Сравнение су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Боевые возможности российского истребителя V поколения Су-57 и всего перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА остаются в центре внимания авиационной прессы и специалистов-профессионалов. 

Сайт «Военное обозрение» приводит мнение главного конструктора Шэньянского НИИ авиастроения Ван Юнцина, которое он высказал в интервью телевидению КНР.

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Китайский истребитель V поколения Шеньян J-31 chinesemilitaryreview.blogspot.com

В пространной телепередаче, посвященной развитию истребителей V поколения в мире, Ван Юнцин, один из руководителей создания новейшего китайского самолета Шеньян J-31, сказал так: «обладая передовой аэродинамической конструкцией и способностью управлять вектором тяги, «Сухой» придает большое значение сверхзвуковым крейсерским возможностям и сверхманевренности. Концепция истребителя следующего поколения в США направлена на обеспечение атаки до обнаружения своего самолета противником, но пока американские ракеты будут лететь в направлении Су-57, у него есть немало времени, чтобы уйти от удара. Ему в этом поможет и новый радар, который способен отслеживать ракетные пуски с достаточно больших расстояний».

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Самолеты Су-57 располагают мощным вооружением на внешней и внутренней подвеске А. Зинчук // airforce.ru

Невозможно не согласиться с мнением профессионала, которое подтверждается и итогами боевого применения малозаметных самолетов и крылатых ракет. Начиная с 1999 г.

, наблюдается непрерывное изменение технологий «стелс» и уменьшение объема их применения в новых летательных аппаратах, ведь за них приходится платить ухудшением их летно-тактических данных и эксплуатационных свойств при катастрофическом росте стоимости.

Что касается самолетов американской тактической авиации, наиболее наглядно пересмотр того, чем и насколько можно пожертвовать ради «невидимости» виден в сравнении конструкций самолетов F-117, F-22 и F-35. У всех их конструкция сделана с учетом требований снижения заметности, но разными методами и в разной мере.

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Первый серийный малозаметный ударный самолет ВВС США F-117A обладал низкой ЭПР, но за это пришлось заплатить снижением летных данных и ограничением числа точек подвески warfare.be

Первый использовал технологии «стелс» наиболее широко и, по-видимому, имел самую маленькую радиолокационную и тепловую заметность.

Но с другой стороны его изъянами были слабое вооружение, ограниченная дальность, дозвуковая скорость и что хуже всего – в случае обнаружения он был обречен, потому что не мог уклониться от атаки.

Из-за этого F-117 был снят с вооружения, прослужив менее 25 лет и был построен очень маленькой серией.

В проекте F-22/ATF была поставлена задача достичь летных данных, значительно превышающих уровень самолетов F-15 и Су-27 (в частности, сверхманеврености), но сделать это удалось лишь в узком диапазоне чисел Маха и высот полета.

В то же время сейчас отмечается смещение воздушных боев в зону больших скоростей и высот, что как раз и позволяет снижение радиолокационной заметности, с которой не нужно «жаться к земле», а большие высоты дают лучшие тактические возможности.

Достичь удачного баланса «малозаметность – летные данные – ударное вооружение» в конструкции F-22A не удалось, а высокая стоимость препятствует закупкам самолета в масштабах, сравнимых с поставками F-15.

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Серийный истребитель F-22A Raptor выполняет пуск ракеты AIM-9P «Садуиндер» warfare.be

Самолет F-35/JSF должен заменить легкие тактические истребители F-16 и штурмовики А-10, а также палубные F-18. Обращает на себя внимание открытая установка сопла – скрывающая их на F-22 тяжелая и громоздкая конструкция снижает тягу, не давая заметного улучшения невидимости.

Ее недостатком также является возможность отклонения вектора тяги только в вертикальной плоскости, тогда как на самолете Т-50 / ПАК ФА сопла отклоняются всеракурсно.

Благодаря этому и более совершенной аэродинамике российский истребитель Су-57 уже сегодня заметно превосходит по летным данным и F-22, и F-35 и с двигателями второго этапа «изделие 30» это преимущество будет лишь расти.

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Тактические истребители V и IV поколений Локхид-Мартин F-35A «Лайтнинг» II и F-16C «Файтинг Фалкон» из авиакрыла ВВС США, размещенного на авиабазе Люк daisetsuzan.blogspot.fr

Большая проблема для американцев и ракетное вооружение, в котором неожиданно наметилось отставание. Сегодня в США предпринимаются энергичные меры по повышению дальности пуска ракет воздух-воздух AIM-9 и AIM-120, но работа еще не завершена и не ясно, удастся ли достичь заявленных действительно очень высоких и теоретически возможных показателей.

А вот в области создания гиперзвуковых ракет у Америки пока особых достижений нет, хотя она ведет такие работы с середины 1950-х гг. Причина – их непоследовательность. Каждый перерыв, каждое «шатание» в плане изменения концепций такого оружия отбрасывает разработчиков назад.

Пожалуй, самыми близкими к завершению являются проекты ракет с гиперзвуковым ПВРД HABWC (Hypersonic Air-Breathing Weapon Conventional), и твердотопливной HCSW (Hypersonic Conventional Strike Weapon).

Но это большие изделия, и носителем их будет модернизируемый стратегический бомбардировщик Боинг B-52J «Мегафортресс».

Лояльные США эксперты называют основным недостатком Су-57 радиолокационную заметность, определяемую эффективной площадью рассеивания импульса, излучаемого РЛС противника.

Это утверждение многократно тиражировалось, а между тем достоверной информации об ЭПР современных самолетов нет – ни американских, ни российских, ни китайских. Мало того, ЭПР – это не число, измеряемое в квадратных метрах, а 3D-диаграмма, причем слоистая.

Величина ЭПР зависит не только от ракурса облучения, но и от используемых частот. Публикуются разные данные, в т.ч.

и диаграммы, построенные экспертами на основании компьютерного анализа отражения радиоволн от поверхности самолетов, для чего используются их цифровые модели, но кто поручится за то, что используемый этими экспертами математический аппарат с «непонятным сертификатом» дает правильный результат?

В состав оборудования ПАК ФА включена РЛС L-диапазона, способная обнаруживать малозаметные летательные аппараты – это одна из трех составляющих его радиолокационного комплекса.

Так что надеяться на то, что F-22, и тем более F-35 сможет выиграть воздушный бой у обладающего лучшими летными данными и более дальнобойными ракетами ПАК ФА только за счет своей малозаметности, мягко говоря, легкомысленно, да и само это их преимущество спорно.

Названы боевые преимущества Су-57 перед F-22 и F-35

Возможность выполнять различные боевые задачи и уничтожать цели на разных дистанциях как в воздухе, так и на земле, является одной из сильных сторон Су-57 в сравнении с американскими самолетами F-22 и F-35.

Об этом заявил руководитель КБ Сухого главный конструктор российского истребителя пятого поколения Михаил Стрелец в статье, опубликованной корпоративным журналом ОАК «Горизонты».

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Почему российский истребитель пятого поколения назвали Су-57

По его словам, Су-57 с самого начала проектировался с учетом требований многофункционального истребителя. Каждая из американских машин разрабатывалась только под определенные действия.

— F-22 изначально создавался как самолет завоевания превосходства в воздухе. Но только потом американцы, поняв, что принципиально неправильно было проектировать самолет только под размещение ракет класса «воздух- воздух», предприняли попытку в уже существующей конфигурации отсеков разместить авиационные средства поражения «воздух- поверхность».

Но геометрия отсеков уже не позволяла разместить в них более крупные грузы, какими являются ракеты того класса. Появившийся вследствие этой проблемы проект еще одного американского самолета пятого поколения F-35, специализировавшийся на работе по земле, не обладает возможностью эффективного решения истребительных задач, — пояснил Михаил Стрелец.

Конструктор добавил, что разгонные и маневренные характеристики F-35 во многом уступают даже самолетам четвертого поколения. И в целом, сверхманевренность на Западе не расценивают, как основополагающее требование для истребителей пятого поколения.

— Они большую ставку делают на дальний бой, чем на ближний. Мы делаем ставку и на то, и на другое, чтобы наш самолет превосходил и в ближнем, и в дальнем бою, — отметил глава КБ.

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

Боевое применение Ми-35 армией Хафтара в Ливии показали на видео

Журнал Military Watch, обративший внимание на публикацию, добавляет, что российский истребитель несет в два раза больше полезной нагрузки, чем F-35, и обладает преимуществом в две ракеты класса «воздух-воздух» в сравнении с F-22.

К тому же, сами ракеты, которыми вооружается Су-57, имеют превосходство. Например, у Р-37М дальность полета в четыре раза выше, чем у AIM-120C, которой оснащается большинство американских самолетов, а также в два раза больше перспективной AIM-120D, поступившей на вооружение отдельных подразделений ВВС США.

При действиях по наземным целям российский самолет может применять также более широкий перечень боеприпасов нежели F-35. В их числе гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал».

Стоимость производства и эксплуатации Су-57 является еще одним неоспоримым преимуществом, пишет зарубежное издание, указывая цену в 35 миллионов долларов США за одну машину по состоянию на май 2019 года. F-35 обходится американским ВВС как минимум вдвое дороже, а цена F-22 выше на несколько порядков.

Российский Су-57 против американского F-22. Кому достанется победа?

Истребитель F-22 «Раптор» фирмы «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) — это король неба. Он совмещает в себе малозаметность, великолепные кинематические показатели, а также значительный арсенал оснащенного сенсорами оружия.

Прошло более десяти лет с того момента, как в декабре 2005 года «Раптор» был принят на вооружение, и F-22, несомненно, продолжает оставаться лучшим истребителем для завоевания превосходства в воздухе.

Выйдя из постсоветского застоя, Россия разработала самолет, способный бросить вызов могущественному F-22, и таким истребителем стал «Сухой» Су-57 ПАК ФА, который, в соответствии с существующими планами, должен быть принят в ограниченном виде на вооружение в 2019 году. Но является ли Су-57 реальным вызовом для «Раптора»?

В настоящий момент ответ будет таким: нет, не является — первоначальные временные версии Су-57, предназначенные для опытной эксплуатации, снабжены модифицированными двигателями АЛ-41Ф1 от Су-35С, тяга которых составляет около 15 тысяч килограмм-силы. Этот мотор, имеющий значительно более высокую рабочую температуру, чем оригинальный двигатель АЛ-31, на основе которого он был разработан, оказался не таким надежным, как первоначально предполагалось.

Однако нынешние двигатели являются всего лишь временными, и модели второго этапа ПАК ФА, как ожидается, будут уже иметь новый двигатель.

Он получил название «Изделие 30», а его использование запланировано на середину 2020-х годов.

Тяга нового двигателя будет составлять примерно 19 тысяч килограмм-силы, и, с аэродинамической точки зрения, это выведет Су-57 в лидеры, особенно с учетом наличия всеракурсного управления вектором тяги.

Однако кинематические характеристики — это еще не все, даже если Су-57 с новым двигателем и будет немного превосходить «Раптор» после того, как получит свой новый двигатель.

F-22 сохранит свое преимущество в области малозаметности над Су-57, который обладает лишь скромными показателями в области эффективного поверхностного рассеивания.

Теоретически, F-22, оснащенный мощным радаром с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77 (V)1, будет способен первым увидеть Су-57 и сбить его ракетой AIM-120D AMRAAM или последующими модификациями этих ракет, и произойдет это еще до того, как российский летчик узнает, что он находится под обстрелом.

В данном случае речь идет о теории, которая пока еще не была испытана на практике.

Россия обладает самыми современными возможностями в области электронной войны, а ее истребители оснащены постановщиками помех с цифровой радиочастотной памятью (DRFM), которые могут ослепить радиолокационную головку самонаведения.

Истребители Су-57 обладают также некоторыми характеристиками сокращения эффективной поверхности рассеивания в переднем секторе, и, кроме того, Москва не считает малозаметность единственным инструментом, обеспечивающим выживание.

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетовThe National Interest15.05.2018The National Interest29.11.2017The National Interest02.11.2017Русские предпочитают использовать такие испытанные и надежные технологии, как облучение — использование зазоров в диапазонах импульсно- доплеровской радиолокационной станции для того, чтобы, по сути, исчезнуть с радаров противника за счет поворота на 90 градусов по отношению к направлению действия вражеского радара.

Это, по сути, позволяет Су-57 отражаться как стационарный объект на вражеском радаре, и таким образом он становится невидимым (импульсно-доплеровский радар имеет большие проблемы с обнаружением объектов, движущихся в поперечном направлении). Речь идет просто о физике, и враг мало что может предпринять против этого, кроме как использовать дополнительные сенсоры — например систему инфракрасного поиска и сопровождения, — а также улучшить обработку сигналов.

Русские надеются на то, что комплект сенсоров Су-57 — он включает в себя радиолокационную станцию L-диапазона Н036Л-1-01 — сообщит его пилотам о месте нахождения такого вражеского истребителя стелс пятого поколения как «Раптор».

Тактический истребитель с технологией стелс должен быть оптимизирован таким образом, чтобы остаться незаметным для более высоких частот C-диапазона, X-диапазона и Ku-диапазон, и это тоже вопрос физики.

Такого рода самолеты будут отражаться на радарах, использующих более длинные волны L-диапазона, однако сигнал от них не будет достаточно точным для того, чтобы можно было нацелить по нему ракету.

Однако радар, работающий в диапазоне L-частот — он входит в набор радаров Н036 «Белка» — сокращает зону поиска, и поэтому Су-57 может сканировать меньший по размеру участок пространства с помощью апертуры X-частотных радаров Н036-1-01 и Н036Б-1-01 с активной фазированной антенной решеткой. Кроме того, этот радар усилен комплексом оптико-электронного наведения 101КС «Атолл», а также бортовым комплексом обороны Л402 «Гималаи», что поможет еще больше усилить сигнал на L-частотном радаре.

Идея состоит в том, что фокусированный поиск с помощью других сенсоров позволит качественной системе наведения обеспечивать обстрел таких истребителей пятого поколения как F-22.

Если эта система сработает, что незаметность «Раптора» перестанет быть проблемой для русских.

Это означает следующее: тот, кто сможет выжить в сражении на дальнем расстоянии, столкнется с противников уже в ближнем бою.

В середине 2020-х годов и Су-57, и F-22 будут оснащены нашлемной системой целеуказания и индикации (HMCS), а также высокоэффективными ракетами «воздух-воздух» с высоким углом отклонения от опорного направления (HOBS), что, в принципе, позволяет пилоту выпустить ракету в нужном направлении. В зоне прямой видимости победа будет на стороне того самолета, за штурвалом которого будет более подготовленный пилот, а, если честно, то многое будет зависеть от удачи.

Во время учений с участием истребителей, оснащенных ракетами AIM-9X и HMCS, вновь и вновь подтверждается одно правило — если оба истребителя оснащены ракетами с системой HOBS, то часто результатом их поединка является «взаимное уничтожение». Удача в данном случае может стать определяющим фактором.

В конечном итоге исход поединка «Раптора» с Су-57 остается неизвестным. И, вероятнее всего, он останется неизвестным в обозримом будущем.

Эта статья подготовлена сотрудниками редакции журнала National Interest.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Почему американским F-22, тем более F-35 далеко до Су-57

«Белка» забила стрелку

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предполагается модернизировать. Изменения коснутся значительной части авионики самолета, в том числе и важнейшей ее составляющей – радиолокационной станции. Казалось бы, РЛС Су-34 – уникальный технический комплекс. В определенной мере некоторые его принципы построения использованы в РЛС новейшего многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57.

Хищник

Уникальность этой машины состоит в том, что помимо РЛС переднего обзора в Су-34 установлена станция, которая обозревает заднюю полусферу.

И не только обозревает, но и сопровождает захваченные сканирующим электромагнитным лучом цели – истребители противника, по которым запускаются ракеты «воздух-воздух».

Благодаря РЛС заднего обзора классическая тактика атаки при помощи захода в хвост в отношении Су-34 крайне затруднительна. Самолет опасен для противника, можно сказать, со всех сторон.

Петербургское НПО «Ленинец» создавало РЛС В004 «Хищник» для Су-34 исходя из того, что основная его задача состоит в нанесении ударов по наземным целям в условиях маловысотного полета и даже полета с огибанием рельефа местности.

Поэтому радар «заточен» прежде всего на обнаружение на максимальном удалении наземных целей. Для этого конструкторам пришлось радикально бороться с таким явлением, как паразитное отражение радиоволны от земной поверхности, из-за чего возникает эффект «затенения» целей.

И в таком режиме «Хищник» показывает прекрасные результаты. Танк обнаруживается на удалении 75 километров.

“ «Хищник» обнаруживает танки на расстоянии 75 километров ”

При работе по воздушным целям назвать показатели прекрасными не получается, однако они вполне приемлемы для истребителя-бомбардировщика поколения «4+».

«Летающие слоны» – топливозаправщики, АВАКСы, транспортники-тяжеловозы, командные самолеты видны Су-34 на удалении 250 километров.

На таком расстоянии прекрасно работает ракета Р-37, имеющая дальность 300 километров, которую на Западе называют «длинной кочергой».

Приемлемая дальность обнаружения самолетов поколения 4 с одним или с двумя плюсами – 90 километров. Они имеют эффективную площадь рассеяния (ЭПР) – порядка три – пять квадратных метров. Это все «ровесники» Су-34: F-15, F-16, французский «Рафаль», евроистребитель «Тайфун», шведский «Грипен».

Необходимо сказать, что и по маневренности «Утенок», как называют Су-34 из-за его приплюснутого носа, не уступает этим самолетам, потому что создан на основе «воздушного акробата» Су-27, предназначенного для завоевания господства в воздухе.

И встречающееся порой мнение относительно того, что Су-34 продолжает линию фронтового бомбардировщика Су-24, ошибочно.

Однако гораздо хуже дело при столкновении «Утенка» с «невидимками» пятого поколения F-22 и F-35, у которых ЭПР (вопреки рекламным сведениям производителей) в пределах 0,05–0,2 квадратного метра. Дальность обнаружения этих самолетов для Су-34 в открытых источниках не приводится. Но понятно, что «Утенку» с ними лучше не сталкиваться.

Ирбис

Несмотря на то, что Су-34 был принят на вооружение в 2014 году, концепция и технологии, в него заложенные, разрабатывались в 90-е. Более ранней готовности машины препятствовала разруха того периода. Именно поэтому назрела замена РЛС на более современную с лучшими характеристиками.

Многоцелевому истребителю поколения «4++» Су-35С исторически больше повезло. Его разработка началась позже. Первый полет был совершен в 2008-м, а эксплуатация началась также в 2014-м. Сказалось это и на характеристиках РЛС Н035 «Ирбис», созданной в НИИ приборостроения им. Тихомирова. Эта станция превосходит все существующие в мире бортовые РЛС по дальности обнаружения и сопровождения целей.

Необходимо сказать, что НИИ приборостроения в 80-е годы первым в мире создал РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Это был Н007 «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ-31. После чего все производители авиатехники мира бросились догонять русских.

“ На таком расстоянии прекрасно работает ракета Р-37, на Западе ее называют «длинной кочергой» ”

До «Заслона» на самолетах использовались станции с антеннами, которые сканировали пространство механическим поворотом в двух плоскостях. Процедура медленная да и техника, в которой используются подвижные элементы, не слишком надежна.

ФАР представляет собой плоскую матрицу (круглую в авиации), которая состоит из множества, до нескольких тысяч, приемо-передающих модулей, «элементарных антенн», оснащенных фазовращателями. За счет постоянного изменения сигнала, подающегося на них, происходит перемещение луча РЛС в двух плоскостях.

То есть осуществляется сканирование с электронным, фактически мгновенным отклонением луча. РЛС с ФАР способна работать и в более сложных режимах. Например, для поиска целей, то есть дежурного сканирования, формируется широкий луч. Для сопровождения обнаруженных объектов – узкий. РЛС способна сопровождать сразу несколько целей, выдавая целеуказание для обстрела каждой из них.

Разумеется, снимаемая с антенны отраженная информация обрабатывается мощными компьютерами для получения четкой объемной картины сканируемого воздушного пространства. Таким образом в РЛС с ФАР достигается высочайшая производительность.

Дальность обнаружения зависит от двух характеристик. Она больше, если РЛС использует более длинные волны – не сантиметровые, а дециметровые или даже метровые.

Однако при увеличении длины уменьшается разрешающая способность и накапливается ошибка при определении координат цели. Поэтому все авиационные РЛС работают в X-диапазоне – сантиметровом.

Также дальность обнаружения прямо пропорциональна мощности луча.

Сравнение Су-57 и f-22: мнения экспертов, технические характеристики и другие показатели самолетов

textpilot.ru

В РЛС Н035 «Ирбис» с ФАР, установленной на Су-35С, конструкторам удалось получить рекордную выходную пиковую мощность излучения, равную 20 киловатт. В связи с чем «Ирбис» стал самым мощным бортовым радаром в мире.

Цели с ЭПР 0,01 квадратного метра обнаруживаются на расстоянии до 100 километров, 0,1 квадратного метра – 160 километров, 1 квадратный метр – 270 километров, 3 квадратных метра – 400 километров. Разрешающая способность при картографировании местности не более 1 метра.

«Ирбис» одновременно сопровождает до 30 воздушных целей и обстреливает до восьми. При работе с наземными целями одновременно сопровождаются четыре, обстреливаются – две.

Угол обзора по азимуту при электронном сканировании – плюс-минус 60 градусов. При использовании гидропривода антенны – плюс-минус 120 градусов.

Станция работает в Х-диапазоне. ФАР диаметром 900 миллиметров включает в себя 1779 приемо-передающих элементов.

Возможности «Ирбиса» по обнаружению и сопровождению целей при любых погодных условиях и при помеховом противодействии противника превосходят аналогичные параметры остальных бортовых радаров на 15–30 процентов.

Жук

Несмотря на рекордные характеристики РЛС «Ирбис», ее нельзя отнести к радиоэлектронному оборудованию, предназначенному для истребителей пятого поколения. Потому что ФАР в ней пассивная – ПФАР.

На всю решетку, на каждый из 1779 ее излучателей работает только один генератор сигналов и один усилитель мощности. К пятому же поколению относятся РЛС с активной ФАР – АФАР.

В них на каждый излучатель работают свои генератор и усилитель.

Главное достоинство таких радаров в том, что они в принципе не могут выйти из строя (если, конечно, не будет прямого попадания зенитной ракеты). Может перегореть несколько усилителей – два, три, четыре, однако РЛС по-прежнему будет работать.

Компьютер, обрабатывающий отраженные от целей сигналы, продолжит корректировать результирующую картинку с учетом отказавших элементов. В РЛС с ПФАР отказ одного-единственного усилителя или генератора выведет радар из строя. Самолет «ослепнет».

Есть и еще одно достоинство. Группы излучателей могут быть загружены различными задачами – локацией, картографированием, радиоэлектронной борьбой, широкополосной связью…

Но есть и недостатки. Один из них к качеству радара отношения не имеет – дороговизна в сравнении с ПФАР. Из-за второго недостатка на РЛС с АФАР крайне сложно получить по-настоящему высокую выходную мощность. Дело в том, что каждый из тысячи с лишним усилителей в фидерах АФАР выделяет тепло.

В сумме становится настолько горячо, что требуется создавать очень серьезные холодильные агрегаты. Так, например, для охлаждения РЛС американского истребителя F-22 требуется расходовать 34 литра жидкости в минуту. Поэтому дальнейшее увеличение выходной мощности не представляется возможным.

РЛС с АФАР используется в многоцелевом среднем истребителе поколения «4++» МиГ-35. Это Н010 «Жук-АЭ», разработанный корпорацией «Фазотрон-НИИР». Буква Э в названии говорит о том, что модификация экспортная. Следовательно, она должна обладать меньшими возможностями, чем РЛС, предназначенная для эксплуатации в ВКС РФ. Название уже есть – «Жук-А», однако станцию продолжают доводить до ума.

В настоящий момент это не столь критично, потому что Минобороны заказало лишь четыре истребителя. Минпромторг рекомендует РСК «МиГ» энергично поставлять машину на внешний рынок. Благо, покупатели, привыкшие летать на различных модификациях МиГ-29, имеются в должном количестве.

Столь прохладное отношение на родине к этой прекрасной машине имеет несколько причин. Главная из них субъективна – упование на всемогущество тяжелых истребителей, каковыми являются изделия ОКБ Сухого.

При этом предается забвению один из основных постулатов строительства ВВС: тяжелых истребителей должно быть в два раза меньше, чем легких.

Потому что последние (правда, МиГ-35 относится к среднему классу) проще восполнять в случае боевых потерь и эксплуатация дешевле.

Характеристики «Жука-АЭ», раскрытые лишь частично, в восторг не приводят. Дальность обнаружения самолета четвертого поколения с ЭПР порядка три – пять квадратных метров – 160 километров. Наземные цели типа танк распознаются на удалении 72 километра. Точность картографирования – 2х2 метра. Одновременно сопровождается 30 воздушных целей, обстреливается шесть.

У РЛС «Жук-А», которая должна появиться в обозримом будущем, дальность обнаружения воздушной цели типа истребитель должна превысить 200 километров. Подтянутся и все другие характеристики, что еще больше повысит эффективность истребителя.

Белка

Наконец, о первом российском истребителе пятого поколения Су-57. Разработанная для него в НИИ приборостроения им. Тихомирова РЛС называется Н036 «Белка». В отличие от традиционных схем использования бортовых радаров с АФАР носового размещения она оснащена несколькими АФАР. Есть решетка переднего обзора, работающая в сантиметровом диапазоне волн.

Две антенные решетки бокового обзора, расположенные слева и справа, – Н036Б также работают в сантиметровом диапазоне. Есть и антенные системы, установленные в передней кромке крыла, – Н036L.

Они работают в L-диапазоне, дециметровом и соответственно имеют значительно большую рабочую дальность, позволяющую обнаружить любого «невидимку» за несколько сотен километров. Правда, разрешающая способность в данном случае недостаточна, чтобы произвести пуск ракеты по цели.

Но это позволит пилоту не только подготовиться к встрече с противником, но и передать на землю или самолетам работающей в небе эскадрильи информацию о местонахождении вражеского борта, чтобы находящийся ближе к цели истребитель «разобрался» с ней.

То есть распределение антенн бортового радара совместно с датчиками заднего обзора дает пилоту Су-57 возможность всеракурсной оценки воздушной обстановки. Полезная информация поставляется еще и оптико-локационной системой, которая имеет телевизионный и тепловизионный каналы.

Матрица «Белки» состоит из 1562 приемо-передающих модулей и имеет размеры 700х900 миллиметров.

Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 3 квадратных метра – 400 километров, 1 квадратный метр – 300 километров, 0,5 квадратного метра – 240 километров, 0,1 квадратного метра – 165 километров.

Угол обзора по азимуту и углу места – плюс-минус 120 градусов. Остальные характеристики, в том числе относящиеся к работе по наземным целям, не раскрываются.

Если сравнивать Су-57 со своим единственным в мире конкурентом – F-22 (F-35 до уровня этих двух самолетов недотягивает), возможности российского радара предпочтительнее. Американская РЛС AN/APG-77 цели с ЭПР 1 квадратный метр обнаруживает в зависимости от режима работы на расстоянии от 190 до 240 километров. Угол обзора по азимуту и углу места – плюс-минус 60 градусов.

Также ничего не сообщается об особенностях работы радара по части скрытности. Но можно предположить, что в нем используется тот же принцип низкой вероятности перехвата (LPI), что и в AN/APG-77.

Идея состоит в излучении низкоэнергетических импульсов, частота которых постоянно «плавает» в широком диапазоне.

В связи с чем самолет противника, его приемные датчики неспособны определить, что подвергаются облучению со стороны радара.

Владимир Тучков

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 8 (821) за 3 марта 2020 года

«Собачья свалка»: Су-57 сравнили с F-22 Raptor

Американские журналисты сравнили характеристики F-22 Raptor и российского Су-57 и пришли к выводу, что вероятность победы в бою одного из «превосходных самолетов» будет определяться разве что броском монеты. Однако все оказалось не так просто. «Газета.Ru» разбиралась, чего стоят эти машины.

Возросшая напряженность между США и НАТО с одной стороны и Россией с другой заставляет задуматься: как будут выглядеть Су-57 и F-22 Raptor в воздушном бою, пишет журнал The National Interest. Как отмечает издание, официальное принятие Россией самолета Су-57 (ПАК-ФА/Т-50) на вооружение является еще одним напоминанием о том, что мировая площадка истребителей пятого поколения становится все более тесной. Соединенные Штаты, Китай, Россия, Япония и Корея работают над проектами своего пятого поколения, но пока, подчеркивается в материале NI, в рабочем состоянии только три самолета: F-22 Raptor, F-35 Joint Strike Fighter и китайский J-20.

F-22

F-22 Raptor был принят на вооружение в качестве истребителя для завоевания превосходства в воздухе. Он предназначен для решения тех же задач, что и F-15C Eagle. Первоначально планировалось, что Raptor заменит Eagle.

Самолет был спроектирован и построен корпорацией Lockheed Martin, у которой уже был опыт создания первого боевого истребителя-невидимки F-117A Nighthawk.

В 1990 году прототип истребителя YF-22 принял участие в полете с самолетом корпорации Northrop YF-23 Black Widow II и выиграл в этом соревновании в значительной степени благодаря акценту Lockheed Martin на малую радиолокационную заметность и маневренность.

Малая радиолокационная заметность изначально закладывалась в качестве ключевой особенности F-22. Формы самолета в значительной степени были смоделированы и рассчитаны на раннем суперкомпьютере Cray.

Конструкция F-22 обеспечивает максимальную скрытность от бортовых радиолокационных станций истребителей вероятного противника и радиолокационных средств радиотехнических и зенитных ракетных войск.

Механизация крыльев, створки люков отсеков для авиационных средств поражения, выхлопные конусы и сопла двигателей выполнены так, чтобы минимизировать радиолокационную заметность самолета.

В то же время большие вертикальные наклонные кили хвостового оперения уменьшают инфракрасную заметность истребителя с определенных углов.

Металлические поверхности самолета также покрыты радиопоглощающими материалами и соответствующей краской.

Использование суперкомпьютера Cray позволило сделать F-22 чрезвычайно маневренным, особенно при больших углах атаки. Ключевой особенностью F-22 является использование вектора тяги по оси тангажа, что позволяет сочетать мощность двигателя с маневрированием при больших углах атаки, чтобы получить преимущество в воздушных боях.

Прозрачная часть пилотской кабины стала самой большой из всех когда-либо изготовленных из поликарбоната. Он обеспечивает летчику отличный обзор.

F-22 оснащен двумя турбореактивными двигателями типа F119 с дожиганием топлива, которые обеспечивают самолету 70 тыс. фунтов тяги, что на сорок процентов больше, чем у F-15 Eagle.

Двигатели позволяют Raptor развивать в бесфорсажном режиме скорость в 1,4 М, тем самым увеличивая дальность полета. А это важный фактор для самолета, который не может нести подвесные топливные баки в бой.

Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) самолета AN/APG-77 не только способна обнаружить противника первым, но и дает пилоту F-22 возможность прежде него открыть огонь.

Raptor имеет три внутренних отсека для оружия. Один из них предназначен для подвески ракет AIM-9M/X Sidewinder с инфракрасной головкой самонаведением.

В другом, который ближе к хвосту самолета, могут быть размещены шесть ракет AIM-120 AMRAAM («Slammer») с радиолокационной головкой самонаведения с дальностью стрельбы до 65 миль. В центральном отсеке могут подвешиваться бомбы типа JDAM со спутниковым наведением или до четырех 600-галлонных топливных баков.

Помимо этого, F-22 оснащен шестиствольной 20-мм пушкой Гатлинга M61A2, укрытой в корневой части правого крыла. Боеприпасов к ней хватит на почти пяти секунд непрерывного огня.

Су-57

Характеризуя Су-57, NI подчеркивает, что об этом самолете известно значительно меньше. Несмотря на семь лет испытательных полетов, многие особенности российского самолета остаются скрыты от общественности.

Хотя оба являются истребителями пятого поколения, Су-57 значительно отличается по конструктивному замыслу от F-22 Raptor. Оба маневренны. Но последний отличается малой радиолокационной заметностью (МРЗ). В Су-57, по мнению издания, делается упор на скорость, что, возможно, делает его похожим на самолет разработки корпорации Northrop YF-23 Black Widow II.

Американские эксперты считают, что Су-57 — это эволюция концепции Су-27 «Фланкер», модернизированной в сторону малой радиолокационной заметности и большей маневренности.

NI обращает внимание на тот факт, что
российский Су-57 до сих пор не получил штатные двигатели 5-го поколения. Каждый из этих двигателей под названием «изделие 30» способен развивать от 24,054 тыс.

до 35,556 тыс. фунтов тяги, причем максимальные значения этих показателей примерно совпадают с характеристиками двигателей F-22 F119.

Считается, что «изделия 30» обеспечат Су-57 скорость в 1,5 М в бесфорсажном режиме.

При этом, «к сожалению, „изделие 30“ испытывает трудности, и в результате первые двенадцать новых самолетов будут оснащены двумя турбовентиляторными двигателями типа АЛ-41Ф1 с тягой в 65000 фунтов, то есть Су-57 комплектуется пока теми же двигателями, что и Су-35», отмечает журнал.

Су-57 будет оснащен радиолокационной системой N056 «Белка» и комплектом электронных контрмер L402. Массивы L-диапазона будут основным средством обнаружения самолета-невидимки, в то время как на более коротких дистанциях электрооптический набор 101KS Atoll, включающий инфракрасную систему поиска и слежения, поможет пилоту отслеживать и поражать цели с помощью ракет с инфракрасным наведением.

Су-57 имеет два больших внутренних оружейных отсека, расположенных тандемно и занимающих практически всю полезную длину самолета. По мнению NI, в каждом отсеке может быть размещено до четырех ракет К-77М (Р-77М, РВВ-СД) с дальностью стрельбы в 100 миль.

Ракета Р-77 оснащена твердотопливным двигателем, обеспечивающим энергичный начальный отлет от носителя на максимальную дальность полета. При этом развивается скорость полета, соответствующая числу 4 М.

Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном участке траектории и активное на конечном участке. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность захвата цели головкой самонаведения.

Помимо этого, Су-57 оснащается двумя ракетами K-74M2 — ракета ближнего действия класса «воздух-воздух» с системой инфракрасного самонаведения. Это модернизированный вариант ракеты Р-74 с дальностью стрельбы до 40 км.

  • Особенности конструкции самолетов Су-57 и F-22 дают им разные преимущества на разных дальностях.
  • Приоритеты и вооружение Су-57 позволяют обнаруживать и ликвидировать возникающие угрозы на больших расстояниях.
  • Акцент Су-57 на скорости дает ему возможность быстро реагировать или быстро отступать.
  • Как только два противоборствующих истребителя приблизятся к дальности видимости, комбинация маневренности Су-57 и особенностей его БРЛС сделает его смертельным противником.

F-22 Raptor, с другой стороны, обладает малой радиолокационной заметностью и маневренностью. F-22 может обнаружить противника на большом расстоянии и при этом оставаться невидимым для противостоящей стороны.

Таким образом, у F-22 больше шансов получить инициативу на ранних этапах воздушного боя и выиграть схватку еще до того, как два самолета смогут приблизиться друг к другу.

В воздушных боях типа «собачья свалка» будет трудно понять, кто победит, учитывая, что нет данных о том, насколько маневренным является Су-57, но некоторые особенности БРЛС российского самолета и инфракрасной системы поиска и сопровождения, которой не обладает американский истребитель-невидимка, станут его большим бонусом в бою, уверены авторы статьи.

При этом, по сути дела, мы сегодня детально не знаем не то что характеристик отечественного истребителя 5-го поколения Су-57, мы даже толком не знаем тактико-технических характеристик F-35 и F-22, хотя уровень открытости, связанный с зарубежными образцами военной техники, традиционно существенно выше, чем у нас.

К примеру, в современных и перспективных самолетах нет никакого смысла сравнивать скорость. Она, по большому счету, никого не интересует, как и высота полета. Сегодня самолеты-истребители уже не гоняются друг за другом, как в воздушных боях Первой и Второй мировых войнах.

Что касается маневренности, то она, безусловно, вещь более сложная для анализа и сравнения. В определенных обстоятельствах маневренность истребителя имеет значение, но не решающее, как в прежние времена.

Кроме того, очень трудно сравнивать боевую нагрузку. Сейчас она тоже не так важна, как раньше. Понятно, что на самолете класса 25 тонн можно разместить от 5 до 8 тонн боевой нагрузки. Но и это не является ключевым параметром — 8 тонн можно подвесить и на французский «Рафаль». Главное — на какую дальность можно работать с этой нагрузкой.

То есть ключевым параметром для современного самолета является сочетание боевой нагрузки и дальности полета. В конечном счете это выливается в радиус боевого применения, в пределах которого можно вести эффективный воздушный бой.

И именно этого сочетания — боевой нагрузки и дальности полета для самолетов 5-го поколения — нигде в открытых источниках нет.

Одним из ключевых параметров, определяющих боевую эффективность истребителей 5-го поколения, являются тактико-технические характеристики бортового радиолокатора.

К примеру, важна не просто его предельная дальность работы, а дальность обнаружения тех или иных целей с вполне конкретными эффективными отражающими поверхностями.

Однако никто из специалистов, владеющих этой информацией, не станет разглашать данные о подлинных характеристиках бортового радиоэлектронного оборудования истребителя 5-го поколения.

Что касается еще одной характеристики бортового радиолокатора современного истребителя, причем характеристики из разряда важнейших, — его помехозащищенности в сложных условиях радиоэлектронной обстановки — то и она в настоящий момент времени вообще никак и нигде не описана.

Поскольку большинство тактико-технических характеристик боевых машин 5-го поколения носит закрытый характер, представляет собой на этом этапе разработки и эксплуатации государственную и военную тайну, сравнение выглядит некорректно.

Не попасть в пятерку: Россия «тормозит» китайский истребитель и свой Су-57

Истребители пятого поколения — это такой фетиш, обожествляемая вещь для каждой из стран, которые сумели создать подобные чудо-самолёты. И, естественно, что все расхваливают именно свои воздушные машины, находя при этом недостатки у конкурентов.

Вслед за США в авиаклуб пятого поколения вошли Россия и Китай со своими истребителями Су-57 и J-20.

Считающийся эталонным в этом классе американский F-22 Raptor дал дальнейшее развитие программы для F-35 Lightning, Россия традиционно использовала свой прежний опыт, взяв лучшее от семейства истребителей «Су», Китай был бы не Китаем, если бы не произвел «китайскую подделку».

Во внешнем облике и в технических характеристиках Chengdu J-20 «Черный орел» (по китайской классификации он относится к истребителям четвертого поколения, по западной — к пятому) во многом напоминает американские истребители пятого поколения, а также советско-российский опытный прототип МиГ-1.44, на который «китаец» особенно похож.

Тем не менее, истребитель получился у Китая вполне себе действующим. Тут, конечно, надо отметить, что при всех достоинствах китайского J-20, в том числе вполне неплохой универсальной ракеты PL-21 класса «воздух-воздух», у него есть существенный недостаток.

Эти истребители комплектуются двигателями российского производства АЛ-31Ф, которые более надежны, чем китайские WS-10 В, но и они не вытягивают на пятое поколение.

Собственно именно двигатели АЛ-31Ф, которые создавались для российского истребителя Су-27, тормозят сейчас путь в пятое поколение и для Су-57 (при этом они оказались достаточно эффективны для более легкого истребителя Су-35, который оценивается как 4+++).

Россия активно испытывает новый двигатель, известный как «Изделие 30» — с более высокой удельной тягой, чем у АЛ-31Ф, при сохранении его экономичности с расходом 670 грамм топлива на килограмм-силы в час в крейсерском режиме.

Для сравнения, у двигателя Pratt &Whitney F119, которым оснащен F-22, он намного больше — 1,943 кг на килограмм-силы в час.

Китайцы присматриваются к новому российскому двигателю, и именно ему приписывают новые скоростные качества для Су-57, однако рассчитывают сейчас на собственный потенциал производства — двигатели Xian WS-15. Как оказалось, скопировать двигатели тяжелее, чем авионику, тем более что Китай всегда покупал их в Советском Союзе, а затем и в России.

Зная о этой «слабости» своего истребителя пятого поколения, Китай тем не менее регулярно нахваливает J-20, отмечая его выдающиеся характеристики.

Как утверждает издание Sohu, он не уступает другим самолётам этого поколения, а по мощи вооружения и качеству радиолокационной системы сопоставим с американским истребителем F-22.

Расхваливают китайцы и невидимость своего тяжелого истребителя, утверждая, что по технологиям стелс он даже превосходит аналогичные американские самолёты (российскому Су-57 они здесь ставят слабую тройку).

Истребители J-20 уже стоят на вооружении ВВС НОАК и активно летают (известно как минимум о 6 испытуемых машинах). Эти истребители осуществляют постоянное патрулирование над юго-восточными водами Китая и так называемыми спорными островами в районе архипелага Спратли и островов Дяоюйдао. Китайские эксперты высоко оценивают преимущества своего самолета.

«J-20 уже сегодня уникален своей концепцией по аэродинамической компоновке. Она существенно отличается от американских F-22 и F-35, и от российского Су-57. У американских самолетов отличная технология малозаметности, но есть проблемы с маневренностью, а потому они не подходят для ближнего боя.

У Су-57 всё наоборот — прекрасная аэродинамика, но отсутствуют реализованные сталс-технологии», — пишет китайское издание Sohu.

О том, что Китай совершил мощный прорыв в сфере высокотехнологичного оружия уже давно известно и не секрет, что Пекин делает ставку именно на современные технологии.

Каждая новая китайская разработка вызывает пристальное внимание во всем мире, в первую очередь в США, где ревностно следят за этим развитием.

Всё просто — чем мощнее армия Китая, тем сложнее давить на страну с позиции экономических выгод.

При этом многие технические характеристики J-20 остаются засекреченными. Известны лишь его габариты, вес, дальность полёта и практический потолок, частично вооружение. В Поднебесной с гордостью подчеркивают, что весь корпус истребителя собран в Китае, за исключением двигателя.

И это главная проблема, с которой может столкнуться Китай при дальнейшем серийном производстве истребителей пятого поколения, связана именно с отсутствием собственных двигателей. Имеющийся WS-10А относится к четвертому поколению и обладает низкой устойчивостью, к тому же имеет малый ресурс эксплуатации.

А упомянутый двигатель АЛ-31ФН, который Россия изначально поставляла для лёгких истребителей J-10 (известен на Западе как «Стремительный дракон»), для J-20 оказался недостаточно мощным.

При этом Китай не стоит на месте в области развития авиационных вооружений. Пекин приступил к разработке уже следующего типа истребителей. Этот проект известен как JJ и на настоящий момент его образец уже представлен в тестовом виде (правда, широкой аудитории он показан не был).

И, как сообщает Global Times, этот самолет будет обладать стелс-способностью, а в его конструкции используют большое количество современных композитных материалов. По крайней мере, известно, что группа разработчиков из команды JJ получила премию именно за работы в этом направлении.

То есть очевидно, что это будет именно самолет-невидимка, обладающий сверхзвуковой скоростью.

Однако проблема с мощными реактивными двигателями для современных истребителей для Китая остается самой главной.

Вот и ещё один перспективный и «слишком продвинутый» J-31, который предполагается использовать в качестве палубных истребителей для авианосцев, столкнулся именно с отсутствием соответствующего двигателя.

И, как полагают китайские эксперты, проблему удастся решить не ранее, чем через два года. При этом не уточняется, за счет российских двигателей, или собственного производства.

В России двигатели пятого поколения, к которым относят особо секретные «Изделия 30», проходят успешные испытания, в том числе на практике — на истребителях Су-57, для которых они станут двигателями второго этапа.

Насколько известно, новые авиационные «движки» представляют собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и имеют сходство с более ранними моделями семейства АЛ-31 и АЛ-41, однако все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок.

Результатом стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющих выйти на уровень следующего поколения.

Будут ли поставлять новые российские двигатели в Китай — пока неизвестно. Свои бы истребители переоснастить.

Военное обозрение: Стрелков: ВСУ в состоянии нанести унизительное поражение российской армии

Су-57 против F-22 и F-35: проблемы и перспективы военной авиации

Руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем академик Федосов рассказал о состоянии и проблемах военной авиации, о ближайших и долгосрочных перспективах создания авиационной техники…

F-22, F-35 и наш Су-57 не могут прятаться, когда идёт бой «стенка на стенку» «Интерфакс» опубликовал крайне интересное интервью с научным руководителем и первым заместителем генерального директора Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) академиком РАН Евгением Федосовым.

Евгений Александрович рассказал как о современном состоянии и проблемах военной авиации, так и о ближайших и долгосрочных перспективах создания авиационной техники. При этом академик подчас критически относится к «модным» направлениям в самолетостроении и высказывает свои оригинальные идеи.

Основная проблематика, которой занимается ГосНИИАС – создание нового поколения авионики, для которой характерна модульная структура. Она предполагает минимизацию количества узлов и их максимальную унификацию. При этом каждый модуль является цифровым узлом со своим процессором, памятью и операционной системой.

Управление режимами работы оборудования самолёта только программное, без какого бы то ни было использования механических управляющих элементов. Что, с одной стороны, существенно облегчает отладку систем в процессе разработки, а с другой, позволяет с минимальными затратами проводить модернизацию.

ГосНИИАС участвует в создании всех военных самолётов, за исключением разве что транспортных машин. Институт соединяет в единое целое носитель вооружения и само это вооружение. Происходит «стыковка» самолётов и вертолётов с ракетами, отработка боевых режимов, которые позволяют наиболее эффективно применять вооружение.

Рассматривая совокупность качеств, которыми обладает современный истребитель, академик довольно скептически относится к сверхманевренности.

Она стала следствием многофункциональности самолётов четвёртого поколения, которые в равной степени работают как с воздушными, так и с наземными целями. Перед конструкторами возникла серьёзная проблема, связанная с факелом пламени из сопла запускаемой ракеты.

Он выжигал кислород в момент прохождения ракеты мимо воздухозаборника самолёта. В связи с чем двигатель начинал работать неустойчиво, возникала угроза помпажа.

Конструкторы, в конце концов, добились устойчивой работы двигателя при различных дестабилизирующих воздействиях. То есть появилась возможность динамично менять режимы работы двигателя.

И это позволило в дальнейшем использовать это качество для того, чтобы сделать самолёт сверхманёвренным.

Все началось не с создания соответствующего планёра, не с отклоняемых сопел двигателя, а именно с ракеты, которая потребовала создать двигатель, способный обеспечивать режимы, необходимые для динамичного маневрирования.

«Смотреть самолёты на авиашоу – это красиво, – говорит Федосов. – Но как это свойство применять в бою? Ведь фактически это – ось самолёта, а вектор скорости – он инерционен. Если вы в этот момент пускаете ракету, то она тоже сходит с большим углом атаки. Так что к практическому применению воздушной акробатики я отношусь немножко скептически».

Однако во время дискуссий с генеральным конструктором ОКБ Сухого Михаилом Симоновым академик несколько скорректировал свою позицию. Раньше пилот постоянно думал о том, как бы не вывести самолёт на критический режим, чтобы машина не свалилась в штопор. При сверхманёвренности такие опасения отпадают.

Поскольку самолёт выдержит любые режимы, лётчик чувствует себя уверенно и думает не о том, как удержать машину в воздухе, а как воевать.

К истребителю пятого поколения предъявляют ряд требований, которым он должен удовлетворять: малозаметность, сверхманёвренность, использование РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), сверхзвуковая скорость без использования форсажа, возможность ведения сетецентрических боевых действий, высокоточное вооружение.

Федосов следующим образом расставляет приоритеты, выделяет основные факторы, которые в первую очередь определяют принадлежность самолета к пятому поколению. Самое важное достижение, используемое в самолетах нового поколения, – РЛС с АФАР. Оно позволило существенно расширить полосу частот РЛС.

Благодаря этому такую антенну можно использовать и для радиолокации, и для постановки помех при работе комплекса радиоэлектронной борьбы, и для связи. Еще одно существенное достоинство – практически стопроцентная надежность. Поскольку для каждого излучателя используется свой канал с усилителем. В случае выхода из строя нескольких усилителей РЛС сохраняет работоспособность.

У пассивной решетки лишь один усилитель, на нем одном держится вся работа станции.

К сожалению, американцы продвинулись в этом деле дальше. У нас модули РЛС делают на основе арсенида галлия. В США используется нитрид галлия. Нитрид галлия сохраняет работоспособность до 200 градусов Цельсия, арсенид – до 50 градусов. Соответственно и мощности получаются разные: 20−30 Вт на один канал против 5−7 Вт.

Это дает возможность повысить потенциал сигналов и, как следствие, увеличить дальность радара или же уменьшить диаметр антенны. Но, правда, и Россия сейчас начинает переходить на нитрид галлия. Еще одно крайне важное качество – возможность групповых действий в рамках сетецентрических войн.

Федосов уверен, что с появлением ракет «воздух-воздух» большой дальности отпала необходимость вести одиночный ближний бой.

А вот малозаметность – это, по мнению академика, сильно раздутое качество: «Я не очень верю в стелс-технологию. Также как сомневаюсь в сверхманевренности, но там хоть есть качество устойчивости самолета при маневрах».

При теперешнем технологическом уровне можно добиться эффективного снижения радиолокационной заметности только в фронтальной плоскости. То есть при лобовой атаке. А сбоку, сверху и снизу современные «невидимки» прекрасно видны.

В случае групповых действий этот вопрос стоит особо остро – ни F-22, ни Су-57, не говоря уж об откровенно неудачном F-35, не могут прятаться, когда идет бой «стенка на стенку».

Причем даже во фронтальной плоскости у «невидимок» далеко не все благополучно, поскольку защитное покрытие и геометрия снижают заметность лишь в узком частотном диапазоне работы бортовых РЛС.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Ну, а для наземных систем ПВО, которые обладают куда большими локационными возможностями, чем радары истребителей, стелс-самолеты прекрасно видны. Какой-то смысл в стелс-технологии есть, считает Федосов, если она способна снизить эффективную площадь рассеяния хотя бы до 0,3 кв.м., но обязательно со всех сторон планера. Но над этим надо работать и работать.

И еще один важный момент. С появлением каждого нового поколения самолетов меняется тактикаи стратегия авиации. Уходят в прошлое критерии, которые казались незыблемыми. Так, например, считалось, что в ВВС в тех или иных пропорциях должны присутствовать как тяжелые, так и легкие истребители.

К первым относится Су-27, его основная задача – сопровождать ударные группы бомбардировщиков и прикрывать их над территорией противника. Поэтому у него большая дальность, большой боекомплект и большой взлетный вес.

Легкий МиГ-29 должен прикрывать сухопутные войска от налета бомбардировщиков и штурмовиков противника.

Но теперь боевые действия ведутся на всю глубину территории противника, понятие фронта исчезло. И, следовательно, прикрытием войск должен заниматься самолет с большой дальностью, то есть тяжелый.

При этом он должен быть и многофункциональным, что является свойством истребителей четвертого поколения.

По мнению академика, сейчас, имея прекрасный тяжелый истребитель Су-57, было бы странно создавать еще и легкий истребитель пятого поколения.

США, имея тяжелый и эффективный F-22, решили сделать легкий истребитель F-35. Но не из тактических соображений, а по чисто финансовым причинам. F-22 оказался слишком дорогим, и его выпустили ограниченной серией. Решили сделать дешевый и массовый, чтобы его закупал не только Пентагон, но и страны НАТО.

Но он получился мало того что, неудачный в техническом отношении, но и столь же дорогой, как F-22. Но на него уже столько истратили денег, что отказаться от проекта просто не могут. Федосов так комментирует сложившуюся ситуацию: «У них все время споры вокруг этого самолета.

Финансовое управление Министерства обороны его постоянно бракует и предлагает программу закрыть. Но на него столько денег потратили, что отказаться не могут, будут оснащать им НАТО. Словом, залезли в лодку и тонут вместе с этим самолетом.

Я думаю, что у них, наверное, быстрее родится самолет шестого поколения».

Что же касается перспектив российского истребителя шестого поколения, то, как говорит академик, мы серьезно над ним не работаем. Вот когда Су-57 подойдет к финишу, и когда военные поставят задачу по новому самолету, тогда и придет в движение конструкторская мысль.

Но в одном Федосов уверен наверняка – этот самолет, несмотря на все разговоры о его беспилотной модификации, таковым не станет. Потому что в обозримом будущем невозможно создать компьютерный интеллект, который смог бы приблизиться к возможностям пилота истребителя, принимающего решения в сложнейшей обстановке.

Беспилотники хороши, когда речь идет о разведке – пролетел по заданному маршруту и сбросил информацию на спутник.

Скептически относится Федосов и к ударным беспилотникам. Крылатая ракета – тот же самый ударный беспилотник, считает он, который не надо возвращать обратно. И это оправдано, когда идет речь об уничтожении объектов, которые существенно дороже ракеты.

Если же задаться целью возвращения ракеты, то все существенно усложняется и удорожается. Также Евгений Федосов сопоставил боевые возможности российских и американских самолетов. И если Су-57 однозначно является лучшим в мире истребителем, то и Су-35 практически равен по возможностям лучшему американскому истребителю F-22 Raptor.

Хоть и не имеет сверхзвуковой бесфорсажной скорости. Ну, а малозаметность, как считает академик, это малосущественный фактор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *