ВВС Украины были созданы в 2004 году, именно тогда объединились военные силы и Войска воздушной обороны.
Если говорить о численности ВВС, то на сегодняшний день она составляет всего 45 200 человек, а вот что касается наличия боевых машин, то их насчитывается всего лишь 210 боевых самолетов и около 50 грузовых.
В 2016 году армия Украины немного пополнила свой боевой запас благодаря партнерским вложениям других стран, в том числе большую помощь оказали США и европейские страны.
После того как произошел распад СССР, Украина осталась с большим приданым. Многие эксперты говорят о том, что авиапарк, который остался в Украине, был современным.
Страна, которая на то время только претендовала на звание региональной державы, могла себя полностью с такой техникой защитить.
Можно даже с уверенностью говорить о том, что в государстве изначально имелась техника, которая не совсем бы пригодилась, например, это Ту-160 и Ту-22, в Украине их после распада было приблизительно 80 единиц.
Как создавались Военно-воздушные силы?
Впервые о создании ВВС было принято решение 17 марта 1992 года, на то время команда управления воздушными силами только формировалась, и делалось это все в городе Виннице на базе 24-й армии.
В истории государственности зарегистрировано было изначально всего четыре воздушные армии, в которые входили 10 дивизий, 50 полков авиации, 11 замечательных эскадрилий, ну и, конечно, учреждения для обучения военному делу.
Позже был выбран командующий ВВС Украины, в подчинении которого было 600 частей, 2800 единиц транспорта различного назначения, а также 121 000 военных.
Вооружение ВВС
Изначально воздушные силы состояли из трех армий, в которые входило 1100 боевых самолетов разного назначения:
- На вооружении имелись истребители, которыми управляло две дивизии из восьми полков. Из техники числились МиГ 23, в количестве 80 самолетов, МиГ 29 — 220 единиц техники и Су-27, которых насчитывалось всего 40 единиц.
- Вооружение ВВС Украины состояло также из двух дивизий из пяти полков с фронтовыми бомбардировщиками, количество которых составляло 150 самолетов данного вида, также имелась и дальняя авиация, но она числилась в другой дивизии из трех полков.
- На Украине большое значение придавалось разведывательной авиации, поэтому на счету ВВС было три полка и 87 единиц техники.
Надо отметить, что вся техника досталась Украине после распада СССР, после чего ВВС пришлось переживать не самые лучшие времена, так как из самой мощной армии ВВС в Европе осталось мало той силы, которая была ранее, но при всем этом армия еще существует.
Структура ВВС
ВВС Украины имеют свою определенную структуру:
- В первую очередь сюда входит авиация, которая состоит из тактической и транспортной.
- Также особое место занимает противовоздушная оборона с зенитными войсками и радиотехническими специализированными подразделениями.
- Отводится внимание и специальным войскам.
Именно такая структура обеспечивает безопасность государства в направлении военно-воздушных сил страны.
Что собой представляет тактическая авиация?
Тактическая авиация включает в себя несколько направлений, где присутствуют разные самолеты ВВС Украины.
Бомбардировочная авиация составляет основу военно-воздушных сил, так как основное ее направление — уничтожать группировки войск в местах их базирования, а также именно с помощью этой техники можно уничтожать военно-промышленные объекты врагов и проникать вглубь тактических объектов.
- Штурмовая авиация также является основой безопасности, так как цель использования этих войск состоит в проникновении вглубь вражеского тыла с целью уничтожения боевой техники и подразделений.
- Истребительная авиация прекрасно подходит для борьбы с противником в воздухе и с легкостью сможет поразить самолеты, вертолеты, БПЛА и даже некоторые крылатые ракеты.
- Разведывательная авиация используется с целью сбора информации в местах базирования противника.
- Авиация РЭБ ведет радиоактивную защиту в воздушном пространстве.
Для чего нужна транспортная авиация и противовоздушная оборона?
ВВС Украины имеют в своем распоряжении и транспортную авиацию. Конечно, она развита не на таком высоком уровне, как тактическая, но считается обязательным ее дополнением.
Дело в том, что транспортная авиация позволяет войскам десантироваться, перевозить военнослужащих и обеспечивать их разными материальными средствами с воздуха.
Что касается противовоздушной обороны, то здесь все предельно просто, с помощью зенитно-ракетных и радиотехнических войск есть возможность защитить себя от нападения с воздуха.
В чем суть специальных войск авиации?
Роль специальных войск в Украине довольно большая. Важно помнить, что воинские части, специализированные подразделения, инженерные войска химической и биологической защиты — все это также входит в ВВС Украины. Численность их большая и именно здесь есть специализированные части для материального, технического, медицинского обеспечения, а также органы печати военной отрасли.
Командование ВВС
За всю историю формирования ВВС Украины состав командования менялся всего лишь несколько раз:
- Первым командиром ВВС стал генерал-полковник Торопчин Анатолий Яковлевич, который пробыл на этом посту всего три года — с 2004 по 2007.
- На смену Торопчину пришел Руснак Иван Степанович, пробывший в звании командующего с 2007 по 2010 год.
- Далее командующим стал небезызвестный сейчас генерал-полковник Онищенко Сергей Иванович, в этой должности он пробыл до 2012 года.
- Следующим приемником стал Байдак Юрий Аврамович, управляющий армией ВВС с 2012 года по 2015 год.
- Сейчас главнокомандующим ВВС является Дроздов Сергей Семенович, который заступил на эту должность в 2015 году.
Что собой представляет формирование ВВС
На сегодняшний день сказать что-то определенное о составе ВВС Украины сложно, так как многие факты по ряду причин являются засекреченными, но имеются данные о подразделениях, которые существуют и до сегодняшнего дня:
- Воздушное командование «Запад».
- ВВС «Центр».
- Воздушные Силы «Юг».
Все эти командования располагаются в таких городах Украины, как Винница, Харьков, Николаев, Киев и Одесса.
Какая летательная техника есть на вооружении на сегодняшний день?
На сегодняшний день в Украине насчитывается не столько много военной техники, как было после распада СССР. Состояние ВВС Украины плачевное, а вооружение, которое имеется, давно уже устарело или требует тщательного ремонта. Рассмотрим основные виды летательных аппаратов, которые есть на данный момент в Украине:
- ВВС насчитывает всего одну БПЛА.
- Су-27 сегодня есть в количестве 20 машин.
- МиГ-29 находится в количестве 80 машин.
- Су-24 – 22 машины.
- Су-24МР составляет всего 11 машин.
- Су-25 находится в количестве 14 машин.
Во время вооруженного конфликта на Донбассе Украина понесла потери в летательной технике, поэтому правильнее всего будет предполагать, что выше перечисленное количество немного изменилось.
Продажа авиационной техники в Украине
В Украине не только насчитывается авиация, но есть и все возможности для того, чтобы производить самолеты, а потом экспортировать их в другие страны. На сегодняшний день существует целый ряд самолетов, вертолетов и БПЛА, которые сняты с вооружения у ВВС Украины.
Количество такой техники растет с каждым днем, так как требуется дополнительная материальная помощь для поддержания армии государства, как правило, продаются далеко не худшие образцы, а техника, которая имеет не такой большой износ.
Конечно, дополнительной доход — это хорошо, но надо помнить и о том, что обороноспособность страны тоже значительно уменьшается. Самыми большими сделками по продаже авиатехники можно считать:
- Продажу Алжиру практически 30 вертолетов МИ-24, эта сделка состоялась еще в 1999 году.
- В 2000 году Украина продала 6 МиГ-27 Шри-Ланке, самолеты находились в отличном состоянии, так как прошли не только досмотр, но и полное переоборудование.
- В 2001 году в Македонию отправились 17 вертолетов Ми-24 и Ми-8.
- Самый большой экспорт техники совершен в 2012 году, когда было продано 231 военный самолет и вертолет. Среди этой техники были совсем новые экспонаты, все остальные самолеты были на вооружении в ВВС.
Какие изменения будут в ВВС в 2017 году?
В 2017 году Украина планирует нарастить свои боевые возможности, при этом основная часть денежных средств должна поступить на то, чтобы начала развиваться именно авиация. Планируется не только закупить новые боевые машины, но и отремонтировать те, которые уже имеются на вооружении.
В программу входит модернизация и ремонт 60 самолетов и вертолетов. Особое внимание планируют уделить радиотехническим войскам, для этого потребуется закупить специальную технику для связи и обеспечения радиотехникой полетов. По отчетам прошлого года можно говорить о том, что уже немного пополнилось вооружении ВВС Украины.
Фото летательных боевых машин Су-25 есть даже в интернете, при этом указано, что модернизированные боевые машины смогли получить новое обеспечение, которое позволяет не только держать оборону, но и пользоваться специально установленной защитой от ракет с инфракрасным самонаведением.
Также Су-25 может похвастаться и спутниковой навигацией, системой воздушных сигналов, а также современными счетчиками прицела.
Говорить о том, что Военно-воздушные силы Украины поменяются к лучшему, не стоит, так как на сегодняшний день у государства просто нет денежных возможностей, чтобы проводить модернизацию и улучшать технику, при этом у Украины даже нет денег, чтобы сохранить ту технику, которая уже имеется, на должном уровне.
Если и будут делаться какие-то покупки новых машин, то они будут не совсем качественными, скорее всего это будут летательные аппараты, закупленные в Китае, а, как известно, та техника значительно уступает по своему качеству даже европейским аналогам.
Специалисты из Украины очень тщательно следят за всеми новинками и пытаются найти партнеров, с которыми бы можно было вместе работать над новыми проектами в области авиации. Небольшой потенциал в этом направлении у государства имеется, например, существуют предприятия «Антонов» и «Мотор Сич», которые помогают модернизировать устаревшую технику.
Как будет все складываться в дальнейшем, можно только предполагать, но пока что в перспективах больших изменений нет, а экономическая ситуация, которая складывается сейчас, наоборот, усугубляет возможность пополнения военного потенциала.
Ввс украины идут на посадку
В Киеве настаивают на необходимости скорейшего перевооружения ВВС Украины за счет масштабных закупок военных самолетов иностранного производства. В том, насколько реализуем этот план, разобрался корреспондент Федерального агентства новостей.
От величия к ничтожеству
В наследство от развалившегося Советского Союза ВВС Украины досталась колоссальная группировка военной авиации, насчитывавшая порядка 1100 самолетов.
Помимо прочего, в число этих бортов входили три сотни истребителей МиГ-29 и Су-27, две сотни фронтовых бомбардировщиков Су-24, около полусотни штурмовиков Су-25 и даже 19 сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев с крылом изменяемой стреловидности Ту-160. Еще к этой армаде прилагались почти девять сотен вертолетов.
Сейчас это может показаться невероятным, но в 1992 году по количественному показателю военная авиация Украины уступала лишь ВВС США, России и Китая! Причем украинский авиапарк начала 1990-х был весьма современным и вполне соответствовал уровню страны, претендующей на статус региональной державы.
Однако очень быстро выяснилось, что сохранить в строю все числящиеся на балансе ВСУ 2800 летательных аппаратов Киев не способен ни технически, ни финансово.
Наиболее дорогостоящими в обслуживании и эксплуатации являлись «Белые лебеди» Ту-160, что и предопределило их участь.
С 1998 года по программе Нанна—Лугара Украиной были утилизированы 10 Ту-160, один передан в Полтавский музей дальней авиации, а оставшимися восемью бортами украинцы расплатились с Россией в счет поставок природного газа.
Остальным летательным аппаратам ВВС Украины повезло немногим больше. В итоге, когда после Евромайдана Крым «отчалил» в сторону России, а в Донбассе вспыхнула гражданская война, в Киеве обнаружили, что от былой украинской воздушной мощи остались «рожки да ножки».
Тогда на ремонт и модернизацию сохранившегося авиапарка немедленно были выделены значительные средства. В патриотическом угаре 2016 год был даже объявлен годом украинских ВВС… Но помогло это мало.
«Военно-воздушная мощь Украины показала себя плохо обученной и неспособной адаптировать и улучшать свои основные элементы в ходе внутреннего асимметричного конфликта, который продолжается в юго-восточных регионах страны», — резюмировали авторы заметки Ukraine’s Asymmetrical Battlefield, опубликованной в 2015 году в британском журнале Air International.
Степень деградации украинской военной авиации наглядно демонстрируют данные еще одного британского аналитического издания, The Military Balance.
Согласно им, после всех усилий по укреплению ВВС, предпринятых правительством Петра Порошенко, на начало 2018 года Повітряні Сили Збройних Сил имели в своем составе всего около 80 истребителей МиГ-29 и Су-27, 14 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 31 штурмовик Су-25, а также около 47 вертолетов.
При этом реально в воздух из-за неудовлетворительного состояния техники и нехватки обученного личного состава могло подняться в лучшем случае не более двух третей машин. Средний налет в год в ВВС Украины на тот момент составлял 40 часов. Для сравнения напомним, что тот же показатель в 2018 году в ВВС России составлял более 100 часов.
Добавим еще несколько важных нюансов. ВВС Украины практически лишились возможности использовать управляемое авиационное вооружение класса «воздух—поверхность». Имеющийся у Киева авиапарк приближается к критическим показателям износа и по современным меркам изрядно устарел. Попытки же ОПК Украины реализовать программу модернизации украинских военных самолетов по большей части провалились.
Как спасти авиацию Украины?
Неудивительно, что в Киеве пытаются изыскать разнообразные способы «реанимации» своих ВВС.
Одним из примеров подобных действий, скоропалительных и громогласных, является попытка приобретения в Бразилии легких турбовинтовых штурмовиков EMB-314 Super Tucano.
Вероятность их получения Киевом пока весьма неочевидна, что связано не только с непростой экономической ситуацией на Украине, но и с пониманием того банального факта, что покупка бразильских Super Tucano — это паллиатив.
При всех несомненных достоинствах турбовинтового детища фирмы Embraer, считающегося одним из лучших самолетов в своем классе, один лишь Super Tucano не способен заменить собой полноценные реактивные истребители, бомбардировщики и штурмовики.
К тому же украинский ОПК продолжает демонстрировать неспособность не только создавать новые военные самолеты, но и поддерживать исправность уже имеющихся.
Столь критическая ситуация побудила Центральный научно-исследовательский институт вооружения и военной техники ВСУ проанализировать возможные схемы обновления авиапарка украинских ВВС.
Основные выводы, к которым пришли в ходе исследования специалисты ЦНИИ ВВТ ВСУ, недавно опубликовал украинский информресурс Defense Express в заметке с показательным названием «Как спасти авиацию Украины.
Какими могут быть Воздушные силы Украины через 5 лет».
Текущее положение вещей представляется украинским военным следующим образом.
По оценке командования ВВС Украины, имеющийся парк военных самолетов, с учетом продления сроков их службы и ресурса, позволит украинским пилотам эксплуатировать МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25 до 2025 года. Максимум — до 2030-го, но это, как говорится, уже «край». Украинские военные честно указывают, что большая часть имеющегося авиапарка, скорее всего, будет списана в ближайшие десять лет.
Подобное положение дел означает, что формирование подходов к замене парка военных самолетов на Украине уже сегодня является чрезвычайно актуальным. Более того, это самая сложная проблема в области военно-технической политики «незалежной» на ближайшие пять лет.
С учетом невозможности приобретения новых самолетов и комплектующих к ним в России, Повітряні Сили Збройних Сил України оказываются в очень непростом положении.
Либо ОПК Украины своими силами или в кооперации с иностранными (читай — «не российскими») предприятиями в самое ближайшее время конструирует и начинает выпускать современные аналоги МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25.
Либо на территории Украины локализуется производство и сборка иностранных (читай — «не российских») современных истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Либо же, наконец, Киев приобретает современные военные самолеты за пределами Украины (и России).
Если ни один из этих вариантов не будет успешно реализован, то после 2030 года от ВВС Украины останется только название.
Исходя из того, мягко говоря, неблестящего положения, в котором сейчас пребывают предприятия украинского ОПК, надеяться на первые два «либо» явно не приходится. Остается третий способ решения проблемы — самый простой, но и самый затратный. Речь идет о приобретении военных самолетов у США и их сателлитов, или у КНР.
Выбора просто нет
С целью хоть какой-то минимизации расходов специалисты ЦНИИ ВВТ ВСУ призывают в будущем сократить количество классов состоящих на вооружении в ВВС Украины самолетов до трех: многофункциональных реактивных истребителей, учебно-тренировочных реактивных самолетов и учебно-тренировочных турбовинтовых самолетов.
Оптимальным видится приобретение самолетов партиями не менее чем по 12 в каждой. Поскольку дюжина бортов — это «одна авиационная эскадрилья, являющаяся отдельным подразделением, способным самостоятельно вести боевые действия».
Что же может потенциально предложить Украине существующий авиарынок?
В категории многофункциональных реактивных истребителей украинские аналитики указывают четыре машины: американский F-35A Lightning II, выпускающийся в Евросоюзе EF-2000 Typhoon, французский Rafale C и шведский JAS-39 Gripen NG. Самым дешевым из этой крылатой компании является «швед».
С учетом затрат на поставку самолетов, авиационного вооружения, тренажеров, а также обучения пилотов и техперсонала, средняя стоимость одной эскадрильи JAS-39 Gripen NG, по мнению специалистов ЦНИИ ВВТ ВСУ, должна находиться в пределах 1,7 млрд долларов. Что почти в три раза превышает расходы Украины в 2019 году на все закупки и ремонт вооружения и военной техники всех видов и родов войск Украинской армии.
С учетом этого «внезапного» открытия украинские военные рекомендуют в первую очередь обратить внимание на возможность покупки иностранных учебно-тренировочных реактивных и учебно-тренировочных турбовинтовых самолетов. Во-первых, они, как правило, выпускаются и в учебно-боевых вариантах. Во-вторых, они заметно доступнее по стоимости, чем многофункциональные реактивные истребители.
Так, например, эскадрилья китайских реактивных УТС Hongdu L-15 обойдется Киеву примерно в 440 млн долларов — что, впрочем, составляет более 60% расходов Украины в 2019 году на все закупки и ремонт вооружения и военной техники всех видов и родов войск ВСУ. Ну, а эскадрилья бразильских турбовинтовых EMB-314 Super Tucano обойдется Украине и того дешевле — в 213 млн долларов. Это «всего» 30% уже сами догадались, чего.
Да, цены даже на самые дешевые машины кусаются. Но выбора у Киева, как считают специалисты ЦНИИ ВВТ ВСУ, просто нет. В общем, «надо брать!» На первых порах — иностранные УТС.
Если позволят средства — реактивные и турбовинтовые. Если с деньгами все будет плохо — только турбовинтовые.
Но искать деньги и «пробивать» контракты на самолеты надо прямо сейчас, иначе уже через пять лет ВВС Украины рискуют остаться вообще без летающих машин.
Попутно необходимо изыскивать любые возможности получения после 2025 года доступа к современным многофункциональным реактивным истребителям.
Если план с приобретением истребителей «не взлетит», то ВВС через десять лет останутся только с купленными за границей учебно-тренировочными самолетами. Конечно, полностью заменить специализированные истребители, бомбардировщики и штурмовики эти УТС не смогут.
Но, будучи новыми и современными, они позволят летному и техсоставу ВВС сохранить хоть какую-то квалификацию, а армии — иметь хоть какую-то воздушную поддержку.
Если же продолжать «сидеть ровно», ничего не делать и «кормить» украинскую общественность прожектами о том, как Дядя Сэм или Брюссель однажды расщедрятся и бесплатно завалят ВСУ военными самолетами, то к 2030 году ВВС Украины рискуют перейти исключительно на наземный вариант несения службы.
Вероятность стремится к нулю
Что ж, логика в рассуждениях специалистов ЦНИИ ВВТ ВСУ, несомненно, присутствует. Вместе с тем вряд ли вызывает сомнения вывод о финансовой несостоятельности современной Украины и продолжающемся процессе деградации как ее ОПК, так и ВСУ.
Да и вообще, с учетом текущих политико-экономических реалий, имеющих место к западу от границ ДНР и ЛНР, вероятность масштабных закупок Киевом военных самолетов иностранного производства стремится к нулю. Что, в свою очередь, предвещает неминуемый окончательный закат ВВС Украины. Осталось подождать 5—10 лет, хотя нам кажется, что это случится намного раньше.
Иными словами, Ввс украины идут на посадку и, скорее всего, навсегда.
Состояние и перспективы украинских ВВС
Сегодня мы поговорим о том, какие ВВС есть у Украины. Это государство до сих пор имеет в своем распоряжении такие самолеты, как МиГ-29 и Су-27.
Как все начиналось
В одном из наших прошлых материалов мы уже затрагивали тему, касающуюся состояния ВВС Турции и Воздушно-космических сил России. Сейчас пришла очередь проанализировать положение украинских ВВС. Тем более, что они использовались на Донбассе на первом этапе конфликта.
Среди украинских патриотов популярен тезис, будто после распада СССР «технику поделили несправедливо». Но это, мягко говоря, не совсем так. После краха Советского Союза Украине отошел огромный воздушный флот, который насчитывал около 2800 самолетов и вертолетов, входивших в состав четырех армий.
Среди них было около 300 истребителей МиГ-29 и Су-27 (разных модификаций), 200 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 50 штурмовиков Су-25. Общее число ударных вертолетов Ми-24 составляло чуть меньше 300.
Украине также досталась воздушная флотилия, состоящая из 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 – это больше, чем состоит сейчас на вооружении России. Часть этих машин, кстати, Украина передала РФ в счет погашения долга за газ.
В целом, украинский авиапарк тех лет был весьма современным.
Он вполне соответствовал уровню страны, которая претендовала на звание региональной державы. Более того, такой авиапарк был даже избыточен. Украине, например, были не нужны дорогие «стратеги» Ту-160, да и дальние бомбардировщики Ту-22 (их насчитывалось порядка 80) едва ли могли пригодиться.
- Ту-160 ВВС Украины / ©Wikimedia
- Реалии нашего времени
За годы независимости военный авиапарк Украины не просто сократился – он фактически перестал существовать. Сейчас из боевых самолетов в составе ВВС находятся примерно несколько десятков истребителей Су-27 и МиГ-29, пара десятков штурмовиков Су-25 и малое число фронтовых бомбардировщиков Су-24М.
Все эти машины, как мы уже говорили, можно было считать современными в начале 90-х, но сейчас они безнадежно устарели. Примечательно, что комплексной модернизации за годы независимости не подвергался ни один украинский боевой самолет. И ни один новый не был куплен. Даже война на востоке Украины не побудила руководство страны всерьез заняться данными вопросами.
Справедливости ради надо сказать, что некоторые шаги в этом направлении военное руководство все-таки сделало. Так, ВВС передали модернизированный по принципу «цена-качество» самолет Су-25М1. В сравнении с базовым Су-25 он получил спутниковую навигацию, новую систему воздушных сигналов, модернизированную радиостанцию и современные счетчики прицела.
В то же время модернизация Су-27 до уровня Су-27М1 дала летчикам обновленный комплекс защиты машины в воздухе.
Однако ни Су-25М1, ни Су-27М1 принципиально новых возможностей не получили. Более того, они даже не дотягивают до уровня модернизированных российских Су-25СМ и Су-27СМ.
Последний создатели хотя бы наделили опциональной возможностью поражать наземные цели новым управляемым оружием. Но у ВВС Украины таких вооружений просто нет.
- Су-27 / ©Militaryreview
- «Длинная рука» авиации
В странах постсоветского пространства вообще очень остро стоит проблема новых АСП (авиационных средств поражения). Даже Россия с ее возросшим потенциалом и началом масштабных поставок новой авиатехники оказалась неспособной обеспечить свои ВКС нужным количеством современных управляемых бомб и ракет.
В случае же с Украиной такой вопрос даже не рассматривался на серьезном уровне.
В арсенале украинских ВВС остались те же самые АСП, которые были в распоряжении Советского Союза. Это ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27, ракеты малой дальности Р-73, неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты.
Скорее всего, в наследство от СССР Украине перешло и некоторое количество тактических ракет класса «воздух-поверхность» Х-25, но они давно не соответствуют требованиям нашего времени. Да и срок хранения изделий, скорее всего, истек.
Косвенно крайнюю отсталость украинских ВВС доказывает конфликт на Донбассе.
За время войны Украина потеряла пять штурмовиков Су-25, два бомбардировщика Су-24, два истребителя МиГ-29, четыре ударных вертолета Ми-24, а также военно-транспортные самолеты. Через несколько месяцев войны Украина вообще перестала использовать боевые самолеты и вертолеты в зоне конфликта.
К тому моменту у ополченцев уже были переносные зенитные ракетные комплексы, и выполнение ударных задач превратилось для украинских летчиков в чистой воды самоубийство.
Не имея управляемого вооружения «воздух-поверхность», пилот штурмовика Су-25 должен визуально выявить цель и сбросить неуправляемые АСП на минимальном расстоянии от объекта.
Но за время подлета и прицеливания он уже несколько раз будет сбит. Эта же проблема предстала и перед пилотами ударных вертолетов, которые использовали в основном неуправляемые ракеты. Для справки: дальность поражения современного ПЗРК «Верба» достигает 6,4 км. Летчику, чтобы выпустить по цели неуправляемые ракеты, нужно подойти к ней как можно ближе.
Так что результат вылета будет вполне предсказуемым.
Без управляемых бомб и ракет, позволяющих действовать вне зоны досягаемости зенитных средств противника, боевая авиация эффективно использоваться уже не может. И применение украинских самолетов и вертолетов в ходе военных действий на востоке страны это подтвердило.
- Штурмовики Су-25 ВВС Украины / ©Cdn
- Будущее ВВС Украины
Перспективы ВВС Украины, как можно догадаться, очень туманные. Сейчас самым рациональным решением видится модернизация части боевых машин. Некоторые боеспособные самолеты и вертолеты еще можно модернизировать, но ресурс большинства уже почти исчерпан.
С учетом того, что они далеко не всегда ремонтировались и имели надлежащий уход, глубокая модернизация всего авиапарка может оказаться пустой тратой денег.
В условиях непростых отношений с РФ Украина лишена возможности закупать новую относительно недорогую авиатехнику.
Выходом может стать Китай, хотя боевые самолеты Поднебесной проигрывают по качеству не только западным, но и российским аналогам. Из европейских/американских машин можно обратить внимание на легкие многофункциональные истребители JAS 39 Gripen, являющиеся самыми дешевыми из европейских истребителей четвертого поколения.
Правда, к моменту поставок этих самолетов украинским ВВС (если это, конечно, случится) у России на вооружении уже будет истребитель пятого поколения Т-50, а Турция и Польша могут получить в свое распоряжение новейшие американские F-35. Так что закупка JAS 39 с его ограниченными возможностями выглядит разве что временной мерой.
Украина также может поучаствовать в создании турецкого истребителя пятого поколения TF-X. При условии, конечно, что турки согласятся и что этот проект вообще получит путевку в жизнь. Все-таки для Турции, которая никогда не строила боевые самолеты с нуля, этот проект – большой риск. На Украине тоже отсутствует полный цикл сборки боевых самолетов и вертолетов.
Есть, конечно, предприятие «Антонов», которое может строить единичные экземпляры военно-транспортных машин. Еще имеется «Мотор Сич», которая специализируется на создании двигателей и периодически предлагает свои варианты модернизации старой техники. Недавно, например, в компании презентовали многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-В, выполненный на базе старого советского Ми-2.
Эта же база (а вернее, ее польский вариант PZL W-3 Sok??) послужила основой для еще одной разработки «Мотор Сич» – вертолета МСБ-6 «Атаман». А вот одесская компания «ЮМИК Аэроспейс», разрабатывавшая легкие вертолеты, учебные самолеты и БПЛА, по неподтвержденным данным, переехала в Россию. Так что руководству страны неразумно возлагать большие надежды на украинский ВПК.
- Представленный «ЮМИК АЭРОСПЕЙС» штурмовик SM 33 / ©Milnavigator
Как бы там ни было, Украина вряд ли может позволить себе закупки иностранной авиатехники. Страна едва сводит концы с концами, обеспечивая текущее плачевное состояние Вооруженных сил: средств на закупку новой техники фактически нет, как не было их и раньше.
Чтобы в корне изменить бедственное положение армии, придется увеличить военный бюджет во много раз, а кроме того, призвать на помощь экспертов высокого уровня, которые помогут реформировать Вооруженные силы.
Без всего этого ВВС Украины перестанут существовать уже в ближайшие несколько лет.
Воздушные силы Украины — это… Что такое Воздушные силы Украины?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Воздушные силы Украины (укр.
Повітряні сили України) образованы в 2004 году путём объединения Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны.
Численность Воздушных сил Украины составляет 45 240 человек. По состоянию на 2007 год располагают 211 боевыми и 49 транспортными самолётами.[2]
История
Жирохов Михаил Александрович, автор публикаций по авиационной тематике[3]:
17 марта 1992 года согласно директиве Начальника Главного штаба Вооруженных Сил Украины были созданы Военно-Воздушные Силы Украины.[4]
На базе штаба 24-й Воздушной армии в г. Винница было сформировано Командование ВВС. В 1992 году на территории Украины находилось 4 Воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения. Всего около 600 воинских частей, 2800 летательных аппаратов различного назначения, более 120 000 военнослужащих.
В состав ВВС Украины были переданы три воздушные армии (1100 боевых самолётов):
Распад Советского союза оставил Украине одни из самых многочисленных и мощных ВВС в Европе. По количественному показателю военная авиация Украины в 1992 году уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи самой многочисленной в Европе.
Стоит отметить также, что большая часть современных военных аэродромов СССР приходилась на Украину, включая места базирования Ту-160, МиГ-29 и Су-27.
Войска ПВО Украины были созданы 5 апреля 1992 года на базе частей ПВО СССР, находившихся на территории страны.
Кроме ЗРК в их составе было семь истребительных авиаполков, вооруженных перехватчиками Су-15ТМ, МиГ-25ПДПДС и МиГ-23МЛД.
Однако на вооружении эти самолеты продержались недолго — в 1993 году были сняты с вооружения МиГ-25, потом и МиГ-23, а к 1997 году на базы хранения отправили и Су-15.
Армейская авиация вошла в состав Сухопутных войск Украины, как их род, с 3 июля 1994 года и за относительно короткое время своего существования превратилась из вспомогательного в одно из основных и перспективных средств вооруженной борьбы.
Созданы были на основе техники и летно-технического персонала семи полков боевых вертолетов, двух транспортных и нескольких отдельных эскадрилий ВВС СССР. На вооружении состояло около 900 вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-26 и Ми-24 (250 ед.).
Структура
Воздушные Силы в своём составе имеют воздушный и противовоздушный компоненты, которые распределяются на рода:[5]
- Авиация (истребительная, бомбардировочная, штурмовая, разведывательная, военно-транспортная и специальная);
- Противовоздушная оборона (зенитно-ракетные и радиотехнические войска);
- Специальные войска (отдельные воинские части и подразделения: — разведывательные, инженерные, РХБ защиты, связи АСУ и РТЗ, РЭБ, метеорологического обеспечения и др.);
- Части материально-технического и медицинского обеспечения;
- Учебные заведения.
Боевой состав
Флаг воздушных сил Украины
Штандарт командующего Воздушными силами Украины
Официальная страница Воздушных сил Украины умалчивает о своём боевом составе. Ниже приводится список по материалам страницы Александра Александрова. Данные на 2001 год.[6] Дополнения по реорганизации и расформированию на 2008 год.
−33-й Центр боевой подготовки Севастополь Бельбек
Обозначение формирования или частиВооружение и оснащение
Место расположения
Командование Воздушных Сил Украины | Винница | |
Харьковский Университет Воздушных Сил | Харьков | |
203 учебная авиабригада | L-39, Ан-26, Ан-26Ш | Чугуев, Харьковская обл. |
Государственный Научно-испытательный Центр | Феодосия | |
Колледж Воздушных Сил | г. Васильков, Киевская обл. | |
Специализированный центр боевой подготовки авиационных специалистов Воздушных Сил Украины | Николаев | |
отдельный полк дистанционно-управляемых аппаратов | Хмельницкий | |
25 транспортная авиабригада | Ил-76/78 | Мелитополь, Запорожская обл. |
15 транспортная авиабригада | Ан-30, Ту-134, Ан-24/26, Ми-8/9 | Борисполь, Киевская обл. |
456 транспортная авиабригада | Ан-26 «Вита», Ан-26/24, Ми-8/9 | Гавришовка, Винницкая обл |
Воздушное командование «Центр» | Васильков, Киевская обл. | |
40 бригада тактической авиации | МиГ-29 L-39 | Васильков, Киевская обл. |
831 бригада тактической авиации | Су-27 | Миргород, Полтавская обл. |
9 бригада тактической авиации | МиГ-29, Су-27 | Озёрное, Житомирская обл. расформирована |
96 зенитно-ракетная бригада | С-200, С-300 | Даниловка, Киевская обл. |
137 зенитно-ракетная бригада | С-300 | Умань, Черкасская обл. |
120 зенитно-ракетная бригада | С-300 | Харьков |
301 зенитно-ракетный полк | С-300 | Никополь, Днепропетровская обл. |
302 зенитно-ракетный полк | С-300 | Харьков |
108 зенитно-ракетный полк | Бук-М1 | Золотоноша, Черкасская обл. |
138 зенитно-ракетный полк | С-300 | Днепропетровск |
156 зенитно-ракетный полк | Бук-М1 | Донецк, Луганск, Мариуполь |
Воздушное командование «Юг» | Одесса | |
Николаев | ||
299 бригада тактической авиации | Су-25,L-39 Су-24МП | Кульбакино, Николаевская обл. |
160 зенитно-ракетная бригада | С-200, С-300 | Одесса, Николаев |
208 зенитно-ракетная бригада | С-200, С-300 | Херсон |
201 зенитно-ракетный полк | С-300 | Первомайск, Николаевская обл. |
Тактическое командование «Крым» | Симферополь | |
174 зенитно-ракетный полк | С-300 | Дергачи (Севастополь) |
50 зенитно-ракетный полк | С-200, С-300 | Феодосия,Алушта |
55 зенитно-ракетный полк | Бук-М1 | Евпатория |
Воздушное командование «Запад» | Львов | |
7 бригада тактической авиации | Су-24 Су24МР | Староконстантинов, Хмельницкая обл. |
114 бригада тактической авиации | МиГ-29 | Ивано-Франковск |
11 зенитно-ракетный полк | Бук-М1 | Шепетовка, Хмельницкая обл. |
223 зенитно-ракетный полк | Бук-М1 | Стрый, Львовская обл. |
540 зенитно-ракетный полк | С-200, С-300 | Каменка-Бузская, Львовская обл. |
Техника и вооружение
Данные о технике и вооружении ВВС Украины взяты из IISS Military Balance. Часть даных взята из mil.in.ua.
Состоят на вооружении
Боевые самолёты
ИзображениеТип
Производство
Назначение
Количество
Примечания
Су-27 | СССР | тяжёлый многоцелевой истребитель | 47[7] | Количество машин в боевой готовности точно не известно. На консервации находится около 30 из 47 самолетов. | |
МиГ-29 | СССР | многоцелевой фронтовой истребитель | 105 | Некоторое количество самолетов прошло модернизацию до МиГ-29МУ1. В 1992 году в ВВС Украины было 240 МиГ-29[8]. | |
Су-24 | СССР | фронтовой бомбардировщик | 80[7] | На вооружении находятся 25 единиц и 55 на хранении[9]. | |
Су-24МР | СССР | разведчик, фронтовой бомбардировщик | 23[7] | ||
Су-25 | СССР | штурмовик | 45 | Некоторое количество прошло модернизацию до Су-25М1[10]. |
Транспортные самолёты
Учебные самолёты
БПЛА
ИзображениеТип
Производство
Назначение
Количество
Примечания
ВР-2 | СССР | разведывательный БПЛА | н/д | Используются как мишени. | |
ВР-3 | СССР | разведывательный БПЛА | н/д | Используются как мишени. | |
Bird-Eye 400 | Израиль | Разведывательный БПЛА | 1[18] |
Вертолёты
Системы ПВО
Состояли на вооружении
Боеготовность
ВВС Украины располагает достаточно внушительным парком боевых самолетов, однако из-за катастрофического недофинасирования материально техническая часть в целом находится в небоеспособном состоянии. Не лучше обстоят дела и с подготовкой кадров для ВВС. На сегодняшний день ВВС Украины ограничено боеспособны.
По данным, обнародованным президентом В. Ющенко, в 2008 году из 116 истребителей боеспособны 31, из 24 бомбардировщиков — 10, из 12 самолётов-разведчиков — 6, из 36 штурмовиков — 8 (около 30 % списочного состава военной авиации)[источник не указан 613 дней]. Один из наиболее низких показателей реальной боеготовности среди ВВС европейских государств.
В 2010 году ситуация несколько улучшилась и в строй Вооруженных Сил Украины удалось вернуть 36 самолетов, 18 беспилотных летательных аппаратов и 47 авиационных двигателей.
Если в течение 2008—2009 годов для восстановления исправности и проведения модернизации авиационной техники выделялся лишь один процент от необходимого объема финансирования, то в 2010 году сумма выделенных на эти цели средств на порядок превышала предыдущие показатели.
В 2011 году на модернизацию и ремонт авиационной техники было запланировано выделить 203 млн грн, которые планировалось направить на восстановление исправности 9 боевых самолетов, самолета военно-транспортной авиации Ил-76МТ, 6 вертолетов и 16 учебно-боевых самолетов.
В период до 2015 года предполагается осуществить модернизацию около 40 боевых самолетов и отремонтировать почти такое же их количество. Об этом заявил командующий Воздушных Сил ВС Украины генерал-полковник Сергей Онищенко во время расширенного заседания коллегии Министерства обороны Украины.[23].
По неофициальным данным, среднегодовой налет пилота в ВВС Украины в 2010 году составил 17 часов, что является крайне низким показателем.
Деабрь 2012 года, ситуация в ВВС Украины заметно улучшилась, так средний налет за полугодие значительно возрос по сравнении с предыдущими показателями за этот же период и составляет в среднем более 45 часов на одного пилота, при средних показателях по европе в 50-60 часов. В регулярный состав ВВС в общем удалось вернуть более 50 машин,после ремонта и модернизации. Все самолеты и ЗРК которые были возвращены в состав ВВС прошли капитально-востановительный ремонт или среднюю модернизацию на предприятиях Украины.
Опознавательные знаки
Эволюция опознавательных знаков
Опознавательный знакЗнак на фюзеляж
Знак на киль
Когда использовался
Примечания
1991 — нет данных |
нет данных — по настоящее время |
Галерея
Знаки различия
Генералы и офицеры
Сержанты и рядовые
См. также
Примечания
Военно-воздушные силы Украины: Русофобия без границ
Развал ВВС Украины: как всё начиналось
С момента распада СССР в 1991 году Украина получила солидное советское наследство: делёж военной техники оставил новообразованной республике сильный авиационный потенциал. По количественному показателю боевая авиация Украины в 1990-х годах уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи самой многочисленной в Европе.
Необходимо также отметить, что значительная часть современных военных аэродромов бывшего СССР находилась на территории Украины, где дислоцировались истребители МиГ-23, МиГ-29 и Су-27, дальние бомбардировщики Ту-16, Ту-22, Ту-95 и Ту-160.
Именно украинские аэродромы играли первостепенную роль для нанесения обезоруживающего удара по военной инфраструктуре НАТО. Авиабазы в Миргороде и Василькове, Мелитополе и Белой Церкви, Прилуках и Полтаве, Мукачево и Стрые – вот далеко не полный их список, которые получали новую авиатехнику в первую очередь.
На данный момент упомянутые аэродромы уже основательно изучены специалистами Североатлантического альянса.
В 1992 году на территории Украины находилось четыре воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий. Всего – свыше 3000 летательных аппаратов (в том числе 42 новых стратегических бомбардировщика), более 120 тыс. военнослужащих. Ещё одна дивизия ракетоносцев (Ту-16К, Ту-22М3 и Ту-142М3), пять отдельных полков и пять эскадрилий были в морской авиации.
- Всего авиасоединения Украины получили свыше 2000 боевых самолётов:
- Истребительная авиация: 80 МиГ-23МЛ/МиГ-23МЛД, более 80 Су-15ТМ/Су-15УМ, около 100 МиГ-25ПД/МиГ-25РБТ/МиГ-25ПУ, 240 МиГ-29, 70 Су-27П;
- Фронтовые бомбардировщики и штурмовики: 150 Су-24М, 63 Су-25;
- Дальняя авиация: 30 Ту-16, 30 Ту-22К, 36 Ту-22М2/Ту-22М3, 23 Ту-95МС, 19 Ту-160;
- Военно-транспортная авиация: 190 Ил-76МД, 55 Ан-26, 21 Ил-78;
- Разведывательная авиация: 30 Ту-22Р, 15 МиГ-25РБ, 30 Су-17М3/Су-17М4, 12 Су-24МР;
- Авиационный полк РЭБ – 35 машин Як-28ПП;
- Четыре учебных авиационных центра – 240 МиГ-21бис, 60 Су-24М, 550 L-39 «Альбатрос»/L-29 «Дельфин».
- Кроме того, на вооружении числилось около 900 вертолётов, в том числе 250 ударных Ми-24В/Ми-24П.
Однако с дальнейшим ухудшением финансово-экономического положения Украины авиаполки стали стремительно деградировать: в 1990-х годах были сняты с вооружения заправщики Ил-78, истребители МиГ-23МЛД, учебно-тренировочные самолёты Ту-134УБЛ; также были утилизированы, либо порезаны на металлолом дальние ракетоносцы Ту-22М2/Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 (правда, официальный Киев передал России восемь Ту-160, три Ту-95МС и 581 крылатую ракету Х-55 в уплату долга за поставленный природный газ на сумму 285 млн. долларов). Не лучше обстояли дела и с подготовкой авиационных кадров.
Но самым унизительным для украинских ВВС стало подписание 25 ноября 1993 года соглашения между Украиной и США об уничтожении частей Дальней авиации; финансирование вышеупомянутого договора осуществлялось за счёт средств, выделенных американским правительством в рамках проекта «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращении распространения оружия массового уничтожения». В 1996-1999 годах было уничтожено 29 стратегических ракетоносцев (10 Ту-160 и 19 Ту-95МС). Кроме того, в 2002-2006 гг. на авиабазах в Николаеве, Полтаве, Прилуках и Белой Церкви было ликвидировано 60 дальних бомбардировщиков Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3), состоявших на вооружении строевых частей, морской авиации, а также находившихся на базах хранения и авиаремонтных заводах.
Военно-воздушные силы Украины насчитывают, по примерным данным, 45 фронтовых истребителей МиГ-29/МиГ-29УБ/МиГ-29МУ1, 32 истребителя-перехватчика Су-27П/Су-27УБ/Су-27П1М/Су-27С1М, 14 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 31 штурмовик Су-25/Су-25М1, 10 фронтовых разведчиков Су-24МР, 47 учебно-тренировочных самолётов L-39/L-39М «Альбатрос» чешского производства, семь тяжёлых военно-транспортных машин Ил-76МД, 20 «транспортников» Ан-26/Ан-26 «Рятунчик», три пассажирских самолёта Ан-24РВ, четыре лёгких тренировочных машины ХАЗ-30, три самолёта-разведчика Ан-30, один средний военно-транспортный самолёт Ан-70 и один административный Ту-134АК. В правительственном авиаотряде числится четыре VIP-борта (Airbus A319-115, Ан-148-100В, Ан-74ТК-300Д и один вертолёт Ми-8МТВ-1). Вертолётные части имеют на вооружении 44 многоцелевые машины Ми-8Т/Ми-17/Ми-8МСБ-В/Ми-9, 34 ударных Ми-24П/Ми-24ПУ1. Численность личного состава авиасоединений составляет примерно 45 тыс. человек. Главнокомандующий ВВС Украины – генерал-полковник Сергей Дроздов.
Авиация ВМС Украины имеет на вооружении два противолодочных гидросамолёта Бе-12 «Чайка», два «транспортника» Ан-26, один лёгкий биплан Ан-2Т (морская авиационная эскадрилья), три противолодочных вертолёта Ка-27, три корабельных транспортно-боевых машины Ка-29, три многоцелевых вертолёта-амфибии Ми-14ПЛ, один поисково-спасательный Ми-14ПС, один лёгкий Ка-226, один многоцелевой Ми-8МСБ-В (морская вертолётная эскадрилья).
Анализируя современное состояние Военно-воздушных сил Украины, необходимо отметить, что после получения так наз.
«независимости», несмотря на попытки проведения модернизации авиасоединений, отметим, что ни Су-25М1, ни Су-27П1М/Су-27С1М принципиально новых возможностей не получили.
Более того, повальная коррупция и воровство в армии и высших эшелонах власти сводят на нет и эти куцые военные программы.
Кроме того, после прихода к власти неофашистских сил боевая авиация Украины существенно снизила боеспособность и понесла ощутимые потери от ополченцев. Авиабазы и ангары остаются, по существу, без должной охраны, что ещё больше осложняет положение в связи с тем, что авиационное вооружение продолжает попадать в руки ультранационалистов.
Туманное будущее ВВС Украины
Нахождение у власти ультраправых сил в Киеве привело не только к расколу Украины, но и милитаризации страны. А это, фактически, повлекло к засилью «западенцев» в рядах армейской авиации. При этом рекламируемая так наз.
«модернизация» Военно-воздушных сил Украины предусматривает не столько защиту своих национальных интересов, сколько проведения дальнейших карательных акций против собственного народа.
Также необходимо признать, что в настоящее время украинские пилоты заражены антироссийской пропагандой и готовы выполнять преступные приказы своих командиров.
Кроме того, ВВС Украины вошли в десятку худших в мире за последние годы (шестое место). Рейтинг был составлен американским военным порталом «We Are The Mighty». Причинами этого, как поясняли американские эксперты, стали устаревшая техника, слабая подготовка лётного состава и плохое техническое оборудование.
Специалисты отметили, что за время войны в Донбассе украинская авиация проводила геноцид своего мирного населения, поэтому становилась целью ополченцев.
Конечно, МиГ-29 и Су-27 и сегодня представляют значимую угрозу в воздушном бою, однако усилия Украины по модернизации и техническому обслуживанию оставляют желать лучшего. Налёт украинских военных лётчиков составляет в среднем около 40 часов, что свидетельствует о плачевном состоянии боевой авиации.
«Украинские Су-27 отстают от российских на несколько десятилетий, инвестиции в их модернизацию незначительны. Это отражается на их авионике, системах РЭБ и проявляется в отсутствии современного вооружения», – давал анализ портал «Military Watch».
Если российские самолёты способны поражать противника на значительной дальности, то у украинской авиации дальнобойного вооружения, к счастью, просто нет.
И даже если бы ВВС «незалежной» вдруг удалось получить российские ракеты, непонятно, смогли бы они модифицировать свои истребители для их использования.
Таким образом, Украина, в обозримом будущем, не сможет себе позволить закупки иностранной авиатехники. Страна едва сводит концы с концами, обеспечивая текущее плачевное состояние боевой авиации: средств на закупку новой техники фактически нет, как не было их и раньше. Без всего этого ВВС Украины перестанут существовать уже в ближайшие несколько лет.
Олег Усик
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Мигранты получают от Швеции бюджетные деньги, но не спешат работать