Самолет с матиасом рустом приземлился на красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта

28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет 18-летнего немецкого паренька Матиаса Руста.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта

Предвкушая полёт в Москву

13 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из аэропорта города Итерзен на лёгком самолёте «Цессна-172 Скайхок» (бортовой номер D-ECJB), арендованном им в своём аэроклубе и модифицированном путём установки дополнительных топливных баков вместо второго ряда сидений. Через пять часов полёта над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов.

На следующий день Руст вылетел в Вагар (Фарерские острова).

15 мая Руст совершил перелёт в Кеблавик (Исландия), где посетил Хёвди — место проведения встречи Рейгана и Горбачева в октябре 1986 года.

22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая — в Хельсинки (Финляндия). Теперь, преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели. Однако сомнения в своей способности выдержать нервное напряжение не оставляли. Он постоянно колебался: «Да, я должен это сделать» — «Нет, это безумие».

Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил «Цессну», проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он струсит.

В 12:21 Руст взлетел. Через 20 минут, в районе города Нуммела, его самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо.

Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Чтобы достоверно в этом убедиться, были привлечены дополнительные силы. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

Позже ему предъявят счёт за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта

Руст ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва.

Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу СССР в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Не сказать, чтобы самолет остался незамеченным, неверно.Не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255.

Радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в районе Скрунды, обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк.

В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 лётчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа».

Самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями.

Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвращались на аэродром.

Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку.

Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» этого не сделали и система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой». Среди самолетов оказалась и «Цессна» Руста.

Таким образом, свой дальнейший путь Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цессну» приняли за поисковый советский вертолет.

В 18:30 Руст подлетел к Москве.

Он предполагал сесть непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта

  • Снизившись над улицей Большая Ордынка, его самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаСамолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта

В 19:10 Руст вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Последствия

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта

Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный и безрассудный парень. Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал его «нахальным аэрокурёнком».

В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что система ПВО предназначалась для отражения нападения с воздуха или из космоса, способного нанести урон общегосударственного масштаба.

Задача противодействия в мирное время воздушным хулиганам на легкомоторных аппаратах, летящих на малых высотах, непосильна для экономики государства, имеющего протяжённость границ более 60 тыс. км.

Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва.

Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них — новый министр обороны Дмитрий Язов — впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.

  1. Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события), получил выговор, но должность сохранил.
  2. Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»
  3. Аэродром на площади и субмарина у Большого
  4. Шутка о том, что трасса Москва-Ленинград – самая мягкая, так как устелена папахами полковников и генералов, отразила невеселую действительность – было «пометено» много народу.

После того как шоковое состояние прошло, советский народ со свойственным ему энтузиазмом начал веселиться. Красную площадь стали именовать не иначе как «Шереметьево-3». Родился анекдот о двух летчиках на Красной площади, один из которых просит закурить, на что получает ответ: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!»

Или еще: на Красной площади собралась толпа народа с вещами. На вопрос: «Что это вы здесь делаете?», следует ответ: «Ждем самолет из Гамбурга!» Другая байка рассказывала о том, что возле фонтана Большого театра выставили милицейский пост. «Зачем?» «А вдруг американская подводная лодка всплывает?»

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта

Самолёт Руста в Немецком техническом музее

Матиас Руст: подробности полета, история, детали

28 мая 1987 года в самом центре Москвы, на Красной площади, появился немецкий легкомоторный самолет «Сессна-172 Скайхок»

Его пилотировал немецкий пилот-любитель Матиас Руст. Сегодня мы постараемся разобраться, был ли полет Руста его личной инициативой, ставшей возможной благодаря цепи случайностей, или это была спланированная акция, подразумевавшая дестабилизацию политической обстановки в Советском Союзе.

1. Случайность первая: подготовка

В 1987 году юному Матиасу было всего 18 лет, но у него уже была лицензия пилота. Что, впрочем, неудивительно, так как его отец был владельцем бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна». Но случайность (или спланированная закономерность) кроется совсем в другом.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаМаршрут Руста. Источник: https://upload.wikimedia.org

Каким образом молодой и неопытный пилот в сложных погодных условиях, при которых и опытные боевые летчики-истребители летают не всегда, смог достичь границы СССР?

Ответ прост: перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».

Впрочем, есть вопросы, которые остались открытыми: мог ли 18-летний парень придумать всё это сам; или же его кто-то надоумил?

2. Случайность вторая: вылет

Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 года произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаМатиас Руст у самолета. Источник: https://redsearch.org

Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.

Пропавший самолет сразу начали искать финские спасатели и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».

3. Случайность третья: граница

Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаНад Красной площадью. Источник: https://www.gazeta.ru

Тем не менее уже через час полета – в 14.10 самолет был взят на сопровождение советской РЛС П-15, 14-й дивизии ПВО. Расчёты ЗРК были подняты по тревоге, информация постоянно поступала на КП 6 ОА ПВО генерала Г. В.

Кромина, командующего в то время Лениградской армией ПВО. Цели присвоили боевой номер 8255, но не сбивали. Дело в том, что после инцидента с корейским «Боингом» в 1984 году, существовал строгий приказ не сбивать гражданские самолеты.

Знал ли об этом Руст, неизвестно, но этот факт ему определенно помог.

Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально.

А потом Руст и вовсе пропал с радара, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц, не обнаружив ни следа нарушителя.

Случаен ли был его маршрут? Не слишком ли много совпадений?

4. Случайность четвертая: путь к Москве

Достигнув станции Дно, Матиас более не менял прямого курса к Москве. И опять (случайно ли или нет) судьба благоволила ему.

Попав уже в зону ответственности ПВО Москвы, «Сессна» появилась на экранах радаров, но в этот момент один из авиаполков производил учебные полеты, в воздухе находилось 12 машин. Ровно в 15.

00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.

Читайте также:  Самолет як-12: чертежи, модификации, технические характеристики, фото и видео

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта«Сессна-172 Скайхок» у Покровского собора. Источник: https://www.gazeta.ru

Чуть позже, когда метка в связи с выходом «Сессны» в другой район пропала, происходит ещё одна случайность. Накануне в районе Торжка произошла авиакатастрофа (столкнулись два наших боевых самолета), и к месту падения подходили вертолеты и самолеты, доставлявшие специалистов к месту происшествия. За один из них и приняли легкий самолет Руста.

На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.

5. Случайность пятая: Москва и Шереметьево

К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаРуст на суде. Источник: https://www.kp.ru

На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.

После трех неудачных попыток сесть на брусчатку Красной площади Руст принял решение садиться на Москворецкий мост. Сотрудники ГАИ в последний момент успели включить светофоры, чтобы избежать катастрофы.

И здесь в очередной раз удача была на стороне пилота. Он смог посадить «Сессну» в просвет между нитями троллейбусных электросетей с запасом менее метра.

Мог ли это сделать молодой и неопытный пилот, – большой вопрос.

Последствия

В 18.55 Руст подрулил к Покровскому собору и более 10 минут раздавал зевакам автографы. Вскоре его арестовали.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаРуст на суде. Источник: https://www.kp.ru

За этот эксцесс должности лишился министр обороны СССР маршал Соколов и главком войск ПВО Колдунов. Должности потеряли еще свыше 300 офицеров.

Многие связывают это с оппозицией потерявших должности высших военных чинов к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачёву.

Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР. Результат этих уступок известен.

Руст провел более года под следствием и был выдворен из Советского Союза. Но вопрос о том, насколько спонтанным был его полет, окутан тайной до сих пор.

Обложка: Руст у самолета сразу после посадки. Источник: https://www.gazeta.ru

Жалеет ли о своем приземлении на Красную площадь Матиас Руст?

Был ли этот поступок случайным? Конечно же, нет.

  • Во-первых, юноша основательно готовился к перелету, совершая многочасовые перелеты над Атлантикой, он проверял себя на прочность.
  • Во-вторых, не рассчитывая на «лояльность» ПВО стран Варшавского договора, он решил пробираться в столицу СССР окольным путем — через Финляндию. С этой целью он и прибыл в Хельсинки за три дня до полета — 25 мая.
  • И, наконец, пилот взял горючего на 7 часов полета, то есть с запасом (до Москвы он добрался за 5 часов).

Вот уже много лет нас тревожат несколько вопросов. Можно ли было не допустить приземления Руста? Что случилось с нашими хвалеными ПВО? Проспали? Могли ли сбить? Действовал ли юноша под руководством спецслужб (то есть полет совершался с явно разведывательными целями), или прилетел к нам, как голубь мира?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Начнем с первого. В то далекое время ваш покорный слуга проходил службу в рядах Советской Армии и как корреспондент армейской газеты часто бывал в командировках, в том числе и в частях ПВО. Могу засвидетельствовать: резонанс после приземления Руста был колоссальный.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаПлакаты времен холодной войны Источник

Служба моя проходила на Дальнем Востоке, я общался с теми ребятами, которые чуть ли не ежедневно сталкивались нос к носу с летчиками из НАТО, в частности, американцами. Они рассказывали, что после 28 мая 1987 года требования к нашим летчикам резко возросли. То есть Руст стал той «щукой», которая завелась в озере, чтобы карась не дремал.

Но с другой стороны, мне стало известно, что «шпиона» вели с самого его появления над территорией СССР (в небе над Эстонией) и еще во время совершения полета установили, что самолет вылетел из Хельсинки и управляет им немецкий мальчишка. То есть реальную опасность он вряд ли представляет.

Сбить его могли в любую минуту: и ракетой, и с помощью самолета-истребителя (что прогулочный самолет против «МИГа»?), но решили этого не делать в силу двух причин. Во-первых, нужно было установить, куда направляется Руст, а во-вторых, его гибель вряд ли бы была оправданна.

Сработала старая российская боязнь провокаций. Не надо забывать, что в те времена отношения между Москвой и Вашингтоном были далеки от идеальных.

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического факта Источник

Почему Руста «сдали» финны? Дело в том, что он нарушил правила полета. Он представил хозяевам план полета над Швецией, а над морем резко изменил курс. Такое «своевольство» редко прощается, ибо может привести к авиакатастрофе.

Так что наше ПВО не проспало. Тем более что почти весь полет самолет Руста шел на высоте 600 метров. Можно «прохлопать» крадущегося врага, если он идет на бреющем — на высоте 15−30 метров. Но так можно напороться на какой либо склон или зацепиться винтами за верхушки деревьев. И тогда имя Руста мы вряд ли бы когда услышали. Понимал это и сам Матиас, а потому не рисковал.

«Русские не проспали», — подтвердил позже сам Руст. И рассказал, что где-то над необъятной территорией СССР к его самолету очень близко подлетел «МИГ». Так близко, что Матиас ясно разглядел летчика. Истребитель сопровождал нарушителя некоторое время и имел возможность тысячу раз сбить его. Но делать этого не стал — развернулся и пропал в никуда…

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаМатиас Руст приземляется на Красной площади Источник

Кстати, сам Руст как тогда, в 1987 году, так и сейчас, не устает повторять — его полет был жестом мира, доброй воли. И еще он вспоминает, что с высоты Красная площадь показалась ему слишком маленькой.

К тому же на ней было много людей, и Матиас боялся кого-то задавить.

Три раза он предпринимал попытку сесть, но все три раза взмывал в воздух, пока, наконец, не принял решения садиться на мосту, а потом уже выруливать к Красной площади.

Этот маневр удался. Самолет плавно выкатился на Красную площадь к подножию Спасской башни. Его сразу же окружили люди, всем было интересно. Но тревоги особой никто не выказал, многие москвичи и гости столицы посчитали, что это начало (или продолжение) праздничной программы, посвященной Дню пограничника. Поэтому были очень дружелюбны и засыпали пилота вопросами.

https://www.youtube.com/watch?v=L0bDNOjZwiY

Но первые четверть часа Руст даже не открывал кабину, в душе его боролись два чувства: радости и страха. Под влиянием последнего Матиас даже задумал улететь обратно. Но, во-первых, самолет окружили плотным кольцом, а во-вторых горючего оставалось на два часа полета. Приземлись самолет где-нибудь под Смоленском, неизвестно, что бы с парнем было. В лучшем случае, намяли бы бока.

«Органы» «проснулись» где-то в половине восьмого. Нарушителя доставили сначала в обычное отделение милиции и лишь после предварительного допроса офицерами КГБ Матиаса отвезли в СИЗО. В его простодушный рассказ о том, что он совершил «жест мира», никто не поверил. В ходе допроса следователи часто повторяли одну и ту же фразу: «Сколько тебе империалисты заплатили за эту провокацию?».

Самолет с Матиасом Рустом приземлился на Красной площади в 1987 году: биография пилота, описание исторического фактаМатиас Руст во время суда, сентябрь 1987 года Источник

Больше всего Матиас боялся, что никогда не выйдет из Лефортовской тюрьмы. А потом был суд, который приговорил немецкого гражданина к 4 годам лишения свободы. Но отсидел юный немец и того меньше — спустя 14 месяцев председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии…

Из возвращения домой праздника явно не получилось. Освобождению Матиаса радовались только родители. Зато журналисты, политики и другие представители общества набросились с обвинениями: как ты посмел поставить мир под угрозу войны. А что, если бы русские тебя сбили? Тогда бы могла начаться война…

Некоторые вообще пошли дальше, открыто призывая поместить Матиаса в психиатрическую клинику. Но обошлось…

Сегодня Руст по-прежнему живет в Германии, он вполне состоявшийся мужчина. Сегодня в связи с полетом на Красную площадь им все чаще интересуются журналисты. И всем он отвечает примерно одно: «Я ни о чем не жалею. Да, меня могли сбить, отправить в Сибирь. Но главное — моя мечта осуществить полет мира — сбылась…»

А по Советскому Союзу долго еще гуляли стихи поэта-ирониста Игоря Иртеньева, написанные им «по свежим следам»:

  • Ероплан летит германский, — Сто пудов сплошной брони. От напасти басурманской,
  • Матерь Божья сохрани!
  • Кружит, кружит нечестивыйНад Престольной в небеси,Отродясь такого дива
  • Не видали на Руси.

Не боится сила злаяНикого и ничего.Где ж ты, Троица Святая?

Где родное ПВО?..

Каждый борется за мир всеми доступными ему способами. Матиас Руст совершил свой безрассудный полет, надеясь на то, что советские люди не такие уж черти, какими их рисуют в ФРГ. В чем-то его расчет оказался оправдан…

Как немецкий летчик «снял» верхушку Советской Армии

МАРШРУТ ПОЛЕТА

13 мая Руст вылетел из немецкого аэропорта Итерзен и через пять часов приземлился на Шетландских островах. Затем двигался через пункты посадки Вагар (Фарерские острова), Кеблавик (Исландия), Берген (Норвегия), Хельсинки (Финляндия).

Утром 28 мая он взлетел с финского аэродрома, а через 20 минут вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой и в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии.

Диспетчеры запустили поиск. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение.

Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве (Эстония) и взял курс на Москву.

Маршрут полета Матиаса Руста

В 18:30 он подлетел к Москве, сделал несколько кругов, снизился над Большой Ордынкой и, выждав зеленый сигнал светофора, сел на Большой Москворецкий мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 Руст вылез из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут он был арестован.

ПОЧЕМУ НЕ СБИЛИ?

Когда началось расследование ЧП, генералы и полковники, отвечавшие за оборону воздушных границ страны, в голос твердили: это брехня, что «Сессна» прокралась в Москву незамеченной.

И представляли документы. Из них следовало, что радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в Латвии, обнаружили лазутчика ещё в 14:10. Он не отвечал на позывные «свой-чужой», ему был присвоен номер 8255.

Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боеготовность. Они повели нарушителя, но команды на уничтожение не получили. Хотя самолет, не отвечавший на запрос «Cвой — чужой», был сразу обнаружен нашими радиолокационными средствами.

Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов.

Он доложил об этом дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом «Сессну» Руста засек оператор другой станции — ефрейтор Шаргородский — и тоже сообщил о ней оперативному дежурному.

Но на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15 — хотели разобраться, кто летит: нарушитель госграницы или нарушитель режима полетов. Информация, хотя и с запозданием, была передана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель старшего лейтенанта Пучнина.

Он дважды облетел «Сессну» и доложил на КП, что видит «легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа». Поступи с земли приказ сбить нарушителя границы, даже не пришлось бы стрелять — достаточно было включить огненный меч форсажа, и на землю упали бы лишь обгоревшие обломки.

Читайте также:  Самолет штурмовик ил-10: технические характеристики и история создания

Матиас Руст после получения лицензии пилота. 

Генерал Кромин, командующий Ленинградской армией ПВО, колебался. Он помнил инструкцию, введенную в действие после того, как на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский «Боинг», якобы «по ошибке» нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты.

Сходство самолета Руста с Як-12 ввела в заблуждение и нашего летчика, и Кромина. Решили, что в небе — нарушитель режима полетов, забывший включить режим опознавания или сломавший оборудование. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа ПВО.

В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк.

В районе псковского города Гдов «Сессну» обнаружили визуально. В 14:29 лётчики доложили на КП, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа».

Самолёт Руста шел на небольшой высоте и с малой скоростью — примерно 140 км/ч. Наши реактивные истребители не могли «притормозить», чтобы идти рядом с ним. Они стрелой (примерно 2000 км/ч) пролетали над «Сессной», ожидая четких команд с земли. Но их не было. И пилоты уводили машины на свои аэродромы.

В районе Пскова шли учебные полеты авиаполка. Когда Руст полз к Москве, в полку произошла замена кода системы госопознования. Все летчики должны были строго в 15.00 сменить этот код. Но некоторые растяпы не сделали этого. И стали «чужими».

В этом рое самолетов руководитель полетов, не разобравшись в ситуации, чохом присвоил всем истребителям признак «свой». В их числе оказалась и «Сессна» Руста. Так что к Москве он спокойно подходил под личиной «своего» (хотя и не знал этого).

Матиас Руст и его самолёт в первые минуты после приземления. 

ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ЗВЕЗДОПАД

Руст преподнес царский подарок Михаилу Горбачёву. У главного перестройщика страны сложились тяжелые отношения с военной верхушкой.

Руководство армии во главе с министром обороны Сергеем Соколовым перешло в политическую оппозицию к Горбачеву. Но у того не было веских причин для смещения неугодных генералов.

А случай с Рустом дал ему роскошный повод для этого. Собрав в Кремле высший генералитет, Горбачев рвал и метал.

  • — Я бы на вашем месте, товарищ Маршал Советского Союза, — обратился он к Соколову, — после такого позора написал рапорт об отставке!
  • В зале стало тихо, как в морге, встал Соколов и доложил:
  • — Считайте, товарищ Генеральный секретарь, что я его уже написал!

«Под раздачу» попал Главком ПВО страны — зам. министра обороны СССР Александр Колдунов.

Командующему войсками Московского округа ПВО генерал-полковнику Владимиру Царькову повезло — его назначили на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события). Получив выговор, он пост сохранил.

Были сняты с должностей начальник радиотехнических войск, командующий армией ПВО, командир корпуса и командир дивизии той же 6-й армии. Стал пенсионером и комбриг войск ПВО полковник Чавкин.

Всего набралась почти дюжина генералов и более 20 старших офицеров, пенсионерами стали 34 высших и старших офицеров. Двоих отправили на нары.

  1. Подполковник Карпец и майор Черных, непосредственно отвечавшие за сектор ПВО (хотя они первыми заметили нарушителя и доложили по команде «наверх»), были приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы.
  2. А ещё две сотни старших и младших офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей до конца расследования ЧП ( 80% из них затем вернулись на свои посты с выговорами и очередные воинские звания получали с большой задержкой).
  3. Впервые в истории ПВО страны «полетело» с постов такое количество офицеров.

Нарушитель воздушного пространства СССР германский пилот Матиас Руст во время судебного заседания в апреле 1987 года . 

  • ВЕРСИИ
  • Поначалу превалировала версия об армейском разгильдяйстве.
  • Шли разговоры и о трусости высшего военного руководства, которое после скандала вокруг сбитого в 1983-м году нашим истребителем южнокорейского «Боинга», нарушившего воздушную границу СССР, боялось нагоняя из Кремля.

Позже появилась версия, что это якобы была операция западных спецслужб, согласованная с Горбачевым. Цель — сместить оппозиционную Кремлю верхушку армии.

Генерал армии Петр Дейнекин, Главком ВВС России в 1991-97 годах:

— Нет сомнений, что полет Руста был спланированной провокацией западных спецслужб. И проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства СССР.

На мысль о внутреннем предательстве меня наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета.

Как будто специально ждали подходящего повода… Сбить «Сессну» могли столько раз, сколько было нужно.

Андрей Караулов, автор программы «Момент истины»:

— Полёт был подготовлен по прямому указанию Генерального секретаря ЦККПСС. Когда Руст приземлился в Москве, его баки были полны. Его дозаправляли. Под Старой Руссой, прямо на дороге. Спрашиваю Руста: «Хочешь, покажу тебе фотографию, как заправляют твой самолёт?». Руст не ответил, только глаза забегали по сторонам…

Генерал-полковник Леонид Ивашов:

— За три недели до прилёта Руста министр обороны маршал Соколов докладывал Горбачёву, как работает система ПВО. Когда маршал вернулся с доклада, то выяснилось, что совсекретные документы остались у Горбачёва на столе. Наутро я понесся в Кремль: «Михаил Сергеевич, министр был у вас на докладе и забыл карту». — «Не помню, где она, сам ищи…» Горбачёв карту не вернул…».

Полковник Олег Звягинцев, бывший зам.командира корпуса ПВО:

— Когда начались разборки, я вспомнил, что дня три у нас на севере страны не менялось радиолокационное поле. Обычно оно меняется каждый день. А тут — три дня! Дежурные ПВО засекли Руста мгновенно, как только он пересёк границу. Но в отчётах записали: «стая птиц»…

Игорь Морозов, депутат Госдумы РФ, участник спецопераций в Афганистане:

— Это блестящая операция западных спецслужб. Они смогли привлечь к осуществлению проекта лиц из ближайшего окружения руководства страны, причем точно просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. Цель была одна — ослабить позиции Советского Союза на международной арене.

ХРОНИКИ ВОЕННОГО БАРДАКА

Вот — один из документов расследования причин пролета Руста.

«В 14.29 28.5.87 г. дежурная РЛС 922-й отдельной радиолокационной роты (Локса) 4-й радиотехнической бригады 14-й дивизии ПВО (Таллин) обнаружила воздушную цель на высоте 600 м в территориальных водах СССР, идущую курсом на береговую черту.

Цель следовала по международной трассе в направлении коридора № 1, информация о цели была выдана на КП радиотехнического батальона (Тапа), 4-й ртбр и РИЦ (разведывательный информцентр) 14-й дивизии ПВО.

Информация о цели была отображена на экранах АРМ дежурного сокращенного боевого расчета КП 14-й д ПВО с 14.31.

Оперативный дежурный майор Криницкий Я. И. цель нарушителем госграницы СССР не объявил и продолжал уточнение характеристик и принадлежность вплоть до выхода её из зон видимости РЛС бригады.

Заместитель ОД КП 14-й дивизии ПВО по РИЦ майор Черных действовал безответственно. Имея реальную обстановку и зная, что цель идет со стороны Финского залива к береговой черте, он определил её и присвоил ей номер только с 14.37.

Оперативный дежурный КП дивизии подполковник Карпец И. В. не потребовал четких докладов, уточнения типа и характера цели, нарушив тем самым требования о немедленной выдаче цели на оповещение, и докладе на вышестоящий КП, и принятии решения на подъем дежурных экипажей для опознавания цели.

На КП 6-й отдельной армии ПВО по его команде цель была выдана только в 14.45. Таким образом было потеряно 16 минут времени, а главное – исчезла острота восприятия воздушной обстановки КП армии, исходя из того, что цель шла со стороны Финского залива и вошла в границы СССР.

Более того, ОД КП 656-го истребительного авиаполка (Тапа) лейтенант Филатов А. В., имея данные о цели с 14.31, в 14.33 привел в готовность № 1 дежурные истребители, неоднократно запрашивал разрешение на подъем истребителей, но подполковник Карпец И. В. подъем их разрешил только в 14.47.

  1. Такие действия оперативного дежурного КП дивизии привели к тому, что было потеряно время»…
  2. ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ
  3. Расим Акчурин, генерал-полковник в отставке, брат известного кардиолога Рената Акчурина:

— Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР. В роковой момент проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Когда мне доложили, что пролетел легкомоторный самолет, поехал в соединения, которые его сопровождали.

Если бы Руста сбили — даже его фрагментов собрать не удалось бы. Но мы не имели права применять средства ПВО по таким воздушным целям. Могли лишь принудить к посадке. Был проложен курс, велось сопровождение.

Посадить его не получилось, потому что у истребителей и самолетика Руста слишком разные скорости.

ДЫРЫ ЗАЛАТАНЫ?

После строгого разбора «залета» система боевого дежурства ПВО была значительно подкорректирована.

Но после падения СССР в 90-е годы, да и в начале 2000-х, из-за финансовых проблем и медленного обновления радиотехнических войск на некоторых участках воздушной границы России стали образовываться «дыры», в которые на легкомоторных самолетах, идущих на малых высотах, могли проникнуть шпионы или хулиганы. Лишь недавно над Россией удалось создать сплошное радиолокационное поле за счет постановки на боевое дежурство новых РЛС.

КАК НАКАЗАЛИ ЛАЗУТЧИКА?

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на Красной площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы.

Но он вернулся в ФРГ уже 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, Председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в заключении 432 дня. Потом его отправили в Германию. Там он лечился от психического заболевания и в больнице ножом порезал медсестру. Получил ещё один срок. Отсидел.

Потом снова попался — на краже свитера в магазине…

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

1. Если рассчитать скорость «Сессны» и расстояние до Москвы, получается, самолёт «исчез» на 3 часа 20 минут с момента, когда он пересёк границу СССР. Это где же он летал? А может, ещё и пообедал в Старой Руссе?

2. Судя по опубликованным фото, Руст вылетел в рубашке и джинсах. В Москве он оказался в красном комбинезоне. В полёте переоделся? Но попробуйте переодеться в кабине маленького самолётика за штурвалом!

3. Почему заранее были срезаны троллейбусные провода на Большом Москворецком мосту?

4. Каким чудом полёт Руста на Красной площади сняли с нескольких точек на профессиональные телекамеры? Одна камера стояла на крыше ГУМа, а другая — на трибуне Мавзолея.

  • ЧТО ПИСАЛА НЕМЕЦКАЯ ПРЕССА?
  • Журнал «Spiegel»:
  • Обстоятельства подготовки Руста к полету в глазах его друзей-летчиков были необычными.
Читайте также:  Ил-52: характеристики бомбардировщика, история создания, фото

— Он никогда ни о чем не спрашивал,- так утверждал товарищ Руста по аэроклубу Дитер Хельце. — Прокладывая свой маршрут перед вылетом, Матиас не обращался к опытным пилотам. Когда Руст прилетел в Хельсинки, он представил дальнейший маршрут в центр управления полетами аэропорта Мальми.

— Все было так профессионально составлено,- вспоминает начальник аэродрома Мальми Раймо Сеппанен,- что это не было похоже на молодого пилота.

Мать Руста не смогла объяснить мотив полета её сына в Москву. Ее предположение было таким: «Я думаю, его принудили к этому».

  1. «Матиас никогда не интересовался политикой,- утверждал его отец.- Этот полет не был им запланирован, и Москва не входила в его маршрут…»
  2. «Bild am Sontagg»:
  3. «Руста видели в Хельсинки вместе с темноволосой молодой женщиной 20 мая. Кроме того, на аэродроме Мальми стоял светло-серый «ситроен» с номерными знаками «Siegeren» и наклейкой гамбургского аэроклуба…»
  4. «Stern»:

«В кулуарах обсуждали: действительно ли «Сессна» Руста была переоборудована во время его остановки в Исландии? Действительно ли крылья самолета были сделаны из специального синтетического материала, который делал самолет невидимым для радаров? Была ли таким образом проверена советская ПВО?»

РЕПЕТИЦИЯ

15 мая 1941 года в 7 часов 30 минут в советское воздушное пространство вторгся германский «Юнкерс-52». Пролетев свыше 1200 километров, он приземлился на Тушинском аэродроме. Из книги Павла Судоплатова «Разведка и Кремль»: «Это привело к волне репрессий: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрелы высшего командования ВВС».

АНЕКДОТЫ

Два летчика на Красной площади. Один просит другого закурить. Тот отвечает: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!».

ЧТО СКАЗАЛ ГОРБАЧЕВ?

Генсек ЦК КПСС в телефонном разговоре сразу после инцидента, якобы, сказал одному из ближайших помощников Черняеву: «Теперь умолкнут кликуши насчет того, что военные в оппозиции к Горбачеву, что они вот-вот его скинут, что он на них все время только и оглядывается».

Полёт Матиаса Руста в 1987 году: кому он был выгоден

28 мая 1987 года на Красной площади совершил посадку лёгкий одномоторный частный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним лётчиком из ФРГ Матиасом Рустом.

Спустя час после посадки пилот, который не думал никуда скрываться и раздавал возле самолёта автографы прохожим, был арестован за незаконное пересечение границы СССР.

Спустя уже тридцать с лишним лет странные обстоятельства этого полёта продолжают порождать конспирологические версии.

Недоумение вызывает тот факт, что самолёт беспрепятственно пролетел почти 800 километров над территорией Советского Союза, и службы ПВО ни разу не подняли тревогу.

К версии «заговора» многих склоняет тот факт, что сразу и в прямой связи с посадкой Руста на Красную площадь началась «чистка» в верхах Вооружённых Сил СССР. Одним из первых был снят с должности министр обороны СССР маршал Сергей Соколов.
Полёт был нужен Горбачёву
В некоторых публикациях (например, Ильи Полонского на сайте «Военное обозрение») утверждается, что посадка на Красной площади была подстроена Михаилом Горбачёвым с целью выставить в позорном свете советское военное руководство и избавиться от него. Уже 30 мая маршал Соколов был отставлен с поста министра обороны. 11 июня был отправлен в отставку главнокомандующий войсками ПВО СССР, главный маршал авиации Александр Колдунов.

Упомянутый автор пишет, что якобы незадолго до этого события Соколов делал доклад Горбачёву о состоянии ПВО и забыл на столе у генсека секретную карту с отображением объектов ПВО. Когда же он обратился к Горбачёву по этому поводу, тот ответил, что никакой карты не видел. По мнению Полонского, это означало, что карту Горбачёв уже передал «кому надо».

В публикации газеты «Труд» от 26 мая 2007 года сообщается, будто в районе озера Селигер радар ПВО при пролёте Руста оказался сбит с толку шестью ложными малоразмерными целями. Автор (Евгений Кириченко) считает, что кто-то специально запустил шесть воздушных шаров с целью прикрытия полёта Руста.

Итак, многое говорит о том, что полёт с сенсационной посадкой у Кремля мог быть инспирирован для того, чтобы обезглавить руководство советских вооружённых сил, дискредитировать их и предотвратить сопротивление «перестройке» (например, выводу войск из Афганистана, состоявшемуся в начале 1989 года) с их стороны. Исполнителями стали советские, а может быть и зарубежные спецслужбы, к тому времени уже пустившие глубокие корни в Политбюро ЦК КПСС.

А может быть, всё-таки халатность?

Популярный писатель Максим Калашников (Владимир Кучеренко) придерживается теории заговора в объяснении всех событий, связанных с «перестройкой» и распадом СССР. Вместе с тем, в интервью «Комсомольской правде» 28 мая 2012 года он приводит соображения, которые позволяют объяснить случай с Рустом без привлечения конспирологических версий. В первую очередь, это боязнь всего советского руководства повторить международный скандал, похожий на тот, который был вызван уничтожением истребителями советской ПВО 1 сентября 1983 года южнокорейского пассажирского «Боинга-747», по ошибке залетевшего в воздушное пространство СССР. Поскольку крайними в такой ситуации оказались бы военные, то те запретили себе впредь реагировать подобным образом на последующие аналогичные нарушения.

Версия же о том, что тихоходная малоразмерная цель не могла быть обнаружена советскими радарами, опровергается многочисленными свидетельствами, что самолёт Руста был засечён станциями РЛО. Более того, при пролёте над Эстонией его даже визуально обнаружили экипажи советских истребителей ПВО, совершивших облёт нарушителя. Но приказа атаковать они не получили.

Кроме боязни скандала со сбитым по ошибке мирным самолётом, на военных могла повлиять привычка, что угроза может исходить только от большого и быстролетящего воздушного объекта. Крохотная «Сессна» с такой угрозой ассоциировалась с трудом.

Принудить к посадке самолёт, способный лететь на высоте нескольких метров над землёй чуть быстрее курьерского поезда, реактивные истребители не в состоянии. Прервать такой полёт можно было только атакой с неизбежной гибелью пилота-нарушителя.

Нестыковки в версии заговора

Конечно, по древнеримскому принципу «Qui prodest?» («Кому выгодно?») легко указать на возможных виновников беспрецедентного позора советских вооружённых сил. Но всё-таки у сторонников версии заговора многое не стыкуется.

Во-первых, «чистка» военной верхушки была предпринята ничтожная: сняты со своих постов только двое. А вновь назначенный министр обороны Дмитрий Язов сам выступил четыре года спустя против Горбачёва, став членом ГКЧП.

Во-вторых, история с забытой у Горбачёва секретной картой, мало того, что один к одному повторяет анекдот про генштабистов и Сталина, пересказанный в мемуарах Сергея Штеменко, она свидетельствовала бы о необходимости отправить министра обороны на заслуженный отдых без всякого полёта Руста.

В-третьих, предположение о том, что полёт был предпринят специально на День советского пограничника, чтобы продемонстрировать уязвимость советских границ, также не проходит: ведь халатность допустили не пограничники, а войска ПВО, не КГБ, а Министерство обороны.

В-четвёртых, обычно исполнители подобных акций спеслужб долго не живут. С Рустом же не произошло ничего плохого — он жив, здоров и снова летает (правда, не в Европе). Если и был какой-то «заговор», то Руст о нём, очевидно, ничего не знал и не знает.

Так что, говоря словами известного кинофильма, хочется спросить сторонников конспирологических версий: «Какие есть ваши доказательства?» Одних соображений, что это могло быть кому-то выгодно, слишком мало для уверенных утверждений.

Альтернативная версия: провокация против «перестройки»

И всё-таки позволю здесь себе высказать альтернативную теорию заговора, дабы показать, что подобные случаи, без достоверной информации, можно трактовать двояко.

Полёт Руста был предпринят незадолго до визита в СССР в июле 1987 года президента ФРГ Рихарда Вайцзеккера.

Встреча с ним Горбачёва должна была продемонстрировать добрую волю как нового советского руководителя, так и Запада, в достижении разрядки международной напряжённости.

В этих условиях уничтожение самолёта Руста, весьма вероятное, могло омрачить предстоящие переговоры, а то и вовсе сорвать их. Это серьёзно осложнило бы дальнейшие шаги Горбачёва по пути «перестройки».

Но и если бы Руст не был сбит, то это событие могло стать камнем преткновения во время визита. Не случилось, однако, ни того, ни другого.

Хотя Горбачёв, вероятно, мог воспользоваться представившимся случаем для снятия министра обороны, который был ему неугоден, прежде всего, из-за позиции по продолжению войны в Афганистане.

Четверть века назад у стен Кремля приземлился небольшой немецкий самолёт. Новости. Первый канал

За штурвалом самолета, приземлившегося на Красной площади в 1987 году, сидел 18-летний немец Матиас Руст. Сразу же появилась шутка, что в центре Москвы теперь есть аэропорт Шереметьево-3. Советским генералам уже было не до шуток — постов лишились многие, вплоть до министра обороны.

Сам Матиас Руст, отсидевший с того времени и в СССР, и на родине, недавно в интервью журналу «Штерн» назвал тот свой полёт безответственным и добавил, что сейчас точно не стал бы его повторять. Впрочем, и не сможет. Небо Европы для него закрыто до сих пор, хотя сама история не закрыта и спустя 25 лет.

Матиас Руст предпочитает контролировать ситуацию. Недавно он вернулся из Латинской Америки. Там снова сдал на пилота. Летал. В Европе за штурвал самолета Руста не пускают уже 25 лет.

«Мне иногда снится тот полет, обычно днем, когда вздремну после обеда. Да и если есть немного свободного времени, воспоминания сами всплывают», — говорит Матиас Руст.

Руст сел на Большом Москворецком мосту. Далее доехал до Васильевского спуска, охотно раздавал автографы, говорил, привез письмо мира Горбачеву. Ему даже хлеб с солью поднесли. И казалось, железный занавес — лишь дымовая завеса, ведь, все было так просто.

«Летные карты были доступны. В КГБ все никак не хотели мне верить, что я их просто заказал, как и любые другие дорожные атласы. Потом они сами через советское посольство тогда еще в Бонне заказали такие же карты и были очень удивлены, когда их получили», — вспоминает Матиас Руст.

Вот маршрут 18-летнего пилота отлетавшего на тот момент всего 50 часов: длительный перелет из Германии над морем до Фарерских островов, следом Исландия (Рейкьявик), Норвегия (Берген), Финляндия (Хельсинки), а затем почти наугад до Москвы. Он ориентировался по железной дороге.

Эта часть маршрута насыщена самыми удивительными совпадениями. Самолет Руста влетел в зону спасательной операции. Разбился бомбардировщик. Много вертолетов в воздухе. «Сессну» Руста принимают за легкомоторный советский самолет. Потом ему еще раз присваивают код «я свой».

При этом обнаружили Руста сразу после пересечения им госграницы и могли сбить, в том числе и на подлете к Москве.

«У нас системы С-300, она на 100 метров цель берет. И если я запущу три ракеты по этому плюгавому самолетику и они взорвутся на высоте 50-100 метров, а под низом будет детский сад, я что буду делать потом? Это была провокация, спланированная на 100% выигрышно», — считает командующий войсками Московского округа ПВО в 1987-1989 гг. Владимир Царьков.

Царьков утверждает: полет Руста — операция западных спецслужб. А сам нарушитель границы — хорошо подготовленный пилот, причем заранее он уже побывал в Москве. Руст говорит: садился наугад.

«Не побывав на месте, невозможно в таких сложных условиях приземлиться. А вдруг там кабель над дорогой проходит, это же неизвестно», — отмечает инструктор школы пилотов «Пегас» Михаэль Ханке.

И хотя пилоты таких же самолетов в Германии до сих пор порой в шутку говорят: «ну что, махнем в Москву», — все они понимают, сейчас подобная авантюра была бы невозможна.

На самом деле, перелет Матиаса Руста на развитие малой авиации в Европе практически не повлиял. Повлияли теракты 11 сентября.

После них на любое воздушное судно устанавливается специальный прибор, который передает наземным службам индивидуальный идентификационный номер самолета.

То есть на радаре уже не просто точка, а точка со своим неповторимым номером, то есть, например, этот вот самолет уже с каким-то другим в воздухе не перепутаешь.

Советский суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам лишения свободы. Отсидел он чуть больше 14 месяцев в образцово-показательной колонии. После освобождения его судьба складывалась непросто. Вернулся в Германию, но и после этого нарушал закон. Сначала нападение на женщину с ножом. Опять срок. Затем кража свитера в универмаге. Объясняет — едва сводил концы с концами.

«Все получилось так, потому что это должно было произойти. Это просто моя судьба», — говорит Матиас Руст.

Самолет, на котором Руст совершил исторический перелет, выставлен в Берлине в Техническом музее. Здесь это один из символов конца холодной войны. Однако его крылья до сих пор украшают знаки, напоминающие бомбу. В этой истории и сегодня слишком много вопросов. Материалы дела летчика Руста все еще засекречены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *