. На предельной либо максимальной скорости самолет летит крайне редко.
Как происходит взлет
Разгон самолёта при взлете зависит и от других его характеристик. На работу летательного аппарата влияет наличие:
- Закрылков и предкрылков. От крыла зависит то, сможет ли судно подняться в воздух. У большинства самолетов крыло одно (хоть и распространено мнение, что их два), проходящее через всю машину. Существуют предкрылки и закрылки, которые отчетливо видны при взлете. Они помогают судну удержаться в воздухе, особенно на этапе взлета.
- Спойлеры. Так называются элементы, которыми пилот управляет вручную. Они также прикреплены к крылу, и являются своеобразным тормозом. Ими оснащаются не все воздушные судна, а только те, где подъемная сила образуется на неподвижном крыле. Речь идет как раз о крупных самолетах вроде пассажирских либо грузовых. Спойлеры используются для того, чтобы правильно приземлиться, а также для коррекции траектории взлета самолета.
- Двигатель. Взлет происходит благодаря двигателям. Одни тянут судно за собой, а другие выталкивают вперед. Движение по воздуху возможно даже в случае частичного отказа одного из двигателей либо полной его поломки. Есть примеры, когда самолет смог преодолеть большое расстояние и приземлится только на одном, так как второй полностью вышел из строя.
Завершением взлета считается момент, когда воздушное судно выходит на высоту перехода. Этот момент означает переход от полета по реальной высоте относительно уровня ВПП или уровня моря к полету по условной высоте (эшелону).
В экстренных случаях пилот способен взлетать, увеличивая подъемную силу искусственно. Манёвр сам по себе крайне опасный и чреват потерей управления, поэтому он применяется только в неординарных ситуациях, когда другого выхода просто нет.
Что касается посадки, то она происходит аналогично. Торможение происходит за счет закрылков, из-за чего воздушное судно начинает двигаться медленнее, но с увеличенной подъемной силой и постепенно садится на землю.
Длина разбега при взлете – от 100 метров. Минимальной протяженностью взлетно-посадочной полосы считается 300 метров. Если сделать ее меньше, то велика вероятность аварии. Поэтому в целях безопасности линию разгона делают больше, чем необходимо. В крупных аэропортах она еще длиннее и может достигать нескольких километров.
Какую скорость развивает самолет при взлете? Как правило, от 200 до 800 км/час. Точнее вычислить невозможно, так как показатели меняются ежесекундно, отклоняясь от заданных параметров. Конкретный ответ возможен с учетом модели летательного аппарата, погодных условий в момент начала полёта и некоторых других факторов, описанных выше.
Скорость самолета при взлете
Взлёт пассажирского и любого другого самолёта становится возможным при достижении определённой скорости, отличной от крейсерской и максимальной (в современном мире есть модели, летающие невероятно быстро).
Её величина зависит от массы летательного устройства, погодных условий и других факторов. Каких именно и какой должна быть скорость самолёта при взлёте – рассмотрим подробно.
Начнём с самого, пожалуй важного – крыльев.
Роль крыльев
Подъемная сила летательного аппарата напрямую зависит от формы его крыла. Если посмотреть на контур крыльев в разрезе, мы увидим, что снизу они плоские, а сверху – выпуклые, изогнутые по дуге. Разная форма поверхностей создаёт разницу давлений в тот момент, когда машина разгоняется.
Благодаря разнице давлений вся конструкция получает возможность взлететь. А по ссылке вы узнаете, почему вообще и как летают самолёты.А теперь – подробнее о взаимодействии подъёмной силы и крыла самолёта.
Крыло и его подъёмная сила
Крыло разрезает воздух на два рукава. Верхний «рукав» движется быстрее, поскольку он должен «успеть» обогнуть более длинную изогнутую поверхность. Нижний – движется медленнее верхнего.
Быстро движущийся воздух становится разреженным, его давление – снижается. Таким образом, создаётся разница давлений сверху и снизу крыла. Когда давление сверху становится заметно меньше, а происходит это как раз по достижении необходимого ускорения, пилот увеличивает угол атаки, отклоняя штурвал на себя, нос машины приподнимается и происходит отрыв от взлётно-посадочной полосы.
Разница давлений снизу и сверху крыла получила название подъёмной силы. Именно благодаря ей тяжёлые машины могут подниматься на высоту и перемещаться по воздуху на тысячи километров.
Подъёмную силу создают двигатели, давая достаточный для подъёма в воздух разгон. Дальше они поддерживают движение. Важно понимать, что только быстро движущийся аппарат может лететь.
Управление движением также осуществляется за счёт формы крыльев и хвоста. Для того чтобы повернуть массивную конструкцию, необходимо изменить направление движения воздушных потоков.
Для этого устанавливаются специальные закрылки. Они располагаются под углом к хвосту или крылу и создают препятствие для движения воздуха. При повороте закрылков меняется направление воздушных потоков.
Самолёт получает возможность повернуться.
Взлётная скорость: что на неё влияет
В первую очередь, этот показатель зависит веса (массы) конкретной модели.
Небольшой кукурузник взлетит на сравнительно коротком разгоне. Для отрыва от полосы ему достаточно 100 и даже менее км/час. Тяжёлый же лайнер должен набрать около 280 км/час. Кроме массы важное влияние оказывает ряд других факторов. Перечислим их:
- Вес машины и груза – чем тяжелее, тем больший разгон необходим.
- Направление/сила ветра – встречный ветер создаёт дополнительную подъёмную силу, что облегчает взлёт. Попутный ветер – наоборот, снижает подъёмную силу, требует увеличения скорости.
- Влажность воздуха, наличие осадков, дождя, снега осложняют подъём машины.
Пассажирскому самолёту обычно не требуется набирать более 300 км/ч.
Скорость максимальная и крейсерская
Существуют несколько показателей, которые определяют движение/полёт летательного средства. Это скорости:
- разгона и отрыва от земли
- взлёта
- поддержания стабильного горизонтального полёта – крейсерская
- максимальная
В техпаспорте обычно приводятся данные о взлётно-посадочных или лётно-технических характеристиках, сокращённая аббревиатура которых ЛТХ. Рассмотрим их.
Технические характеристики популярных моделей авиалайнеров в порядке: 1) Модель. 2) Максимальная масса. 3) Скорость максимальная. 4) Крейсерская. 5) Взлётная. 6) Длина разбега.
- 1) Як-40 2) 13,7-17,2 т. 3) 550 км/ч. 4) 510 км/ч. 5) 180 км/ч. 6) 850 м.
- 1) Ан-2 2) 3,7 т. 3) 240 км/ч. 4) 180 км/ч. 5) 80 км/ч. 6) 235 м.
- 1) Ан-24 2) 21 т. 3) 540 км/ч. 4) 460 км/ч. 5) 200 км/ч. 6) 850-1000 м.
- 1) Ту-154 2) 98-104 т. 3) 930-950 км/ч. 4) 850-900 км/ч. 5) 210 км/ч. 6) 2300 м.
- 1) Ил-96 2) 250-270 т. 3) 900-910 км/ч. 4) 870 км/ч. 5) 260 км/ч. 6) 3300 м.
- 1) Boeing 737 2) 44-74 т. 3) 900-910 км/ч. 4) 817-852 км/ч. 5) 220 км/ч. 6) 1290-2450 м.
- 1) Boeing 747 2) 397-412 т. 3) 988 км/ч. 4) 908-912 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 3018-3090 м.
- 1) Boeing 777 2) 247-344 т. 3) 945-965 км/ч. 4) 905 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 2500-3200 м.
- 1) Airbus A380 2) 560 т. 3) 1000-1020 км/ч. 4) 900 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 2050 м.
Крейсерская немного ниже максимальной – на 5-10%, взлётная же составляет около 30% от неё. Данные показатели приводятся в техническом паспорте вместе с другими характеристиками – массой, количеством топлива, дальностью полёта. Они необходимы пилоту для управления машиной.
Скорость отрыва самолёта от земли
Это величина разгона, при которой корпус может частично приподняться над землёй. Рассчитывается по математическим формулам и не указывается в лётных характеристиках.
Достигнув её, лайнер может взлетать частично. При этом его нос приподнимается вверх, а корпус занимает диагональное положение. В таком положении он продолжает разгоняться, пока не достигнет показателей, необходимых для полного отрыва от земли. Величина, необходимая для отрыва составляет 75-80% от максимальной.
Взлёт гражданских самолётов
Происходит с взлётно-посадочной полосы (ВПП). При этом возможен обычный разгон или с тормозов. В последнем случае пилот отпускает тормоза только когда двигатели достигнут определённого количества оборотов, и машина начинает двигаться по полосе. Такой вид разгона уменьшает необходимую длину ВПС. Он используется на «коротких» взлётных полосах или при большой загрузке аэродрома.
Важна при этом и грузоподъёмность, масса при полной загрузке. Чем больше пассажиров перевозит лайнер, тем быстрее он должен двигаться на взлётно-посадочной полосе. Как мы писали ранее, скорость взлёта наиболее популярных пассажирских самолётов – Боинг 747, 777, Аэробус А380 составляет в среднем 270 км/ч.
Вертикальная скорость самолёта при взлёте
Иначе – скорость набора высоты. Зависит от модели и заданной диспетчером, в зависимости от лётных условий, глиссады (траектории).
В среднем реактивный лайнер набирает высоту в километр примерно за минуту (около 15 м/с), а в правилах использования воздушного пространства РФ указано, что данная величина должна составлять “…10 м/с и более”.
Если вам интересно, на какую высоту может подняться пассажирский лайнер – предлагаем прочесть эту статью.
Особенности военных самолётов
Истребители, штурмовики, перехватчики не всегда поднимаются с ВПП. Условия их взлёта часто экстремальны. К примеру, он может происходить с палубы корабля, где нет возможности разогнаться до необходимых показателей.
Поэтому военные часто используют дополнительные приспособления, а именно:
- Катапультное устройство, запускающее самолёт и придающее ему ускорение. При посадке на ограниченном пространстве используются крюки, которыми аппараты цепляются за натянутый поперёк палубы стальной тормозной трос.
- Дополнительные приспособления, создающие вертикальную тягу. К примеру, это могут быть устройства вентиляторного типа, образовывающие над палубой мощное направленное встречное движение воздуха. Следствием чего является подъёмная сила. На заметку: тот же воздушный поток используется для посадки.
Видео демонстрирует процесс взлёта и посадки глазами пилотов.
Полёт махины весом в несколько десятков или сотен тонн – сложный процесс. Он зависит от многих факторов, определяется скоростью движения летательного средства. Чем больше масса и сложнее условия, тем большая скорость необходима для отрыва и движения. При особо сложных условиях используются вспомогательные механизмы. Поддержание скорости – один из факторов безопасного полёта.
Вам понравилось?
Взлет
Понятие «взлета» легко для понимания, поэтому этот манёвр вроде как быстро усваивается. Но как потом оказывается, все же не полностью, потому как трудность в освоении процесса взлёта не только в моторных навыках, но и умственной работе.
Взлет
Это означает, что вы должны принимать во внимание множество различных факторов перед каждым взлётом. В то время как физические навыки очень важны, предполётное планирование и работа головой пожалуй существеннее для безопасного выполнения взлёта.
Но, прежде чем мы обсудим эти факторы, давайте пробежимся по типовым задачам, решаемым во время взлета, и рассмотрим некоторые их решения.
Контроль направления
Одной из типовых задач является сохранение направления движения во время разбега. Безвариантно, самолёт начинает разбег по осевой, но затем иногда может происходить снос влево или вправо относительно осевой линии. Это может случиться, когда вы стараетесь вернуться на осевую линию.
Первое. Вы обязаны научиться понимать, где расположено носовое колесо по отношению к осевой линии ВПП, или рулёжной дорожки.
Для этого потребуется некоторая практика в самолёте, где пилоты сидят рядом, потому как вы сидите не в центре, а сдвинуты вправо или влево.
Понять и компенсировать эту разницу попробуйте во время руления, наклоняясь к центру самолета. Это даст вам другую точку зрения.
Так же попросите вашего инструктора помочь понять вам и оценить как далеко вы уходите влево или вправо от осевой. Позже вы уже сами сможете корректировать движение воздушного судна.
Второе. Не допускайте нестандартного руления. Дисциплинируйте себя постоянно в рулении на безопасной скорости и по осевой.
Со строгой дисциплиной, вы скоро разовьёте навыки в мастерском управлении самолётом по изогнутым и прямым рулёжным дорожкам, разумно используя газ и тормоза.
Если вы допускаете небрежности в рулении, вы столкнётесь с проблемами управлением воздушным судном уже на более высойких скоростях во время взлёта и посадки.
Третье. Старайтесь не переусердствовать с дачей педали во время разбега. Так как взлёт происходит на высоких скоростях, всё может произойти неожиданно. Постарайтесь расслабиться и меньше воздействовать на педали по мере роста скорости.
Чем быстрее разгоняется воздушное судно, тем меньшее воздействие на педали необходимо оказывать, что бы оставаться на осевой. Если самолёт уже снесло с осевой, не пытайтесь вернуть его обратно. На высокой скорости это может быть небезопасно.
Вместо этого, сконцентрируйтесь на сохранении движения, параллельного осевой линии. Результатом этого будет более безопасный и спокойный разбег.
Четвёртое. Убедитесь в том, что вы смотрите достаточно далеко вперёд от самолёта. На высокой скорости ваше зрение должо быть сфокусировано дальше по взлётной полосе, для того что бы оставалось достаточно времени среагировать.
Если вы ловите себя на том, что пытаетесь исправить ситуацию, а не управляете самолетом, вероятно вы смотрите слишком близко, и ваши действия по сохранению направления движения сильно запаздывают. Попробуйте смотреть вперед где-то от 20 до 100 метров от носа самолёта. Выбор данного расстояния зависит от скорости движения по полосе.
Это позволит вам мягче и своевременнее корректировать отклонения движения самолёта.
И наконец. Наверняка полезными будут тренировки в рулении на более высоких скоростях. Производите данные тренировки только под контролем вашего инструктора. Запросите у диспетчера разрешение на проведение пробежки.
Если аэродром неконтролируемый, убедитесь, что полоса свободна и нет бортов заходящих на посадку. Разгоните самолёт почти до скорости подьема передней стойки шасси, постоянно следуя по осевой.
Держите эту скорость так долго, как это возможно и практикуйтесь в своевременном корректировании направления движения самолёта. Всегда оставляйте достаточно расстояния для остановки.
Подьем носового колеса
Следующий элемент, который может вызвать затруднения, это подьем передней стойки шасси. Для подъема носового колеса (идет речь о трехстоечном шасси с носовым упраляемым колесом) берем штурвал на себя. Этот элемент является залогом спокойного, ровного взлёта.
Сложности с которыми вы можете столкнуться в этом упражнении связаны со слишком ранним, или поздним поднятием, а так же со слишком высоким или низким положением колеса после поднятия. Правильное поднятие стойки важно с точки зрения безопасности, оно позволяет вам минимизировать дистанцию разбега.
Результатом раннего поднятия является увеличенное сопротивление на разбеге, и как следствие увеличение дистанции разбега.
Позднее поднятие, или намеренное удержание переднего колеса на полосе, может привести к тому, что самолёт с трехточечным шасси может даже двигаться только на одном переднем колесе, что является небезопасным режимом.
Правильное поднятие передней стойки не вызовет затруднений, если вы будете помнить о следующих важных моментах:
Первое. Прежде чем выруливать на исполнительный старт, убедитесь в том что триммер руля высоты установлен во взлётное положение.
Второе. Необходимо знать скорость подъема переднего колеса, указанную в РЛЭ вашего типа воздушного судна.
Помощь в контроле скорости на пробеге окажет вам привычка произносить вслух «скорость пошла», когда стрелка на указателе воздушной скорости начнет двигаться, и “подьем колеса”, когда на индикаторе будет нужная скорость. Бросайте только беглые взгляды на индикатор воздушной скорости. Если засмотритесь на него, можете уйти далеко от осевой.
Третье. Запомните положение капота относительно горизонта при правильной высоте поднятия переднего колеса. Показ инструктора здесь может стоить тысячи слов. В дальнейшем каждый нормальный взлёт должен происходить с таким же положением носа самолёта.
После того как вы приподняли нос самолёта, удерживайте это положение до тех пор, пока воздушное судно не достигнет скорости отрыва, и не отойдет от полосы само. Скорость отрыва обычно выше скорости подъема передней стойки на десять-двадцать километров в час.
Распространенное заблуждение – отрыв стойки – это отрыв самолета. Кроме редких случаев, это не так для самолетов малой авиации.
Так, когда самолет поднимает переднюю опору, некоторые студенты продолжают тянуть штурвал на себя с желанием оторваться, что приводит слишком высокому поднятию передней стойки.
Выдерживание линии пути до первого разворота
Одной из наиболее расстраивающих и неприятных проблем для студентов является сохранение направления движения по осевой после отрыва во время набора высоты. Сохранение прямой линии пути очень важно. Особенно для аэропортов с одновременным взлетом по параллельным ВПП.
Одной из основных причин этой сложности то, что визуальные ориентиры затеняются носом самолёта. Нос поднят слишком высоко, что бы можно было что-то увидеть через него.
К счастью, при незначительном боковом ветре, удержание уровня крыльев позволит следовать прямо по курсу. С того момента как горизонт будет закрыт приподнятым капотом, используйте ваше переферическое зрение для удержания уровня крыльев без крена.
Если вы до сих пор испытываете трудности с удержанием крена, используйте ваш индикатор положения.
Другая хорошая техника, это использование индикатора курса для сохранения направления движения. Но помните, это применимо только в безветренных условиях. Периодически смотрите назад или вниз самолёта, это позвоит вам понять, сохраняете ли вы линию пути, заданную осевой линией полосы. Если нет, то поправте ваш курс, чтобы скорректировать снос ветром.
Для того что бы эта техника работала, вам необходимо удерживать курс и не допускать крена.
Так же убедитесь в том что вы оказываете достаточное усилие на руль направления, компенсируя P-фактор (в наборе высоты нисходящая и восходящая лопасти винта имеют разные углы атаки, что приводит к отклонению от курса). Ослабление этого усилия может привести к сносу и развороту, негативно скажется на скорости набора высоты.
Умственная работа
Когда вышеописанные процедуры освоены, вы можете разобрать аспекты умственной деятельности обеспечения безопасного взлёта. Для начала задайте себе ряд вопросов и рассмотрите различные факторы, которые могут повлиять на результат.
Для примера.
Выполняете ли вы предполётную проверку согласно проверочного листа перед тем как занять взлётную полосу? Эта быстрая проверка должна быть обязательно произведена на предварительном старте перед каждым взлётом по каждому пункту. Цель этой проверки, убедиться что все необходимые манипуляции, специфичные для вашего самолета, произведены, и воздушное судно полностью подготовлено к взлёту.
Проверка может включать в себя, например, следующие пункты:
Хвостовое колесо зафиксировано, насос подкачки застопорен, топливный кран и насос переведены во взлётное положение, подогрев карбюратора выключен, установлен шаг воздушного винта, смесь богатая, положение закрылков согласно условиям взлета, триммеры в положении “взлет”. Не забудьте включить бортовые огни.
После того как вы проверили все пункты из перечня, осмотрели ли вы перед занятием ВПП зону захода и обстановку вокруг полосы? На исполнительном старте, если разрешение на взлет получено, не задерживайтесь в уязвимом положении. Демонстрация вашей спины приземляющимся бортам весьма опасна. Жизненно необходимо знать, есть ли заходящие на вашу полосу летательные аппараты на посадочной прямой, и подходящие к четвертому развороту.
После получения разрешения диспетчера на взлёт, и перед тем как дать взлетный режим двигателя и начать разбег, проверили ли вы взлётную полосу на предмет отсутствия на ней помех, таких как обслуживающая техника, персонал, животные, мусор или другие борта? Говоря о прерванных взлетах, наметили ли вы точку принятия решения перед началом разбега? Точкой принятия решения необходимо выбрать заметный ориентир, такой как ветроуказатель, или строение в стороне, рулёжную дорожку. Пообещайте себе, что если ваше воздушное судно не оторвется до этой отметки, вы прекратите взлёт и остановитесь на оставшемся впереди вас отрезке ВПП.
Точка принятия решения выбирается вами исходя из взлетной производительности воздушного судна и множества факторов и его параметров: веса, атмосферного давления, ветра, окружающей температуры, покрытия полосы, препятствий, рельефа. Информацию по необходимой дистанции для взлёта можно получать из специально составленной для вашего типа воздушного судна карты.
Всегда ли вы занимаете место на взлётной полосе так, что бы было как можно больше дистанции для разбега? Умные пилоты знают, что взлётная полоса позади воздушного судна бесполезна. Пилоты расслабляются, вылетая из низкорасположенных аэропортов с длинными ВПП.
Использование каждого доступного метра ВПП это не только хорошая практика, но и может быть жизненно необходимым, особенно когда взлетаете с коротких полос в жаркие дни с аэродромов, расположенных высоко над уровнем моря.
Проверили ли вы приборы контроля двигателя (в первую очередь тахометр) после установки взлетного режима? Эта проверка позволит вам убедиться в исправности двигателя вашего самолёта, и в том, что он развивает полную мощность. Лучше выявить проблемы с двигателем на раннем этапе разбега.
Благоразумные пилоты знают, что отсчет времени важен в полёте. Засекаете ли вы время вылета? Расчёт по топливу, все виды навигации, открытие плана полёта непосредственно зависят от времени взлета. Можно просто запомнить время взлета и записать потом, в спокойной обстановке.
Определили ли вы направление и скорость ветра до занятия исполнительного старта? Диспетчер на вышке обычно выдаёт пилотам информацию до того, как они получат разрешение на взлёт. Пилотам необходимо знать условия по ветру.
Не стесняйтесь спросить об этом, если по какой-то причине вы не получили данной информации. Знание того, что дует боковой или попутный ветер, позволит вам выбрать безопасную технику взлёта и принять правильные решения.
Наконец, всегда ли вы набираете на наивыгоднейшей скорости (Vнв=Vy) с максимальной скороподьемностью (при условии, что не надо перелетать препятствия)? Помните, что воздушное судно находится в зоне риска с того момента, как произошёл его отрыв от взлётной полосы, и до набора безопасной высоты.
Если двигатель споткнется или встанет в этой зоне, то ваши возможности будут сильно ограничены. Заходите на вынужденную посадку прямо по курсу или с небольшим доворотом в сторону, если место там более подходящее. Важно как можно скорее пройти зону риска.
Что бы это сделать, самолёт должен набирать на наивыгоднейшей скорости, которая указана в РЛЭ. Эта скорость позволит воздушному судну как можно скорее набрать максимальную высоту за минимально затраченное время, и таким образом минимизировать время в зоне риска.
Если впереди есть препятствия, то набирайте на экономической скорости (Vзк=Vx), обеспечивающей максимальный угол набора, после перелета препятствий переходите на Vнв.
Инстинкт самосохранения
Взлёт — это манёвр, как и любой другой, имеющий свои цели и процедуры. Взлетать безопасно – значит сосредотачиваться на множестве различных факторов. Немаловажный среди них — появление чувства, что что-то пошло не по плану. Учитесь доверять своим инстинктам. Если вы почувствовали что что то идёт не так, то прерывание взлёта безусловно является правильным решением.
Нет никакой необходимости во что бы то ни стало поднимать самолёт в небо.
Попробуйте сами
Если вы хотите сами испытать необыкновенные ощущения, когда подвластная вашей воле машина ускоряется по взлетной полосе, и по вашей команде устремляется в небо, то можете попробовать наше пробное занятие на самолете. До встречи на аэродроме!
Какая скорость самолета при взлете
Самолет набирает скорость постепенно. Фаза взлета длится продолжительный отрезок времени и начинается с процесса движения на взлетно-посадочной полосе. Различают несколько видов взлета и набора скорости.
Пассажирский самолет в воздухе
Как происходит взлет
Аэродинамика авиалайнера обеспечивается особой конфигурацией крыла, которая практически одинакова у всех самолетов. Нижняя часть профиля крыла всегда плоская, а верхняя – выпуклая, независимо от типа самолета.
Воздух, проходящий под крылом, не изменяет своих свойств. Одновременно с этим, поток воздуха, проходящий через выпуклую верхнюю часть крыла, сужается. Таким образом, через верхнюю часть крыла проходит меньшее количество воздуха. Поэтому чтобы за единицу времени прошел тот же поток воздуха, необходимо увеличить скорость его движения.
В результате наблюдается разница давления воздуха в нижней и верхней части крыла авиалайнера. Это объясняется законом Бернулли: увеличение скорости потока воздуха приводит к снижению его давления.
Из разницы давления образуется подъемная сила. Ее действие словно толкает крыло вверх, а вместе с этим и весь самолет. Самолет отрывается от земли в тот момент времени, когда подъемная сила превосходит вес авиалайнера. Это достигается путем набора скорости (увеличение скорости движения самолета приводит к увеличению подъемной силы).
Интересно. Горизонтальный полет обеспечивается тогда, когда подъемная сила равна весу авиалайнера.
Таким образом, при какой скорости самолет оторвется от земли, зависит от подъемной силы, величина которой определяется в первую очередь массой авиалайнера. Сила тяги авиационного двигателя обеспечивает набор скорости, необходимой для увеличения подъемной силы и взлета авиалайнера.
По этому же принципу аэродинамики летает вертолет. Внешне кажется, что винт вертолета и крыло самолета имеют мало общего, однако каждая лопасть винта имеет такую же конфигурацию, обеспечивающую разницу показателей давления воздушного потока.
Скорость взлета
Чтобы пассажирский самолет оторвался от земли, необходимо развить скорость взлета, которая сможет обеспечить увеличение подъемной силы. Чем больше вес авиалайнера, тем большая скорость разгона необходима для того, чтобы самолет поднялся в воздух. Какая скорость самолета при взлете – это зависит от веса летательного аппарата.
Так, Боинг 737 оторвется от земли только в тот момент, когда скорость движения по взлетно-посадочной полосе достигнет значения 220 км/ч.
747-ая модель Боинга имеет большую массу, а, значит, для взлета необходимо развить большую скорость. Скорость самолета этой модели при взлете равняется 270 км/ч.
Самолеты модели Як 40 разгоняются до 180 км/ч, чтобы оторваться от взлетно-посадочной полосы. Это обусловлено меньшей массой самолета, по сравнению с Боингами 737 и 747.
Виды взлета
На взлет самолета влияют сразу несколько факторов:
- погодные условия;
- протяженность взлетно-посадочной полосы (ВПП);
- покрытие ВПП.
К погодным условиям, которые учитываются при взлёте самолета, относятся скорость и направление ветра, влажность воздуха и наличие осадков.
Всего различают 4 вида взлета:
- с тормозов;
- классический набор скорости;
- взлет с помощью дополнительных средств;
- вертикальный набор высоты.
Первый вариант разгона подразумевает достижение необходимого режима тяги. С этой целью авиалайнер стоит на тормозах, пока работают двигатели, и отпускается только тогда, когда необходимый режим будет достигнут. Такой метод взлета применяется в случае недостаточной протяженности взлетной полосы.
Классический метод взлета подразумевает постепенный набор тяги при движении самолета по ВПП.
Под вспомогательными средствами подразумеваются специальные трамплины. Взлет с трамплина практикуется на военных самолетах, взлетающих с авианосца. Использование трамплина помогает компенсировать отсутствие ВПП достаточной протяженности.
Вертикальный взлет осуществляется только при наличии специальных двигателей. Благодаря вертикальной тяге взлет происходит аналогично взлету вертолета. Оторвавшись от земли, такой самолет плавно переходит в горизонтальный полет. Ярким примером самолетов с вертикальным взлетом является ЯК-38.
Взлет Боинга 737
Чтобы точно разобраться, как самолет взлетает и набирает скорость, следует рассмотреть конкретный пример. Для всех пассажирских реактивных самолетов схема взлета и набора высоты одинакова. Разница заключается лишь в достижении величины необходимой скорости взлетающего самолета, что обуславливается весом авиалайнера.
Прежде чем самолет придет в движение, нужно чтобы двигатель достиг необходимого режима работы. Для самолета Боинг 737 это значение составляет 800 оборотов в минуту. При достижении этой отметки пилот отпускает тормоз. Самолет берет разбег на трех колесах, ручка управления находится в нейтральном положении.
Чтобы оторваться от земли, самолет этой модели должен набрать сначала скорость 180 км/ч. На этой скорости возможно поднятие носа летательного аппарата, дальше самолет разгоняется на двух колесах.
Для этого пилот плавно опускает управление вниз, в результате щитки-закрылки отклоняются, а носовая часть поднимается вверх. В таком положении самолет продолжает разгоняться, двигаясь по ВПП.
Авиалайнер оторвется от земли тогда, когда разгон достигнет 220 км/ч.
Следует понимать, что это усредненное значение скорости. При встречном ветре скорость меньше, так как ветер способствует более легком отрыву авиалайнера от земли, дополнительно увеличивая подъемную силу.
Разгон самолета усложняется при высокой влажности воздуха и наличии осадков. В этом случае скорость отрыва должна быть больше, чтобы самолет взлетел.
Важно! Решение о том, какую скорость можно считать достаточной для набора высоты принимает пилот, оценив погодные условия и особенности взлетно-посадочной полосы.
Скорость в полете
Скорость полета самолета зависит от модели и особенностей конструкции. Обычно указывается максимально возможная скорость, однако на практике такие показатели достигаются редко и самолеты летают на крейсерской скорости, которая, как правило, составляет около 80% от максимального значения.
К примеру, скорость пассажирского самолета Эйрбас А380 составляет 1020 км/ч, это значение указано в технических характеристиках самолета и является максимально возможной скоростью полета. Полет же осуществляется на крейсерской скорости, которая для этой модели самолета составляет около 900 км/ч.
Боинг 747 рассчитан на полет со скоростью 988 км/ч, но полеты совершаются на крейсерской скорости, которая варьируется в пределах 890-910 км/ч.
Интересно. Компания Boeing занимается разработкой самого быстрого пассажирского авиалайнера, максимальная скорость которого будет достигать 5000 км/ч.
Как садится самолет
Самые ответственные моменты при полете – это взлет и посадка авиалайнера. Движение в небе обычно обеспечивается автопилотом, в то время как посадка и взлет осуществляются пилотами.
Посадка – это то, что больше всего волнует пассажиров, так как этот процесс сопровождается пугающими ощущениями при снижении высоты, а затем толчком при приземлении авиалайнера на взлетно-посадочную полосу.
Нередко, спрашивая о том, как прошел полет, можно получить ответ, что посадка была мягкой. Именно мягкая посадка считается показателем мастерства пилота.
Подготовка к посадке начинается в воздухе, на высоте 25 м над уровнем порога взлетно-посадочной полосы для больших самолетов, и 9 м – для маленьких летальных аппаратов. До момента, когда самолет зайдет на посадку, уменьшаются вертикальная скорость снижения и подъемная скорость крыла. Уменьшение скорости обуславливает снижение подъемной силы, благодаря чему самолет может приземлиться.
Самолеты садятся на взлетно-посадочную полосу не сразу. При посадке сначала происходит контакт с ВПП, и самолет приземляется на стойки шасси. Затем авиалайнер продолжает движение по ВПП на колесах, постепенно снижая скорость. Именно момент контакта с ВПП сопровождается тряской в салоне и вызывает беспокойство у пассажиров.
Как правило, посадочная скорость примерно равна либо незначительно отличается от скорости взлета. Так, Боинг 747 сможет сесть на скорости около 260 км/ч.
Видео
Когда садится самолет, все решения о необходимости уменьшения скорости принимает пилот. Таким образом, мягкая посадка характеризует профессиональные навыки пилота. Однако следует помнить, что особенности приземления авиалайнера также зависят от ряда климатических факторов и особенностей ВПП.
Этапы полета самолета — взлет, полет и посадка
Двигатель исправен, и самолет отруливает на стартовую позицию. Пилот ставит двигатель на малые обороты, механики уносят из-под колес козелки и поддерживают крылья за края.
Воздушное судно направляется на взлетно-посадочную полосу.
Взлет
На ВПП лайнер ставят против ветра, потому что так легче взлетать. Потом диспетчер дает разрешение на взлет. Пилот внимательно оценивает обстановку, включает двигатель на полные обороты и давит штурвал вперед, поднимая хвост. Авиалайнер увеличивает скорость.
Крылья готовятся к подъему. И вот подъемная мощь крыльев преодолевает вес самолета, и он отрывается от поверхности земли. Некоторое время подъемная мощь крыльев наращивается, благодаря чему самолет набирает нужную высоту.
При подъеме пилот держит штурвал немного отклоненной назад.
Полет
При достижении требуемой высоты пилот смотрит на альтиметр и потом сбавляет обороты двигателя, доводя их до уровня средних, чтобы лететь горизонтально.
Во время полета пилот наблюдает не только за приборами, но и за ситуацией в воздухе. Получает команды от диспетчера. Он сосредоточен и готов в любой момент оперативно отреагировать и принять единственное правильное решение.
- Посадка
- Перед тем как приступить к спуску летательного аппарата пилот сверху оценивает место посадки и сбавляет обороты двигателя, немного наклоняет самолет вниз и приступает к спуску.
- За весь период спуска он постоянно делает расчет:
- -как лучше осуществить посадку
- -в какую сторону лучше повернуть
- -как осуществить заход, чтобы при посадке выйти против ветра
От правильного расчета на посадку в основном зависит и сама посадка. Ошибки при таком расчете могут быть чреваты поломкой воздушного судна, а иногда привести к катастрофе.
Когда земля приближается, самолет начинает планировать. Двигатель почти остановлен, и посадка начинается против ветра. Впереди самый ответственный момент – касание земли. Самолет на громадной скорости приземляется. Причем, меньшая скорость самолета в момент касания колес о землю, дает более безопасную посадку.
По мере приближения к земле, когда судно отделяют всего несколько метров, пилот медленно тянет назад штурвал. Это дает плавное поднятие руля высоты и горизонтальное положение самолета. При этом работа мотора остановлена и скорость постепенно уменьшается, поэтому и подъемная мощь крыльев тоже сводится на нет.
Пилот по–прежнему вытягивает штурвал на себя, при этом нос судна поднимается, а ее хвост, наоборот, опускается. Подъемная мощь для поддерживания самолета в воздухе иссякает, и его колеса мягко соприкасаются с землей.
Авиалайнер еще пробегает по земле некоторое расстояние и останавливается. Пилот добавляет обороты двигателю и рулит на место стоянки. Его встречают механики. Все этапы полета самолета завершены успешно!