Как известно, МиГ-29 принадлежал к категории летательных аппаратов нового поколения еще в 70-х годах прошлого столетия. В 1969 году начался конкурс на его разработку с рабочим названием «ПФИ». Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом: перспективный фронтовой истребитель. Тогда и началась история создания МиГ-29 и далее с последующими модификациями.
Требования по техническим характеристикам были выдвинуты «заоблачные»:
- возможность взлета с коротких полос;
- увеличенный радиус действия;
- идеальная маневренность;
- тяжелое вооружение;
- самая высокая скорость, которая существовала на тот момент.
Участники разработки проекта
В проектировании воздушного судна принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Кроме них, в проекте участвовали специалисты разных профессий конструкторского бюро Сухого.
Также разрабатывали проект сотрудники КБ Микояна и Гуревича, которые выиграли конкурс. Однако проект оказался настолько дорогостоящим, что его пришлось разделить на два: тяжелый и легкий перспективный истребитель.
Было решено проектирование первого варианта самолета поручить специалистам КБ Сухого, а второго — сотрудникам института Гуревича и Микояна.
1974 год был ознаменован началом проектирования легкого истребителя с рабочим названием МиГ-29А. Его впервые протестировали в полете в 1977 году. Месяц спустя, его сфотографировали американские разведывательные спутники.
Серийное производство
Слабые технические характеристики МиГ-29 оказались причиной задержки запуска его в массовое производство до 1982 года.
Вообще, данная отсрочка связана с крушением двух самолетов. Первые истребители массового производства появились на базе «Кубинка» год спустя. А еще через год машины впервые прошли массовые испытания.
Затем инструкторский авиаполк Центра боевого применения тоже получил свои истребители. Первый истребительный полк, куда тоже поступили «МИГИ», дислоцировался в Ивано-Франковске.
Благодаря высокой квалификации пилотов, все эти авиаполки быстро достигли оперативной готовности.
Когда были поставлены первые самолеты, руководство авиаполков распределило задачи между легкими и тяжелыми и машинами. Тяжелая модель обладала повышенным радиусом действия, поэтому могла заниматься поиском воздушных и наземных целей на достаточно больших расстояниях. В обязанности пилота тяжелого истребителя входило обнаружение и уничтожение авиационной «натовской» техники.
МиГ-29М/ОВТ — всеракурсный
Возможности и преимущества легендарного самолета
Тактико-технические характеристики истребителя
Модификации
МиГ-29К. Является корабельным истребителем и выполняет функции бомбардировщика. Многоцелевой самолет способен осуществлять боевые действия в любую погоду.
МиГ-29КВП. Данная модель является промежуточной. Разработана для обучения пилотов взлетать с палубы авианесущего крейсера. Может использоваться в качестве штурмового истребителя.
МиГ-29М. Данный летательный аппарат поставляется в части с улучшенным оборудованием. Турбореактивный двигатель истребителя оборудован форсажной камерой и управляемым вектором тяги.
Здесь используется многофункциональная импульсно-доплеровская систем «Жук». С ее помощью цели обнаруживаются на расстоянии 100 км. Кроме того, система позволяет осуществлять скрытое сопровождение. Максимальная скорость полета МиГ-29 составляет 2450 км/ч.
Текущая ситуация
Как известно, кабина МиГ-29 рассчитана на двоих пилотов, однако, все равно машины устарели морально и физически, поскольку выработали свой ресурс. Исключение составляет 30 новых моделей МиГ-29СМТ.
Устаревшие самолеты пока поддерживаются в рабочем состоянии, благодаря текущему ремонту. Их капитальный ремонт считается нецелесообразным. Несмотря на то что ТТХ МиГ-29 уникальны, устаревшие модели решено заменить истребителями МиГ-35.
Машины этих моделей рассчитаны на одного и двух пилотов.
МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29
Основные задачи перспективных истребителей
Если учитывать, что высота полета МиГ-29 составляет 18000 метров, то достать его может не любая ракета. Разработчики данной модели спроектировали истребитель со следующими возможностями:
- Вооружение ракетное и пушечное.
- Сопровождение тяжелых бомбардировщиков с целью защиты от истребителей противника.
- Полеты в разведывательных целях.
- Перехват воздушных целей.
- Надежное противодействие воздушным разведывательным средствам противника.
- Прикрытие сухопутных войск с воздуха.
- Обнаружение наземных целей.
- Ликвидация самолетов противника с использованием пушки и ракет.
- Максимальная высота полета составляет 18 километров. Благодаря этому, данную модель можно поразить не любым оружием.
Основное месторасположение истребителей «МИГОВ» – линия фронта. Истребители должны обеспечивать частям моторизированной армии беспрепятственное наступление, благодаря своему господству в воздухе. В те времена бытовало убеждение, что моторизованные подразделения смогут быстро передвигаться и наступать, благодаря прикрытию с воздуха истребителями фронтовой авиации.
Это обстоятельство подразумевало задействование авиацией малоподготовленных взлетных полос. В связи с этим самолеты оборудовали закрывающимися нижними воздухозаборниками, а также усилили шасси. Кроме того, в задачу «МИГОВ» входило сопровождение бомбардировщиков и защита их от «натовских» истребителей.
В дальнейшем на основе модели МиГ-29, конструкторы разработали экспортный вариант истребителя с упрощенной бортовой электроникой.
Первая демонстрация модернизированных истребителей потенциальным противникам произошла в Финляндии. На международную английскую выставку МиГ-29 доставили в 1988 году.
Здесь представителей иностранных авиастроительных компаний поразило то, что расход топлива МиГ-29 на 15% меньше, чем у зарубежных аналогов.
Благодаря своим превосходным характеристикам, российские самолеты закупают многие страны мира. На сегодняшний день разработано большое разнообразие модификаций, включая истребители палубного базирования.
Российская Самолетостроительная Корпорация выпустила более 1600 истребителей данной серии. И это не считая 200 учебных самолетов, сошедших с заводских конвейеров Нижнего Новгорода. Несмотря на то что эта модель учебная, она ничем не уступает боевому истребителю.
Этот самолет находится в одном ряду лучших машин этого класса и является мечтой любого пилота. Целью его создания было завоевание превосходства в небе.
Он способен противодействовать разведке противника в любых метеорологических условиях днем и ночью. Кроме обнаружения целей в воздухе, летательный аппарат легко поражает любые наземные, а также морские цели.
Никакая скорость передвижения объекта, и никакие отвлекающие маневры, не собьют с курса, летящую в цель ракету.
МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году
Электронная система управления
Последние модели военных самолетов буквально перенасыщены бортовыми электронными системами. Они напрямую связаны с вооружением и разделить их невозможно.
Например, чувствительный радар обнаруживает на земной поверхности даже неподвижную цель, что нельзя сделать без этого прибора. Он выполняет также и навигационную функцию. Другая электронная система предназначена для сопровождения сразу десяти целей. Максимальная дальность обнаружения цели – 75 км.
Для вооружения под крыльями истребителя предусмотрены шесть подвесок — по три с каждой стороны. Наведение ракет на цель осуществляется при помощи лазерного луча. Морские цели уничтожают ракеты типа Х-31А. Общий максимальный вес реактивных снарядов, бомб и ракет в модели МиГ-29, составляет 3000 кг, а МиГ-29М, несет под крыльями 4,5 тонны.
Во сколько лет стюардессы выходят на пенсию
Данная модель самолета по многим параметрам опережает зарубежные аналоги. Этот список выглядит так:
- вооружение;
- прекрасные аэродинамические характеристики;
- ускоренный разгон, не требующий слишком длинной взлетно-посадочной полосы;
- самая малая скорость истребителя у земли или взлетно-посадочной полосы составляет 1500 км/ч;
- минимальные радиусы виражей;
- повышенная угловая скорость разворота;
- появилась возможность более продолжительных маневров, независимо от перегрузок.
Истребитель способен вести бой на средних, а тем более на ближних дистанциях, используя пушку и ракеты. В его функции входит перехват разведывательных и боевых ударных машин противника. Низколетящие над землей самолеты тоже не являются недоступными целями.
Первую полностью укомплектованную советскую эскадрилью из истребителей МиГ-29 сформировали 32 года назад: в 1984 году. Затем два года спустя, этими моделями истребителей были обеспечены почти все военно-воздушные подразделения страны.
Данная модель оборудована двумя мощными турбореактивными двигателями с возможностью дожигания топлива. При посадке предусмотрено впрыскивание воды. Огромные по площади крылья обеспечивают повышенную подъемную силу, не допуская перегрузки на крыло.
Благодаря этому параметру, машина превосходно маневрирует. Впечатляющая скорость и угол разворота, поражают зарубежных экспертов. Крылья оснащены эффективными закрылками и модернизированными предкрылками. В отличие от предшественников, они открываются полностью.
Достаточно просторная и совершенно прозрачная кабина МиГ-29, оборудована большим фонарем, обеспечивая дополнительный простор и увеличенное поле зрения. Приборная панель такая же, как на самолете Су-27, благодаря чему, пилотам не нужно проходить переподготовку, пересаживаясь с одного истребителя на другой.
Его угол атаки такой же, как у американского палубного штурмовика и бомбардировщика F/A-18 «Hornet». Истребитель МиГ-29 способен нести под крыльями любое вооружение, даже ракету с ядерной боеголовкой.
Он признан универсальным летательным аппаратом благодаря возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов и достижения превосходства в воздухе.
Военный истребитель МИГ-29С
Данную многофункциональную машину разрабатывали с возможностью модернизации. Модель МиГ-29СМ представили на парижском авиасалоне, прошедшем в 1995 году. Ракеты этого истребителя «воздух-земля», способны уничтожать любые движущиеся цели на огромном расстоянии. Время суток значения не имеют.
Одной из уникальных возможностей истребителя МиГ-29 является возможность взлета и посадки на одном двигателе.
При экстренном взлете это экономит время, поскольку запустить один двигатель быстрее, чем два. Второй мотор уже запускают в полете. Превосходные боевые характеристики летательного аппарата и хорошая маневренность позволяют надеяться, что американские аналогичные боевые машины не обладают такими качествами, выпущенные в те же годы.
Еще одно уникальное свойство российского истребителя заключается в способности пропадать с экранов радаров.
Это особенно актуально во время воздушного боя. Эти и другие новшества, используемые в системе управления, вывели российское авиастроение в первую пятерку ведущих стран мира.
Катапульт
Аварийно покинуть летательный аппарат поможет кресло для катапультирования и пиротехнический заряд для сброса фонаря.
Кресло для катапультирования предназначено для спасения пилота на любой высоте, и, даже включая движение истребителя по взлетной полосе.
Минимальная высота пикирования летательного аппарата под прямым углом к земле, для безопасного катапультирования составляет 85 метров. При этом скорость падения не должна превышать 400 км/ч.
Отечественные летательные аппараты данной марки, высоко ценятся зарубежными военными летчиками.
МиГ-29: характеристики истребителя, модификации, возможности, вертикальный взлет, максимальная скорость
МиГ-29 — сверхзвуковой лёгкий истребитель, принадлежащий к 4 поколению, созданный в ОКБ Микояна в середине 70-х гг. Самолёт разработан для ближнего боя, может нести до 4 т нагрузки и прикрывать бомбардировщики во время атаки. Боевая машина имеет отличную маневренность и современную бортовую аппаратуру для обнаружения неприятельских целей.
История создания истребителя МиГ-29
Военная авиационная техника в СССР создавалась параллельно с новыми разработками НАТО. Советский Союз, оглядываясь на достижения в области военной авиапромышленности США, Германии, Франции, старался не отставать. ОКБ Сухого, Микояна, Гуревича, Яковлева постоянно работали над созданием самолётов, способных превзойти натовскую технику.
Проектирование летательного аппарата МиГ-29 началось ещё в 1969 г. ВВС СССР требовался перспективный истребитель (ПФИ) с увеличенным радиусом действия, отличной маневренностью, скоростью выше 2 М.
Машина должна была поднимать в небо тяжёлое вооружение. Новый самолёт предполагалось использовать на коротких ВПП. Проект ПФИ был довольно-таки дорогостоящим. Было решено отдельно производить лёгкие и тяжёлые самолёты. МиГ-29 относился к классу лёгких.
Его проектирование велось с 1974 г. ОКБ Микояна.
Первый полёт истребитель совершил в 1977 г. Серийный выпуск был начат в 1982 г. Задержка с производством произошла вследствие того, что у первых самолётов было много недоработок, а две машины в ходе испытания разбились.
Выпускали МиГи на московском авиазаводе «Знамя труда». В 1983 г. машины отправлялись на авиабазу «Кубинка» на вооружение. После успешного прохождения испытаний МиГ-29 в ЛИИ им. М. М.
Громова авиатехнику отправили в Первый истребительный авиаполк под Ивано-Франковском.
У этой разработки было много модификаций. Некоторые модели поставлялись на экспорт. Дополнительно был создан палубный и учебный МиГ-29. Летательные аппараты выпускались в МАПО им. Дементьева и на авиазаводе в г.
Нижний Новгород. В наши дни усовершенствование и выпуск истребителей проводится в Подмосковье на РСК «МиГ» в Луховицах. С 1982 г. было изготовлено 1600 единиц техники.
В авиапарке ВВС РФ насчитывается около 270 машин МиГ-29.
Возможности и преимущества
МиГ-29 может развить скорость до 2450 км/ч и подниматься в небо на высоту 18 км. Самолёт имеет два мотора, однако может взлетать лишь на одном. Непосредственно в полёте запуская второй мотор.
Выполняя фигуру высшего пилотажа «колокол», самолёт резко взлетает вертикально вверх, а затем замирает и быстро падает вниз, при этом истребитель на какое-то время пропадает с поля зрения радаров. Лётчики-асы могут совершать на МиГ-29 и другие фигуры высшего пилотажа: «пирамида», «молот», «крест», «стрела», «звезда».
Фигура высшего пилотажа «колокол»
Самолёт имеет новшества в фюзеляже, за счёт чего улучшились его аэродинамические характеристики по сравнению с более ранними моделями. Корпус изготовили из сплавов алюминия и лития, а клепаные соединения заменили сварными швами. Вес машины стал меньше.
Корпус изготовлен из материалов, которые поглощают радиоволны. Самолёт стал меньше заметен на радарах. Конструкторы МиГа спроектировали крылья более острыми, за счёт чего улучшилось качество управления летательным аппаратом даже на высоких скоростях.
Летательный аппарат оснащён ракетами, бомбами, и пушкой. Самолёт может сопровождать тяжёлые бомбардировщики и прикрывать их от истребителей неприятеля. Лёгкий МиГ способен совершать вылеты в целях разведки. Вооружение истребителя рассчитано на перехват воздушных целей, противодействие разведывательным средствам неприятеля, уничтожение вражеских летательных аппаратов.
Ещё одной разработкой, обеспечивающей пилоту МиГ-29 явное преимущество в бою, считается шлём с монокулярным прицелом. Лётчик может поймать цель и выпустить по ней ракету Р-73 даже в том случае, когда нос летательного аппарата направлен в другую сторону.
Самолёты этой версии могут находиться на линии фронта и обеспечивать армии наступление. МиГи могут взлетать с неподготовленных ВПП. У самолётов закрывающиеся нижние воздухозаборники и усиленное шасси.
МиГ-29 может осуществлять быстрый взлёт. Его скороподъёмность равна 330 м/с. Машина проходит виражи с малыми радиусами, отлично маневрирует в горизонтальной и вертикальной плоскости. В 1988 г.
была выпущена новая модель, способная взлетать и приземляться на авианосец. Самолёт мог складывать крылья для более компактного размещения на борту корабля.
МиГ может осуществлять практически вертикальный взлет (с очень коротким разбегом), но не способен взлетать из-под воды.
Первым авиационным полком, приступившим к освоению МиГ-29, стала авиагруппа «Стрижи». Лётчики на 6 самолётах в 1986 г. посетили финскую авиабазу Риссала. Именно тогда зарубежному сообществу впервые продемонстрировали этот советский истребитель. В 1988 г.
на Международной выставке в Фарнборо, на которой был показан этот летательный аппарат, экспертов поразил тот факт, что у самолёта расход топлива на 15% ниже, чем у натовских аналогов. Для международной презентации советским машинам придумали интересный дизайн.
Самолёт разукрасили в сине-красный цвет и написали на носовой части слово «Стрижи». С тех пор МиГ-29 стали называться стрижами.
Технические и летные характеристики
Лётные и технические параметры:
- экипаж — 1–2 чел.;
- длина и высота — 17,32 и 4,73 м;
- размах крыльев — 11,36 м;
- вес пустого — 10,9 т;
- макс. взлётный вес — 18,4 т;
- запас топлива — 4 300 л (внутри) и 1 500 л (ПТБ);
- высота подъёма — 18 км;
- максимальная скорость — 2 415 км/ч;
- скорость полёта у поверхности земли — 1 500 км/ч;
- дальность полета при полной заправке — 2 000 км (3 200 км с тремя подвесными топ. баками);
- скороподъемность — 330 м/с;
- посадочная скорость — 260 км/ч;
- боевой радиус — 710 км;
- боенагрузка — 3 000 кг;
- мотор — 2 (ТР ДД Ф РД 33).
Особенности конструкции
Летательный аппарат сконструирован по интегральной аэродинамической схеме. У него двухкилевое оперение и низкорасположенное крыло. Планер сделан из стали, сплавов алюминия и титана, композитных материалов.
Угол стреловидности крыла — 42 градусов по передней кромке. На крыле находятся отклоняемые носки, щелевые закрылки и полуоткрывающиеся элероны. Шасси — трёхопорное. Передняя стойка имеет 2 колеса.
Основные — по одному колесу.
Компоновочная схема МиГ-29
Вооружение истребителя
Боевое оружие:
- боевая нагрузка — 3 000 кг на 6 или 8 точках подвески;
- пушка ГШ 30 1 на 150 снарядов;
- УР «воздух-воздух» — Р 27, Р 73, Р 60;
- «воздух-земля» — ФАБ 250, ФАБ 500;
- кассетная КМГУ 2;
- блоки НУР 57 мм, 130 мм, 240 мм;
- атомная бомба РН 40.
Двигатель
У самолёта два турбореактивных мотора РД 33. На них — компрессоры низкого давления с 4 ступенями. Причём высокое давление создаётся 9-ступенчатым компрессором. РД 33 развивает тягу в 81,42 Кн. Этот показатель тяговооруженности не смог превысить ни один зарубежный аналог.
Расход топлива на мотор на максимале — 0,77 кг/кГс*ч. Вес двигателя — 980 кг. Мотор бездымный, с впрыскиванием жидкости при посадке. Топливная система состоит из 5 фюзеляжных и 2 крыльевых топ. баков. Их суммарная ёмкость — 4 300 л.
РЛС
На воздушном судне установлена САУ-451, система АУ, СОС-3М, аппаратура ограничительных сигналов. Вооружение управляется СУВ-29, включающей БЦВМ Ц100 и РЛПК-29 («Сапфир-29»).
МиГ оснащён навигационной установкой СН-29, комплексом ОЭПрНК-29. На лобовом стекле установлена система индикации с фотоконтрольным прибором. У истребителя есть аппаратура КРУ «Бирюза», механизм выброса ложных целей ППИ-26, станция радиопомех, СПО-15ЛМ «Берёза».
Кабина
Фонарь кабины — каплеобразной формы. У козырька нет переплётов, он способен обеспечить хороший обзор в полёте, во время посадки и взлёта. Кабина просторная, оборудована катапультным креслом К-36ДМ. Пилот может покинуть авиамашину даже на минимальной высоте. Приборная панель как у Су-27.
Модификации МиГ-29
Разработанные модификации:
- МиГ-29 — одноместная авиамашина;
- МиГ-29 К — палубный истребитель и бомбардировщик;
- МиГ-29 КВП — промежуточная модель для обучения пилотов взлётам с палубы авианосца;
- 9-41 — корабельный истребитель;
- МиГ-33 — МиГ-29М;
- МиГ-29М/ОВТ — опытная модель с отклоняемым вектором тяги;
- МиГ-29UPG — усовершенствованная модель для индийской ВВС;
- 9-13 — следующая серийная версия, на вооружении с 1986 г., дополнительно имеет РЭБ «Гардения», БВП-30-26М, больший запас топлива, боевая нагрузка 3200 кг;
- МиГ-29СМТ — модернизированная экспортная версия, созданная в 1994 г.;
- МиГ-29УБТ — 2-местный, выпуск с 1998 г.;
- 9-12 — серийная модель, на вооружении с 1983 г., вес боенагрузки 2 т;
- МиГ-29AS — усовершенствованный, для экспорта в Словакию с новым БРЭО;
- МиГ-29СМ — усовершенствованная версия, имеет новые бомбы «В-П»;
- 9-31 — корабельный, разрабатывался в 2004 г. для индийского авианосца «Викрамадитья»;
- МиГ-29М — с улучшенным оборудованием, имеет УР «В-П»;
- МиГ-29МУ1 — украинская усовершенствованная модель с улучшенной навигацией;
- МиГ-29УБ — 2-местный учебно-боевой самолёт, место для конструктора разместили за счёт уменьшения РЛС, в эксплуатации с 1985 г.;
- 9-12Б — экспортная версия для других государств, не состоящих в ОВД, изменили управление УР, в боекомплект входили Р-27Р1 и Р-27Т1;
- МиГ-29М2 — 2-местный, с большей дальностью полёта и нагрузкой;
- МиГ-29Н — разрабатывался на экспорт;
- МиГ 29КУБ — экспортный, палубный;
- МиГ-29БМ — белорусская модернизированная модель с обновлённой РЛС;
- МиГ 29С — 3-серийная модель, с УР РВВ-АЕ и современной СУ, вес боевой нагрузки 4 000 кг;
- 9-12А — экспортная модель для государств Варшавского договора, с изменённой РЛПК-29, боекомплект Р-27Р1 и Р-27Т1;
- MiG-29 Sniper — усовершенствованная румынская модификация.
МиГ-29 утратил былую актуальность и устарел?
Серийное производство и экспорт
МиГ-29 эксплуатируется не только в России, но и в других странах мира. Постепенно старые модели выводятся из вооружения. Их заменяют новые версии — МиГ-29СМТ и другие. Алжир закупил 24 авиамашины, но потом вернул их назад. Бангладеш в 1999 г. купил 8 самолётов. В Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине и других бывших республиках СССР МиГи остались после развала Союза.
Египет заказал 46 летательных аппаратов. Малайзия уже получила 18 машин. Судан получил более 12 самолётов. Сирия получила 62 МиГа. Иран — 36, Индия — около 80 самолётов. Всего на экспорт в 30 стран мира было поставлено 800 истребителей. Стоимость одного МиГа на мировом рынке — 22 млн. долларов.
Самолет МиГ-29. Фото. Характеристики. История
Несмотря на скептическое отношение к этому самолету, он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. МиГ-29 был выпущен в большом количестве, и очень хорошо продавался за рубеж.
Бесспорно, МиГ-29 – один из самых удачных истребителей эпохи СССР. Уникальность его заключается в том, что он может летать при больших углах атаки.
Для того чтобы поразить ракету, или резко уйти вверх, летчик может потянуть рычаги за пределы ограничителей, что недоступно западным аналогам истребителя.
Первый полет истребителя состоялся 6 октября 1977 г. С 1983 г. он стал поступать в строевые части.
Силовая установка МиГ-29 СМТ: два турбореактивных двухконтурных
В начале 70-х годов активно велась разработка новейших самолетов-истребителей, одной из них и был МиГ-29, который был создан конструкторским бюро им. А.И. Микояна. МиГ-29 стал четвертым поколением легких истребителей. На то время эта машина имела великолепные летные характеристики и не уступала по качеству ни одному истребителю мира.
История появления МиГ-29
Конструкторское бюро в начале 70-х годов приступило к разработке двух качественно новых истребителей, отличием между ними был вес самой машины.
Проектируемый тяжелый истребитель имел название ТПФИ, а легкая модель имела название ЛПФИ. В итоге из этих проектных моделей вышли два великолепных истребителя.
Из тяжелого ТПФИ вышел Су-27, а из легкой модели истребителя ЛПФИ получился МиГ-29.
Главной задачей конструкторов было создание нового и качественного истребителя, который не уступал бы в характеристиках американским аналогам серии F, а именно известным F-15 и F-16.
Перед новым самолетом были поставлены такие задачи: завоевание лидерства в воздухе над местом боевых действий, нанесение ударов с помощью неуправляемого оружия по наземным объектам.
Но последнее задание могло осуществляться только при наличии отличных погодных условий.
Данное поколение истребителей было изготовлено не по старому принципу увеличения скорости и максимальному набору высоты. Эта модель самолета получила отличную маневренность в вертикальной плоскости, этого смогли достичь с помощью высокой тяги двигателей. По разработкам конструкторов новый истребитель должен был иметь два двигателя.
Окончательная модель самолета, которая была запущена в производство, достаточно сильно отличалась от первых проектных моделей. Данный самолет по классификации КБ имел название «Изделие № 9» и очень отличался от предыдущих моделей МиГов. Параллельно с микояновцами к разработке похожего проекта пришли и конструкторы бюро Сухого, который получил название Су-27.
Обе модели самолетов-истребителей конструировались на принципе интегральной компоновки.
Все конструкторские инновации придали изделию № 9 высокую маневренность, а мощные новые двигатели − высокую тяговооруженность, которая была на качественно новом уровне – 1,1. На сегодняшний день такая величина тяги самолета является очень высокой.
МиГ-29 на данный момент является самым тяговооруженным истребителем на нашей планете. В свое время элитное пилотное подразделение «Стрижи», которое использовало этот истребитель, имело свою визитную карточку, а именно выполнение петли зразу же со взлета.
Конструкторские разработки и опыты
Пик конструирования и опытов нового истребителя припал на 1974-1977 года. До испытаний было допущено 19 новых опытных моделей, среди которых была и двухместная машина.
Первый опытный образец под именем «9-01» был поднят в воздух летчиком-испытателем А.В. Федотовым в октябре 77 года. Модели «9-02» и «9-04» были предназначены для испытания характеристик и возможностей двигателей нового истребителя.
К сожалению, оба прототипа разбились, но пилотам удалось вовремя катапультироваться и выжить.
Самолет под рабочим названием «9-03» стал прототипом истребителя МиГ-29. Остальные модели прототипов использовались для отработки и усовершенствования бортовых систем самолета. При испытаниях был установлен дефект недостаточной устойчивости самолета.
Эту проблему решили установкой подфюзеляжных килей, а после на серийные модели, начиная с четвертой, эту проблему устраняли путем увеличения рулей направления, а кили уже не использовались.
Конструкторским бюро было запланировано полное и комплексное испытание всех 19 прототипов, за это время данные самолеты совершили около 2 тысяч вылетов.
Полномасштабное производство самолета-истребителя МиГ-29 началось с 82 года на одном из старейших авиазаводов нашей страны, а именно на заводе «Знамя труда», который расположен в столице нашей страны. Окончательная комплектовка самолетов проходила в Луховицах, тут же производился и облет изготовленных машин.
С массового производства данная модель истребителей была снята в 1990 году, за эти 8 лет изготовления было выпущено более тысячи боевых машин, а 300 единиц было экспортировано в другие страны.
Количество 29-х МиГов могло бы быть значительно больше, но в 90-х годах преимущество отдали лучшему, как считали конструкторы, самолету-истребителю Су-27. Несмотря на это, в 90-х и начале 2000-х годов продолжался выпуск МиГов, но небольшими партиями.
За все время было сконструировано и выпущено в небо 1,5 тысяч МиГ-29.
Описание самолета-истребителя МиГ-29
Основным заданием нового поколения самолетов было эффективное уничтожение сил противника как в воздухе, так и на земле.
Чтобы создать истребитель по таким требованиям, конструкторам пришлось применить новейшие разработки в сфере БРЭО, а также прибегнуть к использованию достижений в аэродинамике.
Новый самолет имел новшества и в самом фюзеляже, поскольку он был выполнен из сплава алюминия и лития, а все клепаные соединения, как это было в предыдущих самолетах, были заменены на сварные швы.
Новые материалы, которые использовались при изготовлении истребителя, способствовали значительному снижению массы самолета.
Также новый сплав и сварочные соединения позволили избежать соединений внахлест, что облегчило герметизацию отсеков с топливом.
При создании МиГ-29 было принято решение для уменьшения заметности самолета на радарах. Для этого впервые использовались материалы, которые могли поглощать радиоволны.
Вносились новшества и коррективы также в аэродинамические характеристики нового истребителя.
Крылья решили сделать более острыми, что позволило повысить качество управления самолетом даже на небольших скоростях. Также была изменена система, которая защищала двигатель от сторонних предметов.
Изменениям подверглись и другие системы. Новшества состоялись в парашютно-тормозной системе и системе выпуска шасси.
Впервые в полной мере было решено использовать концепцию неустойчивости, которая может в будущем служить для улучшения маневренности самолета и дальности его полета.
Это возможно было сделать за счет балансировочных потерь, которые возникают на крейсерской скорости.
Для достижения улучшений самолет-истребитель был оснащен электродистанционной системой, с помощью которой можно было бы управлять самолетом.
Изменению и качественному улучшению планировалось подвергнуть вооружение и БРЭО. Летчики, которые впервые испытывали новый самолет-истребитель МиГ-29, отмечали, что машина очень маневренна и имеет отличную управляемость. Опытные испытатели считали, что это именно та боевая машина, которой не хватало нашей армии.
МиГ-29 имеет модификации, которые могли выполнять более конкретные миссии и задания.
В 1988 году специально для авианосцев был спроектирован и изготовлен самолет-истребитель МиГ-29К, особенностью которого была возможность складывать крылья для компактного размещения самолета на борту корабля.
Также эта модель была оснащена крюком и имела усиленное шасси для посадки на палубу корабля. Впервые самолет МиГ-29К совершил взлет с палубы авианосца в 1989 году.
Данный самолет-истребитель имеет большую популярность во многих странах мира за счет своей надежности и великолепных летных характеристик. На сегодняшний день данная модель самолета стоит на вооружении 25 стран мира, но наибольшее количество таких машин охраняет небо России.
Российская модель самолета-истребителя под названием МиГ-29 по многим параметрам превосходит зарубежные аналоги самолетов, даже славно известные американские самолеты модели F.
Самым большим преимуществом является великолепная аэродинамика, самолет отличается малым радиусом на поворотах.
Достоинством этой машины можно назвать большую угловую скорость при разворотах, она с легкостью может совершать маневры, которые проходят при больших перегрузках.
Самолет способен вести активный бой с использованием пушек, при этом выполнять активные маневры. МиГ-29 может выполнять перехват самолетов-разведчиков и ударных самолетов, даже тех, которые летят очень низко.
Уникальностью данной модели самолета является также то, что он может производить взлет и отрыв от земли на одном рабочем двигателе, а уж потом в полете запускать второй.
Такое преимущество очень хорошо экономит время, тем более во время боевых действий.
Боевой истребитель МиГ-29 применялся во множестве военных операций и зарекомендовал себя как отличный защитник неба.
Миг-29 кабина пилота
МиГ-29 может маневрировать непосредственно рядом с воздушной целью, а его продольная ось, и его оружие, могут быть не направлено непосредственно на цель. С помощью нашлемного прицела или инфракрасной системы наведения, пилот выбирает цель находящейся вне оси полета.
Истребитель сконструирован так, что его можно за короткое время обслужить между вылетами. Взлетать и садиться он может на неподготовленные аэродромы, имеющие слаборазвитую инфраструктуру для обеспечения полетов.
Миг-29 фото
Хотя этот самолет и считается лучшим в мире истребителем, но у него, как и у любой машины есть свои недостатки. По концепции советского времени, имел место особый взгляд на роль истребительной авиации. Он выражался в возможности самолетов – истребителей как можно быстрее обнаружить и уничтожить цель, что ставит их в большую зависимость от наземных платформ раннего оповещения и наблюдения.
- Хотя МиГ-29 и являлся самостоятельной боевой единицей при выполнении боевой задачи, но его БРЛС и дисплеи в кабине, не предоставляли летчику необходимой информации, и лишал его возможности самостоятельно оценивать ситуацию в воздухе.
- Миг-29 схема
Вооружение МиГ-29 для ближнего боя считается почти идеальным, а вот средства поражения целей вне зоны видимости – посредственными. Еще один недостаток самолета — малый радиус действия и малая продолжительность полета. Эта проблема вытекала из-за того, что на нем стояли внутренние топливные баки малого объема, и он не мог нести боевое дежурство на больших расстояниях.
Миг-29 характеристики
- Экипаж ‑ 1 человек
- Максимальная скорость полета: у земли ‑ 1500 км/ч
- Максимальная скорость полета: на большой высоте ‑ 2400 км/ч
- Потолок практический ‑ 18000 м
- Скороподъемность ‑ 330 м/с
- Перегрузка эксплуатационная ‑ 9
- Дальность максимальная с одним подвесным топливным баком ‑ 2100 км
- Взлетная масса: нормальная ‑ 14750 кг
- Взлетная масса: максимальная ‑ 17720 кг
- Максимальная масса боевой нагрузки ‑ 3000 кг
- Длина самолета ‑ 17,32 м
- Высота самолета ‑ 4,73 м
- Размах крыла ‑ 11,36 м
Вооружение МиГ-29:
- пушечная установка ТКБ-687 (пушка ГШ-301);
- две управляемые ракеты класса «воздух — воздух» средней дальности;
- управляемая ракета малой дальности
- Р-73, или шесть единиц ракет Р-60 М.
- В 1990-е годы был готов к выпуску новый дальний многоцелевой МиГ-29М, который по всем параметрам подходил для обнаружения и поражения целей на дальних расстояниях, но из-за недофинансирования все проекты КБ Микояна так и остались на бумаге.
- Для истребителей МиГ-29 С дополнительно размещены шесть ракет Р-27 Т.
- Предусмотрено использование неуправляемого вооружения: С-8 (40-80 ракет калибром 80 мм), или четыре ракеты С-24 Б (240 мм); свободнопадающие бомбы калибром 250, 500 кг.
- Самолет МиГ-29 находится на вооружении во многих странах мира, в том числе в странах — бывших союзных республиках.
- Миг-29 видео
- Военная Авиация
Легкий фронтовой истребитель МиГ-29
Прежде чем говорить об одном из самых известных истребителей в мире, имеет смысл разобраться с терминами «легкий» и «тяжелый» применительно к фронтовым истребителям. Как бы не хотелось, удобно было бы и очень выгодно экономически, но невозможно создать абсолютно универсальный инструмент, одинаково необходимый и используемый для всех работ. Каждая более или менее сложная работа требует своего специального инструмента, только при помощи него можно качественно выполнить профессиональную работу. Еще больше это относится к оружию и военной технике, в нашем случае к военной авиации, точнее к истребителям. Поэтому в конце 1960-х годов ВВС СССР разработали программу перспективного фронтового истребителя для замены существующего авиапарка. Вспомним, что в Вооруженных Силах СССР ВВС были не единственными, кто эксплуатировал боевую авиацию. Также ее использовали войска ПВО. Численность истребителей в их составе даже превышала число истребителей в ВВС, так как войска ПВО не имели бомбардировщиков и штурмовиков. Поэтому в стране существовало разделение на фронтовые истребители и истребители-перехватчики. Фронтовые истребители применялись в ВВС, перехватчики использовались в ПВО. Фронтовые истребители были легкими, маневренными и недорогими самолетами, в то время как истребители-перехватчики были сложнее, дороже, обладали более мощным бортовым радиоэлектронным оборудованием, большой высотой, дальностью и скоростью полета.Программу перспективного фронтового истребителя запустили именно ВВС. Перед фронтовым истребителем ставились сложные задачи. Причиной тому было появление в ВВС США мощного истребителя Ф-15, способного вести дальний воздушный бой. Нужен был адекватный ответ советской стороны, которым и стала программа перспективного фронтового истребителя. Истребитель фронтовой авиации по данной программе должен был иметь мощное бортовое радиоэлектронное оборудование с радиолокационной станцией дальнего действия, характерное ранее только для истребителей ПВО. Практически сразу программа разделилась на два подвида — легкий фронтовой истребитель и тяжелый фронтовой истребитель. Различия в названиях были определены еще при проектировании самолетов. Легкий истребитель должен был действовать на тактической глубине в зоне действия своих станций наведения и своего руководителя полетов, то есть в своем информационном пространстве, а тяжелый истребитель мог действовать и вне информационного поля своих войск, то есть далеко на территории противника, выполняя при этом функции разведчика. Поскольку ОКБ Павла Осиповича Сухого уже работало над проектом тяжелого фронтового истребителя, то легкий фронтовой истребитель приняло к разработке ОКБ Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича — «МиГ».
Это означало, что легкий фронтовой истребитель МиГ не должен залетать вглубь территории противника дальше 100 км, а его наведение и на цель и управление боем ведется с наземных постов управления. При этом можно сократить состав бортового радиоэлектронного оборудования, упростив самолет, улучшить летные характеристики и сделать самолет массовым, недорогим и простым в производстве. По составу вооружения главным были управляемые ракеты с тепловым наведением, которые в ряде случаев дополняли ракеты с радиолокационным наведением. Бортовая РЛС, по сути, являлась радиолокационным прицелом для этих ракет. Сложных и дорогих средств радиоэлектронной борьбы и связи не предусматривалось.
Легкий фронтовой истребитель МиГ-29.
В отличие от всех предшествующих моделей МиГ конструкция планера МиГ-29 выполнена по интегральной схеме, то есть с несущим фюзеляжем, когда крыло плавно переходит в корпус и значительная часть подъемной силы приходится на центроплан. Перед крылом видны наплывы, которые обеспечивают высокие несущие свойства на больших углах атаки и повышают маневренность.
Планер выполнен из алюминиевых сплавов и стали, с использованием титана и композитных материалов. Угол стреловидности крыла 42 градуса, на крыле установлены щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика. Стабилизатор цельноповоротный. Шасси трехопорное, с одноколесными основными стойками и двухколесной носовой стойкой.
В кабине пилота катапультное кресло. Фонарь кабины имеет улучшенные оптические характеристики. Длина самолета 17,32 метра, высота 4,73 метра, размах крыла 11,36 метра. Максимальный взлетный вес 17,7 тонны. Силовая установка самолета состоит из двух газотурбинных двигателей РД-33 разработки ОКБ Владимира Яковлевича Климова тягой 8250 кг на форсаже каждый.
Воздухозаборники двигателей оснащены автоматической системой перекрытия каналов для предотвращения попадания посторонних предметов при движении самолета по взлетно-посадочной полосе — своего рода рампой. При взлете до момента отрыва воздух в двигатели подается через жалюзи на верхней поверхности наплыва крыла.
После отрыва от полосы рампа открывает воздухозаборники и играет роль регулирующего устройства, при необходимости меняя подачу воздуха. При посадке в момент касания полосы рампа опять закрывает воздухозаборник, и воздух подается через вернее жалюзи. Максимальная скорость самолета составляет 2450 км/час, практический потолок 18000 метров, дальность полета 2100 км.
Вооружение самолета состоит из авиационной пушки калибра 30 мм и управляемых ракет и бомбовой нагрузки на внешней подвеске общим весом до 3000 кг.
Управляемые ракеты на внешней подвеске истребителя МиГ-29.Ракетно-бомбовое вооружение на внешней подвеске МиГ-29.
Возможна также подвеска фюзеляжного подвесного топливного бака и двух крыльевых подвесных топливных баков.
На самолете МиГ-29 установлена система автоматического управления самолетом и система управления вооружением, состоящая из радиолокационного прицельного комплекса и бортовой ЭВМ.
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс состоит из оптико-электронной прицельной системы, включающей в себя лазерную оптико-локационную станцию и нашлемную системы целеуказания.
Также в комплекс входят навигационная система, система управления оружием, позволяющая обнаруживать цели на фоне земли, и система индикации на лобовом стекле кабины пилота.
Фронтовой легкий истребитель МиГ-29.
В соответствии с планом ВВС и замыслом руководства, легкий фронтовой истребитель МиГ-29 предназначался для завоевания господства в воздухе.
Предполагалось, что самолеты МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям армии.
Это предполагало использование авиацией малоподготовленных взлетно-посадочных полос, поэтому МиГ-29 был снабжен прочным шасси и закрывающимися нижними воздухозаборниками.
Серийное производство самолетов МиГ-29 было развернуто в 1982 году. Самолет успешно прошел государственные приемные испытания в 1984 году, после чего начались поставки в части фронтовой авиации.
За счет своих прекрасных летных качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт во множество стран мира.
Фронтовые истребители МиГ-29, поставляемые на экспорт в различные страны. Сверху вниз — МиГ-29 ВВС России, Румынии, Болгарии, Чехословакии и ГДР.
Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолеты палубного базирования.
Начиная с 2007 года МиГ-29 выпускался в модификации палубного истребителя МиГ-29К и базируется на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Большинство модификаций отличалось применяемыми управляемыми ракетами и электронным оборудованием. Для подготовки летного состава был разработан и серийно выпускался двухместный учебно-боевой самолет МиГ-29УБ.
Двухместный учебно-боевой самолет МиГ-29УБ для подготовки летного состава.
Российская пилотажная группа «Стрижи» — авиационная группа высшего пилотажа Воздушно-Космических Сил России, была сформирована 6 мая 1991 года.
Выполняет групповой и одиночный пилотаж на легких фронтовых истребителях МиГ-29, и является одной из немногих пилотажных групп, летающих на серийно выпускаемых боевых самолетах.
(Большинство мировых пилотажных групп летают на специально подготовленных несерийных машинах). Этот показ никого не оставляет равнодушным.
В небе российская пилотажная группа «Стрижи» на легких фронтовых истребителях МиГ-29.
Всего за все время серийного производства было выпущено более 1600 самолетов МиГ-29. В настоящее время В ВКС и Морской авиации ВМФ России состоит на вооружении около 200 самолетов МиГ-29 различных модификаций.
Успешное применение новейших российских истребителей модификации МиГ-29СМТ в Сирии подтвердило их надежность и эффективность.
Они выполняли боевые задачи по поражению баз террористов автономно, а также выполняли задачи по сопровождению бомбардировщиков Ту-22М3.
Программа освоения новой модификации МиГ-29СМТ будет продолжена, в том числе с целью повышения эффективности новых и перспективных систем вооружения.