5:01 / 01.04.17
Легкий многоцелевой самолет Ил-103
Ил-103 — четырёхместный (пилот и три пассажира) одномоторный поршневой пассажирский самолёт-воздушное такси. Самолёт сертифицирован по нормам АП-23 МАК в 1996 году. В качестве двигателя выбран Teledyne Continental Motors IO-360ES мощностью 210 лс. Дальность — 1000 км. Рассматривался проект создания двухмоторного самолёта на его базе.[1]
Ил-103 – легкий многоцелевой самолет авиации общего назначения. Для этой машины обеспечен наивысший уровень безопасности и исключительная производственная технологичность, что позволяет осуществлять крупносерийное производство по доступным ценам. Самолет сочетает в себе высокие аэродинамические характеристики, комфортную, просторную кабину, надежный двигатель и современную авионику. Ил-103 обладает высокой экономической эффективностью и надежностью, может эксплуатироваться в любых климатических условиях. Может использоваться в качестве воздушного такси, патрульного в службах береговой охраны и мониторинга окружающей среды. Также он предназначен для частного использования и как учебный самолет для авиационных учебных заведений.
Самолет Ил-103 в полете / www.airwar.ru
Ил-103 успешно эксплуатируется на коротких ВПП, а также на грунтовых площадках, самолет прост в обслуживании и ремонте. Первый полет самолета состоялся 17 мая 1994г. Летчик-испытатель И.И. Гудков. [2] В марте 1996 г. Ил-103 был сертифицирован Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Большую заинтересованность в этом деле проявили представители FAA (Федеральное авиационное управление США). Они считают, что проект «ИЛ-103» явится неотъемлемой частью нового двухстороннего соглашения между США и Россией, результатом которого станет взаимопризнание процедур сертификации авиационной техники. Сертификация Ил-103 произведена в соответствии с российскими правилами АП-23, которые основаны на части 23 правила FAA, определяющих нормы летной годности для небольших самолетов. Однако, есть и различия. У нас предусмотрены более жесткие требования к креплению шасси в целях обеспечения возможности эксплуатации на взлетно-посадочных полосах с плохо подготовленным покрытием и более жесткие критерии по работе противообле-денительных систем.
Получение сертификата / www.libma.ru
Процесс сертификации по правилам FAA упростился благодаря относительно несложной и традиционной конструкции самолета, а также тем, что примерно 50% оборудования, используемого на Ил-103, производится в США. Это двигатели, воздушный винт и радиоэлектронное оборудование. Российская промышленность постепенно переходит от общепринятой системы военной приемки к гражданской системе контроля качества. Сертификация маленького Ил-103 служит примером того, что российский Авиационный регистр и фирма-производитель самолетов могут гарантировать высокое качество своей продукции. И прогнозируемый «ильюшинцами» рыночный потенциал — около 400 машин в России и возможность выхода на рынки США и Европы — вполне реальная перспектива. Сертификат типа № 89-103 АР МАК получен в феврале 1996 года. Сертификат типа № А45СЕ FAA получен в декабре 1998 года. [3] Ил-103 является многоцелевым четырехместным самолетом. Он первый среди подобных категорий получил межгосударственный авиационный сертификат комитета стран содружества. В 1988 году в СССР объявили конкурс по разработке самолета первоначального обучения. На протяжении двух лет коллектив А. Пупкова спроектировал воздушную машину с автомобильным двигателем ВАЗ.
Главный конструктор — Андрей Пупков / www.libma.ru
Генеральный конструктор — Генрих Новожилов / planetavvs.ru
Проект был успешным, но после изучения мирового рынка генеральный конструктор Генрих Новожилов решил, что на Ил-103 необходимо установить двигатель авиационного типа. На тот момент в разработке моторов для легких самолетов в СССР был только М-14, но он не устраивал по техническим характеристикам. За помощью обратились к заграничным фирмам. Помочь согласились из «Теледайн Континентал Моторс», установив на Ил-103 двигатель IO-360ES. [4] Он обладал мощностью в 210 л.с.
Двигатель IO-360ES / autospost.com
Установка на Ил-103 двигателя IO-360ES / / autospost.com
Из-за нового двигателя конструкцию самолёта решили полностью переделать (период с 1990 по 1993 год). В результате улучшилась авионика и внешний вид самолета. Его макет продемонстрировали на авиасалоне МАКС-93. 17 мая 94 года в небо поднялся первый опытный Ил-103. Его вел И. Гудков. В сентябре 1994 года самолет продемонстрировали в Фарнборо.
Самолет Ил-103 / www.airwar.ru
К самолёту сразу же появился интерес у представителей Англии, самой России, Ирландии и других стран. Первые демонстрации были очень успешными. Конструкторы планировали завершить сертификацию в 1994 году и начать серийное производство, а в 95-м подготовить поставки заказчикам. Постройку решили организовать на Луховицком машиностроительном заводе.
Сборка самолета Ил-103 на Луховицком машиностроительном заводе / www.libma.ru
Однако по причинам плохого финансирования первый серийный самолет поднялся в небо только в конце января 1995 года. Практически ровно через год самолет получил сертификат. Повторно Ил-103 демонстрировался на МАКС-95.
Модификации
Данный самолет по изначально разработанному проекту должен служить для многих целей, что было задумано при его проектировании. Можно применять данное устройство для перевозки пассажиров, связного оборудования, тренировочных и учебных целей, используют его не только с шасси, но и с поплавками, также он приспособлен для движения на лыжном шасси.[5] Есть вероятность, что самолет ИЛ-103 создан для того, чтобы вмещать внутри целую лабораторию. Он может применяться для осуществления экологического контроля, а также в качестве разведчика экологической обстановки не только на суше, но и в море. Еще в октябре 1996 планировалось оснащение самолета новыми параметрами при проведении глубокой модификации данного транспортного средства.
Самолет Ил-103 / www.airwar.ru
Рассматривался вариант, в котором присутствуют сразу два двигателя. На обсуждении находился вопрос по поводу придания мотору мощности 270-280 л.с. Если при данных параметрах применять ту же нагрузку, то с коммерческой точки зрения летно-технические характеристики с позиции взлета и посадки транспортного средства будут значительно улучшены, что, безусловно, отразится на возможности использовать самолет в расширенных целях. Есть вариант модификации модели, которая имеет поплавковую структуру. Данное устройство при проектировке рассчитывалось на использование наиболее мощного двигателя. Он должен был подняться в воздух примерно в 1997 году. Модификация данного транспортного средства, предусматривающая лыжные шасси, взлетела примерно в 1996 году.
Конструкция самолета Ил-103
Воздушный аппарат выполнен по стандартной аэродинамической схеме, крылья низко расположены. Изначально планировалось сконструировать его из алюминия без композитных материалов. Но уже сейчас рассматривается возможность добавления в материал для определенных узлов и механизмов композитных материалов.
Конструктивная схема самолета / Изображение: www.airwar.ru
Хоть конструкция очень проста, все же летные качества достаточно хорошие. Удачно спроектированная компоновка крыла обеспечивает большие несущие свойства в крейсерской конфигурации. Также она сопутствует сохранению статической продольной устойчивости одинаково вне зависимости от того, положительный или отрицательный угол атаки. Следует отметить, что повышение несущих свойств самолета на положительных углах повышается за счет применения однощелевого поворотного закрылка. По сравнению с крейсерской конфигурацией во время выпущенных закрылков критический угол атаки соответствует максимальному положительному значению расчета подъёмной силы. Одновременно сохраняется статическая продольная устойчивость аппарата с выпущенными закрылками в довольно-таки большом диапазоне углов атаки. Управление самолетом очень простое, поскольку осуществляется через педали и ручки. Гашетка для управления рулем высоты находится на ручке управления, что очень удобно для пилота. По левую сторону борта кабины расположена ручка выпуска и уборки закрылков.
Самолет Ил-103 / www.airwar.ru
Максимальный комфорт пилота также предусмотрен возможностью регулирования расстояния до педалей. В случае необходимости по желанию заказчика можно продублировать органы управления. А саму ручку управления могут заменить штурвалом. Относительно топливной системы конструкторы применили обычную схему расположения бака и его агрегатов для подобного класса самолетов. Сначала топливо помещают в крыльевые баки-отсеки, потом оно самотеком перемещается в расходный бак, откуда электрическим насосом подается в двигатель. Расположенный бак на 200 л может вместить в себя 150 кг бензина. Самолет заправляют через крыльевые заливные горловины. В основе силовой установки используется двигатель американского производства IO-36ES. На взлетном режиме при оборотах в 2800 в минуту он развивает мощность в 210 л.с. Крейсерская скорость при оборотах 2500 в минуту – 157 л.с. Двигатель шестицилиндровый, с диаметром и ходом поршня 112,73х98,43 мм в час он израсходует от 25 до 26 кг топлива. Вторым агрегатом является воздушный двухлопастный винт HartzellPropeller 1,9-метрового диаметра. Также по желанию заказчика на самолете можно установить российское или западное пилотажно-навигационное оборудование.
Пилотажное оборудование / www.airwar.ru
Пассажирская кабина Ил-103 / www.airwar.ru
Микроклимат в салоне самолета поддерживается за счет установленной системы кондиционирования. Она же препятствует запотеванию стёкол каминного фонаря. Система рассчитана на три режима работы: вентиляция, обогрев, рециркуляция. Первый осуществляет подачу воздуха из воздухозаборника системы на переднее стекло. Второй подогревает воздух и поставляет его либо на стекло фонаря, либо на низ к ногам пилота и пассажира. Режим рециркуляции связан с подачей неподогретого воздуха на стекла фонаря. Дополнительно установили 2 индивидуальных отверстия вентиляции. Рессорное шасси неубирающееся, трехопорное, с наличием носовой опоры. Благодаря этому самолет можно эксплуатировать на ВВП с твердым и прочным грунтом. Если использовать демпфер на вилке передней опоры, установка колеса происходит по оси самолета. Разработаны два варианта состава пилотажно-навигационного оборудования для самолета Ил-103. К первому относится отечественное оборудование: УС-350, акселерометр, АГР-29, светосигнализаторы, ВР-30ПБ, АЧС-1, указатель высоты ВБМ-1ПБ, ИЗТ9-1, ВА-3, доска управления радиостанцией, индикаторы давления топлива, температуры масла и головок цилиндра. Во второй вариант входит схожее заграничное оборудование фирмы «Бендикс Кинг»: авиагоризонт 305-2В, гирополукомпас, цифровой авиагоризонт, приемоответчик 1А, указатель глиссады VOR/LOC, навигационная многоканальная система «Лоран», вариометр P/N 7060, указатели разворота, скорости и горизонта.
На основные колеса установили гидравлические дисковые тормоза. Также установлена гидравлическая система торможения, которая не имеет источника избыточного давления. Помимо эффективного торможения, она обеспечивает управление аппаратом во время руления на ВПП. Электрооборудование самолета обеспечивается системой электроснабжения с напряжением в 28 В. Основным источником питания в нем является генератор постоянного тока. Также присутствует резервный источник питания. Внешнюю радиосвязь обеспечивает радиостанция УКВ, а внутренние разговоры проходят за счет внутренней телефонной связи.[6] За безопасность пилота и пассажиров отвечает установленная аварийно-спасательная система. В случае возникновения воздушного происшествия покинуть самолет можно с помощью откидных створок фонаря. В спинках сидений размещены парашюты. В салоне есть аптечка.
Три проекции самолета Ил-103 / Изображение: www.airwar.ru
Основные технические характеристики
Геометрические характеристики | |
Длина, м | 8 |
Высота, м | 3,135 |
Размах крыла, м | 10,56 |
Площадь крыла, м² | 14,71 |
Характеристики силовой установки | |
Количество x тип двигателя | 1хПД |
Двигатель | IO-360ES |
Максимальная мощность на валу (МСА, Н=0), л.с. | 210 |
Диаметр винта, м | 1,93 |
Соответствие нормам ИКАО | Прил. 16 Гл. 10 |
Массовые характеристики, кг: |
максимальная взлетная — 1310;
максимальная полезная нагрузка — 350 |
Емкость топливных баков, л | 200 |
Летные характеристики | |
Крейсерская скорость, км/ч | 180-225 |
Высота полета, м | до 4000 |
Практическая дальность полета при нагрузке 240 кг, км | 750 |
Длина разбега, м | 405 |
Длина пробега, м | 575 |
Число мест | |
Экипаж, чел. | 1 |
Пассажиры, чел. | 3 |
Назначенный ресурс | |
Календарный, лет | 15 |
Количество полетов | 20 000 |
Количество летных часов, ч | 14 000 |
При написании материала использовались открытые интернет- источники:
1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.
2. Материалы сайта пресс-службы Группы компаний ОАО «Ильюшин».
3. Материалы сайта библиотеки Libma.ru.
4. Материалы сайта портала о малой авиации Vzletim.aero.
5. Материалы сайта Syl.ru.
6. Материалы сайта AVIA.PRO.
Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Станислав Закарян
12
ИЛ-103: легкий многоцелевой самолет (фото) :
ИЛ-103 — легкий многоцелевой самолет. Разрабатывался АК им. С.В. Ильюшина. Машина имеет множество вариантов применения, при этом рассчитана на 4 пассажиров, довольно компактна и легка в применении. Часто ИЛ-103 используют для перевозки пассажиров, для грузов при этом он не рассчитан. Иногда помогает осуществлять учебные полеты или выступать в качестве связного аппарата.
Особенности модели
Данное устройство обладает двигателем Teledyne Continental Motors IO-360ES. Это довольно старая модель, первый полет которой осуществился 17 мая 1994 года. После этого прошло некоторое время до получения сертификата отечественного образца, так как данная процедура состоялась лишь 15 февраля 1996 года.
Только в 1999 году модель самолета была одобрена США и смогла получить FAA, что означало, что данная машина прошла тесты на соответствие всем нормам. Луховицкий машиностроительный завод отвечает за серийное производство данной модели, поэтому обеспечивается постоянное поступление продукции на отечественный рынок.
Модификации
Данный самолет по изначально разработанному проекту должен служить для многих целей, что было задумано при его проектировании. Можно применять данное устройство для перевозки пассажиров, связного оборудования, тренировочных и учебных целей, используют его не только с шасси, но и с поплавками, также он приспособлен для движения на лыжном шасси.
Есть вероятность, что самолет ИЛ-103 создан для того, чтобы вмещать внутри целую лабораторию. Он может применяться для осуществления экологического контроля, а также в качестве разведчика экологической обстановки не только на суше, но и в море. Еще в октябре 1996 планировалось оснащение самолета новыми параметрами при проведении глубокой модификации данного транспортного средства.
Рассматривался вариант, в котором присутствуют сразу два двигателя. На обсуждении находился вопрос по поводу придания мотору мощности 270-280 л.с.
Если при данных параметрах применять ту же нагрузку, то с коммерческой точки зрения летно-технические характеристики с позиции взлета и посадки транспортного средства будут значительно улучшены, что, безусловно, отразится на возможности использовать самолет в расширенных целях.
Есть вариант модификации модели, которая имеет поплавковую структуру. Данное устройство при проектировке рассчитывалось на использование наиболее мощного двигателя. Он должен был подняться в воздух примерно в 1997 году. Модификация данного транспортного средства, предусматривающая лыжные шасси, взлетела примерно в 1996 году.
Размеры
Длина самолета составляет ровно 8 м. Каждое крыло обладает размахом в 10,56 м. Высота устройства составляет всего-навсего более 3 м, а именно 3,135 м.
ГО обладает размахом почти в 4 м, точнее в 3,9 м. Каждая колея шасси занимает 2,404 м. Винт имеет достаточно внушительный диаметр, так как составляет 1,9 м.
Для пассажиров рассчитано 4 места, при этом есть дополнительное кресло для экипажа.
Силовая установка
Стандартно используется оборудование подходящего образца 1 х Teledyne Continental Motors IO-360ES х 210 л. с.
Если устанавливается крейсерный, то есть самый распространенный режим полета, часовой расход топлива составит примерно -22,3 кг. При этом высота полета должна составлять около 3000 м. Иногда в фирму поступают отдельные заказы.
В этом случае у клиентов есть возможность заказать установку вместо стандартного силового оборудования устройство от компании Lycoming.
ИЛ-103: технические характеристики
Масса устройства рассчитывается в зависимости от положения, в котором находится транспортное средство. Если тема касается взлета, то в целом самолет со всем содержимым может весить максимум 1460 кг, иначе будет зафиксирован перегруз.
Пустой без всех лишних деталей имеет вес 765 кг. Когда учитывается полезная нагрузка, ее максимальное содержание равняется 395 кг. Топливо можно запасти на определенное значение, которое составляет не более 150 кг. Такие представляет ИЛ-103 характеристики.
Фото подтверждают этот факт.
Установка двигателя занимает много места, составляет ровно 158,9 кг, так как является многофункциональной. Данное устройство во время полета может развивать высокую скорость, однако он двигается не быстрее, чем 250 км/ч. Если учитывать только крейсерскую скорость, она составляет 225 км/ч.
Полет рассчитан на максимальную длину в 1070 км. Если учитывать общую длину пробега/пробега эквивалентную 340/250 м., перегрузка рассчитывается из значений +4,4/2,2.
Данные параметры с лучшей стороны характеризуют самолет ИЛ-103, фото которого подтверждают отличный внешний вид и внутреннюю конструкцию устройства.
Оборудование
С 1996 года борт самолета был оборудован бортовыми установками отечественного производства. В 1996 году прошла информация о том, что оборудование устанавливалось только в пилотажной конфигурации, то есть все установки, отвечающие за правильную навигацию, отсутствовали. Через некоторое время появилось навигационное оборудование, которое предоставила компания Bendix King.
Конструкция и материалы
Клепальный цельнометаллический планер установлен во все модификации данной модели самолета. Он выполнен исключительно из алюминия, совмещенного с дополнительными сплавами.
Луховицкий машиностроительный завод поставил самолет ИЛ-103, фото которого указывают на его отличный дизайн, на серийное производство. Для этого используется технология клепки тонколистовых обшивок.
Она разработана в процессе изготовления известного самолета СЛ-90 «Леший».
Конструкция прибора включает в себя множество различных элементов, в частности, сплавы из титана, композиционные материалы, а также плакированный листовой Д-16, что считается оптимальным составом для различных частей самолета.
При производстве самолета используется клепка, обшивки в которой наиболее тонкие. Также применялись стеклопластики в качестве композиционных изделий.
Салон подвергся отделке исключительно из современных материалов, поэтому вся обстановка соответствует основным требованиям по горючести, которые регламентированы в FAR 28.853.
Есть специально установленные системы вентиляции, а также полного обогрева помещения, которые способствуют созданию наиболее комфортных оптимальных условий для полета.
Внутренняя часть самолета частично состоит из оборудования, являющегося разработкой США. Это касается некоторых двигателей, воздушного винта, а также определенной части бортового оборудования.
Базовое исполнение самолета оценивается в $150, ранее устройство стоило дешевле, однако быстро приобрело цену в этой области.
Начало производства
История проектировки и воплощения самолета ИЛ-103 началась в 1988 году. Именно тогда был открыт конкурс на создание машины, за что охотно взялись молодые специалисты, во главе которых стоял Пупков. Проект устройства разрабатывался в инициативном порядке.
Генеральным конструктором стал Новожилов, который охотно поддержал запланированный проект. Через некоторое время конкурс поменял условия, из-за чего самолет ИЛ-103 должен был быть расширенным в плане возможностей его использования.
Технические требования ограничивали только в основных показателях, что дало конструкторам возможность самостоятельно выбрать как концепцию, так и все основные схемы самолета.
Особенности проекта
Условия конкурса также включали необходимость создания такой конструкции, которую можно было бы легко воплотить, причем применительно к разнообразным производственным условиям.
Планировался серийный выпуск устройства, а защита проекта должна была состояться в октябре 1988 года.
На конкурс прислали огромное количество проектов, разнообразие действительно поражало воображение, так как присутствовали образцы с вкраплением новых идей, а также приспособлением элементов, которые в конкретных целях ранее не использовались.
Важные аспекты в проекте
Проектировкой занимались специалисты из ОКБ, обладающие высокой квалификацией. Они помогли осуществить огромный объем работ, связанный с аэродинамической компоновкой.
В специальных аэродинамических моделях оборудовали модели, которые включали несколько различных вариантов. Достаточное количество внимания и должную проработку получила техническая сторона управления устройством.
Разработчики постарались сделать данный аспект наиболее упрощенным. Зону рынка решили сразу расширить, добавив варианты с возможностью размещения нескольких пассажиров.
Испытания устройства
Самолет ИЛ-103 отправился в полет 17 мая 1994 г. Пилотом был Гудков.
Все полученные от первого испытания данные показали отличные характеристики устройства, из-за чего сразу предприняли серийный выпуск данных машин на Луховицком заводе. Летчики отмечают, что ИЛ-103 характеристики имеет отличные.
Также можно выделить хорошее поведение агрегата при сваливании, так как он опускается на нос и сразу начинает набирать скорость, то есть нет проблем с заваливанием на крыло.
При проведении испытаний производились различные маневры, в частности, пилоты попеременно прекращали использование руля направления и высоты, иногда игнорировали функции закрылков или не применяли двигатель. Данный самолет способен осуществить высший пилотаж, что отличает его от аналогичных моделей.
Производились сертификационные испытания, так как в наличии было несколько самолетов, что позволило получить отечественное и американское свидетельства о том, что устройство пригодно к эксплуатации.
Данная машина отличается оптимальными характеристиками и удовлетворительной грузоподъемностью, что позволяет устройству быть востребованным в современное время.
Высокое качество внутренней конструкции и многофункциональность системы управления позволяют применять самолет в различных целях, делая его полезным не только для малогабаритных грузовых, но и для пассажирских перевозок.
Обзор многоцелевого самолета Ил-103
Ил-103 — многоцелевое воздушное судно. Оно предназначено для транспортировки ограниченного количества пассажиров или среднегабаритных грузов. Самолет этой категории первым получил межгосударственный авиационный сертификат стран содружества.
Особенности и преимущества лайнера
Так как Ил-103 самолет многоцелевого назначения, его можно использовать в качестве различных средств перевозки.
Варианты компоновки авиасудна:
- для пассажиров и грузов;
- для обеспечения связи;
- в учебно-тренировочных целях;
- для проведения научно-исследовательской деятельности;
- для проведения морского экологического контроля.
Также возможны варианты оснащения аппарата поплавками и лыжными шасси. В первом случае судно может садиться на водную гладь и без проблем взлетать с нее. Во втором — возможность взлета и посадки в заснеженной местности.
К преимуществам авиасудна относят безопасность и экономичность. Его можно эксплуатирован в различных климатических условиях. Самолет легко поддается управлению. Кабина просторная и комфортная. В полете можно насладиться видом из смотровых окошек.
История создания
В 1988 году в СССР был объявлен конкурс на создание многофункционального летательного аппарата. Он должен был быть небольшого размера. Молодые сотрудники КБ им. Ильюшина решили принять участие в этом состязании. На тот момент у них был за плечами опыт создания Ил-2. Это судно также имело незначительные габариты, но в функциональности было ограничено.
Главный конструктов бюро Г.В. Новожилов поддержал инициативу молодой команды. Они принялись за разработку авиалайнера. Во внимание брали компактность и функциональность будущего судна.
Интересно! Чуть позже правительство внесло коррективы в правила конкурса. Они значительно расширили требования к назначению воздушного судна. Благодаря этому у конструкторов появилось больше возможностей проявить свой талант.
Проект необходимо было сдать до октября 1988 года. Задача стояла непосильная, но молодая команда с ней справилась. В конкурсе приняли участие более 20 проектов. В итоге проект КБ им. Ильюшина прошел утверждение. После этого конструкторы принялись за подготовку документация для серийного производства этого воздушного судна.
В 1993 году самолет модернизировали согласно новым международным стандартам. Его оснастили мощной силовой установкой и новой авиационкой. В 1995 году судно совершило первый полет. По итогам годовых исследований и испытаний в 1996 году ему выдали сертификат летной годности.
Производство самолетов велось с 1997 г. по 2007 г. За это время было сконструировано 4 опытных модели и 51 летательный аппарат.
Конструкция самолета
Летательный аппарат выполнен по стандарту КБ им. Ильюшина. Его крылья расположены низко, что улучшает показатели летных характеристик. Корпус имеет овальную форму с сужением в носовой и хвостовой части. Применение в проекте однощелевого закрылка позволило повысить несущие свойства судна.
Конструкция выполнена из алюминия. В его сплаве не присутствуют композитные материалы. В каркасе имеются ребра жесткости. Они придают ему прочность и надежность. Листы металла закреплены посредством сварки и клепки.
Во внутренней отделке использованы пластик и другие композитные средства. Салон выполнен из практичных и огнестойких материалов. Он соответствует требованиям горючести FAR 28.853.
В кабине размещено 5 кресел в два ряда. Одно предназначено для пилота, остальные — для пассажиров.
Интересно. Самолет называют воздушным такси. Он предназначен для транспортировки пассажиров в комфортных условиях.
Оснащение Ил-103
Самолет оснащен одним прямоточным двигателем IO-360ES от компании Teledyne Continental Motors. Его мощность — 210 л/с. Воздушный винт имеет диаметр 1,93 м. При этом он обеспечивает достаточную скорость при взлете, полете и посадке судна.
В салоне установлены системы вентиляции. С их помощью подаются воздушные массы. Дополнительно монтировали несколько вентиляционных отверстий. Они защищены специальными сетками. Полный обогрев кабины обеспечивает специальное устройство. Оно находится в защищенной от пассажиров зоне.
Также были установлены:
- светосигнализаторы;
- указатели частоты;
- акселерометр;
- доска управления радиостанцией;
- индикаторы топлива;
- устройства, контролирующие температура масла.
Все приборы отечественного и иностранного производства. Благодаря такой комплектации самолет может лететь при плохой видимости.
Шасси Ил-103 трехопорное. Оно не убирается. Это позволяет эксплуатировать авиасудно на ВВП с прочным или твердым грунтом.
Самолет изначально оснащали оборудованием советского производства. По итогам многих проверок было установлено, что оно не соответствует международным летным стандартам. Конструкторами было принято решение заменить его оборудованием иностранного производства. Это позволило повысить безопасность и рентабельность авиасудна.
Технические характеристики
Масса конструкции самолета стандартной комплектации составляет 900 кг.
Другие характеристики:
- длина — 8 м;
- высота — 3,135 м;
- площадь крыла — 14,71 кв.м.;
- размах крыльев — 10,56 м.
Максимальная взлетная масса авиасудна не должна превышать 1310 кг. Срок эксплуатации летательного аппарата по установленным стандартам не превышает 15 лет. Самолет может совершить около 20 000 полетов.
Примечание. По истечении срока эксплуатации или выработки ресурса, самолет подлежит модернизации или ремонту.
Максимальная скорость Ил-103 составляет 220 к/ч. При полной загруженности или стабильном полете крейсерская скорость достигает показателя 180 км/ч. Самолет предназначен для полетов протяженностью не более 800 км на высоте 4000 м.
Компании-эксплуатанты
Российский Авиапром закупил 30 самолетов модели Ил-103. Они эффективно эксплуатируются в лесном хозяйстве. С их помощью проводят разведовательскую деятельность.
Авиапром Беларуси приобрел 4 авиасудна. Один экземпляр был списан. В эксплуатации осталось 3 самолета Ил-103. Государство Перу закупило 6 авиасуден для проведения учений.
В Лаосе находится 3 самолета. Правительство закупило их в 2002 году. Они эксплуатируются в научно-исследовательской деятельности, для транспортировки правительственных служащих.
Академия ВВС Южной Кореи приобрела 23 авиасудна. Ими планировали заменить самолеты T-41D Mescalero, которые выработали свой ресурс. Первые летательные аппараты Ил-103 правительство Южной Кореи получило в 2004 году.
Стоимость
Цена самолетов стандартной комплектации достигает 150 000 дол.США. Ранее она была гораздо ниже. На моделях были установлены контролирующие приборы и авионка российского производства. На данном этапе развития авиационной промышленности практически все отечественные приборы заменены на зарубежные. Ввиду этого стоимость авиасудна повысилась.
Новости
Первая катастрофа с участием Ил-103 произошла в 2011 году в Республике Корея. Выполняя тренировочный полет, самолет упал вблизи военной академии. В результате погибли пилот и инструктор.
В 2012 г. катастрофа произошла в России. Самолет упал, выполняя фигуру высшего пилотажа на предельно-малой высоте. В 2015 году авиасудна потерпело крушение в Республике Беларусь. Оно упало в ходе исследования лесополосы.
В 2016 году падение Ил-103 произошло в России в Алтайском крае. По результатам проверки было установлено, что у судна отказал двигатель.
Посмотрите обзор полета на Ил-103
Ил-103 / Легкий многоцелевой самолет
Легкий многоцелевой самолет Ил-103 разработки АК им. С.В. Ильюшина, рассчитаный на четырех пассажиров, может быть использован в качестве пассажирского, связного или учебно-тренировочного. Он оснащен двигателем Teledyne Continental Motors IO-360ES. Первый полет Ил-103 выполнил 17 мая 1994 года, а отечественный сертификат типа получил 15 февраля 1996 года.
В начале 1999 года самолет получил сертификат типа на соответствие требованиям ═ и нормам FAA США. Серийное производство Ил-103 ведется на Луховицком машиностроительном заводе.Легкий многоцелевой самолет
МОДИФИКАЦИИ.
По проекту самолет имеет многоцелевое назначение и может быть использован в качестве пассажирского, связного, учебно-тренировочного, а так же на поплавках и лыжном шасси.
Возможно создание самолета Ил-103 в вариантах самолета-лаборатории экологического контроля и морского экологического разведчика. Известно, что в начале октября 1996 года продолжалось проектирование и рассмотрение основных параметров глубокой модификации самолета Ил-103 в двухдвигательном варианте. Рассматривается возможность применения двигателей мощностью 270-280 л.с. фирм Teledyne Continental Motors или Lycoming, что при той же максимальной коммерческой нагрузке должно резко улучшить основные летно-технические и прежде всего взлетно-посадочные характеристики самолета. Поплавковый вариант самолета рассчитан на применение нового более мощного двигателя, планируется поднять в воздух поплавковый вариант в течение 1997 года. Модификация самолета на лыжном шасси должна совершить первый полет уже в 1996 году.
РАЗМЕРЫ.Длина 8,00 м; размах крыла 10,56 м; высота 3,135 м; размах ГО 3,90 м; колея шасси 2,404 м; диаметр винта 1,9 м.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипажа -1; пассажиров -4.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. 1 х Teledyne Continental Motors IO-360ES х 210 л.с. Часовой расход топлива на крейсерском режиме полета на высоте 3000 м -22,3 кг.
По отдельным заказам предусматривается возможность установки двигателя фирмы Lycoming.
МАССА. Максимальная взлетная 1460 кг; пустого 765 кг; максимальная полезной нагрузки 395 кг; максимального запаса топлива 150 кг; сухая двигателя с агрегатами 158,9 кг.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 250 км/ч; крейсерская скорость 225 км/ч; дальность полета 1070 км; длина разбега/пробега 340/250 м; перегрузки +4,4/2,2.
ОБОРУДОВАНИЕ. В середине 1996 года на самолете устанавливалось отечественное бортовое оборудование. По данным на начало 1996 года устанавливалось только пилотажное оборудование -навигационное оборудование отсутствовало. В ближайшее время планируется оснащать самолеты Ил-103 навигационным оборудованием фирмы Bendix King.
КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ. Самолеты всех модификаций имеют клепальный цельнометаллический планер из алюминиевых сплавов.
При освоении самолета в серийном производстве Луховицкий машиностроительный завод использовал опыт клепки тонколистовых обшивок, полученный при производстве самолета СЛ-90 Леший. В конструкции планера применены плакированный листовой Д-16, титановые сплавы, композиционные материалы. В производстве самолета применяется специальная клепка особо тонких обшивок и композиционных стеклопластиков. Применение современных материалов для отделки салона самолета обеспечило выполнение норм по горючести FAR 28.853.
Устанавливаемые системы вентиляции и обогрева создают достаточно комфортные условия полета. В конструкции самолета используются двигатели, воздушный винт и часть бортового оборудования производства США.
В ОКБ рассматривается возможность применения в конструкции планера самолета композиционных материалов.
СТОИМОСТЬ И ФИНАНСИРОВАНИЕ. Стоимость самолета в стандартном (базовом) исполнении составляет $150 тысяч (ранее сообщалось о стоимости базового самолета, равной $120-130 тысяч).
СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ. Первый полет самолета состоялся 17 мая 1994 года. За период 1994-1995 гг. было проведено 414 полетов на 3 опытных самолетах.
Отечественный постоянный (без ограничений) сертификат типа на самолет Ил-103 получен 15 февраля 1996 года. Самолет сертифицирован по нормам FAR-23 и АП-23 (МАК), по шуму на местности -по приложению 16 ICAO. Эксплуатационная документация -АТА 100. Производство самолета Ил-103 на Луховицком машиностроительном заводе сертифицировано в феврале 1996 года. Несмотря на получение сертификата типа на самолет продолжаются его испытания на расширение применения самолета, в частности, по проведению полетов ночью.
Самолет Ил-103 в конце октября 1996 года завершил участие в сертификационных испытаниях, направленных на взаимное с США признание сертификатов типа. Сертификат типа на соответствие Ил-103 требованиям и нормам FAA США получил в начале 1999 года.
ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК. Серийное производство самолетов Ил-103 организовано и ведется на Луховицком машиностроительном заводе, входящем в ВПК МАПО МиГ. Первый полет самолета, построенного в Луховицах состоялся 30 января 1995 года. По данным на середину декабря 1996 года, в запуске находятся 15 самолетов Ил-103. Выпущено 10 самолетов.
Специалисты АК Ильюшин высоко оценивают качество производимых на заводе самолетов. Минимальная программа выпуска, принятая при освоении производством составляет 100 самолетов.
Первый самолет Ил-103 был закуплен авиакомпанией Полюс. На первом серийном самолете # 10321 в апреле 1996 года проводились полеты гражданином ЮАР.
По состоянию на конец 1995 года поставка заказываемого самолета производится через 150 дней после заказа.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Начало разработки проекта -1991 год. Самолет находится в серийном производстве. По состоянию на декабрь, проданы первые 3 самолета (российским покупателям). Имеются сотни заявок на поставку самолета. Завод к августу 1996 года уже имел 5 подписанных контрактов на поставку самолетов Ил-103.
Представители фирмы Ильюшин прогнозируют рыночный потенциал самолета только в России в 300-400 машин.
Руководство АК Ильюшин очень внимательно относится к потенциальным покупателям самолетов Ил-103 за рубежом. Большее внимание (не в ущерб другим покупателям) уделяется грамотным эксплуатантам с перспективой их возможного в дальнейшем перевоплощением в региональных дилеров фирмы Ильюшин. В стадии формирования находится дилерская сеть по реализации на авиационном рынке самолетов типа И-1Л разработки АО Интеравиа и Ил-103, производимых серийно. Луховицкий машиностроительный завод имеет много предложений зарубежных фирм о сотрудничестве в реализации этих самолетов. Так как серийное производство самолетов только разворачивается, то преждевременно говорить о характере и объемах деятельности формируемой сети, однако требования российского завода-изготовителя И-1Л и Ил-103 к зарубежным партнерам деловые и достаточно жесткие.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Основанием для начала разработки самолета послужило техническое задание от бывшего ДОСААФ после конкурса, объявленного в 1988 году в журнале Крылья Родины на лучший проект самолета первоначального обучения.
В период 1990-1993 годов самолет был практически заново перепроектирован под двигатель фирмы Teledyne Continental Motors вместо планировавшегося вначале отечественного двигателя ВАЗ.
Главный конструктор -Андрей Пупков.
РАЗРАБОТЧИК Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина
Гродно24: 23 декабря 2015-го года Следственный комитет назвал причину крушения самолета Ил…
27.08.2015 Таликов: переговоры с КНР о поставках Ил-103 идут медленно
РИА «Новости»: Россия и Китай ведут переговоры о возможных поставках легких «воздушных такси» И…
Ил-103 — маленький, да не удаленький
Всем зашедшим — привет! Давайте сегодня отвлечёмся от проблем мирового масштаба, от громких, тяжёлых лайнеров и окунёмся в атмосферу лёгких, маленьких, красивых самолётиков. Так бы я начал свою статью про Ил-103, если бы… Эх, ну вот почему в любую отечественную разработку влезает это мерзкое, коварное, не сулящее ничего хорошего «если бы».
Собственно, встречайте — Ил-103!
Ил-103 над речкойИл-103 над речкойИл-103 над речкой
Если мы будем перечислять советские самолёты, рассчитанные на двух-четырех пассажиров, мы заметим интересный факт. На ум приходит не такое большое количество лiтаков — пожалуй, Як-12, Як-18Т, Вильга-35а… И…
Всё? Да пожалуй, что из более-менее известных — да. Так уж исторически сложилось — в СССР личный самолёт был просто не нужен.
А зачем, когда между городами были организованы перелёты на Ан-2, LET-410 или Як-40? Российская авиация переняла эту традицию…
История практически всей современной российской авиации начинается с фразы «вернёмся в восьмидесятые годы прошлого века». Итак, СССР, 1988 год, когда в журнале «Крылья Родины» появилось сообщение о проведении конкурса на создание новой машины первоначального обучения. В КБ Ильюшина из относительно небольших самолётов был создан Ил-2, но попробовать стоило.
Хочется заметить, что с самого начала формулировка условий конкурса предполагала серийный выпуск модели: «…Технология должна быть простой, обеспечивающей низкую трудоемкость в различных условиях производства…». Кроме того, намечались довольно жёсткие сроки: проект самолёта должен был быть представлен в октябре того же года (статья вышла в выпуске за май).
Изначально получавшийся самолёт не выделялся из толпы того, что было представлено на конкурс — там были цельнодеревянные, цельнометаллические варианты, самолёты с двигателями от самолётов, самолёты с двигателями от машин, самолёты с двигателями от мотоциклов… На Ил-103 изначально тоже должен был стоять мотор от автомобиля ВАЗ, но позже от этой идеи отказались.
..
Из всех представленных вариантов комиссия отобрала наиболее перспективные в количестве 21 единицы. Среди них был самолет Ильюшина под будущим названием Ил-103.
После этого для развития проекта были приглашены лучшие сотрудники конструкторского бюро.
Они выполнили большие работы по созданию оптимальной аэродинамической компоновки, легкого техобслуживания и широкой пригодности для модернизации.
Рассматривая облик новой машины, ильюшинцы изучили структуру международного рынка и, в частности, рынка авиации общего назначения США (он казался, да и сейчас кажется наиболее перспективным для самолётов такого же класса).
И тут выявилась очень существенная сторона: оказалось, что по новому страховому законодательству большую часть страховой ответственности несет изготовитель авиационной техники. В результате, например, выпуск легких самолетов семейства «Piper» упал с 17000 экземпляров в год до 900.
Анализ показал, что к 1997 году основная часть легких летательных аппаратов такого класса состарится и появится очень перспективная «дыра» в рынке. Так родилась идея делать еще и вариант пассажирского самолета на 4 — 5 мест.
В частности из-за направленности машины на мировой рынок, в частности из-за «солидности» КБ (негоже было поставлять самолёт с двигателем от машины) был пересмотрен вариант установки двигателя. Так Ил-103 получил силовую установку I0-360ES, которая обеспечивала мощность до 210 л. с.
, производства американской фирмы Teledyne Continental Motors. Вскоре после отправки официального предложения о сотрудничестве в ОКБ Ильюшина получили в ответ согласие. Американская компания открыла рядом с конструкторским бюро представительство, что упростило дальнейшее взаимодействие.
Выбранный двигатель прекрасно сочетался с внешним видом самолета, придавая ему особый стиль.
Так получилось, что за время разработки успело смениться государство, исчезли как таковые государственные испытания, а им на смену пришли _мировые_стандарты_.
Разная судьба у этих самолётов…
Первый полет на Ил-103 выполнен 17 мая 1994 года под управлением И. И. Гудкова. После проведения необходимых испытаний был сделан вывод, что производство самолета можно начинать в ближайшее время.
Уже 30 января следующего года первая серийная машина поднялась в небо. Летчики, которым доводилось летать на Ил-103, оставляли о самолете положительные отзывы.
Все хвалили его характеристики и управляемость при сваливании.
И такое, к сожалению, бывает…И такое, к сожалению, бывает…И такое, к сожалению, бывает…
Еще на этапе испытаний, когда машина только тестировалось, летчикам удавалось посадить ее с выключенным двигателем и без использования отдельных элементов управления.
Так, например, на Ил-103 летчики реально показали эффект рассогласования закрылков в полете в аварийной ситуации: один закрылок оставался в нормальном положении, другой — выпускали до 30 градусов и крен парировали элеронами, то есть имитировали отказ и далее совершали нормальную посадку. Испытали самолет на посадку без элеронов, без руля высоты, без руля направления. Это были реальные посадки с использованием триммеров. А потом, наоборот, имитировали отказ триммера (увод триммера в крайнее положение). Выполняли посадки без закрылков, без работающего двигателя. Бывалые летчики сравнивают Ил-103 с заслуженным Як-18, и такая преемственность приятна.
Уникальная раскраска…Уникальная раскраска…
Но весомость и значимость Ил-103 не только в том, что он по своим данным нисколько не уступает лучшим мировым аналогам. Работа над ним явилась основой для взаимного признания норм летной годности в России и США. Речь идет о том, что самолет проходил сертификацию в Авиарегистре МАК по новым нормам АП-23.
Одновременно впервые в России сертификация проводилась по нормам летной годности США (FAR-23) — по так называемой «теневой сертификации». В результате этой работы будет взаимопризнание процедур сертификации авиационной техники между Российской Федерацией и США. Конструкторское бюро имени Ильюшина имеет в России сертификат No.1 производителя авиационной техники.
А по категории малых самолетов сертификат типа No.1 получил Ил-103.
Согласно эксплутационным характеристикам самолет рассчитан на 15 лет эксплуатации или 14 000 летных часов.Самолет может эксплуатироваться как воздушное такси; средство патрулирования прибрежных зон; для проведения научно-исследовательских работ; передвижная лаборатория для осуществления экологического контроля.
Но. Казалось бы, при всех выдающихся качествах машины, при простоте её обслуживания и неприхотливости, число выпущенных экземпляров не радует от слова совсем. 66 самолётов? Ну, да, это, конечно, серийно производимый самолёт…
Основным эксплуатантом Ил-103 стала Россия. Всего было закуплено 30 машин разных вариаций. Применяются они для выполнения работ в лесном хозяйстве и разведывательной деятельности на приграничных территориях. Из стран СНГ интерес к самолету проявила только Беларусь. Государством было приобретено 4 машины, но одна из них уже списана. Используются только 3.
Из зарубежных стран больше всего самолетов купила Южная Корея. Для нее выпустили 23 машины, которые давно были переданы заказчику. Целью приобретения стала замена имеющихся T-41D, которые морально устарели и выработали ресурс. Лаос купил только 3 самолета, которые были переданы еще в 2002 году.
Перу произвел закупку 6 самолетов, использующихся для обучения будущих пилотов и оттачивания различных навыков.
Заявленный производителем срок эксплуатации самолета – 15 лет, 20 тысяч полетов или 14 тысяч летных часов. Когда ресурс выработан, требуется проведение глубокого ремонта или модернизации.
Производство Ил-103 велось с 1997 по 2007 год. За этот промежуток было произведено 66 самолетов.
Они поставлялись в разных компоновках, включая варианты для перевозки пассажиров или грузов, обучения пилотированию, проведения экологического контроля, а также выполнения научных или разведывательных операций. Многие говорят, что проект стал успешным…
Честно, на фоне различных Цессен и Пайперов… Но, в любом случае, этот самолёт достиг серийного производства и не канул в лету, как многое из того периода.
В ближайшие годы самолет может получить глубокую модернизацию. Если она будет произведена, то Ил-103 вновь начнет производиться.
Согласно имеющимся сведениям, новая модернизированная модель получит улучшенный двигатель, а некоторые алюминиевые элементы корпуса будут заменены на композитные.
Представитель ОКБ Ильюшина заявил, что потенциальный выпуск модернизированного самолета имеет хорошие перспективы, а продаваться он будет по цене до 200 тыс. долларов.
Ил-103 показал себя с лучшей стороны и вызвал широкий интерес публики. Несмотря на снятие с производства, самолет активно используется до сих пор. Возможная будущая модификация может привлечь новых потенциальных заказчиков и сделать машину еще популярнее. Сроки ее выпуска пока не сообщаются.
Если же вы захотите приобрести себе Ил-103, вас ждёт облом… Стоимость самолёта (НЕ НОВОГО, новый приобрести нельзя) варьируется в районе 10 млн рублей.
Раньше самолёт стоил дешевле, но так как советско-российское оборудование на борту было заменено иностранными аналогами, то цена соответственно возросла.
И вот тут-то главная проблема — за 3-4 миллиона рублей можно приобрести 172 Цессну, причём прямо сейчас в ЕКБ за 3299000 продаётся 172-я, оснащённая системой Garmin 625.
И тут вопрос — а стоит ли оно того?..