"Дроны инспектируют коммерческие самолеты"
15 мая 2018 Алексей Синицкий
Источник: журнал "Авиатранспортное обозрение, № 189, май 2018"
Первых в мире, как всегда, несколько. В апреле компания Airbus объявила, что уже в IV квартале 2018 г. заказчикам — авиакомпаниям и организациям по ТОиР
— будет доступен усовершенствованный беспилотный летательный аппарат AID (Advanced Inspection Drone) для проведения визуального осмотра ВС в ангарах. Сейчас ожидается завершение сертификации разработки в Европейском агентстве по безопасности авиаперевозок (EASA).
По информации Airbus, использование беспилотника позволит сократить время на проведение инспекций с одного дня до трех часов. Дроны Airbus оснащены интегрированной видеокамерой, датчиком обнаружения препятствий, программным обеспечением для планирования полета и программой инспекционного анализа. Наиболее удобны дроны для проведения осмотра верхней части фюзеляжа ВС — обычно для инспекции этой области приходится использовать специальную платформу.
Разработкой беспилотного летательного аппарата Airbus занимался совместно со своей дочерней фирмой Testia, которая специализируется на испытаниях в области неразрушающего контроля. Новый беспилотник — часть проекта «Ангар будущего» (Hangar of the Future) компании Airbus, направленного на разработку более эффективных способов проведения технического обслуживания и ремонта ВС, куда входят автоматизация процессов инспектирования ВС и сбора данных, использование переносных устройств и технологий «Интернета вещей».
Отметим, что в основу дрона AID положены приобретенные Airbus беспилотник и программное обеспечение к нему, разработанные фирмой Donecle, также базирующейся в Тулузе и созданной выходцами из Airbus и компании Thales. Компания Donecle приступила к поставке дронов для инспекции ВС еще в конце 2017 г., первые испытательные полеты были выполнены в 2015 г., а с 2016 г. доработка системы выполнялась совместно с компанией Air France Industries — KLM Engineering & Maintenance, которая применяет этот дрон для поиска повреждений поверхности ВС от молний и града, проверки качества окраски и других работ.
Разработанный компанией Donecle специальный дрон представляет собой квадракоптер с четырьмя спаренными пропеллерами с защитным ограждением. По словам представителя компании, обычные дроны оказались недостаточно надежными для использования около самолета. Примененная Donecle система лазерного позиционирования и многочисленные сенсоры позволяют дрону вычислять свое местонахождение относительно ВС и автоматически двигаться вокруг инспектируемого самолета; при этом нет необходимости каждый раз делать калибровку — оператор вводит в систему регистрационный номер самолета, так что система опознает по базе тип ВС и вычисляет траекторию движения. Большинство инспекций проводится в рамках C-check, но компания планирует предложить использование дрона и во время A-check. Инспекции проводятся в ангаре, что позволяет обойти ограничения на полеты беспилотников на территории аэропорта, однако компания планирует приступить и к проверкам на открытом воздухе. По информации Donecle, было выполнено множество испытательных полетов на улице, однако нормативные требования очень жесткие. Кроме того, дождь и сильный ветер могут вызвать проблемы для работы дрона. Обычно дрон удерживается на безопасной дистанции 1 м от поверхности ВС, но сильный порыв ветра может привести к столкновению, а удаление на большую дистанцию ухудшает качество изображения.
Практически одновременно с Airbus британские компании Ubisense и MRO Drone объявили о запуске «первого в мире» решения «Умный ангар» (Smart Hangar), в котором автоматизированные инспекции самолета с помощью дронов будут сочетаться с использованием цифровых технологий для увеличения эффективности и производительности работ по ТОиР. Утверждается, что благодаря проведению с помощью дронов инспекции повреждений самолетов экономия времени, необходимого на восстановление летной годности самолета (то есть на решение ситуации AOG — Aircraft on Ground), составит до 90%.
Ключевым элементом будущей системы выступает разработанный совместным предприятием MRO Drone (учредители — британские компании Blue Bear и Output42) беспилотник RAPID (Remote Automated Plane Inspection and Dissemination), который уже прошел испытания у одной из крупнейших европейских низкотарифных компаний — EasyJet. Лоукостер планирует в этом году начать эксплуатацию дронов на своих базах в лондонских аэропортах Гэтвик и Лутон. В дальнейшем EasyJet предполагает разместить дроны на своих базах в аэропорту Женевы, а также в миланском аэропорту Мальпенса и берлинском Шёнефельде. Далее ожидается освоение технологии использования этих дронов компанией Lufthansa Technik, которая выполняет ТОиР самолетов EasyJet на Мальте и в Будапеште.
Первые опыты с беспилотником Riser (предоставленным Blue Bear) авиакомпания EasyJet провела в 2015 г. в своем ангаре в Лутоне. Изначально специализированный квадракоптер Riser с четырьмя пропеллерами в аэродинамических каналах разрабатывался для инспекции ядерных объектов. Систему RAPID фирма Blue Bear создавала совместно с компанией Output42, которая специализируется на программном обеспечении в области 3D-моделирования и обнаружения дефектов. Отметим, что вместо специально разработанного Riser была использована коммерчески доступная китайская квадракоптерная платформа DJI Matrice 100 (цена на Amazon с пультом управления и запасной батареей — 4497 долл.), то есть главную особенность RAPID составляет система позиционирования беспилотника и диагностики повреждений.
На нынешнем этапе использование дрона не может полностью заменить непосредственную работу специалистов, регламентированную требованиями авиационных властей и фирмы — производителя самолета. Однако беспилотник позволяет быстро определить места, которые требуют вмешательства человека.
Каждый самолет два раза в год проходит инспекцию на предмет повреждений от молний, и, по информации EasyJet, использование дрона позволяет сократить время работы с шести часов до двух. Это дает возможность в случае необходимости быстрее приступить к ремонту, что очень важно для лоукостера с большим парком ВС, которые интенсивно эксплуатируются. Отметим, что времени полета на одной батарее недостаточно для инспекции всего самолета, поэтому требуется промежуточная посадка для подзарядки. После завершения полета собранные изображения загружаются для анализа в облачную компьютерную систему. По словам разработчиков, дальнейшее совершенствование системы предусматривает автоматическое сравнение и анализ изображений для выявления повреждений.
Также активные работы по применению дронов в области технического обслуживания и ремонта ВС ведут компании IFS Labs, Luftronix и Avitas Systems. Всего несколько лет понадобилось для того, чтобы отрасль воздушных перевозок перешла от первых опытов с беспилотниками к началу их коммерческого использования для ТОиР. Активизация этих работ произошла в 2015 г., когда компания SITA Labs продемонстрировала два прототипа — Fotokite, летающий на поводке, что позволяет использовать его вне ангаров, и свободно летающий eXom Quadcopter для полетов внутри ангаров. В опытах по их использованию участвовали авиакомпании Delta Air Lines и Emirates, а также аэропорт Женевы.
По мнению SITA Labs, использование дронов в гражданской авиации не будет исчерпываться работами по ТОиР — перспективы имеют применения в области безопасности для контролирования периметра аэропорта и для обнаружения посторонних предметов на поверхности аэродрома.