История авиации — samoletos.ru

Авиация долгое время была мечтой не только всех мальчишек и юношей постарше, но и взрослых мужчин. Инженерам удалось покорить не только небо, но и космос.

Причем военные самолеты становились базой для гражданских воздушных извозчиков, а в целом самолетостроение дало толчок смелым идеям полета на Луну и вокруг планеты.

Сегодня мало говорят об авиановинках, лишь на отдельных каналах и сайтах можно найти информацию о работах современных авиаконструкторов. И почти совсем нет новостей о космосе. Однако история авиации и космонавтики настолько интересна, что достойна новых достижений.

История авиации - samoletos.ru

Виды авиации

Рассматривая историю авиации в целом и отечественную авиацию в частности, сразу стоит отметить, что сегодня различают несколько видов авиации, в том числе, например, деловую и малую. Но самые значимые для большинства были и остаются все-таки:

  • гражданская;
  • военная;
  • космическая.

Авиация начала активно развиваться после Первой мировой войны. Первые военные самолёты были очень уязвимы, обладали низкой мощностью.

Все попытки создать бронированную машину и оснастить её вооружением казались тщетными. Датой начала истории авиации в России можно считать 25 декабря 1936 года.

Тогда вопрос о совершенствовании советских ВВС поставил Сталин на совещании с конструкторами. Так началась история военной авиации.

Истоки российской авиации

Павел Сухой, Иосиф Неман и Николай Поликарпов приступили к разработке концепции современных военных самолетов. Самой удачной оказалась идея, предложенная Сухим. Именно он создал Су-2.

В этом же 1936 году Советский Союз испытал бомбардировщик Андрея Туполева. СБ поднялся в воздух во время Гражданской войны в Испании.

Он имел скорость более 400 км/час, но вскоре появившемуся у противника Messerschmitt 109 заметно уступал.

Высотный истребитель создал Владимир Петляков, Пе-2. Андрей Туполев разработал Ту-2. Тоже пикетирующий, но более мощный, чем Пе-2.

В 1937 году советские инженеры задумались над созданием штурмовика. Ил-2 Сергея Ильюшина. Первые учения не были удачными. Очень грелся мотор, машину клонило почти все десять минут полёта. Решили на место стрелка установить дополнительный топливный бак, лишив машину защиты сзади.

Военная история отечественной авиации

Войну встретили устаревшие штурмовики Р-5 и P-Z, а также СБ. Немцы же вызвали истребители, и советским самолетам пришлось вешать бомбы, чтобы штурмовать вражеские колонны. Су-2 к войне успели выпустить только четыреста самолетов, способных переносить большой бомбовый груз и оснащённых несколькими пулеметами.

Широко использовались Пе-2, самым известным штурмовиком войны стал Ил-2. К осени 1942 года его снова сделали двухместным. Центровку машине обеспечила стреловидность консолей крыла. В вооружении самолёт имел пулеметы, пушки и реактивные снаряды. Под Сталинградом штурмовики Ил-2 использовали как истребители.

История авиации - samoletos.ru

Эпоха Илов

В 1943 году в бой под Курском вступает Ил-2 (на фото выше) с тридцатисемимиллиметровыми пушками под крылом. У летчиков было меньше возможностей для маневра, но танки Илы били точно. В это же время к Ил-2 стали добавлять кумулятивные бомбы и бронебойные снаряды. С осени 1944 года на фронт поступили Ил-10.

После войны Ильюшин создал легкие штурмовики Ил-16 и Ил-20. В 1949 году на вооружение принят Ил-28 с реактивным двигателем. Скорость его достигала до 900 км/час, высота — 12 500 метров. Илы могли нести до трёх тонн бомб, в том числе ядерные.

В середине пятидесятых начали выпуск реактивных истребителей МиГ. Прошёл испытания Ил-40, но работы свернули. ВВС начали решать задачу по строению дальних бомбардировщиков и баллистических ракет. После смерти Сталина, из-за уменьшения средств, штурмовую авиацию вовсе ликвидировали. И поторопились.

Краткая история гражданской авиации

Первые гражданские самолёты не могли перевозить ничего тяжелее мешков с письмами. Самым совершенным машинам под силу было доставить грузы.

Но после Первой мировой войны осталось много невостребованной в военном небе техники, эти самолёты и стали использовать для коммерческих полётов.

В Европе стали появляться авиационные компании и воздушные линии, их стало так много, что потребовалось ввести правила воздушного сообщения. Это случилось в 1919 году. С этого момента история авиации всего мира начала новый важный виток.

Воздушные линии в России

В России в 1918 году была открыта первая воздушная линия между Петроградом и Москвой. Позже организовали вторую – Петроград-Стокгольм. По ним в основном доставляли чиновников и различные директивы.

В 1921 году был принят Декрет о воздушных передвижениях, регулирующий полеты, в том числе иностранных судов. Многие пункты впоследствии станут основой Воздушного кодекса СССР.

Весной 1922 года введена линия Москва-Кенигсберг. Лётчики летали на самолётах Фокин-3 (воздушный аппарат на фото ниже). История развития авиации в дальнейшем обусловлена созданием Совета по гражданской авиации 9 февраля 1923 года. В России, на Украине и в Закавказье начинают работать авиатранспортные предприятия, которые позже будут объединены во всесоюзный «Добролет».

История авиации - samoletos.ru

Первая внутригосударственная авиалиния в СССР появилась в 1923 году. 15 июля состоялся первый полет из Москвы в Нижний Новгород. Его совершил Яков Моисеев. Начали развивать воздушные линии в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Летали на иностранных самолётах.

Хотя именно в 20-е годы начали работать отечественные конструкторы, создавшие АК-1 деревянной конструкции. Лётчик Аполлинарий Томашевский взлетел на нем в начале 1924 года. После успешных испытаний запустили серийное производство этих моделей. В это время Андрей Туполев работал над цельнометаллической конструкцией пассажирского АНТ-2.

Это был трёхместный самолёт, совершивший первый полет в мае 1924 года.

Новые линии и решения

В 1925 году конструктор Николай Поликарпов построил пятиместный ПМ-1. Он совершал перелеты на линии Москва-Берлин.

Конструктор Каменев создал в 1925 году К-1, поставленный в парк самолётов. Позже появились К-2, К-3 и К-4. Эти модели могли перевозить на своём борту только четырёх пассажиров. Самым популярным самолетом того времени стал К-5, вместимостью до восьми пассажиров и способностью преодолевать расстояние в восемьсот километров.

До 1928 года советские лётчики перевезли около семисот человек, налетав почти восемь миллионов километров.

В 1932 году в Советском Союзе создаётся Главное Управление гражданского Воздушного флота «Аэрофлот».

Новинки в разработках

Алюминий шёл в основном на строительство судов военного флота. Андрей Туполев предложил решение – легкие алюминиевые сплавы для конструкции. Машины строили на основе военных самолётов. Например, АНТ-9 строился на базе «разведчика» Р-6.

Другая популярная модификация АНТ-14 рассчитана на перевозку 36 пассажиров. В 1934 году появляется самый большой самолёт АНТ-20 на 72 пассажира. В размахе крыла машина имела больше 60 метров, весила 42 тонны. Построили ПС-124 на 64 пассажира.

В 1932 г. был создан ХАИ-1 (самолет на фото ниже), первый скоростной самолёт – 300 км/час. Конструктор Иосиф Неман. Над скоростными гражданскими самолетами работали также Роберт Бартини и инженер Лявиль. Андрей Туполев построил скоростной самолёт на базе скоростного бомбардировщика, АНТ-35.

История авиации - samoletos.ru

В 1938 г. советские инженеры, переработав чертежи американских пассажирских самолётов, создали ПС-84, переименованный в войну в Ли-2.

К 1940 году было построено 150 аэропортов, протяжённость воздушных линий достигла 150 000 километров.

Гражданская авиация в военные годы

Во время войны гражданские самолёты в основном совершали рейсы для переброски солдат, обеспечения армии боеприпасами, заброски диверсантов и вывоза раненых.

Скоро Ли-2 сменил Си-47.

В 1945 г. в два раза по сравнению с довоенным временем увеличились гражданские перевозки. Создают Як-16, Ил-12, Ил-14. Эти машины прошли испытания в критических ситуациях, конструкторы предусмотрели работу судов на одном двигателе. Возросла скорость, дальность полёта и безопасность.

Авиация в мирное время

В 1947 году Олег Антонов создаёт знаменитый Ан-2. До девяностых годов «аннушки» перевезли более трехсот семидесяти миллионов пассажиров.

В первый мирный год в Советском Союзе были построены первые лайнеры Ил-18 и ТУ-70, удобные и комфортные суда с отоплением, кухней и холодильниками. Они опередили свое время и оказались невостребованными.

Но в 1955 году советские самолетостроители совершили революцию в гражданском флоте. Они первыми в мире разработали реактивный лайнер ТУ-104 (воздушное судно ниже на фото).

Самолёты были оборудованы радиолокаторами и работали на керосине. Первый рейс состоялся пятнадцатого сентября 1956 года из Москвы в Иркутск, длительность чуть больше семи часов.

История русской авиации начинает писать новую страницу.

История авиации - samoletos.ru

История отечественной космонавтики

История авиации в России неполная без космонавтики. К тому же история отечественной космической авиации славна достижениями, как ни одна летопись других стран. Мечты о заатмосферном самолете стали превращаться в реальные идеи после окончания Второй мировой войны. Развитие пошло новыми темпами.

История авиации - samoletos.ru

В истории отечественной космической авиации можно выделить самые важные этапы:

  1. Запуск первого искусственного спутника Земли ПС-1.
  2. Запуск второго спутника, полет собаки Лайки.
  3. Через два года на солнечную орбиту вышла станция «Луна-1», преодолевшая земное притяжение.
  4. Приземление на Луну станции «Луна-2». Первые космические снимки Земли с «Луна-3».
  5. В августе 1960 года – орбитальный полет «Спутника-5», с «экипажем» на борту: собаки Белка и Стрелка, почти полсотни мышей и пара крыс. На корабле находились и горшки с растениями.
  6. Сенсационный полет Юрия Гагарина, 12 апреля 1961 года, «Восток-1».
  7. Через год — первый полет многоместных «Восток» версии 3 и «Восток-4», состав экипажей из трех космонавтов.
  8. Еще через год — полеты Валерия Быкова на «Восток-5» и Валентины Терешковой на «Восток» версии 6.
  9. Полет «Восход-1», на корабле работали космонавты без скафандров.
  10. В 1965 г. в открытый космос вышел Алексей Леонов, корабль «Восход-2».
  11. Через год с АМС «Луна-9» запечатлели панорамные виды Луны.
  12. В 1966 году – полет на Венеру.
  13. В 1969 году научились производить стыковки.
  14. В 1970 г. в космосе начал работать управляемый с Земли «Луноход-1». Через год Советский Союз запустил первую орбитальную станцию «Салют-1» и станцию «Марс-2», в конце семьдесят первого года совершена мягкая посадка на Марс.
  15. В феврале 1986 года запущена орбитальная станция «Мир». Она проработала срок, в три раза превышавший первоначально установленный. На станции побывали больше ста космонавтов из двенадцати стран. «Мир» затопили в Тихом океане в 2001 году.

История авиации - samoletos.ru

Современная российская авиации мало уступает советской. В этой сфере постоянно ведутся исследования, внедряются новые разработки.

Самолеты! История самолетостроения!

Самолёты! История развития самолётостроения!

Самолёты!

История авиации - samoletos.ru

  • Самолёты!
  • Самолёт — это летательный аппарат тяжелее воздуха, оснащенный силовой установкой, конструкция которого предусматривает наличие неподвижного крыла, создающего при наборе скорости подъёмную силу.
  • Наличие неподвижного крыла отличает самолёт от махолёта (орнитоптера) и вертолёта, а наличие двигателя — от планёра.
  • От дирижабля и аэростата самолёт отличается тем, что использует аэродинамический, а не аэростатический способ создания подъёмной силы.
  • Когда появился термин «самолёт»?
  • Слово «самолёт» начало первоначально применяться для обозначения летательных аппаратов ещё в 19-ом веке.

Так, в 1857 году, капитан 1-го ранга Н. М. Соковнин использовал это слово для обозначения управляемого аэростата.

В значении, близком к современному, слово «самолёт» впервые употребил журналист и писатель Аркадий Васильевич Эвальд в статье «Воздухоплавание», которая была напечатана в 1863 году в газете «Голос», где он впервые в России предложил идею подобного летательного аппарата.

Читайте также:  3 секрета покупки дешевых авиабилетов - samoletos.ru

Как появился «самолёт»?

В последние годы 18-го века сэр Джордж Кэйли провёл первое серьёзное изучение физики полёта. В 1799 году Джордж Кэйли азработал схему планёра, которая, за исключением вертикальной проекции, полностью соответствовала современным, хвост аппарата использовался для управления, а пилот находился ниже центра масс для обеспечения стабилизации полёта. Эта модель совершила полёт в 1804 году.

Продолжая изучать физику полета, Кэйли сформулировал большую часть основ аэродинамики и ввёл такие термины как подъёмная сила и лобовое сопротивление.

Кэйли в своих работах использовал двигатели внутреннего и внешнего сгорания, в качестве топлива для которых использовался порох, но остановился на резиномоторе Альфонса Пено, что позволяло делать модели с двигателем более простыми.

В результате Кэйли удалось построить полномасштабный летательный аппарат, который совершил беспилотный полёт в 1849 году. А в 1853 году был совершён уже пилотируемый короткий полёт в Бромптоне, недалеко от Скарборо в Йоркшире.

В 1848 году, англичанин Джон Стрингфеллоу также осуществил успешный испытательный полёт модели с паровым двигателем, в Чарде, Сомерсет. Его аппарат был беспилотным.

В 1868 году, француз Жан-Мари Ле Бри совершил первый полёт, при котором поднялся выше точки старта, на своём планёре L’Albatros artificiel с помощью конной тяги на берегу. Ле Бри по сообщениям достиг высоты 100 метров, преодолев расстояние 200 метров.

В 1874 году, Феликс дю Тампль в Бресте (Франция) построил Моноплан, большой самолёт из алюминия, с размахом крыла 13 метров и весом 80 кг (без пилота). Было произведено несколько испытаний, стартовал планёр с трамплина, полёт продолжался короткое время и благополучно возвратился.

Ещё одним человеком, который внёс вклад в изучение теории полёта, был Фрэнсис Герберт Венхэм, который неоднократно пытался построить ряд беспилотных планёров.

В процессе работы, он обнаружил, что больший вклад в подъём от крыла, похожего на птичье, производится в передней его части, из чего заключил, что длинные и тонкие крылья будут эффективнее, чем похожие на крылья летучей мыши, обычно используемыми его коллегами, потому как они имеют больший передний край относительно их веса. Сегодня эта характеристика известна как относительное удлинение крыла.

В 1866 году, Фрэнсис Герберт Венхэм представил свои исследования недавно созданному Королевскому Аэронавигационному Обществу Великобритании. После чего, Фрэнсис Герберт Венхэм решил получить практическое подтверждение своей концепции, построив первую в мире аэродинамическую трубу, которая была создана в 1871 году.

Члены Королевского Аэронавигационного Общества использовали аэродинамическую трубу и определили, что изогнутые крылья обладают значительно лучшими показателями подъёма, чем ожидалось по исследованиям Кэйли, основанными на ньютоновской механике.

Таким образом, уже в это время была ясно продемонстрирована возможность практического строительства аппаратов тяжелее воздуха. Оставались, однако, проблемы двигателей и управления полётом.

Исследования в области аэродинамики, в 1880-х годах, были подкреплены строительством первых действительно практически пригодных к эксплуатации планёров. Основной вклад внесли три человека: Отто Лилиенталь, Перси Пильчер и Октав Шанют.

Один из первых действительно современных планёров был построен Джоном Дж. Монтгомери, на котором Монтгомери совершил управляемый полёт недалеко от Сан-Диего 28 августа 1883 года.

Немец Отто Лилиенталь в 1874 году повторил опыты Фрэнсиса Герберта Венхэма, и продолжил исследования, издав результаты в 1889 году. Он также сконструировал ряд лучших по своему времени планеров, и в 1891 году уже совершал полёты на 25 метров или более.

Он строго документировал свою работу, включая фотографии, и по этой причине он считается одним из самых известных ранних пионеров авиации.

Он также продвигал концепцию «подпрыгнуть прежде, чем полететь», которая заключалась в том, что изобретатели должны начать с планёров и суметь их поднять в воздух, вместо того, чтобы просто разрабатывать машину с двигателем на бумаге и надеяться, что она будет работать. Его тип летательного аппарата сегодня известен как ручной планер.

В 1896 году, к этому времени Отто Лилиенталь совершил 2500 полётов на разных аппаратах, порыв ветра сломал крыло его последнего планёра, в результате чего Отто Лилиенталь упал с высоты около 17 м, получив перелом позвоночника. Отто Лилиенталь умер на следующий день, его последними словами были: «жертвы должны быть принесены».

После гибели, Отто Лилиенталя, можно выделить работы Октава Шанюта.

Летом 1896 года, несколько аппаратов Октава Шанюта совершили серию полётов на Миллер Бич, Индиана, и в конечном счёте он сделал вывод, что наиболее удачной конструкцией для полетов был биплан.

Также как и Лилиенталь, Октав Шанют документировал всю свою работу и фотографировал её результаты, кроме того, он вёл переписку со многими энтузиастами авиации со всего мира.

Октав Шанют особо интересовался решением проблемы стабильности летательного аппарата в полёте, то, что птицы исправляли инстинктивно, но то, что люди должны будут делать вручную.

В течение этого периода было сделано множество попыток сконструировать самолёт, оснащённый двигателями. Однако большинство этих усилий было обречено на неудачу, так как они разрабатывались любителями, которые не имели полного понимания проблем, изучаемых Лилиенталем и Шанютом.

В 1882 году, Александр Можайский недалеко от Красного Села, Россия создал и испытал моноплан с двумя паровыми машинами, который, по некоторым сообщениям, смог самостоятельно оторваться от земли после разбега. Однако сам «полёт» был неудачным: через какое-то время после отрыва самолёт потерял скорость и рухнул на крыло. Для продолжения исследований денег у А. Ф. Можайского не нашлось.

Француз Клемент Адер успешно испытал свой аппарат Eole, оснащённый паровой машиной, который смог сделать короткий 50-метровый полёт недалеко от Парижа в 1890 году. После этого испытания он немедленно начал большой проект, который занял пять лет. Однако, созданный в результате аппарат, Avion III, был слишком тяжёл и был едва способен оторваться от земли.

Сэр Хайрам Стивенс Максим изучил ряд проектов в Англии, после чего сконструировал огромный аппарат весом 3175 кг с размахом крыла 32 м, оснащённый двумя модернизированными облегчёнными паровыми двигателями мощностью 180 л. с.

(134 кВт) каждый.

Максим построил этот аппарат для изучения основных проблем конструкции и двигателей, но не управления, и, понимая, что полёт будет опасным, он испытывал его на специально построенном для этого рельсовом пути длиной 550 м.

После большого числа испытательных пробегов, прошедших без каких-либо проблем, 31 июля 1894 года началась серия пробегов при увеличивающейся мощности двигателей. Первые два были успешны, аппарат «летел» на рельсах.

Тогда днём запустили три котла на полную мощность, и после достижения скорости 68 км/ч через 180 м, машина взлетела настолько резко, что столкнулась с верхним рельсом, сделанным специально для ограничения высоты полёта (по иронии судьбы, он должен был обеспечивать безопасность испытаний), и разбилась сразу после этого.

Англичанин Перси Пильчер в середине-конце 1890-х годов создал несколько рабочих планёров, Летучая мышь, Жук, Чайка и Ястреб, на которых он успешно летал.

В 1899 году Перси Пильчер построил опытный образец самолёта с двигателями, который, как показало недавнее исследование, был способен к полёту.

Однако Перси Пильчер умер после несчастного случая с планёром прежде, чем смог провести испытания созданной им машины.

В России первый проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году.

В 1882 году в присутствии представителей военного ведомства Российской Империи и Русского технического общества была предпринята попытка взлёта на самолёте с паровой силовой установкой, построенном по проекту русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Мощность двигателей самолёта Можайского была мала для совершения полёта, однако по утверждению очевидцев, имел место кратковременный отрыв аппарата от земли, в результате которого аппарат пролетел более 100 саженей.

Первые реальные полеты «самолетов»!

Первый реальный полёт самолёта в истории был осуществлён в США братьями Райт 17 декабря 1903 года. Их самолёт «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров.

История авиации - samoletos.ru

«Флайер-1» братьев Райт. Первый подтверждённый полёт управляемого самолёта с двигателем.

На усовершенствованных моделях братья Райт 20 сентября 1904 года впервые в мире выполнили полёт по кругу.

В 1905 году братья Райт осуществили полёт по замкнутому маршруту длиной в 39 км.

Аппарат братьев Райт представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, мощностью 16 лошадиных сил и весил 80 кг.

Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

Братья Райт, по-видимому, являлись первой командой авиастроителей, которая проводила серьёзные исследования одновременного решения проблем управления и двигателей.

В итоге они разработали и построили двигатель, который мог обеспечить необходимую мощность и решили проблему управления с помощью системы, известной как «перекос крыла».

Хотя этот метод использовался только в течение очень короткого периода истории авиации, он был эффективен при низких скоростях полёта.

В то время как многие пионеры авиации, в вопросах безопасности полёта полагались в значительной степени на удачу, в проекте братьев Райт учитывалась потребность полёта без неблагоразумного риска для жизни и здоровья, избегая аварий.

Именно это, а не недостаток мощности, было причиной для низкой скорости и для взлёта при встречном ветре.

Это было также причиной для конструкционного решения с центром тяжести сзади, схемы утка, и крыльев с отрицательным углом в поперечной плоскости.

***

В России практическое развитие самолетной авиации началось в 1909 году. Правительством Российской империи было принято решение отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами.

Конструировать российские самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Но, вышеуказанные проектировщики не добились положительных результатов.

  1. Первые успехи русской авиации датируются 1910 годом.
  2. 4 июня 1910 года профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.
  3. 16 июня 1910 года молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух, а ещё через три дня состоялся полёт инженера Якова Гаккеля на самолете необычной для того времени схемы — биплан с фюзеляжем (бимоноплан).
  4. Эра самолетостроения.
  5. Начиная с 1920-х годов, авиаконструкторы, освоив первые азы самолетостроения, начали соревноваться в создании аппаратов, которые были бы быстрее, летели дальше и выше, и имели бы более простое управление.
  6. Классификация самолётов!
  7. В настоящее время самолеты представляют большую группу летательных аппаратов различаемых по назначению и конструкции.
  8. По целевому назначению самолеты различают гражданские и военные.

История авиации - samoletos.ru

К гражданским самолетам относятся пассажирские, грузовые и грузопассажирские, административные, спортивные, сельскохозяйственные и другие самолеты невоенного назначения.

История авиации - samoletos.ru

К военным самолетам относятся истребители (воздушного боя, истребители-бомбардировщики, истребители-перехватчики, многоцелевые), штурмовики, бомбардировщики (фронтовые, дальние, межконтинентальные), разведчики (тактические, оперативные, стратегические), военно-транспортные (лёгкие, средние, тяжёлые), противолодочные, самолеты боевого обеспечения (радиолокационного дозора и наведения, постановщики помех, воздушные пункты управления, заправщики топливом в полёте и др.).

  • В состав военной и гражданской авиации также входят учебные, учебно-тренировочные, санитарные, патрульные, поисково-спасательные самолеты.
  • По типу движителя самолеты относят к винтовым или реактивным.
  • В соответствии с типом двигателей самолеты часто называют поршневыми, турбовинтовыми, реактивными.
  • По условиям базирования различают самолеты сухопутного базирования, корабельные самолеты, гидросамолёты (летающие лодки или поплавковые) и самолеты-амфибии, а по требованиям к длине взлетно-посадочной полосы — самолеты вертикального, короткого и обычного взлёта и посадки.
  • По способности к маневрированию (максимальное значение эксплуатационной перегрузки) самолеты разделяют на манёвренные, ограниченно манёвренные и неманёвренные самолеты.
  • Пилотируемые и беспилотные самолеты.
  • Имеются и другие целевые и конструктивные классификации самолетов.
Читайте также:  Миг-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

История авиации - samoletos.ru

Самолёты! История развития самолётостроения!

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

История зарождения самолетостроения

История авиации - samoletos.ru Еще в глубокой древности человек мечтал летать как птица. Известны наскальные изображения крылатых людей эпохи каменного века, сказания и мифы о колесницах, в которые запряжены орлы, сказки о коврах-самолетах, легенда о Дедале и его сыне Икаре. Английский историк Майкл Айртон вообще считал, что Дедал и Икар действительно, убегая из Лабиринта Миноса, взлетели, но не при помощи крыльев из перьев (слепленных воском), а используя воздушного змея (из деревянных палочек, обтянутых тонкой кожей) и восходящие потоки воздуха.

Дерево использовали первые мечтатели – создатели летательных аппаратов. В ход шла не только сама древесина, но и береста, и ивовые прутья.

В IV веке до н. э. для военной сигнализации, а также во время праздников, в Китае применялись воздушные змеи, представлявшие собой деревянную или бамбуковую раму, обтянутую кожей (позднее – бумагой). Через несколько столетий – в VI веке уже нашей эры на этих «аппаратах» стали поднимать в небо людей.

История авиации - samoletos.ru

Человек пытался взлететь с какого-нибудь высокого места, приладив к рукам самодельные крылья. В царствование Ивана Грозного холоп Никитка решился на такой эксперимент в присутствии самодержца, за что и поплатился жизнью. Царь вынес свой вердикт на этот счет: «…То не божье дело, а от нечистой силы. …отрубить выдумщику голову…  А выдумку… огнем сжечь».

Гораздо менее консервативен был Петр I, сказавший: «Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, аки птицы». С  развитием науки возможность воздушных полетов стала занимать умы ученых. М. Ломоносов в 1754 году представил на заседании Академии наук свой проект «воздухобежной» машины, которая помогла бы исследовать верхние слои атмосферы.

В старинных хрониках упоминаются: вятский крестьянин Данила Кашкин, поднявшийся в воздух на крыльях из бересты; кузнец из села Ключ (Рязанщина), совершивший небольшой полет и опустившийся на кровлю дома; «какой-то Каричивец», сделавший бумажных змеев и прикрепивший их к петле, под которой соорудил «сиделку и поднялся, но его тело стало крутить, и он упал…».

Множество неудачных или слегка удачных попыток не охладили стремление человека к полетам.  И История авиации - samoletos.ruв 1891 году  Отто Лилиенталь (немецкий конструктор) построил свой первый планер, каркас которого изготовил из ивовых прутьев с прикрепленной к ним пропитанной ткани. Позже он создал из дерева и полотна более совершенные модели. Одна из них – планер-моноплан со складывающимся крылом и горизонтальным передвижным стабилизатором. На нем смельчак Лилиенталь множество раз стартовал с высоких холмов неподалеку от Берлина и совершал успешные полеты продолжительностью до 30 секунд. Экспериментатор продевал в отверстие руки до плеч и висел на двух параллельных брусьях, которые проходили у него под мышками.

Конечно, это было огромным достижением: впервые в истории человек летал на аппарате тяжелее воздуха.

Лилиенталь был первым практиком пилотажа авиационной техники.

Целый ряд стран в XIX веке вел работы по конструированию летательного аппарата с мотором. А. Можайский – российский морской офицер – построил в 1893 году самолет-моноплан с двумя паровыми двигателями.

Каркас (обшитый полотном) и три четырехлопастных винта были изготовлены из древесины. Установленный на четырехколесном шасси самолет разбегался по специальным деревянным рельсам. При пробных запусках стало понятно, что необходимо повысить мощность двигателя.

Но до конца довести дело по созданию российского самолета не удалось из-за смерти Можайского.

Первый в истории полет на моторном аппарате совершили в 1903 году американцы – конструкторы братья Райт. Их самолет «Флайер» после первого старта пробыл в воздухе 12 секунд, а после четвертого – уже 59.

История авиации - samoletos.ruПосле триумфа братьев Райт самолетостроение начало развиваться очень быстрыми темпами. Во Франции появились самолеты конструкторов Блерио, Фармана, Ньюпора, Вуазена, в России – Гаккеля, Григоровича, Слесарева. На всех аппаратах в качестве материала использовалась древесина (в основном – сосны) и фанера. Журналисты называли первые самолеты «этажерками», «клетками для птиц» и так далее, но, тем не менее, в 1908 году братьями Райт был совершен полуторачасовой полет на такой «этажерке». В следующем году конструктор из Франции (Луи Блерио) перелетел за 32 минуты пролив Ла-Манш. Первый в России полет совершил Михаил Ефимов в 1910 году, а через месяц после этого он стал победителем авиационных состязаний в Ницце.

Краткая история авиации

История авиации - samoletos.ru

Один из самых массовых и широко известных транспортно-пассажирских самолётов конструкции Ассена Джорданова, американского инженера болгарского происхождения. Первый полёт DC-3 совершил в 1935 году. Общий выпуск составил более 16 тысяч машин. И до сегодняшнего дня в строю остаётся почти полтысячи самолётов!

Самолёт навсегда изменил представление о путешествии, каждый раз напоминая человеку, что самое дорогое и невосполнимое — это время.

Он в буквальном смысле поднял мобильность на небывалую прежде высоту, позволяя рядовому пассажиру за несколько минут увидеть больше, чем его далёкие предки не могли увидеть за всю жизнь.

Сложно представить, но в каждый момент времени в воздухе находится почти четверть миллиона человек, целый летающий город, а за год его «население» составляет почти 4 миллиарда пассажиров («паксов» на слэнге пилотов).

На заре XX века пионеры и представить себе не могли, что всего за 2–3 поколения авиация из забавной и часто опасной «игрушки» станет чрезвычайно мощной силой, меняющей транспорт, военное дело и культуру, а хрупкие «этажерки», созданные трудом и талантом инженеров и конструкторов, превратятся в серебристых красавцев, связывающих огромную планету в единое целое. Ещё бы: авиация — это наивысшая путевая скорость перевозок, сравнительно малая зависимость от состояния и функционирования наземных технических средств (в основном это аэродромы и средства контрольно-диспетчерских служб).

История авиации - samoletos.ru

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер конструкции А. Н.Туполева. Самолёт летал на линии «Москва-Алма-Ата» в течение всего 7 месяцев (1977–78 гг.), затем его эксплуатация была признана слишком сложной и дорогой. Несмотря на это, самолёт стал символом советского авиастроения и реактивной пассажирской авиации в целом

Впрочем, обольщаться не надо.

Авиация пока слишком дорога для действительно массового использования, иначе трудно объяснить бум так называемых «дискаунтеров»-«лоукостеров» — авиаперевозчиков (более 20% рынка авиаперевозок), предлагающих низкие цены за счёт «обрезания» части сервисов и удобств. Не стоит забывать о зависимости самолётов от метеорологических условий, сильно влияющей на безопасность и оперативность полётов.

Немаловажно и то, что сжигание каждого килограмма авиационного топлива (чаще всего керосина) приводит к выбрасыванию в атмосферу более 3 килограммов углекислого газа, водяного пара и сажи. А если учесть, что у дальнемагистрального Boeing-747 запас топлива достигает 180 тонн, можно себе представить, сколько жизненно необходимого кислорода пропадает из атмосферы всего за один рейс.

История авиации - samoletos.ru

Культовый самолёт, ставший самым узнаваемым «киногероем» из всех гражданских самолётов. Выпущен в количестве 1446 единиц, продолжает выпускаться по сей день только в грузовом варианте. Действующий самолёт президента США VC-25 — переделанный по спецзаказу Boeing 747–200B версии 1990 года

Положение несколько улучшается у новых машин.

Так, сравнительно недавно введённые в строй Airbus A380, Boeing 787 Dreamliner, ATR-600 и некоторые другие используют менее трёх литров топлива в пересчёте на сто пассажиро-километров.

Такими параметрами могут похвастаться далеко не все компактные автомобили! Но ведь самый мощный и дорогой Ferrari не умеет делать того, что доступно даже дряхлому аэроплану — он не умеет летать…

Интересные факты о самолетах, история авиации, первые самолеты, виды

Именно после создания самолётов люди обрели возможность быстро путешествовать на большие расстояния. Часто среди летательных аппаратов попадаются достаточно увлекательные экземпляры. Покорять небо нелегко, и этот путь можно назвать тернистым.

Он усеян телами храбрецов, которые изобрели первые самолёты вопреки осуждению их цели обществом.

На сегодняшний день сложно кого-то удивить возможностью за день пролететь 15-20 тысяч километров, но манящими все также остаются факты из прошлого и исторические момент становление авиации в России и мире.

Всё о самолетах

Говоря о самолетах, стоит отметить, что данное слово закрепилось в обиходе с середины 19 века, но тогда так назывались управляемые аэростаты типа воздушного шара или дирижабля.

Самолет считается самым известным и популярным среди населения летательным аппаратом. Самолет в отличие от планера обладает источниками тяги — мотором и винтом.

Есть большое множество разновидностей самолетов. Каждый из них отличается не только формой, весом и размерами, а также многочисленными другими признакам. В зависимости от своего назначения самолеты делят на гражданские и военные.

Возраст каждого самолета исчисляется не годами, а периодами герметизации. В среднем такой летательный аппарат, используемый для долгих перелетов, способен служить примерно 20 лет. За эти годы его фюзеляж может испытать порядком 75 тысяч циклов герметизации.

Самолеты в реальности способны летать без пилота. Теоретически, современные технологии дают для этого все возможности, но при этом законом запрещены перелеты пассажиров без человека-пилота.

Инверсионный след, который остается позади пролетевшего самолета, состоит из водяного пара. Тонкий след свидетельствует о том, что на данный момент времени низкая влажность воздуха и ясная погода. Толстый же и более длинный след является признаком предстоящего шторма.

Воздух на самолете фильтруется по такому же принципу, как и у воздушных фильтров в больницах, а поэтому он практически не содержит микробов.

Если самолет должен совершить аварийную посадку, то пилот вправе принять решение о сбрасывании топлива из баков в крыльях. Подобное случается редко и осуществляется это для того, чтобы уменьшить вес самолета. Топливо обычно испаряется до того, как достигает поверхности земли.

История авиации

В истории авиации известны первые попытки строительства летательного аппарата, который мог поднять человека в воздух. Это произошло в конце 18 века.

История создания летательного аппарата началась в Англии, когда Джордж Кейли решил серьезно заняться данным вопросом и издал несколько научных трудов, где подробным образом изложил технологию строительства и функционирования прототипа современного самолета. Собственные работы изобретатель начал с наблюдения за пролетающими птицами.

Ученый долгое время измерял скорость полета птиц и размах крыла. Такую информацию он впоследствии взял за основу создания нескольких публикаций, которые и дали толчок к развитию авиации.

Первооткрыватель авиации в современном ее понимании – это еще один англичанин, Уильям Хенсон. Именно ему в 1842 году дали заказ на создание проекта летательного аппарата. Тот проект, который предложил реализовать Хенсон, описывал ключевые элементы винтомоторного самолета.

В качестве устройства, которое осуществляет движение всей конструкции, изобретатель предложил использовать воздушный винт. Если прочесть интересные факты, то множество идей, предложенных этим изобретателем, впоследствии применялись при создании ранних моделей самолетов.

Читайте также:  Самый быстрый самолет в мире: максимальная скорость пассажирского российского, гражданского, поршневого, военного, реактивного авиалайнера, топ 10 с фото

Читай также:  Интересные факты о кофе, полезные и вредные свойства

В начале 19 столетия были созданы и первые безмоторные планеры. Подражая птицам, изобретатели придавали творениям похожую форму. Но первые летательные аппараты не сумели закрепиться в применении, потому что желание поднять ввысь невероятные для того момента изобретения не удалось.

В гражданской российской авиации есть повод для гордости. Адмирал царского флота сумел сконструировать первый самолёт, оснащенный паровым двигателем.

Он оторвался от поверхности земли с человеком, находящимся на его борту. Изобретатель назвал его как «воздухолетательный снаряд».

Габариты данного самолёта в то время сильно впечатляли: длина крыльев составляла примерно 24 метра, а фюзеляж — порядком 15 метров.

Кто изобрел самолет?

Невзирая на то, что конструирование летательного аппарата в середине 19 века проводилось множеством ученых, изобретение первого самолета приписывается братьям Райт. Именно, созданный ними, аэроплан сумел совершить кратковременный полет в 1903 году. И авиация благодаря этому стала быстрее развиваться.

Не все согласятся с тем, что братья Райт создали первый самолет. Альберто Сантос-Дюмонт из Бразилии смог также собственными руками сконструировать, построить и испытать первый в мире прототип дирижабля. Это произошло в 1901 году. Именно в то время удалось доказать, что управляемые полеты – реальность и достойному пилоту всегда нужно иметь много навыков.

https://www.youtube.com/watch?v=0zzWQ7KPRZY

Еще одна версия первенство в создании рабочего летательного аппарата присваивает российскому изобретателю А.Ф. Можайскому, имя которого навеки останется в истории авиации. Об этом гласят интересные факты о летчиках. Таким образом споры о том, кто создал и сконструировал самолет, по большому счету не имеют доказательств.

Первый самолет в мире и России

Первый в мире изобретатель самолета — Энтони Фоккер. Данное событие случилось в 1910 году. Изобретатель смог поднять в небо первый de Spin. К сожалению, такой летательный аппарат не преодолел большое расстояние, потому что он врезался в дерево. Фоккер на этом не остановился и продолжил экспериментировать с конструкциями.

Говоря о полетах, нельзя не отметить то, что в 1911 году Энтони Фоккер также создал компанию, которая в 1915 году выпустила первый самолет-истребитель. Именно за счет такой воздушной машины Германия изменила ход событий Первой мировой войны.

Первый, кто задумался о создании самолета в России — Александр Можайский. Это произошло в 1876 году. В тот момент изобретатель проводил эксперименты с маленькой лодочкой, на которую вмонтировались крылья. Светская пресса того времени была заинтересована необычным сооружением. Информацию о нем публиковали в разных изданиях.

Первые пассажирские самолеты

Человек, который впервые создал пассажирский самолет — Альберто Сантос-Дюмонт. С самого начала он сконструировал воздушный шар и дирижабль, а в 1905 году завершил работать над проектированием первого летательного аппарата. Уже в 1906 году изобретатель совершил первый полет на самолете собственноручного производства. Название такого аппарата в переводе означало «хищная птица».

Первый русский самолет, который сумел пролететь рейсы в несколько десятков метров без аварийного падения, создался профессором политехнического института г. Киева Александром Кудашевым. В 1910 году он смог совершить полет на представленной воздушной машине собственноручного производства.

Перенять опыт конструктора Кудашева удалось Игорю Сикорскому. Он сумел создать самолет, который назвали «Илья Муромец».

Прототип современного авиалайнера поднялся в небо в 1914 году, тогда на борту было 12 человек. В это же время авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершая первый полет на долгую дистанцию.

Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева и сделал одну посадку для дозаправки.

В 1925 году был сконструирован первый самолет «К-1», а затем мир увидел пассажирские авиалайнеры Туполева и самолеты конструкции ХАИ. С того самого момента пассажирским самолетам уделяли огромное внимание. Они приобретали большую пассажировместимость и навыки совершения полетов на далекие расстояния.

Первые военные самолеты

Летательный аппарат, который смог оторваться от земли, а также провести в небе небольшое количество времени — разработка братьев Райт. Уилбур и Орвил в 1900 году стали первыми конструкторами военных самолетов. Первый такой самолет был назван братьями «Флайер-1». Его первый полет в небо произошел в 1903 году.

Читай также:  На английских кладбищах некоторые могилы закрыты клетками

Бензиновый двигатель, который способен разогнать машину до необходимой скорости, был вмонтирован на деревянном каркасе данного самолета.

Шасси у такого летательного аппарата не было. Вместо них для запуска применялась катапульта. Ее оснастили рейсом направления из древесины.

Для создания данного самолета братья Райт истратили примерно 1000 долларов США.

Реактивные самолеты

Первая идея по созданию реактивного самолета была предложена российским изобретателем Телешовым. Попытка заменить винт поршневым двигателем реализовалась в 1910 году румынским конструктором А. Коанда.

Данные попытки не были увенчаны успехом, и первое успешное испытание, которое совершил реактивный самолет, произошло в 1939 году.

Испытания такого типа проводились немецкой компанией Heinkel, но в процессе конструирования этой модели самолета допустили несколько ошибок.

Первый серийный самолет по информации, которую выдает Википедия, был создан в 1944 году и назывался он Me-262. Данная модель летательного аппарата считалась усовершенствованной версией предыдущей модели, сконструированной компанией Heinkel.

Сверхзвуковые самолеты

Первым воплотителем мечты всех пилотов о преодолении сверхзвукового барьера считается пилот-испытатель Чак Йегер из Америки. В 1947 году данный летчик смог впервые за всю историю авиации преодолеть скорость звука на летательном аппарате.

Он управлял прототипным самолетом Bell X-1 на основе ракетного двигателя. К нашему сведению, захваченные в момент войны немецкие ученые и их проекты достаточно сильно поспособствовали возникновению такого аппарата.

К тому же и дальнейшее развитие летных технологий с того периода сильно усовершенствовалось.

В 1956 году пилот американского сверхзвукового истребителя F-11 «Тайгер» Том Этридж был отправлен в испытательный полёт. Его заданием было набрать высоту 6 км и начать снижение, а затем дать залп из орудий на отметке 4 км и повторить залп на высоте 2 км.

Через несколько секунд после второго выстрела Этридж почувствовал удар, а ещё спустя некоторое время двигатели перестали работать, но летчик уже приближался к аэродрому и смог совершить аварийную посадку. Пилот, к счастью, выжил.

При расследовании данного инцидента удалось выяснить, что в самолёт попали его же пули, которые были выпущены в первом залпе.

Во времена Советского Союза самолеты достигли скорости звука 26 декабря 1948 г. Это произошло при испытании экспериментального самолета ЛА-176 на высоте полета 9060 м. Летательный аппарат пилотировали О.В. Соколовский и И.Е. Федоров.

Приблизительно через месяц на этом самолете, но уже с более усовершенствованным двигателем, достигли и превысили скорость звука на 7000 м. Проектирование ЛА-176 оказалось весьма перспективным, но из-за трагической смерти О.В.

Соколовского, который управлял данным аппаратом, разработки прекратились.

Дальше развитие данной отрасли было замедленным, потому что возникало много физических трудностей, которые связаны с управлением самолетами на сверхзвуковых скоростях.

На высоких скоростях проявляется такое свойство воздуха, как сжимаемость, а аэродинамическая обтекаемость становится совершенно другой. Также возникает волновое сопротивление и такое неприятное для каждого летчика явление, как флаттер.

При этом самолет начинает сильно нагреваться. Сталкиваясь с такими проблемами, конструкторам пришлось заняться поисками кардинального решения, способного преодолевать трудности.

Этим решением оказался полный пересмотр конструкции самолетов, которые были предназначены для сверхзвукового полета. Те обтекаемые формы авиалайнеров, которые мы можем наблюдать сегодня, – это результат многолетних научных экспериментов.

Интересные факты о самолетах

  1. Одним из самых крупных в мире пассажирских летательных аппаратов был Airbus A380, который в некоторых модификациях мог размещать на борту больше 850 пассажиров совместно с экипажем.
  2. Если верить статистике, то самолёты считаются самым безопасным видом транспорта на Земле.
  3. В среднем, каждый самолёт приблизительно раз в год или около 1 раза за 1000 часов полёта, атакуется молнией. В действительности же это не опасно, потому что каждый современный самолёт надёжно защищён от этого природного явления.
  4. Загрязнение воздуха способно повлиять на безопасность перелета в самолете. Чем больше в воздухе содержится двуокиси углерода, тем выше будет шанс проявления турбулентности.
  5. Современные технологии позволили самолётам летать вообще без лётчиков, но по правилам безопасности экипаж обязан иметь опытного пилота, чтобы не слишком полагаться на искусственный интеллект.
  6. Воздух на борту самолёта сухой, и из-за этого понижается чувствительность вкусовых рецепторов, а еда кажется безвкусной.
  7. Самым длинным в истории беспосадочным перелётом считается тот, который совершился в 2005 году. Это произошло на самолёте «Боинг 777», преодолевшем 21602 км за 22 часа 40 минут.
  8. Лишь 5% людей на земном шаре летало на самолете. Многие представители населения Земли, проживающие в неразвитых государствах, никогда не летали на самолетах. И лишь небольшая часть использует авиатранспорт постоянно.
  9. Максимальная высота, которая когда-либо была набрана самолетом – 37650 м.
  10. Если верить статистике, то самый длинный перелет составляет 18600 км.
  11. Если на огромной высоте внезапно открывается дверь в салон самолета, то это обязательно приводит к тому, что люди буквально «высасываются» наружу из-за различия давления в салоне и снаружи. Но в летящем самолете дверь открыть почти невозможно, как раз по той самой причине разницы давления.
  12. Любой самолет летает не по прямой линии из одной воздушной гавани в другую, а по траектории зигзага или дуги. Это связано с тем, что воздушное судно всегда должно располагаться в пределах времени подлета к близлежащему аэропорту, где в случае экстренной необходимости удастся с легкостью приземлиться. Иногда подобные траектории обуславливаются и погодными условиями.
  13. Одна из самых безопасных авиакомпаний — австралийская Qantas. Её авиалайнеры в катастрофы с человеческими жертвами не попадали с периода 1951-ого года. А все происшествия происходили с двухмоторными воздушными судами.
  14. В самолете самым безопасным местом считается зона на хвосте лайнера. Так при катастрофе шанс выжить, если сидеть сзади, возрастает на 40%.
  15. Ежедневно в Соединенных Штатах Америки летает приблизительно 2 миллиона человек. Эти люди пользуются 30000 рейсами. Самым загруженным аэропортом тоже считается тот, что расположен в США. Называется он Хартсфилд-Джексон и находится аэропорт в Атланте. За год он перевозит 96 миллионов пассажиров.
  16. Самая старая авиакомпания в мире — голландская KLM. Ее основали 7 октября 1919 года.
  17. Во время полета согласно исследованиям каждый третий пассажир имеет боязнь перелетов.
  18. Самым раздражающим фактором в момент перелета на самолете для пассажиров считается стук соседа сзади по спинке кресла.
  19. Во многих пассажирских самолетах на Западе нет 13-ого ряда.
  20. В аварийных кислородных масках на борту самолетов кислорода хватает приблизительно на 15 минут.
  21. Самолеты почти всегда летают на высоте примерно 10 000 метров. Если бы Земля имела размер настольного глобуса, то самолет на такой высоте находился бы в 2,5 миллиметрах от его поверхности.

Загрузка…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *