Военный эксперт Алексей Леонков рассказал, почему даже с новейшей «библиотекой угроз» на борту американский F-35 не противник российскому Су-57.
Статью «Библиотека угроз» на F-35 сможет идентифицировать китайский J-20 и российский Су-57» опубликовал информационный ресурс Scout Warrior.
ВВС США ускоряют развитие особой высокотехнологичной бортовой «библиотеки угроз» F-35, предназначенной для точного выявления вражеских самолетов. Речь идет, в частности, о китайском стелсе-истребителе J-20 и российском истребителе Су-57 пятого поколения, которые работают в различных районах высокого риска по всему миру.
Эта «библиотека» — что-то вроде мозга самолета, «файлы данных о полетах», которые представляют собой обширные бортовые системы сбора данных о географии, воздушном пространстве и потенциальных угрозах в районах, где F-35, предположительно, будет осуществлять боевые операции.
Файлы данных о полетах имеют свое аппаратное оборудование и программное обеспечение — это, по существу, база данных известных угроз и дружественных самолетов в конкретных частях мира.
Файлы сейчас разрабатываются в лаборатории перепрограммирования на авиабазе «Эглин», штат Флорида.
Эти файлы предназначены для работы с радиолокационным приемником, разработанным для поиска и идентификации приближающихся угроз противника и вражеского огня.
Старшие должностные лица ВВС заявили, что их ведомство активно работает над ускорением разработки и интеграции нового программного обеспечения. Несмотря на устойчивый прогресс в лаборатории в «Эглине», интеграция базы данных на F-35 движется с некоторыми задержками.
Пакеты данных о полетах содержат широкий спектр информации, в том числе информацию о коммерческих авиалайнерах и российских и китайских истребителях. Например, система позволит пилоту быстро определить российский МиГ-29, если он будет обнаружен датчиками F-35. Файлы данных разрабатываются с учетом новых угроз и последней разведывательной информации.
В целом ВВС США разрабатывают 12 различных баз данных о полетах в 12 географических районах.
Цикл НОРД
«Библиотека угроз» должна позволить пилотам F-35 видеть и уничтожать врагов в воздухе до непосредственного столкновения с ними. Необходимость подобной инновации оправдана, если иметь в виду известную стратегическую концепцию ВВС США, выдвинутую много лет назад теоретиком авиации, полковником Джоном Бойдом.
Эта концепция именуется «цикл НОРД» — наблюдение, ориентация, решение и действие. Задача, ставящаяся перед американскими авиаторами, — осуществить все четыре этих этапа как можно быстрее.
Потенциально, подобные навыки должны позволить им прервать цикл принятия решений противника, правильно определить и уничтожить врага.
F-35 оборудован датчиками большой дальности и технологиями слияния данных, а потому способен завершить «цикл НОРД» быстрее, нежели его потенциальные противники.
Альтернативное мнение
Американские СМИ описывают бортовую «библиотеку угроз» F-35 как существенную инновацию, которая позволит США безраздельно господствовать в воздухе.
Тем не менее, по мнению российского военного эксперта Алексея Леонкова, большая часть этих сообщений являются чистой воды пиаром.
Раскручивая свою новую «базу угроз», специалисты ВВС США просто хотят преподать в выгодном свете незначительное усовершенствование тех технологий и разработок, которые и так уже имеются на борту каждого современного истребителя.
При этом совершенно неважно, американский это истребитель, китайский или российский.
«Рассуждая о возможностях своей новой базы данных, американцы говорят очевидные вещи. Ничего сверхнового и отличного от существующих технологий здесь не присутствует. Базы данных целей и возможных угроз и так присутствуют на бортовых компьютерах всех современных самолетах. Более того, они закладываются в боеголовки выпускаемых с этих самолетов ракет», — поясняет Леонков.
Один только современный бортовой компьютер не сделает истребитель F-35 «хозяином неба». Все же многие другие его системы и показатели значительно уступают существующим российским и китайским аналогам.
«Скажем, радиолокационная станция, установленная на F-35, существенно уступает в дальность той, что установлена на наших Су-57. Раз наш самолет видит дальше, то и применит он оружие раньше, чем F-35. Пилот американского «хозяина неба» даже не поймет, что его уничтожило», — подводит итог Алексей Леонков.
«Изделие 30»: новый двигатель пятого поколения Су-57
?
Categories:
Двигатель V поколения под кодовым названием «Изделие 30» — новая силовая установка, которую создают и испытывают в рамках программы ПАК ФА.
Продолжается второй этап испытаний давно ожидаемых двигателей, известных как «Изделие 30» или «Тип 30» для многофункционального российского истребителя пятого поколения Су-57.
«Изделие 30» (так называемый двигатель второго этапа) является полностью новой силовой установкой, в которой, по словам представителя Объединенной двигателестроительной корпорации, внедрено много новшеств.
Многие из них не имеют и близкого аналога в мире.
Судя по появлению в сети качественных фотографий нового двигателя («зубастый» левый двигатель), сделанных во время испытаний, в ОКБ имени Сухого сейчас проходят активные воздушные испытания «Изделия 30». Фотографии были сделаны 16 марта. Точные характеристики нового двигателя держатся в секрете, однако известно, что особенности нового агрегата должны дать возможность самолету разгоняться до 1,5 чисел Маха (более 1800 км/ч) без включения форсажной камеры. Фото М. Полякова. Скорее всего, испытываемое «Изделие 30», как планировалось ранее имеет встроенную плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. В итоге, модернизированные форсунки должны обеспечивать зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это поможет избежать «факеления» — выброса огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Таким образом, заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне заметно снизится. Еще одним важным новшеством «Изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности.Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета лишь «приказами» летчика. Установка новых двигателей на серийные истребители Су-57 планируется в 2023-2025 годах. Фото М. Полякова Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам. В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги. Двигатель пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавали с учетом российского и зарубежного опыта.
Технические подробности
По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок.
Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами.
Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения.Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.
Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания.
Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K.Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K. «Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги.
Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму. Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности.
Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.
Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях. Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления.
Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс.
Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы.
При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2. Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета.
По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.
Су-57 и Су-35С: эксперт указал на ошибки американских СМИ, сравнивших российские истребители
Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков прокомментировал публикацию американского издания The National Interest, посвященную российским истребителям Су-35С.
Обозреватели The National Interest в своем новом материале сравнили друг с другом два российских боевых самолета. Авторы статьи пришли к выводу, что новейшие Су-57 едва ли в ближайшем будущем заменят многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-35С.
Утверждается, что Су-35С является «самым мощным» российским боевым самолетом из ныне существующих.
К его преимуществам американские журналисты отнесли многофункциональность (способен наносить удары как по воздушным целям, так и по наземным), маневренность, а также практичность.
Несмотря на то, что этот истребитель имеет некоторое сходство с Су-27, эту машину можно считать оригинальной боевой единицей. Эксперты американского издания считают, что данную модель можно назвать одним из самых удачных продуктов российского авиастроения.
Касаемо Су-57 эксперты NI высказали мнение, что разработка этой машины не имеет большого смысла.
Они считают, что этот истребитель слишком похож на хорошо себя зарекомендовавший Су-35С и поэтому российскому военному ведомству следует задуматься об отказе от этой машины.
Единственное новшество, которое удалось обнаружить специалистам вышеупомянутого издания, заключается в улучшенной скрытности этого самолета.
Алексей Леонков в беседе с журналистами интернет-издания «ПолитРоссия» раскритиковал выводы американских журналистов. Эксперт отметил, что авторы NI не имеют никого представления о том, что в конечном итоге будет представлять собой истребитель Су-57. Не стоит забывать, что эта машина будет соответствовать пятому поколению, тогда как Су-27 является представителем поколения 4++.
Собеседник «ПолитРоссии» признал, что некоторое сходство между самолетами имеется (пилотажные, скоростные характеристики), однако этого недостаточно, чтобы говорить о том, что Су-57 и Су-27 являются идентичными машинами. Между ними существуют огромные отличия.
«Су-35 – это “самолет-хищник”, который предназначен для завоевания превосходства в небе и борьбы с такими машинами, как F-22, F-35, а также истребителями предыдущего поколения.
Су-57 создавался по технологии пониженной радиолокационной заметности, поэтому в этом компоненте он превосходит своего предшественника.
Что касается вооружения, то самолеты могут быть похожи по комплектации вооружения, однако Су-57 должен получить какое-то свое специфическое оружие, которое будет характерно именно этой модели», – рассказал Алексей Леонков.
Как отметил эксперт, не стоит забывать еще об одном различии между вышеупомянутыми истребителями.
На Су-57 будет установлена уникальная оптико-электронная локационная система, которая будет позволять летчику осуществлять сферический обзор обстановки вокруг самолета.
Размещение этих систем будет осуществляться по всему периметру фюзеляжа, это позволит создавать сферическую РЛС-картину, которой не будет у Су-35С.
«Журналисты The National Interest, поймав промежуточный этап разработки Су-57, пытаются “ванговать” по теме, в которой не обладают достаточным количеством информации.
Своими недостаточно квалифицированными сравнениями они подрывают репутацию не российского ОПК, а авторитет своего издания.
Чем дольше они будут продолжать публиковать сырую аналитику, тем быстрее будут терять свою значимость», – резюмировал эксперт.
Станислав Блохин
Источник фото: wikipedia.org, Alex Beltyukov
Какой лучше: в Турции сравнили Су-57 и F-35
Турция заявила о превосходстве российского Су-57 над американским F-35
Российский истребитель пятого поколения Су-57 по ряду характеристик превосходит американский F-35, заявили в турецком СМИ.
Там отметили, что самолет ВВС России имеет преимущество перед соперником из США по скорости, продолжительности полета, предельной боевой нагрузке и максимальной взлетной массе.
За два дня до этого в турецком МИДе заявили, что в случае отказа США от поставок Анкаре F-35 она может закупить истребители у Москвы.
Государственное турецкое информагентство Anadolu опубликовало инфографику, авторы которой сравнили характеристики американского истребителя F-35 и российского Су-57. Согласно приведенным данным, последний превзошел самолет США.
В частности, в инфографике указано, что у Су-57 есть преимущества перед F-35 по максимальной скорости — российский истребитель может развить ее до 2600 км/ч, в отличие от американских 1931 км/ч.
Максимальная продолжительность полета «сушки» больше, чем у соперника из США примерно в два раза — 5,8 часа против 2,36 часа. Предельная боевая нагрузка у Су-57 составляет 10 т, а у F-35 — 8,16 т.
Побеждает российская машина и по показателю максимальной взлетной массы — 35,480 т против 31,751 т.
Турецкие СМИ выделили в качестве уникальной особенности Су-57 его способность совершать взлет и посадку на коротких дистанциях, бесфорсажный полет на сверхзвуке, а также сверхманевренность.
В то же время он не может совершать вертикальный взлет и посадку, в отличие от одной из модификаций F-35. Составители инфографики также отметили, что американский истребитель может координировать действия группировки самолетов в зоне противника. К тому же он «более невидимый», указали там.
Турция собирается приобрести по меньшей мере 100 F-35 Lightining II в рамках многонациональной программы разработки истребителя под эгидой США, к которой Анкара присоединилась в 2002 году. Но ранее американский конгресс заявлял, что может приостановить поставку этих самолетов Турции из-за ее планов приобрести у России зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-400.
Впрочем, в Анкаре не сильно переживают по этому поводу. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил о готовности турецкой стороны закупить истребители у других стран, если США откажет ей в поставках F-35. «Есть F-35, и есть самолеты российского производства. Если не получится приобрести F-35, то Турция закупит аналогичные самолеты у других стран», — предупредил он.
Чавушоглу заверил, что такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока Анкара не начнет производить собственные истребители пятого поколения.
F-35, способный нести ядерные боеголовки, был спроектирован по технологии снижения заметности. Помимо США в проекте по его разработке участвовали также Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция.
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 разработали специалисты ОКБ Сухого с применением технологий малозаметности. Самолет предназначен для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей с применением систем противовоздушной обороны (ПВО), дальней разведки. Он также способен разрушать систему управления авиацией противника.
Эти два самолета сравнивают довольно часто. 23 марта такую статью выпустило американское издание The National Interest. Журналисты обратили внимание, что президенты России и США не раз называли свои истребители лучшими в мире, но аналитикам сложно однозначно определить, какой из самолетов лучше, так как они выполняют разные задачи.
По мнению авторов статьи, у Су-57 есть превосходство над его американским оппонентом по маневренности, скорости и дальности, тогда как F-35 менее уязвим для систем обнаружения.
F-35 был создан в рамках концепции «обобщения информации» и действует как диспетчер для союзных самолетов, так как его сенсоры и процессоры создают интегрированную и динамичную картину боя в реальном времени.
Су-57 такой возможности лишен, отметили в издании, но он используется в другом формате, потому что доктрина российских ВКС подразумевает получение превосходства в воздухе и подавление ВВС противника. С этой задачей истребитель справляется прекрасно, констатировали в NI. F-35, в свою очередь, способен вести боевые действия в глубине фронта.
Оценку обеим машинам давали и в России.
Как рассказал телеканалу «Звезда» главный конструктор-директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец, F-35 по маневренности и разгонным характеристикам уступает не только Су-57, но даже российским истребителям четвертого поколения. По его словам, Су-57 более многофункционален, чем американские самолеты данного типа, и способен эффективно уничтожать и воздушные, и наземные цели.
Чем выше соотношение нагрузки, которую может взять истребитель, к его массе, тем выше качество самолета «с точки зрения носителя». То же касается объема и массы вооружений, размещенных во внутренних отсеках. Конструктор заявил, что по этому показателю Су-57 превосходит все самолеты пятого поколения в мире.
О том, что российский истребитель превосходит американский F-35, написали и обозреватели военно-исторического журнала Military Watch. Они отметили, что самолеты существенно отличаются друг от друга.
Так, разработанный Lockheed Martin F-35 — это легкий истребитель с довольно низкой маневренностью. Он спроектирован как более легкое и менее дорогостоящее дополнение к элитарному истребителю высшего класса F-22 Raptor, который уже не выпускается.
При этом Су-57 представляет собой тяжелый истребитель, который предназначен для завоевания превосходства в воздухе.
При этом российский самолет гораздо лучше приспособлен к ведению воздушного боя, отметили в Military Watch.
Также в статье обратили внимание, что тяжелый российский истребитель обладает превосходством перед F-35 в скорости, высоте полета, датчиках, оснащении ракетами, дальности поражения и маневренности.
Лидия Мисник
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57
Российский истребитель пятого поколения Су-57 недавно вновь привлек пристальное внимание зрителей после эффектной демонстрации полетов на малой высоте.
В Сети, как в России, так и за рубежом, по-разному оценивают эффективность новой машины, подчеркивая, в частности, ее «догоняющий» характер по отношению к американским программам.
«Известия» разбирались в возможностях нового российского самолета.
Почти «Стелс»
Судьба первого в мире истребителя пятого поколения — американского F-22 — оказалась совсем не такой, какой ее видели разработчики.
Машина получилась очень неплохой, однако воевать в любой точке мира по первому требованию F-22 так и не отправили, а патрулирование границы с Мексикой, равно как и облет Аляски, в цели, для которых Lockheed Martin потратили десятки миллиардов долларов, вписывались слабо.
Повоевать, пусть и ограниченно, американским машинам удалось только в Сирии, где F-22 частично были задействованы ВВС США для нанесения ударов высокоточным оружием.
О соблюдении «режима полной невидимости» речь, разумеется, не шла — американские машины неоднократно обнаруживались в воздушном пространстве страны даже морально устаревшими средствами контроля, а самолеты истребительной авиации (преимущественно российские) регулярно выходили на перехват «Рапторов».
Регулярное сопровождение американских F-22 в Сирии позволило раскрыть секрет, за сохранение которого американские авиастроители и военные бились не один год, — оказалось, что в малозаметности машины, которую в Сирии использовали для выполнения «непрофильных» боевых задач, все-таки стоит усомниться. И дело не только в пресловутых «линзах Люнебурга» — устройствах, повышающих заметность машины для радаров, с которыми истребители-«невидимки» летают для сокрытия истинных характеристик своей малозаметности до момента серьезного столкновения с серьезным противником — типа России или Китая.
Большая часть вопросов к программе создания и финансирования производства истребителей F-22, задававшихся еще в пору испытаний и серийного строительства этой машины в 1990–2000-х годах, так и осталась без вменяемых ответов.
На внутренней подвеске F-22 может нести довольно ограниченный набор боеприпасов, массой не более 454 кг каждый — что не позволяет применять наиболее мощные виды оружия.
Кроме того, ряд боеприпасов, формально подходящих по массе, «не лезет» по габаритам.
Конечно, F-22 может использовать и внешние узлы подвески, но в этом случае эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) истребителя пятого поколения, над сокращением которой так трудились конструкторы, заметно увеличивается, что сводит эффективность технологий малозаметности практически до нуля.
Прорыв по фронту
Главными аргументами в пользу успешности американского подхода к созданию истребителей на протяжении многих лет являлись отчеты по серийному производству этих машин — так, F-22 выпустили более 180 штук, после чего производство прекратили (хотя линия сохраняется). Действительно, в этом отношении американские авиастроители добились серьезных успехов, особенно с учетом растущих темпов строительства следующего «невидимки» — F-35, однако для этой же ситуации справедливо и другое заключение: «Больше не значит лучше».
Раскрывая смысл понятия «перспективный комплекс фронтовой авиации», главный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Стрелец заявил, что Су-57 стал лучшим истребителем в классе не просто так — для этого пришлось заново проектировать всю платформу для новой машины.
Комментируя сходства и различия машин пятого поколения российского производства и западных истребителей, Стрелец отметил, что многофункциональность Су-57 — его главный козырь в современной войне.
Одним из ключевых в этом отношении остается способность российского истребителя атаковать как воздушные, так и наземные объекты.
По словам главного конструктора ОКБ «Сухой», американские истребители, такие как F-22, специализируются на узком круге задач, в то время как самолет, созданный российскими учеными и инженерами в рамках проекта ПАК ФА, способен решать несколько задач одновременно.
Позднее Михаил Стрелец пояснил, что собственную ошибку в проектировании американцы осознали значительно позже. Попытка обучить малозаметный истребитель войне на земле успехом не увенчалась — вписать высокоточные боеприпасы в уже созданную конфигурацию внутренних отсеков американцы так и не смогли.
Испытания средств поражения с помощью Су-57, напротив, доказали правильность выбранного российскими разработчиками пути — в Сирии с одного из переброшенных в район боевых действий Су-57 применили не корректируемую авиабомбу, а полноразмерную крылатую дозвуковую ракету Х-59МК2, способную поражать цели на дальности до 300 км.
В ходе процесса вооружения Су-57 не забыли и про «дальнюю руку» — ракеты типа «воздух-воздух». Уже известно, что для Су-57 создана сверхдальняя ракета Р-37М, предельная дальность пуска которой уже сейчас составляет 300 км.
Отдельно стоит отметить, что дальность пуска самой передовой (на текущий момент) американской ракеты аналогичного типа AIM-120 AMRAAM, которые в числе прочего включены в состав средств поражения истребителей F-22, едва дотягивает до 200 км.
При этом возможность получить собственную сверхдальнобойную ракету (дальность пуска до 270 км) у американцев была, правда, в конечном счете от проекта по созданию ракеты AIM-152 AAAM отказались.
Единственным недостатком, из-за которого военные эксперты (в основном на Западе) отказывались включать Су-57 в список истребителей пятого поколения, на протяжении нескольких лет были двигатели.
Однако реальность такова, что после замены двигателей АЛ-41Ф1 на «Изделие-30» российские истребители будут зачислены в совершенно другую весовую категорию. По словам генерального конструктора-директора «ОКБ им. А.М.
Люльки» Евгения Марчука, по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу новый двигатель поставит самолеты, созданные в рамках проекта ПАК ФА, в категорию истребителей поколения 5+.
Уникальный истребитель
Технологический задел, который образовался после внедрения сотен уникальных решений, трудно представить в «железе», однако потенциал истребителя Су-57 просматривается на несколько десятилетий вперед.
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев подтвердил главные заключения экспертов о том, что боевую работу в войнах будущего будут выполнять в основном беспилотные машины.
По словам Бондарева, потенциал для модернизации Су-57 огромен, а из пилотируемой версии разработчики могут сделать полностью беспилотный летательный аппарат.
Этому будет способствовать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, построенное на принципах открытой архитектуры.
Отдельно отмечается, что новый двигатель, заново разработанный планер и отсутствие летчика позволят эксплуатировать самолет на предельных режимах, с постоянными перегрузками в 9 и 10 единиц.
В этом и проявляется уникальность истребителя, при проектировании которого разработчики не стали отказываться от стратегии поражения целей с дальней дистанции, а создали машину, способную реагировать и действовать в любых условиях. Наряду с двигателем и новым планером одним из главных достоинств Су-57 стал комплекс обнаружения, сопряженный со средствами поражения и созданный исключительно для перспективных истребителей.
Комплекс обнаружения целей Н036 «Белка», разработкой которого занимались специалисты из Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В.
Тихомирова, для наилучшей эффективности оснастили активной фазированной антенной решеткой, а вся система состоит из нескольких элементов, расположенных на разных частях планера и позволяющих контролировать сразу несколько секторов воздушного пространства.
Разработчики системы отмечают, что благодаря новой системе Су-57 оказался способен решать широкий спектр задач: от поиска, обнаружения и уничтожения воздушных и наземных целей до разведки и обеспечения навигации.
Позднее на смену РЛС этого типа придут абсолютно новые системы с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Электроника, построенная по новым принципам и решениям, позволит обеспечить сверхширокополосность при передаче данных с одновременной устойчивостью к различным помехам — и это решение не для туманной перспективы, а на ближайшие десятилетия.
Стоит отметить, что все технологии, включая перспективные двигатели, авионику, средства обнаружения и ракетное оружие, уже позволяют назвать Су-57 готовым к самым разным типам боевых действий.
Кроме того, к способностям машины силами разработчиков добавили возможность садиться и взлетать на сверхкоротких взлетно-посадочных полосах, что в перспективе (при незначительных изменениях) позволит построить полноценный палубный истребитель пятого поколения, с помощью которого морская авиация ВМФ России заменит самолеты МиГ-29К/КУБ и Су-33.
Что касается сложностей, связанных с эксплуатацией главных соперников Су-57, то проблемы конкурентов российской машины состоят в том, что ни один из истребителей пятого поколения, включая китайские, японские и американские, не вписывается в понятие универсальной машины для современной войны. Нельзя исключать, что пионерам пятого поколения — американским военным, для доведения собственной авиации до подобных показателей уже в ближайшем будущем вообще может потребоваться совершенно новый самолет.