Миг-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

По принятой в России классификации МиГ-29 и Су-27 — это истребители поколения 4, модернизированные. Новые российские истребители МиГ-35 и Су-35 принадлежат к классу самолетов, который появился довольно неожиданно. Их называют переходными между нынешним четвертым и будущим пятым поколением самолетов.

Воздушная дуэль МиГ-29 и F-16

Они ни когда не сталкивались в небе в воздушном бою. Однако эти фронтовые истребители относятся к одному поколению и очень похожи. Возможности российского МиГ-29 и американского F-16 в эксклюзивном интервью сайту телеканала «Звезда» сравнил Владимир Попов — генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ и авиационный эксперт.

В начале интервью Попов напомнил, что обе машины призваны решать схожие задачи, а именно — обеспечивать прикрытие войск на переднем крае, создавать оборону объектов переднего края, вести маневренный воздушный бой.

«По скоростным характеристикам только последние модели F-16 близко подходят к МиГ-29 . а в начале и средний период жизни самолета там было превосходство в скорости на средних и больших высотах нашего самолета. Цифры говорят, что у нас радиус разворота меньше и самолет может войти в заднюю полусферу удобную для атаки», — так же подчеркнул летчик.

Попов также отметил, что у нашего самолета два двигателя, а у американского один. «Были случаи, конечно за рубежом, не у нас, когда МиГ-29 был поражен ракетами, но за счет того что два двигателя, второй вытаскивал летчика из сложной ситуации, спасал ему жизнь», — рассказал генерал-майор.

По ракетно-бомбовому вооружению самолеты сопоставимы, а вот пушки отличаются. «Наши пушки были лучше: там и снаряд больше и масса снаряда больше, а вот по скорострельности другая ситуация. Шестиствольный «Вулкан» F-16 обеспечивает скорострельность до 6 тысяч выстрелов в минуту», — признался Попов.

А вот радиолокационная станция МиГа превосходит американскую. «За счет того, что самолет наш побольше, имелась возможность поставить классную систему наведения радиолокационная станция типа «Жук» с прицелом «Сапфир» позволяла на больших дальностях обнаружить противника. Мы говорим о дистанциях до 200 км даже, а у американцев немногим меньше», — пояснил летчик.

На самом деле на компьютерах, проводили анализ возможного исхода боя, победа оставалась за нами, — уверяет генерал-майор, по его мнению, тому есть несколько причин: дальность обнаружения, прицельная дальность, высотность, МиГ-29 может сверху нанести удар, плюс малая высота полета, разгонные характеристики и конечно надежность.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

«Те, кто попробовали летать на нашем самолете это и из стран Ближнего Востока и сами американские и канадские летчики утверждают, что наш самолет гораздо лучше пилотируется, он в большей степени, чем американский предназначен для боя. Потому они и говорят, что воевать хотели бы на наших МиГ-29», — резюмировал пилот.

Если сравнить последние генерации Ф-16 и ранние МиГ-29, то вероятно что Ф-16 по совокупности летных и боевых свойств может превзойти МиГи, но сравнивать надо и целесообразно не аппараты отстоящие друг от друга на 30 и более лет (многие виды техники столько и не живут), а по годам поступление не на вооружение.  

Источники: otvet.mail.ru, tvzvezda.ru, tomsk.fm, forums.drom.ru, lifenews.ru

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

Нефертити: 5 тайн прекрасной царицы. Как стало известно, Нефертити появилась на свет в 1370 году до н. э. но египтологи не могут …

Королевство Марокко

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

Территория Королевства Марокко весьма разнообразна – пустыня Сахара, Атласские горы и многочисленные курорты на морском побережье, финиковые рощи, апельсиновые и мандариновые плантации. …

Город Афины — столица Греции

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

Торговые районы в Афинах сосредоточены в центре города. Крупнейшие универмаги находятся в начале улицы Эрму, на улице Метрополеос расположены …

Тихий старинный Уэска

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

Этот маленький спокойный городок расположился на северо-востоке Испании, возле подножия Пиренеев. Его история начинается еще со времен, когда в …

Подводная цивилизация

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

Большая часть людей на Земле верят в пришельцев из космоса, однако о том, что в мировом океане, возможно, существует …

Музей Ван Гога в Амстердаме

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

Музей Ван Гога музей в Амстердаме, в котором представлены работы голландского живописца Винсента ван Гога и его современников. Музей владеет …

Бизнес в Интернет

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов

Для многих бизнес в Интернет кажется чем-то мифическим и сомнительным. Многие думают в сети могут зарабатывать только шарлатаны и обманщики, которые разводят …

"МиГ-29" против F-16: кто победит в бою?

13 апреля 2015 в 15:18Денис Алдохин, 42.TUT.BY

«Миг-29» и F-16 пока не довелось повоевать в открытом бою. Обе машины довольно удачные, относятся к одному поколению и призваны выполнять схожие задачи. Для телеканала «Звезда» военный эксперт, генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов сравнил возможности этих двух истребителей.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов
.wikimedia.org

По словам Попова, «МиГ-29» вначале превосходил F-16 в скорости средних и больших высотах, только последние модификации американской машины приблизились по скоростным характеристикам к российской. Также эксперт отметил, что радиус разворота «МиГ-29» меньше, благодаря чему самолет может войти в заднюю полусферу удобную для атаки противника.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов
u-96.livejournal.com

В качестве преимуществ российской машины Попов назвал наличие двух двигателей, приведя пример, когда «МиГ-29» поражался ракетой в первый двигатель, второй вытаскивал летчика из сложной ситуации, спасая ему жизнь.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов
fc04.deviantart.net

По ракетно-бомбовой нагрузке истребители сопоставимы, а вот пушечное вооружение лучше у 29-го. По словам Попова, у орудия «МиГа» снаряд мощнее, в то время как шестиствольный «Вулкан» F-16 лучше в плане скорострельности.Если сравнивать авионику, то здесь превосходство на стороне «МиГ-29». На истребителе установлена радиолокационная станция типа «Жук» с прицелом «Сапфир», благодаря чему российский истребитель сможет обнаружить противника гораздо раньше. По словам эксперта, речь идет о дистанции порядка 200 км.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов
army-news.ru

Кроме того, Владимир Попов заверил, что во время проведения возможного исхода боя победа всегда оставалась за «МиГ-29». И тому было несколько причин: дальность обнаружения, прицельная дальность, высотность. «МиГ-29» может сверху нанести удар, плюс малая высота полета, разгонные характеристики и, конечно же, надежность.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов
u-96.livejournal.com

Также эксперт заявил, что знакомые с «МиГ-29» американские и канадские летчики отмечают, что российский самолет гораздо лучше пилотируется и в большей степени предназначен для боя, чем F-16. Поле боя. «Миг-17»: когда пушки сильнее ракет>>

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Смертельно опасный российский Су-35 против американского F-16: кто окажется победителем?

Истребитель F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол»), выпускаемый компанией Lockheed Martin в течение уже нескольких десятилетий, остается основой американских и союзнических военно-воздушных сил.

С годами этот самолет из легковесного бойца ближнего боя превратился в мощный многоцелевой истребитель, способный выполнять многочисленные задачи — от подавления вражеской противовоздушной обороны до завоевания превосходства в воздухе.

Хотя этот истребитель стоит на вооружении с 1980 года, F-16 с индексом «Viper» (Гадюка) продолжает совершенствоваться и еще в течение десятилетий будет оставаться на службе в военно-воздушных силах Соединенных Штатов и других стран. F-16 продолжает оставаться мощным истребителем, однако потенциальные противники ликвидировали отставание, и новейший российский истребитель «Сухой» Су-35 уже не уступает F-16, а по многим параметрам даже его превосходит.

Хотя Су-35 в большей степени является аналогом F-15 Eagle (Орел) компании Boeing, Россия продает по всему миру больше своих «Фланкеров», чем различных модификаций истребителя МиГ-29.

На самом деле, Военно-воздушные силы США обычно на таких своих крупных учениях как «Red Flag» (Красный флаг) или «Red Flag Alaska» (Красный флаг Аляска) используют на стороне «красных» агрессоров «Фланкеры» (обычно «Фланкер»-G), а не МиГ-29 или производных от него.

Это происходит потому, что различные модели тяжелого российского истребителя со спаренными двигателями являются наиболее вероятными воздушными противниками, с которыми могут встретиться американские пилоты.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов© AP Photo, Casper DalhoffИстребители F-16 на авиабазе Skydstrup в Ютландии, Дания

Су-35 не является наиболее распространенной версией «Фланкера», однако это наиболее продвинутая его модификация на сегодняшний день.

В умелых руках — при наличии хорошо подготовленных пилотов и поддержки с наземного пункта управления или с помощью самолетов дальнего обнаружения AWACS — Су-35 представляет собой исключительную угрозу для любого западного истребителя, за исключением F-22 Raptor.

Вероятно, с ним сможет потягаться и F-35 — если пилот сможет правильно использовать малозаметность, сенсоры и сетевые возможности, однако все будет зависеть от тактики и подготовки.

А что можно сказать о флоте рабочих лошадок, то есть об истребителе F-16? Он не получил самую последнюю модернизацию и не имеет радара с активной фазированной антенной решеткой (AESA), как у F-15C.

Кроме того, он не может запускать ракету AIM-120 на тех скоростях и с тех высот, что F-15. Но это и понятно — истребитель F-15 был создан для завоевания превосходства в воздухе.

Большая часть используемых в настоящее время самолетов F-16 вообще не имеют радара с активной фазированной антенной решеткой.

Находящиеся на вооружение Объединенных Арабских Эмиратов истребители F-16E/F оснащены радарами с активной фазированной антенной решеткой APG-80 — они обладают прекрасными характеристиками, — но речь в данном случае идет о небольшом количестве самолетов. Тогда как истребители F-16 Военно-воздушных сил США в настоящее время не имеют на своем борту радара с активной фазированной антенной решеткой, и в этом отношении они сильно уступают Су-35 и другим современным модификациям «Фланкера».

Руководство Военно-воздушных сил США прекрасно понимает, что подобная проблема существует.

Раньше предлагалось провести модернизацию около 300 истребителей F-16 по программе CAPES (Combat Avionics Programmed Extension Suite), однако она была отменена в результате бюджетного сокращения, известного как секвестирование.

Тем не менее, руководство Военно-воздушных сил исходит из того, что рано или поздно флот истребителей F-16 придется оснастить новыми радарами.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертовThe National Interest26.09.2016The National Interest22.09.2016Do Rzeczy19.08.2014Ранее в этом году Военно-воздушные силы Национальной гвардии США заявили о необходимости установки радаров с активной фазированной антенной решеткой на самолеты F-16, участвующие в операциях по защите территории страны. Эти радары необходимы для обнаружения крылатых ракет, а также других небольших по размеру и малозаметных объектов. Сами военно-воздушные силы тоже осознают наличие этой проблемы, и их руководство в марте запросило информацию о новом радаре для флота истребителей F-16. В том же месяце начальник штаба Военно-воздушных сил генерал Марк Уэлш (Mark Welsh), выступая перед членами Комитета по вооруженным силам Палаты представителей, сказал: «Мы должны разработать план модернизации и установки радара с активной фазированной антенной решеткой для всего флота».

Военно-воздушные силы США не используют F-16 как истребитель для достижения превосходства в воздухе — поражение воздушных целей является для них второстепенной задачей, однако радар с активной фазированной антенной решеткой необходим для того, чтобы этот заслуженный истребитель оставался в строю. С таким радаром F-16, возможно, будет в состоянии противостоять Су-35 на большой дистанции, однако в любом случае это будет для него вызовом.

На ближней дистанции все будет зависеть от навыков пилота, а также от характеристик ракет каждого самолета, управляемых с помощью системы обстрела целей с ненулевыми бортовыми углами. Появление таких ракет как Р-73 и AIM-9X превратили ближний бой в пределах прямой видимости в сценарий взаимного гарантированного уничтожения.

Случаи взаимного уничтожения нередко происходят в ходе тренировочных полетов.

Управление вектором тяги обеспечивает Су-35 преимущество на очень низких скоростях (следует учитывать, что низкая скорость означает низкое энергетическое состояние), однако это не является непреодолимой проблемой для опытного пилота F-16, если он (или она) хорошо знает, как полностью использовать возможности своего самолета.

В итоге следует сказать, что Су-35 и другие современные модификации «Фланкера» обладают исключительными возможностями.

Флот Пентагона, составленный из истребителей четвертого поколения, сегодня уже не имеет того значительного технологического преимущества, которым он обладал в прошлые годы.

Поэтому Соединенные Штаты должны как можно скорее инвестировать средства в производство истребителей следующего поколения для замены существующего флота.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В сша сравнили миг-29 с f-16

Оцифрованная авионика и новый топливный бак вдохнули в истребитель новую жизнь

МиГ-29СМТ, которые на Западе называют русскими F-16, еще послужат военным. Списывать в утиль их рано, тем более, что МиГ-35 пока слишком мало, чтобы заменить «двадцать девятые». Тем более, что модернизированный МиГ-29СМТ с двумя тоннами топлива в «горбе» и оцифрованной авионикой – это не то же самое, что и советский МиГ-29.

К таким выводам пришли авторы The National Interest, просмотрев видео с учений в Астраханской области, опубликованное на телеканале «Звезда».

Российские летчики отработали групповой авиаудар, уничтожив условные «джипы» международных террористов на полигоне Ашулук. Удары наносились поочередно одиночно, парой и звеном – из авиапушки и неуправляемыми ракетами С-13.

Затем летчики отработали элементы ближнего воздушного боя пара на пару и вернулись на аэродром.

По мнению американских военных экспертов, МиГ-29СМТ и МиГ-29М совершенно не выглядят устаревшими, в отличие от вышеупомянутых классических «двадцать девятых».

Конечно, для противостояния F-22 и F-35 это не лучший вариант – логичнее было бы задействовать Су-35С или Су-30СМ, однако для вот таких наземных ударов МиГ-29СМТ прекрасно подходит, как и легкий F-16.

Аналогично используют этот самолет ВВС США и Израиля.

Модернизированный российский самолет получил противокорабельные ракеты Х-29, Х-31 и Х-25. Кроме того, у него новая антенная решетка, хорошо подходящая для обнаружения наземных целей. Дальность у легкого истребителя увеличена с 1,5 до 2 тыс. км, что тоже немаловажно.

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертовКак считает NI, модернизированный «двадцать девятый», как и американский F-16, прекрасно подходит для наземных ударов, и МиГ-29СМТ – это до сих пор эффективный фронтовой истребитель. Другой вопрос, что США уже давно используют на своих F-16, а теперь и на F-35 самонаводящиеся ракеты и так называемые «планирующие бомбы», которые улетают от точки сброса на десятки километров. Но существенный минус таких боеприпасов – их «кусачая» цена, и как показал сирийский опыт, неуправляемые ракеты, как и обыкновенные фугасные авиабомбы, будут применяться еще долго.

Что касается МиГ-29, то эти машины до сих пор есть в составе эскадрилий, которые изображают противника в учебных боях, и американцы очень уважительно относятся к этим истребителям. Конечно, у «двадцать девятого» нет такого навороченного радара, как у F-35, но если дело дойдет до ближнего боя, МиГ-29 может обломать зубы любому американскому истребителю.

МиГ-29 показал себя лучше F-18 в бою против F-16

МиГ-29 против f-16: сравнение самолетов по техническим и боевым характеристикам, мнение экспертов
МиГ-29 в учебном бою с F-16 показал себя лучше, чем F-18 Hornet. Американских летчиков впечатлила маневренность МиГа на малых скоростях, а также система наведения на шлеме. Однако F-16 лучше поворачивают на больших скоростях, и на МиГ-29 «Фулкрум» хуже обзор.The Aviation Geek Club приводит впечатления американских пилотов 31-истребительного крыла с базы Авиано в северной Италии. Именно они в мае 1995 года в ходе учений НАТО встретились в учебном бою с МиГ-29 Люфтваффе. СССР продавал ГДР эти истребители.Капитан Майк Маккой сравнил бой с МиГ-29 с воздушным поединком с F-18 «Хорнет». Но «Фулкрум» оказался более приемистым, резким. Если в медленном бою «Хорнету» приходилось терять высоту, чтобы набрать скорость, МиГ-29 это было не нужно. Кроме того, у пилота «Фулкрума» перед собой своеобразный конус с углом в 45 градусов, внутри которого он может запустить Р-73 и уничтожить любой самолет.По словам Маккоя, каждый раз, когда он встречался нос к носу с МиГ-29, ему приходилось запускать ловушки, чтобы не попасть под Р-73. Но на больших скоростях «Фулкруму» становилось труднее.Аналогичной точки зрения придерживается и подполковник Гари Уэст, также пилотировавший F-16. Он отметил, что на скорости ниже 200 узлов МиГ-29 обладает поразительной точностью наведения, но если заставить русского разогнаться до 325 узлов, F-16 может сесть на хвост «Фулкруму». Но все равно МиГ-29 будет представлять угрозу благодаря «хитрому» шлему.А вот обзор в F-16 намного лучше. Летчики МиГ-29, которые полетали на «шестнадцатых», были поражены, что могли повернуться и увидеть хвост, двигатель. Пилоты F-16 сидят высоко и обзор у них лучше, что крайне важно в бою.

Также МиГ-29 не мог летать выше скорости звука с подвесным баком, но это мелочи. Американцев поразила способность МиГ-29 сражаться, условно говоря, в телефонной будке.

Перенос парада Победы не отменяет чествования ветеранов 9 мая 0

Решение отложить парад Победы и все торжественные мероприятия из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 далось руководству страны нелегко. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал сенатор Совфеда Сергей Цеков.

Киев в панике: коронавирус «выкосил» три роты ВСУ 0

В Вооруженных силах Украины продолжает возрастать число зараженных коронавирусной инфекцией военнослужащих. Сей факт вызывает обеспокоенность Киева и серьезно деморализует солдат.

России предсказывают бунты голодных мигрантов 0

Миллионы трудовых мигрантов, которые находятся в российских мегаполисах, потеряв работу из-за карантина, рискуют спровоцировать рост преступности. Уже сейчас нужно думать над формированием трудовых армий гастарбайтеров. Об этом в своем блоге пишет политолог Семен Уралов.

Вы склонили головы перед нацистами, как быдло! – телеведущая стыдит учителей Украины 0

Известная украинская телеведущая Снежана Егорова выступила с неожиданно смелым заявлением.

Укус «руки дающего»: лидер правящей партии Украины Арахамия оскорбил Китай 0

Распространение коронавируса на Украине могло привести к худшим последствиям, если бы не гумпомощь КНР. Однако это не удержало лидера фракции «Слуги народа» от резкого антикитайского высказывания, у которого может быть «второе дно».

Третья Мировая Война © 2009-2020

Чужие и похожие. В чем F-16 и МиГ-29 не уступают друг другу

МОСКВА, 17 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Популярный, легкий, универсальный и по-прежнему актуальный: 40 лет назад, 15 августа 1978-го, на вооружение ВВС США поступил многофункциональный истребитель четвертого поколения F-16. Всего к 2018 году построили более 4,5 тысячи самолетов этого типа.

По массовости «атакующий сокол», как уважительно прозвали машину летчики, — абсолютный мировой рекордсмен среди легких истребителей. А по летным и боевым возможностям F-16 на одном уровне с главными конкурентами — советскими и российскими фронтовыми истребителями МиГ-29.

О сходстве и различии этих проектов, реализованных практически одновременно, — в материале РИА Новости.

Вооруженный малый

В 1970-х, еще до принятия на вооружение тяжелого истребителя F-15 Eagle, в ВВС США поняли, что в дополнение к нему нужен более дешевый, простой и технологичный аппарат — легкий фронтовой истребитель для завоевания локального превосходства в воздухе. Свои проекты предложили пять американских компаний.

Пентагон остановился на разработке концерна General Dynamics, ранее создавшего двухместный тактический бомбардировщик F-111.

Летные испытания продолжались с 1975 по 1978 год. Первые образцы успешно прошли военную приемку, началось серийное производство. В F-16 удалось реализовать множество инновационных технологических решений.

Беспереплетный фонарь каплевидной формы обеспечивал летчику отличный обзор из кабины. Боковое расположение ручки управления самолетом (так называемого сайдстика) положительно сказалось на эргономике истребителя и удобстве его пилотирования.

Конструктивно самолет представляет собой моноплан, построенный по классической схеме, с одним двигателем в задней части и среднерасположенным крылом.

У истребителя четыре основных модификации — одноместный F-16A, спарка F-16B, а также их модернизированные варианты F-16C и F-16D соответственно. Два последних — наиболее распространенные образцы. Авиапарк одних только ВВС США насчитывает более тысячи F-16C/D.

Эти машины достигают скорости 2120 километров в час на высоте около 12 километров. Максимальный боевой радиус — 1760 километров, взлетная масса — до 22 тонн. Способны нести широкую номенклатуру вооружений — от свободно падающих бомб до противокорабельных ракет.

F-16 охраняли воздушное пространство 25 государств, принимали участие в десятках вооруженных конфликтов по всему миру, от гражданской войны в Ливане в 1981-м до военной операции США и их союзников в Сирии. Эти самолеты выполняли задачи завоевания превосходства в воздухе и использовались в качестве ударных машин. К началу 2017-го зарегистрировано свыше 650 инцидентов, которые привели к потере F-16. По утверждениям американской стороны, ни один истребитель этого класса не был потерян в воздушном бою. В то же время «атакующих соколов» неоднократно сбивали огнем с земли. К примеру, во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году американцы потеряли не менее шести самолетов в результате действий ПВО Ирака.

Равные противники

В ответ на появление легких истребителей четвертого поколения в странах НАТО Советский Союз 6 октября 1977-го поднял в воздух первый МиГ-29. Главное предназначение этого самолета — завоевание локального превосходства в воздухе на относительно небольшом участке фронта. Дальние рейды и свободная охота — задача более тяжелых Су-27 и их многочисленных модификаций.

МиГ-29 же действует в тесной привязке к земле — защищает от авиации пехоту и бронетехнику, прикрывает тыловые объекты, противодействует воздушной разведке противника. Легкие истребители, как правило, базируются почти у линии фронта, зачастую на малоподготовленных и не самых комфортных аэродромах. Поэтому МиГ-29 создавался как неприхотливый и исключительно надежный самолет.

Истребитель выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесенными двигателями. «Двадцать девятый» — очень шустрая машина. Два двигателя РД-33 выдают тягу на форсаже в 17 тысяч килограмм-сил, которых 15-тонной машине хватает с избытком.

Истребитель разгоняется до 2450 километров в час на высоте — это лучше показателей F-16. Благодаря большей скороподъемности российский самолет превосходит американский в ближнем воздушном бою в вертикальной плоскости, и в целом он более маневренный.

Зато проекция «атакующего сокола» под некоторыми углами обзора почти на треть меньше, чем у МиГ-29, а значит, F-16 сложнее обнаружить визуально.

Вместе с тем F-16 значительно проще и комфортнее в пилотировании, чем первые МиГ-29. Этого удалось добиться благодаря использованию электродистанционной системы управления. Легкие истребители советской постройки летали, напомним, на «механике». Западным летчикам, которым после распада СССР довелось поднять в воздух МиГ-29, самолет показался более тяжелым, жестким и требующим значительных физических усилий в управлении. Те же, кто справился с российским истребителем и в полной мере освоил его летные возможности, на восторженные эпитеты не скупились.

«Я поражен управляемостью этой машины, особенно ее способностью изменять ориентацию в полете, — признавался канадский летчик Боб Уэйд, одним из первых западных пилотов опробовавший МиГ-29 в деле.

 — Это истребитель с потрясающей маневренностью. Мне не дозволено сравнивать русский самолет с какими-то конкретными западными образцами.

Но могу совершенно точно сказать, что по летным характеристикам он ни в чем не уступает западным аналогам, а в чем-то даже их превосходит».

Самолеты будущего

Оба самолета постоянно модернизируются. Последним потомком «двадцать девятого» стал многофункциональный МиГ-35С, впервые представленный на авиакосмическом салоне МАКС-2017.

По сути, это уже принципиально новая машина, на которой установлены РЛС «Жук-А» с активной фазированной решеткой (станция отслеживает до 30 воздушных целей на удалении до 200 километров); трехканальная электроннодистанционная система управления (ранние МиГ-29 летали на «механике»); усовершенствованные двигатели РД-33МК с управляемым вектором тяги; встроенная и контейнерная оптико-локационные станции; пилот снабжен нашлемной системой целеуказания и прицеливания. Увеличены боевая нагрузка, запас топлива, ресурс двигателей, а стоимость летного часа при этом уменьшена в 2,5 раза.

Последнюю версию своего легкого истребителя американцы впервые испытали в октябре 2015-го. Самолет получил обозначение F-16V, или Viper («Гадюка»).

Машина оборудована новейшим радаром с активной фазированной решеткой, новой приборной панелью, комплексом радиоэлектронной борьбы, обновленной системой управления огнем, нашлемной системой целеуказания.

Ряд стран уже изъявил желание модернизировать собственный флот F-16C и F-16D до этой версии.

Многие эксперты оценивают F-16 и МиГ-29 как в целом равнозначные машины. Конечно, различия есть, но они не так велики, чтобы их нельзя было компенсировать высоким уровнем мастерства летчиков. Оба самолета воевали в разных частях света и хорошо показали себя в многочисленных вооруженных конфликтах. А их самые последние модификации прослужат еще не одно десятилетие.

Кто «круче»: МиГ-29 и Су-27 против F-35 — МК

Американские аналитики считают, что советские истребители лучше. Наши эксперты более осторожны в оценках

В августовской публикации организации National Security Network появился доклад американского аналитика Билла Френч, под названием «Гром без молнии: высокая стоимость и ограниченная выгода программы разработки F-35».

Основные выводы этого документа — по техническим показателям F-35 «проигрывает уже задействованным истребителям четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, разработанным в России (на самом деле в СССР) и используемым ВВС во всем мире».

По мнению автора, F-35 значительно уступает Су-27 и МиГ-29 в нагрузке на крыло (исключение — F35C), околозвукового ускорения и тяговооруженности (отношению тяги к весу воздушного судна). Кроме того, добавляет он, все модели F-35 обладают значительно более низкими по сравнению с разработанными в СССР самолетами максимальными скоростями.

Автор отмечает, что моделирование воздушного боя рисует еще более мрачную картину.

Так, в 2009 году аналитики ВВС США и компании Lockheed Martin, которая занимается разработкой нового американского истребителя, отметили, что несмотря на превосходство F-35 в стелс-технологиях и бортовой электроники, по сравнению с Су-27 и МиГ-29 можно ожидать соотношения потерь 3:1. То есть на каждый уничтоженный Су-27 или МиГ-29 придется три уничтоженных F-35.

Френч также сравнил F-35 с уже эксплуатируемыми американскими самолетами и отметил, что он «лишь немногим лучше» истребителей F-16, F-18, а также самолетов «Харриер-2», на смену которым он должен прийти.

Российские эксперты в целом согласны с выводами, изложенными в докладе однако считают, что эти данные могут содержать ошибки.

Ведь выводы, основанные основанные на использовании тренажеров, и простое сравнение тактико-технических характеристик часто бывают ошибочными. Воздушных боев между российскими и американскими самолетами в реальной жизни за последние десятилетия не происходило, а сравнить их боевые качества может только учебный бой.

— Совершенно очевидно что мы на момент распада Советского союза создали наверное самые современные самолеты четвертого поколения Су-27, Миг-29, Су-30 и в течение 90-х годов довели их практически до совершенства, рассказал «МК» военный эксперт директор центра анализа стратегий и технологий.

— Однако справедливости ради необходимо заметить, что самолет это не вещь в себе это не одинокий охотник, а боевой комплекс завязанный на землю, на возможность нанесения ударов с помощью высокоточного оружия с космическим наведением, со стелс-технологиями. И в этом у нас пока конечно проблемы.

Американцы в этом аспекте пока занимают лидирующие позиции. Мир не стоит на месте и если мы не будем развивать самолеты следующего поколения, то свои позиции в мире мы быстро потеряем.

Наши самолеты (Су-27, Миг-29, Су-35) сейчас являются достойным соперником американским истребителям и по многим параметрам их превосходят, но смогут ли те самолеты, которые придут им на смену «бросить вызов» американским Ф-35 и Ф-22, покажет только время.

Информация о превосходстве российских истребителей над американскими появлялась неоднократно. К примеру в прошлом году журнал National Interest писал, что новый истребитель пятого поколения «Сухой» Т-50 ПАК ФА – это серьёзный вызов американским аналогам F-22 Raptor и F-35.

В материале говорится, что в некоторых аспектах российский самолёт даже превосходит американские истребители., например, в манёвренности и в плане аэродинамической конструкции.

Военные эксперты отметили, что Т-50 скорее предназначен для завоевания господства в воздухе, как F-22, чем для роли многоцелевого истребителя, как F-35.

Он должен летать высоко и быстро, чтобы придать максимум энергии при запуске дальнобойных ракет «воздух-воздух», комментирует обозреватель.

Российский истребитель, как ожидается, сможет лететь на сверхзвуковой скорости в течение долгого времени.

В отличие от американских истребителей пятого поколения,Т-50 ПАК ФА делает упор не на «невидимости», а на манёвренности.

Однако есть и прямо противоположное мнение. К примеру американский военно-информационный портал Strategypage, в 2005 году опубликовал результаты исследования ныне расформированного британского Агентства военных исследований и оценок.

В ходе анализа эксперты попытались установить, сколько Су-35 (глубоко модернизированная версия истребителя Су-27 поколения 4++), будет уничтожено в ходе воздушного боя с некоторыми западными самолетами, включая проектируемый (на тот момент) американский истребитель пятого поколения F-22.

В ходе анализа на авиационные симуляторах, имитирующие тактико-технические характеристики машин, выяснилось что на один сбитый американский истребитель придется более десяти Су-35.

Кто «круче»: МиГ-29 и Су-27 против F-35

Истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, разработанные еще в Советском союзе, превосходят по техническим показателям новейший американский истребитель пятого поколения F-35. Такие данные приводит фонд из США «Система национальной безопасности» (National Security Network).

Российские эксперты более осторожны в оценках и считают, что боевые характеристики самолетов можно сравнить только в реальных условиях, к примеру в учебном бою.

Сравнение же тактико-технических характеристик этих машин и проведение боев на симуляторах не дает полной картины слабых и сильных сторон обеих машин.

В августовской публикации организации National Security Network появился доклад американского аналитика Билла Френч, под названием «Гром без молнии: высокая стоимость и ограниченная выгода программы разработки F-35».

Основные выводы этого документа — по техническим показателям F-35 «проигрывает уже задействованным истребителям четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, разработанным в России (на самом деле в СССР) и используемым ВВС во всем мире».

По мнению автора, F-35 значительно уступает Су-27 и МиГ-29 в нагрузке на крыло (исключение — F35C), околозвукового ускорения и тяговооруженности (отношению тяги к весу воздушного судна). Кроме того, добавляет он, все модели F-35 обладают значительно более низкими по сравнению с разработанными в СССР самолетами максимальными скоростями.

Автор отмечает, что моделирование воздушного боя рисует еще более мрачную картину.

Так, в 2009 году аналитики ВВС США и компании Lockheed Martin, которая занимается разработкой нового американского истребителя, отметили, что несмотря на превосходство F-35 в стелс-технологиях и бортовой электроники, по сравнению с Су-27 и МиГ-29 можно ожидать соотношения потерь 3:1. То есть на каждый уничтоженный Су-27 или МиГ-29 придется три уничтоженных F-35.

Френч также сравнил F-35 с уже эксплуатируемыми американскими самолетами и отметил, что он «лишь немногим лучше» истребителей F-16, F-18, а также самолетов «Харриер-2», на смену которым он должен прийти.

Российские эксперты в целом согласны с выводами, изложенными в докладе однако считают, что эти данные могут содержать ошибки.

Ведь выводы, основанные основанные на использовании тренажеров, и простое сравнение тактико-технических характеристик часто бывают ошибочными. Воздушных боев между российскими и американскими самолетами в реальной жизни за последние десятилетия не происходило, а сравнить их боевые качества может только учебный бой.

— Совершенно очевидно что мы на момент распада Советского союза создали наверное самые современные самолеты четвертого поколения Су-27, Миг-29, Су-30 и в течение 90-х годов довели их практически до совершенства, рассказал «МК» военный эксперт директор центра анализа стратегий и технологий.

 — Однако справедливости ради необходимо заметить, что самолет это не вещь в себе это не одинокий охотник, а боевой комплекс завязанный на землю, на возможность нанесения ударов с помощью высокоточного оружия с космическим наведением, со стелс-технологиями. И в этом у нас пока конечно проблемы.

Американцы в этом аспекте пока занимают лидирующие позиции. Мир не стоит на месте и если мы не будем развивать самолеты следующего поколения, то свои позиции в мире мы быстро потеряем.

Наши самолеты (Су-27, Миг-29, Су-35) сейчас являются достойным соперником американским истребителям и по многим параметрам их превосходят, но смогут ли те самолеты, которые придут им на смену «бросить вызов» американским Ф-35 и Ф-22, покажет только время.

Информация о превосходстве российских истребителей над американскими появлялась неоднократно. К примеру в прошлом году журнал National Interest писал, что новый истребитель пятого поколения «Сухой» Т-50 ПАК ФА — это серьёзный вызов американским аналогам F-22 Raptor и F-35.

В материале говорится, что в некоторых аспектах российский самолёт даже превосходит американские истребители., например, в манёвренности и в плане аэродинамической конструкции.

Военные эксперты отметили, что Т-50 скорее предназначен для завоевания господства в воздухе, как F-22, чем для роли многоцелевого истребителя, как F-35.

Он должен летать высоко и быстро, чтобы придать максимум энергии при запуске дальнобойных ракет «воздух-воздух», комментирует обозреватель.

Российский истребитель, как ожидается, сможет лететь на сверхзвуковой скорости в течение долгого времени.

В отличие от американских истребителей пятого поколения, Т-50 ПАК ФА делает упор не на «невидимости», а на манёвренности.

Однако есть и прямо противоположное мнение. К примеру американский военно-информационный портал Strategypage, в 2005 году опубликовал результаты исследования ныне расформированного британского Агентства военных исследований и оценок.

В ходе анализа эксперты попытались установить, сколько Су-35 (глубоко модернизированная версия истребителя Су-27 поколения 4++), будет уничтожено в ходе воздушного боя с некоторыми западными самолетами, включая проектируемый (на тот момент) американский истребитель пятого поколения F-22.

В ходе анализа на авиационные симуляторах, имитирующие тактико-технические характеристики машин, выяснилось что на один сбитый американский истребитель придется более десяти Су-35.

Это неполный текст новости

МиГ-29 и зарубежные аналоги

МиГ-29 прошел фактически ту же эволюцию, что и зарубежные истребители четвертого поколения, включая F-16 «Фолкон» («Сокол») компании «Дженерал Дайне-микс». Когда МиГ-29 приняли на вооружение, наиболее близким аналогом ему был F-16C Block 25 «Файтинг Фолкон». Его первый полет состоялся 14 декабря 1982 года, и с июля 1984-го он выпускался серийно.

Но, прежде чем перейти к сравнению отечественного и американского истребителей, следует сказать, что появление однодвига-тельного «Сокола» во многом обязано советскому МиГ-21, прекрасно зарекомендовавшему себя в небе Вьетнама.

Военные, разрабатывая требования к F-16, видели в нем прежде всего самолет воздушного боя, способный выходить победителем, что называется, в «собачьей свалке», когда в воздухе порой невозможно разобрать, где свои, а где чужие.

И конструкторы «Дженерал Дай-немикс» успешно решили поставленную задачу.

F-16 постоянно совершенствуется, став полноценным многоцелевым истребителем.

С точки зрения многофункциональности F-16C Block 25 недалеко ушел от первого серийного образца, но на машине F-16C Block 30 удалось существенно расширить память бортовых компьютеров и ввести в состав вооружения противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и новые УР класса «воздух — воздух» AIM-120 AMRAAM с дальностью пуска 50—70 км (скорость соответствует числу М=4). Этот самолет взлетел в июне 1986 года, когда советские ВВС осваивали первый серийный экземпляр МиГ-29.

F-16C Block 30 комплектовался новой многорежимной импульсно-доплеровской РЛС APG-68 фирмы «Вестингауз» с плоской антенной решеткой, работавшей в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

РЛС на самолет! F-16C позволяла одновременно сопровождать до десяти целей, а атаковать — четыре, в то время как станция на МиГ-29 варианта «Б» позволяла производить атаку лишь по одной цели.

Дальность действия РЛС APG-68 при сканировании наземных целей возросла до 85 км.

Тогда же на самолете установили новую систему управления вооружением, включавшую инфракрасную систему обзора передней полусферы.

Кроме этого, на борту имелись аппаратура слепой посадки AN/ARN-108, радионавигационная система TACAN AN/FRN-118, система предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-74, два контейнера с оборудованием маловысотной прицельно-навигационной системы LANTIRN, приемопередатчик системы опознавания AN/APX-101, аппаратура засекреченной связи KIT-1A/TSEC, шумовых и дезориентирующих помех AN/ALQ-165 и прочее.

Вооружение помимо встроенной пушки калибра 30 мм с боезапасом 515 патронов и скорострельностью 6000 выстрелов в минуту располагалось на девяти внешних узлах подвески.

Более низкая скорострельность орудия МиГ-29 отчасти компенсируется большим калибром и высокой точностью прицеливания. По оценкам специалистов, этого было вполне достаточно для победы в ближнем воздушном бою.

Дело в том, что на МиГ-29 при прицеливании, для измерения угловых координат цели используется теп-лопеленгатор, а дальности — лазерный дальномер квантовой оптико-локационной станции (КОЛС).

Реализованный на базе этих систем несинхронный метод стрельбы в условиях маневренного боя используется как при стрельбе по визуально видимым, так и не видимым целям. Высокая точность прицеливания позволяет поражать цели короткой очередью (5—7 снарядов).

Ракетное вооружение F-16С включало УР A1M-9J/L «Сайдуиндер». С середины 1970-х по инициативе компании «Дженерал Дайне-микс» на опытном экземпляре YF-16 начались испытания УР «Спэрроу» класса «воздух — воздух» большой дальности, к которой заказчик по-начат у не проявлял особого интереса.

В варианте истребителя-бомбардировщика самолет мог нести на четырех крыльевых узлах УР, контейнеры с осветительными бомбами, обычные бомбы калибра до 907 кг.

Как известно, в воздушном бою побеждает тот, кто первый обнаружит противника и первый применит оружие, причем на большей дистанции.

Возможности импульсно-доплеровской РЛС НО 19 были вначале гораздо ниже по сравнению с APG-68, поскольку дальность обнаружения целей в свободном пространстве не превышала 70 км, а на фоне земной поверхности — 40 км.

Да и, как сказано выше, МиГ-29 мог одновременно стрелять лишь по одной цели, a F-16C — по четырем.

Одним из важнейших параметров военного самолета сегодня является эффективная поверхность рассеивания радиоволн. Чем она ниже, тем на меньшей дистанции обнаруживается цель с помощью бортовой РЛС. К сожалению, достоверных данных (кроме рекламных) по МиГ-29 и F-16 (причем с вооружением на внешних подвесках) до сих пор не опубликовано, что не позволяет провести полноценный анализ.

У первых серийных F-16C возможности управляемых ракет средней дальности AIM-9L «Сайдуиндер» (с инфракрасной все-ракурсной ГСН) и малой дальности «Ма-жик» были ниже и ни в какое сравнение с отечественными УР Р-27 и Р-73 не шли.

Так, AIM-9L при стартовом весе около 85 кг в зависимости от условий пуска имела дальность 10—18 км (скорость соответствовала числу М=2,5). Что касается «Мажика», то дальность ее пуска колебалась от 2,5 км на малых высотах до 7—8 км — на высоте 18 км.

Обе ракеты комплектовались осколочно-фугас-ными боевыми частями весом 10 и 12,5 кг соответственно.

На МиГ-29 же могли применяться ракеты средней дальности с тепловой ГСН Р-27Т и ее энергетический вариант Р-27ТЭ с максимальной дальностью пуска 72 и 120 км соответственно, а также Р-27Р и Р-27РЭ с полуактивной радиолокационной ГСН и дальностью пуска от 0,5 до 80 и 130 км соответственно. При этом боевая часть Р-27 была тяжелее американской изделий почти в четыре раза.

Что касается УР Р-73, то ее данные (за исключением веса боевой части, около 8 кг) были выше, чем у «Мажика».

Расчеты показывали, что в ближнем бою МиГ-29С благодаря лучшей маневренности и более совершенным ракетам Р-73 с инфракрасной ГСН, скорострельной крупнокалиберной пушке и высокоточному прицелу в совокупности с высокоэффективной системой управления оружием превосходил F-16C примерно на 15% и более чем на 40% — «Мираж» 2000-5.

  • В дальнем воздушном бою отечественный истребитель по сравнению с F-16C Block 25 обладал неоспоримым преимуществом благодаря ракетам Р-27 и был почти на 20% эффективнее «Миража» 2000-5, вооруженного ракетами «Cynep»530D компании «Матра».
  • Недостатками же МиГ-29 считались низкая боевая нагрузка и невозможность применения по наземным целям высокоточного оружия, но эта задача в начале разработки истребителя, как, впрочем, и F-16, и не ставилась.
  • После доработок МиГ-29С под высокоманевренные ракеты РВВ-АЕ с активной радиолокационной ГСН и оснащения его модернизированной системой управления вооружением истребитель может одновременно обстреливать две цели ракетами средней дальности РВВ-АЕ с дистанцией пуска до 100 км и Р-27 разных вариантов.

Судя по опубликованным данным, угловая скорость разворота «МиГа» выше, чем у зарубежных аналогов, что связано с меньшей удельной нагрузкой на крыло. Что касается вертикального маневра, то, учитывая практически равную тяговооруженность обеих машин при нормальном взлетном весе, преимущество будет на стороне истребителя, имеющего к началу боя меньший вес.

Нередко можно услышать, что одним из главных недостатков МиГ-29 являются «прожорливые» двигатели РД-33, к тому же с низким ресурсом.

Но если внимательно присмотреться, то обнаружится, что удельные расходы топлива РД-33 ниже, чем у зарубежных машин, или, по крайней мере, не уступают им.

Например, удельный расход топлива РД-33 на режиме максимального форсажа составляет 2,03, а на максимале — 0,77 кг/кгс в час. А у двигателя М53-Р20 самолета «Мираж 2000-5» — соответственно 2,08 и 0,89 кг/кгс.ч.

Правда, из-за большей располагаемой тяги расход топлива у МиГ-29 несколько выше, что и привело к меньшей дальности, по сравнению с F-16C. Свою лепту в снижение дальности полета внесло и низкое качество обшивки планера серийных машин, плохо обработанные стыки снижают аэродинамическое сопротивление и как следствие — дальность.

Высокая надежность МиГ-29 в значительной степени определяется не только необходимыми запасами газодинамической устойчивости РД-33, но и, как уже говорилось, двухдвигательной схемой, при которой отказ одного из ТРДДФ, как правило, не приводит к тяжелому летному происшествию.

Достаточно сказать, что количество летных происшествий на 100 ООО часов налета самолета у двухдвигательного «МиГа» в середине 1990-х было почти в два раза ниже, чем у однодвигательного «американца».

А о количестве летных происшествий по конструктивно-производственным недостаткам и говорить не приходится, естественно, при своевременной замене выработавших свой ресурс готовых изделий и отказа от использования контрафактной продукции.

МиГ-29, как и любой другой вид техники, постоянно совершенствуется, причем во всех направлениях: силовая установка, оборудование, вооружение, планер и прочее. Правда, темпы этого совершенствования раза в три ниже, чем у американцев.

Как уже говорилось, в 1998 году был создан многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ поколения «4+». Наиболее близкими аналогами этой машины можно считать модернизированный F-16C Block 50, французские «Мираж» 2000-5 и «Рафаль», а также шведский JAS39 «Грипен», причем последние два специалисты относят к самолетам 5-го поколения, хотя все это условно, поскольку критериев не существует.

F-16C Block 50 получил усовершенствованную РЛС APG-68(V)5, дальность обнаружения воздушных и надводных целей которой, судя по опубликованным данным, заметно превышает аналогичные параметры отечественной РЛС «Жук». На самолете имеется система огибания рельефа местности DTS, блок передачи данных о воздушной обстановке DTU, модем для обмена навигационными данными IDM со спутниками системы GPS, центральный компьютер.

В состав вооружения входят ракеты класса «воздух — воздух» AIM-7F «Спэрроу» (аналог отечественной Р-27) и, AIM-120 AMRAAM, а также класса «воздух — земля» AGM-65 «Мейврик», противорадиолока-ционная AGM-88 HARM, противокорабельная AGM-84 «Гарпун», управляемое и неуправляемое бомбовое вооружение. Хотя боевой потенциал F-16 существенно возрос, МиГ-29СМТ по-прежнему остается серьезным соперником.

Как рассказывал летчик-испытатель В.Е. Меницкий, в то время шеф-пилот ОКБ, участник авиасалона «Фарнборо-1988», «когда пошли совместные тренировки, то все стало на свои места. Верхние точки петель у нас ниже метров на сто, чем у F-16 и «Рафаля». «Мираж» 2000 — даже сравнивать нельзя.

По времени виража «Рафаль» явно уступает, еще больше «Мираж» 2000 и F-18, a F-16 очень близок, проигрывает всего 0,8—1,5 секунды. Радиусы фигур у нас поменьше, и специалисты это зафиксировали. Преимущества МиГ-29 были заметны и на взлете — наша машина взлетала быстрее и раньше переходила в набор высоты.

«Рафаль» и «Мираж» 2000 демонстрировали несколько большие угловые скорости крена, но на больших углах атаки и на так называемых «спецбочках» этого преимущества у них не было».

Таблица № 4. Основные данные истребителей 4-го поколения
Тип самолета МиГ-29 F-16A F-16C
вариант «Б»
Тип двигателя РД-33 F100-PW-200 F100-PW-220
Взлетная тяга, кгс
максимальная 2×5040 6576 (6654)
на форсаже 2×8300 11 338 (11 810) 12 520
Размах крыла, м 11,36 9,4581 9,45
Длина самолета, м 17.3291 15,03 15,03
Высота самолета, м 4,73 5,09 5,09
Площадь крыла, м2 38.0561' 27,87 27,87
Вес пустого, кг 10 900 6607(7070) 8316
Вес топлива, кг (л)
нормальный/с ПТБ 3800/6380 3162(3105)/— 3162/6228
Вес боевой нагрузки, кг 2000 5443
Взлетный вес, кг
нормальный 15 000 9790
перегрузочный 18 000 16 057 19 187
Тяговооруженность31 1,1 1,29 1,09
Удельная нагрузка
на крыло, кг/м2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *