Глядя на то, как всемирно известный самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2 уже больше года (он вылетел 9 марта 2015) «завершает» кругосветное путешествие, можно подумать, что развитие пассажирской авиации остановилось или даже идет в обратную сторону. Конечно, Solar Impulse 2 это не будущее авиации, но современные самолеты медленнее сверхзвуковых Конкордов летавших 30 лет назад. Новые модели самолетов в основном отличаются от старых только лишь большей эффективностью расходования топлива. Airbus даже не собирается разрабатывать новый самолет на 2020е годы. Тем не менее, все не так уж безнадежно. Ниже описаны самые перспективные проекты в воздухоплавании, демонстрирующие, что развитие авиации все же продолжается.
Электрические самолеты
Airbus-E-Fan Airbus тестирует небольшой, но полностью электрический самолет Airbus-E-Fan. Последним достижением самолета является перелет через Ла-Манш. Пока что эта модель не может использоваться для, сколько-нибудь продолжительных перелетов, даже одним человеком.
подробнее на русском
DISPURSAL
Но многие авиапроизводители не сомневаются, что за электрической авиацией будущее. Для начала планируется, как и в автомобилях, сделать гибридный двигатель. Airbus намерен провести испытания «более электрического самолета» в рамках проекта DISPURSAL в 2022 году. Вклад электрического вентиляторного двигателя в общую тягу должен составить 23%.
подробнее
X-57 Maxwell
NASA в 2016 году объявило о начале разработки самолета X-57 Maxwell оснащенного 14 электрическими двигателями. Это будет небольшой четырехместный самолет. По словам инженеров, внедрение электродвигателей значительно сократит эксплуатационные расходы. В какие сроки самолет будет создан агенство не сообщает.
подробнее
Lilium Aviation
Немецкий стартап Lilium Aviation получил финансирование на создание электрического частного самолета способного взлетать и садится без аэропорта. Для взлета и посадки самолету нужно будет всего 225 метров. Компания уже создала прототип и планирует представить полноразмерную версию в конце 2018 года.
подробнее
Сверхзвуковые самолеты
Aerion AS2 Aerion AS2 это первый сверхзвуковой самолет за очень долгое время от Airbus. Это частный самолет, рассчитанный на 12 пассажиров. В его разработку будет вложено $4 млрд, а выпуск планируется к 2023.
подробнее
QueSST
В начале марта NASA объявила о разработке почти бесшумного сверзвукового самолета QueSST. Главной причиной запрещения сверхзвуковых пассажирских самолетов (помимо экономии топлива) был слишком сильный шум при переходе на сверхзвуковую скорость. NASA разработатала методы, позволяющие избавиться от шума и собирается построить прототип примерно в 2020.
подробнее
Boom
Авиационный стартап Boom поддержанный Virgin Galactic работает над сверхзвуковым самолетом. Стартап собирается использовать новый самолет для перелетов над атлантикой в 2.5 раз быстрее обычных самолетов. Инвестиции в $2 млрд. должны позволить компании построить прототип к концу 2017 года.
подробнее
D-SEND 2
Япония расположена далеко от мировых центров и потому очень заинтересована в получении сверхзвуковых самолетов. Они даже хотели купить Конкорд, но в итоге ничего не вышло. Поэтому теперь космическое агенство JAXA проводит испытания сверхзвукового планера D-SEND 2. Успехи с уменьшением шума уже есть, примерная дата выхода коммерческой модели – 2030 год.
подробнее
Skylon
По словам его создателей, самолет Skylon сможет добраться в любую точку за 4 часа со скоростью в 5 раз быстрее скорости звука. Чтобы создать его британские инженеры тестируют новый тип двигателя. Они анонсировали первые испытания на 2019. Однако этот проект, несмотря на инвестиции в 60 млн. евро от британского правительства, является самым долгосрочным и труднореализуемым из всех
подробнее
Новые пассажирские самолеты
Крупнейшие авиапроизводители полагают, что воздухоплавание это уже чудо и, хотя новый самолет появляется раз в 5-10 лет, нет необходимости в каких-то прорывных улучшениях. Подробнее в таблице.
Самолет-таблица
Boeing 737 MAX | На Boeing 737 MAX оформлено уже 2500 заказов и он может стать лидером рынка. Его заявленное превосходство над существующим лидером Airbus A320neo в том, что он расходует на 4% меньше топлива. Первые доставки клиентам начнутся в 2017. 1 |
МС-21 | В новом российском самолете МС-21 будет полностью российский двигатель. Путин заявлял, что он ничем не будет уступать иностранным аналогам. Рогозин сообщил журналистам, что массовое производство начнётся с 2020 года. 2 |
Mitsubishi Regional Jet | Япония построит первый в своей истории современный пассажирский реактивный лайнер. Он небольшой и ни на что не претендует. Плановое начало эксплуатации в 2018. 3 |
Comac C919 | А вот первый за долгое время китайский пассажирский лайнер Comac C919 собирается разрушить дуаполию Boeing и Airbus на рынке. Правда пока 500 заказов на него в основном от китайских же перевозчиков. Дата выхода – 2018 год. 4 |
E2 | Бразильская компания Embraer даже не собирается создавать новый лайнер, а просто модернизирует текущую модель и называет это втором поколением. Ожидаются новые двигатели и больше экономия топлива. Тем не менее уже заключено контрактов на более 300 поставок этих самолетов. Доставки клиентам — с 2018 года. 5 |
SSJ 100SV (Stretched Version) | Удлиненный Сухой Суперджет будет иметь до 120 кресел и выйдет в 2019. По остальным характеристикам он будет почти как текущий суперджет и вероятно будет уступать Boing 737 MAX, а в 2020 ещё выйдет Boing 777X… в общем главное он будет летать и будет удлиненный, Аэрофлот их закупит. 6 |
Bombardier Cseries | Самолеты канадской компании Bombardier превзошли ожидания. Производитель обещает, что самолеты будут тратить на 10% меньше топлива чем Boeing 737 MAX и МС-21. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2016. 7 |
- Boeing 777X
- подробнее
Чемпионом по числу незначительных улучшений будет новый Boeing 777X, планирующийся к выпуску в 2020. В нем будет на 5% сильнее двигатель, на 12% ниже затраты топлива и выбросов CO2, на 17 тонн больше грузоподъемность и на 18% больше сидений.
Частные самолеты
Bombardier Global 8000
Бизнес-джет Bombardier Global 8000 на 8 пассажиров будет способен пролететь без дозаправки рекордные 14600 километров со средней скоростью 956 км/ч.
Компания планирует начать продажи в 2019 по цене примерно $65 млн. Конкуренцию самолету составят Citation Hemisphere и Gulfstream G600 — новые бизнес-джеты также поступающие в продажу в 2018-2020 год.
Стоить самолеты будут от $35 млн. до $55 млн.
подробнее
- Cobalt Co50 Valkyrie
- подробнее
- SkiGull
- подробнее
- Icon A5
- подробнее
- Cirrus SF50
- подробнее
- E-GO
- подробнее
- Epic E1000
- подробнее
Новый частный самолет Cobalt Co50 Valkyrie дешевле конкурентов (600тыс $) и самый быстрый в своем классе, но его главная инновация в дизайне – он выглядит совершенно как самолет Брюса Уэйна. Он может единовременно перевозить до 5 пассажиров Дата выхода – середина 2017. Частный самолет-амфибия SkiGull будет способен садиться не только на воду, но вообще на любую поверхность (траву, снег, лед). Он совершил первый полет в ноябре 2015 и в ближайшее время начнет продаваться Другой гидросамолет — двухместный Icon A5 способен взлетать из воды и садится на воду, а также может выходить из штопора и оснащен парашютом для всего самолета. Он признается настолько безопасным, что для разрешения на полеты даже не нужна лицензия пилота, достаточно 20 часов практики Он стоит $250000 и уже производится. В 2016 году были собраны первые 7 машин, но на самолет уже сделано 1850 заказов Бизнес-джет Cirrus Vision SF50 возможно будет первым массовым персональным реактивным самолетом. Он будет способен перевозит до 7 пассажиров должен быть значительно проще в управлении чем обычный частный самолет. Он также будет иметь парашют для всего самолета. Было построено 4 прототипа и первый самолет был доставлен заказчику в июне 2016 года. Всего же заказано уже более 600 таких машин по цене $2 млн. Британский одноместный самолет e-Go уникален своей низкой ценой всего $70000. Дешевле чем многие автомобили. Первый покупатель получил самолет в июне 2016 года. На другом конце ценового спектра шестиместный частный самолет Epic E1000 за $3 млн. Самолет будет способен летать с рекордной для этого класса скоростью до 600 км/ч на расстояние более 3000 километров и при этом может подниматься на высоту до 10 км. Пока что прототип самолета проходит тестирование, однако на него оформлено уже более 60 заказов.
VTOL
С момента появления вертолета люди хотели создать транспортное средство, которое будет таким же быстрым как самолет, но сможет летать и садиться где угодно как вертолет. Это средство передвижение даже получило рабочее название VTOL (vertical takeoff and landing) или просто самолет с вертикальным взлетом.
Упорные, но безуспешные попытки создать это устройство запечатлены в инфографике wheel of misfortune (колесо неудачи).
- AW609
- подробнее
- DARPA
- DARPA объявила о конкурсе на создание наконец самолета с вертикальным взлетом (1) и 4 крупные корпорации (Boeing, Aurora Flight Sciences Corp, Sikorsky Aircraft Co и Karem Aircraft) представят свои полноразмерные прототипы для испытаний в феврале 2017го.
VTOL должен быть «способен в воздухе на все на что способна птица» и лететь хотя бы в 3 раза быстрее обычного вертолета Формально ближе всего к созданию VTOL транспорта подошла итальянская компания AgustaWestland с конвертопланом AW609.
Он действительно способен вертикально садиться и лететь дальше обычных вертолетов, но по скорости (509 км/ч) все ещё значительно уступает самолетам. Пока что конвертопланы производили только для нужд американских военных. Но AW609 будет гражданским транспортом для бизнесменов и нефтяной индустрии. Сертификация ожидается в 2017 году и уже 70 заказов получено.
подробнее
- Joby Aviation
- подробнее
- TriFan 600
- подробнее
Ещё одна попытка это электрический VTOL от стартапа Joby Aviation. Компания говорит, что он будет стоить 200000$ за штуку, но дату выхода не называет. Другой претендент — частный самолет с вертикальным взлетом TriFan 600 собравший $18 млн с помощью краудфандинга. Компания обещает перевозить до 12 человек на 3000 км. И провести сертификацию самолета через 4-6 лет.
Вертолеты
S-97 Raider Альтернативой создания VTOL является просто увеличение скорости вертолета. Этого добивается Sikorsky aircraft. Их новый вертолет S-97 Raider способный летать со скоростью до 450 км/ч. Первый тестовый полет был сделан в мае 2015 года. Изначально эту модель смогут использовать только военные.
подробнее
Вертолеты тоже не остановились в развитии (особенно военные, но здесь о них речь не идет). Перспективные модели в разработке описаны в таблице ниже: Вертолет-таблица
X6 | Airbus Helicopters собирается создать новый тяжелый вертолет к 2020 году. Основные улучшения будут касаться как обычно улучшению топливной экономичности на 25% и также грузоподъёмности до 10 тонн. 1 2 |
Mi-38 | В России разрабатывается новый вертолет в среднем классе — Mi-38. К 2017 его пассажирская версия должна пройти сертификацию. Одно из достижений вертолета – подъём на высоту 8600 метров что ранее было невозможно для вертолета. 1 2 |
Bluecopter | В соответствии с общим трендом на спасение планеты не могло обойтись без экологичного вертолета. Европейский легкий вертолет — Bluecopter будет потреблять на 40% меньше топлива и сократит выбросы углекислого газа. Также будет снижен шум на 10 децебел. Пока что его прототип проходит тестирование. 1 2 |
Ка-62 | Ещё один перспективный российский вертолет К-62 совершил первый полет в середине 2016 года. Госкорпорация «вертолеты России» рассчитывает продавать эту модель по всему миру. 1 2 |
SKYe SH09 | Швейцария сделала первый в своей истории легкий вертолет SKYe SH09 и его качество оказалось очень хорошим. Окончательная сертификация вертолета ожидается в 2018, но уже более 90 машин было предзаказано. 1 2 |
Bell 525 relentless | Американский вертолет Bell 525 relentless будет первым вертолетом с электродистанционной системой управления, снижающей нагрузку на экипаж. Есть уже 60 предзаказов, а сертификация вертолета пройдет в 1 квартале 2017 года. 1 2 |
H160 | Завершает парад новейших вертолетов ещё один вертолет от Airbus на этот раз в среднем классе — H160. Он должен был совершить революцию в вертолетостроении, но в результате только оказался более тихим, с меньшим расходом топлива, новой авионикой и электрическим шасси. Выпуск в продажу ожидается в 2018 году. 1 2 |
Итог
Футуристические концепты самолётов будущего
Человека всегда тянуло в небо, еще со времен мифов об Икаре, однако полноценно исполнить свою мечту человечество смогло только в XX веке. В веке XXI самолет окончательно превратился в самую обыденную вещь, однако конструкторы продолжают разработки в этой области, и им есть чем нас удивить.
Футуристические проекты самолетов будущего появляются регулярно. Далее в статье будет представлено пять таких проектов-концепций в области гражданской авиации.Когда речь ведется о будущем частного самолетостроения, трудно представить себе более футуристический и одновременно реалистичный проект, чем концепт S2 от компании Joby Aviation.
Данный концепт обрисовывает будущее авиации в весьма радужных тонах. Применение в конструкции данного самолета нового типа компоновки и сверхлегких материалов позволяет ему претендовать на то, что уже достаточно скоро серийные версии данной машины смогут подняться в небо.
Благодаря простоте конструкции и некоторым решениям данный самолет может занять нишу не только бизнес-джетов, но и малых транспортных самолетов, эффективных для работы в труднодоступных районах.
Некоторые из вариаций данного проекта предусматривают возможность осуществления вертикального взлета, что позволило бы использовать концепт даже в условиях оживленного мегаполиса, вдали от аэропортов и отдаленных районах без взлетных полос.
Остальные проекты от компаний Airbus, Boeing и NASA должны вывести гражданскую авиацию на новый уровень, обеспечив рекордную высоту и скорость полета за счет использования экспериментальных конструкций крыла и новых силовых установок.
Ну, а модель Progress Eagle от дизайнера из Барселоны — это то, что пока что проходит лишь по разряду фантастики, но при этом затрагивает важную проблему создания сверхэкологичного авиалайнера. При этом все эти концепты объединяет стремление сделать более экономичный в плане потребления топлива, безопасный и экологичный самолет, чем существующие аналоги.
Joby Aviation S2
Компания из Калифорнии Joby Aviation занимается разработкой летательного аппарата, который представляет собой некий гибрид самолета и вертолета. Предполагается, что работающий от литий-полимерных аккумуляторов летательный аппарат под названием S2 сможет совершать вертикальный взлет, поэтому не будет нуждаться в ВПП.
Гибрид самолета и вертолета будет иметь сразу 12 винтов, которые смогут подниматься и опускаться в зависимости от режима полета машины, сообщает издание Daily Mail.Стоит отметить, что ранее компания Joby Aviation специализировалась на проектировании ветрогенераторов. Отсюда, скорее всего, и реализация именно такого замысла.
В компании уже провели компьютерное моделирование своей модели весом 770 кг, а также изготовила натурный макет, весящий 4,5 кг. По словам представителей Joby Aviation, их разработка будет в 3-5 раз безопаснее и эффективнее уже существующих самолетов малого класса.
По их словам, летательный аппарат сможет преодолеть путь от Нью-Йорка до Бостона (322 км) за один час полета. При этом за время этого небольшого путешествия аппарат израсходует 50 кВт⋅ч электроэнергии.
К данной разработке калифорнийских инженеров уже проявило интерес агентство NASA, которое сделало заказ на изготовление 25-килограммовой версии-демонстратора.
Airbus Future Concept
Стоит отметить, что инженеры компании Airbus в своем концепте стремятся превзойти даже многих фантастов. Самолет, который увидит свет не раньше 2050 года, а может и вовсе никогда не будет таким, каким задумывается, по-настоящему футуристичен.
К большому сожалению, данный концепт опирается на огромное количество технических достижений, которые еще не реализованы на практике или, возможно, никогда и не будут придуманы. Несмотря на это, в компании Airbus уверены, что даже этот «мысленный» эксперимент поможет инженерам по-другому взглянуть на конструкцию и функционал пассажирских лайнеров.
По сути, инженеры EADS company, которой владеет Airbus, предлагают концепцию «бионического» лайнера. Внутренняя структура пассажирского самолета, на разработку которой понадобится не одно десятилетие, основана на свойствах скелета птиц, обеспечивающих как минимальный вес, так и необходимую в полете прочность конструкции и жесткость.
При этом европейцы предлагают облачить салон самолета в своеобразную интеллектуальную мембрану, которая сможет становиться прозрачной, для того чтобы предоставить пассажирам потрясающий вид. Да и сам самолет будет высокоинтеллектуальной системой. Интегрированная в него компьютерная сеть должна будет предоставить интерфейс для взаимодействия пассажиров и авиалайнера.
Самолет сможет определять потребности пассажиров и автоматически реагировать на них, активируя разнообразные устройства и функции. К примеру, адаптируя форму кресел под положение и особенности тела человека.Традиционное разделение салона авиалайнера на бизнес- и эконом-классы должно будет уйти в прошлое. В Airbus собираются заменить эти классы «персонализированными зонами». Так, «Vitalising zone» («Оживляющая зона») будет предназначена для релаксации, чему будет способствовать состав воздух, наполненный антиоксидантами и витаминами, лунный свет, ароматерапия и даже акупунктура. «Interactive zone», находящаяся в центре салона, будет служить для общения и развлечений. В этой зоне с помощью виртуальных проекций можно будет создавать разнообразное искусственное окружение для самых разных сценариев: от голографических игр (пассажиры смогут сыграть на борту в гольф) до виртуальных примерочных. Для тех людей, кто в полете привык работать, будет отведена специальная «Smart tech zone».Поднявшись в небо, самолет сможет изменять конфигурацию крыльев, делая их тоньше и длиннее. Благодаря этому удастся добиться снижения сопротивления среды, что является хорошим способом экономии авиатоплива. U-образный хвост самолета сможет действовать как «щит», призванный рассеивать шум от работающих двигателей. Кстати, сами двигатели планируется совместить с корпусом авиалайнера, для того чтобы еще существеннее снизить потребление топлива и шум, который передается в салон самолета. По мнению специалистов из компании Airbus, в будущем технологии, которые используются в авиадвигателях, должны выйти на такой высокий уровень, чтобы двигатели уже не нуждались в регулярном обслуживании, а значит, их можно будет безопасно интегрировать в «тело» авиалайнера.Также в компании Airbus уверены, что высокоинтеллектуальная авиация будущего сможет «самоорганизовываться» и подбирать наиболее безопасные и эффективные для окружающей среды маршруты. На направлениях, которые пользуются наибольшей популярностью у пассажиров, самолеты смогут летать не поодиночке, как это происходит в данный момент времени, а группами. К примеру, V-образная формация, состоящая из 25 самолетов, подобно птичьей стае создаст более комфортные условия для большей части лайнеров, включенных в нее. Сопротивление воздуха внутри такой «стаи» будет на десятки процентов ниже, чем за пределами формации.
Boeing Sugar Volt
Работает над созданием самолетов-концептов и компания Boeing, представившая свой проект Sugar Volt. Данный гражданский авиалайнер будущего будет оснащен гибридной электрической установкой. Двигатели самолета смогут работать исключительно на питании от батарей, но в случае необходимости, например при длительном перелете, смогут переключиться на традиционное топливо.
Пассажирский дозвуковой авиалайнер Sugar Volt, создаваемый инженерами Boeing, должен потреблять на 70% меньше топлива за счет своей гибридной силовой установки. Sugar Volt можно по праву отнести к череде проектов создания «зеленого» самолета, разработку которых финансирует NASA.
Большинство других проектов предполагает использование метановых или водородных топливных элементов. Однако концепция Sugar Volt заточена на электроэнергию. Предполагается, что самолет будет заряжать свои батареи во время стоянки в аэропорту, зарядка будет идти от местных электросетей.
На взлете самолет будет использовать стандартное авиационное топливо, но после достижения необходимой высоты полета сможет перейти на питание двигателей от электроэнергии. Специалисты компании Boeing справедливо решили, что лучший способ экономить авиационное топливо заключается в том, чтобы его вообще не использовать.
Такой подход как раз и становится возможным при применении альтернативных источников энергии, к которым относят электродвигатели в гибридной двигательной установке и аккумуляторные батареи самолета Sugar Volt. Предполагается, что размах крыла перспективного самолета Sugar Volt будет приблизительно в два раза больше, чем у уже существующих на данный момент пассажирских авиалайнеров. Использование такого решения должно снизить длину разбега самолета при взлете и увеличить энергоэффективность машины, а также компенсировать немалый вес аккумуляторных батарей. При этом крылья самолета смогут складываться, для того чтобы по габаритам авиалайнер можно было уместить в большинство современных аэропортов. Также специалисты американской компании подчеркивают, что гибридная силовая установка самолета будет обладать низким уровнем шума. Крыло и динамические характеристики разрабатываемых двигателей должны способствовать достижению более короткого разгона по ВПП, что было одним из условий программы NASA.В совокупности все реализованные в данном концепте наработки должны сделать его эффективнее всех существующих средних пассажирских самолетов на 55%. Помимо всего прочего, он будет гораздо экологичнее. Выбросы в окружающую среду углекислого газа сократятся на 60%, закиси азота на 80%. Ожидается, что для взлета Sugar Volt достаточно будет взлетно-посадочной полосы длиной 1200 метров, тогда как для Boeing 737 необходима полоса длиной 1500 метров. Но как бы ни были привлекательны гибридные решения, появления такого самолет в тот или ином варианте не стоит ждать раньше 2030 года. В первую очередь это связано с тем, что современный уровень развития человеческих технологий не позволяет разработать аккумуляторные батареи достаточной емкости, хотя плодотворная работа в этой области ведется в электронной, автомобильной и других отраслях промышленности многих стран.
Lockheed Martin Box WIng Jet
Американская компания Lockheed Martin в первую очередь известна всем любителям авиации своими военными проектами. Однако специалисты компании работают не только над истребителями. В тесном сотрудничестве с NASA и компанией Boeing они работают над созданием перспективных гражданских авиалайнеров.
При этом специалисты Lockheed Martin готовы применить в гражданском самолетостроении и некоторые технологии из авиации военного назначения. Стоит отметить, что именно компания Lockheed Martin является создателем знаменитых истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, первый из них является единственным серийно выпускаемым в мире, второй находится на подходе.
В своем новом проекте гражданского самолета, который получил обозначение Box WIng Jet, специалисты компании обратились к необычной схеме с замкнутой конструкцией крыла. При этом при создании самолета инженеры решили обратиться к легким материалам, которые изначально разрабатывались специально для истребителей.
В некотором роде данный концепт на совершено новом уровне реализует концепцию самолета-биплана. Казалось бы, знаменитые «этажерки» — это даже не прошлый день авиации, а по-настоящему прошлый век, но идея увеличения площади крыла самолета без увеличения его габаритов представляется слишком привлекательной для авиаконструкторов.
В самом деле, при таком подходе уменьшается весовая нагрузка на единицу площади несущей поверхности, а следовательно, сокращаются посадочная и взлетная скорости — нет необходимости строить большие аэродромы, растет маневренность машины, снижается расход топлива, а сам полет становится более безопасным. Использование нового типа крыла должно существенно увеличить очень важный почти для всех летательных аппаратов параметр: соотношение подъемной силы к силе сопротивления среды. Но на изменении конструкции крыльев нововведения не заканчиваются. Специалисты компании Lockheed Martin предлагают установить на самолет новые более эффективные двухконтурные турбореактивные двигатели. Данные двигатели будут производить тягу не только в момент сжигания воздушно-топливной смеси, находящейся в камере сгорания (как это происходит при работе обыкновенных ТРД), но и за счет расположенных в их передней части вентиляторов, которые будут прокачивать воздух. Увеличив диаметр вентиляторов наполовину, можно сразу в несколько раз увеличить долю тяги, создаваемой вентиляторами без сжигания топлива. Такое решение в совокупности с кольцевым крылом должно помочь самолету Box Wing Jet потреблять в два раза меньше топлива по сравнению с уже существующими пассажирскими авиалайнерами. Пожалуй, самолет не сможет превзойти по скорости существующие лайнеры, но коммерческая отдача от экономии все перекроет. К тому же использование замкнутого крыла с повышенной подъемной силой позволяет экипажу осуществлять посадку, уменьшив до минимума мощность двигателей, что, согласно расчетам инженеров компании Lockheed Martin, должно сократить уровень шума на 35 дБ, что определенно должно понравится людям, живущим рядом с аэропортами. Сообщается, что самолет Box Wing Jet от Lockheed Martin может подняться в небо до 2025 года.
Progress Eagle
Испанская дизайнерская компания Оскара Виналса представила свой второй проект концептуального самолета. Неизвестно, что подталкивает эту фирму к созданию концептов, возможно, красота самой Барселоны, а возможно просто любовь к небу. Скорее всего, концепты испанца никогда не поднимутся в небо, но выглядят они достаточно эффектно.
Сам Оскар Виналс считает, что последний представленный им концепт самолета мог бы подняться в небо через 15 лет. Самолет, который получил обозначение AWWA-QG Progress Eagle, сможет брать на борт до 800 пассажиров. При этом воздушное судно предполагается сделать очень комфортным и практически бесшумным.
По мнению Оскара Виналса, его самолет производил бы на 75% меньше шума в сравнении с уже существующими на сегодняшний день авиалайнерами. Согласно проекту, AWWA-QG Progress Eagle должен получить 6 двигателей, которые работали бы на водороде. Помимо этого самолет должен получать дополнительную энергию от солнечных батарей и ветрогенераторов.
Размах крыла самолета составляет 96 метров, что больше, чем у такого гиганта, как Airbus A380. При этом детище испанского дизайнера имеет сразу три палубы, а кабина пилотов расположена на втором этаже. В AWWA-QG Progress Eagle некоторые иллюминаторы Оскар Виналс предложил заменить 3D экранами.
По мнению дизайнера, такой ход помог бы улучшить аэродинамические характеристики летательного аппарата. За футуристическим внешним видом самолета кроется перевод авиапутешествий на принципиально новый уровень. Самолет обладает сразу тремя палубами. Первая из них расположена в носовой части авиалайнера и предлагает пассажирам красивый панорамный обзор, а также разнообразные развлечения. Кабина пилотов располагается на второй палубе, при этом она включает в себя комнату, где экипаж может полноценно отдохнуть на настоящей кровати или попить кофе. Конструкционно реактивный самолет AWWA-QG Progress Eagle, по замыслам проектировщика, должен состоять из современных материалов: графен, керамика, углеродное волокно, титан, алюминий и сплавов, обладающих памятью формы. Ультратонкие крылья лайнера размахом 96 метров обладают геометрией двунаправленной стрелки и в состоянии складываться по секциям во время нахождения авиалайнера на стоянке в аэропорту.Источники информации:http://www.infuture.ru/article/9808http://www.mirprognozov.ru/prognosis/science/kakimi-budut-samoletyi-buduschego/dehttp://www.popmech.ru/technologies/13523-gibridnyy-samolet-prius-v-nebehttp://zele.ru/novosti/avia-i-oruzhie/joby-s2-9388http://unspoken.ru/awwa-progress-eagle
http://elitedaily.com/envision/airbus-futuristic-concept-plane-future-flying-photos
Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Как выглядят самолеты будущего: гиперзвуковая скорость и солнечная энергия
Люди всегда стремились покорять небо, и казалось, что ни одному человеку не дано летать подобно птице — стоит только вспомнить миф об Икаре. С момента появления первых планеров братьев Райт в начале ХХ века авиаконструкторы не раз переступали технологические ограничения и совершали революции.
Сегодня мы уже не считаем фантастикой массовое использование беспилотных воздушных судов или самолетов на жидком водороде.
Но новые технологии необходимо подкрепить безоговорочными гарантиями безопасности и надежности, и компании всего мира прилагают большие усилия для того, чтобы заручиться поддержкой своих пассажиров.
Управление как в видеоигре
Технология для гражданских самолетов Active Stick, разработанная в 2018 году компанией BAE Systems, применяется на реактивном самолете бизнес-класса Gulfstream G500, где она обеспечивает тактильную обратную связь пилота с системами лайнера. Active Stick дает ему возможность буквально физически ощущать свою машину вместо того, чтобы полагаться только на показания приборов.
BAE Systems — оборонная компания Великобритании. Входит в топ-10 мировых компаний по производству вооружений.
Gulfstream G550 — реактивный двухмоторный самолет бизнес-класса, выпускающийся корпорацией Gulfstream Aerospace.
Изображение: Gulfstream
Fly-by-Wire (FBW) — система, заменившая прежний ручной (механический) контур управления самолетом электронным — одно из чудес современной аэрокосмической техники.
Самолеты предыдущего поколения управлялись с помощью гигантского количества тросов, кабелей, шкивов и гидравлики, что значительно утяжеляло летательные аппараты.
Однако, по мнению экспертов, использование компьютерного джойстика снижает реальное восприятие полета до уровня видеоигры.
Электродистанционная система управления (ЭДСУ, Fly-by-Wire) — система управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине экипажа (например, от ручки управления самолетом, педалей руля направления) к исполнительным приводам аэродинамических поверхностей (рулей и взлетно-посадочной механизации крыла) в виде электрических сигналов. Впервые была использована в американских бомбардировщиках Vigilante в 1961 году.
Boeing, как и BAE Systems, экспериментирует с автоматизированным подходом к управлению. Компания представила новую функцию компьютерного управления в моделях Boeing 737 MAX 8 и MAX 9.
Она позволяет избежать сваливания, которое может возникнуть, если нос самолета слишком сильно поднят. Однако специалисты предупреждают, что во время нештатных ситуаций этот инструмент может неправильно сработать и просто отправить самолет в пике даже при ручном управлении.
В пособиях к новым самолетам не говорилось о том, что во время нештатных ситуаций управление Boeing может измениться, и представители авиакомпаний находятся в некотором замешательстве из-за отсутствия комментариев самой компании.
Более того, некоторые эксперты опасаются, что именно эта новая функция привела к катастрофе в Яванском море.
29 октября 2018 года самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air через 13 минут после взлета упал в Яванское море. В результате авиакатастрофы погибли 189 человек.
В связи с появлением огромного количества новых технологий в сфере авиастроения неизбежно возникает вопрос о безопасности использования искусственного интеллекта и автономных решений компьютера.
Для обеспечения безопасности воздушного пространства SkyGrid создает блокчейн-систему, в которой будут храниться все данные о полетах беспилотных летательных аппаратов. Анализировать большие объемы данных будет искусственный интеллект.
Нейросеть также сможет передавать всю информацию о полетах в государственные авиационные диспетчерские системы.
Сверхбыстрые и беспилотные самолеты
В июне этого года корпорация Boeing представила на конференции в Атланте проект гиперзвукового самолета, который за два часа долетит из Нью-Йорка до Лондона и за три часа — из Нью-Йорка до Токио.
Скорость самолета Boeing должна быть в пять раз выше скорости звука: она будет превышать 6 тыс. км/час. Для сравнения, максимальная скорость сверхзвукового пассажирского самолета Concorde превышала скорость звука в два раза.
На создание гиперзвукового самолета по подсчетам Boeing уйдет не менее 20–30 лет.
Изображение: Boeing
«Конкорд» — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС), один из двух (вместе с Ту-144) типов сверхзвуковых самолетов, находившихся в коммерческой эксплуатации.
«Конкорд» был создан в результате слияния в 1962 году. Всего было изготовлено 20 самолетов. Первый полет прототипа состоялся в 1969 году, а ввод в коммерческую эксплуатацию произошел в 1976 году. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 млн пассажиров.
25 июля 2000 года один самолет потерпел катастрофу при вылете из парижского аэропорта Шарль де Голль, погибло 113 человек. Эта катастрофа приостановила полеты «Конкордов» на полтора года.
В последующие годы велись работы по модификации парка самолетов.
Но после возобновления полетов последовала череда инцидентов, наиболее заметными из которых стали отказ одной из секций руля направления и утечка топлива, повлекшая отключение двигателя.
10 апреля 2003 года British Airways и Air France объявили о решении прекратить коммерческую эксплуатацию своего парка «Конкордов».
В России Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) анонсировал разработку проекта гиперзвукового пассажирского самолета с двигателями на жидком водороде.
Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало сообщил, что появление отечественных водородных самолетов намечено на 2030–2031 годы.
Планируется, что гиперзвуковые самолеты будут осуществлять пассажирские перевозки по России.
Изображение: ЦАГИ
Через три года Airbus, Rolls-Royce и Siemens проведут первые летные тесты гибридного самолета E-Fan X. В основу конструкции ляжет пассажирский самолет BAE 146. Инженеры заменят один из четырех турбовентиляторных газовых двигателей BAE 146 на гибридный двигатель. Его работу обеспечат аккумуляторы и бортовой генератор на авиационном топливе.
Aurora Flight Sciences, дочерняя компания авиаразработчика Boeing, уже в 2019 году выпустит первый беспилотный самолет на солнечных батареях. Беспилотный научный самолет Odysseus предназначен для непрерывного полета и проведения климатических и атмосферных исследований.
Создатели утверждают, что Odysseus сможет летать несколько месяцев подряд и производить нулевые выбросы углекислого газа. В основном Boeing будет использовать беспилотник для мониторинга погоды, однако спектр возможного применения намного шире — связь, разведка, наука.
Специалисты Boeing отмечают, что могут перепрограммировать Odysseus в зависимости от задач.
Норвегия движется в том же направлении — организации экологически безопасных полетов. Фальк-Петерсен, глава государственной норвежской компании Avinor, сообщил, что для начала авиакомпании будут тестировать «переходные технологии» — биотопливо и гибридные двигатели.
Avinor также планирует организовать тендер на запуск коммерческого рейса с использованием небольшого электросамолета, рассчитанного на 19 пассажиров. Первые полеты воздушного судна должны состояться уже в 2025 году.
С 2040 года все воздушные суда для ближних перевозок в Норвегии перейдут на электротягу.
Avinor AS — государственная компания с ограниченной ответственностью, которая управляет большинством гражданских аэропортов в Норвегии. Норвежское государство через Министерство транспорта и коммуникаций контролирует 100% уставного капитала.
Первым серийным электрическим летательным аппаратом, появившимся в продаже, стал одноместный планер Alisport Silent Club в 1997 году. Приводился в движение двигателем мощностью 13 кВт.
С мая 2015 года словенский производитель Pipistrel выпускает модель Alpha Electro — двухместный полностью электрический самолет, предназначенный для обучения.
Lockheed Martin уже сообщила о завершении «чертежного» этапа разработки самолета X-59 Quiet Supersonic Technology (QueSST) и начале его непосредственного изготовления. Первый испытательный полет запланирован на 2021 год.
Многолетнее сотрудничество Lockheed Martin и НАСА подсказало цель создания X-plane QueSST — тестирование технологий, которые в дальнейшем позволят получить малошумный коммерческий сверхзвуковой самолет, не создающий проблем для жителей городов.
X-59 QueSST будет совершать полеты на высоте 17 тыс. м со скоростью 1 512 км/час, при этом шум в момент преодоления звукового барьера не будет превышать 75 дБ, что соответствует громкости хлопка при закрытии двери автомобиля.
В России уже проходят летные сертификационные испытания два новых пассажирских самолета МС-21-300. Во время испытаний они подвергнутся многократным нагрузкам, имитирующим не менее 180 тыс. полетов.
Уникальность этого лайнера заключается в крыле из полимерных композитов, впервые в мире созданном для самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Благодаря такой конструкции операционные расходы при эксплуатации МС-21 будут на 12–15% меньше, чем у аналогов.
Доля композитов в конструкции МС-21 составляет свыше 30% и является уникальной для этого класса воздушных судов.
В 2018 году российские разработчики представили новый турбинный двигатель ТВ7-117СТ-01. Его характеристики в целом повышают эффективность всей практически полностью автоматизированной системы.
Его уже установили на пассажирском самолете Ил-114-300, который будет предназначен для эксплуатации на местных воздушных линиях.
Двигатель увеличит, по сравнению с Ил-114, дальность полета с полной допустимой загруженностью до 1 900 км.
Летающие автомобили и рюкзак за плечами
Техдиректор Rolls-Royce Пол Штайн назвал три категории самолетов, которые первыми перейдут на электротягу. К первой категории относятся авиатакси — небольшие летательные аппараты, рассчитанные на одного-четырех пассажиров, с запасом хода не более 120 км. «Для таких судов аккумуляторы уже практически готовы», — заявил Штайн.
Вероятно, именно этим объясняется возросшая популярность идеи создания и введения в эксплуатацию летающих автомобилей, а именно так сейчас принято называть небольшие воздушные такси. Guardian приводит в качестве примеров принадлежащий китайской Geely стартап Terrafugia, а также словенскую компанию Pipistrel.
Свою версию авиатакси разрабатывает и Airbus совместно со специалистами Audi и дочерней компанией Italdesign.
27 ноября этого года концепт воздушного такси Pop.Up Next был представлен в Амстердаме на ежегодной неделе дронов, где успешно продемонстрировал все заложенные в него функции.
Концепт имеет важную особенность — он модульный, благодаря чему сможет перевозить пассажиров как по земле, так и по воздуху. Pop.Up Next состоит из трех отдельных модулей. Электрическое шасси мощностью 60 кВт (80 л. с.
) крепится к пассажирской капсуле, тем самым формируя электромобиль.
При этом пассажиры с помощью специального приложения смогут в любой момент (например, безнадежно застряв в пробке) вызвать летающий модуль и, соединившись с ним, уже по воздуху прибыть в пункт назначения.
Отдельное направление развития гражданской авиации — это JetMan — реактивные рюкзаки, которые позволят человеку летать в будущем. Управление летательным аппаратом происходит только за счет смещения центра тяжести. Ранец может развить скорость до 300 км/час, максимальная дальность полета — десять минут.
Тренд на мобильность авиасудов, способных передвигаться даже в пределах мегаполиса, беспилотные технологии и гиперзвуковые скорости уже сегодня отражает завтрашнее положение гражданской авиации.
Передвижения в трех измерениях — будущее транспорта, которое уже, по прогнозам гендиректора Uber Дары Хосровшахи, находится в пределах 20–30 лет.
Но, возможно, все эти изобретения излишни, если скоро для преодоления расстояния в тысячу километров нам нужен будет только ранец за спиной.
Самолёт Пак Да: перспективный авиационный комплекс дальней авиации, бомбардировщик шестого поколения, ттх
После принятия в России на вооружение новейшего истребителя пятого поколения Су-57, резко возрос интерес к авиации и к новым перспективным разработкам в этой сфере. А в ней происходят очень интересные события. Вслед за Су-57 (ПАК ФА) начата разработка новейшего перехватчика пятого поколения, наследника легендарного МиГ-31, который носит рабочее название ПАК ДП.
Так же ведутся работы над перспективным транспортным самолётом ПАК ТА, будущим наследником Русланов и Ил-76. Это более или менее далёкое будущее, но ещё до окончания работы над истребителем пятого поколения, была начата работа над самолётом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
Предыстория
В 20-м веке, в годы Холодной войны, авиация СССР была как минимум второй в мире, а по некоторым видам техники, так и первой. В СССР постоянно разрабатывались и строились самые современный самолёты, которые ни в чём не уступали аналогам из США и стран Запада.
Однако, в 1991 году СССР развалился, в бывших республиках Союза началась натуральная разруха. И естественно ни какие новые образцы боевой техники, и в том числе авиационной, не разрабатывались. Казалось бы, этим должны были воспользоваться США и сделать отрыв от России, которая стала правопреемником СССР, недосягаемым.
Но этого не произошло, США почивали на лаврах и за время своего безоговорочного доминирования разработали всего два образца самолётов – Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II. Оба эти самолёта, истребители пятого поколения, и как не трудно догадаться, представители лёгкой авиационной техники. Да и сами по себе сырые, чрезмерно дорогие и недоработанные.
Ни чего нового в области бомбардировочной авиационной техники, и уж тем более в области стратегической авиации в США, разработано не было.
В начале 21-го века, в России сложились относительно благоприятные экономические условия, которые позволили начать разработку новых самолетов. Россия несколько сократила отставание от США, разработав и наладив мелкосерийный выпуск самолёта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который известен как истребитель пятого поколения Су-57.
После того как работы по новому истребителю закончились, в России началась разработка нового стратегического бомбардировщика, который получил название ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Пока информация об этой машине, естественно засекречена, но кое-что в сеть просачивается, и эту информацию попробуем обобщить.
Сегодня на вооружении России стоит два стратегических бомбардировщика – Ту-95 «Медведь» (с 1955 года) и Ту-160 «Белый лебедь» (с 1984 года).
Первая из двух машин дозвуковая и, не смотря на многочисленные модернизации, которые она прошла, откровенно устаревшая, ведь возраст конструкции уже 63 года.
Ту-160 машина сверхзвуковая и намного более молодая. Но всё равно, 34 года, это солидный возраст.
Правда в США ситуация со стратегической авиацией не лучше, но это лирическое отступление. В общем, думается ни у кого не вызывает сомнения что необходимость разработки нового стратега не просто назрела, а перезрела.
Концепция бомбардировщика будущего
Перед началом работ в аналитических кругах развернулась яростная дискуссия о концепции будущего самолёта и о том, каким будет техническое задание на разработку.
Поначалу думали, что будущая новинка будет гиперзвуковой, но от этой идеи довольно быстро отказались.
Прежде всего по причине того что создание работоспособного гиперзвукового двигателя затормозилась на неопределённый срок. Работы, конечно в этом направлении ведутся, причём не только в России, но они достаточно далеки от окончания, и ставить разработку самолёта в зависимость от того когда эти работы будут закончены не совсем разумно.
Поэтому будущий стратегический бомбардировщик будет дозвуковым. Основной принцип, который заложен в будущей новинке,это экономичность и низкая стоимость эксплуатации. При этом и стоимость самого самолёта должна быть если не дешевле, то в пределах стоимости упомянутого выше Ту-160.
По своим характеристикам будущий стратег должен заменить все стоящие на вооружении Российских ВКС машины.
По характеристикам своего бомбового отсека он должен быть способен нести и применять все стоящие на вооружении и разрабатываемые авиабомбы и ракеты.
Второй важной характеристикой, которой должен обладать бомбардировщик нового поколения является малозаметность. И это условие является вполне выполнимым. Например, упомянутый выше Су-57, имеет в своей конструкции элементы технологии Стелс.
Слухи и факты о бомбардировщике ПАК ДА
Известно, что разрабатывать новый самолёт будет конструкторское бюро Туполева. Кроме этого известно, что наработки по будущему стратегу в КБ существуют ещё с 20-го века. В конструкторском бюро, будущему бомберу, присвоено название «Изделие 80».
В декабре 2017 года, бывший командующий Российских ВКС, Виктор Бондарев заявил, что научно-исследовательские работы по этой теме уже завершены, и конструкторское бюро готовит документацию для сборки первого опытного образца.
В начале этого года, в интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер правительства России, Дмитрий Рогозин, на вопрос касающийся ПАК ДА, сказал, что ракетоносец будет строиться по схеме «летающее крыло», до этого не применявшейся ни в авиации России, ни в авиации СССР.
Чуть ранее в сети появилась информация, что в Туполевском КБ создана модель будущего стратега в масштабе 1:10 и параллельно с этим появилось странное фото летательного аппарата, представленного как прототип. Точно неизвестно, модель какого летательного аппарата присутствует на этом фото.
Многие её связывают именно с ПАК ДА. Вряд ли это утверждение может соответствовать истине, смущают два двигателя в выносных гондолах, которые едва ли могут быть на стратегическом бомбардировщике будущего. Кроме этого, в сети появилась некая 3D модель, которая, скорее всего несколько ближе к истинному внешнему виду. Параллельно с этими моделями в сети появился некий чертёж.
Главным элементом техники любого самолёта, кроме планера, о котором речь шла выше, является его силовая установка. Двигатель для будущего ракетоносца находится в стадии разработки, и разработать его должна Самарская компания «Кузнецов». Правда, сделать она это должна не с нуля, а на основе уже хорошо отработанного мотора НК-32.
Данный силовой агрегат является двухконтурным турбореактивным трёхвальным двигателем с общей форсажной камерой (ТРДДФ). Этот двигатель сегодня устанавливается на ракетоносец Ту-160.
Будущий силовой агрегат получит название НК-32-02 и должен иметь тягу в 23 тоны. Соответственно 2 двигателя, которые планируется устанавливать на будущий бомбардировщик должны развивать тягу 46 тонн.
Кстати базовый мотор НК-32 развивает тягу всего в 14 тонн. Правда, на Ту-160 их установлено 4 штуки.
Из других технических особенностей, которые известны, стоит отметить, что максимальная взлетная масса будущего бомбардировщика, по данным французского издания «Air&Cosmos», должна составлять 145 тонн.
Кстати, упомянутый выше Ту-160 весит почти вдвое больше – 275 тонн. Правда, на сайте «Стелс машины» максимальный взлетный вес ПАК ДА указан в пределах 226 тонн.
Но думается, что первая цифра на много ближе к истине. Ориентировочная дальность самолёта заявлена в пределах 15 – 16 500 км. Дальность полёта «Белого лебедя» на дозвуковой скорости, с нормальной бомбовой нагрузкой составляет 14 000 км.
Следовательно, если будущий стратег будет иметь практически такую же массу как Ту-160, с меньшей энерговооружённостью он ни когда не сможет достичь заявленной дальности полёта.
То есть, скорее всего, масса ПАК ДА должна составить где-то в пределах 145 тонн.
Что касается бомбовой нагрузки, то известно, что она должна составить 34648 кг. Для сравнения у «Белого лебедя» она составляет немногим больше – 40 тонн. Таким образом, по этому показателю, новый бомбер должен стать между самолётами Ту-160 и Ту-22.
Если первый может нести 40 тонн бомбовой нагрузки на дальность 14 000 км, то второй имеет нагрузку меньше – 24 тонны.
Про дальность полёта Ту-22 говорить нет смысла, это не стратег, а фронтовой бомбардировщик и имеет соответствующую дальность всего до 2 500 км.
В феврале этого года была озвучена информация о том, что производство будущего флагмана Российской стратегической авиации начнётся на мощностях «Казанского авиационного завода им. Горбунова».
По заявлению заместителя генерального директора завода Николая Савицких, производство этого самолёта загрузит завод работой, как минимум, на ближайшие 10 лет. Так же в Казани, должен будет построен первый опытный экземпляр «Изделия 80», и появится он где-то пределах 2023-25 гг. А серийное производство должно быть развёрнуто с 2028-29 гг.
Вооружение и боевое применения
В 21 веке основным вооружение стратегов должны стать крылатые ракеты, а не бомбы. Хотя возможность использования старые добрые бомбы так же должна сохранится. Крылатые ракеты будущего должны иметь большую дальность полёта.
Это должно позволить бомбардировщикам будущего наносить удары по целям, не заходя в зону действия ПВО противника.
Правда, пока габаритные размеры таких ракет неизвестны,то проектировать бомбоотсек нужно с учётом уже существующих средств поражения.
То есть в бомбоотсек как минимум должна стать револьверная установка на 6 ракет Х-101/102 или Х-555. Данная установка становится в отсек размером 8,75х2,5х2,5 м.
Места для такого отсек или даже на несколько отсеков в новом ракетоносце найти будет не проблема. Например, Ту-160, с которым постоянно сравнивается ПАК ДА, имеет 4 барабанных установки.
На новом самолёте должно быть как минимум 2 таких установки.
Проект ПАК ДА начинался ещё до того как был закончен проект ПАК ФА, он же Су-57.
Тогда казалось, что это просто пиар и на реализацию такого проекта у России нет ни сил, ни возможностей. Однако после завершения проекта истребителя пятого поколения скептицизм у многих уменьшился, хотя и не прошёл совсем.
Понятно, что после появления у России аналога американского бомбардировщика В-2, отставание от США и НАТО в области авиации если не устранится полностью, то станет минимальным.
NorthropB-2 Spirit на сегодняшний день является единственным в мире малозаметным стратегическим бомбардировщиком.
И когда Россия закончит этот проект, то она станет второй сраной имеющей такой авиационный комплекс в мире.
Правда, такой же самолёт разрабатывается и в Китае, так что тем более, важно закончить этот проект, чтобы не оказаться в гонке вооружение в роли догоняющего. Остается открытым только один вопрос – получится ли его завершить?