Тип | Истребитель-перехватчик |
Максимальная скорость | 3000 км/ч |
Практический потолок | 20600 (практический) м |
Боевой радиус | 720 км |
Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Создан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ»») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, при абсолютно любых погодных условиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1000 км.
С самого начала предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 на протяжении нескольких лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.
История
Работы по проектированию истребителя-перехватчика МиГ-31 (изделие 83, самолёт Е-155МП), стартовали в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе во главе работ стоял главный конструктор А. А. Чумаченко.
Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский.
В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич приступил к разработке «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.
Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, используемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой.
МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, располгавшихся один за другим.
Прототип МиГ-31 впервые поднялся в воздух 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.
22 апреля 1976 года стартовали государственные совместные испытания (ГСИ) МиГ-31. Первый этап ГСИ завершился в декабре 1978 года. Второй этап начался в сентябре 1979 года и завершился в сентябре 1980 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение. Серийное производство начато в 1979 году.
МиГ-31 заменил перехватчик Ту-128.
Конструкция
Планер
Планер самолёта МиГ-31 создан на базе планера МиГ-25. МиГ-31 построен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.
Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25. является основным силовым элементом планера, однако на МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали из-за уменьшения максимальной скорости самолета и меньшего нагрева силовой части конструкции. В средней части фюзеляжа расположены семь топливных баков. Топливо размещается также в четырех крыльевых и двух килевых баках.
Корпус МиГ-31 может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана 16 %, алюминиевых сплавов 33 %.
Носовая часть фюзеляжа выполнена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.
Члены экипажа размещаются тандемом, в передней кабине — летчик, в задней — штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм; в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ. Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты.
Трехлонжеронное крыло с углом стреловидности по передней кромке 41 град. имеет корневой наплыв с углом стреловидности 70 град.. На верхней поверхности каждой консоли крыла оборудован аэродинамический гребень.
Крыло имеет щелевые закрылки, элероны и по всей длине консоли четырехсекционные отклоняемые носки с углом отклонения 13 град..
На внешних подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска двух внешних баков емкостью по 2500 л.
Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену).
Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8 град., оборудовано рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом в 12 град. расположены аэродинамические гребни.
Система управления самолетом МиГ-31 — механическая. Гаргрот расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жесткие тяги).
На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм; убираются вперёд. Заднее колесо основной опоры расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего.
- Передняя опора шасси снабжена двумя колесами 660х200 мм; в отличие от МиГ-25 убирается назад.
Двигатели
Двигатели Д-30Ф6 (1979 г.) были созданы на базе гражданского Д-30 от Ту-134 (1967 г.), с форсажной камерой и соплом, двигатель модульный; степень двухконтурности равна 3.
Двигатель имеет пятиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевую камеру сгорания, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления. Максимальная температура газов на входе в турбину составляет 1660 К.
Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединённого коллектора».
В двигателе применены сплавы титана, никеля и стали. Сухая масса двигателя — 2416 кг.
Воздухозаборники двигателей — боковые, увеличенного, по сравнению с МиГ-25, сечения; количество поступающего к двигателям воздуха регулируется нижними створками и верхним горизонтальным клином автоматически в зависимости от высоты и скорости полета.
Система управления вооружением
Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция (БРЛС) с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) .
МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащённым БРЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР) и оставался единственным таким серийным истребителем с 1981 по 2000 год (до поступления на вооружение истребителя Рафаль).
МиГ-31 способен перехватывать низколетящие крылатые ракеты (включая сверхскоростные), создана модификация для поражения спутников на высоте от 120 км, может перехватывать цели, летящие со скоростями до M = 5.
Самолёты ДРЛОиУ А-50 и МиГ-31 могут автоматически обмениваться между собой целеуказанием. МиГ-31 способен наводить на цель наземные комплексы ПВО.
Базу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон» разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский).
Модификации
-МиГ-31Б
Серийная модификация МиГ-31, оборудованная системой дозаправки в воздухе; принят на вооружение в 1990 году.
-МиГ-31БС
МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б, без штанги дозаправки в воздухе.
-МиГ-31БСМ
Модернизация МиГ-31БС 2014 года без штанги дозаправки в воздухе.
-МиГ-31БМ
Модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ. В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012.
Модернизированные самолёты будут оснащены новой системой управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.
-МиГ-31Д
Экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт». Серийно не выпускался.
-МиГ-31ДЗ
Серийный истребитель-перехватчик, оснащённый системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).
-МиГ-31И (изделие «Ишим»)
Самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов.
-МиГ-31ЛЛ
Летающая лаборатория в Жуковском.
-МиГ-31М
Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО; имел характерную «округлую наружу» форму корневых наплывов. Серийно не производился.
-МиГ-31Ф
Многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта).
-МиГ-31ФЭ
Экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ. Серийно не выпускался.
-МиГ-31Э
Экспортный вариант с упрощённым БРЭО. Серийно не производился.
Состоит на вооружении
- -Россия:
-Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 12 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Воздушно-космические силы Российской Федерации — 40 МиГ-31Б/МиГ-31БС и 40 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Военно-морская авиация Северного флота — 20 МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-6-я армия ВВС и ПВО Балтийского флота — 31 МиГ-31, по состоянию на 2016 год
-14-я армия ВВС и ПВО ВВС ЦВО — 50 МиГ-31Б/МиГ-31БС/МиГ-31БМ, по состоянию на 2016 год
-Военно-морская авиация Тихоокеанского флота — 12 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год - -11-я армия ВВС и ПВО Тихоокеанского флота — 20 МиГ-31Б/БС, по состоянию на 2016 год
По данным на 2013 год, 80 % парка нуждались в ремонте. По словам бывшего командующего ВВС, из 252 Миг-31 планируется модернизировать и оставить только 100 самолетов в разных модификациях, 60 из них — до уровня МиГ-31БМ. Перехватчики базируются:
-790 Гв. ИАП — аэродром совместного базирования Хотилово (возле города Бологое, Тверская область) (24 ед. МиГ-31ДЗ и МиГ-31БМ);
-эскадрилья — 3958-я авиабаза Саваслейка (возле Мурома) (12 ед. МиГ-31БМ);
-764 ИАП — аэродром совместного базирования Большое Савино (Пермь) (МиГ-31, МиГ-31ДЗ , МиГ-31БС, МиГ-31БМ);
-712 Гв.
ИАП — Канск (возле города Канск, Красноярский край) (МиГ-31БМ);
-22 Гв. ИАП — Центральная Угловая (северная окраина города Владивосток) (14 ед. МиГ-31, МиГ-31ДЗ, МиГ-31БС и МиГ-31БМ);
-865 ИАП — аэродром совместного базирования Елизово (Петропавловск-Камчатский) (около 30 ед.
МиГ-31);
-98 ОСАП — аэродром Мончегорск (Мурманская область) (14 ед. МиГ-31БМ).
- -Казахстан:
- -Силы воздушной обороны Республики Казахстан — 32 Миг-31/Миг-31БМ на 2016 год
ТТХ
Технические характеристики
- -Экипаж: 2 человека
-Длина: 22,69 м
-Длина фюзеляжа: 20,62 м
-Размах крыла: 13,46 м
-Высота: 6,15 м
-Площадь крыла: 61,60 м2
-База шасси: 7,11 м
-Колея шасси: 3,64 м
-Масса:
-пустого: 21820 кг
-с полной заправкой: 39150 кг
-максимальная взлетная масса: 46750 кг
-топлива: 17330 кг
-полезной нагрузки: до 5000 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ Д-30Ф6
-тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 9500 кгс
-на форсаже: 2 х 15500 кгс
-масса двигателя: 2 х 2416 кг - -Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G
Лётные характеристики
- -Максимальная допустимая скорость:
-на малой высоте: 1500 км/ч
-на большой высоте: 3000 км/ч (M=2,83)
-Крейсерская скорость:
-дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)
-сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)
-Посадочная скорость: 280 км/ч
-Практическая дальность:
-на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км
-без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км
-с одной дозаправкой: до 5400 км
-на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км
-Боевой радиус: 720 км
-Продолжительность полёта: до 3,3 ч
-Практический потолок:
-до 30000 м (динамический)
-до 20600 м (практический)
-Нагрузка на крыло:
-с полной заправкой: 635 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 759 кг/м2
-Тяговооружённость:
-с полной заправкой: 0,79
-при максимальной взлётной массе: 0,66
-Скороподъёмность:
-у земли 160 м/с:
-на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с
-Разбег: 950—1200 м - -Пробег: 800 м
Вооружение
- Один из вариантов комплекта вооружения:
- -одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 снарядов);
-боевая нагрузка — 3000 кг;
-4 УР большой дальности Р-33;
-2 УР средней дальности Р-40Т; - -4 УР малой дальности Р-60.
Р-60М
- Применяемые ударные комплексы.
-Пушечное:
-1х6-23мм ГШ-6-23:
-боекомплект: 260 снарядов.
-скорострельность:
-при НУ: не менее 8000/мин
-при t = ?60 град.
C: не менее 6400/мин
-Ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
- 4 точки на корпусе и 4 на пилонах на крыльях допускает в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса до 4 ракет большой дальности + ещё до 4 ракет средней или малой дальности (в том числе 4 ракеты большой дальности и 4 средней Р-77).
-ракеты класса воздух-воздух:
-большой дальности: 4 Р-33 до 304 км (2012), 6 Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G, Р-33 с дальностью 120км (1981) и Р-33С 160 км (1999)
-средней дальности: Р-40) 2 максимум 4 с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км маневрирование цели 4G, 4 Р-77 дальность 100 км маневрирование цели 12G.
-малой дальности: 4Р-60(М), 4 Р-73 инфракрасного спектра.
Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты, Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
Тип | Истребитель-перехватчик |
Максимальная скорость | 3000 км/ч |
Практический потолок | 20600 (практический) м |
Боевой радиус | 720 км |
МиГ–31. Сорок лет, полёт нормальный
Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.
Долгая дорога в небо
МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.
Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский
Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.
На дальних рубежах
Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.
Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.
Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью SR-71.
Тактико-технические характеристики МиГ-31Максимальная взлетная масса | 46200 кг |
Максимальная скорость полета | 3000 км/ч |
Практический потолок | 20600 м |
Дальность полета | 3300 км |
Продолжительность полета: с подвесными баками с дозаправкой | 3,6 ч7 ч |
Размах крыла | 13,46 м |
Длина самолета | 22,69 м |
Высота самолета | 5,15 м |
Площадь крыла | 61,60 м2 |
Масса: пустого самолета нормальная взлетная максимальная взлетная | 21820 кг41000 кг46200 кг |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Д-30Ф-6 |
Максимальная тяга: бесфорсажная форсажная | 2 x 91,00 кН2 х 152.00 кН |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 5 |
Экипаж | 2 чел |
Вооружение | одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,боевая нагрузка — 3000 кг,4 УР большой дальности Р-33,2 УР средней дальности Р-40Т и4 УР малой дальности Р-60, Р-60М |
Боевой потенциал
До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами.
Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.
Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.
Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.
Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка схемы Гатлинга калибра 23 мм.
Бортовая РЛС МиГ-31
Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.
Второе дыхание
Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.
В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них… заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.
Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.
МиГ-31. Фото. Характеристики. История
Истребитель-перехватчик относится к самолетам четвертого поколения. Первый полет МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. Самолет имеет несколько модификаций, различие — в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию.
- Экипаж состоит из двух человек — летчика и оператора.
- Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой ТРДДФ Д-30Ф-6, тяга каждого 9500 кг без форсажа и 15 500 кг на форсаже.
История создания
Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.
В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой.
Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г.
Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.
На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.
В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой.
Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal.
МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.
В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.
Двигатели МиГ-31
Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой.
В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор.
Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.
Бортовая радиолокационная система МиГ-31
Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж).
Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты.
Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.
Дальность полета
МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.
Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:
- не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;
- 4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;
- 4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.
Модификации МиГ-31
После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:
- МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;
- Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;
- МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;
- МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;
- МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;
- МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;
- МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);
- МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;
- МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;
- МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);
- МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.
Эксплуатация МиГ-31
Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6.
Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске.
МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.
Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).
Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.
Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.
В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г.
В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов.
Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.
В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.
Аварии и катастрофы МиГ-31
- 20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.
- 1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.
- 20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.
- 26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.
МиГ-31 против F-22: российский истребитель сравнили с американским
Возможности российского и американского истребителей МиГ-31 и F-22 сравнили, обозначив их преимущества и недостатки. Вывод оказался неутешительным для США.
Как пишет Мilitary Watch Magazine, F-22 Raptor считается самым мощным западным самолетом, предназначенным для завоевания превосходства в воздухе, а МиГ-31 относится к самым эффективным и тяжелым российским истребителям-перехватчикам.
Су-57 назвали угрозой господству ВВС США
Издание отмечает, что при весе около 29 400 кг F-22 может использовать один из самых больших и мощных радаров весом около 554 кг. Однако МиГ-31, весящий после заправки около 39 000 кг, способен нести еще более крупную РЛС, который обеспечивает большую дальность обнаружения.
Также в публикации отмечается, что МиГ-31 вооружен более эффективными ракетами. Кроме того российский самолет сам по себе быстрее и универсальнее американского.
На вооружении МиГ-31 состоят ракеты Р-37, которые являются более современными, чем ракеты AIM-120, имеющиеся у F-22. Российские ракеты могут развивать гиперзвуковую скорость — до 6 чисел Маха, в то время, как американские — только 4 Маха. Боеголовка российской ракеты весит 60 кг, а американской — 20 кг. Все это увеличивает вероятность поражения цели российским самолетом.
«Однако, пожалуй, самым значительным преимуществом вооружения МиГ-31 является его дальность. Р-37 — более крупная ракета, способная поражать цели на расстоянии до 400 км.
Даже радиус действия последних ракет AIM-120D составляет менее половины этого диапазона.
Дальность действия вооружения МиГ-31, вероятно, окажется еще больше, так как летные характеристики самолета также играют свою роль», — говорится в публикации.
Дело в том, что МиГ-31 способен летать на высотах более 21 км и на высоких скоростях, что позволяет ему запускать ракеты с большей кинетической энергией, что увеличивает дальность их полета.
В качестве преимущества F-22 указывается использование технологий скрытности. Однако мощный радар МиГ-31 позволяет обнаруживать стелс-истребители на значительных дистанциях.
Кроме того, модернизированные российские самолеты могут обмениваться информацией о целях. Это также считается эффективным средством борьбы со стелс-платформами на больших расстояниях.
В материале упоминается и наличие у российского самолета инфракрасной системы поиска и слежения, которой нет у F-22.
Модернизированные МиГ-31 поднимутся на максимальную высоту в Арктике
Еще одним существенным преимуществом МиГ-31 являются меньшие, по сравнению с F-22, эксплуатационные расходы. Американский истребитель по этому показателю оказался в числе самых дорогих самолетов.
Его содержание обходится налогоплательщикам в 700 миллионов долларов. Кроме того, для F-22 подходят не все типы взлетно-посадочных полос, в то время как МиГ-31 оказывается менее затратным.
Также МиГ-31, в отличие от F-22 способен взлетать с ледовых аэродромов, что является большим плюсом для условий арктической войны.
«МиГ-31 является в целом превосходной конструкцией, и ему удается извлечь пользу из своего веса и высокой производительности планера, сохраняя при этом низкие эксплуатационные расходы по сравнению с F-22. F-22 находится в неблагоприятном положении. МиГ-31, вероятно, останется в эксплуатации значительно дольше», — пишет Мilitary Watch Magazine.
Также отмечается, что вооружение МиГ-31 новыми ракетами Х-47М2 «Кинжал» делает его преимущество перед F-22 подавляющим, поскольку этот американский самолет плохо приспособлен для выполнения миссий «воздух-поверхность» и противодействия вражеским военным кораблям, а значит проигрывает в универсальности.
Миг-31 самый быстрый и самый высотный истрибитель перехвадчик в мире!
Сразу скажу, что это не самый быстрый серийный самолет в мире, это именно самый быстрый перехватчик! Самый быстрый именно серийный Lockheed SR 71 Blackbird, причем говорят что его нельзя сбить, мол ракеты не успеют, ну какие то может и нет, а наши успеют!))
Этот самолет создавали в аврале, ведь это замена Миг-25 который достался Японцам в 1976 году, когда его угнал Беленко В.И.
После такого инцидента нашим врагам были доступны все технологии которыми мог похвастаться Миг-25, а это означало что они знают как пролететь мимо перехватчика и его слабые стороны.
И было необходимо срочным образом закрыть образовавшуюся бреж в обороне страны. И Миг-31 это сделал в кратчайшие сроки, уже через год первые две машины поступили в часть на опытную эксплуатацию.
Миг-31 можно назвать совершенством. По сути, этому самолету нет равных в мире! Кто то скажет но он же не такой быстрый как Lockheed SR 71 Blackbird, да но и ему и не надо.
Плюс, Lockheed SR 71 Blackbird было выпущено в районе 70 штук, они были безумно дорогие и прихотливые. Это самолет начинали подготавливать за 1.
5 дня до взлета, топливом его можно было специальное, так еще и заправлять до полных баков только в полете, и еще куча огромных но! Это очень специфичный самолет, плюс он заточен под разведку, а мы говорим про перехват.
Стоит отметить что Миг-31 очень серьезно отличается от Миг-25, несмотря на свое внешнее сходство. У этих самолетов действительно много общего, но так же очень много различий, начиная с размеров и заканчивая двигателями.
И самое главное, самолет получил новую РЛС «Заслон», она могла в автоматическом режиме обнаружить, отследить и навести ракеты на цель. Так же, этот РЛС показывал неплохие показатели по дальности обнаружения и сопровождения.
Вообще Миг-31 выглядел чем то невероятным из будущего, по сравнению с Миг-25.
Кстати, Миг-31 медленнее чем Миг-25, это один из тех редких случаев в истории самолета строения когда последующая модель имеет более маленькие показатели. Это было сделано по причине того что уже не надо было догонять, достаточно было только сблизится для пуска ракеты, которая могла достать даже самый скоростной самолет, ведь ее скорость достигала 5.2 маха.
Так же конструктивные изменения позволили увеличить такой важный показатель для перехватчика как скороподъемность. Благодаря более мощным двигателям выросла и боевая нагрузка самолета. Но конечно, главным отличием все таки можно считать бортовое оборудование.
Так же хочу заметить, что этот самолет в отличии от Lockheed SR 71 Blackbird, лучше по многим параметрам. Во первых, он более маневренный, Миг-31 конечно не может похвастаться юркостью Миг-29, но для машины такого класса он действительно хорош.
Второе, он не требует к себе особого внимания как Lockheed SR 71, да он далеко не прост в обслуживании но все же, не такой капризный как американский коллега .))) Стоит так же заметить и то что в боевую готовность самолет приводится в десятки раз быстрее чем Lockheed SR 71.
По сути, если наши Миги войдут на территорию США то их перехватить будет большая проблема. А за время пока Lockheed SR 71 будут подготавливать, наши уже дома чай будут пить.)))
Кстати, этот самолет любимчик на любом аэродроме.)) Как его только не называли и «Спиртолет» и «Бар с крыльями» и даже «Масандравоз».)) Все это из за того что для охлаждения этого самолета используют чистый технический спирт. Я думаю излишне говорить что происходит как только этот самолет приземляется.)))
Стоит еще и сказать почем спирт с Миг-31 называют «Масандра»
Расшифровка
Микаян народ снабдил супер алкоголем, народ доволен работой авиаконструктора.)) Или вот: Микоян Анастас Сын Армянского Народа Дал Радость Авиации.
И в заключении скучные цифры, характеристики самолета:
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 22,69 м
- Длина фюзеляжа: 20,62 м
- Размах крыла: 13,46 м
- Высота: 6,15 м
- Площадь крыла: 61,60 м²
- База шасси: 7,11 м
- Колея шасси: 3,64 м
- Масса:
- пустого: 21820 кг
- с полной заправкой: 39150 кг
- максимальная взлётная масса: 46750 кг
- топлива: 17330 кг
- полезной нагрузки: до 5000 кг
- Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6
- тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс
- на форсаже: 2 × 15500 кгс
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G[31]
Лётные характеристики
- Максимальная допустимая скорость:
- на малой высоте: 1500 км/ч[32]
- на большой высоте: 3400 км/ч[33]
- Крейсерская скорость:
- дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)
- сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)
- Посадочная скорость: 280 км/ч
- Практическая дальность:
- на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км[13]
- без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км[31]
- с одной дозаправкой: до 5400 км[31]
- на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км
- Боевой радиус: 720 км
- Продолжительность полёта: до 3,3 ч
- Практический потолок:
- до 30000 м (динамический)
- до 20600 м (практический)
- Нагрузка на крыло:
- с полной заправкой: 635 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 759 кг/м²
- Тяговооружённость:
- с полной заправкой: 0,79
- при максимальной взлётной массе: 0,66
- Скороподъёмность:[34][35]
- у земли 160 м/с:
- на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с
- Разбег: 950—1200 м
- Пробег: 800 м
Вооружение
Один из вариантов комплекта вооружения:
- одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 снарядов);
- боевая нагрузка — 3000 кг;
- 4 УР большой дальности Р-33;
- 2 УР средней дальности Р-40Т;
- 4 УР малой дальности Р-60. Р-60М.[11]
Применяемые ударные комплексы:
- Пушечный:
- 1×6-23мм ГШ-6-23:
- боекомплект: 260 снарядов;
- скорострельность:
- при НУ: не менее 8000/мин.
- при t = −60 °C: не менее 6400/мин.
Кому понравилась статья поставьте палец вверх, вам не сложно, а мне приятно!))
Истребитель-перехватчик МиГ-31. Летно-технические характеристики
Полномасштабное проектирование самолета началось в 1972 году. Первый опытный истребитель был построен весной 1975 года, 16 сентября на нем был совершен первый полет. Государственные испытания полностью завершились осенью 1980 года, когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО.
Самолет МиГ-31 с системой управления вооружением «Заслон» официально был принят на вооружение авиации войск ПВО в 1981 году, а в сентябре 1983 года новые перехватчики начали боевое дежурство на Дальнем Востоке (аэродром «Сокол», остров Сахалин). Всего было построено более 500 МиГ-31 различных модификаций. Серийное производство прекратилось в 1994 году.
МиГ-31 состоит на вооружении России и Казахстана.
Перехватчик является двухместным, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% — титана, 33% — из алюминиевых сплавов и 1% — других конструкционных материалов.
Экипаж — летчик и оператор системы вооружения — размещается в двухместной кабине на катапультных креслах. Фонарь кабины имеет две откидывающиеся вверх-назад створки.
МиГ-31 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-ЗОФ-6 с форсажной камерой.
Основу системы управления вооружением самолета составляет РЛС с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», разработанная НИИ приборостроения (ныне ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова»). Станция способна обнаружить истребитель типа F-16 в передней полусфере на дальности 120 километров, а стратегический бомбардировщик типа В-1В — на дальности 200 километров.
РЛС имеет возможность одновременного сопровождения десяти воздушных целей.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам с тепловыми головками самонаведения.
В состав вооружения МиГ-31 входят четыре ракеты Р-33, встроенная пушечная установка, другое вооружение класса «воздух-воздух». Ракеты Р-33 размещаются парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах.
Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями других истребителей.
Перехват воздушных целей возможен по информации, получаемой от наземной автоматизированной системы управления, по разовой координатной поддержке этой системы, а также при ведении полуавтономных действий в разрывном радиолокационном поле или полностью автономных действий в группе.
Имеющаяся на борту самолета аппаратура передачи данных обеспечивает взаимный обмен тактической информацией в автоматическом режиме внутри группы из четырех самолетов, один из которых ведущий, при этом группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство в полосе шириной до 800 километров по фронту.
Кроме того, бортовая аппаратура способна выдавать целеуказание взаимодействующим самолетам при действиях МиГ-31 в составе смешанной группы.
- Технические характеристики:
- Длина самолета — 22,688 м.
- Высота самолета — 6,150 м.
- Размах крыла — 13,464 м.
- Дальность перегоночная с подвесными топливными баками (ПТБ) — 3300 км,
- Практическая дальность без ПТБ — 2500 км.
- Практический потолок — 20600 м.
- Максимальная продолжительность полета:
- — с подвесными баками — 3,6 ч,
- — с дозаправкой в воздухе — 7,0 ч.
- Время набора высоты 10 км — 7,9 мин.
- Рубеж перехвата:
- — на сверхзвуковой скорости — 720 км,
- — на дозвуковой скорости без ПТБ — 1000 км,
- — на дозвуковой скорости с ПТБ — 1400 км.
- Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Истребитель-перехватчик МиГ-31. История создания и характеристики
ТАСС-ДОСЬЕ. 19 сентября 2018 года истребитель-перехватчик МиГ-31, выполнявший полет без боекомплекта, упал в лесном массиве близ города Кулебаки (Нижегородская область).
Двое летчиков успешно катапультировались и были оперативно эвакуированы специалистами поисково-спасательной службы, их жизням ничего не угрожает.
По предварительным данным Минобороны РФ, причиной аварии стала техническая неисправность.
МиГ-31 (по кодификации НАТО — Foxhound, с англ. «гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения. Разработан в 1970-х годах коллективом Отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне — АО «РСК «МиГ») под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.
Первый полет МиГ-31 состоялся 16 сентября 1975 года, опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода им. Микояна Александр Федотов.
Самолет был принят на вооружение 6 мая 1981 года Производился в 1975-1994 годах на авиазаводе «Сокол» в Горьком (ныне — Нижний Новгород), всего было построено 519 единиц.
В настоящее время самолеты этого типа находятся на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) РФ и Сил воздушной обороны Республики Казахстан. В начале 1990-х годов к покупке самолета проявляли интерес Сирия, Ливия и Китай, однако контрактов заключено не было.
В 2012 году в Военно-воздушных силах (ВВС, ныне — в составе ВКС) России стояли на вооружении 252 МиГ-31, при этом 80% парка нуждались в ремонте. В 2013 году число боеспособных самолетов, по сообщению Александра Зелина, занимавшего тогда должность главнокомандующего ВВС, составляло порядка 190 бортов. Более новые данные не публиковались.
Конструкция и летно-технические характеристики
- МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями Д-30Ф-6 (разработан КБ «Авиадвигатель», Пермь) в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
- — Длина самолета — 22,68 м;
- — высота — 6,1 м;
- — размах крыла — 13,46 м;
- — практический потолок — 20,6 тыс. м;
- — взлетный вес — 41 тыс. кг;
- — максимальная скорость — 3 тыс. км/ч;
- — боевой радиус — 720 км;
- — практическая дальность — 2 тыс. 500 км;
- — практический потолок — 20 тыс. 600 м;
- — экипаж — два человека.
Вооружение
Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 мм, различные модификации МиГ-31 могут оснащаться ракетами «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» разных типов, гиперзвуковой аэробаллистической ракетой, авиабомбами.
Комплекс «Кинжал»
1 декабря 2017 года на аэродромах Южного военного округа приступил к несению опытно-боевого дежурства авиационный ракетный комплекс «Кинжал» с боевой гиперзвуковой аэробаллистической ракетой. Носителем ракеты выступает истребитель МиГ-31К.
По информации замминистра обороны РФ Юрия Борисова, самолет был выбран в качестве носителя, поскольку «наиболее приспособлен для того, чтобы разогнать эту ракету до нужных скоростей на нужных высотах».
Как считают эксперты, в состав комплекса «Кинжал» входит модернизированная для воздушного пуска одноступенчатая управляемая твердотопливная ракета 9М723 наземного оперативно-тактического комплекса «Искандер-М». С апреля 2018 года комплекс, по данным Минобороны РФ, несет плановое дежурство над Каспийским морем.
Модификации
Производство истребителей-перехватчиков было прекращено в 1994 года, однако с 2011 года на нижегородском заводе «Сокол» началась модернизация самолетов до версии МиГ-31БМ. В 2013 году первая пара модернизированных перехватчиков заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область).
На МиГ-31БМ установлена новая система управления вооружением и радиолокационные станции, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно.
В 2016 году ВКС получили 17 МиГ-31БМ, в 2017 году — еще более 20.
Официальных сведений о количестве получаемых российским военным ведомством МиГ-31К открыто не публиковалось.