Ил-76 — советский, а затем и российский военный транспортник, разработанный конструкторским бюро Ильюшина. Руководитель проекта — Генрих Васильевич Новожилов, академик, выдающийся советский авиаконструктор. По кодовой классификации НАТО, этот самолёт проходит под обозначением Candid.
В переводе с английского, это означает прямой или искренний. Примечательно, но эти термины очень точно характеризуют этот самолёт. Серийное производство Ил-76 началось в 1973 году.
Так началась эпоха реактивной транспортной авиации, обеспечивающей быструю переброску боевой техники и войсковых подразделений.
История создания
Распоряжение о проведении исследовательских работ по созданию нового транспортного самолёта, ОКБ Ильюшина получило в 1966 году. Заказчиком проекта было Министерство авиационной промышленности. Целью проекта являлось повышение мобильности армии, которая была необходима в условиях напряженной обстановки на мировой политической арене.
Конкретное техническое предложение было готово в феврале 1967 года, и проект был утверждён лично генеральным конструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Руководителем работ был назначен заместитель генконструктора Новожилов. Макет самолёта, изготовленный в натуральную величину, появился в 1969 году.
В мае того же года, на территории машиностроительного предприятия «Стрела» в Москве работала военная комиссия под председательством генерал-лейтенанта Пакилева, который в то время возглавлял военно-транспортную авиацию СССР. Члены комиссии оценивали подготовленный макет по нескольким параметрам, акцентируя внимание на размещении различных видов боевой техники в транспортном отсеке.
Заключение комиссии было утверждено лично главкомом военно-воздушных сил Катуховым.
Первый взлет Ил-76
На создание опытного образца для лётных испытаний ушло почти два года. Ил-76 впервые поднялся в воздух с аэродрома имени Фрунзе на ходынском поле, и приземлился в Раменском. Управлял машиной Эдуард Иванович Кузнецов — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель.
Спустя два месяца, новый советский транспортник был представлен мировой общественности на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Однако после демонстрации, самолёт был отправлен для прохождения лётных испытаний, которые проводились на аэродроме совместного базирования в Кречевице, недалеко от Нижнего Новгорода.
Через два года, Ил-76 был запущен в серийное производство.
Особенности конструкции
Рассмотрим основные элементы конструкции Ил-76 и базовые параметры транспортника.
Фюзеляж и геометрия крыла
Техника была построена в соответствии с классической аэродинамической схемой транспортных самолётов. Это закругленный фюзеляж, который условно разделяется на четыре независимых отсека:
- Смежные кабины пилотов;
- Изолированная кабина штурмана;
- Кабина стрелка;
- Транспортный отсек.
Кормовая часть фюзеляжа оснащается трёхстворчатым люком: боковые стойки уходят в стороны, центральная вверх. После открытия люка, образуется аппарель, предназначенная для десантирования войсковых подразделений и бронетехники. Транспортный отсек изнутри оборудован монорельсом, рольгангами и тельферами.
По расположению крыла, Ил-76 относится к категории высокопланов. Плоскости стреловидные, оснащены передовой системой механизации, обеспечивающей возможность взлёта и посадки с максимально полезной загрузкой. Каждое крыло оборудовано элеронами трёхсекционного типа и тормозными щитками.
Килевое оперение Т-образное. Вообще, у киля данного самолёта появилось инновационное решение. Это лестничный трап, упрощающий проведение техосмотра и ремонта рулевого управления. Конструкция получила название «Проспект Новожилова», и вполне успешно используется на других типах транспортных самолётов военной и гражданской авиации.
Шасси
Ходовая часть самолёта реализована в виде 5-опорного шасси: одна стойка размещается в носовой части фюзеляжа, остальные четыре выполняют функцию основных опор.
Внутреннее давление шин регулируемое, и настраивается в зависимости от покрытия взлётно-посадочной полосы: грунт или бетонка. Убираются шасси гидравлической системой.
В сложенном состоянии, основные опоры располагаются под углом 90 градусов по отношению друг к другу.
Топливоподающая система
Компоновка этого узла обеспечивает выполнение следующих функций:
- Перекачивает горючее к основным силовым агрегатам;
- Обеспечивает питание вспомогательных силовых установок.
Система включает кессон-баки, расположенные в плоскостях крыла. При централизованной заправке, самолёт может взять на борт 109 480 литров горючего. Внутри ёмкостей находится система программного управления подачи топлива. Система предусматривает пробки для слива конденсата и горючего.
Система автоматического пилотирования
Эту задачу выполняет модуль САУ-1Т-2Б. Программное обеспечение решает задачи:
- Автопилотирование по выстроенному маршруту с набором высоты до максимального значения;
- Выполнение предпосадочного маневрирования;
- Заход на посадку;
- Десантирование;
- Стабилизация скорости и высоты.
Габариты Ил-76
Системы пожаротушения и нейтральных газов
Противопожарная система выполняет три основные функции:
- Обнаруживает очаг возгорания;
- Сигнализирует об этом экипажу;
- Принимает меры по ликвидации огня.
Этот модуль контролирует мотогондолы основных двигателей, отсеки вспомогательных силовых установок, переднюю часть центроплана. Противопожарная система Ил-76 использует для борьбы с огнём хладон 114 В2.
Размещается огнегасящий компонент в трёх цилиндрических баллонах. Если самолёт совершает посадку в аварийном режиме (шасси убраны), противопожарная система автоматически разряжает бортовые огнетушители.
Управляется система пожаротушения с панели управления. Модуль дополняется контролирующим устройством, которое срабатывает при перегреве мотогандол, разрушении или разгерметизации топливоподводящих магистралей.
Помимо этого, на борту Ил-76 устанавливается система нейтрального газа. Принцип действия сводится к тому, что в надтопливное пространство резервуаров с горючим нагнетается нейтральный газ. Этот элемент обеспечивает безопасность топливных баков при пожаре или повреждении плоскостей.
Системы вооружения
Учитывая, что речь идёт о военном транспортнике, на самолёте предусмотрены средства защиты. В частности, на борту установлен оборонительный комплекс 9А-503, состоящая из следующих элементов:
- Две двуствольные авиационные пушки класса ГШ-23;
- Генератор активных помех «Сирень»;
- Автоматы сброса ДО;
- Автоматы для постановки пассивных помех;
- Средства инфракрасного противодействия;
- Подвеска для 500-килограммовых свободнопадающих бомб.
Управление огнём осуществляется с панели управления, расположенной в кабине стрелка-пилота.
Гидравлическая система
Гидравлика обеспечивает функциональность следующих элементов самолёта:
- Уборка/выпуска шасси;
- Торможение и управление шасси;
- Закрылки и предкрылки;
- Тормозные щитки и спойлеры;
- Управление входных дверей и люков;
- Управление рампой и хвостовой опорой;
- Управление фотолюком и стеклоочистителями.
Гидравлика разделяется на две энергонезависимые линии.
Энергоснабжение
Электропитание бортовых систем обеспечивается четырьмя генераторами переменного тока. Общая система разделяется на две независимых подсистемы по левому и правому борту. Примечательно, но подсистемы могут работать в индивидуальном либо параллельном режимах. При этом в параллельную систему могут объединяться только 3 канала электрогенераторов из четырёх.
Дополнительно на самолёте предусмотрена резервная система питания, которая активируется при отказе основных электрогенераторов. Работу резервного питания обеспечивается синхронным трёхфазным генератором бесконтактного типа.
Светотехническое оборудование
Внутреннее освещение рабочих модулей и отсеков обеспечивается лампами белого и красного свечения, установленными в хвостовой части, транспортном отсеке и кабинах пилотов. Кроме этого, внутри самолёта установлены четыре указателя аварийных выходов.
Внешнее освещение представлено аэронавигационными огнями и посадочно-рулёжными фарами.
Приборное оборудование
Аэронавигационные задачи выполняются следующими системами:
- Измерительный комплекс реле давления;
- Полного и статического давления;
- Сигналов высоты и скорости;
- Корректорами-задатчиками.
Кроме этого приборное оборудование включает системы пространственного положения самолёта. Эту функцию выполняют:
- Сигнализатор нарушения питания;
- Гироскопическая вертикаль;
- Указатели тангажа и крена;
- Авиагоризонт;
- Электроуказатели поворота;
- Магнитный компас.
Ил-76 – кабина экипажа
Подача кислорода
Эта система отвечает за жизнеобеспечение экипажа на больших и малых высотах в условиях закрытой и разгерметизированной кабины. Помимо этого, чистый воздух в баллонах помогает при задымлении кабины или в ситуациях, когда самолёт пролетает над зараженными участками местности.
Средства навигации
Этот модуль представлен курсовой системой ТКС-П. Это устройство определяет курс и индикацию самолёта, данные передаются и на другие бортовые системы. Принцип действия этой системы основывается на вычислении линейных ускорений.
БСОК
Это бортовая система, записывающая на магнитную ленту все параметры полёта, функциональность силовых агрегатов и навигационных систем. Кроме того, в блок входит речевой самописец, регистрирующий записи разговоров членов экипажа.
Радиотехническое оборудование
Разделяется на несколько сопряжённых подсистем:
- Радиолокационная станция переднего обзора;
- Переговорные устройства и громкоговорители;
- Радиостанция , работающая на коротких волнах;
- Приборы телекодовой связи;
- Радиокомпас;
- Дозиметры;
- Радиосистемы ближней и дальней навигации;
- Самолетные радиолокационные ответчики;
- Высотомер;
- Измеритель углов сноса и скорости;
- Система предупреждения об облучении;
- Вычислительный комплекс, построенный на базе бортового компьютера «Гном-А»;
- Прицельный комплекс класса «Купол».
Основные характеристики Ил-76
- Экипаж — 5 человек;
- Длина — 46.6 метра;
- Размах плоскостей — 50.5 метра;
- Площадь крыла — 300 м2;
- Минимальная и максимальная взлётная масса — 88.5 и 210 тонн соответственно;
- Номинальные показатели грузоподъёмности — 60 тонн;
- Дальность полёта — 6 500 километров;
- Крейсерская скорость — 850 км/час;
- Численность десанта на борту — 126 человек;
- Заявленный срок эксплуатации — не менее 30 лет.
Самолет А-50, на базе Ил-76
Модификации Ил-76
На базе серийной модели Ил-76 построено несколько модификаций. Например:
- Радиолокационная станция;
- Гражданский транспортник без бортового вооружения с упрощённой навигационной системой;
- Версия для дальних полётов с усиленной конструкцией шасси и планера;
- Версия для тушения пожаров;
- Модель для тренировки экипажей космических кораблей;
- Воздушный командно-наблюдательный пункт;
- Постановщик помех;
- Поисково-спасательный самолет;
- Модификация, адаптированная для эксплуатации в условиях Крайнего Севера;
- Носитель лазерного вооружения;
- Самолёт заправщик.
Самолет-заправщик Ил-78М
Самая интересная модификация
Здесь можно выделить модификацию Ил-76МД-90А. Неофициальный индекс этой модели «Изделие-476». Опытный образец был построен в 2011 году, в настоящее время, самолёты этой модификации стоят на вооружении ВВС России.
На эту модификацию устанавливаются сверхэкономичные и более производительные двигатели серии ПС-90А-76. Благодаря этой особенности, мощность самолёта и другие характеристики машины возросли в среднем на 15%. Кроме того, модификация получила усиленные опоры шасси, новейшие системы навигации и радиоэлектроники.
Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А
Интересные факты
Пожалуй, из всего многочисленного семейства Ил-76 самую большую известность получила модификация Ил-76ТД. Самолёт был перехвачен над Афганистаном истребителем, принадлежащим движению Талибан, и был вынужден совершить посадку. Лётчики были захвачены в плен, и больше года находились в заложниках.
Самолёт представлял для террористов определённую ценность, поэтому пилоты периодически привлекались для техобслуживания машины. Во время выполнения этих работ экипажу удалось поднять машину в воздух, и на сверхмалой высоте добраться до Арабских Эмиратов.
Этот подвиг, командир экипажа и первый пилот были удостоены звания Героя России. Остальные летчики были награждены орденами Мужества.
Заключение
Несмотря на то что Ил-76 был построен ещё во времена СССР, самолёт продолжает оставаться на вооружении ВВС России, и справляется с поставленными задачами.
Этими бортами были переброшены миллионы тонн гуманитарных грузов, обеспечивались военные операции в зонах военных конфликтов по всему миру.
Самолёты постоянно модернизируются, используются не только для военных, но и гражданских целей.
Самолет Ил-76: технические характеристики, фото
Советская авиационная промышленность оставила после себя великое множество образцов техники, а также компаний и конструкторских бюро. Разработки их специалистов и в наше время во многом не уступают импортным аналогам.
Одним из самых ярких представителей советского и современного самолетостроения является ОКБ Ильюшина, который выпускает и по сей день всем нам известные аэробусы Ил. Давайте же поподробнее узнаем об этом легендарном производителе. Фото Ил-76 в различных комплектациях и модификациях вы можете увидеть ниже.
На них представлены как военные, так и образцы, состоящие на службе в гражданской авиации.
Историческая сводка
Данное предприятие начало свое существование еще в начале прошлого века – 13 января 1933 года. Оно было основано по приказу заместителя Народного комиссара авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик Баранова П. И.
Рассматриваемое конструкторское бюро начало свое функционирование на заводе №39 и специализировалось на замкнутом цикле производства самолетов легкого типа. С самого начала его руководителем был поставлен Сергей Владимирович Ильюшин. Спустя два года данное предприятие переформировали уже в ОКБ (опытное конструкторское бюро) авиазавода имени Менжинского.
С того времени и до сегодняшнего дня там было произведено свыше 100 опытных моделей самолетов различных форм, размеров и конструкций. В конце декабря 1991 года в структуре предприятия произошло структурное изменение, благодаря которому оно стало называться ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина».
Candid
Именно такое название в НАТО получил рассматриваемый нами летательный аппарат.
Технические характеристики самолета ИЛ-76, его двигатель, угол стреловидности и модификации, которых он имел очень много за историю своего существования, сделали его поистине грандиозной и многофункциональной машиной, поскольку его используют не только в гражданской авиации, но и в военной. Серийное производство машины началось в Узбекистане, на местном объединении имени Чкалова, затем его сместили в Ульяновск на завод «Авиастар-СП».
Этапы разработки
В конце июня 1966 года ОКБ Ильюшина было дано задание от Министерства авиационной промышленности, в котором содержалось требование по созданию нового военно-транспортного летательного аппарата.
Меньше чем через год, 25 февраля 1967 были утверждены существующие планы и чертежи нового аппарата, после чего начались первые этапы по его производству. Когда он существовал только в виде макета в натуральном размере, уже тогда к нему начали планировать добавление различной военной техники и оборудования.
Работы по созданию проходили при помощи и чутком руководстве гендиректора столичного предприятия «Стрела», где, собственно, и был представлен первый опытный образец.
Назначение и характеристики
В первую очередь, машина классифицировалась как важный военный объект, служащий для транспортировки и высадки в полете грузов, техники и личного состава. Видео выброски десанта с Ил-76 вы сможете увидеть ниже.
Кроме того, он являлся особенным, потому как впервые за весь период авиастроения в СССР на самолет был установлен турбореактивный двигатель, что являлось значительным прорывом.
Удачно подобранные ТТХ Ил-76 позволяют ему с легкостью выполнять поставленные ему задачи, к основным тактико-техническим характеристикам относят:
- грузоподъемность: 28–60 тонн;
- максимальная дальность полета: 3600–4200 км/с;
- крейсерская скорость: 770–800 км/ч.
Туполев Ту-136
Первые две составляющие отличаются в зависимости от комплектации и модификации аэробуса. Кабина Ил-76 обладает повышенной прочностью и герметичностью, что дает возможность одновременно перемещать и производить высадку 145 и 225 единиц личного состава в одно- и двухпалубном варианте соответственно.
Конструкция самолета сформирована таким образом, что на сегодняшний день на его борту перевозят любой вид техники, который используется в современных воздушно-десантных подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Этот самолет способен вместить на борту до 9 тонн горючего, этого объема ему хватит на более чем 6.5 тысяч километров, с примерным расходом топлива 9 т/час. Для взлета и разбега рассматриваемого гиганта понадобится полоса длиной 1.5—2 километра, для осадки и торможения 930—1000 м.
Изначально его стоимость составляла приблизительно 27 миллионов американских долларов.
Ситуация резко изменилась, когда в ходе непредвиденной ситуации в Казлу-Руда пилотами была произведена хоть и непреднамеренная, но все же удачная посадка техники без выноса шасси, что к тому же не привело к разрушению самолета путем возгорания.
Десантирование с Ил-76 техники проводится парашютным, платформенным либо посадочным методом, при этом в ней может находиться и личный состав, который не покидает своих мест в машине во время выброса.
Особенности конструкции
Как и множество представителей класса тяжелых транспортных аэропланов, данная модель является однофюзеляжным высокопланом, стреловидным крылом, а также Т-образной формой оперения. Для облегчения управления и большей маневренности киль оборудован рулем направления с триммером и сервокомпенсатором. Фюзеляж имеет круглую в сечении форму и разделен на три функциональные секции:
- Верх носовой части отделен под кабину пилотов и размещение их рабочего места. Под ней располагается штурман.
- Грузовое отделение.
- Он отведен под управление основной огневой мощью самолета. В ней находится стрелок, оружием которого является 2 кормовых пушки ГШ-23Л.
Размеры Ил-76 просчитаны таким образом, что кабины штурмана и пилотов не разделены никакими герметичными заслонками.
Вышеуказанное устройство размещается только в военных модификациях аэробуса, поскольку, помимо них, его используют в мирных целях в гражданской авиации.
Передняя часть отдела фюзеляжа содержит 2 люка: первый расположен за штурманом слева, через него по плану должен эвакуироваться экипаж в случае непредвиденных обстоятельств. Второй находится сверху и необходим для вывода на поверхность фюзеляжа и крыла.
Корма тоже содержит люк, который представляет собой механизм. Его функционирование обеспечивается пятью элементами: рампой, герметичной створкой грузового отсека, средней и двумя боковыми частями.
По теоретическим расчетам предусмотрена десантировка бойцов в 4 ряда, однако на практике данный метод практически не применяется, поскольку при данном методе высадки уже в воздухе люди часто наталкиваются друг на друга.
Яковлев Як-36
Приводится самолет в движение под воздействием четырех турбореактивных силовых установок, которые размещаются на пилонах в нижней части крыла. Опорой аэробуса служит шасси на пяти опорах: одна в носовой и четыре боковых, колеса на них не имеют камер. Он оснащен гидросистемой, а она выполняет следующие функции:
- сворачивания и разворачивания механизма шасси;
- торможение и поворот колесных установок;
- приведение в действие и складывание закрылков и предкрылков;
- контролирование механизмов спойлера и тормозных щитков;
- герметизация и разгерметизация входных дверей;
- осуществление работы пятикомпонентного механизма заднего люка;
- контроль хвостовой опоры;
- работа стеклоочистельной системы и створок фотолюка.
Пожарная безопасность
В данной машине она обеспечивает обнаружение очагов огня в отсеках двигателя, а также различных отделах самолета. Для тушения здесь применяется специальный состав под названием Хладон 114 В2, который хранится в 7 пироголовках, общий объем составляет 16 литров.
Если происходит аварийная посадка аэробуса, и шасси при этом не выброшено, конструкторы обеспечили автоматическую разрядку всех огнетушителей, что предотвращает возгорание аэроплана. Кроме этого, по борту располагаются и ручные элементы подобного рода, позволяющие ликвидировать небольшие локальные источники открытого огня.
Для обеспечения нормального полета необходимо произведение ряда мониторинговых операций и вычислений: температура воздуха за бортом, поверки реальной и приборной скорости и прочих. Для этого Ил-76 оборудован различными измерительными установками.
Разработчиками была внедрена система обеспечения воздухом как пассажиров, так и экипажа машины. Тут дополнительно предусмотрена и подача в отсеки чистого кислорода, на тот случай если при полете будут пересекаться загрязненные и задымленные территории. Для этого на борту установлены специальные баллоны, осуществляющие подачу.
Вооружение
Грузоподъемность Ил-76 и его комплектация для гражданских и военных потребностей отличается из-за того, что последний в обязательном порядке оборудован огневыми точками, которые помогут защитить самолет во время боевых действий.
Для подобных целей тут предусмотрена кормовая система ведения боя, состоящая из двух пушек типа ГШ-23.
Контролирует и осуществляет бой стрелок, в его распоряжении имеется не только стандартная оптическая система наведения, но и радиолокационная установка «Криптон».
Навигация
Для адекватного вычисления месторасположения машины в воздухе, определения и корректировки его курса здесь предусмотрена система ТКС-П.
При совместной ее работе с другими геопозиционными приборами можно отследить угол сноса и сравнить заданный курс с фактическим.
Как и в любом современном летательном аппарате, здесь предусмотрена система автоматического управления полетом, которая будет управлять аэробусом в соответствии с заданной траекторией.
Самолет Ильюшин Ил-76
Ил-76 (по коду НАТО: Candid — «прямой, искренний») — российский и советский военно-транспортный тяжёлый самолёт, который разработан конструкторским бюром Ильюшина. Серийно изготавливвался в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова.
Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки, грузов и техники разного назначения.
Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолётом с турбореактивными двигателями.
Самолёт способен поставлять грузы наибольшей массой 28—60 т на дистанции 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полёта связаны с модификацией).
Ил-76 фото
Все кабины Ил-76 герметизировали, что позволяет транспортировать 167 (245 в двухпалубном варианте) солдат или снабдить выброс 126 человек десантников. Самолёт способен транспортировать номенклатуру боевой техники десантных воздушных подразделений и большую часть техники.
Размеры грузовой кабины в длину 24,5 м (из которых 4,5 на рампу приходится), в ширину 3,45 м и в высоту 3,4 м. Самолёт может брать на борт до 90000 л топлива и преодолевать дистанцию до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час.
Ил-76 фото салон
Предназначается для эксплуатации на грунтовых и бетонированных аэродромах с прочностными свойствами не меньше 0,6 Мпа. Длина на взлете разбега составляет 1500—2000 м, а при посадке пробег 930—1000 м.
Самолёт сконструирован по традиционной для транспортных тяжёлых самолётов по схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Крыло самолёта является трапециевидным с переломом по задней кромке. По линии четвертрой хорды стреловидность крыла — 25 градусов.
Каждое полукрыло имеет мощную механизацию и пятисекционный предкрылок и два трёхщелевых закрылка. Также есть двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение располагается на верхней части Т-образной формы киля. На киле есть руль направления с сервокомпенсатором и триммером.
Стабилизатор является переставным, с триммером-флеттнером и рулём высоты.
Ил-76 фото салон
Фюзеляж,круглый в сечении разделяется на герметичные кабины: кабина пилотов (вверху носа фюзеляжа), под кабиной пилотов кабина штурмана, кабина стрелка кормовой пушечной установки с парой пушек ГШ-23Л и грузовая кабина (кабины штурмана и пилотов герметично не разделены, кормовая кабина с пушечной установкой есть лишь на военных версиях самолёта).
Спереди фюзеляжа располагаются два люка. В корме располагается грузовой трёхстворчатый задний люк. Десантирование личного состава можно осуществлять в четыре потока (два сквозь грузовой люк), но на практике данный метод практически не используется ввиду частых схождений десантируемых в воздухе.
Грузовая кабина имеет две грузовые лебёдки, которые установлены у передней переборки, четыре электротельфера (грузоподъёмность по 2,5 т) и четыре подтрапника, ширина расположения которых меняется. Для удобства разгрузки и погрузки задние тельферы можно выдвигать за порог рампы на 5 м.
Пол грузовую кабину сделаны рольганговые дорожки, что позволяет совершать погрузку, разгрузку и десантирование несамоходных моногрузов.
Ил-76 фото кабина
Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей, подвешенных под крылом на пилонах. На первых серийных вариантах ставили двигатели Д-30КП, тяга 12000 кгс.
Эти двигатели дают самолёту возможность лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что обеспечивает, с одной стороны, удобные условия для воздушного десантирования, а с другой, большую скорость на эшелоне.
В последних вариантах самолётов двигатели Д-30КП заменили на ПС-90А-76, тяга 14500 (3300) кгс на крейсерском (взлётном) режиме.
Ил-76 видео
ВСУ ТА-6А размещается в передней части левого обтекателя шасси. Предназначается для обеспечения самолёта электропитанием ≈208 В и ~115 В, =27 В на стоянке и для запуска главных двигателей сжатым воздухом .
История самолета
В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.
Главным конструктором по самолёту назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца.
На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы.
Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.
Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны.
В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолёт стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%).
Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.
Вооружение
За защиту транспортника отвечает пушечная подвижная установка с двумя пушками ГШ-23. С места стрелка осуществляется управление огнем. На самолете установлено два вида прицеливания: оптическая прицельная станция и радиолокационный прицел «Криптон». За постановку пассивных помех отвечают четыре автомата АПП-50Р с патронами ЛТЦ и ДО общим количеством 384 шт.
Самолет уникален тем, что на него можно устанавливать разные бомбы. Это возможно благодаря конструкции транспортника. На нем присутствуют 4 УБД-ЗДА – баллонные держатели. Сам процесс бомбометания абсолютно автоматичен благодаря установленным системам НКБП-7 и «Купол».
Существующие и разрабатываемые модификации самолета
-
Ил-76 – первая серийная модель.
-
Ил-76М – повышена грузоподъёмность, усилен фюзеляж.
-
Ил-76МГА – модификация для гражданских перевозок.
-
Ил-76Т – гражданский транспортник.
-
Ил-76МД – модификация с повышенной грузоподъёмностью и дальностью полета.
-
Ил-76ТД – дальний транспортный самолет. Повышены показатели грузоподъёмности и дальности полета.
-
А-50 – предназначен для дальнего радиолокационного управления и обнаружения.
-
А-60 – модифицирован из Ил-76МД. Предназначен для выполнения работ летающей лаборатории, испробован как носитель лазерного оружия.
-
Ил-76КТ – строился для проведения тренировочных мероприятий в невесомости для космонавтов.
-
Ил-78 – самолет-заправщик.
-
Ил-76МД «Скальпель» − специальная разработка под воздушный госпиталь. Имел на борту 3 медмодуля.
-
Ил-76ПС – самолет поисково-спасательный.
-
Ил-76ТД «Антарктида» − модификация Ил-76ТД для полетов в Антарктиде и Арктике.
-
Ил-78М – модифицированный.
-
Ил-76ПП – используется как постановщик помех.
-
Ил-76МДК «Космос» − усиленный самолет для более глубоких тренировок космонавтов.
-
Ил-78МК – самолет конвертируемый. Способен одновременно выполнять функции дозаправки и десантирования войск.
-
Ил-76П – предназначен для тушения пожаров.
-
Ил-76ЛЛ – летлаборатория новых авиадвигателей.
-
Ил-76МД – вариант пожарный.
-
Ил-76СК – модифицирован под ВКП.
-
Ил-76МФ – модифицирован с Ил-76МД.
-
Ил-78МК-90 – модифицирован под двигатели эконом-класса ПС-90А-76.
-
Ил-76ТФ – модифицированный Ил-76МФ.
-
Ил-76МДМ – дальний модернизированный самолет.
-
Ил-76МД-90 – модификация аппарата Ил-76МД.
-
Ил-76ТД-90ВД – гражданский тип самолета. Модернизирован с Ил-76ТД.
-
Ил-76ТД-90SW – гражданская модификация для азербайджанской авиакомпании.
-
Ил-76 «Baghdad»-1 – авиамашина ДРЛО ВВС Ирака.
-
Ил-76 «Adnan»-2 – модифицирован под локатор РЛС Tiger.
-
KJ-2000 – самолет ДРЛО китайского производства.
Характеристики самолета Ил-76:
- Длина: 46,6м
- Размах крыла: 50,5м
- Площадь крыла: 300кв.м.
- Наибольший взлётный вес: 210т
- Вес пустого: 88500кг
- Грузоподъёмность: до 60т
- Объём топлива: 109000л
- Скорость на эшелоне: 780—850км/ч
- Дальность полёта:
- с грузом 60т: 4000км
Военно-транспортный самолет Ил-76
22.09.2019
При изучении военной авиации внимание обращают преимущественно на истребители и бомбардировщики. В меньшей степени проявляют интерес к самолетам поддержки и военно-транспортной авиации. Однако в локальных конфликтах именно они чаще всего становятся востребованными.
Переброска солдат и техники, снабжение подразделений, высадка десанта, — все это становится важной составляющей любой операции, требующей соответствующей авиации. Именно таким стал советский самолет Ил 76.
Разработанный еще в 1970-х годах, самолет Ильюшина до сих пор остается востребованным по всему миру. Летно-технические характеристики позволяют использовать его и в гражданской авиации для перевозки пассажиров и грузов, и при тушении пожаров.
История разработки военно-транспортного самолёта Ил-76
Выход Ил-76 на взлетно-посадочную полосу
Разработка Ил-76 начата по поручению Министерства авиапромышленности СССР в 1966 году. Конструкторскому бюро С. В. Ильюшина было поручено разработать модель военно-транспортного самолета. Техническое предложение по проекту было готово уже в феврале 1967.
С учетом поставленной задачи был разработан эскизный макет самолета в натуральную величину. Он должен был наглядно продемонстрировать размещение военной техники. Сборка и проектирование осуществлялись под руководством Г. В. Новожилова и Д. В. Лещинера.
Первый полет Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года. В мае того же года он был представлен на международной выставке в Ле-Бурже. После проведения всех испытаний принято решение о серийном производстве, первый образец которого был готов уже в 1973.
По мере эксплуатации разрабатывались и различные модификации Ил-76, ориентированные на повышение определенных характеристик в соответствии с дальнейшей эксплуатацией. За весь период использования было построено около тысячи самолетов, из которых более сотни пошли на экспорт.
Особенности конструкции самолета
Строение и комплектация Ил-76
Ил 76 принадлежит к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для данного типа конструкцию однофюзеляжного высокоплана. Крылья стреловидные с однокилевым Т-образным оперением. Для них предусмотрена мощная механизация, имеются пятисекционные предкрылки и трехщелевые закрылки.
Фюзеляж круглый, имеется разделение на несколько герметичных кабин:
- двухэтажная кабина экипажа в верхней носовой части фюзеляжа;
- грузовое отделение;
- кабина стрелка, присутствующая только на военных моделях Ил-76.
В фюзеляже предусмотрено несколько люков для обслуживания самолета, а также планового и аварийного покидания. В грузовом отделении имеются лебедки, четыре электротельфера, подтрапники и напольная механизация. Имеются рольганговые дорожки для погрузки несамоходных грузов и десантирования техники на платформах.
Ил-76 оснащается четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями. Вначале применялись модели силовых установок Д-30КП-1, позже Д-30КП-2. В более поздних модификациях они были заменены на ПС-90А-76.
Вспомогательная силовая установка — ТА-6А расположена в передней части обтекателя шасси. Предназначена для электропитания самолета в период стоянки, а также для запуска основных двигателей посредством сжатого воздуха.
Шасси Ил-76 пятиопорное и многоколесное, на время полета убирается в фюзеляж. Передняя стойка управляющая, состоит из четырех бескамерных колес. Главные разделяются на передние и задние стойки, каждая имеет по четыре камерных колеса.
Гидросистема
Применение Ил-76 в тушении пожаров
Гидросистема самолета предназначена для следующих целей:
- управление шасси;
- поворот и торможение колес;
- управление закрылками и предкрылками;
- регулирование спойлерами и тормозными щитками;
- открытие и закрытие дверей и аварийных люков;
- управление рампой, гермостворкой, хвостовой опорой, стеклоочистителями.
В Ил-76 гидросистема делится на две самостоятельные, независимые друг от друга системы. Для каждой предусмотрено по два источника давления, каждый из которых связан с соответствующим двигателем. Аварийное питание обеспечивается электроприводной насосной станцией НС-46. Все управление выводится на панель в левой части кабины экипажа у бортинженера.
Топливная система
Топливная система самолета предназначена для хранения и подачи горючего в двигатели.
Состоит из:
- топливных баков, размещаемых по крылу и входящих в его силовую схему;
- системы перекачки горючего из баков к основным двигателям и вспомогательным силовым установкам;
- систем заправки топливных баков, слива конденсата и топлива.
Топливная система Ил-76 состоит из четырех групп баков, изолированных друг от друга, по одной для каждого двигателя. Для работы с ними предусмотрены специальные лазы и агрегаты, позволяющие программно отслеживать и управлять системой. Максимальное количество топлива — 109480 литров, что составляет почти 85 тонн.
Противопожарная система и система НГ
Противопожарная система Ил-76 включает стационарные установки и ручные огнетушители. Первая предназначена для гашения пламени в ключевых узлах самолета, включая двигатели. Также срабатывает и при посадке самолета без шасси.
Для стационарного тушения пожаров имеются три цилиндрических баллона по 16 литров с хладоном 114 В2. Ручные огнетушители применяются против возгораний внутри кабин и снаружи самолета. Для этого используются ОР-1-2 и ОР-2-6 с хладоном 12 В1.
Система нейтрального газа (НГ) предназначена для защиты топливных баков от взрыва или пожара в случае возгорания или попадания в них снаряда. Для этого нейтральный газ подается в топливные баки, заполняя его по мере расхода горючего. В случае необходимости он создает взрывоподавляющую защиту.
Система электроснабжения
Первичная и основная система электроснабжения Ил-76 — СП3С4П60В с переменным трехфазным током 200/115. В системе объединены четыре канала по количеству генераторов ГТ-60ПЧ6А, которые затем разделяются на две независимые подсистемы левого и правого борта. Для каждого генератора предусмотрены блоки защиты, регулирования, управления и переключения.
Резервный источник тока — генератор ГТ-40ПЧ6 от вспомогательной силовой установки. Применяется на земле и в полете в случае отказа основного электроснабжения.
В дополнение к основному и резервному источнику питания предусмотрен и аварийный. Такое электроснабжение обеспечивается электромашинным преобразователем ПО-750А, напряжение однофазного тока — 115 В.
Вторичная система электроснабжения подает постоянный ток 27 В и тоже состоит из двух подсистем. Основные источники — четыре выпрямителя ВУ-6А(Б), обеспечивающие преобразование переменного тока в постоянный. Вспомогательный источник — стартер-генератор ГС-12ТО ВСУ ТА-6. Аварийные источники — четыре щелочные аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ.
Основные источники переменного трехфазного тока в 36 В — два силовых понижающих трансформатора ТС320СО4А. Питаются от шин базовой бортовой сети. Резервное питание — трансформатор ПТ-125Ц, преобразующий постоянный ток 27 В в переменный на 36 В. Аварийное питание для однофазного переменного тока на 36 В обеспечивается трансформатором ТС-1-025.
Светотехническое оборудование
Светотехническое оборудование Ил-76 подразделяется на несколько подсистем:
- кабина и рабочие места;
- грузовая кабина;
- хвостовая часть самолета;
- служебные отсеки и хвостовое оперение;
- посадочные фары;
- внутренняя сигнализация;
- аэронавигационные огни.
Основное освещение кабины пилотов обеспечивается красными и белыми лампами с плафонами ПС-62У. Уделено внимание подсветке приборов и панелей управления. Освещение грузового отсека рассчитано на соответствующие задачи — от перевозки пассажиров и до десантирования.
Аэронавигационное, сигнальное и посадочное освещение выполнено в соответствии с нормами управления и безопасности самолета. Расчет делается на подключение к нескольким источникам питания, чтобы в случае необходимости не терялась видимость даже в сложных погодных условиях.
Приборное оборудование самолет включает следующие комплектующие:
- система полного и статического давления;
- анероидно-мембранные приборы (АМП);
- два комплекта систем воздушных сигналов;
- центральная система воздушных сигналов скорости и высоты ЦСВ-3М-1Б;
- корректоры-задатчики скорости и высоты (КЗСП и КЗВ);
- комплекс для измерения реле давления ИКДРДФ.
Приборы осуществляют измерение и расчеты базовых для полета значений: барометрической высоты, скорости полета, температуры. Отдельно выделяют приборы определения пространственного положения самолета.
К таковым относятся:
- центральная гироскопическая вертикаль;
- блок сравнения гировертикалей;
- сигнализатор нарушения питания;
- указатель крена и тангажа;
- выключатель коррекции;
- авиагоризонт;
- электрические указатели поворота;
- магнитный компас.
Все эти приборы позволяют держать самолет в воздухе в комфортном для пассажиров положении, даже с учетом поворотов и плохой видимости. Немаловажным аспектом считается поддержание нужного положения при десантировании.
Кислородное оборудование
Кислородное оборудование предназначено для обеспечения экипажа и пассажиров чистым воздухом на большой высоте, а также при разгерметизации самолета или заражении атмосферы. В аварийных ситуациях оборудование позволяет экипажу дышать при высоком задымлении.
Кислородное оборудование Ил-76 представлено баллоном КБ-2 емкостью 7,65 л, который заряжается до 29 кг на кв. см. К баллону предусмотрены кислородные приборы КП-19 и КП-21.
Навигационное оборудование
Навигационное оборудование представлено точной курсовой системой ТКС-П. Назначение — определение и поддержка заданного курса самолета. Для этого применяются гироскопические и магнитные средства.
Также используется инерциальная навигационная система И-11-76, обеспечивающая определение координат, скорости, углов крена, тангажа. Все получаемые показатели используются для расчетов и корректировки курса (в случае необходимости).
БСОК (Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2)
Бортовая система регистрации режимов полета МСРП-64М-2 — это то, что условно называют «черным ящиком». Предназначена для записи всех показателей полета, начиная от состояния самолета и его систем и заканчивая переговорами экипажа.
БСОК состоит из самописца КЗ-63, регистрирующего высоту, скорость и перегрузки, а также из речевого самописца МС-61Б. Расшифровать данные можно только на земле с помощью соответствующих декодеров: НДУ-8, Луч-74 или АРМ «Топаз-М».
Система автоматического управления
Система автоматического управления самолетом САУ-1Т-2Б рассчитана на автоматизированную коррекцию курса, выстраивание предпосадочных маневров и захода на посадку. Включает в себя сдвоенный автопилот, основное внимание уделяется каналам крена и тангажа.
Канал крена учитывает стабилизацию курса, несколько режимов управления, включая десантирование, а также заход на посадку с выходом на осевую взлетно-посадочную полосу. Канал тангажа учитывает положение самолета в воздухе, по необходимости стабилизирует высоту, скорость и плавный заход на посадку.
Радиотехническое и радионавигационное оборудование
Радиотехническое и радионавигационное оборудование Ил-76 представлено следующими компонентами:
- РЛС для переднего обзора КП-3А;
- самолетное переговорное устройство СПУ-8;
- громкоговорящее устройство СГУ-15;
- аварийная коротковолновая радиостанция Р-861;
- основная коротковолновая радиостанция Р-847Т;
- два комплекта радиостанции Р-862;
- аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»;