F-22 в прицеле су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой

Авиация всегда будоражила умы людей, а боевые истребители по праву считались венцом её развития.

Сейчас, когда в мире вновь неспокойно, а многие политики всё чаще употребляют выражение «Вторая холодная война», интересно сравнить арсеналы потенциальных «друзей».

Модное выражение «изделие пятого поколения» впервые появилось в боевой авиации. Давайте попробуем разобраться, что оно означает.

На самом деле термину уже очень много лет. Впервые военные и конструкторы СССР и США задумались о таком истребителе ещё в самом начале 1980-х годов. Основными признаками такого самолёта стали так называемые три «С»:

  • сверхманёвренность;
  • сверхмалая заметность;
  • сверхзвуковой полёт.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой

Программы по созданию истребителей 5-го поколения практически одновременно стартовали в США и СССР. Ожидалось, что уже в 1990-е годы истребители поступят на вооружение военно-воздушных сил.

Однако Советский Союз распался, и в 2000 году из-за отсутствия финансирования программа многофункционального фронтового истребителя (1.42) была заморожена и прекращена. Единственный построенный лётный образец –«изделие 1.

44» – совершил всего два полёта и был законсервирован.

Параллельно в СССР, а затем в России велись работы над другим экспериментальным самолётом с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» (по кодификации НАТО – Firkin).

Истребитель планировалось оснастить самыми современными комплексами: бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) повышенной дальности обнаружения, РЛС заднего обзора, оптико-электронным комплексом, широкой номенклатурой вооружения для выполнения функций воздушного перехвата, поражения морских и наземных целей.

С-37, также как и МиГ-1.44, оснащался двигателями АЛ-41Ф. Программа «Беркута» также не вышла дальше опытного образца, но послужила летающей платформой для проектирования нового самолёта 5-го поколения.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Истребитель F-22А

Тем временем США удалось серьёзно опередить российских разработчиков. В рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) к 1990 году уже были готовы первые прототипы новых истребителей, создававшихся на конкурсной основе.

По итогам тендера, в котором участвовали две пары прототипов, победителем стал проект компании Lockheed (ныне Lockheed Martin), в серии получивший обозначение F-22 Raptor.

Контракт на производство двигателей был заключён с компанией «Pratt&Whitney», разработавшей изделие F119-PW-100.

Изначально планировалось построить девять предсерийных одноместных F-22A и два двухместных F-22B (от последних позже отказались). Во время лётных испытаний в 1992 году опытный образец потерпел катастрофу в ходе посадки на авиабазе Эдвардс.

После этого в течение пяти лет в конструкцию истребителя вносились серьёзные изменения. Самолёт в окончательном облике был спроектирован к 1995 году, в середине которого началась сборка опытной машины, совершившей первый полёт 7 сентября 1997 года.

Серийное производство «Рэпторов» началось в 2000 году, однако на вооружение ВВС США они стали поступать только спустя три года.

Дорогой и очень секретный

Программа F-22 оказалась одной из самой дорогостоящих в истории авиации.

По оценкам специалистов, разработка и серийное производство значительно сокращённого количества самолётов (187 вместо изначально планировавшихся к закупке 750) составили 62 миллиарда долларов, или около 339 миллионов в расчёте на 1 серийный истребитель. В настоящий момент серийное производство самолётов завершено, и они состоят на вооружении 8 авиакрыльев ВВС США.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Сборочная линия F-22А (на текущий момент производство прекращено)

На сегодняшний день F-22А Raptor является единственным в мире серийным истребителем 5-го поколения, в котором реализованы перечисленные выше основные признаки самолётов этого типа. Кроме того, он характеризуется высокой автоматизацией процессов пилотирования, навигации, обнаружения цели и применения вооружения.

Самолёт оснащён бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77.

Основное вооружение размещается в трёх внутренних отсеках – 6 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (от 50 до 100 км) в центральном подфюзеляжном отсеке и 2 ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder (до 30 км) в двух боковых отсеках.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Пуск авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM

Кроме того, машина имеет четыре точки подвеса под крыльями, которые могут использоваться для размещения внешних топливных баков и авиационных ракет. Однако данные варианты вооружения резко увеличивают заметность самолёта и значительно снижают его манёвренные качества.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Истребитель F-22А с открытыми отсеками вооружений

Облик F-22 сформировался ещё в годы холодной войны: его приоритетной задачей было завоевание превосходства в воздухе. Однако борьба с наземными целями и участие в локальных конфликтах стран третьего мира в число задач «Рэптора» тогда не входили.

Применять на нём высокоточные боеприпасы типа JDAM начали только в 2005 году.

В 2012 году ВВС США получило первый модернизированный самолёт F-22, обладавший улучшенными возможностями борьбы с наземными целями и вооружённый управляемыми бомбами малого калибра GBU-29 SDB (Small Diameter Bomb).

Кроме того, в настоящее время он не способен применять новейшие модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух»: малой дальности AIM-9X Sidewinder и средней дальности AIM-120 DAMRAAM (дальность поражения до 180 км). Эти типы ракет будут доступны для вооружения F-22 начиная с 2015 и 2018 годов соответственно.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Отработка применения авиационных ракет малой дальности AIM-9X

Учитывая секретность технологий, используемых в программе F-22, США долгое время не разрешали размещение истребителей за пределами страны. Только в 2007 году они впервые стали базироваться за рубежом – на острове Окинава (Япония).

В 2014 году «японские» самолёты участвовали в учениях с Королевскими ВВС Малайзии, в составе которых находятся многофункциональные истребители поколения 4++ российского производства Су-30 МКМ (по кодификации НАТО – Flanker-C).

В 2007 году истребители впервые осуществили перехват пары российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear) у берегов Аляски.

Размещать F-22 на американских авиабазах на Ближнем Востоке сначала отказались. Однако уже в 2009 году самолёты появились в ОАЭ на базе AlDhafra. Сообщается, что в марте 2013 года истребитель перехватил иранский F-4 Phantom II, который, в свою очередь, пытался перехватить ударный БПЛА MQ-1 Predator, летевший вдоль побережья.

По сообщениям прессы, только в сентябре 2014 года США приняли решение использовать F-22 для нанесения ударов по наземным позициям боевиков Исламского государства, расположенным на территории Сирии. В ходе этого рейда истребители примененили 1000-футовые бомбы, корректируемые по сигналам GPS.

Однако применение столь дорогих самолётов в борьбе с повстанцами власти США сочли нецелесообразным.

Что же в России?

Как уже говорилось, по ряду причин (и в первую очередь в связи с распадом СССР) в России разработка истребителя 5-го поколения шла значительно медленнее. Однако это дало возможность переосмыслить цели и задачи программы, ведь 1990-е и 2000-е годы не прошли даром для российской авиационной промышленности.

В этот период появились очень удачные многофункциональные истребители промежуточного поколения – 4++ Су-30МК (по кодификации НАТО – Flanker-C) в различных версиях. Они стали хитами экспортных поставок по всему миру и составляют основу ВВС Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии и других стран.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Су-35С (по кодификации НАТО – Flanker-Е+)

Как оказалось, залог успеха в современной авиации – это подходящая аэродинамическая платформа и современные бортовые РЛС вкупе с пилотажно-навигационными комплексами, а также мощные реактивные двигатели с всеракурсным изменением вектора тяги и широкой номенклатурой применяемого вооружения всех классов. Дальнейшим развитием этого направления стало появление истребителя Су-35С (по кодификации НАТО –Flanker-Е+), который создавался в интересах российских ВВС и должен быть основным многофункциональным истребителем до появления серийных самолётов 5-го поколения.

Долгострой сдвинулся с мертвой точки

Приняв во внимание сложные экономические условия, а также опыт и затраты США на создание F-22, Россия решила разрабатывать истребитель среднего класса – по своей размерности он должен был оказаться между лёгким МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum) и тяжёлым Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker).

При этом отечественный истребитель должен превосходить все западные аналоги и обеспечивать разнообразие возможностей боевого применения. На основании этих требований в 2001 году был объявлен тендер на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

Конкурс выиграла компания «Сухой» с проектом Т-50.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Первый полёт Т-50–1. Фото АХК «Сухой»

Постройка опытных образцов и подготовка серийного производства велась на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Свой первый полёт опытный Т-50 совершил в январе 2010 года. В настоящее время на испытаниях уже находятся 5 образцов.

В 2014 году начались государственные испытания истребителя на полигоне Министерства обороны в Ахтубинске, где одновременно с лётчиками-испытателями к освоению машины приступили военные.

По данным компании «Сухой», в рамках предварительных испытаний Т-50 были проведены оценки аэродинамических характеристик, показателей устойчивости и управляемости, динамической прочности, а также проверка функционирования комплекса бортового оборудования и систем самолёта.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Полёт пары Т-50. Фото АХК «Сухой»

  • С лета 2012 года на двух самолётах проводятся испытания новейшей бортовой радиолокационной системы с АФАР, а также перспективного оптико-электронного комплекса обнаружения.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Опытный образец бортовой РЛС с АФАР на авиашоу МАКС-2009

Уже отрабатываются дозаправка самолёта в воздухе и режим сверхманёвренности. В качестве основного двигателя для Т-50 планируется использовать новое изделие «117», которое будет обладать более высокими характеристиками, чем созданный ранее двигатель АЛ-41Ф.

Двигатель АЛ-41Ф1

В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения с самого начала будет многофункциональным. На Т-50 в бортовую РЛС будет интегрирована оптико-электронная система, которой до сих пор нет на американском аналоге. На Т-50 планируется гораздо более широкая номенклатура средств поражения.

В качестве оружия воздушного боя Т-50 будет нести несколько ракет РВВ (по кодификации НАТО – AA-12 Adder) в модификациях малой, средней и большой дальности. Причём последняя способна поражать вражеские самолёты на расстоянии до 200 км – по крайней мере, об этом сообщают рекламные материалы на МАКС-2013.

Аналогов ей в мире сегодня не существует.

Авиационная ракета большой дальности РВВ-БД

На выставках демонстрировались и ракеты класса «воздух-земля», которыми может быть вооружён новый истребитель. Одной из подобных, возможно, станет новая авиационная ракета Х-38МЭ (по кодификации НАТО – AA-11 Archer).

Она спроектирована по модульному принципу, который позволяет использовать разные комбинированные системы наведения. Последние могут включать в себя инерциальную систему и варианты конечного точного наведения – на основе головок самонаведения (лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа) или спутниковой навигации.

В зависимости от модификации ракета оснащается осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боевой частью.

Ожидается, что первые серийные истребители Т-50 начнут поступать на вооружение российских ВВС уже в 2016 году, а до 2020 года их количество возрастёт до 55 единиц.

Полёт трёх Т-50 во время МАКС-2013

Хотя российский истребитель 5-го поколения несколько запоздал, в итоге он может существенно превосходить американский аналог. Попробуем подвести итоги сравнения двух машин.

Соотношение цены и качества

Американский самолёт проектировался в годы холодной войны и, как показало время, оказался невостребованным и очень дорогим. Отставание от США Россия использовала с умом – были оценены опыт создания F-22, его эксплуатация и возможности. ПАК ФА будет многофункциональным истребителем с широким спектром решаемых задач.

Манёвренность

Чрезмерно увлекшись стремлением к малозаметности, США создали летательные аппараты, неспособные к сверхманёвренности и плохо приспособленные для ведения ближнего боя. Опытный образец Т-50 публично демонстрирует фигуры высшего пилотажа, а в полной конфигурации с базовыми всеракурсными двигателями покажет настоящую сверхманёвренность.

F-22 планировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением ракет только класса «воздух-воздух» с предельно дальних и средних дистанций.

Использование его в качестве носителя высокоточного оружия для поражения наземных целей стало возможным значительно позже. При этом F-22 может применять крайне ограниченный набор вооружения с наведением по сигналам GPS.

Отсутствие собственной оптико-электронной системы не позволяет использовать более широкий спектр ракет и управляемых бомб.

Т-50 будет иметь сразу все возможности по поражению воздушных и наземных целей, в том числе таких специфических, как РЛС ПВО противника, тогда как американская противорадиолокационная ракета HARM не проходит по габаритам внутреннего отсека вооружений F-22.

Наличие режимов сверхманёвренности и эффективных ракет малой дальности типа РВВ-МД даст Т-50 преимущество в ближнем манёвренном бою.

Обладание же ракетами сверхбольшой дальности РВВ-БД позволит Т-50 поражать противника на дистанции, на которой он не сможет ответить.

В заключение приведём цитату человека, которого вряд ли можно заподозрить в предвзятости. «Данные анализа, которые я видел по ПАК ФА, указывают, что у самолёта довольно сложная конструкция, которая по меньшей мере не уступает, а по мнению ряда экспертов, даже превосходит американские самолёты пятого поколения», – сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула.

СМИ: F-22 Raptor попал в прицел российского Су-35С

В Сети опубликовали любопытный кадр с истребителем пятого поколения F-22, попавшим в поле зрения оптико-локационной станции самолета Су-35С.

Новое изображение демонстрирует истребитель F-22, якобы находящийся в прицеле российского Су-35С. Оно заинтересовало специалистов и простых авиалюбителей. По мнению экспертов, здесь можно видеть американский истребитель в небе Сирии, что логично, с учетом того, что и «Раптор», и Су-35 активно применяют на Ближнем Востоке. Подтверждения подлинности изображения нет. 

Вплоть до принятия на вооружение истребителя пятого поколения Су-57, относящийся к поколению 4+ многоцелевой Су-35, останется самым мощным российским истребителем.

Хотя это не малозаметный самолет, он имеет ряд устройств, которые можно задействовать в том числе для поиска «невидимок». Одна из них — современная оптико-локационная станция ОЛС-35.

Именно ее, вероятно, применил летчик российского Су-35С, чтобы взять на прицел американский «Раптор».

Устройство объединяет в себе теплопеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал.

Согласно данным, дальность обнаружения воздушной цели типа «истребитель Су-30» для ОЛС-35 составляет не меньше 35 километров в передней полусфере и до 90 километров — в задней. Также с помощью ОЛС-35 можно осуществлять поиск, обнаружение и захват наземных целей.

Измерение дальности до воздушной цели с помощью лазерного дальномера-целеуказателя составляет до 20 километров. Для наземных целей этот показатель — до 30 километров.  

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой

ОЛС-35 на Су-35С / ©Popular Mechanics

«Это система для определения общего положения самолета в радиусе 50 километров, которая потенциально весьма полезна для обнаружения стелс-самолетов, таких как F-22, на более коротких дистанциях», — отмечает издание Defence Blog.

Впрочем, «Раптор» и до этого нельзя было назвать «невидимкой», если говорить конкретно об инфракрасном диапазоне, хотя плоская форма сопла двигателя Pratt & Whitney F119 снижает ИК-заметность самолета.

Особое внимание конструкторы F-22 уделили снижению его радиолокационной заметности, однако этот параметр не делает самолет невидимым для оптико-локационных станций.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой

F-22, якобы попавший в поле зрения оптико-локационной станции самолета Су-35С / ©Popular Mechanics

Специалисты полагают, что современный воздушный бой, вероятно, будет проходить за пределами дальности обнаружения ОЛС, а главным инструментом обнаружения неприятеля будет радиолокационная станция. И здесь малозаметность F-22 может дать ему решающее преимущество.

  • f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой
  • F-22 / ©nationalinterest
  • Отметим, что современные датчики могут дать преимущество Су-35С в ближнем воздушном бою, но явно не делают его дешевле.

Су-35 и Т-50 разгромили F-15 и F-22A в виртуальном бою

На днях авторитетный американский журнал National Interest сравнил истребители России и США. В виртуальном поединке на страницах издания сошлись Су-35 против F-15 и Т-50 против F-22A.

В обоих случаях американские машины зарекомендовали себя не лучшим образом, а ведь еще совсем недавно господство в воздухе «звезднополосатых» истребителей ни у кого в Соединенных Штатах сомнений не вызывало.

Посмотрим, что же заставило экспертов переменить свое мнение.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой

Какими будут российские боевые самолеты XXI века

Су-35 и F-15 «Eagle»

Начнем с того, что F-15, гордость американского неба, находится на службе уже почти 40 лет! Да, за эти годы машина претерпела множество доработок и модификаций, но факт остается фактом — этой пожилой даме косметикой возраст не скрыть. Су-35 официально в ВВС России находятся чуть больше 1,5 лет.

Российский истребитель является представителем поколения 4++, а это значит, что по характеристикам он практически сравнялся с уникальными истребителями пятого поколения. Такая прыть для F-15 недостижима даже просто конструктивно.

«Орел» не обладает фактором «сверхманеренности» — качества, которое позволяет самолету оставаться управляемым и устойчивым при закритических углах атаки. Чуть выигрывая у Су-35 в максимальной скорости (2650 километров в час против 2500), F-15 безнадежно проигрывает по части ускорения или форсажа.

В реальном бою против Су-35 американец бы выглядел нерасторопным и неловким, а все потому, что двухконтурные турбореактивные двигатели «АЛ-41Ф1С» российского истребителя по факту являются двигателями для машины пятого поколения.

На истребителях установлены радиолокационные станции разных типов.

Су-35 обладает РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», а F-15 оборудуется радаром с активной фазированной антенной Raytheon APG-63 (v) 3 .

На бумаге предпочтительнее выглядит последний, но российский истребитель имеет значительное преимущество в области пассивных сенсоров и инфракрасной оптико-локационной системы.

Наверное, самое большое преимущество Су-35 над F-15 кроется в средствах радиоэлектронной борьбы. Даже автор статьи в National Interest признает:

«Су-35 имеет очевидный козырь — цифровую систему радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания. Эта система способна одурачить ракеты AIM-120 AMRAAM F-15 и, вероятно, для попадания по российскому истребителю их понадобится значительно больше».

На деле же мы имеем в некоторой степени «неуязвимость» Су-35, по крайней мере, до того момента, пока истребитель не окружен парой звеньев F-15.

Количество (22) и разнообразие (Р-27ЭР, Р-27Т, РВВ-АЕ, Р-73, и это только противовоздушные!) ракет в арсенале Су-35 заставляет понервничать пилота американского истребителя. Ко всему прочему F-15 имеет морально устаревшую систему защиты от ракет «воздух-воздух» — вот к чему приводит непоколебимая уверенность в собственном превосходстве.

Отметим, что свою заинтересованность в приобретении Су-35 уже долгое время обозначают Индонезия, Китай и страны Латинской Америки.

Т-50 ПАК ФА и F-22 «Raptor»

Другим объектом сравнения стали истребители пятого поколения двух стран. F-22 на вооружении американских ВВС находится с 2005 года, а ПАК ФА поступит в части в 2016 году.

Подход к созданию заветной «пятерки» у двух стран сильно различается. F-22, как и его младший брат F-35, ставит во главу угла малозаметность и общую динамику движения самолета.

Совокупность такого развития привела к практически полной автоматизации процесса, личные качества пилота и виртуозная техника владения машиной отодвинулись на второй план, все свелось к автоматике — «нажал кнопку — убил».

Российские же конструкторы от такого «конвейера» отказались. Главной идеей машины стала сверхманевренность. Об этом в статье говорится с нескрываемым сожалением:

«Если у F-22 и есть преимущества по характеристикам малозаметности, то русский истребитель даст ему фору по маневренности. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и очевидно, что это даст ему значительный плюс в области маневров».

Помимо удивительной подвижности, это качество делает более совершенной и систему наведения бортового оружия, когда им можно прицелиться и вне направления движения. Этот боевой прием называется «заход в заднюю полусферу противника», является одним из азов воздушного боя и берется за основу российскими проектировщиками.

Уникальный двигатель для самолета был разработан НПО «Сатурн». Он имеет единственную в своем роде плазменную систему зажигания, что позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, и имеет цифровую систему управления.

Этот двигатель обладает повышенной силой тяги по сравнению с двигателями предшественников, что как нельзя лучше помогает раскрыть главный козырь Т-50 — маневренный бой.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой

Один Су-27 уничтожит три F-35

За счет худшей маневренности F-22 имеет большие проблемы с поражением целей, находящихся вне вектора движения. В реальном бою заход в заднюю полусферу корпуса американца будет означать для последнего верную гибель.

Максимальная скорость ПАК ФА выше его американского коллеги — 2600 против 2410 километров в час.

Не забывают упомянуть в материале и о новом шлеме пилота: «У русских в шлеме также может быть смонтированная система отображения информации».

Действительно, наиболее важная информация будет поступать на стекло шлема пилота напрямую.

Также летчик получает все данные о состоянии самолета, наведении на цель, окружающей обстановке на двух многофункциональных индикаторах МФИ-35.

Помимо них есть еще несколько индикаторов меньшего размера, которые дают исчерпывающую информацию о ситуации внутри и за бортом. За все это отвечает специальная интеллектуально-интуитивная бортовая система Т-50.

Если говорить об «интеллектуальной» системе F-22, то стоит вспомнить о двух падениях истребителя, когда система оповещения и информирования противоречила сама себе и ставила пилота в тупик. Т-50 имеет в арсенале передовую систему оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе «ОЛС-50М».

Его преимущество над заокеанскими радарами, в особенности над радаром F-22, признается мировыми экспертами. Также НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова разработало многофункциональную интегрированную радиоэлектронную систему с активными фазированными решетками.

Для непосвященного эта информация почти ничего не значит, но именно эта система может стать козырем в современном воздушном бое. Ведь чем раньше замечена цель, тем больше времени на ее захват и выбора средств противодействия.

Помимо этого в крыльях самолета установлена станция активной обороны «Гималаи», которая способна создавать помехи вражеским радарам и вести радиолокацию.

Вооружение у истребителей схожее, а его список довольно условен. Оба самолета несут ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля». В 2014 году было объявлено о создании целого арсенала ракет и бомб для ПАК ФА. Разнообразие снарядов позволит еще более гибко использовать машину в небе.

Сомнения американских экспертов в собственном воздушном превосходстве не случайны. Долгое время наличие самолетов пятого поколения рассматривалось ими как знак полного превосходства. Но, похоже, настают другие времена. Король умер. Да здравствует король!

Су-35 vs F-22: кто сильнее в воздушном бою

Американский журнал The National Interest решил оценить возможности российского многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С в воздушном бою с американской авиацией. Получилось крайне интересно.

Отдавая дань сверхманевренности Су-35С и его «неплохим электронным и оружейным системам», журнал делает вывод: этот истребитель нисколько не уступает западным самолетам, таким, как F-15 Eagle, Eurofighter Typhoon и Rafale.

Что касается «европейца» и «француза», которые, разумеется, обладают большими боевыми возможностями, чем американский F-15, то тут заявление «не уступает западным самолетам» опровергнуто реальным положением вещей.

В индийских ВВС служат более двухсот истребителей Су-30МКИ, которые относятся к поколению 4+. Это, конечно, мощные машины, но они не дотягивают по возможностям до Су-35. Тот не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения, всего по трем пунктам.

По малозаметности, по РЛС с АФАР и по сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Все остальное, как говорится, при нём.

Так вот во время ежегодно проходящих в Индии учений, на которые приглашаются пилоты США и ряда других стран НАТО, Су-30МКИ безраздельно господствовали в небе.

С разгромным счетом они одерживали победы в учебных боях против F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale. Такой способ сравнения качества истребителей является наиболее достоверным.

И заявление, что Су-35 лишь «не уступает» вышеперечисленным самолетам, не выдерживает никакой критики.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Авианосец «Шторм» входит в штопор

Что для ВМФ РФ полезнее — плавучий аэродром или универсальный десантный корабль?

Журнал признает, что по сверхманевренности с Су-35 не в состоянии конкурировать даже истребители ВВС США пятого поколения F-22 и F-35.

И это предопределено не только совершенством планера и органов управления российской машины. На ней установлены двигатели рыбинского НПО «Сатурн» АЛ-41Ф1С, имеющие всеракурсно отклоняемый вектор тяги.

Это обеспечивается за счет того, что сопла поворачиваются в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной.

Самый маневренный из американских «пятерочников» — F-22 Raptor — способен отклонять вектор тяги только в вертикальной плоскости.

Что облегчает взлет этого истребителя и позволяет на высоте совершать маневры с меньшим радиусом в вертикальной плоскости. Однако к сверхманевренности это не относится.

То, что может делать в воздухе Су-35, не способен повторить ни один самолет в мире. Не случайно на авиасалоне в Ле Бурже во время демонстрации пилотирования его окрестили «Русским НЛО».

Однако, как считает журнал, данное качество способно влиять на исход поединков лишь на малой дистанции. А это якобы уже вчерашний день авиационной тактики. «Американцы» имеют рекордно низкую видимость для РЛС противника.

И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35.

И соответственно выпустит по Су-35 ракету большой или средней дальности.

Однако существуют нюансы. У Су-35 все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американцев», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м.

Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км.

В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.

Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние — Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.

Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение.

Этого, конечно, недостаточно, чтобы Су-35 успел сделать ответный залп. Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км.

Но российский пилот при обстреле может приготовиться к противоракетному маневру, который, учитывая сверхманевренность его истребителя, может оказаться эффективным.

Также на Су-35 будет приведена в готовность авиационная система обороны. И вот тут у американской ракеты еще меньше шансов на успех.

Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная ГСН.

По признанию целого ряда высокопоставленных чиновников Пентагона, США не менее, чем на 10 лет отстают от России в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В качестве примера: всем известен случай, года наш фронтовой бомбардировщик Су-24 погасил всю электронику американского эсминца в Черном море, совершив несколько проходов над палубой ставшего беззащитным корабля.

Так вот, система РЭБ Су-35 вполне способна справиться с американской ракетой на любом ее участке полета, блокировав сигнал GPS, а также устанавливая помехи для ГСН.

И способность ракеты переключаться с самолета на источник ложных целей тут не сработает, РЭБ Су-35 устроена значительно хитрее. На «Рапторе» станция РЭБ вообще отсутствует.

При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения.

Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть — не обнаруживая себя.

Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.

То есть это максимально скрытная система, которая позволяет самолету «прятаться» при выключенной бортовой РЛС. У Су-35 IRST интегрирована в оптико-локационную систему ОЛС-35, в которой помимо тепловизионного канала есть и телевизионный.

Это достоинство. Правда, не слишком большое, если говорить о столкновении Су-35 с «Раптором». Поскольку дальность действия ОЛС — 80 километров. При этом она способна сопровождать до четырех целей одновременно.

F-22 для обнаружения Су-35 должен включить РЛС вне зависимости от того, на каком расстоянии российский самолет. Су-35 этого не требуется, он обнаружит «Раптора» при помощи ОЛС всего на 10 км ближе, чем при работе бортовой РЛС.

Из вышесказанного следует, что при столкновении на дальней дистанции шансы у самолетов примерно равны. Решающую роль может сыграть мастерство пилотов. Ясность в решении этого вопроса могла бы внести Индия. Она высказывает намерения прибрести несколько Су-35. И могла бы устроить новые учебные бои с «Раптором».

Что же касается столкновения на ближней дистанции, то сверхманевренность российского самолета существенно повышает его шансы на победу. Однако не настолько, чтобы с легкостью справляться с американскими «пятерочниками». Дело в том, что многое зависит от используемых в ближнем бою ракет. У нас это Р-73М. У США — AIM-9X Sidewinder.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бой Парад последнего резерва флота

На Балтике сотни миллионов рублей вылетят в корабельные трубы ради небывалого праздника

Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным — самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции.

Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели.

Еще одно достоинство этой ракеты — управляемый вектор тяги.

Однако оснащение «Рапторов» новейшей ракетой только начинается. Сейчас они летают с AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. И уступает Р-73М по боевым возможностям.

К достоинствам Р-73М следует отнести возможность запуска при любых режимах полета, включая сверхзвуковой, с интенсивным маневрированием. В настоящий момент на Су-35 внедряется последняя модификация Р-73 — РВВ-МД. В ней удалось расширить угол поиска ИК ГСН до 120 градусов. Также существенно повысилась помехозащищенность ракеты.

Business Insider (США): Российский летчик-истребитель говорит, что он одолел Ф-22 в имитационном воздушном бою, но в Пентагоне сомневаются

Все началось с того, что на неофициальной странице якобы отставного российского пилота Су-35 в Инстаграме появилось фото американского истребителя Ф-22 в небе над Сирией, которое должно было доказать, что российский самолет может обнаружить и превзойти американского соперника.

Фото было похоже на изображение с радара системы инфракрасного поиска и обнаружения, которая установлена на носовой части Су-35 и ищет тепловые излучения других боевых машин. Теоретически эта система способна обнаружить стелс-истребители на небольшом расстоянии. Российский пилот утверждал, что засек Ф-22 во время боевых операций в Сирии, который полностью невидим для традиционных радаров.

После подробного описания того, как эти встречи обычно проходят — есть специальные линии связи, используемые для предотвращения инцидентов между Россией и США, поскольку они действуют в непосредственной близости в Сирии, — автор утверждал, что засек Ф-22 с помощью радара.

«Бизнес инсайдер» предлагает такой перевод подписи под фото: «Ф-22 хамил и был наказан за высокомерие после непродолжительного воздушного боя, за что, конечно же, ему (далее нецензурно) дали по мозгам».

Россия давно издевалась над американскими стелс-истребителями и заявляла о возможности победить их в бою. Но обнаружить Ф-22, отследив его тепловые излучения, еще не значит сбить их.

Даже если изображение является подлинным, «оно никоим образом не доказывает, что Су-35С действительно способен выявлять и перехватывать F-22», — сказал «Бизнес инсайдеру» Джастин Бронк (Justin Bronk), эксперт по воздушным боям из Королевского института объединенных служб (Royal United Services Institute). «Более того, Ф-22 знал бы о присутствии Су-35 в районе, когда тот только взлетел в небо. Поэтому на самом деле нет никаких оснований умалять боевое преимущество Ф-22», — сказал эксперт.

f-22 в прицеле Су-35: сравнительные характеристики моделей самолетов, кто сильнее по мнению экспертов, воздушный бойThe Drive24.07.2018Stern03.06.2018The National Interest10.04.2018The Sun28.08.2017«Системы инфракрасного поиска и обнаружения можно использовать для фиксирования и отслеживания самолетов «стелс» при определенных условиях. Но это отнюдь не решает проблему ведения боя против таких целей. Ведь такие системы имеют ограниченный радиус действия в отличие от радаров, кроме того они очень уязвимы к изменениям в окружающей среде», — добавил Бронк.

Проще говоря, Ф-22 уже давно следил бы за передвижением российского Су-35, когда последний только заметил бы американский самолет. Кроме того, российский истребитель смог бы заметить Ф-22 лишь тогда, когда тот подлетел к нему слишком близко. По словам Бронка, искать американские стелс-самолеты с помощью систем инфракрасного поиска — все равно, что смотреть «через пластиковую соломинку».

В свою очередь, пресс-секретарь Пентагона Эрик Паон сказал «Бизнес инсайдеру», что он не может проверить заявления, сделанные кем-то в Инстаграме.

Однако, он указал на то, что «Россия проводит кампанию по дезинформации в Сирии, чтобы посеять смятение и преуменьшить усилия США и союзников в стране».

При этом Паон добавил, что пилоты США могут точно сказать, когда их самолеты попадают на прицел врага. Поэтому если бы Су-35 это сделал, американские пилоты отреагировали бы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Су-35 против F-22: Русскому пилоту надо продержаться две минуты

В сети появилось видео поединка в ближнем бою между французским истребителем четвертого поколения Dassault Rafale и «пятерочником» F-22 Raptor. «Американец» дважды попадал в перекрестие французской прицельной системы. И, следовательно, был условно сбит.

Вообще-то, это не такая уж и новость. В 2013 году было обнародовано видео учебных боев между этими двумя истребителями, которые состоялись в 2009 году в Объединенных Арабских Эмиратах в рамках программы для пилотов авиации НАТО и стран-партнеров Северного альянса «Курс передового тактического лидерства». Тогда «Рафаль» оказался на голову сильнее, одержав четыре победы в пяти боях.

Необходимо особо сказать, что по сценарию все поединки между самолетами проходили на ближней дистанции, где «Раптор» чувствует себя не слишком уверенно.

Несмотря на заявления разработчиков, что машина, имеющая отклоняемый вектор тяги двигателей (правда, только в вертикальной плоскости), обладает прекрасной маневренностью. Ведь неслучайно F-22 создавался исключительно для завоевания господства в воздухе.

Ну а потом, когда мировым трендом истребительной авиации стала многозадачность, «Раптору», насколько это было возможно, усилили функцию нанесения ударов по наземным целям.

Однако видео из ОАЭ опровергает заявление о высокой маневренности, демонстрируя, как американский самолет на продолжительное время словно приклеивается к перекрестию прицела «Рафаля». А ведь французский самолет четвертого поколения не является сверхманевренным.

Американцам такой исход поединков, конечно, был обиден. Поэтому они постарались объяснить проигрыш своего истребителя, считающегося лучшим в мире, «неверными правилами игры».

Было среди этих объяснений и довольно странное — якобы у «Раптора» были привешены внешние топливные баки.

Зачем? Чтобы дать фору французам? Думается, ответа они и сами не знают, потому что на видео никакие внешние элементы на силуэте F-22 не просматриваются.

Данное выяснение обстоятельств того, что мешает танцору в контактном танце, происходило 6 лет назад. Сейчас ситуация изменилась. Сейчас американцы уже не скрывают того, что в ближнем бою «Раптор» далеко не самый сильный самолет.

Особенно на фоне сверхманевренных российских машин. Пилоты F-22 элитного подразделения, которых обучают воевать с российскими истребителями из эскадрильи «Агрессоры», уже неоднократно признавались, что ближний бой для них — это чрезвычайное происшествие.

Что его необходимо избегать, прилагая максимум сноровки.

И тут необходимо сказать, что сравнительно недавно в сети много шума наделал скрин-шот прицельной системы российского истребителя, на котором отчетливо виден силуэт «Раптора». Данное фото было сделано в Сирии, где эти самолеты порой встречаются друг с другом.

Но если ближний бой — это слабая сторона американского истребителя, то есть у него и очень сильные стороны. Поскольку в «Рапторе» по максимуму применены стелс-технологии, он силен в боях на средней и дальней дистанциях, благодаря своей малозаметности.

Но такое ли это неоспоримое преимущество по отношению к Су-35С на дистанциях, которые являются для F-22 коронными?

Если решать эту задачу, что называется, в лоб, с использованием одной лишь арифметики, то шансов на победу у российского самолета не так уж и много. «Американец» увидит на радаре «россиянина» раньше, соответственно, раньше выпустит ракету и запишет победу в свой актив.

Однако существуют нюансы. У Су-35С все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американца», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м.

Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км.

В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.

Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние — Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.

Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение.

Хоть американцы и уверяют, что излучение РЛС обнаружить практически невозможно благодаря низкому уровню сигнала и сложной его цифровой обработке. И это странно.

О какой сложной обработке можно говорить, имея в составе БРЭО микропроцессор с частотой 25 МГц?

Так что включение РЛС для F-22 крайне опасно, потому что в арсенале российского истребителя есть ракета Р-37, имеющая дальность 300 км. При этом российский пилот, понимая, что «американец», увидев Су-35, уже выпустил ракету, готовится к противоракетному маневру. И он, учитывая сверхманевренность истребителя, с большой вероятностью может оказаться успешным.

Одновременно на Су-35С будет приведена в готовность авиационная система обороны. Что еще больше снизит шансы американского пилота на успех. На большей протяженности полета ракеты AIM-120D ее траектория корректируется по спутниковому сигналу GPS.

А затем включается активная радиолокационная головка самонаведения. Комплекс радиоэлектронной борьбы Су-35С способен как подавлять сигнал GPS, так и создавать помехи РЛ ГСН, уводя ракету в сторону.

Что же касается «Раптора», то у него отсутствует комплекс РЭБ.

Необходимо сказать, что «Раптор», как, впрочем, и другие американские истребители, в значительной степени полагается на информацию, получаемую от самолетов АВАКС.

Комплекс РЭБ российского истребителя способен перекрыть этот канал, что снизит боеспособность F-22.

Также возможно и устранение источника данной информации — крупный АВАКС прекрасно виден на радаре Су-35С на очень большом расстоянии, это порядка 300 км. Соответственно, и ракета Р-37 имеет ту же самую дальность.

У F-22 нет целого ряда систем, которыми обладает Су-35С. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, самолет начал разрабатываться в середине 80-х годов. И современные системы считались тогда неактуальными.

Во-вторых, когда министерство ВВС стало требовать введения в истребитель дополнительных функций, стоимость разработки и будущего производства «Раптора» взлетела до небес.

По этой же причине был урезан выпуск F-22 до двухсот машин.

У «Раптора» отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть — не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.

Также нет оптико-локационной системы, имеющей телевизионный и тепловизорный каналы. У Су-35С ее дальность действия достигает 80 км. Это означает, что ночью «Раптор» обладает меньшими боевыми возможностями.

Также российский самолет располагает значительно большей полезной нагрузкой — 8 тонн против 3,5 тонны. То есть в бою Су-35С может использовать большее количество ракет.

Так что напрашивается вполне естественный вывод: в бою на дальней и средней дистанции шансы у этих самолетов примерно равны. И решающую роль будет играть мастерство пилотов.

В заключение напомним, что при сближении этих самолетов на форсажной скорости бой на дальней дистанции перерастет в сражение на ближней дистанции уже меньше чем через 2 минуты. А о его результате мы уже сказали в начале.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *