Миг-29 и су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Может и не корректно сравнивать эти две выдающиеся машины, но нет-нет да и встречаются на эту тему в группе посты, да и на форумах и т.д. Да и в реальном конфликте теоретически они могли бы встретиться на дуэли. Кто-то говорит о превосходстве одного из них в БВБ, кто-то о том что примерно равны, а кто-то что нет смысла их сравнивать.

Янки наконец признали, что их лучший боевой самолёт F-35 уступает МИГ-29 и Су-27?

Разработанные еще в СССР советские истребители МиГ-29 и Су-27 по техническим показателям превосходят разрабатываемый в США F-35, говорится в докладе американской организации “Система национальной безопасности” (National Security Network).

МОСКВА, 14 авг — РИА Новости. Советские истребители МиГ-29 и Су-27 превосходят по техническим показателям новый американский истребитель F-35. К таким выводам пришел американский аналитик Билл Френч, работающий на некоммерческую организацию Система национальной безопасности (National Security Network).

Френч является автором доклада под названием Гром без молнии: высокая стоимость и ограниченная выгода программы разработки F-35.

В документе говорится, что по техническим показателям F-35 проигрывает уже задействованным истребителям четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, разработанным в России и используемым ВВС во всем мире.

F-35 значительно уступает Су-27 и МиГ-29 в том, что касается нагрузки на крыло (исключение — F35C), околозвукового ускорения и тяговооруженности (отношению тяги к весу воздушного судна) , — поясняет аналитик далее. Кроме того, добавляет он, все модели F-35 обладают значительно более низкими по сравнению с разработанными в СССР самолетами максимальными скоростями.

Моделирование воздушного боя рисует еще более мрачную картину, отмечает Френч.

По его словам, в 2009 году аналитики ВВС США и компании Lockheed Martin, которая занимается разработкой нового американского истребителя, отметили: несмотря на превосходство F-35 в том, что касается стелс-технологии и бортовой электроники, по сравнению с Су-27 и МиГ-29 можно ожидать соотношения потерь 3:1. То есть на каждый уничтоженный Су-27 или МиГ-29 придется три уничтоженных F-35.

Френч также сравнил F-35 с уже эксплуатируемыми американскими самолетами и отметил, что он лишь немногим лучше истребителей F-16, F-18, а также самолетов Харриер-2, на смену которым он должен прийти.

Ранее на проблемы, связанные с F-35, обратили внимание в Австралии. Издание News.com.au сравнило его с новейшим российским истребителем пятого поколения Т-50. Автор статьи, в частности, отметил, что, российский самолет значительно превосходит американский в маневренности.

МиГ-29 и Су-27. Взрывоопасная тема

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

В небе над подмосковным Жуковским показали групповой пилотаж самолеты оперативно-тактической авиации Су-27, Су-34 и МиГ-29. Су-27 — многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель 4-го поколения. На данный момент является одним из основных самолетов ВВС России. Су-34 — фронтовой бомбардировщик, является самолетом поколения «4+». Способен эффективно поражать в любом географическом районе наземные, морские и воздушные цели с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Самолет обладает развитой системой боевой живучести, на нем установлена бронированная кабина экипажа. МиГ-29 — многоцелевой истребитель 4-го поколения. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов, в том числе низколетящих на фоне земли.

Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО.Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК

Миг-29 меньше, легче, дешевле как по стоимости так и по стоимости эксплуатации, и вроде бы по описаниям летчиков проще в обслуживании и как бы надежнее. Что для фронтового истребителя совсем неплохо.

Зато ему придется конкретно ПТБ обвешиваться чтобы перехватить цель, так как он все таки расчитан на оборону стратегических районов. То что оба самолета очень удачны показывает двадцатилетний опыт применения.

Как летают Миг-29 у стрижей видел весь мир, им бы еще бы авионику до уровня подвести.

Источники: vk.com, otvet.mail.ru, forums.airbase.ru, www.people.su, www.airwar.ru

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Нячанг известен не только как один из самых молодежных курортов страны, на чьей территории имеются круглосуточные дискотеки, рестораны и бары, но …

Увеличение продолжительности жизни человека

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Человечество, потерявшее бессмертие в Эдемском саду в лице Адама и Евы, подсознательно стремится к вечной жизни. Нужно отметить, что …

Сталин и Тамерлан

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Тиран и завоеватель, правитель огромной евразийской империи, Тамерлан оставил потомкам страшное пророчество: оно сбылось в 1941 году. Когда он родился, …

Ирландский Дублин

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Дублин знаменит огромным разнообразием как исторических, так и современных достопримечательностей. Что же обязательно нужно посмотреть, находясь в этом прекрасном …

Человекоподобные роботы

Как и многие другие изобретения, человекоподобный робот пришел в жизнь из фантастических романов. В экранизированном варианте наиболее ярко будущее …

Трейдинг как бизнес

В связи с неблагоприятной ситуацией на рынке труда, сейчас многие «кинулись» в торговлю на финансовых рынках, а в основном …

Магические перстни

Обладатель магического перстня, утрачивает чувство реальности и часть страха, держится все это на той силе энергии которая подпитывает вера в магический …

Сравнение Миг-29 и Су-27

Конкуренция всегда стимулирует технический прогресс. В Советском Союзе, несмотря на плановость хозяйства и государственную монополию на средства производства, соревнование тоже имело место, правда, не во всех отраслях. КБ, разрабатывавшие оборонные системы, нещадно боролись за первенство и право называться лучшими.

Примерами такой конкуренции могут служить лучшие перехватчики, поступившие на вооружение Советской Армии примерно в одно время, в 80-е годы, а именно МиГ-29 и Су-27. Фото самолетов наводит непосвященных в тонкости авиастроения граждан на мысль об их похожести. На самом деле они представляют разные классы истребителей. Су-27 – тяжелый перехватчик, а МиГ-29 – легкий.

И в каком-то смысле каждый из них лучший.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

История двух классов истребителей

Уже в пятидесятые годы возникло разделение перехватчиков на две категории. Одним из них в случае войны предстояло сражаться в маневренных воздушных боях, называемых пилотами «собачьими схватками» или «каруселями». В этой ситуации на успех могли рассчитывать небольшие истребители с малой массой и большой площадью крыла.

Второй класс перехватчиков предназначался для уничтожения стратегических бомбардировщиков и ракет противника. Тут требовалась высокая скорость, максимальный потолок, мощное дальнобойное вооружение и эффективная бортовая РЛС. Тяжелые перехватчики захватывали цель и наносили по ней удар на дальних дистанциях.

Создавались и принимались на вооружение они в странах, обладающих ядерным оружием и претендующих на региональное или глобальное лидерство.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Какой лучше — легкий или тяжелый?

Но все это не означало, что этим двум классам истребителей не придется встретиться в небе. Совсем напротив. К примеру, в небе Вьетнама сошлись два очень непохожих противника, легкий и маневренный МиГ-21 и тяжелый F-4 «Фантом», и пилоты каждого из них стремились реализовать конструктивные преимущества своего самолета в зависимости от ситуации.

Соотношение тяжелых и легких истребителей в арсенале ВВС ведущих стран обычно составляет 3 к 7. Бывает, что и 2 к 8, и даже 1 к 9. Но более дорогие и технологически сложные машины, то есть тяжелые перехватчики, составляют количественное меньшинство военного авиационного парка.

Этому есть вполне логичное объяснение. Во-первых, большинство боевых задач не требуют избыточного технического превосходства. Во-вторых, на дешевый и эффективный самолет легче найти иностранного покупателя, чем на дорогой и сложный.

Не все государства мира озабочены сдерживанием ядерной угрозы, а военный воздушный флот им нужен, иногда даже просто из статусных соображений, как Швейцарии, например.

И не у всех стран оборонный бюджет позволяет приобретать дорогостоящие «игрушки», нуждающиеся к тому же в особом обучении пилотов и недешевом техобслуживании.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Учитывая, что не всем государствам нужен тяжелый перехватчик, и зная общую статистику, можно сделать заключение о том, что из каждых ста перехватчиков, летающих сейчас в земной атмосфере, девяносто три – легкие.

Даже беглое сравнение МиГ-29 и Су-27 приводит к выводу, что у микояновского истребителя экспортный потенциал выше, чем у «Сухого».

Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим

В конце 70-х годов два советских авиационных КБ боролись за то, чтобы их истребители получили оборонный заказ. У каждого из них были свои преимущества и, конечно же, недостатки. В пользу Су-27 говорили его лучшие летные характеристики, мощная бортовая РЛС и большая полезная нагрузка.

МиГ-29 отличался меньшей стоимостью, неприхотливостью, способностью взлетать и садится на малоподготовленных аэродромах, имея при этом также очень неплохие ЛТХ.

Логично было бы запустить в серию оба самолета, отдав количественное преимущество микояновцам, но советское Министерство обороны решило строить больше «Сухих». Сравнение МиГ-29 и Су-27 производилось по формальным признакам, без учета практического опыта применения машин различных классов.

Генеральный конструктор Михаил Петрович Симонов сумел убедить руководство МО СССР в безусловном превосходстве своего самолета.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Затем случилась всеобщая перестройка, и денег в государственной казне стало меньше, что вынудило правительство существенно урезать оборонные расходы. МиГ отошел на второй план, в 90-е программа получала вдвое меньшее финансирование, чем Су. Микояновцам нужно было что-то предпринимать для спасения своего детища от полного забвения.

Бой над Липецком

На показательном учебном бою настояло руководство КБ «Миг» в лице Генерального конструктора Р. А. Белякова. М. П. Симонов возражал, утверждая, что и так все ясно, «Сухой» лучше, и все. Но микояновцев поддержал С. Асканов, руководивший Липецким Центром боевого применения авиации, и бои состоялись.

К досаде Симонова, сравнение МиГ-29 и Су-27 показало на практике явную недооценку конкурирующей машины. В восьми схватках из десяти победу одержал 29-й, причем на всех дистанциях. Мощный локатор «Сухого» не давал преимуществ по причине меньших геометрических размеров МиГа.

Симонову удалось убедить руководство ввести односторонние ограничительные условия для соперника, уменьшив для него допустимый угол атаки. Результаты для Су-27 стали лучшими, но уйти от настойчивых и успешных попыток сесть ему на хвост удавалось далеко не всегда.

Сравнение Су-27 и МиГ-29 было объявлено не совсем корректным по причине лучшей летной подготовки пилота первого. Так этот эксперимент и не привел ни к каким принципиальным решениям.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Война в Африке

Как и следовало ожидать, МиГ-29 нашел зарубежных покупателей. Он попал в ряды ВВС Ирака, Индии, Эфиопии, Югославии и еще очень многих стран, которым довелось опробовать его в деле. Политическая обстановка в мире менялась стремительно, и порой один и тот же тип самолета оказывался на вооружении противоборствующих сторон.

После отсоединения Эритреи от Эфиопии между двумя странами возник конфликт на территориальной почве. Тогда же, в 1999 году, и пришлось сразиться Су-27 против МиГ-29.

Известно о трех воздушных боях, произошедших 21, 25 и 26 февраля и окончившихся победой эфиопских летчиков, сбивших три эритрейских МиГа (один засчитан не был, однако, получив повреждения, на базу, по данным разведки, не вернулся).

Причины поражения эритрейских летчиков

Можно было бы сделать вывод о полном превосходстве Су-27, если бы не два существенных обстоятельства. В двух случаях ведомые эритрейских пар после пусков ракет эфиопскими самолетами развернулись и предпочли спасаться бегством. И во всех трех эпизодах победителей отделяли от гибели считанные секунды.

Эфиопы, обученные в советских летных училищах и имевшие лучшую квалификацию, смогли реализовать конструктивные преимущества своих перехватчиков в большей степени, чем эритрейские пилоты. К тому же они оказались и более смелыми. Трудно судить, насколько объективным оказалось практическое боевое сравнение МиГ-29 и Су-27.

Характеристики самолетов не всегда напрямую влияют на результат, в истории нередки случаи, когда хорошо вооруженный враг терпит поражение от отважного противника.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Немцы

Летчики ВВС Германии имели возможность убедиться в высоком качестве советских самолетов не только во время Великой Отечественной войны, но и после 1989 года. Они привыкли к пилотированию очень неплохих машин, стоящих на вооружении стран НАТО (F/A-18A, F-16A, «Торнадо» и др.

), с характеристиками, соответствующими уровню Су-27. МиГ-29 после объединения ФРГ и ГДР был принят на вооружение Люфтваффе. Немецкие летчики пришли в полный восторг от его управляемости, маневренности, эргономичности кабины и других качеств, делающий самолет пилотским любимцем.

Они и сейчас находятся в составе ВВС бундесреспублики. Вполне возможно, что и другие типы наших перехватчиков получили бы высокую оценку специалистов НАТО, но исторические реалии не дали им возможности произвести сравнение МиГ-29 и Су-27.

Фото советского самолета с мальтийскими крестами на плоскостях и фюзеляже олицетворяют курьезную противоречивость современности.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Объективные параметры

Масштабных столкновений между армиями, имеющими на вооружении исключительно советскую и российскую технику, пока что не случилось, и это хорошо.

Следовательно, объективной статистики, позволяющей судить о превосходстве той или иной модели самолета, нет.

Ничего, сравнение Су-27 и МиГ-29 можно произвести, пользуясь доступными летно-техническими характеристиками двух перехватчиков. Основные параметры двух самолетов приведены в таблице.

ПОКАЗАТЕЛЬ МиГ-29 Су-27
Скорость, км/ч 2450 2500
Скороподъемность, м/сек 330 300
Радиус боевого применения, км 2100 3900
Тяга, кГс 2х5100 2х12500
Потолок, м 17000 18500
Масса снаряженного самолета, кг 15240 23000
Полезная нагрузка, кг 3000 8000
Длина, м 17,32 21,9
Размах крыла, м 11,36 14,7
Высота, м 4,73 5,93
Площадь крыла, кв. м 38 62

По массовым показателям, размерам, скорости, радиусу боевого применения и потолку преимущество имеет Су-27. Сравнение МиГ-29 с эти самолетом в плане скороподъемности выявляет превосходство более легкого перехватчика в ближнем маневренном бою. Оба образца построены по двухмоторной схеме, что говорит об их высокой живучести и надежности.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Кабины

Есть еще один важный момент, по которому следует произвести сравнение МиГ-29 и Су-27. Фото пилотских кабин выявляет почти полную их идентичность.

Несмотря на жесткую конкуренцию между конструкторскими бюро, инженеры-разработчики смогли найти общий язык в интересах отечественной боевой авиации.

Подготовка пилотов может производиться успешнее, а переобучение сведется к усвоению особенностей поведения летательного аппарата в критических режимах. Сходство расположения органов управления и контроля положительно сказывается и на экспортной привлекательности обоих типов самолетов.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Дальнейшее развитие

В настоящее время сравнение МиГ-29 и Су-27 уже не имеет большого смысла. На смену этим самолетам приходят их модификации, в том числе и глубокие переработанные версии, имеющие свои собственные обозначения.

Следующим шагом по усовершенствованию платформы МиГ-29 стал МиГ-33 (или МиГ-29М), отличающийся обновленной аэродинамикой, увеличенным топливным баком и системой управления HOTAS.

Еще более современная модификация – МиГ-35.

КБ Сухого тоже не стоит на месте. Су-34 и Су-35 представили дальнейшее развитие платформы Т-10, родоначальником которой стал Су-27. Сравнивать предстоит результаты этих масштабных работ.

Су-27 против МиГ-29 в небе Африки

Одним из таких наиболее тяжелых и кровопролитных конфликтов конца прошлого века стала война соседних Эфиопии и Эритреи 1998 года.

Потери с обеих сторон конфликта составили 120 тысяч человек, при этом большую, если не решающую роль в этой войне сыграла авиация. Не менее интересно и то, что обе враждующие стороны использовали самолеты, разработанные и построенные в СССР.

В результате в бою в африканском небе сошлись машины, изначально созданные для того, чтобы воевать в одном строю.

Су-27 для Эфиопии

Учитывая приобретение Эритреей советских МиГ-29 и большую территорию Эфиопии (примерно как Украина), правительством этой страны было принято решение о закупке их извечных «конкурентов» — самолетов Су-27. Окончательный выбор пал на универсальные машины Су-27СК, уже «бывшие в употреблении» и большую часть своего межремонтного срока отработавшие на юге России.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Су-27 Airforce.ru

После внесения предоплаты, урегулирования политических вопросов и небольшой предпродажной подготовки, растянувшейся на два месяца, транспортные борты Ил-76 привезли в Эфиопию разобранные Су-27УБК, а затем и Су-27СК.

Работа по сборке и отладке вновь собранных самолетов заводской бригадой послужила хорошей практикой для освоения самолетов и их оборудования эфиопскими специалистами, которые активно помогали русским.

В процессе отладки выявились и некоторые серьезные технические проблемы. После разборки, перевозки и последующей сборки, конечно, следовало ожидать резкого увеличения потока отказов.

Все они тщательно фиксировались недоброжелателями для доклада главкому ВВС Эфиопии Абебе Тэкле Хайманоту, «главкому Джоба», как его называли в войсках.

Вот здесь-то и сказались его опасения при выборе типа самолета.

Почти каждый облет «Сушек» заканчивался раньше срока из-за отказов гидросистемы, СДУ-10, и радиоаппаратуры. Был даже отказ одного из двух двигателей самолета.

Вдобавок ко всему этому при показе экстремальных пилотажных возможностей на малой высоте опытный российский летчик-испытатель В. Мызин отвлекся буквально на одну секунду и потерял скорость, выполняя петлю.

Его самолет стал парашютировать, и летчику пришлось катапультировался из перевернутого положения.

Надо отдать должное выдержке главкома, на жизненном опыте познавшего, что верное решение — это то, которое до конца выполнено. Он очень быстро разобрался во всех доводах о влиянии приработки систем после сборки на причины отказов, понял объяснения летчика-испытателя о неучете им условий высокогорного аэродрома.

В итоге произошедшая катастрофа не повлияла на исполнение контракта.

Напротив, авария позволила изменить первоначальный план закупки в сторону увеличения количества учебно-боевых (рассчитанных на двух пилотов) самолетов, так как вместо разбившегося боевого самолета, по совету своих летчиков, главком заказал еще одну «спарку».

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Парадный строй эритрейских МиГ-29 topwar.ru

Учебно-боевой Су-27УБК полностью выполняет все функции боевого самолета. Его оборудование идентично Су-27, кабину увеличили за счет снижения объема топливного бака, что незначительно уменьшило дальность полета.

При этом наличие второго пилота дало больше уверенности в правильности выполняемых действий и психологическое чувство поддержки новичкам, что особенно сильно сказывалось при первых боевых вылетах.

Ускоренными темпами осуществлялась подготовка летного и технического состава. Для итоговой проверки готовности в январе были проведены несколько летно-тактических учений (ЛТУ) по взаимодействию авиации с другими видами войск.

Подготовка к воздушной войне

Наземная обстановка во время войны Эфиопии и Эритреи стремительно изменялась каждые сутки. Успех первого наступления сменился остановкой, а затем вынужденной перегруппировкой ударных и оборонительных сухопутных войск.

  • При малой эффективности наземных РЛС по обнаружению противника на малых высотах в условиях гористой местности, для прикрытия с воздуха своих войск, авиации приходилось постоянно дежурить в воздухе, на что неизбежно расходовался ресурс машин и дефицитное топливо.
  • Первые дни старались чаще выпускать в полет «спарки», для «влетывания» большего числа летчиков, лучшего ознакомления их с районом полетов и некоторой дезинформации противника, так как переговоры инструктора и пилота велись специально не через СПУ, а по радиосвязи, что имитировало полет пары самолетов.
  • Противник поднимал свою авиацию неоднократно, однако старался не приближаться к зонам возможных пусков Су-27 управляемых ракет.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

topwar.ru

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Эритрейские МиГ-29 базировались на аэродромах Асмэра и Масау topwar.ru

Преимущество Су-27 по допустимому времени пуска ракет типа Р-27 с Су-27 и МиГ-29 при обоюдной атаке на встречных курсах сводилось всего к 1—2-секундой разнице вместо предполагаемой 7—10-секундной. И это оказалось решающим в будущем.

Небо за Су-27

Видя слабую результативность двух случаев применения эфиопских ракет, противник стал более активно использовать свою авиацию.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

МиГ-29 Airforce.ru

21 февраля 1999 года даже засаду произвели двумя МиГ-29, выведя первого для атаки на высоте около 6 километров на дежуривший выше эфиопский Су-27 № 52. Сближаясь с разгоном, пилот Су-27 применил ракету Р-27РЭ с дальности около 45 километров. Но ракета взорвалась вблизи цели, не поразив ее, — пилот МиГ-29 отвернул в сторону, зная о сюрпризе для атакующего его истребителя.

Эфиопский летчик продолжая сближение с противником в развороте, на дальности 10 км выпустил еще одну Р-27 по уходящему противнику и даже видел разрыв своей ракеты вблизи вражеского МиГа, который начал энергичное снижение. Но тут по Су-27 в ответ была применена ракета с другого МиГ-29, находившегося ранее за плоскогорьем в засаде и внезапно начавшего преследовать атакующего.

Разность высот более четырех километров и сверхзвуковая скорость СУ-27 позволили ему уйти, хотя зрелище двух самоликвировавшихся ракет, пущенных по нему с МиГом, надолго осталось в памяти у пилота.

Поврежденный эритрейский МиГ-29 не был засчитан как чистая победа, хотя на свой аэродром, по агентурным данным, он не вернулся. Летчики, тщательно проанализировав данный воздушный бой, убедились в правильности своей тактики, преимуществе авиационной техники и воспрянули духом.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

И эфиопской, и эритрейской авиации во время полетов у земли следовало опасаться малокалиберных зениток topwar.ru

Уже 5 февраля 1999 года Су-27 с бортовым номером 54, выполняющий плановое дежурство в воздухе, был выведен на перехват пары МиГ-29, явно собирающейся штурмовать наземные эфиопские войска.

Учитывая опыт товарищей и четко выполняя команды офицера наведения, летчик точно вышел в зону разрешенных пусков, правильно выдержал режим и вовремя произвел пуск двух Р-27 по ведущему разомкнувшейся пары, пилотируемому эритрейским летчиком Самуэлем.

В результате первый МиГ-29 был сбит, сразу же разрушившись в воздухе, пилот погиб, а второй, энергично развернувшись, возвратился на свою территорию, не выполнив задание. Победу подтвердили наземные наблюдатели.

На следующий день противник решил подловить дежуривший в воздухе Су-27 и в конце его дежурства послал МиГ-29 в сторону столицы Эфиопии.

Наземный пункт управления заметил цель на большой высоте и сразу же начал наводить на нее Су-27 с бортовым номером 58.

Все происходило почти как на учениях, до той минуты, пока наземным пунктом наведения не был обнаружен еще один эритрейский МиГ-29, идущий на малой высоте и внезапно начавший прицеливание по Су-27.

К чести эфиопского пилота, несмотря на предупреждение с земли, а позднее и трели «Березы» (система предупреждения пилота о его обнаружении), сигнализирующей о захвате его самолета прицелом противника и возможном близком пуске уже по нему, он успел за крайне ограниченное время прицелиться и пустить две Р-27, точно поразившие цель. Эритрейский пилот Ионас погиб. Второй самолет противника, увидев падающие обломки, отвернул и вернулся на свой аэродром.

Из-за малого количества топлива Су-27 также должен был возвратиться на свою базу. После посадки у него в баках осталось около двухсот килограммов керосина, что составляет менее половины разрешенного аварийного остатка.

Проведенный тщательный анализ данного боя показал, что летчик Су-27 не был сбит только потому, что в полной мере реализовал преимущество этой машины, имеющей несколько большую разрешенную дальность пуска и в данном случае большую скорость.

Данный воздушный бой был зафиксирован на видеопленку фронтовым эфиопским корреспондентом. Через несколько дней эта видеозапись передавалась по местному телевидению, что способствовало поднятию боевого духа войск и престижа самолетов Сухого. Су-27 признали старшим в семье боевых самолетов Эфиопии.

Благодаря эффективному использованию Су-27 было завоевано абсолютное господство в воздухе. За всю войну ни разу не было использования эритрейской авиации ни для бомбардировок войск противника, территории страны, ни для воздействия на другие рода авиации.

А ВВС Эфиопии в воздушных боях сбили три эритрейских МиГ-29 (еще один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

После окончания войны в ВВС Эфиопии истребители Су-27 освоили не только мужчины, но и женщины topwar.ru

P. S

Мнения авиационных специалистов относительно сравнения и сопоставления МиГ-29 и Су-27 весьма неоднозначны. Это не удивительно, поскольку эти машины слишком разные для прямого сравнения и имеют различный круг задач.

Однако сравнительный анализ ЛТХ, а также практические (учебные) воздушные бои показывают полное превосходство Су-27.

В частности, отмечается, что при прочих равных условиях при маневрировании на виражах Су-27 заходит в хвост МиГу через полтора-два круга, так как, несмотря на большую массу, обладает заметно лучшей маневренностью.

  1. Впрочем, эта точка зрения прямо противоречит мнению бывшего шеф-пилота ОКБ «МиГ» Валерия Меницкого, который в своей книге «Моя небесная жизнь» дал описание учебных боев, проведенных в Липецке во второй половине 80-х годов, и предположил, что Су-27 выигрывает только в условиях наложения искусственных ограничений, в том числе и на предельные углы атаки.
  2. Конечно, нужно уважать любые мнения, но дай бог, чтобы эти созданные в одной стране самолеты больше никогда не встретились ни в каком другом бою, кроме учебного. 
  3. Источник

Как различать российские истребители

ВВС России обладают замечательными машинами для завоевания господства в воздухе: легким МиГ-29, нестареющим МиГ-31, всепобеждающим Су-27 со множеством модификаций и самолетом будущего Т-50. Мы расскажем об особенностях каждого.

МиГ-31

Из ныне стоящих на вооружении ВВС России истребителей самый большой стаж у перехватчика МиГ-31. Он создавался в 70-е годы прошлого века на основе истребителя МиГ-25, построенного в 60-е. Дизайн самолета прямиком из развитого социализма: рубленые грани, огромные воздухозаборники и сопла размером с кабину лифта.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

ВВС РФ получат полсотни модернизированных перехватчиков МиГ-31

Однако не стоит судить по внешности. Как пожилой чемпион по боксу может запросто накидать своре молодых и дерзких, так и МиГ по многим показателям по-прежнему впереди планеты всей. Эти самолеты знают все пилоты НАТО и если на перехват поднялся Foxhound (так самолет зовут в альянсе) — с ним не шутят.

Под острым носом скрывается фазированная антенная решетка системы «Заслон» — из-за ее выдающихся способностей МиГ-31 прозвали «летающей РЛС».

Современная модификация перехватчика способна обнаруживать 24 цели на дистанции до 320 километров и одновременно обстреливать 8 из них.

Информацией о целях перехватчик в автоматическом режиме обменивается с российским «аваксом», самолетом дальнего обнаружения А-50. Четыре Миг-31 способны контролировать фронт протяженностью 800 километров.

Интересна конструкция основных стоек шасси: их передние колеса смещены к центру самолета, чтобы снизить давление на грунт при работе с полярных аэродромов.

МиГ-29

Легкие одноместные истребители МиГ-29 можно видеть на выступлениях пилотажных групп — на них летают, например, «Стрижи». Современные обтекаемые формы, двигатели спрятаны под планер, обилие точек подвески вооружения под крыльями: самолет задумывался для прикрытия сухопутных операций и должен был нести большой арсенал.

Сейчас истребительные авиаполки переходят на модификацию МиГ-29СМТ. От первоначального варианта она отличается современной электроникой, штангой для дозаправки в воздухе и дополнительным топливным баком за кабиной — из-за этого горба истребитель стал похож на сытого карася.

Благодаря большему запасу топлива МиГ-29СМТ получил возможность совершать продолжительные полеты. Его предшественника летчики называли «самолетом ближнего привода» — в смысле, вокруг аэродрома облететь.

Су-27

Как тиранозавр в мезозое, самолет Сухого — абсолютный господин в небе. Он создавался одновременно с МиГ-29 как тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе. Мощная система обнаружения и сопровождения целей, хорошая защита от вражеских ракет, 10 точек подвески собственного оружия позволяют самолету вести одиночный глубинный поиск противника.

Внешне Су-27 отличается от МиГа большими размерами, выступающими вперед законцовками крыльев и развитой хвостовой балкой, в которой размещаются тормозные парашюты. Кроме того на многих версиях истребителя есть переднее горизонтальное оперение.для улучшения устойчивости в полете.

Палубная модификация (Су-33) имеет складывающиеся крылья и тормозной крюк. Созданный на основе учебной «спарки» Су-30 — двухместный истребитель наведения и целеуказания, — стал первым в мире самолетом, обладающим сверхманевренностью. Сопла его двигателей могут отклоняться на 16 градусов в любом направлении и на 20 в плоскости.

Выдающиеся пилотажные характеристики Су-27 регулярно демонстрируются на показательных полетах. В частности, истребитель впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «Кобра».

Она получила имя в честь Заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Пугачева, продемонстрировавшего «Кобру» на авиасалоне Ле Бурже в 1989 году.

Однако автором фигуры является Герой Советского Союза Игорь Волк, непроизвольно выполнивший ее в Жуковском при отработке выведения Су-27 из штопора.

Т-50

Самый узнаваемый из современных российских истребителей — Т-50 (ПАК ФА). Правда, пока его можно увидеть нечасто, но с 2015 года самолет начнет производиться серийно и поступать в войска.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристики

Широкий и плоский фюзеляж «самолета будущего» напоминает гоночный автомобиль. Двигатели еще более разнесены в стороны, небольшие вертикальные кили развалены на 26 градусов, в широком днище два ряда отсеков для вооружения. Т-50 может нести оружие и на внешней подвеске, но в ущерб незаметности.

Ради невидимости в тело ПАК ФА упрятаны штанга для дозаправки в воздухе и пушка. Даже сопла — поворотные, как у Су-30, — при прохождении зоны ПВО из круглых будут становиться плоскими, чтобы спрятать от радаров и инфракрасных датчиков массивные раскаленные турбины.

Авиация России

26 января 2017 года на территории производственного комплекса корпорации «МиГ» в Луховицах состоялась презентация новейшего российского многофункционального истребителя-бомбардировщика поколения 4++ МиГ-35.

Чуть позже было объявлено, что этот самолёт будет закупаться российским Министерством обороны. Между тем на вооружении Воздушно-космических сил России уже есть Су-35С, который также относится к поколению 4++.

Зачем нашей стране второй истребитель подобного класса?

Исторический дуэт

МиГ-35 называют лёгким истребителем. Он действительно очень лёгок на подъём. По скороподъёмности ему нет равных. У МиГ-35 этот параметр равен 330 м/с. Основные конкуренты до этой цифры не дотягивают: F-16 — 250 м/с, Dassault Rafale — 305 м/с, Су-35С — 280 м/с.

А у лёгкого американского истребителя 5-го поколения F-35А — всего 240 м/с. Но что касается веса, то даже сопоставление с «сушкой» не слишком «облегчает» восприятие новейшего МиГа. Ведь его максимальная взлётная масса равна 29,7 т — не многим меньше, чем у Су-35С с его 34,5 т.

Для сравнения: максимальная масса Dassault Rafale — 24,5 т, F-16E Block 60 — 22,6 т. Правда, у «лёгкого» американского «невидимки» F-35А максимальный вес доходит и вовсе до 31,8 т.

И это ещё раз подчеркивает принципиально другой смысл, который сегодня вкладывается в понятие «лёгкий истребитель».

МиГ-35 и Су-35C — новейшие модификации советской классики МиГ-29 и Су-27. Однако разница между новыми МиГ и Су в сравнении с «предками» — принципиальная. В системе Вооруженных сил СССР было чёткое распределение функций между двумя воздушными «бойцами».

МиГ-29 стоял на вооружении элитных полков, базировавшихся на территории ГДР. Су-27 на линию соприкосновения с НАТО не пускали.

Казалось бы, явное предпочтение отдавалось МиГу, более лёгкому и более ловкому в манёвренных воздушных боях (вспомните про скороподъёмность, которая до сих пор остается его фирменной чертой).

Но на самом деле передовые части в Германии рассматривались как своего рода расходный материал для начального периода большой европейской войны. МиГ-29 должны были принять (или нанести) первый удар и героически погибнуть в жаркой схватке. Отчасти именно этот смысл вкладывался в понятие «лёгкий фронтовой истребитель», который закрепился за МиГ-29.

Сравнение ЛТХ МиГ-35 и Су-35С МиГ-35данные неофициальные, могут быть изменены Су-35С
Длина, м 17,3 21,9
Размах крыла, м 12,0 14,75
Площадь крыла, м² 38 62
Масса пустого, кг 11 000 19 500
Макс. взлётная масса, кг 29 700 34 500
Масса топлива, кг 5 830 11 500
Боевая нагрузка, кг 7 000 8 000
Число узлов подвески 8+1 12
Тяга двигателей, кгс 2х5500 2х8800
Тяга на форсаже, кгс 2х9400 2х14500
Макс. скорость на высоте, М 2,5 2,5
Макс. скорость у земли, км/ч 1 500 1 400
Практическая дальность, км ~2 400 МиГ-35Д~3 100 МиГ-35 3 500
Практический потолок, м 17 500 20 000
Скороподъёмность, м/с 330 280
УВТ есть есть
РЛС с АФАР есть нет

Су-27 поставлялся в войска ПВО, а в ВВС базировался в основном на аэродромах в Польше и на Украине. Этот самолёт должен был прикрывать небо над второй, основной волной атакующих (или обороняющихся) советских войск, которая и должна была решить исход войны.

Су-27 стали называть тяжёлым истребителем завоевания превосходства в воздухе. В сравнении с ним МиГ-29 и вооружения брал меньше (боевая нагрузка 2180 кг против 6000 кг у Су-27), и летал не так далеко (боевой радиус 700 км против 1680 км).

При этом стоимость лёгкого МиГ-29 была лишь на 25% меньше, чем у тяжёлого Су-27, хотя первоначально задумывалось, что их цена вообще будет относиться как 1:1,9.

Иное дело — МиГ-35 и Су-35С. Качественной разницы в функционале между ними нет: в отличие от «базовых моделей» (и это главное отличие) оба они являются многоцелевыми истребителями-бомбардировщиками, способными как завоевывать превосходство в небе, так и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или морским целям.

Даже боевая нагрузка у них почти выровнялась (7 и 8 т). Это универсальные инструменты воздушной войны, которые могут делать в небе схожую боевую работу.

И возникает вопрос: зачем российским Воздушно-космическим силам (ВКС) второй самолёт с тем же функционалом и почти такими же возможностями? К примеру, «дальнобойность» радаров МиГ-35 и Су-35С отличается в два раза — 200 и 400 км, да и боевой радиус у самолётов разный — 1000 и 1800 км.

Стоимость новой версии МиГ-35 не озвучивалась, но легко можно предположить, что она хотя и меньше, но не в два раза (такой разницы в цене не удалось добиться даже для МиГ-29 и Су-27).

Приобретение МиГ-35 придаст дополнительную тактическую гибкость российским ВКС, но для выполнения тех же задач «мигов» потребуется больше и сэкономить на этом вряд ли удастся. Не говоря о том, что содержание парка из двух типов самолётов сложнее и дороже. И все же МиГ-35 с помпой представлен публике и уже включен в программу закупок вооружений РФ. Зачем?

Опять МиГ-35

Начать стоит с того, что самолёты, в отношении которых применялось название МиГ-35, уже неоднократно поднимались в небо и служили украшением лётной программы авиасалона МАКС.

Именно так должен был называться многофункциональный истребитель 5-го поколения, разработка которого началась в СССР в 1981 году. Прототип будущего МиГ-35, который создавался в ответ на разработку первого американского истребителя 5-го поколения F-22, имел обозначение МиГ 1.44.

Из-за развала Советского Союза развитие этой программы замедлилось. И хотя МиГ 1.44 успел подняться в воздух 29 февраля 2000 года, вскоре после этого взлёта произошло окончательное падение: проект был закрыт в пользу разработки ОКБ им. П.О. Сухого, ныне известной как Т-50.

Индекс МиГ-35 освободился для дальнейшего использования.

Поскольку проект МиГ 1.44 буксовал, то ещё со второй половины 1990-х годов обозначение МиГ-35 начали примеривать ко всем модификациям МиГ-29, основного фронтового истребителя отечественных ВВС. МиГ-29М (взлетел впервые ещё в 1984 году), МиГ-29М2, МиГ-29М3, МиГ-29М4 — рядом со всеми рано или поздно начинало маячить обозначение МиГ-35 (правда, чаще всего в скобках).

Наконец, маркетинговое обозначение МиГ-35, уже без всяких скобок, было присвоено самолёту, который участвовал в тендере ВВС Индии на закупку 126 средних многоцелевых истребителей стоимостью более 9 млрд долларов.

Этот МиГ-35 дебютировал на аэрошоу Aero India в Бангалоре в 2007 году и представлял собой, по сути, сухопутную версию палубного истребителя МиГ-29К, разработанную на базе МиГ-29М для индийского авианосца «Викрамадитья», в который превратился советский тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков».

МиГ-35 отличался от МиГ-29К, в сущности говоря, лишь заменой тормозного гака на тормозной парашют и складного крыла на обычное.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристикиМиГ-29К вернулся на аэродром базирования после выполнения миссии в Средиземном море на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии

Тендер в Индии МиГ-35, к сожалению, проиграл (индусы предпочли французский Dassault Rafale), но произошло это скорее по политическим причинам. После массовых закупок Су-30МКИ и МиГ-29К руководство Вооруженных сил Индии не захотело, чтобы их истребительный парк состоял целиком из российских самолётов.

Индусам МиГ-35 образца 2007 года не пригодился, но задел по этому проекту был сделан такой, что терять его было неразумно. Тем более что значительная часть этого задела появилась благодаря финансированию Индией разработки МиГ-29К.

И вот 26 января 2017 года в Луховицах миру был явлен «настоящий» МиГ-35, хотя большинство его преимуществ в сравнении с МиГ-29, о которых как о невероятной новости писали все СМИ после презентации, в целом повторяют списки десятилетней давности.

Электродистанционная система управления вместо гидравлической, радар «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой, увеличение боевой нагрузки и запаса топлива, антикоррозийная защита и усиленное шасси, «бездымные» двигатели РД-33МК увеличенной тяги, уменьшение в 2,5 раза стоимости лётного часа (замена двигателя в полевых условиях занимает всего 58 минут), «стеклянная» кабина с большими дисплеями и так далее.

Есть, разумеется, и некоторые дополнения. Всё же наши конструкторы не сидели 10 лет сложа руки. На новом МиГ-35 предусмотрена установка новых российских вооружений, которые не поставляются на экспорт.

Максимальная дальность обнаружения воздушных целей новой модификацией радара «Жук-АМЭ» увеличена до 260 км, а его масса снизилась с 240 до 100 кг! Введён очень мощный многоспектральный комплекс обороны, позволяющий засечь пуск ракеты противника и отслеживать её траекторию с любого направления. При этом создатели настоящего МиГ-35 утверждают, что довели его качество «до звона».

Большинство этих систем пригодятся и для будущего лёгкого истребителя 5-го поколения, если решение о его создании будет принято.

После отработки на борту МиГ-35 останется лишь изготовить новую «оболочку» с технологией радионевидимости (правда, нужны будут и новые двигатели).

Этот проект, если до него дойдёт дело, будет вести, как ожидается, корпорация «МиГ», что позволит сохранить легендарную компанию, обладающую громадным потенциалом. И это тоже один из важных аспектов проекта МиГ-35.

И всё же пятерку с плюсом создателям концепции МиГ-35 следует поставить прежде всего за маркетинг: недаром формат презентации больше напоминал показ новой модели люксового автомобиля и на мероприятие были приглашены представители более 30 иностранных государств.

Экспортный потенциал

Момент для очередного «дебюта» МиГ-35 выбран не случайно. Это предложение для стран, которым нужен истребитель поколения 4++, но не такой дорогой, как западные Rafale, F-16 или даже наш тяжёлый Су-35С. Стоимость МиГ-35, повторим, не озвучивается, но очевидно, что он станет самым доступным на рынке истребителем уровня 4++. Собственно, в этом и заключается его «лёгкость».

Рассуждения о том, что доля лёгких и тяжёлых истребителей в парке ВВС уважающей себя страны должна составлять 30 и 70% соответственно, — лукавство или скорее «соус», под которым подают новое «блюдо» в виде МиГ-35. Этот тезис верен для таких стран, как США и СССР. Но большинству традиционных покупателей вооружений России нужен просто истребитель. И чем дешевле, тем лучше.

Самолёты семейства Су-27 в течение десятилетий очень успешно продавались на международном рынке, но наступил момент, когда почти все, кто могли его купить, сделали это.

МиГ-35 — это отличная попытка «расшевелить» покупателей, создать новый сегмент продаж отечественной авиатехники. МиГ-35 предлагает те же многофункциональные возможности, что и Су-35С, но по более доступной цене.

Есть шанс, что в условиях спада в мировой экономике, когда и без того небогатые страны становятся совсем скупыми на закупку военных «игрушек», этот расчёт сработает.

Китай МиГ-35, конечно, не купит, как и Польша с Болгарией, до сих пор эксплуатирующие МиГ-29.

Но среди заказчиков могут быть не только Египет, Ирак, Иран, Вьетнам, Малайзия, Алжир, Куба и Перу, но и Индия, которая не очень довольна выбором Rafale, чьи закупки из-за дороговизны пришлось сократить со 126 до 36 штук. А ведь Индии надо чем-то заменить порядка 450 устаревших МиГ-21, которые до сих пор стоят на вооружении этой страны.

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристикиСу-35С, Сирия, перелёт на авиабазу Хмеймим, февраль 2016 годаФото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net

Экспортная стоимость Rafale оценивался в 100 млн долларов. Это больше цены американского лёгкого истребителя 5-го поколения F-35A, чью стоимость производитель обещает к началу массового производства в 2019 году снизить до 83,4 млн долларов.

МиГ-35, представленный в рамках индийского тендера (то есть более 5 лет назад) стоил порядка 45 млн долларов.

Цена МиГ-35 образца 2017 года, наверное, будет побольше (хотя это будет зависеть от комплектации), но вряд ли превысит 83 млн долларов, за которые Су-35С купил Китай в 2015 году.

И все же остается вопрос: зачем МиГ-35 нужен ВКС России? Для этого также есть весомые экономические резоны. Серийное производство палубного МиГ-29К уже налажено в стране, причем за счёт иностранного заказчика. А МиГ-35 — это во многом тот же МиГ-29К.

Почему бы современной машиной, производство которой уже освоено, не пополнить ряды отечественных ВКС? А там, глядишь, появятся заказы и из-за рубежа. Ведь принятие самолёта на вооружение в собственной стране — важный аргумент в переговорах с зарубежными клиентами.

МиГ — один из самых известных в мире отечественных брендов. Грех не использовать его потенциал.

(14

Единственная причина, почему русские Су-27 и МиГ-29 слыли опаснейшими из истребителей

Единственная и важнейшая причина — это ракеты, находившиеся у них на борту.

Когда в 1980-х годах на мировой арене появились Су-27 и МиГ-29, они олицетворяли разительный поколенческий скачок по сравнению с ранними советскими истребителями. Другим таким скачком были ракеты, составляющие основу их вооружения.

В самом деле, ракета класса «воздух-воздух» малого радиуса действия Р-73 и ракета средней дальности Р-27, впервые установленные именно на этих самолетах, несут свою службу и по сей день. При этом конструкция Р-27 зарекомендовала себя особо удачной, подходя для постоянной модернизации. В чем же секрет ее долголетия?

В 1974 году ЦК КПСС постановил начать разработку четвертого поколения истребителей — МиГ-29 и Су-27. Как следствие этого решения, КБ «Вымпел» приступил к разработке ракеты Р-27 (чей прототип носил обозначение К-27).

Согласно первоначальному замыслу, предполагалось два варианта Р-27 —«легкая» К-27А для МиГ-29 с более коротким радиусом действия и «тяжелая» К-27Б увеличенной дальности для Су-27. В результате для ракеты была разработана модульная двигательная установка.

В соответствии с советской тенденцией одновременной разработки ракет с радиолокацией и инфракрасной локацией для Р-27 была разработана модульная система наведения. Это пригодится впоследствии, когда появится целый ряд вариантов Р-27 с различными системами самонаведения.

Другим интересным проектным решением стали рулевые поверхности в форме бабочки, расположенные в центре ракеты. Поначалу они вызвали ряд нареканий: некоторые конструктора отстаивали схему, ранее установленную на Р-23, где рулевые поверхности располагались в хвосте ракеты.

Такое решение снижало сопротивление воздуха на малых углах атаки и считалось аэродинамически более совершенным.

Однако поскольку в приоритете была модульная конструкция ракеты, решение это оказалось отклонено, так как хвостовое расположение рулевых поверхностей подвергло бы риску саму модульность силовой установки. 

МиГ-29 и Су-27 сравнение: фото, отличия, размеры, технические характеристикиSina.com23.11.2017Русская служба BBC10.06.2016Kurir24.04.2017Air & Space26.08.2014

Интересно также, что разработчики опасались, что даже с учетом прогресса советских технологий радары Р-27 и его самолетов-носителей будут уступать по своей мощности и чувствительности своим западным аналогам. Чтобы предотвратить отставание, советские конструкторы улучшили возможности ракеты по захвату цели после пуска.

Более ранняя ракета Р-23 имела инерционную систему захвата цели, при которой ракета наводилась на цель после запуска и могла пролетать без блокировки в течение некоторого времени, пока ее курс обеспечивался инерционной системой навигации. На Р-27 было достигнуто значительное улучение благодаря способности самолета-носителя корректировать курс ракеты при помощи радиопередатчика. 

В ходе испытаний, проводившихся в конце 1970-х годов, К-27 были выпущены с истребителей МиГ-23. Целью была лишь проверка телеметрии, и запуски производились не по цели.

Также были проведены испытания тепловизионной ракеты — ее выпустили по парашютным мишеням.

Рабочая версия К-27 с инфракрасной головкой самонаведения также была выпущена с прототипа МиГ-29 в 1980 году — при том, что на самолете-носителе в то время еще отсутствовал радар.

Государственные испытания продолжились в 1980-х и завершились в 1984 году. Ракета К-27 была окончательно принята на вооружение в 1987 году в двух вариантах, под именами Р-27Р и Р-27Т. Литером «Р» обозначался вариант с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, а «Т» — вариант с пассивной инфракрасной РГС. 

В то же время «тяжелая» версия ракеты, К-27Б, изначально предназначенная для Су-27, сменила свое обозначение на К-27Э. Литер «Э» означал более высокую энергетическую мощность (а, значит, и увеличенную дальность).

Цикл разработки оказался более продолжительным, чем у более легкого аналога из-за радикальной переделки радарной системы Су-27 в надежде повысить ее конкурентоспособность.

Осложнили разработку и непредвиденные проблемы, связанные с увеличением радиуса действия. 

Испытания окончательно завершились в 1990, и ракета была принята на вооружение под именами Р-27ЭР и Р-27ЭТ — а ее создатели в 1991 году удостоились государственной премии. 

В ходе длительного цикла разработки Р-27 конструкторы осознали, что система полуактивного радиолокационного самонаведения (когда ракета наводится на цель радиолокационным сигналом с самолета-носителя) может устареть.

Поэтому были проведены исследования по созданию системы активного самонаведения.

Головки самонаведения ракет этого типа снабжены собственным радаром, что позволяет ей самостоятельно облучать цель, не полагаясь на самолет-носитель.

Эта версия получила наименование Р-27ЭА. Она была разработана в 1983 году, однако трудности, возникшие при создании компактного радара в головке самонаведения, привели к задержке.

Окончательная судьба проекта неизвестна, однако большинство источников сходится в том, что окончательно прекратились разработки в районе 1989 года — когда КБ переключилось на ракету Р-77.

Тем не менее, работы вполне могли продолжиться даже после этого момента, уже как частная инициатива. 

В общем и целом, основное преимущество серии Р-27 над конкурентами — это увеличенная дальность варианта ЭР, достигающая 130 километров. Это значительно превосходит любую из модификаций AIM-7 «Спэрроу», ее ближайшего натовского аналога. Основная же проблема Р-27 — это затянувшийся цикл разработки, что позволило американским ракетам превзойти ее.

Один из примеров такой проволочки — система промежуточной коррекции курса Р-27. Хотя эта функция была изначально разработана еще в 1970-х, на службу ракета встала лишь в 1987 году. К этому времени американские инженеры постепенно внесли коррективы в конструкцию ракеты AIM-7, включая аналогичную систему коррекции курса. Ракета AIM-7P Block II поступила на вооружение в том же 1987 году.

Решению прекратить дальнейшую разработку ракеты способствовал, вероятно, и компромиссный характер рулевых поверхностей.

На Р-77, ракете следующего поколения с системой активного самонаведения, предназначенной для советских ВВС, были установлены уже решетчатые стабилизаторы для лучшей маневренности.

Поскольку достичь аэродинамических характеристик своего потомка Р-27 было все равно не суждено, присоединение системы активного самонаведения сочли пустой тратой времени и денег. 

Во многих отношениях Р-27ЭР можно считать лебединой песней системы полуавтоматического самонаведения.

На стадии разработки она стала одной из самых передовых ракет своего типа благодаря увеличенной дальности и возможности промежуточной коррекции курса, однако к моменту ее принятия на службу, само полуавтоматическое наведение начало устаревать. США выпустили свою первую ракету с автоматическим самонаведением, AIM-120 AMRAAM, в 1991 году, спустя всего год после Р-27ЭР.

По-видимому, российские ВВС продолжают использовать эти ракеты, потому что их дальность превосходит слабейших из возможных противников, в чьем распоряжении вряд ли окажутся ракеты автоматического самонаведения. Однако, как стало ясно по Сирии, когда опасность возникает со стороны равного или практически равного противника, от Р-27 отказываются в пользу Р-77. 

Чарли Гао изучал политологию и информатику в Гриннел-Колледже и является экспертом по вопросам обороны и национальной безопасности.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *