Штурмовик ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Долгое время с подачи маститых историков формировалось мнение о том, что перед войной для повышения боеспособности Красной Армии делалось мало, на вооружение принимались образцы морально устаревшие и в недостаточном количестве.

Если проанализировать советское оружие, спроектированное, разработанное, прошедшее испытания во второй половине 30-х годов и в самом конце десятилетия, то можно убедиться, что оружие Победы ковалось загодя, и именно им была сокрушена гитлеровская военная машина.

Автоматы ППШ, танки Т-34 и КВ, самолеты Лавочкина, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Поликарпова, Петлякова стали символами великой битвы, подобно мечам и латам древнерусских ратников. Каждый из этих образцов достоин того, чтобы ему был посвящен отдельный подробный обзор.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Ил-2, штурмовик, прозванный солдатами Вермахта «черной смертью», «мясорубкой», «железным Густавом» и другими лестными для оружия именами, — один из шедевров советского инженерного искусства. Об истории его создания и некоторых особенностях конструкции пойдет речь в этой статье.

Главное революционное решение

Концепция любого образца вооружений напрямую связана с конкретными тактическими задачами, которые предстоит решать военным на поле боя. В случае со штурмовиком Ил-2 вопрос состоял в возможности оказания воздушной поддержки наземным подразделениям.

Основная проблема, с которой сталкивались конструкторские бюро в разных странах, заключалась в видимом техническом противоречии между уязвимостью авиации со стороны зенитных стрелковых средств и малой высотой требуемого полета для нанесения прицельных ударов.

Все самолеты подобного класса, создаваемые за рубежом, имели только местное бронирование, защищающее членов экипажа (обычно сиденья и спинки). Если кто-то и пытался уберечь пилота, то достигалось это увеличением слоя металла, что приводило к ухудшению летных характеристик (дальности, массы полезной нагрузки, маневренности и т. д.).

Навесная броня в виде плит скверно сказывалась на аэродинамике. Самолет Ил-2 уже на этапе творческого замысла был иным, его корпус сочетал несущие и защитные свойства. В отличие от «Юнкерсов-87» или японских «Хирю», его фюзеляж не имел привычных шпангоутов и лонжеронов, жесткость конструкции придавала броня.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

От замысла до исполнения

В январе 1938 года авиаконструктор С. В. Ильюшин совершил отчаянный поступок. Он изложил свои соображения о новом штурмовике на бумаге (в виде докладной записки) и отправил ее в Кремль, Сталину. Смелость этого шага сегодня даже трудно оценить, инженер брал на себя большую ответственность, но он верил в силы возглавляемого им коллектива, как и в свои собственные.

Он обещал, что новый самолет будет отлично защищенной машиной, которая сможет доставлять на расстояние до 800 км со скоростью свыше 400 км/ч полтонны бомб и реактивных снарядов. Сталин заинтересовался этим проектом и «дал добро».

Через год проект в целом был готов, а осенью 1939 года знаменитый летчик-испытатель Коккинаки уже поднимал в воздух БШ-2 (он же ЦКБ-55), получивший позже название Ил-2.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Ломая стереотипы

До появления нового советского штурмовика мировое авиастроение не знало машин, которые могут выполнять боевые задачи в условиях мощного огневого противодействия.

Успеха в нанесении бомбовых ударов с малых высот самолеты могли добиться только в случае внезапного нападения на аэродромы противника, обезвреживания зенитных батарей, нарушения коммуникаций и связи, уничтожения штабов. Собственно, именно в этом заключалась стратегия молниеносной войны, разработанная в Германии во второй половине тридцатых годов.

Поэтому Ил-2 — штурмовик, способный выдерживать попадания снарядов, — не был оценен в должной мере даже советским руководством, перед войной посчитавшим меры, принятые для обеспечения высокой живучести, излишними.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Как Ильюшин боролся за двухместную компоновку

Первый вариант штурмовика предполагал размещение в защищенном фюзеляже двух летчиков (пилота и стрелка-пулеметчика, защищавшего заднюю полусферу). Дополнительный вес снижал дальность полета, но повышал безопасность в условиях вероятного воздушного боя. Военная доктрина, принятая в конце тридцатых, учитывала только один вариант развития ожидаемой войны — наступательный.

Другими словами, «малые потери на чужой территории». Проведение глубинных стратегических операций требовало воздушной поддержки, и топливные баки конструктору предложили нарастить за счет места второго члена экипажа. Так штурмовик стал одноместным, а гаргот (продолговатый участок остекления) пришлось убрать, заменив его обтекателем.

Летчики и авиатехники в первые же дни войны интуитивно пришли к начальному конструктивному решению, и на полевых аэродромах начали самостоятельно восстанавливать прежнюю компоновку Ил-2. Фото переделанных кустарным способом самолетов с демонтированными обтекателями сегодня поражают.

Стрелки сидели в отверстии без остекления, ничем не защищенные, но «заходить в хвост» асы Люфтваффе рисковали реже. В некоторых случаях «срабатывала» даже палка, имитирующая ствол пулемета.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Двигатель

ЦКБ-55 (прототип Ил-2) был оснащен 1350-сильным мотором АМ-35. В дальнейшем штурмовик получил более мощный АМ-38, но на втором месяце войны его поставки оказались под угрозой. Была вероятность, что потребуется срочно переходить на другой тип мотора, наиболее приемлемым оказался М-82, но у него были другие установочные размеры и характеристики.

Для его установки в КБ решили частично снять бронирование и изменить компоновку. К счастью, эти изменения в дальнейшем утратили актуальность, и запускать в серию эту модификацию не пришлось. Основной двигатель Ил-2 с 1942 года – АМ-38Ф (буква «Ф» означает «форсированный»). Его мощность (1720 л. с.) позволяла разгонять штурмовик до скорости 420 км/ч при полной боевой нагрузке.

Взлетный вес превысил 6 тонн.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Вооружение

Самолет Ил-2 часто называли летающим танком. Это лестное имя заслужено не только отличной и рациональной броневой защитой, но и мощью вооружений.

Не каждый танк времен Второй мировой войны мог вести огонь двумя скорострельными пушками (ВЯ-23, калибр 23 мм) и двумя пулеметами (ШКАС, 7,62 мм). Кроме этого, под крылом на внешних подвесках размещались до восьми НУРСов (РС-132 или РС-82).

В бомбовых отсеках и на внешних пилонах были и другие «гостинцы» для захватчиков общим весом до 600 кг — это могли быть фугасы или противотанковые кумулятивные заряды.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Живучесть

О том, как израненные самолеты Ил-2 возвращались на свои аэродромы, написано в мемуарах и рассказано пилотами-ветеранами немало. Бронирование главных узлов и жизненно важных агрегатов сыграло важную роль в обеспечении потрясающей живучести этой машины.

Также имело значение и применение протектированных баков, которые, в отличие от металлических, при нарушении целостности самозатягивались, не давая горючему вытечь. Специальное химическое вещество (протектор) при доступе воздуха твердело, закрывая пробоины.

Только во второй половине войны многие детали самолета стали выполнять из металла, обшивка плоскостей и хвостовой части, а также предкрылки изготавливались до 1943 года из клееной фанеры и древесины, элероны покрывались пропитанным полотном.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Крылатая легенда

Более массового самолета война не знала.

Ил-2 стал настоящей легендой, он вошел в список лучших самолетов Второй мировой войны. Ареал его боевого применения охватил весь фронт — от северный морей до Кавказа. Штурмовик топил вражеские корабли и наносил удары по отступающему врагу. В 1945 году нашим летчикам довелось «отработать» и по логову агрессора, Берлину.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

После войны самолет Ил-2 был подвергнут глубокой модернизации, на его базе КБ Ильюшина создало новый самолет фронтовой поддержки — Ил-10 с усовершенствованной аэродинамикой и улучшенными летными характеристиками. А заслуженные ветераны Ил-2 во многих странах Европы и в нашей родной стране заняли места на пьедесталах и в музеях.

Ил-2 — наша гордость или ошибка ?

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Знаменитый «летающий танк» — штурмовик Ил-2.

Роль, которую сыграл этот самолёт в Великой Отечественной войне, трудно переоценить. Однако в последнее время по поводу заслуженной машины часто раздаются высказывания, в которых она представляется… страшной ошибкой советского самолётостроения, «летающим гробом» — идеальной мишенью для немецких асов, унесшей десятки тысяч жизней наших лётчиков и воздушных стрелков.

Действительно, на протяжении многих лет Ил-2 безоговорочно представлялся в нашей печати как самый лучший и самый массовый самолёт Второй Мировой войны, и любая критика в его адрес казалась святотатством. Теперь же отдельные «знатоки» авиации ударились в другую крайность… Так в газете «Начало» № 9 за 1991 год была помещена статья «Шапками закидали». И написано в ней буквально следующее:

«Советский штурмовик Ил-2 уступал немецкому Ju-87 в высоте потолка — в 1,5 раза, в дальности полёта — в 4 раза, в бомбовой нагрузке — в 3 раза, превосходя в пушечно — пулемётном вооружении всего на 1 пулемёт. Короче говоря, прославленный Ил-2 был машиной дешёвой, простой и плохой. Он стал самолётом для «смертников». Средняя живучесть этой машины, как показала практика его применения, — всего 5 боевых вылетов».

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87D.

Такое вот мнение. Не понятно только, почему автор сравнивает самолёты разных классов — штурмовик и пикирующий бомбардировщик и откуда он взял такие цифры ?

( Немецкий пикировщик Junkers Ju-87 использовался в качестве штурмовика не от хорошей жизни.

Хотя его отдельные варианты, в том числе вооружённые и 37-мм пушками, были опасным противником для танков и других бронированных целей, относительно слабое бронирование и защитное вооружение очень скоро превратило эти машины в лёгкую добычу для советских истребителей.

Под влиянием больших потерь и нарастающего успеха Ил-2 немецкие конструкторы предприняли попытку довести «до ума» свой самолёт — штурмовик Henschel Hs-129. Было построено около 900 экземпляров этих машин в разлизных вариантах, однако по комплексу лётно — техничеких характеристик они заметно уступали нашему Ил-2. )

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Немецкий двухмоторный штурмовик Henschel Hs-129В.

Статистика — вещь упрямая, и свидетельствует она то, что на каждый потерянный Ил-2 в среднем приходилось 30 боевых вылетов. Конечно, на начальном этапе войны, когда немецкие истребители буквально с ходу расстреливали наши одноместные «Илы», лишённые оборонительного вооружения, потери штурмовиков были очень большими.

Однако, такая же участь постигла и многие другие наши самолёты — СБ, Р-5, ТБ-3 и другие.

Но уже во второй половине Великой Отечественной войны, когда наша авиация лишила противника превосходства в воздухе, у «Илов» начало появляться солидное истребительное прикрытие, да и сами лётчики — штурмовики с успехом стали применять эффективный оборонительный маневр «круг», в результате чего боевые потери в штурмовой авиации значительно сократились.

Что же касается больших потерь от зенитного огня, то они обусловливались чрезвычайно сильной системой ПВО переднего края обороны противника, и любой другой самолёт в подобной ситуации оказался бы ещё более уязвим.

Конечно, можно задать вопрос: почему же тогда наши союзники, использовавшие на западном фронте в качестве штурмовиков тяжёлые истребители «Тайфун» и «Тандерболт», нанесшие немцам значительный урон, имели относительно малые потери ?   Может быть эти машины оказались более эффективными, чем бронированный Ил-2 ?   Оказывается, нет. Просто активное использование «Тандерболтов»  ( около 200 машин этого типа, между прочим, было поставлено и в Советский Союз по ленд — лизу ), в качестве штурмовиков началось в 1944 году, когда фронтовая истребительная авиация немцев почти бездействовала, а перехватчики ПВО были заняты отражением налётов «Летающих крепостей». Да и «штурмовики» союзников «работали» не по переднему краю обороны противника, а в его тылу, скрывая военные перевозки и занимаясь свободной охотой за железнодорожными составами и автомобильными колоннами.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Американский тяжёлый истребитель P-47D «Тандерболт».2-й ГвИАП ВВС Северного флота, аэродром Ваенга, 1945 год.

Естественно, что подобные цели не могли прикрываться мощной системой ПВО. Но если бы «Тайфуны» и «Тандерболты» вдруг оказались на восточном фронте, их потери от зенитного огня стали бы намного больше.

В этом плане у Ил-2 были некоторые преимущества.

И хотя бронекорпус не спасал от немецких зенитных снарядов, зато пилот и двигатель были надёжно защищены от пуль и осколков, которых в самолёт попадало немало.

Правда, с безопасностью воздушных стрелков, находившихся вне бронекорпуса, дело обстояло гораздо хуже. Действительно, на одного погибшего лётчика приходилось примерно 7 убитых стрелков  ( именно поэтому на роль стрелков часто направляли «солдат — штрафников» ). Проблема эта была решена только на самолёте Ил-10, где оба члена экипажа размещались уже в общем бронекорпусе.

Существенным недостатком Ил-2 «специалисты» называют его двигатель жидкостного охлаждения, потребовавший дополнительного бронирования. Сейчас, спустя более полувека, они упрекают Ильюшина в том, что он не поставил на самолёт более живучий звёздообразныё двигатель воздушного охлаждения.

Да, это правда, но где бы он взял тогда этот двигатель ?   Когда самолёт проектировался, подобных двигателей необходимой мощности у нас просто не было. И только установка невысотного АМ-38 могла дать машине жизнь. Неудивительно, что более совершенный штурмовик Су-6 с мотором М-71 в серию так и не пошёл. Ведь его двигатель был опытным. Конечно, С. В.

Читайте также:  Почему самолет оставляет белый след и как он называется: реактивный, спутный, конденсационный и инверсионный

Ильюшин прекрасно понимал проблему живучести силовой установки, но пойти другим, «правильным» путём он тогда просто не мог.

Наверное, всем читателям приходилось слышать, что Ил-2 был тяжёлым и неповоротливым, а отсюда и его большие потери. Да, но ведь это был штурмовик, а не истребитель.

Ведь никто не говорит о том, что Пе-2 или Ил-4 уступали в маневренности вражеским истребителям.

Штурмовик, как и бомбардировщик, должен в первую очередь поражать наземные цели, а от истребителей противника прикрываться своими истребителями сопровождения.

Не вина, а беда наших лётчиков — штурмовиков в том, что они почти половину войны летали на боевые задания без истребительного прикрытия. Да и откуда у молодых ребят, только — только научившихся летать по ускоренной программе, мог взяться опыт ведения оборонительного воздушного боя ?   Многие из них прибывали на фронт, имея лишь… 10 часов налёта на штурмовике !

Отсюда и упрощённая тактика боевого применения — атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего самолёт подвергался прицельному сосредоточенному огню зениток. Отсюда и те огромные потери…

Кстати, сам Ил-2 оказался не таким уж «утюгом», каким его порой представляют. Опытные лётчики могли крутить на нём даже фигуры высшего пилотажа и довольно успешно вели оборонительные воздушные бои один на один с истребителями противника. Многие лётчики — штурмовики имели на своём счету по несколько личных побед, не счетая самолётов сбитых в групповых воздушных боях.

Мало того, учебные воздушные бои показали, что на малой высоте Ил-2 может с успехом «отбиваться» даже от более маневренных истребителей конструкции Яковлева.

Что же касается Ил-10, то он на малых высотах не только мог с успехом вести маневренный воздушный бой, но и по скорости полёта у земли почти не уступал основным истребителям противника.

К сожалению, в большинстве своём лётчики «Илов» не были обучены ведению воздушного боя.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Штурмовик Ил-10 оказался достойным приемником Ил-2.

Теперь несколько слов о вооружении Ил-2. Неискушённому читателю мало что говорят слова о том, что на самолёте стояли две пушки «ВЯ» калибра 23 мм. Ведь это всего на 3 мм больше, чем у знаменитой пушки «ШВАК», стоявшей на многих наших истребителях.

Однако тот, кто хотя бы немного знает эти пушки, отметит бесспорно более высокую эффективность первой. Фактически авиационная пушка «ШВАК»  
( близкими к ней были и немецкие пушки «MG/FF» и «MG-151/20» )  являлась усовершенствованным крупнокалиберным пулемётом с увеличенным до 20-мм диаметром ствола.

Естественно, что и гильза её снаряда осталась такой же, как и у пулемёта калибра 12,7-мм. Снаряд же пушки «ВЯ» при чуть большем диаметре был значительно длиннее и вдвое тяжелее !   Не случайно немецкие истребители так боялись лобовых атак советских штурмовиков.

Да и для поражения наземных целей пушки «ВЯ» оказались весьма эффективными, особенно когда атака сопровождалась пусками реактивных снарядов.

Анализ концепции штурмовика Ил-2 убедительно доказывает, что такой самолёт появился очень своевременно и сыграл исключительно важную роль в сдерживании немецких танков и мотопехотных колонн в начальный период войны, а затем помог нашим войскам развивать наступление.

Ил-2 был, пожалуй, единственным нашим самолётом, который в 1941 году в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации продолжал громить наступавшего противника. Именно в этот период и прозвучали известные слова И. В. Сталина: «…Ил-2 нужны фронту как воздух».

Но не сыграли ли слова Верховного главнокомандующего злую шутку с этим замечательным самолётом ?   Во благо ли пошло то беспримерное количество «Илов», выпущенных авиазаводами в годы войны — более 36 000 ?   Какие огромные материальные и людские ресурсы нашей оборонной промышленности поглотило гипертрофированное производство этой машины ?   К каким последствиям это привело ?

Не секрет, что на протяжении почти всей войны «Илы» составляли более половины общей численности наших ВВС. Совершенно ясно, что тут никаких истребителей не хватит для их воздушного прикрытия. Отсюда вытекает ещё одна причина больших потерь наших штурмовиков.

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Мало того, Ил-2 часто привлекались к выполнению несвойственных для штурмовиков боевых задач — разведке, обычной бомбардировке железнодорожных узлов, складов и других тыловых объектов, прифронтовой полосы и кораблей противника. Использовались они и как торпедоносцы  ( при этом пушки с самолёта снимались ).

Но если бы вместо штурмовиков с их, в общем — то довольно незначительной  
( до 600 кг )  бомбовой нагрузкой по этим целям наносили удары бомбардировщики типа Ту-2, то неужели они нанесли бы противнику меньший ущерб ?   И разве можно было подменять «Илами» тяжёлые бомбовозы, оптимизированные для нанесения мощных ударов по скоплениям войск противника ?

Но что оставалось делать нашим ВВС в условиях, когда «чистых» бомбардировщиков выпускалось гораздо меньше, чем штурмовиков ?   Да и сама мысль о целесообразности боевого использования Ил-2 тогда показалась бы кощунственной. Надо было бить врага всеми силами и средствами. И «Илы» это делали…

Легенды неба. Ил-2. Противоречивая легенда. | Военная история

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Сразу обьяснюсь-почему противоречивая. Очень много было выпущено. 36 тыс. штук.-самый массовый самолёт в мире. Позиционировался как трудноуязвимый. А зачем столько делали если трудноуязвимый??? Куда девались ранее выпущенные??? Даже с учётом того, что первый год Ил-2 выпускался одноместным и потери были велики картинка не складывается. Потери на протяжении всей войны были просто чудовищны. 

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю.

В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии.

По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов.

Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй. 

В 41-42 годах звание Героя Советского  Союза летчикам-штурмовикам  давали за 10 вылетов. В 43 году ценз увеличили до 30 вылетов а в 44 году -до 80. 

В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик».

У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем.

Schwarzer Tod) (дословно: «Чёрная смерть)», что, однако, не подтверждается немецкими документальными источниками.)

История создания. 

В связи с неудачным испанским опытом боевого применения разведчиков-штурмовиков и истребителей для непосредственной авиационной поддержки войск в условиях сильной ПВО противника уже 16 декабря 1937 г. у Начальника вооружения и материально-технического снабжения ВВС КА при формировании плана опытного самолетостроения на 1938 г.

специалисты НИИ ВВС — военный инженер 1-го ранга П. А. Лосюков и военный инженер 2-го ранга П. В. Рудинцев, со всей остротой поставили вопрос о незамедлительном включении в план постройку специального самолета-штурмовика, «действующего на низкой высоте и имеющего мощное наступательное и оборонительное вооружения и с мотором, развивающим максимальную мощность у земли…

» Через полтора месяца с подобной инициативой выступил и начальник 1-го Главного Управления НКОП (по совместительству Главный конструктор завода ╧ 39) С. В. Ильюшин, направивший в начале февраля 1938 г. на имя И. В. Сталина, В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, М. М. Кагановича и Начальника ВВС КА А. Д.

Локтионова докладную записку следующего содержания: «При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) — штурмовая авиация будет нести очень крупные потери. Наши типы штурмовиков, как строящиеся в серии, — ВУЛТИ, ХАИ-5 (констр. Неман), так и опытные -«Иванов» (конструктр.

Сухой) и «Иванов» (констр. Неман) имеют большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема, бензосистема и бомбы — не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные способности нашей штурмовой авиации.

Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или, иначе говоря — летающего танка, у которого все жизненные части забронированы.

Сознавая потребность в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над разрешением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика, основные летно-боевые данные которого изложены в нижеследующей таблице.

Для осуществления этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары по врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности Начальника главка — поручив мне выпустить самолет на Государственные испытания в ноябре 1938 года. Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело. Сер. Ильюшин. 27. 1. 38. «

Историю создания описывать не буду. Нудно и скучно. Самые большие проблемы были с двигателем. 

К моменту запуска в серийное производство Ил-2, то есть к 15 февраля 1941 г., только подольский завод смог наладить выпуск бронекорпусов для нового штурмовика, изготовив к этому дню 5 корпусов. При этом заводчане рассчитывали к 22 февраля выйти на рубеж 1 бронекорпус в сутки, а к 22 марта — 4 корпуса в сутки.

Поскольку развертывание производства самолета Ил-2 на авиазаводах НКАП проходило одновременно с государственными испытаниями, то процесс освоения в серии шел неудовлетворительно.

Наилучших результатов добился воронежский 18-й авиазавод им. К.Е. Ворошилова. В конце февраля 1941 г.

в цехах завода началась сборка первых серийных штурмовиков Ил-2, а 1 марта головная машина поступила на заводскую летно-испытательную станцию. К середине марта был построен второй серийный «Ил».

Началась война.

Первые же вылеты летчиков штурмовых авиаполков на боевое применение выявили ряд серьезных дефектов и недостатков нового штурмовика Ил-2, резко снижающих, если не сводящих на нет, его боевую ценность как самолета поля боя.

Пушки ШВАК при стрельбе в воздухе давали сплошные задержки по причине недоведенности пневматической системы перезарядки пушек, обрывов закраин и поперечных разрывов гильз в патроннике. И пока оружейники полков не докопались до причин отказов, ШВАКи «возились мертвым грузом».

Когда же подпилили ползуны в механизме перезаряжения и дали обильную смазку гильз, работа пушек вошла в норму. Окончательно все дефекты вооружения были изжиты значительно позже.

Кроме того, на Ил-2 первых серий отсутствовала броневая защита сверху головы пилота, мотора и заднего бензобака, поскольку при создании самолета предполагалось, что истребители противника не смогут эффективно атаковывать штурмовик сверху, вследствие защиты первого своими истребителями, Однако война внесла свои коррективы — должного истребительного прикрытия штурмовики не получали, вследствие чего несли потери от истребителей люфтваффе.

  • Запас топлива на самолете был признан недостаточным и не обеспечивающим требуемый радиус действия, особенно по целям в тактической глубине противника — мотопехотным и танковым колоннам и аэродромам.
  • Безраздельное господство в воздухе истребителей противника, отсутствие задней огневой точки на самолете Ил-2, а также плохая организация прикрытия своими истребителями, в сочетании с недостаточной тактической и летной подготовкой летчиков и плохой групповой слетанности, приводило к чувствительным потерям машин и летного состава.

Что касается эффективности поражения немецкой бронетехники пушечным вооружением, то очень быстро выяснилось, что атаки немецких легких (Pz.II AusfF,Pz.38(t)AusfC) и средних (pz.iv Ausf D, Pz.

Читайте также:  Самолет airbus a320: схема салона, расположение лучших мест, технические характеристики

III Ausf G и StuG III Ausf E — штурмовое орудие) танков штурмовиками Ил-2, вооруженных пушками ШВАК, вдоль колонны совершенно неэффективны ввиду того, что лобовая броня немецких танков имела толщину 25-50 мм и снарядом пушки ШВАК не пробивалась.

Появление на фронте с августа 41 -го штурмовиков Ил-2 с пушками ВЯ-23 калибра 23 мм хотя и повысило в целом боевую эффективность штурмовых авиачастей, но не настолько сильно, как этого хотелось бы — результативность модифицированных «Илов» против бронетехники вермахта оставалась невысокой.

Таким образом, основным средством поражения бронетанковой техники противника в этот период являлись авиабомбы. При этом наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100.

Действительно, при разрыве ФАБ-100 на расстоянии 1-5 мот танка осколки пробивали броню средних немецких танков типа Pz.IVAusfD, Pz.III Ausf G и StuG III Ausf E толщиной до 30 мм и, кроме этого, от взрывной волны разрушались заклепочные и сварные швы танков.

Осколочные же авиабомбы типа А0-25с и А0-25м, а также фугасные типа ФАБ-50, ФАБ-50м обеспечивали поражение только легких немецких танков типа Pz.38(t) Ausf С и Pz.

II Ausf F с пробитием осколками бортовой брони толщиной 15-20 мм при разрыве в непосредственной близости (0,5-1 м) или же при прямом попадании.

Еще не смолкла канонада московской битвы, а в штурмовых авиаполках Красной Армии начался процесс осмысления первого опыта боевого применения штурмовиков Ил-2.

В полках шел творческий поиск наиболее эффективных тактических приемов нанесения ударов по наземным целям, защиты от истребительной авиации противника, а также улучшения боевых качеств Ил-2.

В конце декабря 41-го на 1-й Военно-технической конференции в Куйбышеве было высказано предложение о необходимости перехода к действиям штурмовиков Ил-2 со средних высот с пикирования (25-30') из боевого порядка «круг самолетов».

В этом случае существенно облегчался поиск малоразмерных и подвижных целей на поле боя, улучшались условия прицеливания, повышалась точность стрельбы и бомбометания. Однако это предложение для большей части летного состава боевых частей осталось практически незамеченным. Слишком сильно верили летчики-штурмовики в бреющий полет, как единственное средство спасения от истребителей люфтваффе — основного противника Ил-2 в этот период.

Ввиду больших потерь штурмовиков от истребителей люфтваффе летный состав предлагал «сделать самолеты Ил-2 двухместными, посадить стрелка, вооружив его пулеметом калибра 12,7 мм, для защиты задней полусферы самолета. При этом самолет Ил-2 станет неуязвимым и не потребует сопровождения истребителями, которые очень дорого обходится нам на войне…»

Реакция Ильюшина была странной. 12 февраля 1942 г. С.В.Ильюшин направил Наркому авиапромышленности А.И.Шахурину письмо № 186 (копия письма была направлена Лешукову), в котором указывалось, что: «.. .3). ..Скорость с-та Ил-2 на сегодня вполне достаточная, об этом свидетельствует отсутствие потерь от воздушного противника. …

5) В отношении увеличения экипажа самолета Ил-2 до 2-х человек, особенно для самолета с мотором АМ-38, считаем нецелесообразным и ненужным, так как при посещении частей видно, что потерь от воздушного противника Ил-2 не имеет.

Целесообразно на 9 штук самолетов выпускать один двухместный самолет с мотором М-82, который будет выполнять роль лидера девятки… «.

Остается только гадать, в каких штурмовых авиачастях ВВС КА отсутствовали в это время потери от атак немецких истребителей.

Несмотря на худшие летно-технические характеристики, к серийной постройке был рекомендован двухместный Ил-2 с оборонительной установкой под пулемет УБТ, так как мощность огня последнего, в сочетании с маневром штурмовика, обеспечивала более надежную защиту от атак истребителей противника. При этом вопрос о броневой защите стрелка снизу и с боков предполагалось окончательно решить после проведения войсковых испытаний в боевых условиях. 

  1. Поскольку воздушный стрелок Ил-2 был плохо забронирован, то вероятность его поражения огнем немецких истребителей, как показывают оценки, была примерно в 2-2,5 раза выше, чем вероятность сбития в этих же условиях защищаемого им штурмовика.
  2. В этой связи интересно отметить, что, как показывает анализ боевого опыта, соотношение потерь штурмовиков Ил-2, летчиков и воздушных стрелков от огня немецкой зенитной артиллерии практически на всем протяжении войны равнялось 1:1:1.
  3. С появлением на фронте двухместных «Илов», истребители люфтваффе старались производить заходы для атаки на штурмовики снизу в хвост или снизу с боков, если, конечно, позволяла высота, в противном случае -сверху сбоку, подводя пушечную трассу к фонарю летчика.
  4. Отзывы.

Валентин Григорьевич Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза): Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным.

Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки.

Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.

Николай Иванович Пургин (лётчик, Герой Советского Союза): … Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять… Пикировать градусов под 45-60 он мог.  Штангеев Николай Иванович (лётчик): Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая.

Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.

Усов Валентин Владимирович (механик, воздушный стрелок): Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях. Единственный недостаток, который я могу выделить, — низкая эксплуатационная технологичность.

И вот это вот стало легендой советских ВВС???

а ведь стало. 

Советский штурмовик ИЛ-2 — «Горбатый»

Штурмовик Ил-2: характеристики, тактика, история создания и применения

Уважаемые авиаторы !

Сегодня мы поговорим о легендарном самолете СССР — штурмовике ИЛ-2.

Ил-2 — советский штурмовик («Горбатый»). Самолет времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. ИЛ-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Советским Союзом было выпущено более 36057 штук.

История создания советского штурмовика ИЛ-2

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство «Горбатых» самолетов.

Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18, впоследствиии эвакуированном в Куйбышев, в 1941 году. Ил-2 серийно производился на авиационном заводе № 1, также в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве.

Некоторое время в течение 1941-42 годов самолет выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Бронированный корпус ИЛ-2

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года.

Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм(+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса.

Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.

Двигатель ИЛ-2

АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение штурмовика ИЛ-2

  • 2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
  • 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
  • Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
  • Реактивные снаряды РС-82 или РС-132
  • Пулемёт УБТ калибром 12,7 мм. (Только на двухместном варианте штурмовика ИЛ-2).

Модификации советского штурмовика ИЛ-2

  • Ил-2 (одноместный)
  • Ил-2 (двухместный)
  • Ил-2 АМ-38Ф
  • Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»)
  • Ил-2 М-82
  • Ил-2 ШФК-37
  • Ил-2 НС-37
  • Ил-2 НС-45
  • Ил-2М/Ил-4
  • Ил-2Т

Потери самолетов ИЛ-2 во Второй Мировой войне

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю.

В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии.

По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов.

Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Где применялся советский штурмовик ИЛ-2?

Ил-2 принял активное участие также и в борьбе с противником в составе ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флотов.

Наряду с традиционной «работой» по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.

), штурмовая авиация результативно атаковала и надводные цели, применяя топмачтовое бомбометание. К примеру, за время боев в Заполярье на боевом счету 46-го ШАП ВВС СФ более 100 потопленных судов противника.

Технические характеристики ИЛ-2

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 11,6 м
  • Размах крыла: 14,6 м
  • Высота: 4,2 м
  • Площадь крыла: 38,5 м²
  • Масса пустого: 4 360 кг
  • Масса снаряжённого: 6 160 кг
  • Масса максимальная взлётная: 6 380 кг
  • Масса брони: 990 кг
  • Двигатели:: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый АМ-38Ф
  • Тяга: 1× 1720 л.с. (1285 кВт)

Лётные характеристики ИЛ-2

  • Максимальная скорость: 414 км/ч
  • на высоте 1220 м: 404 км/ч
  • у земли: 386 км/ч
  • Дальность полета: 720 км
  • Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб)
  • Скороподъёмность: 10,4 м/с
  • Практический потолок: 5500 м
  • Нагрузка на крыло: 160 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг

Школа воздушного боя ~ Тактика штурмовиков ~ Всё для Ил-2 Штурмовик ~

ТАКТИКА ШТУРМОВИКОВ

Тактика штурмовиков, на мой взгляд, должна быть точно такой же, как и тактика бомберов, описанных выше. За исключением одной вещи. Штурмовики не могут по своей сути летать высоко над целью и атаковать её. Они должны спуститься вниз к земле на высоту до 1000 метров. Тут по ним и зенитки бьют, и истребители противника на отходе набрасываются.

Обход зоны возможного нахождения перехватчиков, просьба прикрыть истребители сопровождения, подход к цели не строго со своей стороны, а со стороны тыла противника — всё это должно быть в арсенале штурмовика. Эффективная и быстрая работа и быстрый отход. Отходить нужно, как и в случае с бомберами не прямо к себе, а чуть в сторону.

Самым противоречивым, и требующим особого внимания моментом, является высота полёта штурмовика на марше (т.е. к цели и от цели). Я считаю, что чем выше высота полёта, тем больше шансов у штурмовика прорваться к цели и наоборот.

Точно также, чем больше высота полёта после штурмовки, тем больше шансов долететь до дома живым. Высоты для штурмовика на марше варьируются в зависимости от ряда причин.

И в частности от количества и уровня подготовки перехватчиков, используемых ими самолётов, удалённости цели и т.д. Обычно я лечу на высоте 2500-3000 метров. После штурмовки, чем выше, тем лучше.

Общественное мнение в противоречии моим взглядам считает, что штурмовик должен идти брюхом по земле и туда и обратно. Попробую доказать обратное.

Читайте также:  Бомбардировщик ил-46: характеристики, история создания, вооружение и модификации

Ошибочно считается, что чем ближе прижимает штурмовик пузо своего самолёта к земле, тем меньше шансов его обнаружить. Ерунда полнейшая. Из своего опыта я для себя окончательно сделал вывод – Ил-2, Штуку, 110-ый всех их видно с высоты до 7000 метров. Причем, если они идут прямо брюхом по земле, то их видимость только увеличивается за счёт отбрасываемой ими тени.

Тень как бы увеличивает чёрную точку в размере. Надеятся на то, что вас невидно можно лишь в том случае, если вас пасут также у земли. Но вспомним, кто является противником Ил-2? Правильно фоки и мессера, которым просто необходимо летать на высоте.

Они обычно пасут Илов на высоте 2000-4000 и прекрасно видят их внизу у земли ещё задолго до того как те подойдут к зениткам.

Так что вывод один – подход к цели должен проходить на высоте не менее чем 2000 м.

Почему такая высота? Конечно, можно и больше, но эта высота позволит спрятаться в облаках в случае атаки истребителей. Эта высота позволит выполнять манёвры уклонения. Самолет, летящий на высоте (мы уже выясняли это когда-то) способен спикировать и разменять высоту на скорость. Он может делать оборонительные манёвры и в бок и вниз и вверх после разгона вниз.

А теперь представим, куда может делать оборонительные манёвры самолёт, летящий у самой земли? Только в сторону и только вираж. Спикировать он не может – там земля. Пойти вверх он, конечно, может, но горка без предварительного пикирования это всегда потеря скорости, и, следовательно, потеря манёвренности.

Так что запас высоты для штурмовика на марше это всегда хорошо.

Ещё один фактор в пользу высотного полёта штурмовика – это баг в управлении на низкой высоте. В игре существует эффект потери управления при попадании тяжёлых снарядов.

Почему то этот эффект очень сильно проявляется у самой земли. Так вот если в Ил-2, летящий у земли на бреющем попасть по крыльям, то скорее всего его развернёт в воздухе и он тут же врежется в землю.

Это наглядно видно на треке:

killil2.ntrk (размер 208 Кb)

Разбор трека:

Что примечательного – тут и разбирать то нечего. Заход, косая стрельба (не взял упреждение), но то, что Ил-2 летел пузом по земле позволило сбить его одним попаданием в крыло.

Его просто немного тряхнуло от моей очереди и он врезался в землю. Будь он на 1000 метрах хотябы, то пришлось бы сделать 2-3 захода, а не один.

А будь он в паре, да ещё один на высоте, готовый спикировать на меня, то незнаю как всё бы обернулось.

Тоже самое можно сказать и про отход после штурмовки. Чем выше ваша высота, тем больше шансов уйти от перехватчиков.

Теперь несколько слов о самом процессе штурмовки. Допустим вы взлетели не один а с кем то в паре. Подошли к цкли. Начали штурмовать. В этом случае я всегда был сторонником того, что бы кто-то из группы остался на высоте 2500-3000 и покружил над местом штурмовки.

Потому что как только начнётся штурмовка, то сразу же в это место придёт перехватчик или возможность такого прихода сильно возрастёт. Если кто-либо один будет на высоте, то он поможет товарищу у земли. Он сможет спикировать на противника, если противник пошёл на нижнего.

Если же противник пойдёт на верхнего, то имея запас высоты проще уклоняться от атак и можно укрыться в облаках. Тем временем нижний штурмовик будет иметь время набрать хотябы 1500-2000 метров и вступить в бой не у земли.

Ежели противник не пришёл, тогда штурмовики меняются местами после того как первый отработал по цели.

Применение подобной тактики позволило мне однажды на Ил-2 М сбить пару мессеров Г-2, причём курсовым оружием.

Описание действия читерской проги по отысканию бомберов относится и к штурмовикам. Поэтому, всё, что я описывал для бомберов, должны применять и штурмы – никогда на марше не садиться за стрелка. Теперь о том как определить кто из пилотов противников ищет вас и хочет вас перехватить.

Перед тем как взлететь я на бумаге составляю список всех пилотов-противников. Все они потенциальные перхватчики. Если человек сел на Штуку или Хенкель, а я лечу на Б-25, то естественно бомберов – противников я в список не ввожу. Дальше я отслеживаю кто и где что делает.

Игра всегда пишет, что такой то пилот убит таким то пилотом, такой-то угорел в своей кабине и т.д. Из этих надписей можно сделать вывод, что делает каждый пилот в настоящее время. Если вражеский пилот долго не засвечивался – то есть не рубится, то, скорее всего он ищет вас или ждёт вас над своей наземкой.

Тут уж делайте выводы сами, то ли он стоит на филде и просто пошёл покурить, то ли он задался целью отыскать и убить вас во что бы то ни стало.

Помимо надписей в игре большим подспорьем в определении деятельности противников являются подсказки серверов статистики в логах игры. Дело в том, что если на сервере есть статистика, то всё, что происходит в игре записывается на специальную интернет-страницу, откуда и можно узнать, кто, что делает. Например:

http://www.gennadich.com/g1/map/3461/index.html

Свернув игру, и посмотрев лог миссии можно отследить и предугадать перехватчиков. Они, как правило, не светятся в логе и их деятельность не блещит событиями типа – умер или кого-то сбил.

Несколько слов о действиях против наземки в паре. Как известно, любая наземка прикрывается зенитками. Для более безопасной атаки основной наземной цели правильней всего сначало уничтожить зенитное прикрытие. Делать это надо обязательно в паре. Как правило, я использую следующий тактический приём. Один из нашей пары подлетает к зениткам первый на высоте примерно 3000 метров.

Скорострельные зенитки начинают стрелять на высоте примерно 3200 метров. Он пролетает над зенитками на высоте 2500-2800, предварительно спикировав с высоты 3000. Естественно, зенитки начинают лупить по нему. Летая на достаточно большой высоте и скорости, он тем самым отвлекает их, без какого либо существенного риска для себя.

Более того, летая на высоте над целью, он выполняет ещё и функции прикрытия в случае атаки по тому, кто непосредственно штурмует. Второй из нашей группы, тем временем, на низкой высоте атакует эти зенитки. Такая тактика очень удобна. Во-первых, отвлекающий подсвечивает зенитки – их стрельба указывает на их место нахождения.

Во-вторых, наиболее уязвимым является именно тот, кто атакует зенитки в непосредственной близости от них и отвлечение зениток делает атаку на порядок безопасней. Зенитки не всегда бьют по отвлекающему. Они могут переключаться и на атакующего.

Здесь не нужно жадничать и как только зенитка переключилась на атакующего лучше отвернуть в сторону и выйти из её поля деятельности и дать зениткам возможность начать стрелять по отвлекающему. Пример такого вылета в паре против танковой колонны представлен на треке ниже:

zennet.ntrk (размер 1,12 Мb)

Разбор трека:

Что примечательного – примечательно то, что атака по наземке произведена без ошибок. Мы взлетели с бомбами по 500 кг в паре. Целью была колонна танков, прикрытая парой скорострельных зениток. Боем руководил я. Я шёл впереди, а напарник немного отстал.

В ходе марша до цели мы договорились, что я отойду в сторону и подожду, когда зенитки будут стрелять по моему напарнику. Тот должен баражировать над ними на высоте 2500-3000 метров и отвлекать их на себя. После того как я уничтожу зены мы скинем бомбы.

Получилось просто идеально. Я ждал в стороне стрельбы зениток и как только увидел первые трассы,направленные вверх по моему напарнику, ринулся в атаку. Набрал в пикировании скорость, что бы в случае чего сразу отвернуть. В момент моего захода, зенитки вдруг замолкли и я подумал, что они сейчас преключатся на меня.

Я дал команду своему напарнику спускаться и занимать позицию для атаки . И как только зенитки будут стрелять по мне он должен их атаковать. Смена ролей, так сказать. Но как только он спустился ниже, зены вновь заработали по нему. С двух атак я уничтожил обе зенитки, а потом мы отбомбились по танкам. Удачная штурмовка.

Мои ошибки – ошибок небыло.

В своё время я почти полтора года отлетал на сервере Nullwar. Адрес здесь:

www.nullwar.com

Данный сервер хорош тем, что, как и на АДВ там мисси не просто сменяют друг друга, а результат миссии по особому алгоритму влияет на продвижение линии фронта по карте боевых действий. При этом карты меняются в зависимости от того как продвигается линия фронта – от Берлина к Москве или наоборот. На войну даётся ограниченное количество самолётов.

Сервер очень интересен и в своё время я был просто без ума от него. Так вот, при игре на таком сервере очень болезенным был вопрос о штурмовке танков. В игре не так много самолётов, способных с успехом поражать танки противника.

Конечно, все знают об Ил-2 как об отличном средстве в борьбе с танками (особенно в колоннах), но у синих нет Ил-2, а у красных некоторые истребители за вылет могут убить танков в 3-4 раза больше, при относительной безопасности для себя (они ведь истребители).

Да и мало пилотов, которые могут похвастаться тем, что за вылет могут уничтожить 15-20, а то и 30 танков противника, даже на Ил-2 3М. Привожу несколько треков с использованием в качестве штурмовиков танков Як-9Т, BF-110G-2, He-111H-2. Танки взяты средние, чтобы треки не показались слишком лёгкими. У красных это Т-34, у синих это Pz.IV.

Вообще принцип убийства танков из пушек на всех самолётах одинаков. Главное правило — это всадить снаряд под углом, близким к 90 градусам. Чем отвесней угол пикирования на танк, тем больше вероятность поражения противника. Для некоторых танков угол можно делать и поменьше. Для 34-ок угол в 45 градусов вполне приемлем.

А вот КВ уже просто так не возьмёшь. Бить надо в башню или моторный отсек и только сверху. А некоторые тяжёлые танки имеют только одно определённое уязвимое место. Лёгкие и средние модели поражаются попаданием даже в гусеницу танка, главное чтобы угол атаки был поотвесней.

Из треков видно, что на штуке танки бить одно удовольствие, только два нюанса – малый боекомплект (12 выстрелов) и снаряды летят немного ниже перекрестия прицела, но приноровиться можно, и очень быстро. На 110-ом бить танки скукатищя, потому что у него немерянный боекомплект (больше 60 выстрелов).

Записывая трек, мне просто надоело убивать танки (убил 23), а оставшиеся снаряды расстрелял в воздух. Вполне реально убить 40-45 танков за вылет. Хенкель уже не бьёт танки пушками, а сыплет бомбы на бреющем полёте.

Для хорошего и правильного прицеливания нужно перед штурмовкой прицел переднего стрелка задрать максимально кверху. Именно в этом положении сбросы получаются наиболее удачными. Лагг-3ИТ, Як-9Т это не единственные самолёты-истребители красных, которые могут бить танки.

Сюдаже можно отнести Як-9К, Як-9УТ, Як-9М. Методика работы на них по танкам в точности повторяет тактику Штуки и сто десятого. Заход сверху – выстрел- уход на верх. Чем отвесней угол атаки, тем тяжелее танк можно укакошить. Правда, мной был замечен (причём совсем недавно) один нюанс.

Убить синий танк на истребителе стало напорядок сложнее с выходом последнего патча, но, тем не менее, сделать это всёже можно. Ниже привожу треки убийства танков.

  • Трек атаки Штуки G-1 по танкам Т-34:
  • stuka.ntrk (размер 688 Кb)
  • Трек штурмовки тех же Т-34 на Не-111 Н-2:
  • he111.ntrk (размер 819 Кb)
  • Трек штурмовки танков на BF-110:
  • 110.ntrk (размер 1,6 Мb)
  • Трек атаки Як-9Т по танкам Pz.IV:
  • yak9t.ntrk (размер 2,1 Мb)
  • Вот, пожалуй, и всё о штурмовиках и бомберах.
  • ^Наверх^

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *