Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Airbus А380 — это самый большой самолет в мире. Точнее, пассажирский самолет.

Высота этого гиганта 24 метра (~ 8 этаж жилого дома), длина и размах крыла почти по 80 метров. На 2-х палубах в салоне трёх классов свободно размещаются 525 пассажиров, в одноклассовой конфигурации — 853!

На разработку Airbus А380 потрачено 12 млрд евро. Он может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км, а максимальная взлётная масса самолета поражает воображение — 560 тонн.

Добро пожаловать на борт самого большого пассажирского самолета в мире!

32 фото

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Репортаж Рустема Адагамова

В начале октября сбылась еще одна мечта, связанная с авиацией. Авиакомпания Lufthansa пригласила в пресс-тур, чтобы показать один из своих новых самолетов Airbus А380. Демонстрационный полёт проходил в рамках промо-кампании показа A380 в европейских столицах.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Удалось не просто подняться на борт рейсового А380, но и совершить круговое путешествие на гигантском самолете по маршруту Франкфурт — Прага — Будапешт — Франкфурт, побыть с пилотами в кабине и поснимать работу лётчиков во время взлета, полета и посадки.

В обычной жизни эти гиганты ни в одном таком аэропорту садиться не будут, поэтому прибытия А380 в столицах Чехии и Венгрии ждали многие. Забегая вперед, скажу, что я даже не ожидал таких торжественных встреч и такого количества зрителей.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса
Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Взошло солнышко, нам пора было отправляться в полет:

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Первый этаж самолета модификации А380-800 — это три салона эконом-класса для 420 пассажиров. Всего такой A380 берет на борт 526 пассажиров. К концу года этих самолетов у «Люфтганзы» будет уже 8 из 18 заказанных. В самолеты и инфраструктуру аэропорта, техническое обслуживание, подготовку экипажей компания вкладывает около пяти миллиардов евро.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Пассажирские сиденья для эконом-класса «Люфтганзы» разрабатывала известная немецкая фирма Recaro. Мне они, честно говоря, не очень понравились — спинки тонковаты и любое движение впереди сидящего пассажира сказывается на комфорте позади сидящего.

Отлично решено оформление иллюминаторов. При их стандартном внешнем размере внутри самолета они выглядят большими за счет увеличенной внутренней рамы. Этот большой овал создает впечатление открытого пространства внутри салона.

Самолет очень «тихий», двигателей практически не слышно. Удивил короткий разбег — я следил за взлетом в Будапеште, думал, что будем долго бежать по полосе, а самолет взлетел практически сразу.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Мультимедийный центр с экраном в 9″ очень хорош. Помимо стандартного набора с музыкой, фильмами и играми, на монитор выводится картинка с трех внешних камер и полная информация о полёте. Расстояние между креслами 79 см, ширина сиденья 52 см:

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

На время полёта салоны самолета были полностью в нашем распоряжении — можно было везде ходить, сидеть, лежать, нажимать кнопки, залезать во все дыры.

Были продемонстрированы стандартные наборы для завтрака и обеда. За металлические приборы в эконом-классе «Люфтганзе» особое спасибо, конечно. Давно пора бы уже и «Аэрофлоту» перейти на них.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Для удобства фотографирования попросил бортпроводника включить полное освещение в салонах. Заметно лучше не стало, но все-таки:

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

На втором этаже — два салона бизнес-класса. Говорят, эти сиденья не очень нравятся руководству компании и их будут менять. Здесь их 98 — невероятное количество для рядового пассажирского лайнера. Набор опций стандартный для современного бизнес-класса — почти горизонтальное раскладывание, индивидуальный свет, розетка и USB порт для каждого:

  • В бизнес-классе мониторы размера 10,6″, расстояние между креслами от 145 до 152 см, ширина сиденья 67 см:
  • Между салонами бизнес-класса и первого класса — огромный тамбур с кухней и местами для бортпроводников:

Предмет особой гордости любой серьезной авиакомпании — салон первого класса. В А380 «Люфтганзы» он рассчитан на восемь пассажиров. Здесь все сделано практично, но без излишеств, вроде отдельных кабин. Восемь кресел, трансформирующихся в кровати, у каждого места 17″ монитор. Расстояние между креслами 213 см, ширина сиденья 80 см:

  1. Эти кресла «Люфтганза» называет лучшими в своем классе:
  • У каждого пассажира первого класса есть свой шкаф для одежды и вещей:

У пассажиров первого класса — две такие туалетные комнаты. Душа здесь нет, немцы считают его излишним, по их опыту душевой кабиной во время перелета мало, кто пользуется.

  1. Перелет из Франкфурта в Токио и обратно обойдется пассажиру первого класса в 10 000 евро:
  2. Итак, мы летим в Прагу. Там уже готовы к торжественной встрече мегалайнера А380:
  3. Шеф-пилот «Люфтганзы» Вернер Кнорр:
  4. Оборудование пилотской кабины напоминает то, которое установлено в A330 или А321 — перед летчиками только клавиатура и джойстик сбоку:
  5. Внизу сотни людей, по всему маршруту посадки — люди стоят на поле, на пригорках, на крышах домов:

Я попросил одного из чешских фотографов в аэропорту прислать мне пару кадров нашего полета. Спасибо, Войтех.

  • Стоимость одного А380 составляет $ 345 млн.
  • Справа от входа в кабину — каюта для отдыха экипажа:
  • На второй этаж можно подняться по двум лестницам — спереди и сзади эконом-класса:
  • А380 в аэропорту Будапешта:

Боинг

Боинг — крупнейшая аэрокосмическая компания в мире. Подразделение Boeing Commercial Airplanes со штаб-квартиной в Рентон штат Вашингтон сегодня строит пассажирские самолеты 737, 747, 767, 777, 787 Dreamliner.

Сегодня около 12000 воздушных судов этой марки работают на международных и внутренних транспортных магистралях, перевозя пассажиров и грузы, а это около 3/4 всего мирового воздушного флота.В подразделении коммерческой авиации Боинг работает более 65000 инженеров и рабочих. Общее количество занятых в корпорации — 160 000 человек в 70-ти странах мира.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса
1 класс 1402 класса 126 1 класс 1752 класса 162
Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса
1 класс 1922 класса 180 1 класс200
Семейство самолетов с запоминающимся характерным профилем верхней палубы. Jumbo Jet перевозит от 400 до 500 пассажиров на средние и дальние расстояния. Один из самых быстрых лайнеров, находящихся в эксплуатации. У Аэробуса наблюдается в этом плане некоторый провал в стандартных компоновках. Airbus A350-1000 может взять на борт 355 пассажиров, а следующий за ним по вместимости A380 обычно располагает салоном с числом кресел более 500.
Самый популярный широкофюзеляжный двухмоторный самолет с двумя проходами между рядами кресел. Первый 777 введен в эксплуатацию в июне 1995 года.
 3 класса314
10700– 17500 3 класса314 10200–14600 3 класса 386
Старые типы самолетов
747-200 747-300

Пассажировместимость самолетов указана для стандартной комплектации. Конфигурация салона конкретной авиакомпании может отличаться от указанной.

Двухэтажные самолеты: что надо знать о таких лайнерах

Современная инженерная мысль не стоит на месте. И сегодня в небе можно увидеть самые разнообразные лайнеры – пошире, поуже, подлиннее, причудливой формы корпуса и т.д. Также востребованы у различных авиакомпаний и двухэтажные самолеты.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Какие есть варианты

Вариантов двухэтажных самолетов не так и много в современном мире. По факту всего две модели заслуживают пристального внимания:

История разработки Боинга

Когда корпорация Боинг поняла, что уже работает на пределе своих возможностей, т.к. ей не хватает мощностей обычных самолетов, встал вопрос о том, что лайнеры надо модернизировать.

За основу был взят Боинг 747. Который позже и был превращен в двухэтажный самолет.

Ориентировались при разработке на модель 300, но только новый вариант лайнера по замыслу его исполнителей должен был стать более:

  • Экономичным с точки зрения расхода топлива
  • Выносливым – предполагалось, что он должен преодолевать более длинные расстояния
  • Комфортабельным – салон должен был быть улучшен

Все наработки в целом должны были привести к снижению эксплуатационных затрат на 10%. И в 1985 году началась активная работа по производству принципиально нового самолета.

Первая выкатка к зрителям Боинга 747 состоялась в 1988 году, в начале января, а полет прошел 29 апреля. После этого он получил достаточно высокие оценки от проверяющих и встал в строй.

Все это заняло совсем немного времени.

Двухэтажный самолет – это, скорее, название просторечное. Более правильно называть такой лайнер двухпалубным.

Технические характеристики

Фото салона двухпалубного корабля достаточно интересны. Вместимость лайнера около 500 человек. Такое воздушное судно проходило за свой век немало различных модификаций. При этом его самые яркие отличительные черты оставались прежними. В их числе:

  • 2 палубы
  • Оригинальная форма носа
  • 4 мощных и современных двигателя

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Изначально такой Боинг должен был стать грузовым. Для удобства экипажа кабину пилотов разместили на втором этаже, т.к. планировалось весь первый этаж выделять под грузы. Самолет оснастили 4-мя двигателями также не случайно – это было сделано с целью повышения мощности лайнера.

Однако превратить его в судно, которое занимается перевозками грузов, не удалось. Он так и остался пассажирским. Тогда в компании стали думать, что делать со вторым этажом. И он на время стал служебным – пассажиров же пока рассаживали по привычному и обычному принципу.

На фоне популярных тогда Конкордов Боинг 747 выглядел значительно привлекательнее, вследствие чего появился бурный спрос на такие лайнеры, а акции компании заметно выросли. Чтобы угодить всем желающим приобрести такой вариант лайнера, производитель начал работать над различными модификациями самолета.

Сложности использования

Естественно, как и все новое, Боинг 747 столкнулся с определенными проблемами. Так, например, он стал слишком вместительным, а это тут же привело к тому, что он перестал соответствовать имеющимся и утвержденным параметрам аэропортов.

Также в ходе эксплуатации выяснилось, что 4 двигателя против имеющихся трех у конкурентов несут значительные расходы на топливо. Кризисы сказались не лучшим образом на судьбе 747-го. На некоторое время его востребованность упала. А пришедшие на смену Аэробус 300 и Боинг 767 с двумя двигателями и вовсе ослабили его положение на рынке.

Возрождение модели

С удлинением маршрутов снова возникли потребности в мощных и выносливых машинах, которые, к тому же, могут перевозить достаточно большое количество пассажиров. При этом было желательно, чтобы они не требовали дозаправки.

И разработчикам не осталось ничего другого, кроме как взяться за доработку старого знакомого. В 2005 году модель была окончательно трансформирована в Боинг 747-8, получив второе название Advanced. Вместимость ее составила 581 человек, это при условии, что на борту традиционно действует два класса обслуживания.

Если же добавить еще один – первый – вместимость самолета падает до 400 человек.

Необычный Аэробус

Сегодня на смену Боингу пришел двухэтажный Аэробус. Причем если у Боинга второй этаж был выполнен в виде своеобразного горбика, то Аэробус представляет собой уже полноценную модель с ровными этажами. По сути своей это 8-этажный дом с размахом крыльев около 80 метров.

В нем одновременно может разместить до 853 пассажиров. У самолета 4 двигателя, которые позволяют ему быть максимально мощным. При этом эксперты утверждают, что инженерная мысль не стоит на месте, и есть шансы в будущем ожидать еще более мощные и красивые самолеты такого же плана.

Технические характеристики

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Во-первых, такой лайнер выполнен из сплава легких композитов, что значительно повышает его эргономичность. Он достаточно прочен и хорошо обтекаем. Все это также позволяет увеличить его скорость.

Моторы на данном лайнере стоят самые современные, также используется новейшее программное оборудование, способствующее более грамотному и качественному отслеживанию полетной информации и состояния систем лайнера.

Сегодня воздушное судно пользуется большой популярностью, посмотреть на него на традиционных показах в аэропорту собираются тысячи туристов. И есть на что – он огромен, красив и элегантен. Эксперты утверждают, что на данный момент – это лучшее сочетание качества, хорошо подобранных материалов и гения инженерной мысли.

Airbus — история успеха и взгляд в будущее

Одним из двух китов современного самолетостроения, которые на сегодняшний день фактически считаются законодателями в этой области, является авиационный концерн объединенной Европы, который при своем основании получил название Airbus.

Он представляет собой один из наиболее ярких примеров того, как международное сотрудничество является ключом к феноменальному успеху в наиболее передовых областях техники и современных технологий.

История Airbus берет свое начало в июле 1967 года, когда правительства трех стран – Франции, Германии и Великобритании заключили договор о разработке и начале производства первого европейского пассажирского авиалайнера. Через два месяца началась практическая работа над проектом широкофюзеляжного самолета, получившим предварительное название «European Airbus».

Результатом этой работы стал продемонстрированный на авиационной выставке 1969 года в Париже 300-местный авиалайнер А-300, ставший первым детищем нового авиаконцерна, которому в следующем году было присвоено имя Airbus Industrie. По мнению сайта www.aerokzn.ru именно с этого начался его путь в большую авиацию, занявший более четырех десятилетий.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

За это время компания знала как успехи, так и неудачи. Тем не менее, Airbus непрерывно активно работал над новыми сериями пассажирских авиалайнеров, результатом чего стали серии А-310, А-320, А-330, А340 и А-380.

Впечатляющими стали и производственно-финансовые результаты деятельности концерна. В 2007 году, перед началом экономического кризиса заказчикам было поставлено 463 самолета всех моделей. А общее число заказанных самолетов на тот момент достигло свыше 1300 единиц.

В денежном же выражении общий оборот достиг 39 миллиардов евро.

Несмотря на экономический спад и уменьшение количества заказов, Airbus продолжает начатые ранее работы по созданию новых, перспективных типов пассажирских и грузовых самолетов. На сегодняшний день основными проектами концерна являются дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер А-350 и грузовой военно-транспортный самолет А-400М.

Первый проект стал ответом на разработку своего главного конкурента, компании Boeing – модели 787 Dreamliner. По плану первый полет нового авиалайнера должен состояться в 2012 году, серийное же производство начнется в 2015 году. На основе базовой модели, вместимостью 270 пассажиров планируется создать еще две с увеличенной емкостью (до 400 человек).

Что же касается модели А-400М, то этот самолет совершил свой первый испытательный полет в декабре 2009 года и сейчас проходит стадию летных испытаний. Он был разработан в соответствии с совместной программой создания европейского транспортного самолета для армий стран членов Евросоюза.

В настоящее время концерн имеет предварительный заказ на 180 машин этого типа.

Двухэтажный самолет: история создания, описание моделей боинга и аэробуса

Что же стало причиной такого успеха европейского авиационного гиганта, который вышел в мировые лидеры самолетостроения? По мнению сайта www.aerokzn.

ru, прежде всего, ему содействовало объединение в единое целое нескольких конструкторских школ ведущих разработчиков в области авиастроения, каждый из которых внес что-то новое в общую копилку знаний и технологий.

Не в последнюю очередь также сыграла роль поддержка концерна со стороны государств-участников, а позже и структур Евросоюза.

Ну и безусловно, высокое качество производства обусловлено комплексным подходом на всех стадия создания самолетов, начиная от стадий проектирования и аэродинамических испытаний моделей до стадии летных испытаний и начала массового производства. Вследствие этого процент аварий самолетов производства Airbus на сегодняшний день является одним из самых низких в мире.

Стоит отметить, что большую часть титана, который используется в самолетах Airbus Industries, компания закупает в России.

Airbus A380

Airbus A380 Airbus A380 авиакомпании Emirates

Тип

пассажирский самолёт

Разработчик

Airbus

Производитель

Airbus

Первый полёт

27 апреля 2005 года

Начало эксплуатации

25 октября 2007 года (Singapore Airlines)

Статус

производится, эксплуатируется, производство планируется прекратить с 2021 года[1]

Эксплуатанты

Emirates (115)

Singapore Airlines (19) Lufthansa (14) Qantas (12) British Airways (12) Air France (9)

Годы производства

2003 — н.в.

Единиц произведено

242 (31 марта 2020 года)[2]

Стоимость программы разработки

12 млрд €

Стоимость единицы

$ 489 млн[3] на 2017 год
 Медиафайлы на Викискладе

Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт, созданный концерном Airbus S.A.S.

(ранее Airbus Industrie) — крупнейший серийный авиалайнер в мире (высота 24 метра, длина 73 метра, размах крыла 79 метров[4]).

Вместимость — 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассной конфигурации.
Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км.

Описание

На разработку А380 ушло около десяти лет.
Новый Airbus планировали продавать в двух модификациях.

Модификация А380-800 была изначально предназначена для перевозки 555 пассажиров в конфигурации с тремя классами комфортности, или 853 пассажиров (538 на главной палубе и 315 на верхней палубе) в конфигурации с одним экономклассом.

В мае 2007 года Airbus начал предлагать клиентам самолёт с меньшим числом пассажирских мест (в настоящее время 525 мест в трёх классах) в обмен на увеличенную на 370 км дальность полёта, чтобы лучше соответствовать тенденциям в размещении пассажиров премиум-класса.

Дальность полёта для модели A380-800 составляет 15400 км.
Нереализованные варианты включали А380-900 с увеличенным числом мест — до 656 пассажиров (или до 960 пассажиров при едином экономклассе), и модификации с увеличенной дальностью полёта с той же пассажировместимостью, что и А380-800.

Была также предусмотрена (но не реализована) грузовая модификация А380-800F, которая была бы способна перевозить до 150 тонн груза на расстояние до 10 370 км.

На сегодняшний день четырёхдвигательный A380 является самым большим пассажирским авиалайнером в мире (максимальная взлётная масса — 560 тонн; масса самого самолёта — 280 тонн), превосходя по вместимости Боинг 747, который являлся крупнейшим пассажирским лайнером на протяжении 37 лет, тот может перевозить лишь до 625 пассажиров.

По информации Airbus, A380 является самым экономичным среди больших лайнеров — три литра топлива на одного пассажира на сто километров пути.

По заявлениям компании, в расчёте на одного пассажира A380 сжигает на 17 % меньше топлива, чем «современный самый большой самолёт»[5] (по всей видимости, имеется в виду Boeing 747).

Чем меньше топлива сжигается, тем меньше выбросы углекислого газа; для самолёта выбросы CO2 в расчёте на одного пассажира составляют 75 граммов на километр пути.

Стоимость всей программы — около двенадцати миллиардов евро. Airbus утверждал, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолётов, хотя по оценкам некоторых аналитиков, их число должно быть намного больше[6].

Разработка

Руление Airbus A380 на авиасалоне МАКС-2011.

Airbus начал разработки очень большого пассажирского авиалайнера (на первых стадиях разработок называвшимся мегалайнером Airbus) в начале 90-х, чтобы расширить диапазон своих продуктов и лишить Боинг господствующего положения, которое тот занимал в этом сегменте рынка начиная с 1970-х годов со своей моделью Боинг 747. МакДоннелл Дуглас (McDonnell Douglas) преследовал те же самые цели со своим — в результате неудачным — проектом MD-12.
Так как обе фирмы собирались строить преемника Boeing 747, они знали, что в данном сегменте потребительского рынка — самолётов на 600—800 пассажиро-мест — найдётся место только для одного подобного самолёта. Каждый знал о риске раскола подобного специализированного рынка, что было наглядно продемонстрировано при одновременном дебюте Lockheed L-1011 TriStar и McDonnell Douglas DC-10: оба самолёта отвечали потребностям рынка, но рынок с пользой мог выдержать лишь одну из моделей, что в результате заставило Локхид покинуть рынок гражданской авиации.

Airbus А380 в ангаре

В январе 1993 года Боинг совместно с несколькими компаниями из консорциума Эйрбус приступили к анализу экономической целесообразности создания очень крупного авиалайнера для пассажирских и грузовых перевозок (Very Large Commercial Transport, VLCT), стремясь сформировать партнёрство, чтобы разделить рынок ограниченной ёмкости.

В июне 1994 г. Эйрбус начал развитие своего собственного VLCT, дав ему временное обозначение Airbus 3XX. Эйрбус рассматривал несколько проектов, включая комбинацию из двух фюзеляжей от Airbus A340, бывшего тогда крупнейшим воздушным судном Airbus[7].
В то же время Боинг рассматривал концепцию с «горбом» ближе к носу самолёта, что позволило бы вместить больше пассажиров.

Партнёрство по программе VLCT закончилось в 1996 году.

А в январе 1997 Боинг свернул свою программу Boeing 747X в связи с Восточно-азиатским экономическим кризисом 1997—2000 гг., который затуманивал перспективы рынка.

Эйрбус изменил проект в сторону снижения эксплуатационных расходов на 15-20 % в сравнении с существовавшим на тот момент Boeing 747—400.

Проектирование A3XX сошлось на полностью двухпалубной конструктивной концепции, что позволило бы обеспечить больший пассажирообъём, чем стандартный однопалубный вариант или «горбатый» вариант, подобный Boeing 747.

История и особенности самолёта Аэробус А320, Туристу на заметку

Эта рабочая лошадка поселилась в авиапарках многих перевозчиков, в том числе российских «Аэрофлота», S7, «России», «Уральских авиалииний». Возможно, вы удивитесь, но каждую минуту где-то в мире взлетает или садится на полосу Airbus A320. За какие такие заслуги это лайнер стал одним из наиболее популярных в мировой гражданской авиации?

История создания Аэробус А320

Самолёт создавался в пику, а точнее ради конкуренции с американскими Боингами 737 и 727. Десять лет производители из Европы вели переговоры и решали, каким именно будет европейский лайнер. В 1981 году проект ближне- и среднемагистрального самолёта был запущен, и через шесть лет первый Airbus A320 поднялся в небо.

Пилоты быстро оценили технические новинки, ставшие отличительной особенностью аэробусов. Главным образом, замену штурвалов на рукоятки, если по-научному, сайдстики, а чтобы было понятно — джойстики. В то время это была просто революция в самолётостроении.

Управление самолётом стало электродистанционным, любое отклонение просчитывал бортовой компьютер. Кроме того, все приборы со стрелками были заменены на лучевые, а впоследствии и на жидкокристаллические дисплеи.

Таким образом управление самолётом стало гораздо удобнее.

А320 — это семейство самолётов, включающее различные модификации, которые отличаются размерами, количеством выходов и мощностью двигателей, а также ценой. Самый дешёвый: А318, он стоит около 76 миллионов евро. Самый дорогой А321, его цена почти 120 миллионов евро.

Над крылом тоже потрудились в смысле аэродинамических характеристик. Характерные винглеты (такие загнутые детали на конце крыла), по которым Аэробус легко отличить от других самолётов, позволили снизить индуктивное сопротивление и повысить экономию топлива.

Пассажирский салон сделали просторным, с вместительными полками для ручной клади, большими грузовыми отсеками и удобными люками для загрузки багажа.

Впрочем, это не мешает некоторым, особо жадным перевозчикам устанавливать свой шаг кресел, когда человек даже среднего роста не знает, упирается коленками в спинку переднего кресла.

Зато двигатели у аэробуса самые тихие в своём классе, но при этом максимально мощные. А уменьшение шума добавляет комфорта и пассажирам, и пилотам.

Первый Airbus A320 купила для своего парка самолётов авиакомпания Air France.

Стандартная компоновка Аэробуса А320 — два ряда по три кресла в эконом-классе и два ряда по два кресла в бизнесе. Салон лайнера вмещает 150-180 пассажиров, в нём четыре выхода для пассажиров и четыре аварийных. Крейсерская скорость самолёта 840 км/ч, а дальность полёта 5700 километров. Вес самолёта (если вдруг кому интересно) — около 42 тонн.

Собирают Airbus A320 на заводах корпорации в Тулузе, Франция, немецком Гамбурге, а недавно часть заказов была передана на предприятие, расположенное в Тяньцзине, Китай. Кроме того, сборка ведётся в штате Алабама, США.

Выдержал ли аэробус конкуренцию с боингом? Сухая статистика утверждает, что по популярности он всё же уступает американцам и на сегодняшний день является вторым по популярности после Боинга 737. Однако по некоторым характеристикам превосходит соперника.

История рождения аэробуса

Аэро́бус (
Airbus) — название семейства самолётов, выпускаемого компанией «Airbus SAS».

Одна
из крупнейших авиастроительных компаний,основанная в 1970году в Тулузе,
производит одноименные пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты.
Штаб-квартира компании находится в городе Тулуза, Франция.

В 2001 согласно законодательству
Франции была объединена в акционерное общество или «S.A.S.» (фр. Société par
Actions Simplifiée — упрощенное акционерное общество). 

  • В семейство входят самолёты:
  • *Аэробус A300*
  • *Аэробус A310*
  • *Аэробус A318*
  • *Аэробус A319*
  • *Аэробус A320*
  • *Аэробус A321*
  • *Аэробус A330*
  • *Аэробус A340*
  • *Аэробус A350*
  • *Аэробус A380*
  • *Аэробус A400М*

             Аэробус A300
был первым самолётом, построенный компанией Airbus Industrie, которая была
результатом слияния различных самолётостроительных фирм Европы. Разработанная
машина должена была нарушить подавляющее положение на рынке фирмы Boeing. В
тоже время это был первый двухмоторный широкофюзеляжный самолёт в мире.    

       В 1972 первые
самолёты типа A300 B1 поднялись в воздух и получили допуск к эксплуатации.
Сначала продажа проходила медленно. После того, как Люфтганза (Deutsche
Lufthansa) и Air France интегрировали A300 в свои флоты, было продано большее
количество самолётов. До сих пор был заказан 561 самолёт этого типа и 553
машины было выпущено.

        Проект
самолёта А340 (первоначально ТА11(ТА — twin aisle — «широкофюзеляжный»)) был
впервые представлен публике в 1981 году в ноябрьском издании журнала Air
International. В номере указывались и предполагаемые характеристики будущего
самолёта.

В сентябре 1982 г
консорциум сообщил, что у нового самолёта будет общая конструкция планера.
Программа разработки А340 была запущена в июне 1987 года. Цель — создать
дальнемагистрального «собрата» для ближнемагистрального А320 и
среднемагистрального А300.

В то время двухмоторные самолёты Аэробуса
проигрывали четырёхмоторному Боингу 747 по нормам ETOPS: двухмоторные самолёты
в течение рейса всегда должны находиться на минимальном расстоянии от
возможного аварийного аэродрома на случай отказа одного из двигателей.

В этом
отношении А340 был в семействе Аэробусов принципиально новым самолётом,
созданным специально для межконтинентальных перелётов.

                                                              

        В
июне 1995 г.
во время очередной международной авиакосмической выставки в Париже консорциум
Airbus сообщил о планах разработки новой модификации самолёта А340-200,
способной совершать беспосадочные полёты на маршрутах протяжённостью свыше 14 000 км.

В ходе
разработки самолёта А340 консорциум сначала проектировал вариант с дальностью
полёта 12 400 км,
который по размерам был идентичен А330-300. Но анализ перспектив развития
мирового рынка показал, что ожидается повышенный спрос на широкофюзеляжные
самолёты с дальностью полёта до 14 000 км.

В связи с этим Airbus приступил к
созданию модификации А340-200, которая отличалась уменьшенной на 4,26 м длиной фюзеляжа.
Пассажировместимость самолёта сократилась, но дальность полёта удалось
увеличить до 13 800 км.
Лётные испытания опытного А340-300 начались 25 октября 1991 г., а А340-200 — в
апреле 1992 г.

Сертификация обоих вариантов по европейским нормам JAA завершилась в конце
декабря 1992 г.,
а в мае 1993 г.
Они получили сертификат FAA. В конце февраля 1993 г. первый самолёт
А340-300 получила авиакомпания Air France. В начале февраля 1993 г. первый А340-200
пополнил парк немецкой авиакомпании Lufthansa. 16-18 июня 1993 г.

самолёт А340-200,
названный World Ranger, выполнил кругосветный перелёт по маршруту Париж —
Окленд (Новая Зеландия) — Париж с одной посадкой в Окленде. Эта машина, получив
обозначение А340-8000 (A340-200HGW), отличалась от базового варианта наличием
трёх дополнительных топливных баков в хвостовом грузовом отсеке. Весь перелёт
продолжался 48 ч 22 мин.

На отрезке Париж — Окленд протяжённостью 19.100 км время полёта
составило 21 ч 32 мин, что было признано новым рекордом для данного маршрута.
Но этот рекорд весной 1997 г.
побил американский Boeing 777-200IGW.

                                                                

         Когда цены на топливо поползли вверх, Боинг
777, как более экономичный самолёт, стал выигрывать у Аэробуса по количеству
заказов. Число заказов на А340 постоянно сокращалось. В 2005 Airbus получил
заказ всего на 15 самолётов.

         Первоначально
планировалось установить на самолёт двигатели IAE (International Aero Engines),
но после внезапного прекращения IAE разработок, на А340 решено было установить
двигатель CFM CFM56-5C4.

А340 впервые поднялся в воздух в октябре 1991 года, и
тогда же инженеры обнаружили первый серьёзный недостаток самолёта: под тяжестью
четырёх моторов крылья А340, взятые с двухмоторного А330, при полёте постоянно
испытывали чрезмерную вибрацию и провисали.

Для устранения этого недочёта крыло
было доработано, а пластрон крыла в районе крепления пилонов был значительно
укреплён. В 1993 году самолёт поступил в эксплуатацию, первыми заказчиками
стали Lufthansa и Air France.

                                                                 

          В январе
2006 Airbus объявил о создании усовершенствованной версии — А340Е (Enhanced).
Из-за колоссального роста цен на топливо за 2004—2005 годы, продажи А340 сильно
сократились. Наиболее популярным дальнемагистральным самолётом остаётся Боинг
777, но в Airbus утверждают, что новый самолёт будет значительно экономичнее
первых версий A340.

Источник: http://Энциклопедии

ТОП-10: Самые большие пассажирские самолеты в мире ( + ФОТО )

Чем объяснить неудержимое стремление человека в небо? Простым желанием познать что-то новое или естественными порывами души. Но каждый раз щемит сердце, когда над головой пролетает красавец пассажирский лайнер.

Толчок к развитию гражданской авиации, как это не парадоксально, дала Вторая мировая война, когда возникла необходимость быстро перемешать на большие расстояния не только военных, но и гражданских лиц при эвакуации.

А сейчас вместе с сайтом thebiggest.ru более подробно рассмотрим самые большие пассажирские самолеты в мире.

10

 Де Хевилленд DH.106 «Комета»

Эта модель пусть и не входит в число крупных самолетов, но это был первый реактивный пассажирский авиалайнер, который задумывался и был создан с целью перевозки пассажиров, и вышел в серийное производство. Начиналась эра пассажирского самолетостроения. Этот первый самолет просто заслужил право открывать список больших самолетов.

Идея создания лайнера появилась в 1942 году, а первый полет «Комета» совершила 9 января 1951 года. Маршрут пролегал из Лондона в Йоханнесбург с посадками в Риме, Бейруте, Хартуме, Энтеббе и Ливингстоне. Экипаж состоял из 4-х человек, на борт самолет мог принять 36 пассажиров.

После 5 авиакатастроф первый проект Де Хевилленд DH.106 «Комета» был закрыт. Все последующие модификации «Кометы» повторяли первый вариант с небольшими усовершенствованиями.

9

 Ту-144

В последний день 1968 года совершил первый испытательный полет первый советский сверхзвуковой пассажирский самолет КБ Туполева.

Советский авиалайнер кардинально отличался от самолетов типа «Конкорд». Важное отличие — это форма и профиль крыла. На крыльях не было закрылок и подкрылок. Снижение скорости происходило при помощи отклоняемой передней части фюзеляжа и выдвижения переднего крыла. На то время на Ту-144 стояла современная система навигации. Предусматривалась система катапультируемых кресел для экипажа.

Как позже выяснилось, самолет был хоть и был суперсовременным для своего времени, но имел ряд недочетов. Самая резонансная катастрофа Ту-144 произошла 3 июня 1973 года во французском Ля Бурже. После серии катастроф, авиалайнер был снят с производства.

В 1997 году одну из модификаций Ту-144 использовали НАСА, как летающую лабораторию с целью создания принципиально нового сверхзвукового самолета подобной конструкции. После испытаний модель Ту-144 была демонтирована.

Самые быстрые самолеты в мире.

8

 Concorde

Один из двух в мире сверхзвуковых самолетов, созданный совместно британцами и французами. В 1969 году самолет Concorde поднялся в небо. Но только через 7 лет испытательных полетов, 21 января 1976 года самолет принял на борт пассажиров и совершил свой первый коммерческий рейс.

По семь самолетов использовали ведущие авиакомпаниями British Airways и Air France. За все время эксплуатации, а это без малого 27 лет, сверхзвукового лайнера было перевезено 3 миллиона пассажиров. Что ставит этот тип самолетов в ряд рекордсменов.

В начале 2000-х годов из-за неполадок в топливной системе и из-за внешних воздействий произошло 2 катастрофы самолетов типа Конкорд. Air France полностью отказалась от эксплуатации самолетов. Со временем и British Airways перестала использовать этот сверхзвуковой самолет в коммерческих перевозках. У Конкордов была отозвана лицензия на пассажирские перелеты.

Последний полет Конкорд совершил 26 ноября 2003 года. Так закончилась эра сверхзвукового пассажирского транспорта.

7

 Boeing 747

Самым первым тяжелым, вместительным и по-настоящему большим стал лайнер Boeing 747. 9 февраля 1969 года самолет совершил первый испытательный полет.
Боинг 747 создан с двумя палубами. Верхняя пассажирская палуба короче основного фюзеляжа, что делает самолет самым узнаваемым в мире. Вместимость салона при разбитии на классы: при 3-м делении — 366 пассажиров, при 2-х — 452 пассажира.

На базе этого Боинга созданы военные модификации. Одна из таких перевезла в наружном закреплении космический челнок «Спейс шаттл» с места его сборки на космодром мыса Канаверал.

36 лет Boeing 747 был самым большим пассажирским самолетом. В 2005 году лидерство перешло к Airbus A380. Но Боинг 747 прочно удерживает первую позицию по распространенности и популярности в мире. На сегодняшний день выпущено 1556 экземпляров этой модели.

6

 Ил-96

В середине 80-х годов Советский Союз стал разрабатывать проект по созданию большого самолета для средних и дальних полетов.

Результатом работы стал выпуск новой модификации самолета КБ Ильюшина Ил-96. Первый полет совершил в 1988 году, а в 1993 году началось серийное производство Ил-96.

лайнер стал первым в России (но еще советской разработки) широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетом.

Сборка лайнера — это цельнометаллический, четырехмоторный и широкофюзеляжный низкоплан. Имеет стреловидные крылья и вертикальное оперение.
Ил-86 может принять на борт 300 пассажиров. Дальность полета без дозаправки составляет 9 000 километров.

Многие модели Ил-96 имеют собственные имена, в том числе прославленных летчиков: «Валерий Чкалов», «Михаил Водопьянов».

Одна из модификаций Илюшина, а именно Ил-96-300ПУ, долгое время была президентским бортом № 1. Но в 2004 году после отмены рейса из-за столкновения с птицами в аэропорту Лиссабона, с самолета сняли эту почетную миссию.

5

 Airbus A330

А этот самолет в семействе самых крупных пассажирских авиалайнеров имеет самую печальную статистику. За все время использования A330 было списано 8 самолетов. Самолет в основном использовался в Азиатском регионе и Африке. 4 самолета Airbus A330 были уничтожены в результате боевых действий в Индии и Ливии. 2 потерпели крушение и 2 списаны из-за неправильной эксплуатации.

Испытательный полет Airbus A330 состоялся 1 ноября 1992 года. В 1997 году самолет совершил свой первый рейс с пассажирами на борту. Сегодня с некоторыми модификациями эту модель используется авиакомпаниями под кодом A330neo.

Самолет выполняет как средние, так и дальние полеты. Максимальная дальность без дозаправки самолета составляет 13 000 км. Изготовитель, выполняя пожелания заказчиков, создал очень комфортный салон.

Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями, что позволяет развить в воздухе скорость до 913 км в час.

4

 Boeing 777-300ER

По критерию дальности полета на первое место в мире выходит Boeing 777-300ER. Без дозаправки этот самолет способен пролететь 21 601 км.

Начали эксплуатацию этого самолета в 1995 году. Среди класса пассажирских лайнеров с двухмоторными реактивными двигателями самолет является самым большим, так как может разместить в своем салоне от трёхсот до пятисот пятидесяти человек.

При довольно большой массе, почти 250 тонн в полном снаряжении, Boeing-777-300ER развивает скорость 965 км в час. Еще одной конструктивной особенностью этого самолета является экономичность двигателей.

На базе данного самолета создали и грузовую модель Boeing-777F и множество других модификаций, основой которых остается Boeing-777.

3

 Airbus A340-600

Airbus A340-600 входит в пятерку самых крупных пассажирских самолетов и относится к семейству дальнемагистральных лайнеров. Без дозаправки Airbus A340-600 может преодолеть 14 тысяч 800 км.

На международных и межконтинентальных авиалиниях самолет начал перелеты в 2002 году. При ширине салона в 5, 5 метра самолет может принять на борт 380 пассажиров. Длина лайнера 75 метра, а размах крыльев 63 с половиной метра.

За все время эксплуатации собрали 97 моделей данного лайнера. В 2011 году Airbus A340-600 сняли с серийного производства.

Кстати, модель Airbus A340 является одной из самых безопасных в специальном рейтинге, опубликованном на сайте thebiggest.ru.

2

 Боинг 747-8

В 2005 году компания «Boeing» выпустила самолет Боинг 747-8.

Перспективными отличиями от предыдущих моделей стали удлиненный фюзеляж и значительная экономичность. Производители усовершенствовали аэродинамику, изменив стреловидность крыла и сделав его тоньше и шире. Форма крыла позволяет уменьшить сопротивление воздуха, что, естественно, сказывается на уменьшении потребления топлива.

Этой модели доверяют правительства 19 стран мира, которые используют Боинг 747-8 для полетов первых лиц государства.

Самолет Боинг 747-8 является самым большим коммерческим самолетом, который построен в США. А его длина в 76,25 м выводит его на первое место в мире, как самый длинный самолет.

Боинг 747-8 удерживает также первое место в мире по заказам VIP-версий самолета, предназначенных для государственных деятелей и известных мировых политиков.

1

 Airbus A380

Эйрбас А380, совершивший свой первый полет в 2005 году, по праву можно отнести к номинации «Лайнер-гигант».

На сегодняшний день это самый большой самолет пассажирского класса. Мировые авиакомпании стали использовать его для пассажирских перелетов в 2007 году.

Что же выводит самолет в лидеры? Четыре реактивных двигателя, расположенные на крыльях, длина самолета 72 м 70 см, размах крыльев авиалайнера почти 80 метров, максимальная дальность полета с полной загрузкой 15400 км. Вызывает удивление и вес самолета. Без пассажиров и груза он весит 277 тонн.

Аэродинамика лайнера при таком весе создана настолько оптимально, что он достаточно маневренный и свободно чувствует себя в воздушном пространстве.

Полетные качества самолета улучшены за счет использованного в производстве деталей самолета графита. Из графита созданы крылья и фюзеляж пассажирского лайнера.

В самолете предусмотрено 853 пассажирских кресла при одноклассовой конфигурации, при делении салона на эноном, бизнес и первый класс — на борт могут взойти 555 пассажиров. Для более удобного расположения пассажиров самолет имеет 2 палубы, поэтому его высота составляет 24 метра.

Разработка проекта А380 заняла почти 10 лет. А на создание самого самолета компания-изготовитель потратила 12 миллиардов евро. Дороже в мире только самолеты компании Боинг.

Сегодня Airbus A380 активно используется на межконтинентальных авиалиниях.

В заключение

История авиации приоткрывает завесу и на ее страницах записано, что от первого пассажира, которого взяли на борт в 1908 году, и до появления многоместных авиалайнеров, прошло 60 лет, и сегодня пассажирские самолеты поражают нас как летными характеристиками высоты, скорости и дальности полетов, но и своими размерами. Сегодня уже не является чем-то удивительным трансконтинентальный перелет или многочасовое путешествие на авиалайнере.

Большое внимание в создании больших межконтинентальных лайнеров уделяется безопасности полетов. В связи с этим от идеи проекта и до первого пассажирского перелета проходит довольно длительное время.

На фото: Airbus A380.

В погоне за прибылью, за счет увеличения количества пассажирских мест и дальности перелетов, компании-производители привлекают специалистов разных отраслей, которые разрабатывают параметры безопасности и живучести самолета при попадании в экстремальные ситуации в воздухе, при взлете и посадке.

Большие пассажирские самолеты можно встретить почти во всех аэропортах мира. Сегодня для них перестроены взлетные полосы, усовершенствована система навигации и контроль над полетами.

Ведутся разработки увеличения скорости больших пассажирских самолетов, за счет внедрения новых открытий в аэродинамики крыла и увеличения мощности двигателей.

Но последнее время изменения касаются лишь, так сказать, содержательных изменений, таких как повышение комфортности салонов, качества обслуживания пассажиров.

Ведущие авиакомпании, производители воздушных лайнеров, большое внимание уделяют сегодня внедрению в пассажирские самолеты систем антитеррор.

Автор статьи: Валерий Скиба

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *