Ан-124 «Руслан» (изделие «400», по коду НАТО: Кондор) — транспортный тяжёлый дальний самолёт проектирования конструкторского бюро им. О. К. Антонова.
Самолёт создан по аэродинамической схеме четырёхмоторного турбореактивного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое оперение снабжён авиационными двигателями Д-18Т ОАО «Мотор Сич». Есть две палубы: грузовая кабина на нижней палубе ; кабина сопровождающих до 21 чел, кабина сменного экипажа, кабина экипажа на верхней палубе. Суммарный объём грузовой кабины 1050 кв.м.
Изначально самолет Ан-124 «Руслан» создавали непосредственно в военных целях: транспортировка мобильной пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты (тягач МЗКТ-79221), воздушные перевозки личного состава, транспортировка тяжелой техники. Помимо этой цели, второстепенной задачей являлась перевозка крупнотоннажных, нестандартных и крупногабаритных грузов.
Для обеспечения соответственного технического уровня «изделия 400» (первичное шифрованное название Ан-124) инженеры СССР разработали КЦП – комплексную целевую программу.
Она была рассчитана на модернизацию эффективности самолета, а именно повышение аэродинамических характеристик, весовое совершенство, улучшение показателей прочности, ускорение техобслуживания и ремонта.
Именно КЦП-124 обосновала фундамент для создания «Руслана».
В научной работе разных структурных отраслей было поставлено много задач по решению оптимальных характеристик самолета. Были задействованы разработчики электроники, создатели двигателей, металлурги, передовые ученые ЦАГИ, мастера станочного оборудования и многие другие. Вычислительная техника проверила около 540 возможных моделей самолета.
Благодаря этому были совершены многие прорывы в авиастроении: созданы уникальные панели крыльев длиной до 28 метров, большие панели фюзеляжа, разработаны конструкционные материалы с усиленными свойствами, создан крепеж высокоресурсный.
В итоге качество крейсерской аэродинамики увеличилось на 20%, отдача в весе повысилась на 10-15%, навигационная точность увеличилась в четыре раза, и самое главное, что на 15% снизился расход топлива в двигателях.
В 1982 году 24 декабря был совершен первый полет опытного экземпляра в Киеве. На вооружение авиации СССР самолет поступил в январе 87 года. Его подняла в воздух команда в составе летчиков-испытателей (В.И. Терский и А.В. Галуненко), бортинженеров (А.М.
Щулещенко и В.М. Воротников), бортрадиста (М.А. Тупчиенко), штурмана (А.П. Поддубный). Всего построено 56 авиамашин. Главным конструктором всего проекта был В.И. Толмачев. Серийное производство было развернуто на Ульяновском АПК АО «Авиастар» и на КиАПО.
Ан-124 – это тяжелый дальний транспортный самолет. Он сумел вернуть СССР передовые места в области транспортной авиации. Следует отметить, что в 1985 году на «Руслане» был установлен 21 мировой рекорд. А в 87-м шестого мая экипаж В.И. Терского побил старый и установил новый мировой рекорд по полетной дальности в замкнутом маршруте.
Эксплуатация самолета началась в 1986 году. Аэрофлот в большинстве использовал его для маршрутов в Сибири, а именно для перевозки грузов больших размеров для разработок месторождений газа и нефти. В наше время Ан-124 используется двумя Российскими полками ВТА, а это 26 экземпляров, и шестью авиакомпаниями Украины и России.
В октябре 2006 года специальным комитетом по вопросам сотрудничества Украины и России было принято решение продолжить проект Ан-124. В августе следующего года было подписано соглашение о серийном производстве. Было решено, что до 2030 года компания «Волга-Днепр» приобретет более ста укомплектованных Ан-124-100М-150.
На 13-й год планировалась поставка первых двух экземпляров. В 2008 году в июне ОАК закончили подготовку бизнес-плана возобновления производства «Русланов». На средину 2014 года было объявлено, что в связи с ухудшением политической ситуации и дипломатических отношений Украины с Россией дальнейшее сотрудничество в авиастроении не является целесообразным.
Общая разработка самолета Ан-124 «Руслан» была полностью приостановлена.
Структура самолета Ан-124 «Руслан»
В основу взята схема турбореактивного четырехмоторного самолета с наличием стреловидного крыла и однокилевого оперения. Монтированы авиадвигатели Д-18Т. Складывается из двух палуб. Нижняя является грузовой кабиной (общий объем – 1050 м³), а верхняя делится на кабины экипажа, сменного экипажа и кабину сопровождающих (вместительность − до 21 человека).
Для нормированных и стабильных полетов «Руслана» были разработаны специализированные крепежи и усилена критическая норма крыла. Все это обеспечивалось ЭДСУ (электродистанционной системой управления) и установленным впервые на неманевренный самолет вычислительным оборудованием.
24 колеса, находящиеся на многостоечном шасси, обеспечивают использование самолета на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Можно изменять угол наклона всего фюзеляжа и менять стояночный клиренс. Эти способности необходимы для более эффективных грузовых работ.
Грузовые отсеки герметичны. Впереди размещена кабина экипажа, отдел отдыха и кабина для сопровождающих.
Главной задачей бортового оборудования является помощь при выполнении транспортных и десантных задач вне зависимости от периода суток, погодных условий, наличия у противника противовоздушной обороны и прямого задействования ее.
К бортовому оборудованию относится прицельный и навигационный пилотажные комплексы, транспортно-десантное оборудование, специальный комплекс связи.
Самолет Ан-124 используется для выполнения задач блока НАТО, хоть и числится на вооружении ВВС России.
Также следует отметить наличие дополнительных модификаций в этом самолете. Для специальных операций он имеет бортовые передвижные краны (БПК), способные поднять груз весом до 20 тонн, и швартовочное оборудование. Максимальный вес моногруза без особого разрешения достигает отметки 50 тонн.
Заправка обеспечивается централизованной системой. Это происходит под давлением и конкретно через четыре горловины, они находятся в правой и левой гондолах стоек шасси. Еще возможен вариант заправки самотеком сквозь две заливные горловины, они расположены на верхней части левой и правой консолей крыла.
Ан-124 способен перевезти около 440 десантников-парашютистов или около 880 солдат в полной амуниции. Но из-за проведенных опытов в 1989 году было принято решение ввести ограничение, поскольку изначально не были взяты в расчеты аэродинамические факторы.
Существующие модификации
-
«Изделие 400» − первое зашифрованное название самолета, применялось во время проектирования и изготовления.
-
Ан-124 – первоначальная модель военно-транспортного образца
-
Ан-124-100 – транспортный самолет коммерческого образца
-
Ан-124-100М – специальная модификация для Ан-124-100, включающая в себя наличие усовершенствованного бортового РЭО
-
Ан-124-100М-150 – та же модификация, но экипаж уменьшен с шести человек до четырех, а нагрузка повышена до 150 тонн.
В настоящее время будущая судьба самолета связана не только с воздушно-транспортными перевозками, но и с космическими программами. Имеется в виду использование «Руслана» как стартовой платформы для запуска в воздухе ракет-носителей весом до трех тонн.
Изначально Ан-124 предусматривался как базовая модель для большого количества модификаций. Основными вариантами были грузопассажирские перевозки и самолет-заправщик.
Из-за положительных прогнозов в коммерческих перевозках «Руслан» начали трансформировать в пассажирскую версию, способную перевезти более чем 800 человек на расстояние до десяти тысяч километров.
И этот проект мог быть реализован, но не нашлось необходимости его создавать.
На данный момент существует только один бывший военный модифицированный самолет для коммерческих перевозок – Ан-124-100. АНТК и ЗАО «Авиастар» после проведения сертификационных испытаний получили Сертификат летной годности.
Авиакатастрофы
Во время испытательного полета на территории Украины (Киевская область, село Кодра) разбился Ан-124. Это произошло 13.10.1992 года. Из-за ряда негативных факторов, включая столкновение с птицей на взлете, самолет упал на лес. Погибли восемь летчиков-испытателей.
В 93 году к трагедии привела ошибка экипажа. Не прочитав необходимых указаний для посадки в специфической местности «Руслан» врезался в гору около г. Керман. Восьмого октября 1996 года возле Турина разбился Ан-124.
Причиной была ошибка экипажа и определенные недостатки в конструкции.
Самой крупномасштабной трагедией была авария 97 года в Иркутске. Самолет упал на жилые дома. Помимо потери Ан-124 и двух истребителей Су-27, погибло большое количество людей. К авиакатастрофе привел отказ трех двигателей и нарушение правил взлетной массы.
Самолет Ан-124 фото
Многостоечное шасси, которое снабжёно 24 колёсами дает возможность эксплуатировать самолёт с грунтовых полос, а также менять угол наклона фюзеляжа и стояночный клиренс, что облегчает проведение разгрузочных погрузочных работ
Комплекс транспортного десантного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния оборудования и систем на 1000 точек, две силовые вспомогательные установки с турбонасосами и электрогенераторами снабжают автономность использования. Особенность конструкции самолёта — наличие двух грузовых люков в хвостовой и носовой части фюзеляжа, что ускоряет и облегчает процессы выгрузки и загрузки грузов.
Самолет Ан-124 фото
Герметичен грузовой отсек. Над ним располагается кабина экипажа, пассажирская кабина и отсек для отдыха экипажа для сопровождающих.
Бортовое оборудование предназначается для исполнения десантных-транспортно задач днём и ночью, в сложных и простых погодных условиях, при противодействии противника ПВО, продолжительном отрыве от аэродрома главного базирования и включает: типовой комплекс связи, пилотажный прицельно-навигационный комплекс, транспортно-десантное оборудование (допускается десантирование лишь посадочным методом). Самолёт Ан-124 имеет на вооружении воздущных сил России, но применяется для обслуживания задач блока НАТО. Самолёт для военных перевозок применяют для обеспечения частей НАТО в Афганистане и районах Средней Азии и в районе Персидского залива (для перевозки ракетного зенитного комплекса «Пэтриот»).
Самолет Ан-124 кабина
Самолёт снабжён разгрузочным погрузочным оборудованием, передвижными бортовыми кранами (БПК) общая грузоподъёмность до 20 тонн, Без специального разрешения допускают перевозить моногрузы, вес до 50 тонн.
Самолёт снабжен системой централизованной заправки под давлением сквозь 4 заправочные горловины, которые расположены в правой и левой гондолах основных стоек шасси.
Еще вероятна заправка самотёком сквозь 2 заливные горловины, которые расположены на верхних частях левой и правой консолей крыла.
Самолет Ан-124 шасси фото
Ан-124 способен на борт брать до 440 десантников-парашютистов или 880 солдат с целым снаряжением. Но опыты, начатые в 1989 году по сбросу манекенов парашютистов с самолёта заставили ввести на парашютное десантирование людей ограничения, которые обусловлены аэродинамическими факторами.
Попытки возобновить серийный выпуск Ан-124
Комитет по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской комиссии в октябре 2006 года решил продолжать реализацию проекта, имея в виду возобновление серийного производства. Компания «Волга-Днепр» собирается до 2030 года купить до ста модернизированных самолетов Ан-124-100М-150. При этом поставка двух машин приходится на 2013 год.
Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация в июне 2008 г. завершили разработку бизнес-плана по возобновлению выпуска самолетов Ан-124. Для начала производства в соответствии с этим документом потребовалось получить подтвержденные заказы не меньше чем на сорок машин. По мнению Виктора Ливанова, члена правления ОАК, сейчас есть спрос на самолеты, и до 2030 г.
авиакомпаниям потребуется 71 лайнер. Если заказов будет набрано достаточное количество, то машины будут производиться на «Авиастаре», начиная с 2012 г., по 1-2 лайнера в год. Вместе с тем есть 2 незаконченных планера, которые планируют достраивать. В скором времени ожидается выведение пяти машин из распоряжения Министерства обороны. На то время стоимость Ан-124 – $150-160 млн.
Со стороны Министерства обороны поступили заказы на машины (три самолета) и от авиационной компании «Волга-Днепр» (сорок самолетов).
Объем рынка – 82 машины. На сегодняшний день есть опционы на 61 машину, причем 52 из них собирается купить Россия. Также среди числа заказчиков назвали Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Дмитрий Кива, президент КБ «Антонов», 29 сентября заявил, что компания вместе с U.S.
Aerospace допустила к участию в тендере Министерство обороны США на поставку самолетов, общая сумма которого 50 млрд долларов. На тендере были представлены 3 разных модели самолетов: Ан-122-КС, Ан-124-КС и Ан-112-КС. В результате КБ «Антонов» выбрали на тендере еще в первом туре.
Вячеслав Богуслаев, председатель Совета директоров «Мотор Сич», 20 июля 2011 г. заявил, что программа восстановления производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар-СП» была отложена на 2016 год.
Украина и Россия 12 июля 2013 г. достигли договоренности (на уровне премьер-министров) о формировании совместной компании по производству АН-124-100. И уже в конце месяца появилась информация о том, что на авиазаводе возобновили производство Ан-124.
Владимир Шаманов, командующий ВДВ, в начале августа 2013 г. заявил о потребности ВДВ в таких самолетах, как Ан-124. Вместе с тем он отметил, что постройка самолета уже ведется в Ульяновске.
По итогам заседания межгосударственной комиссии Д. Мантуров (министр торговли и промышленности) и М. Короленко в присутствии В. Януковича и В.
Путина подписали акт соглашения о реализации мер государственной поддержки серийного выпуска самолетов Ан-124, оборудованного двигателем Д-18Т, и их модификаций.
Стоит отметить, что вопрос о возобновлении выпуска Ан-124 будет иметь положительное решение только в том случае, если удастся сформировать портфолио заказов, которое полностью окупит все затраты.
Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга РФ, 15 августа 2014 г. заявил, что совместный российско-украинский проект в связи с политической ситуаций неактуален, как и прочие совместные проекты в авиастроении.
Так, модернизация и ремонт самолетов Ан-124 в России теперь проходит только на «Авиастар-СП».
Характеристики самолета Ан-124
- Экипаж: 8 чел. ( помощник командира, командир, старший бортинженер, бортинженер по АО, штурман, 2 оператора разгрузочо- погрузочных работ, бортрадист)
- Пассажировместимость: 28чел.
- Грузоподъёмность: 120000кг
- Длина: 69,1м
- Размах крыльев: 73,3м
- Высота: 21,08м
- Площадь крыльев: 628кв.м.
- Наибольший взлётный вес: 392000кг
- Вес топлива во внутренних баках: 212350кг (максимальная)
- Массовая отдача: 58 процентов
- Силовая установка: 4×ТРДД Д-18Т
- Тяга: 4×229,85 кН (23430 кгс)
- Вспомогательная силовая установка: 2×ГТД ТА-12
- Назначенный ресурс: 45 лет; 10000 типовых полётов; 50000 лётных часов
- Длина грузовой кабины: 36,5м
- Ширина грузовой кабины: 6,4м
- Высота грузовой кабины: 4,4м
- Объем грузового отсека: 1050кв.м.
- Размер грузовых люков:
- передний: 6,4х4,4м
- задний: 6,4х4,4м
-
Наибольшая скорость: 865км/ч
-
Крейсерская скорость: 800—850км/ч
-
Дальность полета: 4800км
-
Наибольшая высота: 11600м
-
Нагрузка на крыло: 365кг/кв.м.
-
Тяговооружённость: 0,41
- Ан-124 видео
Самолёт Ан-124 «Руслан»: описание и ТТХ
АН-124 Руслан (по классификации НАТО Condor) разработан в АНТК, в Киеве, Украина. Он производился государственным авиационным заводом Авиант в городе Киев, и заводом Авиастар, Ульяновск, Россия. Руслан предназначен для доставки и десантирования тяжелых и крупногабаритных грузов на дальние расстояния, в том числе машин, оборудования и личного состава войск. Разработка Ан-124 началось в 1979 году. Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года, принят в эксплуатацию в январе 1986 года. Самолет был впервые представлен на Парижском авиасалоне в 1985 году. Он получил гражданский сертификат в 1992 году. Согласно реестру самолетов Ан, на 2013 год построено 55 единиц данного самолета.
В Российской армии по различным данным эксплуатируется 25 самолетов Ан-124.
Кампания «Волга-Днепр” (Россия) имеет десять самолетов Ан-124. Компания «Полет” (Россия) эксплуатируется восемь Ан-124. В 2004 году на государственном авиационном заводе Авиант в Киеве собран Ан-124-100 из частей, имевшихся на складе, он был продан в Объединенные Арабские Эмираты в 2004 году. В сентябре 2004 года правительство России и Украины объявило, что серийное производство Ан-124 будет запущено вновь. Согласно ранее озвученным заявлениям должно быть выпущено 80 самолетов Ан-124-100М Авиастаром и Авиантом в период между 2007 и 2020 годами.
Ан-124 оснащен относительно толстым (12%) стреловидными сверхкритичным крылом, которое дает высокую аэродинамическую эффективность и, следовательно, большую дальность полета. Шасси и погрузочное оборудование обеспечивает самодостаточную эксплуатацию самолета на бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Бортовое погрузочно-разгрузочное оборудование позволяет загружать и выгружать самолет без помощи наземных средств. Два грузовых люка (спереди и сзади) являются отличительной конструктивной особенностью самолета. Носовая часть фюзеляжа откидывается вверх, чтобы открыть передний грузовой люк, имеется грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа. Комплекс бортового оборудования обеспечивает возможность выполнять полеты днем и ночью, по правилам визуальных полетов и правилам полетов по приборам (ПВП и ППП), согласно погодных условий.
На борту самолета функционируют 34 компьютера, объединенных в четыре основные системы: навигации, автоматического пилотирования, дистанционного управления и контроля.
Интегрированный пилотажно-прицельно-навигационная система включает в себя: автономные системы навигации, систему определения высоты и скорости, систему боевого управления полетами, систему ближней радионавигации и систему посадки, система глобального позиционирования, автоматический радиокомпас, радар наземного наблюдения, а так же другое оборудование. Кроме того установлена система предупреждения опасного сближения (TCAS 2000), предупреждения о сближении с землей и система спутниковой связи. Он может эксплуатироваться при температуре 60 ° C ниже нуля, и 45 ° С выше нуля. В настоящее время он используется для перевозки коммерческих грузов по всему миру, в Российской армии, а так же в интересах НАТО по соответствующим соглашениям. В июле и августе 2013 года появилась информация о том, что самолет начал производится на заводе в Ульяновске.
Согласно Государственной программе вооружений России, первые самолеты Ан-124 (глубоко модернизированные) должны быть переданы заказчику уже в 2016 году, а до 2020 года их будет поставлено не менее 10. Но данных о том, что они заложены в производство на октябрь 2013 нет.
Технические характеристики транспортного самолета Ан-124:
Описание Геометрические и массовые характеристики Силовая установка Летные данныеРазработчик | ОКБ им. О.К.Антонова | |
Обозначение | Ан-124 «Руслан» | |
Кодовое обозначение NATO | Condor (Кондор) | |
Тип | тяжелый военно-транспортный самолет | |
Первый полет | 21 декабря 1982 г. | |
Принят на вооружение | январь 1987 г. | |
Экипаж, чел | 6 (7) | |
Максимальное число мест, чел | 88 | |
Длина самолета, м | 69,1 | |
Размах крыла, м | 73,3 | |
Площадь крыла, м2 | 628,5 | |
Стреловидность крыла по передней кромке | 35-32° | |
Высота, м | 21,08 | |
Габариты грузовой кабины, м | 4.4 x 6.4 x 36.5 | |
Длина грузовой кабины с рампами, м | 43,7 | |
Объем салона, м3 | 1027,8 | |
Масса взлетная максимальная, кг | 392000 (405) | |
Максимальная снаряженного, кг | 325 000 | |
Масса пустого самолета, кг | 180000 | |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 150000 | |
Запас топлива, л | 230000 | |
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДД Д-18Т | |
Мощность двигателя, кгс (кН) | 4х 23400 (229,75) | |
Скорость полета, км/ч | крейсерская | 800 |
максимальная | 865 | |
Крейсерская высота полета, м | 10000 | |
Потолок, м | 12100 | |
Дальность полета, км | максимальная | 16090 |
с грузом 120 т | 5000 | |
Длина разбега при взлетной массе, м | нормальной | 2520 |
максимальной | 3000 | |
Длина пробега при максимальной посадочной массе, м | 900 | |
Потребная длина ВПП, м. | 3000 |
Самый грузоподъемный в мире серийный грузовой самолёт! Ан-124 "Руслан"
Следующий на очереди ещё один рекордсмен в области авиации — Ан-124 «Руслан».
Ан-124 «Руслан» (внутреннее обозначение: изделие «400», по кодификации НАТО: Condor — «кондор») — советский тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Крупный и самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт (в 1982—1988 годах был также крупнейшим по габаритам самолётом в мире).
Ан-124 поставил 21 мировой рекорд, среди которых рекорд по грузоподъемности и рекорд дальности полета!
Технические характеристики
- Экипаж: 8 (командир, помощник командира, штурман, старший бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ)
- Пассажировместимость: 7 (в кабине сменного экипажа) + 21 (в кабине обслуживающего персонала)
- Грузоподъёмность: 120 000 кг
- Длина: 69,1 м
- Размах крыла: 73,3 м
- Высота: 21,08 м
- Площадь крыла: 628 м²
- Масса пустого: 178 400 кг
- Максимальная взлётная масса: 392 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 212 350 кг (максимальная)
- Массовая отдача: 58 %
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-18Т
- Тяга: 4 × 229,85 кН (23430 кгс)
- Вспомогательная силовая установка: 2 × ГТД ТА-12
- Назначенный ресурс: 50 000 лётных часов; 10 000 типовых полётов; 45 лет.
Габариты грузовой кабины
- Длина: 36,5 м
- Ширина: 6,4 м
- Высота: 4,4 м
- Объём грузового отсека: 1050 м³
- Размер грузовых люков:
- передний: 6,4 х 4,4 м
- задний: 6,4 х 4,4 м
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 865 км/ч
- Крейсерская скорость: 800—850 км/ч
- Практическая дальность: 4800 км (с максимальным грузом); 7500 км (с грузом 80 000 кг)
- Практический потолок: 11 600 м
- Нагрузка на крыло: 365 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,24
Уникальные грузы
- Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в декабре 1985 года на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевезли в два рейса.
- 31 мая 1986 года на «Руслане» из Харькова в Ташкент было отправлено рабочее колесо гидротурбины диаметром 6 м и массой 80 тонн для Таш-Кумырской ГЭС. Через 20 дней по тому же маршруту перевезли и второе такое же колесо.
- В мае 1989 года из Лондона в Москву доставили 140 тонн аппаратуры для первого в России концерта легендарной группы Pink Floyd.
- В мае 1992 года из Объединённых Арабских Эмиратов в Швейцарию «Руслан» перевез 52 тонны золота на сумму в 230 миллионов фунтов стерлингов.
- В 1993 году Майкл Джексон перевёз в Москву 310 тонн своих грузов на трёх «Русланах».
- В октябре 1997 года был установлен рекорд по массе перевезённого за один рейс коммерческого груза. Из Парижа в Доху был доставлен химический реактор весом в 125 тонн, а общий вес груза со спецоснасткой составил 140 тонн.
- В январе 2001 года Ан-124 был использован для транспортирования 109-тонного локомотива из Канады в Ирландию.
- Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировка была осуществлена в три этапа, во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра.
- Весной 2011 года Ан-124 доставили в Японию гигантские насосы, произведённые компанией Putzmeister. Каждый насос установлен на 26-колёсной автоплатформе и весит более 86 тонн. Насосы использовались для ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима-1.
- 25 июля 2011 года АН-124 авиакомпании «Волга-Днепр» доставила из Шалона (Франция) в Москву комплексный пилотажный тренажёр для обучения лётного состава на самолёты Sukhoi Superjet 100. Перевозка груза была выполнена по заказу ЗАО Гражданские самолёты Сухого. Несмотря на то, что общий вес груза составил всего 40 тонн, потребовалось выполнить второй рейс на Ил-76ТД-90ВД, так как крупногабаритные комплектующие заняли практически весь грузовой отсек АН-124.
- 25 ноября 2015 года оперативно доставлена ЗРС С-400 на авиабазу в Хмеймиме в Сирии.
- 10 и 14 декабря 2015 года в Симферополь с Дальнего Востока Ан-124 доставили две мобильные газотурбинные электростанции мощностью по 25 МВт каждая.
Особенности
Самолет имеет уникальное многостоечное шасси, состоящее из 24 колес. Это позволяет Ан-124, несмотря на свои огромные размеры, использовать грунтовые взлетно-посадочные полосы.
Особенностью Ан-124 является наличие двух грузовых люков: в передней и задней части самолета. Грузовой отсек герметичен и оснащен погрузочным оборудованием.
Шасси самолета имеет уникальные характеристики, с его помощью можно менять клиренс самолета и угол наклона фюзеляжа – это значительно облегчает погрузочные работы. Шасси снабжено системой поворота стоек и системой проседания.
Пол грузового отсека выполнен из титана и выдерживает значительные нагрузки.
Модификации самолета
Существуют несколько модификаций самолета Ан-124.
- Ан-124 – это базовая модель.
- Ан-124-100 – это модификация самолета Ан-124, созданная специально для гражданских перевозок.
- Ан-124-100М – улучшенная версия предыдущей модели, имеет улучшенную авионику. Может перевозить до 150 тонн полезного груза. Активно используется российскими и украинскими авиакомпаниями для коммерческих перевозок.
- Ан-124-102 – еще более совершенная модификация, с новой системой управления. Экипаж 3 человека.
Рекорды
Впервые Ан-124 был предъявлен авиационным специалистам и широкой публике в мае 1985 года на XXVI аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Западные журналисты сразу же окрестили его «русским чудом».
Однако представители «Локхида», которые, естественно, пропагандировали свои машины, начали активно внедрять в массы мысль о том, что характеристики в рекламных проспектах могут не соответствовать действительности.
Поскольку никто «Руслана» в настоящем деле не видел.
Чтобы опровергнуть эти инсинуации в июле Ан-124 начал устанавливать один за другим мировые рекорды. Всего за две недели был зарегистрирован 21 рекорд. И самый феноменальный из них – подъем на высоту 10750 метров груза массой 171,219 тонн. «Лучший в мире» «Галакси» до того поднимал 111,461 тонн на высоту 2000 метров. На том полемика и завершилась.
А в 1987 году был побит рекорд дальности беспосадочного перелета по замкнутому маршруту, который прежде принадлежал стратегическому бомбардировщику В-52 и равнялся 18 245,5 км. Ан-124 пролетел вдоль границ Советского Союза, преодолев расстояние в 20 151 км. При этом взлетная масса достигла рекордной величины в 455 тонн.
После того, как новый транспортный самолет с уникальными возможностями освоили в частях ВВС, рекорды начали бить военные экипажи. 1 декабря 1990 года начался кругосветный перелет на машине 235-го военно-транспортного авиаполка, продолжавшийся 72 ч 16 мин летного времени.
Было преодолено 50 005 км по маршруту Австралия (Мельбурн) — Южный полюс — Северный полюс — Австралия с промежуточными посадками в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Марокко (Касабланка) и СССР (Воздвиженка). В этом перелете были установлены 7 мировых рекордов скорости полета.
Кругосветный полет Ан-124 проходил вдали от международных авиатрасс, причем более 90% пути приходились на безориентирные акватории четырех океанов, еще несколько процентов — на пустынную заснеженную Антарктиду.
Таким образом, наземное радиотехническое и навигационное обеспечение почти полностью исключалось.
Десятки задействованных других самолетов, вертолетов и морских судов находились в готовности к поисково-спасательным операциям.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие интересные публикации!
Уважаемые читатели, мы решили попробовать с Вами пообщаться. Заполните, пожалуйста, форму опроса, всего лишь 2 вопроса:)
Ссылки по теме:
- Самый большой вертолёт в мире! Ми-26
- Самый большой самолёт в мире! Ан-225 «Мрия»
- Самый мощный сверхзвуковой самолёт! Ту-160 «Белый лебедь»
Транспортный самолет Ан-124
23.09.2019
Грузовой самолет Ан-124-100 на взлете
Огромные грузовые самолёты неизменно привлекают внимание людей, даже если эти машины просто стоят на аэродроме. Кажется просто невероятным, что столь масштабное сооружение может подняться в воздух.
Конечно, летающие «грузовики» создавали не для того, чтобы поразить чьё-либо воображение.
Они используются в тех случаях, когда требуется в сжатые сроки доставить по назначению огромные турбины электростанций, поезда метро, а также любые другие тяжелые предметы со значительными габаритами.
Первоначальное же предназначение подобных самолетов – это перевозка солдат и военной техники. Именно для этого был разработан самый большой в мире серийный грузовой самолет Ан 124 «Руслан». Создавали его еще в СССР, а после распада этого государства строительство машины продолжалось на украинских и российских предприятиях.
История разработки транспортного самолета Ан-124 «Руслан»
В 60-е годы прошлого века на счету у советского авиаконструктора Антонова уже было несколько удачных самолетов, которые использовались для перевозки пассажиров и доставки грузов. Наиболее известным из них стал «Антей» — военно-транспортный Ан-22.
«Антей» — тяжелый турбовинтовой Ан-22
Он был способен поднять в воздух до 60 тонн полезной нагрузки – рекордный для тех лет показатель. Но почивать на лаврах было нельзя, ведь в США уже спроектировали C-5 Galaxy – намного более крупный и мощный по своим ТТХ военно-транспортный самолет, чем «Антей».
Американский самолет С-5 Galaxy – предшественник и конкурент Ан-124
Чтобы догнать заокеанских конкурентов, требовалось повысить грузоподъемность в два раза. Задача была сложной, однако, уже в середине 1967 года конструкторы Киевского механического завода (ныне АНТК имени О.К. Антонова) разработали сразу два проекта новых военно-транспортных самолетов – Ан 124 и Ан-126.
Изучение подготовленной технической документации и чертежей по неясным причинам сильно затянулось.
Лишь в феврале 1972 года на уровне Совета Министров СССР было принято решение о выборе в качестве основного варианта для дальнейшей разработки и строительства проекта четырёхмоторного «грузовика» Ан-124.
К тому времени прошло уже четыре года с момента первого полёта американского транспортного «Гэлакси».
Следует отметить, что Ан-126 мог стать еще более «грузоподъемной» машиной. Его предполагалось оснастить шестью двигателями, что давало возможность поднимать в воздух до 150 тонн груза против 120 тонн у Ан-124. Проектирование такого самолета посчитали тогда рискованной и преждевременной затеей.
Не исключено, что такие опасения были оправданы, ведь и создание «Руслана» потребовало исключительных усилий.
Все работы велись в рамках особой комплексно-целевой программы, в ходе реализации которой приходилось одновременно развивать металлургию, электронику и моторостроение, создавать новые полимерные материалы с особыми свойствами и совершенствовать технологию.
Ан-124 в заводском цеху. Сборка первоначально осуществлялась в Киеве, но значительную часть планера изготавливали в Ташкенте, шасси – в Куйбышеве (ныне Самара), гидравлику – в Москве
Ан-124 нельзя называть «украинским», как это иногда делается в наши дни. Над его созданием трудился буквально весь Советский Союз. Именно это позволило крылатой машине обрести те характеристики, которые и сегодня еще остаются рекордными для серийных транспортных самолетов.
Первый экземпляр Ан-124 был выведен из сборочного цеха 24 октября 1982 года. В торжественной процедуре принял личное участие О.К. Антонов. Всё это происходило, как и последующие испытательные «пробежки» машины, в тёмное время суток. Самолёт тщательно скрывали от посторонних глаз. Спустя ровно два месяца огромная крылатая машина, уже получившая имя «Руслан», впервые поднялась в воздух.
В 1985 году самолёт впервые был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. Примечательно, что поначалу западные эксперты не поверили в то, что Ан «Руслан» обладает заявленными характеристиками.
Чтобы доказать всем превосходство советской новинки над всеми другими грузовыми самолетами, пришлось провести показательные полёты, в ходе которых сразу же было установлено более 20 мировых рекордов.
После этого стало понятно, что американский С-5 уже не является лучшим в своём классе.
Последние годы существования СССР были не лучшим временем для самолетостроителей. Возможно, из-за этого летные испытания Ан-124 затянулись.
Лишь в 1991 году этот самолет был официально принят на вооружение советской военно-транспортной авиации.
Правда, фактическая эксплуатация «Руслана» к этому моменту уже осуществлялась, притом не только в армии. Интерес к самолету проявляли многие коммерческие фирмы.
Распад СССР сорвал все планы по дальнейшему производству Ан-124. Незначительное количество «Русланов» всё же было построено, но после 2004 года не было сдано заказчикам ни одной новой машины. Россия и Украина вели длительные и сложные переговоры по этому вопросу, сроки возобновления выпуска самолетов постоянно сдвигались, а потом в Киеве случился «Евромайдан».
Скорее всего, новые «Русланы» уже не появятся. Серия противоречивых заявлений различных чиновников, представляющих как российское, так и украинское правительство, не настраивает на оптимистический лад. Между тем конструкция Ан-124 постепенно устаревает, и вскоре он может утратить свои лидирующие позиции.
Особенности конструкции
По своей аэродинамической схеме самолет Ан 124 представляет собой широкофюзеляжный высокоплан с одним килем. Обращает на себя внимание суперкритический профиль крыла. В 70-е годы, когда разрабатывался самолет, это было новшеством, причем довольно рискованным.
Окончательное решение о выборе именно такого профиля было принято О. К. Антоновым лично, вопреки мнению большинства специалистов по аэродинамике. В результате крылья удалось сделать «толстыми», что намного упростило их изготовление и позволило увеличить емкость топливных баков.
При этом лобовое сопротивление не изменилось, а грузоподъемность «Руслана» удалось увеличить.
Грузовой отсек самолета Ан-124. На заднем плане можно увидеть служебную лестницу
При изготовлении самолета использованы алюминиевые детали крыла и фюзеляжа значительной длины. Ранее такие элементы делались сборными, что увеличивало их вес и снижало прочность.
Для отливки подобных изделий пришлось построить новую производственную линию, которая обеспечивала идеальную равномерность остывания алюминия после отливки. Этот процесс контролировался лучшими на тот момент советскими компьютерами.
За рубежом таких технологий тогда еще не было.
Внутренняя компоновка гигантского самолета – «двухэтажная». Нижний ярус используется для размещения грузов. На верхнем находятся кабины для двух экипажей (один из них — сменный) и помещение для сопровождающих.
Ан-124, подобно C-5 Galaxy, оборудован двумя грузовыми люками, размещенными в носовой и хвостовой частях самолета.
Кроме того, на борту имеется вспомогательное оборудование – лебёдки, мостовые краны и другие приспособления.
Силовая установка
Грузовой самолёт «Руслан» оснащается четырьмя двигателями Д-18Т. Его непосредственным прототипом первоначально должен был стать американский TF-39, созданный инженерами компании General Electric, однако вскоре выяснилось, что этот мотор не обладает необходимым ресурсом. В результате за основу был принят Д-36 — двигатель, разработанный для самолетов Як-42.
Основной двигатель Ан-124, Д-18Т. Создан в Запорожье на предприятии «Мотор Сич» (современное название)
Тягу на взлетном режиме удалось довести до 23 430 кгс. Для сравнения можно отметить, что моторы С-5 Galaxy выдавали лишь 18 200 кгс. Конструкция Д-18Т – модульная, что позволяет эксплуатировать его без проведения заводского ремонта.
В то же время обеспечивается сравнительно низкий уровень шума и умеренный расход топлива. Именно двигатель дал возможность широкого применения «Руслана» в гражданской авиации.
Создателям военного «Гэлакси» добиться этого не удалось: «коммерческий» L-500 оказался неудачной машиной.
Ан-124 оборудуется двумя вспомогательными силовыми установками, что располагаются в гондолах шасси и используются обычно для подачи электроэнергии при запуске основных моторов.
Топливная система
Каждый из четырёх основных двигателей самолета питается горючим из трёх «индивидуальных» баков. Подача топлива происходит поочередно, по мере его выработки. Имеется также отдельный «общий» бак, соединенный со всеми моторами. Все тринадцать емкостей для горючего размещены в толстом крыле «Руслана».
Заправка может осуществляться либо через верхние горловины баков, либо через четыре узла, находящихся в передней части обтекателей основного шасси. Качество топлива контролируется особой автоматической системой.
При образовании в баках «отстоя», может быть выполнен его одновременный централизованный слив.
Расходование горючего осуществляется таким образом, чтобы не нарушалась центровка самолета – за этим следит бортовая электроника.
Техник выполняет заправку Ан-124 через горловину в обтекателе шасси
Гидравлический комплекс
Каждый из четырёх моторов «Руслана» подключен к двум мощным плунжерным насосам. Восемь этих устройств являются основными источниками давления для всего комплекса бортовой гидравлики. В дополнение к основным насосам самолет оборудован турбонасосными установками, гидротрансформаторами и станциями НС-55А5 с электрическим приводом.
Система управления полётом
Ан-124 отличается компоновкой с малым запасом статической устойчивости, что обусловлено применением сверхкритического профиля крыла. Поэтому для самолета была разработана электродистанционная система управления (ЭДСУ), применявшаяся ранее лишь на истребителях.
Необходимо было учитывать огромные размеры машины, обуславливавшие заметное увеличение естественных тепловых и нагрузочных деформаций в ходе полета. Использование обычных элементов управления сделало бы Ан-124 слишком тяжёлым, а это было недопустимо.
ЭДСУ намного упростила работу экипажа, исключила возникновение флаттера — сваливания и срыва в штопор.
С целью повышения уровня безопасности полетов, самолет оборудован бортовой автоматизированной системой контроля, которая отслеживает параметры работы всех узлов и механизмов Ан-124 — от двигателей и до кондиционеров. Кроме того, осуществляется «надзор» за действиями лётчиков. Система не позволяет им нарушать имеющиеся инструкции и предписания.
Кабина пилотов Ан-124. Основные органы управления – традиционные штурвалы
Шасси
Несмотря на свои огромные размеры и грузоподъемность, Ан-124 может успешно использоваться на грунтовых аэродромах. Обеспечивается это благодаря двум массивным основным опорам шасси.
Каждая из них имеет 10 колёс на пяти амортизированных стойках. Первая и пятая оси могут поворачиваться, что упрощает перемещение по рулёжным дорожкам.
Колёса оборудованы тормозами, причем во время их использования стойки обдуваются направленным потоком воздуха, обеспечивающим охлаждение дисков.
Шасси оборудованы механизмами, позволяющими «подгибать» опоры, опуская фюзеляж или наклоняя вниз его носовую часть. Когда самолет «приседает на колени», разгружать его намного проще, особенно при перевозке крупных моногрузов.
Связное оборудование
Переговоры между экипажем Ан-124 и наземными диспетчерами обеспечиваются за счет использования коротковолновой бортовой радиостанции и КВ-приёмника. Для внутренней связи применяется коммутатор П-514-2-1. Переговоры при этом фиксируются специальным магнитофоном. Вся эта аппаратура, вместе с модулем управления, входит в состав комплекса ТИП-1Б2.
Дополнительно «Руслан» комплектуется «гражданской» приемопередающей станцией «Орлан-85СТ» и радиобуем КОСПАС АРБ-ПК. При крушениях и вынужденных посадках в удаленной местности может использоваться аварийная станция Р-855А1.
Загрузка Ан-124 через переднюю рампу. Шасси подогнуты, фюзеляж накренен носом к земле
Пилотажно-навигационный прицельный комплекс
Важной частью бортового оборудования Ан-124 является ПНПК «Купол-124». Аналогичные по своему назначению комплексы устанавливались и на другие самолеты военно-транспортной авиации, в частности, на Ан-22 и Ил-76, однако, для «Руслана» была создана особая модификация.
В состав комплекса вошли:
- Две радиолокационные станции (для обзора земной поверхности и передней полусферы пространства);
- Система автоматического управления;
- Бортовые компьютеры А-821 (один из них — резервный);
- Система навигации А-826. Принцип действия – инерциальный;
- Оборудование, предупреждающее о сближении с землей на высокой скорости;
- Аппаратура индикации, управления и связи;
- А-825 — пилотажное оборудование;
- Системы воздушных сигналов.
При обслуживании самолета на земле используется установленная на борту аппаратура объективного контроля. Обеспечено четырёхкратное резервирование работы электронной аппаратуры, управляющей креном, курсом и тангажом в ходе полета.
Радиолокационное и радиотехническое оборудование
Помимо уже упомянутых РЛС, входящих в состав пилотажно-навигационного комплекса, самолет оснащен радиокомпасом А-318, радиовысотомером А-034 и отдельной астронавигационной системой А-829.
Места для операторов бортового оборудования Ан-124 находятся позади пилотских кресел
На борту установлены так называемые ответчики, благодаря которым Ан-124 отображается на экранах гражданских и военных диспетчерских служб. Эти приборы обозначаются как УВД СО-72М и СРО-2П (изделие 6202). Кроме того, используется радиооборудование, обеспечивающее взлёт и посадку машины на аэродромы, имеющие дальние и ближние приводные станции.
Боковое смещение самолета и его скорость контролируются допплеровским измерителем ДИСС Ш013В.
Тактико-технические характеристики
Основные эксплуатационные параметры, которыми обладает Ан 124 «Руслан»:
Максимальный взлётный вес | 405 тонн |
Вес пустого самолета | 173 тонны |
Запас горючего во внутренних баках | 213,714 тонны |
Длина самолета | 69,1 м |
Высота | 20,78 м |
Размах крыла | 73,3 м |
Скорость | 865 км/ч — максимальная, 800 км/ч – крейсерская |
Дальность полета | 7 500 км с грузом 80 тонн, 4 800 – с грузом в 120 тонн |
Практический потолок | 11 600 м |
Максимальная грузоподъемность «по паспорту» составляет 120 тонн, однако на практике самолет перевозил иногда и 132 тонны.
Кроме того, необходимо учитывать, что если для C-5 Galaxy максимальная разрешенная масса «моногруза» составляет 50 тонн, то «Руслан» может перевозить столько же без получения специального разрешения.
При оформлении этого документа допустимый вес «моногруза» достигает 120 тонн.
Еще один «негабаритный» груз доставлен по назначению
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом «Руслана» была и остаётся его уникальная грузоподъемность в сочетании со способностью перевозить крупногабаритные предметы.
Есть и другие достоинства:
- Простота пилотирования. Для такой огромной машины это очень ценная характеристика. Летчики особо отмечают «мягкость» приземления на массивные шасси;
- Хорошо продуманная внутренняя компоновка, наличие удобных для погрузки и выгрузки люков;
- Наличие системы «подгибания» шасси;
- Высокий уровень надёжности всех бортовых систем.
Во многих случаях обеспечить скоростную доставку грузов способен только «Руслан» . Не случайно этот самолет был привлечен для выполнения заданий Организации Объединенных Наций.
Недостатков у Ан-124 два. Первый из них – высокая стоимость перевозок, по сравнению с транспортными версиями Boeing 747. Из-за этого «Русланы» применяют лишь в тех случаях, когда требуется погрузка с использованием рампы: на это «Боинги» просто неспособны. Второй недостаток – явно устаревшее оборудование пилотской кабины, не отвечающее требованиям сегодняшнего дня.
Модификации Ан-124
Ан-124-100М-150 – модификация с увеличенной до 150 тонн грузоподъемностью
Вариантов у самолета «Руслан» сравнительно немного:
- Ан-124. Исходная модификация, предназначавшаяся для советской военно-транспортной авиации;
- Ан-124-100. «Демобилизованный» вариант самолета. Используется в коммерческих целях. Внесены изменения в бортовое оборудование, в частности, модернизирован пилотажно-навигационный комплекс, использованы приборы с американской системой измерения (скорость – в узлах, высота – в футах);
- Ан-124-100М. В состав экипажа этого варианта «Руслана» входит не 6 человек, а только 4. Сокращение достигнуто благодаря усовершенствованию бортовой электроники;
- Ан-124-100М-150. Модификация самолета с увеличенной до 150 тонн грузоподъемностью. Существует также вариант 124-100-150 с прежним составом бортового оборудования.
Модернизация «Руслана» до уровня 124-100М была осуществлена только в российской военно-транспортной авиации. Всего имеется 22 такие машины. Перспективы дальнейшего развития самолёта остаются туманными, в том числе и из-за напряженных отношений с Украиной.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них