Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++, без ПГО, с двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Разработан в ОКБ Сухого. Модификация для ВКС России обозначается как Су-35С. Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.
Су-35С — видео
«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.
Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация). В 2006 году начато производство установочной партии Су-35.
Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А.
Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.20 февраля 2008 года самолёт был представлен президенту Российской Федерации В. В.
Путину и первому вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский. 7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А.
Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов.
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно.
Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России.
3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С.
ВВС России в 2013 году получили 12 новых истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22 единицы.
12 февраля 2014 года боевой состав военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России.
Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где были произведены самолёты.
В ходе учений ВВО Приморского края 8—11 апреля 2015 года лётчиками Су-35 были произведены пуски ракет воздух-воздух. 9 мая 2015 4 Су-35 ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
16 июля 2015 «Сухой» передал 2 Су-35 Минобороны. 4 Су-35 были переданы ВКС России. По две машины 27 октября и 2 ноября 2015 (с красными бортовыми номерами «03», «04», «05» и «06»). На 10.02.
2016 изготовлено 46 истребителей, из них 6 принимают участие в испытаниях в 929 Государственном лётно-испытательном центре в Ахтубинске, 6 находятся в 4 Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в Липецке, 23 находятся на вооружении 23-го истребительного авиационного полка (Дзёмги, из них 4 в Сирии) и ещё 11 переданы 22-му истребительному авиаполку (Центральная Угловая).
Особенности Су-35С
Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ).
Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления. Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет.
Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.
Конструкция
Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги.
С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу).
Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления.
Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов.
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
- Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Поставки и экспорт
В 2009 «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ.
Планируются поставки Су-35 в Индонезию. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35.
В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.
Тактико-технические характеристики Су-35С
- — Первый полёт: 19 февраля 2008 года- Начало эксплуатации: 12 февраля 2014 года
- — Единиц произведено: 52 (на ноябрь 2016 г.
)
- Стоимость Су-35С
- — около 2 млрд рублей
- Экипаж Су-35С
- — 1 человек
- Размеры Су-35С
- — Длина: 21,9 м- Размах крыла: 14,75 м- Высота: 5,9 м- Площадь крыла: 62,04 м²- Угол стреловидности по передней кромке: 42°- Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²- Нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
- — Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающейся против полёта
- Вес Су-35С
- — Масса пустого: 19000 кг- нормальная взлётная масса (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э): 25300 кг- максимальная взлетная масса: 34500 кг
- — масса топлива: 11500 кг
- Двигатель Су-35С
- — «АЛ-41Ф1С» турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)- тяга максимальная: 2 × 8800 кгс- тяга на форсаже: 2 × 14500 кгс- углы отклонения вектора тяги: ±15° в плоскости- скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с- масса двигателя: 1520 кг
— Тяговооружённость (у земли, при н.у.): при нормальной взлётной массе — 1,1; при максимальной взлётной массе — 0,811
- Скорость Су-35С
- — Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч- Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч (M=2,35, при высоте более 11 км)- Максимальная скорость бесфорсажная: 1,1 Маха- Скороподъемность: 280 м/с- Длина разбега (полный форсаж): 450 м
- — Длина пробега (с нормальной взлетной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
- Дальность полета Су-35С
- — у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км- на высоте: без ПТБ: 3600 км; с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
- Практический потолок Су-35С
- — 20 000 м
Вооружение Су-35С
- — Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов- Боевая нагрузка: 8000 кг
- — Узлов подвески вооружения: 12
- Ракеты воздух-воздух:- средней дальности: 6 × Р-27ЭР, Р-27Т; 10 × РВВ-АЕ
- — малой дальности: 6 × Р-73
- Ракеты воздух-земля:- Противокорабельные ракеты: 6 × Х-31 или 2 × Х-59М- Высокоточные боеприпасы: 6 × Х-29Т; 6 × КАБ-500
- — Неуправляемые боеприпасы: 6 С-25 (НАР); 6 С-8.
Фото Су-35С
Кабина Су-35С
You have no rights to post comments
Истребитель СУ-35 (СУ-27М) на вооружении ВВС России
Су-35 – самый грозный истребитель ВВС России, который в настоящее время стоит на вооружении. Это мощный истребитель, имеющий два современных двигателя, представляет основательно модернизированный истребитель Су-27, которой производился еще в советское время.
Новый самолет Су-35 способен демонстрировать огромную скорость, подниматься на огромную высоту, совершать высший пилотаж, нести при этом огромную полезную нагрузку. Все данные технические характеристики в купе с передовым радиоэлектронным оборудованием и вооружением превращают истребитель Су-35 в чрезвычайно опасного противника для любого иностранного истребителя.
Именно поэтому ВВС Народно-освободительной армии Китая так желают заполучить новый российский истребитель.
История создания истребителя СУ-35
Изготовление установочной партии Су-35 началось в 2006 году. Начало летных испытаний образца было намечено на 2007 год, однако сроки испытаний перенесли на 2008. Сборка первого опытного образца Су-35 была завершена на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина» к лету 2007 года, после чего российский истребитель су 35 был представлен на МАКС-2007.
Первый полет опытного истребителя Су-35 состоялся в ЛИИ имени Громова 19 февраля 2008 года.
Новый самолет пилотировал Сергей Богдан, летчик-испытатель РФ, который продемонстрировал высший пилотаж. 20 февраля 2008 года истребитель су 35 был представлен Федерации В. В. Путину, президенту Российской Федерации, при посещении города Жуковский.
В июле 2008 года истребитель выполнил первый демонстрационный полет, который состоялся в Жуковском. 2 октября того же года с аэродрома КнААПО Комсомольска-на-Амуре поднялся в небо второй образец, который совершил 20 полетов. На март 2009 года уже совершено 100 полетов.
В рамках МАКС-2009 в подмосковном Жуковском в России заключена крупнейшая сделка за последние десятилетия по закупке истребителей. Договоренность предусматривает поставку 48 многофункциональных истребителей Су-35C, начиная c 2012-го по 2018 год.
Подобный контракт должен быть заключен на период с 2018 и по 2020 годы. В 2010 году Компания «Сухой» завершила предварительные испытания Су-35. Он продемонстрировал отличные технические характеристики. 3 мая 2011 года совершил первый полет новый серийный Су-35С.
2 декабря того же года поднялся в воздух второй серийный Су-35С. Приставка С означает серийный.
Минобороны России 25 декабря 2012 года получило шесть истребителей Су-35. В 2013 году ВВС получили еще 12 истребителей Су-35. С учетом поставленной партии авиапарк России составил 22 единицы.
В феврале 2014 году боевой состав ВВС России пополнился 12 истребителями. До конца 2018 года Минобороны должно получить еще 50-60 таких самолетов. Министр обороны РФ подчеркнул, что на вооружение в 2018 году будет принят глубоко модернизированный истребитель поколения «4++» Су-35С.
Предназначение самолета СУ-35
Наносить упреждающий удар по воздушному противнику, в том числе малозаметному.Атаковать наземные либо морские цели без захода в зону ПВО.Применять оружие по наземным (морским) и воздушным по радиолокационной информации.Участвовать в групповых действиях по наземным и воздушным целям.
Выполнять полет на малых высотах, облетая и обходя препятствия.Сопровождать воздушные цели одновременно в задней полусфере самолета.Выполнять боевые задачи в условиях преднамеренных помех.
Обнаруживать типовые наземные и воздушные цели на дистанции до 200 км, большие воздушные цели с ЭОП – на расстоянии до 400 км.
Технические характеристики ТТХ СУ-35
Су-35 продемонстрировал уникальные технические характеристики:
Длина — 21,9 м.Высота -5,9 м.Размах крыла — 15,3 м.Масса пустого Су-35 составляет 19000 кг.Взлетная нормальная масса составляет 25300 кг.Взлетная максимальная масса составляет 34500 кг.Запас топлива в баках — 11500 кг.Вес боевой нагрузки составляет 8000 кг.Тип двигателя – ТРДДФ.Двигатели — 2х117С.Тяга двигателя составляет 14500 кгс.
Максимальная скороподъемность — более 280 м/с.Максимальная скорость на высоте 11000 м составляет 2250 км/ч.Максимальная скорость составляет 1400 км/ч на высоте 200 м.Практический потолок составляет 18000 м.Дальность полета при полной заправке у земли со скоростью М=0,7 составляет 1580 км.
Дальность полета при полной заправке на большой высоте с крейсерской скоростью составляет 3600 км.Перегоночная дальность с применением 2хПТБ-2000 составляет 4500 км.Максимальная эксплуатационная перегрузка составляет 9 g.Длина разбега на полном форсаже при нормальной взлетной массе составляет 400-450 м.
Длина пробега во время посадки на бетонную полосу с применением колесных тормозов и тормозного парашюта и нормальной посадочной массой составляет 650 м.Экипаж — 1 человек.
Вооружение самолета СУ-35
Авиационная пушка ГШ-30-1.Боевая нагрузка составляет 8000 кг.12 узлов подвески вооружения.Ракеты воздух-воздух: РВВ-БД, Р-27Т, Р-27П, 6×Р-27ЭР, 10×РВВ-АЕ, 4×Р-73.Ракеты воздух-земля: 6×Х-31, 2×Х-59М.Высокоточные боеприпасы: Х-25, 6×Х-29, 6×КАБ-500, С-25ЛД, КАБ-1500.Неуправляемые боеприпасы: С-8, С-25 (НАР), бомбы различного калибра и назначения до 1500 кг.
Авионика СУ-35
Применяется Н035 Ирбис, радиолокационная станция с встроенной пассивной фазированной антенной решеткой.Дальность обнаружения целей на догонных курсах составляет 150 км.Дальность обнаружения целей на встречных курсах составляет 350—400 км.Обнаружение и целеуказание: 30 воздушных или 4 наземные.
Одновременный обстрел: не более 8 ракет с активной головкой самонаведения, не более 2 ракет с полуактивной головкой самонаведения.На дистанции до 80 км ОЛС может сопровождать 4 воздушные цели.Датчики ИК-диапазона — предупреждение о ракетной атаке.Вооружение позволяет использовать подвесные контейнеры РЭБ.
Особенности конструкции истребителя СУ-35
-
Истребитель Су-35 создан по схеме «триплан» с применением поворотного ПГО и имеет аэродинамическую интегральную компоновку. На Су-35 использованы аэродинамические усовершенствования, которые были разработаны для палубного варианта Су-27К. Корпус самолета выполнен с применением алюминиево-литиевых сплавов и КМ.
Су-35 по сравнению с Су-27 имеет усиленные стойки шасси, добавлены узлы внешней подвески под крылом. Кабина оснащена катапультным креслом К-36, которое установлено с увеличенным наклоном спинки.
Для размещения усиленной передней опоры, нового БРЭО, системы дозаправки топливом инженеры разработали новую головной фюзеляж с боковыми люками доступа к аппаратуре и увеличенным радиопрозрачным обтекателем РЛС. Новая «голова» истребителя для сохранения управляемости и устойчивости в путевом канале потребовала увеличения площади рулей направления и вертикального оперения.
Для монтажа нового оборудования увеличили диаметр и длину хвостового обтекателя, а тормозной парашют был перенесен на верхнюю поверхность фюзеляжа хвостовой части перед топливным баком.Су-35 имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР.Двигатели с УВТ.
На истребителе Су-35 используются два «АЛ-41Ф1С», двухконтурных турбореактивных двигателей со специальным управляемым вектором тяги в одной плоскости и форсажной камерой, что позволяет демонстрировать высокие ттх. Эти двигатели — «упрощённый» вариант двигателя «АЛ-41Ф1» для самолета пятого поколения.
АЛ-41Ф1С отличается сниженной бесфорсажной и форсажной тягой и использованием электронно-механической системы управления. Характеристики форсажной тяги составляют 14500 кгс, в бесфорсажном режиме тяга составляет 8800 кгс. Межремонтный ресурс двигателей — 1000 часов, ресурс 4000 часов. Двигатели позволяют достигать сверхзвуковой скорости без применения форсажа.
Су-35 использует РЛС Н035 Ирбис, который с ЭПР 3 м² имеет дальность обнаружения целей до 400 км. Дополнительно применяется ОЭИС и оптико-локационная станция. Истребитель имеет средства радиоэлектронной борьбы, к тому же его можно оснастить станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина пилота оснащена голографическим индикатором на лобовом стекле, в том числе двумя жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими работать в многоэкранном режиме.Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, ЭВМ управления оружием.
Многорежимная помехозащищенная РЛС включает режим атаки наземных целей, картографирования земной поверхности, позволяет находить воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км.Вооружение Су-35 на сегодняшний день не имеет иных аналогов по широте используемого ассортимента вооружения для действий по морским, наземным и воздушным целям. На внешних узлах Су-35 способен нести до 14 ракет. Ракетное вооружение устанавливается на восьми крыльевых точках подвески, под фюзеляжем и под мотогондолами.
Экспортные поставки
На сегодня Су-35 еще не продавался за рубеж. Однако к нему активно приценивается КНР, который остро интересуется двигателями и бортовой радиоэлектроникой истребителя.
Китайское двигателестроение сильно продвинулось, однако по-прежнему не может в полном объеме удовлетворять текущие запросы ВВС по созданию копий советского двигателя АЛ-31Ф, попавшего в руки китайских инженеров 20 лет назад.
Основные риски продаж в Китай сводятся к несанкционированному копированию, а также воспроизводству систем и узлов самолета.
Видео: СУ-35
Источник
Самолет СУ-35: реактивный истребитель, технические характеристики (ттх), вес, скорость
Металлический ураган, наделённый исключительной боевой мощью и новаторскими информационно-управляющими системами. Болид, которому под силу преодолеть звуковой барьер без включения форсажа. Бравый воин, способный единовременно атаковать до восьми воздушных целей, и являющийся флагманом ударных авиадивизий России. Всё это многоцелевой современный истребитель – Су35С.
В распоряжении фронтовой авиации ВВС России находится целый ряд современных истребителей. Это заслужившие мировое признание: МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и Су-30 СМ. Каждый из них способен эффективно выполнять боевые задачи в современных условиях. Но особое место в авиапарке Российских ВВС занимает самолёт Су-35С четвёртого поколения++.
История создания поколения 4++
- Базовой моделью для создания самолёта четвёртого поколения+/+, стал многоцелевой истребитель Су-27.
- Планер этой модели показал отличные лётные качества, и имел значительные резервы для модернизации, что и привело к созданию нового самолёта на его базе.
- Конструкторы последовательно решили следующие задачи:
- глубокая модернизация планера;
- автоматизированное управление оперением;
- активная система безопасности;
- сверхманёвренность;
- многофункциональность.
Многое из полезного оборудования Су-27 было решено оставить. Однако серьёзной модернизации избежать не удалось. Первый квартал 2006 года ознаменовался началом работ над первой партией опытных моделей. Истребители Су-35 начали свой путь в городе Комсомольск-на-Амуре на авиационном предприятии имени Ю. А. Гагарина. Данная организация является филиалом компании «Сухой».
Согласно плану конструкторов, лётные испытания должны были начаться к середине 2007 года. Назначенная дата тестовых вылетов оказалась нарушена по уважительным причинам и её пришлось пролонгировать до 2008 года. Вынужденный перенос сроков не помешал показать самолёт Су-35С без полётов на международном авиашоу МАКС-2007.
Первый вылет и первый контракт на покупку новейшего истребителя
Первый прототип поднялся в воздух в середине февраля 2008 г. Пилотировал Су-35 лётчик-испытатель Сергей Богдан, показав хороший результат и высший пилотаж.
На следующий день 20 февраля новейший истребитель впервые продемонстрировали президенту Российской Федерации В. В. Путину в подмосковном городе Жуковский.
К осени того же года на «КнАПО» изготовили второй прототип Су-35 и второго октября он совершил свой первый полёт в дальневосточном небе.
За семь месяцев испытаний второй образец совершил более 100 испытательных вылетов.
На авиасалоне «МАКС-2009» проходящем по традиции в подмосковном городе Жуковский, между военными ведомствами и предприятием «Сухой» был заключён контракт на поставку 48 авиамашин нового поколения Су-35 с 2012 до 2015 год. При своевременном выполнении договора поставки между сторонами рассматривалось заключение повторного аналогичного контракта с 2015 до 2020 года.
Предварительные испытания были окончены спустя год, и в 2010 началось серийное производство. Первые истребители Су-35С увидели свет третьего мая и второго декабря 2011 года. К наименованию самолёта добавилась буква С, означающая серийность.
Согласно контракту, к 2013 году Министерство Обороны России получило 22 из 48 заказанных истребителя. Учитывая выполненные обязательств авиапромышленным предприятием «Сухой» по первому договору и второму аналогичному контракту, к 2016 году на вооружение принято более 65 самолётов Су-35С.
Конструкция и новейшие технологии
Внешний вид истребителя Су-35 внушительный и эстетичный. Он имеет стремительную форму напоминающую хищника с распластанными крыльями, с мускулистой шеей и двумя вертикальными «плавниками» хвостовой части, на которых установлены поворотные рулевые панели.
Дополнительно установлено переднее горизонтальное оперение, что улучшило управляемость самолета. Для планера были использованы наработки Су-27К, истребителя предназначенного для эксплуатации на авианесущих кораблях. Корпус выполнен из титана и алюминия.
Стойки шасси были усилены, подвеска обрела дополнительные надёжные элементы.
Кабина пилота оборудована катапультным креслом К36.
Носовая часть оснащена приёмником воздушного потока в виде копья, который крепится к носовому обтекателю, закрывающего РЛС. Площадь вертикального оперения была увеличена для повышения стабильности и манёвренности. Задний гаргрот пришлось нарастить в диаметре, так как современное оборудование заняло больше объёма, чем предыдущее.
Тормозной парашют тоже изменил свое местоположение, теперь теперь его отсек наверху фюзеляжа, впереди топливного бака. Засекреченное покрытие планера в виде напыления (технология Стелс) существенно снижает радиолокационную и тепловую заметность самолета.
Двигатели
Самолёт Су-35 оборудуется двумя авиадвигателями «АЛ-41Ф1С» с управляемым вектором тяги УВТ. Двухконтурная конструкция турбореактивной силовой установки имеет высокую надежность и тягу. Эти модели аэродвигателей, служат прототипами для истребителей пятого поколения, после соответствующей модернизации. Форсажная и безфорсажная тяги занижены, чтобы не снижать рабочий ресурс.
Скорость сверхзвука достигается без перехода в режим форсаж. Ресурс авиадвигателей 4000 часов, плановое обслуживание проводится через каждые 1000 часов. Управление двухмоторной силовой установкой выполняется в электронно-механическом режиме.
Авионика
Истребители Су-35С оснащены радиолокационной системой РЛС Н035 «Ирбис», которая без труда обнаруживает цель на расстоянии 400 км. Дополняет конструкцию оптико-локационная станция и ОЭИС. Панель приборов в кабине пилота состоит из двух жидкокристаллических экранов. Для большей концентрации пилота, на лобовое стекло выведена голографическая проекция.
Современное оснащение системой контроля и применения оружия состоит из:
- оптоэлектронной системы;
- функциональной РЛС;
- электронного управления.
Мультирежимная РЛС с защитой от помех позволяет автоматически переходить в боевой режим для атаки сухопутных целей. Также система способна обнаружить и сопровождать воздушную цель на расстоянии 400-450 км, и находящиеся на земле объекты от 200 до 250 км.
Боевое оснащение Су-35 остаётся эксклюзивным среди аналогичных истребителей во всём мире и способно поражать:
- морские;
- наземные;
- воздушные цели.
Ттх в сравнении с аналогами
В таблице указаны: основное описание, особенности, технические характеристики.
Модификации истребителяСу35 / Т10МСу35Б / Т10БМ / Су35СДлина корпуса, м | 22,18 | 21,95 |
Размах крыльев, м | 14,71 | 14,76 |
Высота самолёта, м | 6,36 / 6,44 | 5,93 |
Фактическая площадь крыла, кв/м | 62,05 | 62,3 |
Стреловидность крыла, градус | 41,97 | 41,97 |
Средняя нагрузка на крыло, кг/кв.м | 414,50 | 409,90 |
Максимальная нагрузка на крыло, кг/кв.м | 547,50 | 610,90 |
Тяговооруженность средняя T/W | 0,98 | 1,15 |
Тяговооруженность максимальная T/W | 0,75 | 0,77 |
Максимальная взлётная масса, кг | 33990 | 34495 |
Средняя взлётная масса, кг | 24690 | 25320 (ракеты Р-77 и Р-73 по 2 шт.) |
Масса без нагрузки, кг | 18410 | 19050 |
Масса горючего с подвесными баками, кг | 14295 | 14295 |
Масса горючего без подвесных баков, кг | 10252 | 11520 |
Полезная нагрузка, кг | 8100 | 8100 |
Предельная скорость на высоте, км/ч -Мах | 2500 / 2.35 | 2500 / 2.35 |
Предельная скорость у земли км/ч — Мах | 1400 / 1.17 | 1400 / 1.17 (на высоте 200 м, зафиксировано ГСИ в 2011 г.) |
Максимальная скорость без форсажа, км/ч — Мах | 1300 / 1.1 | превышая 1300 (превышая 1.1) на первом прототипе Т10БМ |
Крейсерская скорость, км/ч — Мах | 810-970 / 0.74-0.9 | |
Предельная дальность полёта с одной дозаправкой, км | 6350 | |
Предельная дальность полета с подвесными топливными баками, км | 4530 | 4530 |
Предельная дальность полета без подвесных баков, км | 3390 | 3610 (крейсерская скорость) |
Удалённость полета у земли со скоростью — 0.7 Маха, км | 1590 | |
Радиус ведения боя, км | 1650 | |
Практический потолок, м | 18100 | 18100 / 19100 (зафиксировано на первом этапе ГСИ в 2011 году) |
Скороподъемность, м/с | 300 | 300 |
Разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50%, км/ч -секунд | 590-1150 за 13,9 с | 590 — 1150 за 13.9 с 1150 -1350 за 8 с |
Предельная эксплуатационная перегрузка, G | 9 | |
Оценочная площадь ЭПР | 0.5-2 кв.м | |
Разбег, м | 390-450 | 400-450 м (взлетная масса средняя, полный форсаж) |
Посадочная дистанция, м | 650-700 | 650-700 (с использованием тормозного парашюта и при средней массе) |
Боевое крещение
2016 год стал ответственным для ВКС России, так как были поставлены служебные задачи в Сирии. Для их выполнения туда были направлены новейшие самолёты Су-35С. Базирование самолетов на авиабазе Хмеймим. Российская авиабаза находится в зоне боевых действий и самолеты постоянно находятся в воздухе выполняя операции патрулирования, прикрытия и разведки.
Основная задача «Сушек» состояла в сопровождении и авиационном прикрытии других транспортных и военных самолётов. Министерство Обороны России отмечало, что при становлении пары Су-35 «в противоход» обзорность достигала 360 градусов в радиусе 200 км вокруг.
Появление нового поколения Российских самолётов в Сирийском небе вызвало неподдельный интерес военных атташе зарубежных стран. Были попытки сравнить российский истребитель «Су» и американские самолёты F-15 F/A-18 со стороны иностранных экспертов, что привело к неутешительным выводам для экспертов США.
Министерство обороны, спустя год боевого дежурства новых самолётов в Сирии заявило, что Су-35С полностью соответствуют заявленным характеристикам, и превосходят большинство иностранных аналогов, таких как F-22 Raptor, который относится к пятому поколению. 23 ноября 2017 пара штурмовиков Су-25 выполняли боевую задачу по прикрытию наземных войск. В это время в непосредственной близости штурмовиков появился F-22 Раптор.
Который имитировал атаку, выпускал тепловые ловушки и маневрировал в опасной близости от самолетов ВКС. С авиабазы было подняты дежурные машины. Скорость истребителя Су-35С позволила оперативно достичь места происшествия.
При приближении истребителей Раптор вернулся на базу, прекратив провокационные действия.
Министр обороны России Сергей Шойгу официально заявил о том, что военная операция в Сирии в очередной раз подтвердила высокую квалификацию российской авиации.
Интересные факты Су-35 сравнили с НЛО
Иностранные военные, журналисты и простые люди впервые увидели гордость российской авиации самолёт Су-35С на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Все с нетерпением ждали демонстрационного полёта новейшего истребителя.
Пилотировать самолёт поручили всё тому же Сергею Богдану герою России. Российский истребитель демонстрировал фигуры высшего пилотажа, но, когда он неоднократно выполнил «блинчик» – это разворот самолёта практически на месте с радиусом 360 градусов без потери высоты, посетители авиасалона ахнули от восторга. Нет такого самолёта в мире, который мог бы выполнить подобный номер.
Инженер из Франции Кристиан Куновски заявил: «Это не истребитель, а НЛО! Я плакал от восторга впервые в своей жизни». Добавив, что русская машина способна большее в сравнении с Миражом. Таким образом боевые машины завоевали сердца иностранцев на лазурном берегу.
Перспективы модернизации
Учитывая перспективы активного развития мирового авиастроения можно основательно предположить, что нынешний облик Су-35С скорее всего не последний.
Истребители западного производства четвёртого поколения практически все прошли модернизацию по замене радиолокационных станций на современные аналоги и мультифункциональные фазированные антенные решётки. Таким образом новейшие РЛС и АФАР повышают эффективность по нахождению цели и разделяют их на количество сопровождающих самолётов.
Рассматривается интересная идея по установке в воздухозаборник функциональных радаров-блокеров, и установке дополнительного вооружения между воздушными каналами. Используемый двигатель «АЛ-41Ф1С» готов перейти в пятое поколение с незначительной доработкой. Перспективы Су-35С весьма завидны, помимо внутреннего рынка он вызывает нескрываемый интерес у потенциальных покупателей за рубежом.
Видео
Кому какое дело до российского истребителя-невидимки, когда есть Су-35?
Благодаря своей сверхманервенности Су-35 не имеет аналогов в воздушном бою.
Тем не менее, грядущие столкновения в воздухе с использованием новейших ракет (Р-77, «Метеоры», AIM-120), возможно, развернутся на обширных территориях, и даже в ближнем бою будут применяться универсальные ракеты наподобие AIM-9x и Р-74, которые не требуют непосредственного наведения на цель.
Тем не менее, скорость Су-35 (а она способствует и скорости выпущенной ракеты) вкупе с высокой допустимой нагрузкой означают, что самолет хорошо покажет себя и в бою без зрительного контакта с целью. Вместе с тем, маневренность и средства радиоэлектронной борьбы помогут Су-35 избежать ракет противника.
Отличаясь своей непревзойденной маневренностью, Су-35 практически догнал свои западные аналоги, такие как F-15, в том, что касается электроники и вооружений. Но даже при том, что Су-35 наверняка окажется смертоносным для F-15, «Еврофайтера» и «Рафаля», его способность соревноваться на равных с истребителями пятого поколения, такими как F-22 и F-35, вызывает вопросы.
Предыстория
Су-35 — это дальнейшее развитие платформы Су-27, разработанной в ходе заключительной стадии холодной войны как конкурент F-15. Это был тяжелый двухмоторный многоцелевой истребитель, сочетающий отличную скорость и прекрасную боевую нагрузку с маневренностью в воздушном бою.
В 1989 году Су-27 ошеломил публику на Парижском авиашоу, продемонстрировав «кобру» Пугачева — маневр, при котором истребитель резко задирает нос вплоть до отклонения назад на 120 градусов, однако сохраняет прежнее направление полета.
Несмотря на широкий экспорт по всему миру, Су-27 пока не сталкивался с западными истребителями в прямом бою, однако отлично зарекомендовал себя на службе у Эфиопии в ходе приграничной войны с Эритреей, сбив 4 МиГа-29 противника без единой потери. Применялся истребитель и для наземных атак.
История же разработки Су-35 гораздо сложнее. Модернизированная версия Су-27 с закрылками в передней части фюзеляжа, названная Су-35, впервые появилась в 1989 году. Однако это была еще не современная модель с таким же обозначением. Всего было выпущено 15 таких истребителей. Двухместный Су-30 — еще одна модернизация Су-27 — был запущен в серию и пошел на экспорт почти в дюжину стран.
The Drive24.07.2018Bloomberg31.07.2018The National Interest03.08.2018
Правильное наименование нынешней модели, уже без закрылок — Су-35С. Это наиболее передовой самолет из всей семьи Су-27. Разработка истребителя началась в 2003 году на заводе в Комсомольске-на-Амуре, ведущем производственном предприятии холдинга «Сухой». Первые прототипы появились в 2007 году, а серийное производство началось в 2009-м.
Корпус и двигатели
Семейство Су-27 отличается сверхманервенностью. Это значит, что данные самолеты предназначены для выполнения контролируемых маневров, невозможных при использовании стандартных аэродинамических механизмов.
В Су-35 это частично достигается за счет двигателей с отклонением вектора тяги: сопла его турбореактивных АЛ-41Ф1С, разработанных НПО «Сатурн», могут во время полета смотреть в разные стороны — что облегчает самолету переворот через крыло и рыскание.
Лишь один из действующих западных истребителей — F-22 — может похвастать аналогичными возможностями.
Благодаря этому Су-35 также может достигать очень высоких углов атаки. Другими словами, самолет может двигаться в некотором направлении, даже если его нос направлен совсем в другую сторону. Высокий угол атаки облегчает нацеливание на ускользающую цель и выполнение сложных маневров.
Эти маневры могут прийтись как нельзя более кстати при уклонении от ракет или в воздушном бою накоротке — хотя самолет при этом и переходит в низкоэнергетическое состояние.
Максимальная скорость Су-35 на больших высотах достигает 2,25 Мах (что равно F-22 и превосходит F-35 или F-16). Кроме того, самолет имеет превосходное ускорение.
Однако вопреки первоначальным заявлениям, Су-35, похоже, неспособен выполнять сверхзвуковой крейсерский полет при полной боевой загрузке без использования форсажа.
Его рабочий потолок составляет порядка 18 тысяч метров — наравне с F-15 и F-22 и на три тысячи метров выше, чем у «Супер Хорнет», «Рафаля» и F-35.
Запасов горючего у Су-35 хватает на 3 500 километров, при этом дальность полета может быть увеличена до 4 500 километров благодаря внешним топливным бакам.
Срок службы как титанового планера, более легкого по сравнению с предшественниками, так и моторов был значительно повышен — до 6 000 и 4 500 летных часов соответственно.
Для сравнения, заявленный срок эксплуатации F-22 и F-35 — 8 000 часов.
Планер Су-35 не отличается малой заметностью.
Тем не менее, изменения, внесенные в конструкцию воздухозаборников и фонаря, а также применение материалов, поглощающих радиолокационное излучение, значительно снижают эффективную площадь отражения.
По данным одной статьи, она колеблется между 1 и 3 метрами. Но даже при значительно суженном диапазоне обнаружения истребителем-невидимкой в полном смысле этого слова Су-35 не является.
- Вооружение
- Су-35 имеет от 12 до 14 держателей и узлов подвески вооружения, что обеспечивает самолету превосходный набор вооружений по сравнению c F-15C и F-22 (у них держателей по восемь) или даже F-35, у которого имеется четыре ракеты внутрикорпусного расположения.
- На дальних дистанциях Су-35 может использовать ракеты радиолокационного самонаведения K-77M, имеющие заявленную дальность свыше 190 километров.
В воздушном бою на более коротких дистанциях ракета Р-74 с инфракрасным управлением может быть выпущена непрямой наводкой: благодаря оптическому прицелу, установленному на шлеме, пилот может нанести удар по противнику в диапазоне до 60 градусов. Р-74 обладает дальностью действия свыше 40 километров и также имеет режим отклонения вектора тяги.
Арсенал Су-35 класса «воздух-воздух» дополняют ракета Р-27 средней дальности и Р-37 высокой дальности (рассчитанная против систем дальнего радиолокационного обнаружения и самолетов-заправщиков в условиях радиоэлектронной войны).
Наконец, на Су-35 установлена 30-миллиметровая пушка со 150 снарядами на случай ближнего боя или атаки с бреющего полета.
Грузоподъемность Су-35 рассчитана почти на восемь тысяч килограммов боеприпасов класса «воздух-земля». Исторически сложилось так, что высокоточное оружие Россия по сравнению с военно-воздушными силами Запада применяет ограниченно. Тем не менее, возможности для широкомасштабного использования такого оружия существуют, если это допускается военной доктриной и запасами вооружений.
Датчики и электронное оборудование
Наиболее значительные улучшения Су-35 по сравнению с предшественниками произошли на аппаратном уровне. Истребитель оснащен мощным комплексом радиоэлектронного противодействия Л175М «Хибины», который предназначен для искажения радиолокационных волн и создания помех при наведении ракет противника, что значительно повышает безопасность самолета.
Предполагается, что радар Су-35 «Ирбис-Е» с пассивной антенной решеткой с электронным сканированием окажется наиболее эффективным против самолетов-невидимок.
По заявленным данным, он может отслеживать до трех десятков воздушных целей с радиальным поперечным сечением от трех метров в радиусе 400 километров, а также более мелких целей с поперечным сечением от сантиметров в радиусе 80 километров.
Однако радары с пассивной антенной решеткой легче обнаружить и заглушить, чем их активные аналоги, использующиеся западными истребителями в настоящее время. «Ирбис» также имеет режим работы «воздух-земля», в котором может отслеживать до четырех наземных целей для атаки высокоточным оружием.
Дополнением к радару служит оптико-локационная система ОЛС-35. Она включает в себя тепловизор, осуществляет сопровождение цели и обладает радиусом действия в 80 километров — представляя собой потенциальной угрозу для самолетов-невидимок.
Существующие подразделения и будущие покупатели
В настоящий момент на вооружении ВВС России находятся лишь 48 истребителей Су-35. Еще 50 было заказано в январе 2016 года и будут выпускаться по 10 штук в год.
Четыре истребителя были развернуты в Сирии в январе этого года после того, как турецкий F-16 сбил российский Су-24.
Задача вооруженных ракетами класса «воздух-воздух» Су-35 заключалась в том, чтобы дать понять, что российские войска представляют собой угрозу и в воздушном пространстве.
Китай заказал двадцать четыре самолета Су-35 стоимостью два миллиарда долларов, но от дальнейших закупок, скорее всего, воздержится. Считается, что интересы Пекина состоят главным образом в копировании турбореактивных двигателей Су-35 с отклоняемым вектором тяги для последующего их использования в собственных разработках. На вооружении ВВС НОАК уже стоит Шеньян J-11, копия Су-27.
Попытки выйти с Су-35 на международный рынок — включая Индию и Бразилию — по существу провалились.
Тем не менее, недавно о своем желании приобрести восемь истребителей заявила Индонезия, однако подписание контракта раз за разом откладывается.
Сообщалось также о намерениях Алжира приобрести десять истребителей за 900 миллионов долларов. В числе потенциальных клиентов также называются Египет, Венесуэла и Вьетнам.
Заявленная цена Су-35 колеблется между 40 и 65 миллионами долларов. В экспортных же контрактах фигурирует цена, превышающая 80 миллионов долларов.
Против истребителей пятого поколения
Су-35 по меньшей мере сопоставим с лучшими западными истребителями четвертого поколения — если не превосходит их. Сможет ли он конкурировать с пятым поколением истребителей-невидимок, таких как F-22 или F-35 — и если да, то насколько успешно — пока что большой вопрос.
Благодаря своей сверхманервенности Су-35 не имеет аналогов в воздушном бою.
Тем не менее, грядущие столкновения в воздухе с использованием новейших ракет (Р-77, «Метеоры», AIM-120), возможно, будут происходить на обширных территориях, и даже в ближнем бою будут применяться универсальные ракеты наподобие AIM-9x и Р-74, которые не требуют наведения на цель.
Тем не менее, скорость Су-35 (а она способствует и скорости ракеты) вкупе с высокой допустимой нагрузкой означают, что самолет хорошо покажет себя и в бою без зрительного контакта с целью. Вместе с тем, маневренность и средства радиоэлектронной борьбы помогут Су-35 избежать ракет противника.
Более серьезная проблема заключается в том, что мы можем предугадать, сколь эффективной окажется технология малой заметности против высокотехнологичного противника.
Оказавшись лицом к лицу с Су-35, истребитель-невидимка F-35 попадет в серьезную передрягу — но каковы шансы, что у российского истребителя при всей его скорости и маневренности вообще получиться обнаружить F-35 и приблизиться к нему на расстояние ближнего боя?
По мнению ВВС США, истребители-невидимки смогут обнаруживать противника на расстоянии до 160 километров и выпустить по нему целый град ракет, на который противник не сможет ответить, пока не подберется ближе — в зону действия визуального и инфракрасного обнаружения.
Сторонники российского истребителя парируют, что Су-35 сможет полагаться на наземные радары с узкой полосой пропускания, а также бортовую ИК поисково-следящую систему и радар с пассивной антенной решеткой.
Однако эти технологии считаются несовершенными и в большинстве случаев не могут служить для наведения вооружения.
Очевидно, что у обеих сторон имеются значительные экономические и политические стимулы настаивать на своей правоте.
Хотя технические достоинства обеих школ заслуживают того, чтобы рассматривать их в деталях, окончательно разрешится вопрос, скорее всего, лишь в ходе боевых испытаний.
Кроме того, на исход воздушного боя влияет и ряд других факторов, таких как вспомогательное вооружение, профиль полета и уровень подготовки пилотов.
Может, Су-35 и правда лучший истребитель ближнего боя за всю реактивную эру, но хватит ли его характеристик и обширной оружейной базы для обеспечения превосходства в воздухе в эпоху технологии малой заметности — это еще вопрос.
Себастьен Роблин — обладатель степени магистра по решению конфликтов Джорджтаунского университета, ранее работал преподавателем при Корпусе мира в Китае. Кроме того, он занимался вопросами образования, а также переселением беженцев во Франции и США. В настоящее время пишет статьи о безопасности и военной истории для портала «Вор из боринг» (War Is Boring).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Су-35
При создании Су-35 в ОКБ Сухого отступили от аэродинамической схемы с передним горизонтальным оперением (ПГО), используемой в конструкции истребителей Су-27М, Су-33, Су-30МКИ, и вернулись к проверенной классической аэродинамической схеме Су-27. Прогресс в технологиях, достигнутый к началу нового десятилетия, позволил отказаться от ПГО, не потеряв преимуществ, которые оно дает.
Планер самолёта претерпел изменения, обеспечившие увеличение назначенного ресурса и срока службы машины, размещение большего, по сравнению с Су-27, запаса топлива, установки новых бортовых систем и радиоэлектронного оборудования. Изменена конструкция и компоновка головной части фюзеляжа. Функции тормозного щитка переданы дифференциально отклоняемым рулям направления, в конструкцию которых также внесены изменения.
Конструкция (основные элементы фюзеляжа, крыла, оперения и шасси) планера Су-35 усилена, что позволило увеличить максимальный взлетный вес машины.
Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35 несет 11,3 тонны против 9,4 на Су-27).
Помимо этого истребитель оснащается системой дозаправки в воздухе и может использовать подвесные топливные баки объемом 2000 литров каждый. Боевая нагрузка осталась такой же, как на Су-27 — 8 тонн. Количество узлов подвески возросло с 10 до 12.
Разработанная НПО «Сатурн» силовая установка типа «117С» с поворотными соплами имеет форсажную тягу на 16% больше, чем у двигателей «АЛ-31Ф». Назначенный ресурс двигателей увеличен до 4000 часов.
Уникальная комплексная цифровая система дистанционного управления «КСУ-35» с четырёхкратным резервированием, созданная специалистами МНПК «Авионика», выполняющая функции сразу нескольких систем (в том числе и управлением вектором тяги) не только повышает пилотажные и маневренные возможности самолёта, но и одновременно выполняет функции обеспечения активной безопасности.
Важнейшее отличие Су-35 от истребителей поколения «4+» — наличие на борту авионики пятого поколения. РЛС с поворотной фазированной антенной решёткой «Ирбис-Э», созданная в НИИ приборостроения им. В.В.
Тихомирова, гарантированно обеспечивает обнаружение и захват типовых воздушных целей на дальности до 200 км (на фоне земли — до 170 км), а в более узком секторе обзора – до 350-400 км. «Ирбис-Э» способна одновременно сопровождать до 30 целей и наводить ракеты на 8 из них, не прекращая при этом просмотр воздушного пространства.
Радиолокационная система управления также обеспечивает селекцию наземных движущихся целей и информационного обеспечения маловысотного полёта.
Второй информационный канал системы управления вооружением — многоканальная оптико-локационная система (ОЛС) с высокой чувствительностью и помехозащищённостью.
Она обнаруживает и сопровождает цели по тепловому излучению на расстоянии до 90 км, а также измеряет расстояние до цели (предельная дальность — 20 км для воздушных и 30 км для наземных целей).
ОЛС также используется для подсвета наземных целей для наведения на них управляемых ракет с лазерными головками самонаведения. Подвесной оптико-электронный контейнер расширяет пилотажно-навигационные возможности машины в режиме «воздух-поверхность».
Средства навигации и индикации разработаны Раменским приборостроительным КБ и другими предприятиями НПЦ «Технокомплекс» в содружестве с МИЭА. Информационно-управляющее поле кабины лётчика выполнено с учётом принципов оптимального представления индикационной информации.
В системе индикации применены широкоформатные цветные многофункциональные индикаторы и широкоугольный цветной ИЛС, демонстрируется движущаяся карта местности. Светотехническое оборудование кабины обеспечивает работу пилота с очками ночного видения. Реализован принцип «тёмной» кабины для снижения рабочей нагрузки (формирование подсказок в критических ситуациях).
Лётчик также обеспечивается нашлемной системой целеуказания, и комплексом средств аварийного покидания самолёта.
Навигационно-прицельный комплекс состоит из: лазерной инерциально — спутниковой навигационной системы (СНС), радиотехнической системы навигации, бортовой графической станции, обзорно-прицельного оптико-электронного подвесного контейнера, волоконно-оптических и мультиплексных линий связи.