Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования (парашютным способом) легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава и призван заменить парк морально устаревших самолетов типа Ан-26.
Работы ведутся согласно государственному контракту на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Авиационный комплекс им. СВ. Ильюшина», входящим в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Условия контракта предусматривают постройку двух опытных экземпляров самолета — одного для проведения летных испытаний и одного для проведения прочностных испытаний. Это первый опытный образец Ил-112В, постройка которого осуществляется на ВАСО по конструкторской документации, разработанной Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина. Планируется, что полностью планер самолета будет состыкован до конца февраля 2017 года (навеска крыла и установка хвостового оперения), после чего начнется монтаж двигателей, систем и оборудования. Первый полет Ил-112В запланирован на лето 2017 года. Директор программы Ил-112 Авиационного комплекса им. Илюшина Дмитрий Савельев: «Как вы видите, недавно была произведена выемка из стапеля общей сборки первого летного образца Ил-112В, чтобы завершить внестапельные работы и передать его в цех окончательной сборки для установки крыла и начала монтажа всех самолетных систем. Компоновку лайнера планируется завершить в феврале 2017 года, потом начнется монтаж систем и аэродромные отработки, которые закончатся в мае. Для первого полета будут проведены частотные испытания — это проверка собственных колебаний фюзеляжа и системы управления, а также силовая тарировка первого самолета по прочностям с тем, чтобы обеспечить подъем этой машины в конце июня 2017 года. Здесь в Воронеже мы планируем сделать около пяти полетов, чтобы затем перелететь в Жуковский, и там уже начать предварительные испытания в рамках согласованной программы полетов, с последующей передачей в феврале 2018 года на государственные испытания.
Вот вы видите детали и второго самолета для прочностных и ресурсных испытаний, которые будут закладываться в освободившийся стапель сборки. Это борт у нас выходит в августе следующего года, мы его передаем в ЦАГИ для проведения испытаний, которые будут длиться до 2020 года.
Чтобы самолет поступил в серию, необходимо провести цикл заводских и государственных испытаний. В целом, контракт у нас заканчивается к 2020 году, но об изготовлении установочный партии речь может идти не ранее середины 2018 года. В принципе, оснастка у нас сделана изначально не как опытная, а закладывалась на серийное производство.
Сейчас рассматривается вопрос о производстве от 8 до 12 самолетов в год».
Поскольку самолет военно-транспортный, на него будет установлена гидромеханическая система управления. Пилотажно-навигационный комплекс отвечает всем современным требованиям. Также, будут установлены оборонительные средства, позволяющие защитить самолет от переносных наземных средств поражения типа «Стрела» и «Игла», а также оборона от ракет класса «воздух-воздух». Это достаточно современный комплекс «Экран». Одновременно с работами на фюзеляже, в соседнем цеху завершается изготовление крыла первого Ил-112В. Заложены в стапель целиковые верхняя и нижняя панели крыла, элементы силового набора, носок крыла. Это наиболее интересная и удивительная часть проекта. Впервые в России для транспортного самолета производится «монокрыло», вместо двух отдельных консолей, которые обычно крепятся к центроплану. В данной конструкции центроплана вообще нет. Крыло крепится сверху к проушинам на двух силовых шпангоутах с помощью специальных креплений и расчалок. Элемент крепления крыла к фюзеляжу
В конструкции Ил-112В используются детали и комплектующие изделия только российского производства. В производственной кооперации задействовано несколько десятков предприятий.
Например, ульяновский авиастроительный завод «Авиастар-СП» производит для Ил-112В панели фюзеляжа, люки и двери, а казанское предприятие «КАПО-Композит» — тормозные щитки, интерцепторы, обтекатели рельсов закрылков, триммеры рулей высоты и рулей направления, другие детали из композитных материалов.
Поскольку для Ил-112В разработана цифровая документация, все детали, в том числе и полученные с других предприятий, практически идеально встали на первую машину, что немало удивило заводчан. Стыковка фюзеляжа первого опытного образца прошла за рекордные для предприятия сроки — два дня.
К этим проушинам на силовых шпангоутах будет крепиться крыло
Работа в безбумажном цифровом формате подразумевает использование и современных электронных систем визуализации и информации. Для этого в Воронежском Государственном Техническом Университете были разработаны специальные терминалы, позволяющие рабочим получать всю необходимую информацию, и которыми оснащаются цеха сборки.
В едином информационном окне вся необходимая документация в электронном виде: 3D-модели, чертежи, интерактивные документации по сборочным процессам. Буквально 3 нажатия кнопки, и рабочий получает документацию по данному узлу, 3D объекты, видит техпроцесс – последовательность сборки деталей.
При необходимости нужную картинку или спецификацию можно распечатать на встроенном в терминал принтере.
Экран с сенсорным управлением позволяет вращать 3D-модели и увеличивать объекты. Посмотрел на экране техпроцесс, сборочный эскиз, развернул конкретный узел и пошел устанавливать. Все терминалы завязаны в один информационный центр. Если в конструкцию были внесены изменения, это все фиксируется в электронной документации каждого борта. Это упрощает и дальнейшую эксплуатацию – набираешь номер самолета и детали, которая вышла из строя, получаешь всю необходимую информацию. Или если деталь через какое-то конкретное время должна быть заменена, у эксплуатанта тоже будет такая система, которая будет информировать его о сроках эксплуатации и обеспечивать всей необходимой информацией. Автоматически посылается запрос в техцентр, завод получает заказ на ее изготовление. Таким образом, соединены воедино производство и система управления жизненным циклом. Сборка крыла В качестве маршевой силовой установки самолета будут использоваться два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ разработки АО «Климов» мощностью 3 500 л.с. с воздушными винтами АВ-112 разработки ОАО «НПГТ «Аэросила». В настоящий момент изготовлен первый двигатель, который 15 сентября был установлен на испытательном стенде в Санкт-Петербурге. В настоящий момент он прошел приемно-сдаточные испытания, сейчас находится на разборке для оценки технического состояния. Сборка летных двигателей начнется в январе 2017 года, чтобы обеспечить поставку двигателей в Воронеж в конце февраля. Навеска двигателей запланирована на вторую половину марта. Двигатель ТВ7-117СТ на испытательном стенде АО «Климов» в Санкт-Петербурге Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина рассчитывает, что подписание государственного контракта на поставку серийных самолетов Ил-112В для Министерства обороны Российской Федерации может состояться в 2017 году. О намерении военного ведомства заключить этот контракт ранее неоднократно заявлялось заместителем министра обороны РФ Юрием Борисовым. По его оценкам, потребность военного ведомства в самолетах подобного класса составляет не менее 35 единиц. Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В может быть предложен на экспорт.
Ил-112В должен решать возлагаемые на него задачи в различных географических и климатических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Самолет оснащается современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, обеспечивающим, помимо эффективного решения поставленных задач, возможность автоматического захода на посадку на категорированные аэродромы по минимуму II категории ICAO и ручной заход на посадку на слабо оборудованные в радиотехническом отношении аэродромы.
Геометрические характеристики | |
Длина, м | 24,15 |
Высота, м | 8,89 |
Размах крыла, м | 27,6 |
Площадь крыла (трапеция), м2 | 65 |
Диаметр фюзеляжа, м | 3,29 |
Характеристики силовой установки | |
Количество х тип двигателя | 2хТВД |
Двигатель | ТВ7-117СТ |
Максимальная мощность двигателя, л.с. | 3 500 |
Массовые характеристики | |
Максимальная взлетная масса, т | 21 |
Максимальная полезная нагрузка, т | 5 |
Емкость топливных баков, л | 7 200 |
Летно-технические характеристики | |
Крейсерская скорость, км/ч | 450-500 |
Максимальная высота полета, м | до 7 600 |
Дальность полета с полезной нагрузкой 3,5т, км | 2 400 |
Потребная длина ВПП, м | 1 200 |
ИЛ-112, последние новости 2020 о производстве самолета, описание и характеристики, двигатель и скорость, экипаж, вместимость салона и грузоподъемность
Ил-112 – это российский легкий перспективный транспортный самолет, разработкой которого занимается АК им. Ильюшина. Эта машина изначально рассматривалась в качестве замены морально и физически устаревшего транспортника Ан-26.
Ил-112 – один из самых «долгоиграющих» проектов отечественного авиапрома, его разработка началась еще в первой половине 90-х годов, в настоящее же время только ведется подготовка к летным испытаниям машины. Производство Ил-112 планируют развернуть на мощностях Воронежского авиазавода (ВАСО).
Если говорить о последних новостях, связанных с Ил-112, то они не особо радуют. В конце января 2020 года было объявлено об очередном переносе первого полета самолета. Теперь это событие намечено на вторую половину нынешнего года. Но в судьбе этого проекта уже было столько задержек и проволочек, что в его успешную реализацию просто отказываешься верить…
Планируется, что самолет будет выпускаться в двух модификациях: гражданской (Ил-112Т) и военной (Ил-112В). Однако в настоящее время речь о выпуске самолета для коммерческого использования даже не стоит: первые несколько лет будут выпускаться только машины для нужд военного ведомства.
Еще в начале 90-х годов были проведены исследования относительно потребности в легком транспортном самолете. Уже в то время России нужно было примерно 300 подобных машин, а бывшим советским республикам – около 1 тыс. самолетов.
Ил-112: как все начиналось
В конце 80-х годов у советской армии возникла острая потребность в новом легком транспортном самолете, который бы заменил Ан-26. Эта надежная и заслуженная машина уже на тот момент считалась морально устаревшей, ведь в свой первый полет она отправилась еще в начале 70-х.
Работы над новым самолетом начались только в первой половине 90-х годов в конструкторском бюро им. Ильюшина, которое начало проектирование машины за собственные деньги. Первоначально это был пассажирский самолет на 40 мест, он получил название Ил-112.
Когда процесс уже был на завершающем этапе, руководство ОКБ нашло довольно оригинальный способ финансирования работ. Было создано предприятие «Ил-Башкирия», которое должно было продавать башкирскую нефть, а вырученные деньги пускать на достройку самолета. Серийное производство Ил-112 планировали развернуть на Кумертауском АПО.
Однако в те времена подобные схемы, как правило, использовали для банального хищения. Так получилось и на этот раз, поэтому самолет так и не был достроен.
В начале нулевых годов российское военное ведомство озаботилось состоянием парка транспортных самолетов. Было принято решение искать замену Ан-26. Военные объявили тендер, в котором приняли участие несколько проектов: М-60ЛВТС, МиГ-110, Ту-136Т и Ил-112В.
В итоге ильюшинский проект был признан победителем, об этом было официально объявлено в апреле 2004 года.
А в мае следующего года главнокомандующий российской Военно-транспортной авиацией генерал Денисов сообщил журналистам, что первый полет новой машины состоится уже в 2006 году.
В 2007 году на Воронежском авиастроительном заводе планировалось создание установочной партии самолетов, а затем, и приступить к серийному производству с темпом 18 машин в год. Первые машины должны были поступить в войска уже в 2010 году.
Военные обещали, что финансирование Ил-112 будет учтено в Государственной программе вооружений. Казалось, что для самолета все складывается отлично, и путь в небо для него открыт…
В 2010 году на ВАСО все было готово к началу производства, были подготовлены оснастка и стапеля. Планировали построить четыре прототипа, два для летных и два для статических испытаний.
Однако самого самолета в это время еще не было – со сроками, как это бывает часто, – затянули. В этой ситуации «заднюю дал» уже генеральный подрядчик проекта – Министерство обороны РФ.
Финансирование работ было полностью приостановлено, разработчикам было предложено доводить проект за собственные деньги. Для этого было необходимо 800 млн рублей.
В мае 2011 года военные полностью отказались от Ил-112, вместо этого было объявлено о закупке семи украинских самолетов Ан-140. Летом 2011 года сборка головного прототипа была остановлена…
Второе рождение самолета Ил-112
Через год Сердюкова на посту министра обороны сменил Шойгу и о Ил-112 вспомнили опять. Уже в 2013 году командование ВВС РФ представило обоснование для возобновления проекта. А в июне того же года АК им.
Ильюшина отправило заявку на разработку нового двигателя для Ил-112. Чуть позже об официальном возобновлении работ заявили в руководстве конструкторского бюро. Контракт на поставку украинских Ан-140 был расторгнут.
Правда, авиастроителям в очередной раз пришлось начинать все с нуля: с продувки макета самолета и модернизации цехов ВАСО под выпуск новой машины. Она обошлась российскому бюджету в 1,3 млрд рублей…
В конце 2014 года в АК им. Ильюшина сообщили о заключении официального контракта с Министерством обороны на разработку транспортного самолета Ил-112В. Два последующих года ушли на подготовительные работы и испытания моделей, и только к концу 2016 года на воронежском авиазаводе был изготовлен первый фюзеляж самолета.
Первоначально планировалось, что полет первого Ил-112В состоится в 2017 году, а серийное производство машины будет развернуто в 2020 году. Предполагалось, что МО будет закупать примерно 18 самолетов в год, но потом цифра была пересмотрена в меньшую сторону.
Однако сроки и на этот раз были сорваны. В 2017 году первый полет не состоялся, а на авиасалоне «МАКС-2017» было объявлено, что это событие переносится на первую половину следующего года. Источники, знакомые с ходом работ, сообщают, что задержки происходят по причине низкого качества проектной документации и большого количества ошибок в чертежах.
В 2017 году были озвучены и новые планы по выпуску Ил-112 – авиастроители планируют изготовить 300 самолетов в течение ближайших нескольких лет. Подобные цифры, конечно же, звучат обнадеживающе, правда, возникают большие сомнения относительно способности ВАСО справиться с таким объемом работ.
Для чего нужен Ил-112
Как уже было сказано выше, самолет Ил-112 изначально разрабатывался для замены устаревшего Ан-26. Как и его предшественник, Ил-112 будет способен эксплуатироваться на небольших слабо оборудованных аэродромах, причем как с бетонированным, так и с грунтовым покрытием ВВП. Военная модификация машины сможет обеспечивать десантирование личного состава и военной техники.
Кстати, в этом отношении Ил-112 значительно превосходит украинский Ан-140, который не имеет рампы, поэтому совсем не приспособлен для перевозки военной техники и габаритных грузов. Так что контракт по поставку этих самолетов выглядит, по меньшей мере, странно…
Ил-112 будет способен выполнять полеты в любых погодных условиях, днем и ночью. Использовать слабо подготовленные в радиотехническом отношении аэродромы.
По сравнению с Ан-26 новый российский транспортный самолет имеет более мощную силовую установку, более высокую крейсерскую скорость, дальность полета и максимальную высоту. При одинаковом объеме грузовой кабины у Ил-112 она выше и шире, еще одним его преимуществом является уменьшение экипажа до двух человек.
В целом и планер, и силовая установка, и авионика Ил-112 превосходят Ан-26, в чем, собственно, и нет ничего удивительного — ведь «антоновский» самолет разрабатывался почти полвека назад.
В конструкции «ильюшинского» самолета широко использованы современные материалы, его двигатели почти в два с половиной раза превосходят моторы Ан-26 по топливной эффективности.
На военную модификацию Ил-112 будут установлены ряд «секретных» систем, поэтому машина не будет продаваться за рубеж. Скорее всего, речь идет о системе связи и комплексе противодействия зенитным ракетам.
Правда, при этом целый ряд экспертов считает, что Ил-112, разработка которого началась почти двадцать лет назад, устарел. А с задачами, которые будут возложены на него, легко справится, например, вертолет Ми-38.
Описание конструкции самолета
Ил-112 – это высокоплан, выполненный по классической аэродинамической схеме с Т-образным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Силовая установка машины состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ. Экипажа самолета – два человека.
Большую часть длины фюзеляжа занимает герметизированная грузовая кабина с бытовым отсеком, рампой и двумя аварийными выходами.
- Крыло самолета выполнено по двухлонжеронной схеме с лонжеронами и нервюрами балочной конструкции.
- Ил-112 имеет хвостовое оперение, состоящее из вертикального оперения и установленного на него горизонтального стабилизатора двухлонжеронной конструкции.
Пятиопорное убирающееся шасси позволяет эксплуатировать самолет на грунтах с плотностью 6 кг/кв.см.
Технические характеристики самолета Ил-112
- Экипаж, чел: 2;
- Пассажировместимость, чел: 44;
- Грузоподъемность, т: 6;
- Макс. взлетная масса, т: 21;
- Мощность двигателя, л. с.: 2800;
- Макс. скорость, км/ч: 550;
- Крейсерская скорость, км/ч: 480;
- Практическая дальность (макс. нагрузка), км: 1000;
- Практический потолок, м: 7600.
Транспортный самолет Ил-112: технические характеристики, последние модификации
Отечественная авиация переживает не лучшие времена. Ан-12 и Ан-26 уже морально устарели, но нового, современного легкого транспортника до сих пор нет среди отечественных машин.
Ситуация может измениться в 2019 году, когда планируют запустить серийное производство Ил-112. Сегодня происходит его активное тестирование.
История разработки
Самолет Ил-112 начал разрабатываться в 90-х, авторство принадлежало авиационному комплексу им. С. В. Ильюшина. Еще в 1994 г. планировался его серийный выпуск, а разработчики рассчитывали создать замену Ту-134 и Ту-154. Но экономическая реальность отодвинула мечты на несколько десятилетий.
В 2004 году казалось, проект обрел вторую жизнь, выиграв конкурс Министерства обороны РФ, проводившийся на легкий транспортник. Однако финансирование внезапно прекратилось, и в следующий раз о незаконченном проекте вспомнили только в 2013 г.
В результате переговоров между сторонами, работы возобновились. Требовалась не только сборка и доводка образца, но и введение современных достижений науки и техники в уже разработанные конструкции. Поэтому только 06. 2015 г. техническая документация предоставлена заказчику для защиты, а 10. 2016 г. представители Министерства приняли первый образец опытного агрегата.
Предполагалось, что первый полет произойдет летом 2017 года, но проблемы с оборудованием замедлили работы. Чтобы не снижать темпы, принято решение о производстве 2 опытных образцов, запуске первого в начале 2018 г., а в 2019 предоставления их заказчику. В том же 2019 году планируется запустить серийное производство.
Всего рассчитывают произвести 300 таких самолетов для нужд армии и гражданской авиации.
Обзор
Модель представляет собой моноплан – конструкцию с одной парой крыльев. В данном случае они расположены довольно высоко. Три стойки шасси находятся под корпусом (фюзеляжем). Самолет нуждается в 2-х пилотах.
При перевозке пассажиров в состоянии транспортировать 44 человека, груза – 6 тонн. Для погрузки используется люк в хвостовой части.
Военные ожидают, что смогут транспортировать легкие технические средства, вооружение и личный состав.
Кроме автоматической посадки на аэродромы второй и выше категории, предусмотрена ручная в пунктах без надлежащего радиотехнического обеспечения. Посадка возможна даже на автотрассы, или грунтовые полосы при необходимости.
Модель превосходит аналоги по полетным способностям в сложных климатических условиях, максимальном расстоянии и развиваемой скорости. Все детали, включая мощные современные двигатели, разработаны и произведены на российских предприятиях. При этом рабочие места пилотов эргономичны и удобны. Органы управления расположены оптимально, в кабине экипажа жидкокристаллические дисплеи.
Видео
Летно-технические характеристики
Чтобы представить перспективы транспортного самолета Ил-112, достаточно просмотреть его технические параметры:
Максимальная взлетная масса | 20.4 — 21 т |
Максимальная полезная нагрузка | 5 — 6 т |
Емкость топливных баков | 7200 л |
Длина | 23.49 — 24.15 м |
Высота | 8.9 — 8.89 м |
Размах крыла | 25.74 — 27.6 м |
Площадь крыла (трапеция) | 65 м² |
Диаметр фюзеляжа | 3.29 м |
Колея шасси | 4 м |
Количество двигателей | 2 |
Тип двигателя | ТВД ТВ7-117СТ |
Максимальная мощность двигателя | 3500 л.с. |
Мощность на валу винта | 2800 л.с. |
Расход топлива | 500 — 550 кг/ч |
Крейсерская скорость | 450 — 500 км/ч |
Дальность полета с полезной нагрузкой | • 6 т – 1000 км • 3.5 т – 2400 км• 2 т – 4800 км |
Максимальная высота полета | 7600 м |
Длина разбега | 660 м |
Длина пробега | 550 м |
Потребная длина ВПП | 1200 м |
Летный экипаж | 2 |
Размеры грузовой кабины | • длина с рампой 11.28 м • максимальная ширина 2.45 м• максимальная высота 2.4 м |
Ресурс самолета | • календарный 35 лет • количество полетов 30000• количество летных часов 45000 |
Гордостью стал новый двигатель, разработка АО «Климов», увеличивающий топливную эффективность в 2.4 раза от соответствующей характеристики Ан-26. ТВ7-117СТ уже прошел испытательный период и с 2018 г. начнет серийно выпускаться на Омском моторостроительном объединении.
Комплекс электронного оборудования, или, как его называют в самолетостроении, авионика, отечественный, но предусмотрена установка зарубежного аналога, если потребует заказчик.
КРЭТ, филиал Ростеха, работает над оборонительным комплексом, который защитит от ракет класса «воздух-воздух», «земля-воздух», что повысит боевые качества самолета. Планируется, что перспективная разработка останется актуальной до 2025 года. Основой стал комплекс «Витебск». Сам же самолет будет собираться в Воронеже, на ВАСО.
Срок службы машины составит 35 лет без капитального ремонта при налете 45 тыс. часов. Проводятся работы для сокращения количества вредных веществ и снижения шумов при работе всех систем.
Плюсы есть, а минусы?
Ближние перспективы у модели самые радужные. Транспортный самолет Ил-112В потенциальный лидер среди аналоговых машин. Однако сколько времени это продлится, если основой стали разработки, которым уже больше 20 лет?
Не смотря на мощную рекламу, скорее всего данная модель морально устареет уже через десяток лет. Значительные вложения могут не окупить себя, если наш лидер отстанет от передовых европейских машин по характеристикам .
Уже рассматривается замена моторов на ВК-3500. Даже сейчас рассчитано, что построят не больше 300 единиц. Это во время незаконченных испытаний и скорее всего, авиационному флоту понадобится очередная модернизация, на которую, как всегда, будет не хватать средств.
И еще один момент, который может смутить. Изначально предполагалось отдать на обкатку не меньше 2-3 лет. Сегодня же сроки сократились до 1 года. Неизвестно, какие сюрпризы ожидают и в период доводки, и после передачи машины в эксплуатацию.
Модификации
Предполагается пассажирский и транспортный варианты. Самолет ИЛ-112В предусматривает как перевозку десантных войск, так и гражданских пассажиров. Среди заказчиков ожидается выступление МЧС, ФСБ и других служб. Только государству до 2030 г. будет передано около двух сотен экземпляров.
Грузовой ИЛ-112Т находится в стадии проекта. Его основой станет Ил112В, но модель будет изменена для нужд гражданской авиации. Но пока перспективы такой конструкции не имеют финансовой подоплеки.
Перспективы
Сложно говорить о точности прогнозов, разработку преследовали неудачи четверть столетия.
Сегодня разработчики уверяют, что в 2018 году будут получены 2 готовых к эксплуатации модели.
Они подвергнутся испытаниям, одна летным, вторая – ресурсным и докажет свою высокую прочность. Еще через год выпуск станет серийным и к 2020 году заказчик (Министерство обороны) в рамках проводимой государственной программы получит 62 экземпляра. Темпом работ интересуется В. Путин, что создает дополнительный стимул всей команде.
Что касается планов на 200-300 самолетов, они вполне реалистичны. АН-12 и Ан-26 должны быть списаны на протяжении 6-8 лет. Их место может занять только более совершенный ИЛ-112, который будет выполнять их функции более комфортабельно, технологично и экономно.
Других заказов пока не поступало. Впрочем, модель считается универсальной, рассматриваются возможности создания на ее основе самолетов-разведчиков, воздушные командные пункты и использовать их для радиоэлектронной борьбы. Так что у модели есть шансы получить развитие в виде модификаций и оставить о себе приятный след в самолетостроении.
Заключение
Модификации авиации последних времен устарели еще 25 лет назад, поэтому новая машина с современными возможностями крайне необходима. Особенности описания характеристик самолета ИЛ- 112 дают основания ожидать результативности.
Модель обещает быть быстрой, функциональной, хорошо подходить под нужды военных и гражданских служб и высоким сроком эксплуатации дать возможность экономить на капитальном ремонте.
Но пока она достойно не отлетала положенные для доработки часы, уверенность в успешном завершении работ в срок остается излишне оптимистичной.
Видео
Военно-транспортный самолет Ил-112В. История проектирования и характеристики
ТАСС-ДОСЬЕ. 30 марта 2019 года в Воронеже совершил первый полет новый российский самолет Ил-112В. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом проекте.
Ил-112В — российский легкий турбовинтовой военно-транспортный самолет. Предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до 5 т легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава; также возможна транспортировка широкой номенклатуры грузов при коммерческой эксплуатации. Создается в качестве замены российского парка самолетов Ан-26 (созданы в 1960-х гг.
на базе пассажирского Ан-24, 80% Ан-26 планируется вывести из эксплуатации до 2030 г.). Разработку Ил-112В с начала 1990-х годов с перерывами ведет ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» («Ил», Москва). Главный конструктор — Николай Таликов. Планируется, что серийное производство будет налажено с 2020 года на ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО).
История проектирования
Проектирование Ил-112 началось в первой половине 1990-х годов в пассажирской версии. Серийное производство предполагалось начать в 1994 году на Кумертауском авиационном производственном предприятии (г. Кумертау, Башкирия), однако из-за недостатка финансирования план не был реализован.
В 2000 году было возобновлено проектирование Ил-112 в военном варианте Ил-112ВТ. В апреле 2003 года он победил в конкурсе Минобороны РФ на лучший проект легкого военного транспортника, проект Ил-112ВТ был учтен в госпрограмме вооружения.
Но в августе 2010 года руководство министерства приостановило финансирование проекта, а в мае 2011 года — приняло решение отказаться от него в пользу приобретения самолетов Ан-140 грузовой модификации.
В июне 2011 года сборка первого образца с индексом Ил-112В на ВАСО была приостановлена.
Однако строительство военных Ан-140, которое предполагалось наладить на самарском «Авиакоре», вскоре столкнулось с трудностями. В 2015 году их производство в РФ практически прекратилось из-за непоставок комплектующих с Украины.
В декабре 2012 года главкомат Военно-воздушных сил России представил новому министру обороны Сергею Шойгу обоснования для возобновления разработки Ил-112В, 30 октября 2013 года министр утвердил техническое задание на самолет.
14 ноября 2014 года Минобороны РФ и ОАО «Ил» подписали госконтракт на завершение опытно-конструкторских работ по самолету и строительство трех опытных машин (на эти цели гособоронзаказом было предусмотрено выделение 7,9 млрд руб.
) В разработке и постройке Ил-112В было решено задействовать около 30 российских предприятий и более 50 поставщиков комплектующих. Головным изготовителем (85% объема строительства самолета) утвердили ВАСО.
Первоначально военные планировали заказать 62 самолета, в мае 2015 года заказ был сокращен до 35 экземпляров.
Тогда же «Объединенная двигателестроительная корпорация» утвердила изготовителями двигателей ТВ7-117СТ ОАО «Климов» (ныне — АО «ОДК-Климов») совместно с ОАО (ныне — АО) «Московское машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева».
В июне 2015 года военное ведомство одобрило технический проект Ил-112В, в августе техническая документация была передана на ВАСО, где 1 октября 2015 года началось изготовление первого прототипа.
Панели фюзеляжа, люки и двери Ил-112В воронежскому предприятию поставляет АО «Авиастар-СП», изделия и агрегаты из полимерных композиционных материалов — ЗАО «Аэрокомпозит».
Шасси, гидроцилиндры и элементы крыла для самолета разработал холдинг «Термодинамика».
Первый запуск двигателя ТВ7-117СТ на «Климове» состоялся 15 сентября 2016 года, в апреле 2018 года первые два опытных двигателя были поставлены на ВАСО.
11 апреля 2018 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что в рамках госпрограммы вооружения до 2025 года запланировано приобретение «порядка 22 самолетов» Ил-112В. Однако замминистра подчеркнул, что потребность в них велика, и высказал предположение, что Минобороны в общей сложности приобретет «свыше ста» транспортников этого типа.
5 октября 2018 года директор программы Ил-112В Александр Быков сообщил ТАСС о завершении комплекса наземных частотных испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского. 27 ноября самолет был передан на летно-испытательную станцию ВАСО для подготовки к первому полету.
Производственные мощности ВАСО позволяют собирать от 8 до 12 Ил-112В в год.
Конструкция и оборудование
Компоновочно самолет является монопланом нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным прямым крылом, с подвешенными под ним двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ. Фюзеляж состоит из трех секций.
В корме находится грузовой люк, закрывающийся рампой и одной створкой. Крыло кессонное, цельное, крепится на фюзеляж с помощью силовых элементов. Хвостовое оперение — Т-образное.
Шасси — убирающееся пятиопорное, с передней стойкой.
Пилотажно-навигационное оборудование Ил-112В обеспечит возможность автоматического захода на посадку на аэродромы, соответствующие минимуму II категории Международной организации гражданской авиации (ICAO). Предусмотрен также ручной заход на посадку на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы, включая аэродромы с грунтовым покрытием.
Бортовой комплекс обороны самолета разрабатывает АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» («КРЭТ», Москва). Комплекс позволит защитить Ил-112В от ракет класса «поверхность — воздух» и «воздух — воздух».
Благодаря защите от всех видов средств противовоздушной обороны и переносных зенитно-ракетных комплексов транспортник сможет действовать вблизи линии соприкосновения с противникам и участвовать в контртеррористических операциях.
Летно-технические характеристики
- Длина самолета — 24,15 м;
- высота — 8,89 м;
- размах крыла — 27,15 м;
- площадь крыла — 65 кв. м;
- диаметр фюзеляжа — 2,29 м;
- размеры грузовой кабины: 2,45 х 2,42 х 8,4 м;
- двигатели — два ТВ7-117СТ мощностью 3 тыс. 500 лошадиных сил каждый;
- винты однорядные шестилопастные АВ-112 диаметром 3,9 м;
- максимальная взлетная масса — 21 тыс. кг;
- максимальная полезная нагрузка — 5 тыс. кг;
- крейсерская скорость — 450-500 км/ч;
- максимальная высота полета — 7 тыс. 600 м;
- дальность полета с полезной нагрузкой 3 тыс. 500 кг — 2 тыс. 400 км;
- потребная длина взлетно-посадочной полосы — 1 тыс. 200 м.
- экипаж — два человека.
Увеличенные по сравнению с Ан-26 размеры грузовой кабины позволяют разместить в ней автомобиль типа УАЗ-452, до 50 человек личного состава или до 26 парашютистов с личным вооружением.
Технические характеристики и ожидаемая дата полета самолета Ил-112
Ил-112 — новый легковесный транспортный самолет авиационно-конструкторского комплекса С.В. Ильюшина. Находится в стадии проектирования.
Особенности самолета Ил-112
Проектируемый легкотранспортный авиалайнер Ил-112 можно считать полностью отечественным, так как все детали, комплектующие, узлы и части самолета производятся у нас в стране. Это дает надежду на работу по созданию авиа машин без опоры на зарубежных производителей и выходу отечественного конструирования на новый технологический уровень.
Аэродинамические особенности самолета характеризуют его как моноплан с нормальной схемой. Крылья Ил-112 имеют высокое расположение. Самолет снабжен двумя турбовинтовыми двигателями марки ТВ7—117СТ мощностью до 2800 л.с. Управлять самолетом будет экипаж из двух пилотов.
Модификации
На сегодняшний день известно о планировании двух модификаций самолетов Ил-112
- Пассажирский — будет вмещать в себя 44 пассажирских места;
- Грузовой — предназначен для транспортировки грузов весом до 6 тонн.
История разработки
В начале 1980-х годов Советская Армия нуждалась в создании нового транспортного легкого самолета, который совершал перевозки грузов и подразделений на расстояния средней протяженности. Считалось, что такой самолет заменит уходящие из моды и устаревающие в летно-техническом плане самолеты Ан-26 и Ан-12.
Ставя перед собой цель создания такой машины, конструкторская компания С.В. Ильюшина взялась за проектирование нового легкого транспортного самолета Ил-112, который должен был превзойти все имеющиеся грузовые и транспортные лайнеры того времени. Но тогда задумку не удалось воплотить в жизнь из-за тяжелой ситуации в стране и о проекте на время позабыли.
К идее создания легковесного транспортировщика Ил-112 конструкторы вернулись лишь в начале 90-х годов и в 1994 году должны были развернуться работы по сборке первого экземпляра. Но кризис и тяжелое финансовое состояние страны не позволяли снабдить проект средствами из бюджета страны, и он был затянут до 2000 года.
Несмотря на то, что в 2004 году авиационно-конструкторская компания С.В. Ильюшина выиграла конкурс проектов легких транспортных самолетов, ввиду отказа в финансировании дальнейших разработок и создания самолета Ил-112, работы над проектированием лайнера прекратились вплоть до 2013 года.
Именно эта дата считается переломной. С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу проекту был дан новый старт. После подписания договора о доработке и продолжению сборки Ил-112 быстрыми темпами началась подготовительная работа.
В июле 2015 года на защиту перед Министерством обороны были представлены проработанные данные по самолету. Была предоставлена документация по техническим данным Ил-112, представлен макет его конструкции и кабины экипажа, включавший все современные системы навигации и раскрывающие удобство работы с системами регулирования.
На 2017 год были запланированы испытания первых экземпляров транспортных лайнеров. При успешном окончании опытных работ, в 2020 году планируется вывести самолет Ил-112 в серийное производство. По оглашенным данным, Министерство обороны планирует сделать заказ на строительство 48 самолетов.
Конструированием первого экземпляра лайнера модели Ил-112В занималась авиастроительная компания в городе Воронеж. Известно, что самолет снабдили двигателями ТВ7—117СТ.
Технические характеристики и летные данные
- Экипаж — 2 чел
- Число пассажирских мест — 44
- Максимальная грузоподъемность — 6 тонн
- Длина корпуса — 23,4м
- Размер крыльев — 25,6м
- Высота конструкции — 8,85 м
- Масса: снаряженного — 15 000 кг
- взлетная — 20 400 кг
- максимальная — 21 000 кг
- Энергоемкость- 7900 литров
Двигатели — 2х ТВ7—117СТ (2800 л.с.)
- Максимальная скорость полета — 550 км/ч
- Средняя скорость — 480км/ч
- Дальность полета: при максимальной загрузке — 1000 км
- при загрузке в 3 500 кг — 3 400 км
- Высота полета — 7, 6 км
Когда будет выпущен в эксплуатацию
По сегодняшним данным, самолет находится в стадии разработки и проверок. Уже выпущены первые опытные экземпляры, которые удачно показали себя в полете с технической и аэродинамической стороны. Дальнейшее производство лайнеров намечено на начало 2020 года. В эксплуатацию самолет выйдет предположительно после этой даты.
Оказывается, что сборка самолета не такое уж быстрое дело. Для полного конструирования одного экземпляра уходит по времени примерно 13-15 месяцев.
Последние новости
Проект легкого транспортного самолета Ил-112 настолько впечатлил высокопоставленных представителей Вооруженных Сил страны, что по их мнению он мог бы с успехом использован как военный самолет.
Известно, что разрабатываемая модель Ил-112 носит обозначение «В», что доказывает о его соответствии военно-техническим целям. Другая же версия самолета, которая находится в стадии конструирования, получит название Ил-112Т и будет служить в гражданских целях.
Отличие этих двух модификаций будет состоять в особенностях строения бортового оборудования. Остальные же показатели лайнеров: силовые установки, системы управления, техника — останутся одинаковыми.
Кроме того, самолет обладает хорошими характеристиками, которые позволят создать ряд модифицированных экземпляров для ведения радиационной борьбы, разведки, научного исследования.
По неуточненным данным, перспективой использования самолета Ил-112Т заинтересована «Почта России». Но эти слухи не доказаны, и подробности возможного подписания этого договора не раскрыты.
Несмотря на долгий путь проекта авиационно-конструкторской компании С.В. Ильюшина к строительству Ил-112, есть надежда на то, что проект больше прерываться не будет.
Заключение
Удачное внедрение нового самолета Ил-112 в отечественные авиа парки дает надежду на расширение авиастроительного потенциала страны. Усовершенствованный и доработанный лайнер может оказаться полезным для нужд армии. Но существует небольшое опасение, что за долгие 25 лет разработок самолет может устареть в ближайшие годы и потребуется создать более модернизированные авиа машины.
Ил-112В, легкий военно-транспортный самолет
Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В предназначен для транспортировки широкой номенклатуры грузов, включая различные виды вооружений, военной техники и личного состава. Ил-112 придет на смену самолетам Ан-26 российских Военно-космических сил.
Основное отличие самолета Ил-112В в том, что он имеет монокрыло (обычно крыло состоит из двух консолей), за счет этого достигается экономия веса воздушного судна, что отражается на экономической эффективности самолета. Крыло «навешивается» на фюзеляж.
- Все детали и комплектующие российского производства, в том числе авионика, бортовые кабельные сети – отечественные.
- Конструкторский подход – надежность и простота эксплуатации.
- Самолет будет базироваться на бетонированных и грунтовых аэродромах III класса с прочностью грунта 6 кгс/см2.
- Еще одним нововведением проекта стало изготовление сразу, фактически серийной оснастки для производства Ил-112В.
- Обеспечивается возможность автоматического захода на посадку на категорированные аэродромы по минимуму CAT II ICAO и ручной заход на посадку на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы.
Длина самолета 24,15 м, высота 8,89 м, размах крыла 27,6 м, диаметр фюзеляжа 3,29 м. В качестве силовой установки будут использоваться два двигателя ТВ7-117СТ с максимальной мощностью 3 500 л.с., оснащенные воздушными винтами АВ-112.
Максимальная взлетная масса самолета 21 т, максимальная полезная нагрузка 5 т. Ил-112В будет развивать крейсерскую скорость 450-500 км/ч. Максимальная высота полета – 7 600 м, а дальность полета с полезной нагрузкой 3,5т – 2 400 км.
За счет более широкого фюзеляжа на борту транспортника можно разместить два автомобиля типа УАЗ-452, до 50 человек личного состава, до 25 парашютистов с личным вооружением.
Самолет Ил-112В спроектирован в цифре. Воронежское ноу-хау – это терминалы, с помощью которых в 3D можно рассмотреть конфигурацию любой детали, а также посмотреть этапы технологического производственного цикла.
На сборке Ил-112 участвуют около 60 процентов молодежи, в частности, участники разных этапов чемпионата Волдскилс.
Большую часть всех комплектующих производится и собирается на ВАСО. В производственной кооперации участвуют еще два предприятия ОАК в Ульяновске (панели фюзеляжа, люки, двери) и Казани (композитные конструкции).
- Самолет может быть использован для нужд военных по перевозки техники, личного состава, транспортировки грузов, может быть использован для обеспечения парашютной подготовки личного состава, для поисково-спасательных работ, а также как летающий госпиталь при условии комплектования медицинскими модулями для эвакуации раненных и больных.
- Самолет благодаря своим характеристикам может садиться на необорудованные ВПП, что дает возможность его использования для обеспечения нужд экспедиций, а также транспортировки вахтовиков.
- По своим летно-техническим и транспортным характеристикам Ил-112 будет полностью отвечать требованиям государственного заказчика и сможет успешно конкурировать на мировом рынке с зарубежными аналогами.
Взлёт или провал Ил-112В: что спрашивают о новом транспортнике
Пресса любит громкие заголовки, а люди часто далее заголовка и не читают: «Самолёт получился неудачным», «Лучше бы и не взлетал» и так далее. «Гипс снимают, клиент уезжает». Стоит ли поддаваться паническим настроениями и закапывать первый военно-транспортный самолёт, разработанный в России после развала СССР, или всё более радужно?
Почему так долго, шериф Уиллоби?
Ил-112В — дитя своего времени. В ОКБ Ильюшина работу над Ил-112 начали ещё в середине 90-х, первоначально его делали в качестве гражданского пассажирского самолёта на замену Ан-24. Отсутствие денег и заказов на «илы» заставили положить проект на полку.
Надо сказать, боевая авиация прошла 90-е менее болезненно. Сыграли свою роль и зарубежные заказы, спасшие истребительную авиацию, например, разработка для Индии Су-30МКИ, который произвели в России и Индии в количестве 250 единиц.
А там подоспел и большой гособоронзаказ, который в авиационной части был в первую очередь ориентирован на замену парка истребителей, фронтовых бомбардировщиков и ударных вертолётов.
А транспортные самолёты? «Илы» и «аны» летают пока? Ну и ладушки.
Ан-26 ВКС России (источник фото)
Вторую попытку реанимировать проект предприняли в 2004 году. Тогда министерство обороны, все-таки понимая, что Ан-26 не вечен, выдало контракт на ОКР (опытно-конструкторская работа) на лёгкий транспортник Авиационному комплексу имени С. В. Ильюшина.
Выкатка первого лётного образца Ил-112В (фото: Артур Саркисян)
Пыльные чертежи достали из-под сукна, и проектирование потихоньку началось. Потихоньку — потому что деньги от государства поступали неравномерно, и проектировать приходилось по кусочкам.
Отсутствие целостного видения машины сыграло свою нехорошую роль позже.
Контракт приостановили в 2009 году, надеясь на локализованное производство новых украинских «анов»: Ан-140, Ан-148Т, Ан-178 и Ан-74 и так далее. Не срослось.
Первый полёт Ил-112В (фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)
После заморозки военно-технического сотрудничества с Украиной в конце 2014 года Ил-112 снова стал нужен. В итоге при сборке первого образца обнаружилось, что многие системы не увязаны. Самолёт, по сути, перепроектировали заново.
- Ил-112В — лёгкий военно-транспортный самолёт.
- Максимальная взлётная масса — 21 тонна.
- Крейсерская скорость — 470 километров в час.
- Максимальная масса полезной нагрузки — пять тонн или 44 десантника с парашютами.
- Дальность с максимальной нагрузкой — 1200 километров.
Потому даже после стыковки крыла с фюзеляжем самолёт наполняли системами ещё два года, начиная от жгутов и проводки. На тот же Ан-26 от первого полёта до серии ушло четыре года, при этом 26-й — всего лишь модификация пассажирского самолёта Ан-24, который к тому времени успешно эксплуатировался.
Не будем уж вспоминать про более сложные боевые машины пятого поколения вроде Су-57 и F-22, чей цикл разработки насчитывает десятилетия без внезапных перерывов.
У ил-112 лишний вес? всё пропало?
Проблема перегруза — не новость. Она преследовала инженеров «Ила» на всём протяжении разработки. Но от заказчика этот факт также не скрывали и разработали план снижения массы. Да и вообще, для опытного самолёта некоторое несоответствие заявленным характеристикам — дело обычное. И так не только в авиастроении. Те же танки в опытном виде и в серии могут иметь кардинальные различия.
( Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)
Опытные самолёты часто перестраиваются и перекраиваются много раз. Взять хотя бы тернистый путь, который истребитель пятого поколения F-35 прошёл до серийной машины, да так, что цена за штуку с учётом ОКР выросла до очень серьёзной суммы. Россия, к сожалению или к счастью, не так богата. Потому на скромный транспортник ассигнования исчисляются несколькими миллиардами… рублей.
Он не может возить пять тонн? Как убавить вес?
Вес — штука политическая. Кто-то говорит — толст, а кто-то — бодипозитивен. Советские Ан-26 в составе ВКС России очень даже не молоды — кому-то и за 40, а кто-то плавно движется к 50.
За это время каждый проходил капремонт, что постоянно добавляло несколько сотен кило за счёт усиления стареющей конструкции, убавляя столько же в грузоподъёмности.
Так что он давно возит не свои паспортные 5,5 тонн, а гораздо меньше.
С Ил-112 всё ровно наоборот — запас прочности закладывали побольше, поэтому место для манёвра есть. Военные хотели получить универсальную машину для перевозки как можно более широкой номенклатуры грузов. Добавил веса и выбор традиционного для «ильюшинской» конструкторской школы Т-образного хвостового оперения — оно обеспечивает менее строгое пилотирование и повышает безопасность управления.
( Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАО «Ил»)
Можно убавить вес некоторых элементов, облегчить оборудование, применить композиты в несиловых элементах. Серьёзный вес добавляет рампа в корме самолёта, нужная для удобной и быстрой погрузки-загрузки и десантирования личного состава и техники, но от этого не уйти, хотя её тоже можно «подсушить». Возможно, придётся пойти на снижение дальности за счёт меньшего запаса топлива.
Всё это внедрят на следующих лётных образцах, которые обещают начать строить к концу 2019 года. Не сказать, что ситуация абсолютно рядовая, но нельзя утверждать, что «никогда такого не было, и вот опять».
(Источник фото)
Перед одноклассниками Ил-112 выигрывает в параметрах грузовой кабины, которую удалось сделать максимально высокой для перевозки разных негабаритных грузов и даже лёгкой техники вроде «УАЗа»-буханки, «Нивы» с пулемётом, багги или пары-тройки квадроциклов.
У ил-112 слабые движки. не тянут?
Двигатель для Ил-112В — ТВ7-117СТ разработки и производства «ОДК-Климов». Это модернизированная и форсированная версия турбовинтового двигателя ТВ-117, который начали разрабатывать ещё в конце 80-х.
Одну из его версий ставили на пассажирский самолёт Ил-114, другая предназначена для средних вертолётов Ми-38. Работы над ним возобновили в конце 2014 года. Максимальная мощность — 3100 л. с., в надкритическом режиме — 3600 «лошадок».
Движок снабжён новым широколопастным винтом АВ-112 с автоматически управляемым шагом винта.
ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (источник фото)
Мотор не самый мощный, но вполне соответствует тактико-техническому заданию. Его выбор связан, в первую очередь, с тем, что центр компетенций по строительству двигателей подобного класса остался в Харькове, а моторы западного производства для военных самолётов тоже недоступны.
Надо понимать, что ТВ-117СТ тоже пока не вышел из опытной стадии и не прошёл всего комплекса стендовых и лётных испытаний. Его будут доводить по итогам получения полных данных. Кстати, именно проблемы с корректной работой двигателей привели к дополнительной задержке первого полёта.
Можно пойти по пути дальнейшего форсирования мощности, но тут уже взвоют товарищи прочнисты. Прочность крыла рассчитывается под определённую нагрузку. Придётся справляться с тем, что есть. В целом двигатель мощнее, чем у Ан-26 при меньшей максимальной взлётной массе. Да и командира экипажа, шеф-пилота «Ильюшина» вполне устраивает тяга.
Военные не принимают Ил-112В! Самолёт провалился?
А должны были? Почти сразу после вылета пришла информация, будто минобороны не хочет принимать самолёт. Простите, а когда принимали опытную машину на вооружение сразу после первого полёта? Прецеденты, наверное, можно найти, но придётся покопаться в истории примерно вековой давности. Сначала самолёт должен пройти заводские лётные испытания (облётываются и серийные машины, между прочим).
Видео — пресс-служба ПАО «Ил»
Затем нужно пройти совместные государственные испытания. Это сотни зачётных часов полётов! Чтобы отлетать всю программу, нужно не менее года, а то и больше, и два-три лётных образца. Ждать в серии Ил-112В стоит не ранее 2023 года.
Кстати, пилотируемость аппарат шеф-пилот «Ильюшина» Николай Куимов оценивает в превосходных оценках: «Очень энергичный взлёт, очень хорошо ведёт себя в воздухе, великолепный обзор из кабины и эргономика. Мы когда взлетели, трудно было ожидать от самолёта, что к нему не будет замечаний. Как будто на нём летали многие годы или долго».
А зачем он нужен, давайте летать на «ан», вертолётах ил-76, конвертопланах?
Конвертопланы «Ильюшин» для перевозки боевых шагоходов, как в книге Олега Дивова «Техподдержка», пока не разработали, а вот Ан-26 в войсках сотни полторы.
Тяжёлый конвертоплан «Ильюшин»
Самолёты, конечно, заслуженные, но время с презрением относится к былым достижениям и скептически поглядывает на срок жизни двигателей и металлических конструкций. Ресурс нельзя бесконечно продлевать, и уже с середины 2020-х годов, по всем выкладкам экспертов, их количество начнёт резко убывать. Надо будет на что-то менять.
Всего пять тонн же? Давайте всё возить на Ил-76! Да, грузоподъёмность Ил-76МД — 48 тонн, а у Ил-76 МД-90А и вовсе 60.
А если вам нужно подкинуть до места боя отряд спецназа или прислать с основной базы несколько тонн консервов и патронов на удалённый блокпост? Ил-76 гонять не только невыгодно (у армии тоже конечное количество денег), но и попросту нерационально. Не нанимаете же вы для перевозки пары стульев КамАЗ?
Десантирование БМД с борта Ил-76МД (источник фото)
Лёгкий транспортный самолёт будет экономичнее и быстрее вертолёта схожей грузоподъёмности. По сравнению с тяжёлым он не только тише (иногда в подобных операциях лишний шум не нужен), но и может садиться на коротких полосах с практически любым покрытием.
Но нужен ещё и средний самолёт. Действующих Ан-12 остались единицы. Его сменщика сейчас выбирают между Ил-276 и Ту-330.
В НАТО схожие функции выполняют два самолёта: американо-итальянский C-27J «Спартан» и «эйрбасовский» CASA C-295, принятые на вооружение в первом десятилетии 21 века.
Если бы не экономическая ситуация, Ил-112 появился бы немногим позднее.
«Спартан» по грузоподъёмности ближе к средним и «заточен» на десантирование, а CASA C-295 больше исполняет роль воздушного грузовичка для переброски грузов.
C-27J Spartan ВВС Италии (источник фото)
В целом характеристики сравнивать бессмысленно, ведь вероятность того, что Россия будет покупать самолёты западного производства, крайне мала. Главное, что нужна рабочая линейка военно-транспортной авиации в виде лёгкого-среднего-тяжёлого-сверхтяжёлого самолётов.
Первый образец, конечно, получился не без родовых болезней и недостатков. Причина тому — куча объективных и субъективных факторов. Но ставить вердикт «проект провален» рановато. Для этого нужны заключения госкомиссий по итогам всей лётной программы и полные данные по испытаниям в ЦАГИ, а не мутные инсайды в СМИ от младшего помощника старшего сборщика.